План-конспект урока по окружающему миру
Дата: 18.10.2017
Тема: Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп живот- ных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы
Цели урока: создать условия для формирования понятия « птицы»; создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни; создать условия для определения принадлежности животного к своей группе; развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы; воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Оборудование: презентация «Кто такие птицы?».
Литература: А.А. Плешаков-1 часть (УМК «Школа России» ФГОС).
Ход урока
1.Организация начала урока
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Проверка готовности к уроку
2. Актуализация начала урока
- С какими группами животных мы уже знакомы?
- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)
- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)
3.Сообщение темы и цели урока
- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).
- Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы)
- Птицам мы и посвятим наш сегодняшний урок.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала
4.1. Фронтальная беседа о птицах
- Где вы встречали птиц?
- Что вы знаете о птицах? (слайд 2)
(Отвечают дети)
- Они создают красоту в природе.
- Они являются санитарами леса.
- Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
- Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.
- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)
4.2. работа по учебнику.
- Давайте откроем учебник на станице 24 и посмотрим. Кто из этих животных умеет летать?
- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)
- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.
Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? (слайд 3)
Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.
- Посмотрите внимательно. (Показать чучело птицы)
- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья) (слайд 4)
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
Физкультминутка – игра на внимание:
«Летает – не летает»
(хлопнуть в ладоши, если не птица)
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
аисты, вороны,
белки и коровы.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и лягушки.
На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 5)
- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (слайд 6)
У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток (слайд 7)– сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. (слайд 8). У большинства птиц клюв такого вида. (слайд 9).
- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (слайд 5).
- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые. (слайд 7)
Крылья птиц разные по форме. У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.
- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. (слайд 10)
4.3. Практическая работа.
Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.
(Работа в парах. На столах лежат перья.)
- Найдите и покажите
1)маховые перья,
2)контурные перья,
3)пуховые перья.
- Сравните их.
- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)
- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)
- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).
- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)
- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?
(Учитель показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало).
(слайд 11)
- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)
- Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 12)
4.4. Интересные факты о птицах
- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. (слайд 13)
Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 14)
Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (слайд 15)
Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.
Физкультминутка.
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли - (приседают по очереди 1, 2, 3 ряд)
Вот уж последняя стая – (все встали)
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
4.5. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на странице 25.
Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаешь о них. (слайд 16)
4.6. Инсценированное выступление учащихся.
Гонтовая София:
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
- Как называются такие птицы? (перелётные) (слайд 17)
Челпан Леон:
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
- Как называются такие птицы? (зимующие) (слайд 18,19)
- Отгадайте, что за птица прилетела к нам на урок?
Аласкарова Каролина:
1) На дереве сижу,
«Кар-кар» кричу.
Окраской сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Так кто же я? (ворона) (слайд 20)
Кривошевский Станислав:
- Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое.
Мальчик:
- Зимой ворона перекочевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.
- Отгадайте, что за птица?
Мурашко Ксения:
2) Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найду приют:
Не боюсь никак простуды
С первым снегом – тут как тут!
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко- красный галстук мой.
-Кто это? (снегирь) (слайд 21)
Тихончук Тимур:
- Снегирь - красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками.
Девочка:
-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.
- А это что за птица прилетела к нам?
Трубников Артур:
3) Красный берет,
Чёрный жилет.
Все время стучу,
Деревья долблю,
Но их не калечу,
А только лечу. ( дятел) (слайд 22)
Бескровная Владислава:
- Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из - под коры насекомых.
Волков Савелий:
У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.
- Отгадайте, что за птица?
Комарова Алина:
4) С вами я давно знакома,
Я живу на крыше дома –
Длиннонога, длинноноса,
Длинношея, безголоса.
Я летаю на охоту
За лягушками к болоту. (аист) (слайд 23)
Москаленко Каролина:
- Аисты не имеют голоса. Все звуки, которые издают аисты - это щёлканье клювом. В нашей стране обитают 2 вида: белый и чёрный. Гнёзда устраивает на деревьях, скалах, на крышах домов. Питается лягушками, ящерицами, мышами, насекомыми. Это перелётная птица.
- А это что за птица прилетела к нам?
Воронкин Евгений:
5) Я непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока) (слайд 24)
Каневский Станислав:
- Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.
Курусь Артем:
- Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.
- Послушайте, как птицы разговаривают.
- Встретились однажды сорока и снегирь.
5.Обобщение изученного материала изученного
5.1. Самостоятельная работа
- Чем различаются эти птицы?
- Чем они похожи?
- Раскрасьте птиц на рисунках.
6. Итог урока.
- С какой новой группой животных мы познакомились?
- Что мы узнали о птицах?
- Кто же такие птицы? (слайд 28)
- Что вам понравилось на уроке?
- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
- Спасибо за хорошую работу на уроке.