СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кто такие птицы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока можно использовать на уроке окружающий мир в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Кто такие птицы?»

Конспект урока


Предмет Окружающий мир

Тема: «Кто такие птицы?»

УМК: Школа России

Учебник : «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Класс: 1

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цели: познакомить обучающихся с многообразием птиц, учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.

Задачи:

1.Расширить представление о многообразии птиц.

2.Выделить существенные и отличительные признаки птиц.

3.Показать умение приспосабливаться разных птиц к среде обитания

4.Развивать умение наблюдать, анализировать, описывать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.

Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

Познавательные:

- учить выявлять признаки данного вида животных;

- отличать новое от уже известного;

-продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

Регулятивные:

- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- добывать информацию из иллюстраций;

-  использовать жизненный опыт;

-    учить отличать верно выполненное задание от неверного.

  Коммуникативные:

-  умение   вести учебный диалог;

- формирование уверенности в себе;

- учить оценивать свою работу.

 Личностные:

-     воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;

-    привлекать семью к проблеме помощи животным;

-  развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-  развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-  развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированный подход, частично-поисковый метод, формирующее оценивание, ИКТ.

Формы обучения:

классная, индивидуальная, парная

Учебные материалы и оборудование для учителя и обучающихся: 

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Голоса птиц», презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков),  конверт с письмом, перья птиц, ножницы, лупа, стаканчик с водой, карточки, смайлики, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 2).

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Ни минуты не теряем

Вместе всё запоминаем.

-Передайте своё хорошее настроение своим товарищам.Подарите улыбки друг другу. Наш девиз на уроке– не унывать, всё пройти и всё узнать!

II. Актуализация знаний.

1.Беседа

-С какими группами животных мы уже знакомы?

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

- Давайте проверим, знаете ли вы насекомых и рыб (Слайд 3).

- Квадратикикакого цвета закрашены насекомые? А рыбы? Замечательно.

- А все ли квадратики закрашены?

-Под какими рисунками они остались белыми?Кто остались?





III. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить на уроке? ( О птицах).

Вот сейчас мы проверим ваше предположение. Для этого я прочту письмо , которое прислал МуравьишкаВопросик для вас .(Учитель достаёт из конверта письмо и читает.)

«Дорогие первоклассники ! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного.Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зелёном доме?» (Слайд 4).

(Включается аудиозапись с голосами птиц).

- Как одним словом можно назвать друзей Муравьишки? (Птицы)

-Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать)

- Муравьишкане только услышал птиц, но увидел в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка летает, значит, она птица. Прав ли Муравьишка? (Нет)(Слайд 5)

-Почему?(Бабочка-насекомое)

- Прочитайте тему урока «Кто такие птицы?»(Слайд 6).

Цели урока: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.

-Давайте составим план на сегодняшний урок (Слайд 7).

1. Чем птицы отличаются от других животных

2. Строение птиц

3. Разновидности птиц

4. Значение птиц

IV. Работа по теме урока.

1) Игра «Кто больше?»

-Вспомните, каких птиц вы знаете? (Соревнование по рядам. Обучающиеся с каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.)

-Молодцы! Сколько птиц назвали!

2).Работа по учебнику.

-Чтобы увидеть животных, о которых говорил Муравьишка, нам необходимо открыть учебник на стр. 34. Рассмотрите животных.Назовите их.(Слайд 8)

- Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?

-Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать). Можно ли всех этих животных назвать птицами? (Нет)

- Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо). Мы знаем, что

пингвины и страусы тоже птицы, но они вообще не умеют летать.

Страус - самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях - короткие. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.Если страус не убежит, а встретиться со своим врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.(Слайд 9)

Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв- оружие в драке. (Слайд 10).

Вывод

-Значит, наличие крыльев и умение летать- не самый главный признак птиц?

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

V. Физкультминутка. (Слайд 11)

 Воробьишка потянулся,

Распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза,

Подмигнул он правым глазом.

Лапки в стороны развел

И по жердочке пошел.

Прогулялся и присел,

Свою песенку запел.

Чик- чирик, чик - чирик,

Я хороший ученик!

VI. Продолжение работы по теме урока.

3)Посмотрим на строение птиц (Слайд 12).

-Назовите основные части тела голубя. (Туловище, голова, клюв, шея, крылья, хвост, ноги).

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри – длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. У большинства птиц клюв такого вида.

В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят.  У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами. 

- Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных.

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца.

Вывод

-Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.) (Слайд13-14).

4. Практическая работа.

- А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (Нужно его рассмотреть, исследовать).

-  У вас на партах лежат разные перья.  Рассмотрите их внимательно. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи?   (Формой, цветом, размером). Проведём несколько опытов.(Слайд 15).

 1опыт

 - Найдитемаленькие и пушистые перья.

 - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него.

-Что случилось?  (Они полетели, так как лёгкие)

 - Это пуховые, мягкие перья.

-Как вы думаете, зачем они нужны?(Они помогают птицам сохранять тепло.)

-А где человек может использовать эти пёрышки?

-Да. Это тот самый пух, которым набивают подушки, украшения.

