СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Волшебный карандаш"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка расчитана на 8-11 классы. Занятия проходят 2 раза в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Волшебный карандаш"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

школа №7 имени Н.В. Сиротинина города Орла




СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ВР

____________ О.В. Тихонова

28.08. 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________ И. Ю. Хрипунова

Приказ № от 28. 08.2021 г..г.









Дополнительная

общеразвивающая программа

кружка «Волшебный карандаш»

(художественная направленность)

Программа разработана

педагогом дополнительного

образования

Сугаковой О.Ю.







Орёл, 2021


Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

2. Содержание программы………………………………………………………..6

3. Планируемые результаты……………………………………………………...9

4. Форма промежуточной аттестации…………………………………………..10

5. Учебный план…………….……….…………………………………………..10

6. Тематическое планирование………………………………………………….10

7. Организационно-педагогические условия реализации программы………11

Приложение 1. Оценка результативности…….……………………………….12

Приложение 2. Учебно-тематический план……………………………………12

Приложение 3. Годовой календарный учебный график………………...……14































1.Пояснительная записка

Программа по черчению создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по Черчению В.В. Степаковой - М.: Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.

Программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.

Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данных ступенях образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Тип программы:

Образовательная программа по художественному творчеству.

Формы занятий.

Большая часть учебного времени при освоении курса «Черчение» выделяется на упражнения и самостоятельную работу.

При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.

В основу курса черчения положены такие принципы, как:

1. научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;

2. систематичность и последовательность – изучение материала от простого к сложному, отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;

3. развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;

4. связь с жизнью в преподавании черчения - необходимость при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;

5. ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания, планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.

Программа кружка «Волшебный карандаш» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся параллели 7-11 классов школы на 1 год обучения (70 часов). Занятия проводятся 2 раз в неделю.

Актуальность.

Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.

Школьный курс черчения:

- помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;

- имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;

- приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства;

- содействует развитию графической культуры, познавательных способностей обучающихся, творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Цели программы:

Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Задачи:

- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

- воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;

- получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.








2.Содержание программы


Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами.

Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы Формат, рамка, основная надпись. Сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел).

Понятие о симметрии. Виды симметрии.

Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций.

Проецирование. Центральное и параллельное проецирова­ние. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений пред­метов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоско­стях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточно­го числа видов на чертежах. Понятие о местных видах.

Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели иска­жения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксо­нометрической проекции и рационального способа ее построе­ния.

Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей.

Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на геометриче­ские тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и аксонометрические проекции геомет­рических тел. Чертежи группы геометрических тел.

Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и по­верхностей тел, составляющих форму предмета.

Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений.

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение чер­тежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряже­ний.

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей.

Раздел  5. Эскизы.

Выполнение эскизов деталей.

Повторение сведений о способах проецирования.

Раздел 6. Сечения и разрезы.

Общие сведения о сечениях и разрезах.

Назначение сечений. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.

Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соеди­нения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Мест­ные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный).

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Тонкие стенки и спицы на разрезе. Другие сведения о сечениях и разрезах.

Раздел  7. Определение необходимого количества изображений.

Выбор количества изображений и главного изображения. Определение необходимого и достаточного числа изображе­ний на чертежах. Выбор главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

Раздел  8. Сборочные чертежи.

Общие сведения о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Оз­накомление с условностями изображения и обозначения на чер­тежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение и обозначение резьбы. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение мет­рической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соедине­ний.

Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудово­го обучения. Изображения на сборочных чертежах. Порядок чтения сборочных чертежей. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Понятие о деталировании.

Раздел  9. Чтение строительных чертежей.

Основные особенности строительных чертежей. Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назна­чении. Разтличия между строительными чертежами и машиностроительными. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей.

Перечень упражнений и практических работ:

1. Вычерчивание линий чертежа.

2. Анализ правильности оформления чертежа.

3. Деление окружности, углов, отрезков на равные части.

4. Выполнение сопряжений (углов, двух окружностей, двух параллельных прямых, окружности и прямой).

5. Построение овала.

6. Выполнение чертежей плоских деталей с применением геометрических построений.

7. Вычерчивание аксонометрических проекций несложных деталей.

8. Определение и построение недостающих проекций точек по заданным проекциям.

9. Построение третьей проекции по двум заданным с нанесением размеров.

10. Выполнение эскиза и технического рисунка.

11. Анализ геометрической формы предмета.

12. Чтение чертежа детали.

выбор необходимого сечения и его изображения.

13. Определение названия материала по типу штриховки в сечениях.

