№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата проведения |
1 | 1 | Вводное занятие. Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. | |
«Бумажный город» (поделки из бумаги и картона) 14 ч |
2 | 1 | Игрушка – сувенир: «Домик в деревне» | |
3 | 1 | Композиция: «Осень» | |
5 | 3 | Фоторамка из бумаги | |
6 | 3 | Аппликации в технике квиллинг | |
7 | 2 | Панно: «Бабочка» | |
8 | 1 | Поделки из коробок: «Витрина» | |
9 | 1 | Поделки из коробок: «Коробка с бабочками» | |
10 | 2 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | |
«В чудесном лесу» (поделки из природных материалов) 12 ч |
11 | 2 | Панно из семян: «Ваза с цветами» | |
12 | 2 | Панно из семян: «Цветик-семицветик» | |
13 | 1 | Аппликация: «Корзина с цветами» | |
14 | 1 | Аппликация: «Мимоза» | |
15 | 2 | Аппликация: «Зимний лес» | |
16 | 1 | Аппликация из листьев и цветов. | |
17 | 1 | Аппликация из птичьих перьев. | |
18 | 2 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | |
Работа с пластическими материалами 6 ч |
19 | 2 | Рисование пластилином. | |
20 | 1 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | |
21 | 3 | Лепка из солёного теста. | |
«Замок мастеров» (поделки из различных материалов) 20 ч |
22 | 1 | Аппликация из пуговиц. | |
23 | 1 | Аппликация из салфеток. | |
24 | 1 | Аппликация на дисках | |
25 | 3 | Вышивка лентами: «Ромашка» | |
26 | 3 | Вышивка лентами: «Ландыш» | |
27 | 1 | Поделки из макарон: «Бусы» | |
28 | 2 | Аппликация из ткани: «Пчёлка» | |
29 | 2 | Аппликация из ткани: «Стрекоза и бабочка» | |
30 | 2 | Поделки из макарон: «Подставка для карандашей» | |
31 | 4 | Поделки из бисера: «Денежное дерево» | |
Поделки из гофрированной бумаги 5 ч |
32 | 2 | Цветы из гофрированной бумаги: «Георгины» | |
33 | 3 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | |
Модульное оригами 10 ч |
34 | 3 | Модульное оригами: «Васильки» | |
35 | 4 | Модульное оригами: «Скоморох» | |
36 | 2 | Игрушки объёмной формы. | |
37 | 1 | Треугольный модуль оригами. | |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» составлена на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Программа кружка «Умелые ручки» актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Кружок “Умелые ручки” вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель кружка – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. 34 учебные недели, 68 часов в год.
Результаты освоения кружка “Умелые руки”
Знать:
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
Содержание программы
Поделки из бумаги и картона
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Игрушки-сувениры. Поделки из коробок. Цветы и деревья из бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Искусство квилинга.
Поделки из природных материалов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Панно из семян. Мозаика из семян. Аппликация из семян и косточек. Сказка из листьев и лепестков. Аппликации, картины, панно.
Работа с пластическими материалами
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Рисование пластилином. Обратная мозаика на прозрачной основе. Лепка из солёного теста.
Поделки из различных материалов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Поделки из макарон. Вышивка лентами. Сказка из овощей и фруктов. Поделки из ткани. Поделки из бисера.
Поделки из гофрированной бумаги
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Модульное оригами
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Забавные самоделки в технике модульного оригами