 -Возьмите пёрышко побольше. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев.

 2 опыт.

-А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья. Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности.  Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу. Каждое перо имеет стержень.  Покажите его.

- А ещё у пера есть бородки. Найдите их..Бородки прочно соединены друг с другом.

 - Как вы думаете, а что находится внутри перьев?

- Давайте проверим. Возьмите ножницы и отрежьте кончик пера. Что вы видите внутри?(Пусто, внутри перо полое, пустое, поэтому они очень лёгкие)
-Раньше у людей не было ручек. В эту пустоту набирались чернила, которыми писали люди.  (Слайд 16).

3 опыт

-А теперь возьмите большие перья. Обмакните перо в стакан с водой. Что вы заметили?  Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (Перья защищают птицу от воды и сырости)

-А у всех ли птиц перья не намокают? (Только у водоплавающих).

-Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания? (Птица и в воде остаётся сухой.Так говорят про человека, которому всё сходит с рук быстро и без последствий)

-Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду

Вывод:

 - Для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать)

- Для чего нужны маленькие пёрышки? (Для тепла)

-Не случайно птиц часто называют „пернатые“

-У каждого вида птиц своё оперение. У некоторых птиц яркое оперение.

- Взгляните на Мудрую Черепаху в учебнике. Чем она себя украсила? (Перьями.) ---Кто узнал эти перья? (Это перья павлина).  У павлина очень красивый и яркий хвост. Как вы думаете, для чего некоторым птицам нужно яркое оперенье?  

( Для маскировки )

5.Разновидности птиц

-В природе существуют несколько видов птиц

Летающие и нелетающие

Перелётные и зимующие

Водоплавающие

Хищные

(Дети приводят примеры. Называют птиц, которые обитают в нашей местности. (Слайд 17)

VIIЗакрепление нового материала.

1.Работа в парах

Опишите одну из птиц по плану:

Название

Размеры (большая, средних размеров, маленькая)

Окраска оперения

Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста). (Слайд 18-19)

2.Выполнение заданий в тетради

 Сравнение птиц: вороны, галки и грача.

 Откройте тетради на стр.23Рассмотрите  рисунок. Назовите птиц.

-Чем эти птицы похожи? ( Имеют чёрное оперение.)

- Чем отличаются? ( Размером.)

У вороны черные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.

У галки серый только затылок, всё остальное оперение чёрное.

Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглён, оперение синевато-чёрного цвета.

Докрасьте рисунки.

 3.Роль птиц в жизни человека

-Велико значение птиц для человека. Без птиц мы не сможем представить наш мир. Подавляющее большинство их питается насекомыми, они истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей. Несомненно, полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов - вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний. Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. Птичьи перья используют для подушек.(Слайд 20)

4«Каждой пичужке по кормушке»

-Как вы можете помочь птицам зимой?

-Сделаем доброе дело для птиц. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу.  С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. (Слайд 21)

VIII. Итог урока.

Цель: контроль за результатами деятельности.

- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными. Какие  важные для себя открытий вы сделали на этом уроке?

- С какой новой группой животных мы познакомились?

- Ребята, мы говорим: птицы – наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

IX.Рефлексия.

-С каким настроением вы работали? Поднимите Смайлики.



- Какое задание на уроке было самым интересным?

-С каким заданием было трудно справиться?

-Поднимите руку, кто из вас теперь знает, кто такие птицы?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
-Оцените цветом свою работу на уроке.
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите жёлтую птицу.
- Если иногда были трудности, сомнения – зелёную птицу.
- Спасибо за хорошую работу на уроке 

-Скажите себе: «Я молодец! Я думал. Я старался. Яделал открытия».



Используемая литература:


1.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А. Плешакова («Школа России»). 1 класс Кн. для учителя. - М: ВАКО 2021.

2.Плешаков А. А. Окружающий мир: Учебник для общеобразовательных организаций, 1 класс. В двух частях. Часть 1.- М.: Просвещение, 2021.

3.Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. В двух частях. Часть 1.- М.: Просвещение, 2022.

4.Плешаков А. А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов.-М.: Просвещение 2017.

5.Школьный словарик. Птицы России. Москва «ВАКО»2019

Картинки:

http://img.sunhome.ru/UsersGallery/042006/30215127.jpg летучая мышь

http://www.istockphoto.com/file_thumbview_approve/3215251/2/istockphoto_3215251-insects-icon-set.jpg насекомые

http://www.3planet.ru/nature/biology/2330-1.jpg рыбы

http://static.vet.apteka.uz/images/0_06060101.jpg строение птицы

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//64/253/64253462_50611282_singal38.jpg синица

http://content.foto.mail.ru/inbox/mikhail.zhukov/_blogs/i-10935.jpg снегирь

http://readmas.ru/wp-content/filesall/pochtovye_golubi.jpeg голуби

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/925/37925075_0_264cf_7456aa6a_XL.jpg ворона

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//43/59/43059552_vorobey.jpg 

воробей

http://lh5.ggpht.com/QvintusMunitus/SPTgQHqgiDI/AAAAAAAAAXk/vE_rj8wXV0Q/s800/Forest_HDR_1.jpg лес




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!