СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру для 1 класса на тему "Кто такие птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп живот- ных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

Цели урока: создать условия для формирования понятия « птицы»; создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни; создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;  развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы; воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Литература: А.А. Плешаков-1 часть (УМК «Школа России» ФГОС).

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру для 1 класса на тему "Кто такие птицы?"»

План-конспект урока по окружающему миру

Дата: 18.10.2017

Тема: Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп живот- ных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

Цели урока: создать условия для формирования понятия « птицы»; создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни; создать условия для определения принадлежности животного к своей группе; развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы; воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Оборудование: презентация «Кто такие птицы?».

Литература: А.А. Плешаков-1 часть (УМК «Школа России» ФГОС).

Ход урока

1.Организация начала урока

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать 
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Проверка готовности к уроку

2. Актуализация начала урока

- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Кто такие насекомые? (Это животные, у которых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Их тело покрыто чешуёй)

3.Сообщение темы и цели урока

- Наша помощница Черепаха побывала в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья - животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).

- Как одним словом можно назвать  друзей Черепахи? (птицы)

- Птицам мы и посвятим наш сегодняшний урок.

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала

4.1. Фронтальная беседа о птицах

- Где вы встречали птиц?

- Что вы знаете о птицах? (слайд 2)

(Отвечают дети)

- Они создают красоту в природе.

- Они являются санитарами леса.

- Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

- Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.

- Как можно отличить птиц от других животных? ( Они летают)

4.2. работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на станице 24 и посмотрим. Кто из этих животных умеет летать?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

- Вот страус и пингвин  – тоже птицы, но они не летают.

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы?  (слайд 3)

 Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно. (Показать чучело птицы)

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)  (слайд 4)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

Физкультминутка – игра на внимание:

 «Летает – не летает»

(хлопнуть в ладоши, если не птица)

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

аисты, вороны,

белки и коровы.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

чибисы, чижи,

галки и стрижи,

комары, кукушки.

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

галки и стрижи,

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

совы и лягушки.

 На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать. Посмотрим на строение птиц. (слайд 5)

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у  птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. (слайд 6)

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток (слайд 7)– сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри - длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. (слайд 8). У большинства птиц клюв такого вида. (слайд 9).

- У всех птиц две ноги и пара крыльев. У птиц, обитающих на деревьях, на ногах по 4 пальца, 3 из которых направлены вперед, а четвертый повернут назад (слайд 5).

- У водоплавающих птиц – ноги перепончатые. (слайд 7)

Крылья птиц  разные по форме. У орлов длинные и широкие крылья, у ласточек - острые.

- Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного  цвета и отличаться по форме и размеру.   Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло. (слайд 10)

4.3. Практическая работа.

Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.

 (Работа в парах. На столах лежат перья.)

- Найдите и покажите

 1)маховые перья,

 2)контурные перья,

 3)пуховые перья.  

- Сравните их.

- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)

- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)

- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?  

 (Учитель показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало). 

(слайд 11)

- Какой же можно сделать вывод?  (Перья прочные, легкие, не впитывают воду)

- Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 12)

4.4. Интересные факты о птицах

- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. (слайд 13)

Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 14)

Пингвин -  на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.  (слайд 15)

Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.  

Физкультминутка.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (приседают по очереди 1, 2, 3 ряд)

Вот уж последняя стая – (все встали)

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

4.5. Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на странице 25.

 Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаешь о них. (слайд 16)

4.6. Инсценированное выступление учащихся.

Гонтовая София:

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

- Как называются такие птицы?  (перелётные) (слайд 17)

 

Челпан Леон:

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- Как называются такие птицы?  (зимующие) (слайд 18,19)

- Отгадайте, что за птица прилетела к нам на урок?


Аласкарова Каролина:

1) На дереве сижу,

«Кар-кар» кричу.

Окраской сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Так кто же я?     (ворона) (слайд 20)


Кривошевский Станислав:

- Ворона - крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело - серое.

Мальчик:

- Зимой ворона  перекочевывает  ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.

- Отгадайте, что за птица?


Мурашко Ксения:

2) Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найду приют:

Не боюсь никак простуды

С первым снегом – тут как тут!

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко- красный галстук мой.

-Кто это? (снегирь) (слайд 21)

Тихончук Тимур:

- Снегирь - красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками.

Девочка:

-Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

- А это что за птица прилетела к нам?

Трубников Артур:

3) Красный берет,

Чёрный жилет.  

Все время стучу,

Деревья долблю,

Но их не калечу,

А только лечу.   ( дятел) (слайд 22)

Бескровная Владислава:

Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из - под коры насекомых.

Волков Савелий:

У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел - лесной санитар.

- Отгадайте, что за птица?

Комарова Алина:

4) С вами я давно знакома,

Я живу на крыше дома –

Длиннонога, длинноноса,

Длинношея, безголоса.

Я летаю на охоту

За лягушками к болоту.  (аист) (слайд 23)

Москаленко Каролина:

- Аисты не имеют голоса. Все звуки, которые издают аисты - это щёлканье клювом.  В нашей стране обитают 2 вида: белый и чёрный. Гнёзда  устраивает на деревьях, скалах, на крышах домов. Питается лягушками, ящерицами, мышами, насекомыми. Это перелётная птица.

- А это что за птица прилетела к нам?

Воронкин Евгений:

5) Я непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.  (сорока) (слайд 24)

Каневский Станислав:

- Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.

Курусь Артем:

- Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.

- Послушайте, как птицы разговаривают.

- Встретились однажды сорока и снегирь.

5.Обобщение изученного материала изученного

5.1. Самостоятельная работа

- Чем различаются эти птицы?

- Чем они похожи?

- Раскрасьте птиц на рисунках.

6. Итог урока.

- С какой новой группой животных  мы познакомились?

- Что  мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы? (слайд 28)

- Что вам понравилось на уроке?

- Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

- Спасибо за хорошую работу на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!