ВД МИР ПРОФЕССИЙ
Разработчик: учитель начальных классов Ивашина О.А.
Класс: 2
Тема: «Кто лечит наши глаза?»
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
образовательные:
-познакомить учащихся с профессией врач-офтальмолог(окулист);
развивающие:
-развивать кругозор, мышление;
воспитательные:
-воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда.
Оборудование:
-ИКТ
- дидактический материал
Метод:
-развивающего обучения.
Технологии:
-компьютерные,
игровые.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята!
Игровое упражнение «Улыбка».
Учитель предлагает детям посмотреть друг на друга и улыбнутся.
Игровое упражнение «Мое настроение»
Ученики выбирают солнышко-настроение и крепят его на лист- настроения.
2. Мотивация.
На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!
3.Целеполагание
– Отгадайте загадку:
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
– Какого сказочного доктора вы знаете? (Доктор Айболит)
-Ребята, а кого лечил доктор Айболит?
-А как узнать, что перед нами стоит доктор?
-Как называют людей, которые посещают врача? (пациент)
-Кто из вас был пациентом?
- Профессия врача имеет многолетнюю историю. В далёкой древности существовали различные целители недугов. Их арсенал, в основном ,состоял из лекарственных трав, настоек, вытяжек из плодов и кореньев растений, которые обладали способностью заживлять раны и излечивать инфекции. Само значение слова “врач” имеет русское происхождение и обозначает “заговаривающий”, “волшебник”.
-Давайте посмотрим сценку
Сценка из спектакля «Мы в профессии играем»
Действующие лица:
Ведущий
Врач
Ведущий
Тот, кто за кулисой ждет
Выхода на сцену,
Если позовут, придет
В гости непременно.
Любит он приказ писать,
Словно курица лапой,
И бегут все выполнять –
Даже мама с папой.
Угощает он ребят,
А они не рады,
Но всё пьют и всё едят,
Потому, что надо.
Что захочет запретить
Может этот кто-то,
Даже в школу ходить!
Кто же это?
Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Врач! (Доктор)
Из-за кулисы выходит Врач.
Ведущий
Очень рады видеть вас!
Врач
Здравствуйте, ребята,
Каждый день и каждый час!
А болеть не надо!
И здороваться должны
Все при каждой встрече –
Этими словами мы
Без таблеток лечим.
Клад здоровья своего
Берегите строже –
В целом мире ничего
Нет его дороже!
Чтобы хвори не нажить
Ни в душе, ни в теле,
Осторожней надо быть
Нам с приставкой «пере» –
Вредно переотдыхать
И перетрудиться…
Ведущий (загибая пальцы)
Перепрыгать, переспать,
Переохладиться,
Перегреться в жаркий день,
Перепить из лужи,
Перезатянуть ремень,
Переесть на ужин…
Врач
Стоит «пере» заменить
Вам на «в меру», братцы,
И тогда на свете жить
Можно не бояться.
Ведущий
Русским людям нелегко
Соблюдать законы –
Кушать торт, так целиком,
Прыгать, так с балкона.
Врач
Тот, кто мер не признает,
За свое ухарство
После очень долго пьет,
Горькое…
Врач делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Лекарство!
Ведущий
А какое из лекарств
Всех других полезней?
Врач
Только то, что врач даст
От твоей…
Врач делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Болезни!
Ведущий
Но живем-то, говорят,
В двадцать первом веке!
Врач (строго)
Если пробовать подряд
То, что есть в аптеке,
Всё смешается внутри,
А потом…
Ведущий (с ужасом)
Взорвется?
Врач
Нет, желудок раза три
Промывать придется.
Так что, милые мои,
Для самолеченья
Предпочтительней чаи,
Фрукты и…
Врач делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Печенье!
Ведущий
Что же делать, вдруг от них
Толку никакого?
Врач
В поликлинику звонить –
Там всегда помогут!
Или в скорую. Коль ваш
Случай неотложный,
Вызвать на дом экипаж
Даже ночью можно.
Стоит лишь набрать «03» –
Тут же к вам примчится,
А потом определит
В нужную…
Врач делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Больницу!
Врач
Но себя вы до нее
Зря не доводите.
Заболели – на прием
Сразу приходите!
-Вы знаете, что врачей в больнице много, но почему, когда мы идем на прием, нас направляют к определенному, указывая при это кабинет? ( все врачи специализируются на разных заболеваниях)
4.Постановка темы урока.
-Чтобы узнать, о каком враче сейчас пойдет речь, отгадайте кроссворд:
| | | | | 5 | | |
| | 2 | 3 | 4 | о | | |
| | с | к | а | р | 6 | |
| | в | а | п | е | ф | |
1 | м | ё | п | е | х | а | 7 |
8 | о | к | у | л | и | с | т |
| р | л | с | ь | | о | ы |
| к | а | т | с | | л | к |
| о | | а | и | | ь | в |
| в | | | н | | | а |
| ь | | | | | | |
1.Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали( морковь)
2.Этот овощ вот уж диво,
Круглый, вкусный и красивый.
Приготовим с ним обед,
Запеканку, винегрет,
Цвет у явств совсем не блёклый,
Главная на кухне…(свёкла)
3.Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи-
Меня в них ищи.(капуста)
4.С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.(апельсин)
5.Любимое лакомство белочки.( орехи)
6.В огороде,хоть, росла,
Знает ноты « соль» и «фа».(фасоль)
7.Голова съедобная,
Цвета Солнца желтого,
Варят, жарят, запекают,
Даже семечки съедают!(тыква)
8. Врач, лечащий глаза.(окулист)
Все овощи и фрукты, загаданные в кроссворде, несут в себе пользу для глаз, они должны быть в рационе каждого человека.
