По методу «Поп -корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися. : Австралопитеки – южные обезьяны. Первые их останки были найдены в пустыне Калахари в Южной Африке. Жили в степи и лесостепи, где особую роль играли глаза и умение стоять прямо, чтобы вовремя заметить хищника. Процесс становления человека проходил в эпоху резких климатических изменений, когда в корне менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей вынуждало чаще все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучало к выпрямленному положению тела. Челюсти у них были гораздо массивнее, чем у человека, лицевой отдел черепа-небольшой, а тяжелые надбровья нависали над глазницами. Обороняясь от хищников,они использовали камни, палки, которые находили на земле. Сами изготавливать орудия труда не умели. Человек умелый – вероятно, жил одновременно с австралопитековой обезьяной, которая являлась для него такой же добычей, как и другие животные. Ученые считают, что они жили бок о бок в течение примерно 2-х миллионов лет. Человек умелый имел рост 140 см и средний вес 40 – 50 кг. Большой палец руки еще не был противопоставлен остальным пальцам, т.к. был достаточно коротким. Древнейшие люди - к ним относится питекантроп, или обезьяночеловек, его рост составлял 175 см, т.е. он был гораздо выше человека умелого. Также выделяют важного представителя питекантропа – синантропа. Его рост был примерно 150 см, он имел крупную голову с развитым надглазничным валиком. Питекантропы и синантропы относятся к человеку прямоходящему. Ученые установили, что жили они в коллективах из 3-6 взрослых мужчин, 6-10 женщин и 15-20 детей разного возраста. Жизнь такого сообщества невозможна без общения, поэтому у них была примитивная речь из небольшого набора сигналов – понятий. Хотя голосовой аппарат их не был таким мощным и гибким как у современного человека, но он позволял издавать более сложные звуки (речь похожая на лепет), чем просто бормотание и визги современных обезьян. Важную роль играли мимика и жесты. Человек не являлся большим и мощным хищником, способным охотиться в одиночку, поэтому охота на добычу проходила коллективно и требовала хитрости и слаженности в действиях. Человек прямоходящий научился сам изготавливать орудия. Также он научился замечать сезонные миграции животных и сам перемещался вслед за ними, поэтому он уже мог запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находил путь обратно. Особую роль сыграло использование огня, который сделал человека независимым от климата и позволил расселиться по поверхности Земли. Однако, он не умел сам добывать огонь, он научился только поддерживать его.. Современные люди – некоторые ученые считают, что они произошли одновременно в разных концах Земного шара, другие ( и это предпочтительная версия) – что в одном месте и постепенно заселили Землю. Ископаемые были названы кроманьонцами. У них была прямая походка, рука приобрела возможность совершать точные и ловкие движения, изготавливать сложные орудия труда и с их помощью строить жилье. Человек научился не просто носить шкуры животных, но шить из них одежду, защищаясь от холода и мошки. К этому виду людей относимся и мы с вами, и наше видовое название Homo sapiens. В течение всего этапа становления человека как вида существенно менялся такой важный параметр в строении как объем мозга (а не его масса), который свидетельствует о прогрессивном развитии интеллектуальных способностей человека. В заключение важно сказать, что внешний облик человека изменился очень сильно за 1 млн. лет, тогда как культура изменялась не так сильно, а вот последние 40 тыс. лет внешний облик почти не изменился, зато культура шагнула от каменных орудий до настоящей цивилизации. Человек развивался, занимал всю планету и в конечном итоге в дальнейшем сам стал на нее влиять. Учащиеся в группах исследуют одну из теорий происхождения человека, используя различные ресурсы (вебсайты, материалы, заранее подготовленные учителем). Учащиеся разрабатывают мини-проект на постере по данным вопросам. Анализ и обсуждение. Защита мини-проектов (постеров) Ответы на проблемные вопросы. Критерии оценивания: Дескрипторы: Группа изучила одну теорию. Использовали различные ресурсы. Подготовили мини-проект. Провели защиту мини проекта. Ответили на проблемные вопросы Работа в группах. Метод «карусель» Заполнение мозаической таблицы «Хронология раннего палеолита». Презентация выполненной работы. - если я вас правильно понял то…? - по вашему выступлению я пришел к выводу что.. - так вы утверждаете что…? Составление кластеров Выделите основные теории о происхождении человека в современной науке Какой теории вы доверяете и почему? работа с учебным пособием школьная лекция Работа с учебником – запись в тетради Составление антропологической карты Австралопитек – Питекантроп Синантроп Неандерталец Кроманьонец Человек разумный составление кластера (коллажа) Напишите рассказ как человек заселили территорию Казахстана Учащиеся выступают в группах, они отвечают на предложенные вопросы, при этом учащиеся должны не просто передать информацию по увиденному, но объединить информацию в систему, анализируя всё увиденное. Цель предполагает прогнозирование, поэтому учащиеся должны предположить,как появился первый человек , исходя из личных наблюдений. Ответы одной группы оцениваются другой, чьи ответы, в свою очередь, оценивает следующая группа и так по кругу. Ф взаимооценивание (по дескрипторам) Для цели обучения 7.СГ4. Критерии оценивания | Дескриптор | Демонстрирует понимание основной информации увиденного. Прогнозирует события, исходя из основной мысли увиденного. | -определяет главную и второстепенную ин Информацию материала; -делает вывод о появлениях первого человека на земле, приводя аргументы. | |