Актуализация знаний Стратегия «ЗХУ» Учитель предлагает составить таблицу и заполнить первые 2 столбца Знаю | Хочу узнать | Узнал(-а) | | | | (Г,Э) История – древне греческое слово, т.е впервые это слово использовали греки и арабы, а в казахском языке оно звучит как «тарих», с арабского история, рассказ о прошлых событиях. В переводе оно значит «исследование», и «рассказ о событиях». Историей называют науку, изучающую, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой как сейчас. История, как и астрономия, арифметика считается одной из самых древнейших наук. Жизнь людей не проходит бесследно на Земле, она оставляет следы. От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и немногие сделанные ими вещи. Найдены также сделанные ими рисунки, вырезанные из кости фигурки. Вещи древних людей, их кости, а также все, на чем сохранились следы их деятельности, называются вещественными источниками. Как из водного источника черпают влагу, так и из исторического источника черпают знания о прошлом. Ученые производят раскопки, обнаружив места где находятся следы жизни древних людей. Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией, что значит «наука о древности». Ученых, производящих раскопки и изучающих вещественные источники, называют археологами. Люди которые сохранили исторические сведения и повествование для народа в казахском народе именовались шежире (летописцы или сказатели). Слово шежире означает то, что нужно хранить в сознании, знания, отложившиеся в памяти народа, его духовные богатства. Родоночальником письменной истории считается древнегреческий историк Геродот живший в 484-425гг. до н.э. Он написал труд «История», в результате этого на западе его стали называть «отцом истории». На востоке свой отец истории Сыма Цзянь жил в 146-86гг. до н.э.. Его книга «Исторические записки» из 130 глав. Крупный историк, который описал историю с древнейших эпох до средневековых царств, монголов был Рашид-ад Дин жил в 1247-1318гг. его книга «Жамиат таурих»(Сборник историчесмких повествований). Раньше в некоторых странах, цари и ханы специально держали при себе людей для записывания событий, исторических фактов их называли летописцами. По п.3 (Зачем нужно изучать историю) поставить вопрос перед учениками. ---Прочесть этот п. вслух. Самостоятельно изучают новый материал. Ученики демонстрируют свои знания. Отвечают на тестовые вопросы. Выполняют упражнения. Что такое история?» «Строительное искусство». Архитектура=зодчество. В рез-те арх-х раскопок средневековых городов Тараз, Кызылозен, Куйрыктобе, Баба-ата и Костобе обнаружены остатки жилых домов, которые дают ясные представления о достаточно высоком уровне арх-ры и строительства в то время. Акыртас, Билеули, Мырзарабат, Якка. просмотр презентации комментирование после просмотра презентации2, 3, 4, 5- по группам Вниманию учащимся предлагается видеоматериал «О племенах проживавших на территории Казахстана» Каждая группа работает по данному заданию. Например: 1-я группа обращает внимание на ключевые слова из видеоматериала и записывает их в тетрадь. 2-я группа рисует движения и действия из видеоматериала на бумаге. 3-я группа: записывает количество людей, хронологию событий, все что связано с цифрами, и делает выводы. 4-я группа: описывает орудия труда, оружие, традиции и дает им объяснение. Например: «Древний Казахстан – древние люди населяли нынешнюю территорию Казахстана более 1 миллиона лет д н.э.. В эпоху бронзы на огромной территории Сибири, Казахстана и Средней Азии проживали племена родственные по происхождению и единой исторической судьбе Эти племена оставили яркую, однообразную культуру. Эта культуру ученые назвали андроновской. В эпоху раннего железа (I в. до н.э). в Казахстане сформировались племенные объединения. .Самостоятельно разобрать. (произвести взаимообучение) Историю Казахстана м: на 4 периода история древнего Каз-на история Каз-на средних веков 5-15вв история каз-на нового времени 16-19вв. новейшая история Каз-на начало 20в. по настоящее время. Работа в группах. Учащиеся будут читать текст о древней истории Казахстана 1 группа – Горная система Казахстана 2 группа – Озеро-речная система и природа Казахстана 3 группа – ПИ Казахстана. Стратегия «Пометки на полях» Прочитайте текст, делая на полях пометки. “√” отмечают информацию, которая вам известна. “+” отмечают новую информацию, новые знания. “?” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений. Определите тему и основную мысль текста. Разными маркерами закрасьте главную и второстепенную информацию взаимооценивание (по дескрипторам) Критерии оценивания | Дескриптор | Демонстрирует понимание основной информации увиденного. Прогнозирует события, исходя из основной мысли увиденного. | -определяет главную идею о древней истории Казахстана -делает вывод о последствиях измененияж природы, приводя аргументы. | |