5.Изучение нового материала.
Сообщение обучающегося:
Если глазки заболели,
заслезились, зазудели,
Вам поможет окулист
По глазам специалист.
Глазки ваши сбережет,
Капельки для них найдет,
По глазам специалист,
Добрый доктор окулист.
Эту профессию ещё называют таким сложным словом, как офтальмолог. Это врач, который лечит наши глазки, занимается болезнями, связанными со зрением. В кабинете окулиста на стене весит плакат с изображением картинок и букв для проверки зрения (заранее распечатать плакат и показать ребёнку). Врач окулист помогает подобрать очки или контактные линзы, проверяет на разных аппаратах здоровье глаз и при серьёзных болезнях назначает лечение, выписывает лекарства.
- Послушайте интересный факт, который нам подготовил(а)… .
Хорошо известно, что самое острое зрение имеет орел. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. А вот ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Глаза являются нашими главными помощниками. Если рассматривать глаз, то можно увидеть в нем цветное колечко. Это радужная оболочка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Лучи света проходят через зрачок, по нервам передаются сигналы в мозг, и мы видим предмет.
- А сейчас мы выполним следующее задание. Определите, полезны или вредны для глаз следующие действия. Это задание поможет сформулировать правила бережного отношения к глазам.
Игра. Полезно - вредно
1. Читать лежа. (Вредно.)
2. Смотреть на яркий свет. (Вредно.)
3. Смотреть близко телевизор. (Вредно.)
4. Оберегать глаза от ударов. (Полезно.)
5. Промывать по утрам глаза. (Полезно.)
6. Тереть глаза грязными руками. (Вредно.)
7. Читать при хорошем освещении. (Полезно.)
- У меня вопрос к вам, какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете?
- А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.
Совет 1. Ежегодный профилактический осмотр у офтальмолога.
Совет 2. Книги надо читать на расстоянии 20-25 см от глаз.
Совет 3. Помещения, где находятся люди, должны быть хорошо освещены. Так же хорошо должно быть освещено рабочее место.
Совет 4. Нельзя долго сидеть за компьютером.
Совет 5. Нельзя с близкого расстояния смотреть телевизор.
Совет 6. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.
Совет 7. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.
Совет 7. Обязательно кушайте фрукты и овощи.
6. Физ.минутка. Закройте глаза, представьте, что вы в хорошую погоду гуляете по лесу.(фонограмма)
7. Закрепление материала.
- А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.
1. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.
2. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.
3. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.
4. Света сильно любит читать сказки. Она их читает даже ночью под одеялом с фонариком.
5. Надя по утрам тщательно моет лицо и промывает глаза.
6. В телевизионной комнате ребята смотрят телевизор на расстоянии больше чем 3 метра.
7. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.
8. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.
9. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.
10. Всем ребятам назначили лекарство для поддержания зрения или улучшения, но некоторые дети не хотят или забывают их принимать.
11. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.
12. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.
- А сейчас поиграем. Игра называется "Составь слово"
Из предложенных букв участники команды за одну минуту должны составить слова по теме: " Глаз и зрение".
А, О, К, И, С, Т, Н, Е, Л, У, З, Р, Ч, Г, П, В, Х, Ж, Д.
- Вспомните пословицы и поговорки о глазах. Чья команда больше назовет.
(У страха глаза велики. Правда глаза колет. Правда глаза колет. Глазами гляди, а рукам воли не давай. Глаза так же красноречивы, как и уста. Глаза боятся, а руки делают. Глаза- не очки, выбьешь- не купишь. В чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не заметишь. Завидущие глаза не знают стыда. Не тот друг, что медом мажет, а тот, что правду в глаза скажет. Глаза на мокром месте. Лгуна по глазам видно. Глазами плачет, а сердцем смеется.)
8.Итог занятия.
- У какого врача в кабинете висит табличка, с помощью которой можно проверить зрение?
-Вот и познакомились мы с профессией врача- окулиста. На самом деле специальностей у врачей гораздо больше. Постепенно мы познакомимся и с другими.
Учитель: Ребята! Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему вы будете возвращаться вновь и вновь: после прочитанных книг, после просмотра фильмов, в беседах с родителями, друзьями, на классных часах. Перед вами откроется мир профессий. И помните, что для достижения цели надо много трудиться. («Наказ отца читает учитель).
Наказ отца.
-Папа, труд какой на цвет?
-Что сказать тебе в ответ….
На скамейку сядь, родной,
Потолкуем мы с тобой…
Труд он всюду и везде,
Мир, земля – всё на труде.
В глубине земли руда.
Как достанешь без труда?
И в космический полёт
Крылья людям труд даёт.
Труд – наш самый верный друг,
Он и кормит всех вокруг.
Счастье он приносит нам,
Дарит славу - по делам.
Надо помнить с детских лет –
Без труда и жизни нет.
Кем ни станешь ты потом,
Но дружи, сынок, с трудом! (Юрий Семендер)
9. Рефлексия.
Продолжите фразу.
- На уроке я узнал(а)…
- Мне было трудно…
- Мне понравилось…
Игровое упражнение «Мое настроение» (Ученики выбирают солнышко-настроение и крепят его на лист- настроения ») Учитель анализирует изменение настроения учеников в ходе занятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы».-М.:ВАКО,2004
2. Васильева О.В. Классные часы. 1 класс.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
3. Ю.И.Староверов. Детские болезни: мини-энциклопедия для родителей. – С-П: Издательская Компания «Невский проспект», 2001.
4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина/Сост. Н.Ю. Буянова и др. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
5. http://olesya-emelyanova.ru/index-piesy-mvpi-scenka_pro_doktora.html