14. Выбор необходимого разреза и его изображения.

15. Чтение и выполнение чертежей деталей с применением соединения половины вида и половины разреза.

16. Выполнение и чтение чертежей резьбовых соединений.

17. Выполнение и чтение чертежей нерезьбовых соединений.

18. Выполнение чертежей (эскизов) деталей, имеющих резьбы.

19. Решение творческих задач с элементами конструирования.



3.Планируемые результаты

Личностные

Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;

- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами организации труда;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Метапредметные

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения:

- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;

- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;

- развитие визуально – пространственного мышления;

- рациональное использование чертежных инструментов;

- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;

- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;

- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ.


4. Форма промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой графической работы, контрольной.


5.Учебный план на 2021-2022 год

Кружок «Волшебный карандаш»

Количество часов в неделю

Всего часов

2 часа

70 часов




6.Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления

11

2

Чертежи в системе прямоугольных проекций

4

3

Аксонометрические проекции. Технический рисунок

6

4

Чтение и выполнение чертежей

9

5

Эскизы

4

6

Сечения и разрезы

13

7

Определение необходимого количества изображений

3

8

Сборочные чертежи

14

9

Чтение строительных чертежей

6


Итого

70



6.Организационно-педагогические условия реализации программы

Кружок проводится в кабинете ИЗО, оборудованном столами,

стульями, доской, отвечает требованиям СанПин и противопожарной

безопасности.

Обеспечение программы: компьютеры, проекционное оборудование, рабочая тетрадь, альбом, учебники по черчению, справочники, модели деталей.


Литература

1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год.

2. Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век 2010 - 64 с.

3. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.

4. Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.

5. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.

6. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

7. Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное издание. Москва, «ВАКО». 2011 год.

8. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред.Степаковой В.В.-М.: Просвещение, 2004-160 с.

9. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение,2005 - 64 с

10. Ресурсы сети интернет.



Приложение 1

Оценка результативности

В качестве форм подведения итогов используются: тестирования, графические и практические работы.

Приложение 2


Учебно-тематический план

Тема занятия

1

Введение. Учебный предмет черчение.

2

Правила оформления чертежей.

3

Графическая работа № 1 «Линии чертежа».

4

5

Сведения о чертёжном шрифте.

6

Сведения о нанесении размеров.

7

Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали».

8

Деление окружности на равные части.

9

10

Сопряжения.

11

Графическая работа № 3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений».

12

Способы проецирования.

13

Проецирование детали на три плоскости проекций.

14

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

15

Графическая работа № 4 «Построение трёх проекций предмета».

16

Получение и построение аксонометрических проекций.

17

18

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

19

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

20

Технический рисунок.

21

Графическая работа № 5 «Технический рисунок».

22

23

Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел.

24

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

25

Графическая работа № 6 «Построение третьей проекции по двум данным».

26

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

27

Графическая работа № 7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

28

Порядок чтения чертежей деталей.

29

Практическая работа «Устное чтение чертежей».

30

Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы».

31

Эскизы деталей.

32

33

Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

34

Графическая работа № 10 «Выполнение чертежа предмета»

35

Обобщение сведений о способах проецирования.

36

Понятие о сечении. Наложенные сечения.

37

Вынесенные сечения.

38

Графическая работа №1 «Сечения».

39

Разрезы. Назначение, правила выполнения разрезов.

40

Простые разрезы. Фронтальный разрез.

41

Профильный разрез.

42

Горизонтальный разрез.

43

Графическая работа №2 «Простые разрезы».

44

Соединение части вида и части разреза.

45

Разрезы в аксонометрических проекциях.

46

47

Графическая работа №3 «Чертёж детали с применением разреза».

48

Выбор количества изображений и главного изображения.

49

Условности и упрощения на чертежах.

50

Графическая работа № 4 «Устное чтение чертежей».

51

Общие сведения о соединениях деталей.

52

Изображение и обозначение резьбы.

53

54

Изображение болтовых и шпилечных соединений.

55

Графическая работа № 5«Чертеж резьбового соединения».

56

Шпоночные и штифтовые соединения.

57

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

58

Разрезы на сборочных чертежах.

59

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

60

61

Практическая работа «Чтение сборочных чертежей».

62

Понятие о деталировании.

63

Графическая работа № 6 «Деталирование».

64

Графическая работа № 7 «Конструирование».

65

Основные особенности строительных чертежей.

66

Условные изображения на строительных чертежах.

67

Правила чтения строительных чертежей.

68

69

Практическая работа «Чтение строительного чертежа».

70

Контрольная графическая работа.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!