№ п/п | Тема урока | Дата | Примечания |
план | факт |
| Введение (1ч) |
1. | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 01.09 | | |
| Устное народное творчество (10ч) |
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 02.09 | | |
3. | Детский фольклор. | 03.09 | | |
4. | Сказка как особый жанр фольклора. | 08.09 | | |
5. | «Царевна-лягушка» Встреча с волшебной сказкой. | 09.09 | | |
6. | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 10.09 | | |
7. | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Поэтика волшебной сказки. | 15.09 | | |
8. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 16.09 | | |
9. | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки. | 17.09 | | |
10. | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»- народные представления о справедливости. | 22.09 | | |
11. | Р/Р. Аудиторное сочинение. « Мой любимый герой русской народной сказки». | 23.09 | | |
| Из древнерусской литературы (2ч) |
12. | Русское летописание. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». | 24.09 | | |
13. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 29.09 | | |
| Из литературы XVIII века (2ч) |
14. | М.В.Ломоносов - учёный, поэт, художник,гражданин. | 30.09 | | |
15. | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 01.10 | | |
| Из литературы XIX века (45ч) |
16. | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | 06.10 | | |
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 07.10 | | |
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 08.10 | | |
19. | РР. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни. | 13.10 | | |
20. | Вн.чт. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | 14.10 | | |
21. | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 15.10 | | |
22. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 20.10 | | |
23. | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» . | 21.10 | | |
24. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…». | 22.10 | | |
25. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 27.10 | | |
26. | Р.Р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 28.10 | | |
27. | Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность в сказке. | 10.11 | | |
28. | РР. Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. | 11.11 | | |
29. | Р.Р. Аудиторное сочинение по сказке А.С. Пушкина. «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке…»? | 12.11 | | |
30. | Вн/чт. Художественный мир пушкинских сказок. Поэма «Руслан и Людмила». | 17.11 | | |
31. | А.Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 18.11 | | |
32. | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки «Черная курица или Подземные жители». | 19.11 | | |
33. | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Проект. | 24.11 | | |
34. | Внеклассное чтение П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» | 25.11 | | |
35. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». | 26.11 | | |
36. | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» . | 01.12 | | |
37. | Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». | 02.12 | | |
38. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 03.12 | | |
39. | «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. Реальное и фантастическое в повести. | 08.12 | | |
40. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. (тестирование). | 09.12 | | |
41. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 10.12 | | |
42. | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 15.12 | | |
43. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | 16.12 | | |
44. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму» - повесть о жизни в эпоху крепостного права. Изображение быта и нравов крепостнической России. | 17.12 | | |
45. | Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | 22.12 | | |
46. | Нравственный облик Герасима. Протест против барыни и её челяди. Сострадание и жестокость. | 23.12 | | |
47. | Прощание с МУМУ. | 24.12 | | |
48. | РР. Подготовка к написанию сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | 29.12 | | |
49. | РР. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | 30.12 | | |
50. | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь», «Задрожали звезды золотые». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | 19.01 | | |
51. | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». | 20.01 | | |
52. | Жилин и Костылин . Сравнительная характеристика героев. | 21.01 | | |
53. | Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Странная дружба Жилина и Дины. | 26.01 | | |
54. | Р/Р. Краткость и выразительность языка рассказа. Сюжет, композиция, идея произведения. | 27.01 | | |
55. | РР. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы». | 28.01 | | |
56. | А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия». | 02.02 | | |
57. | Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова. | 03.02 | | |
58. | Русские поэты 19 в. о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 04.02 | | |
59. | Русские поэты 19 в. о Родине и родной природе. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова. | 09.02 | | |
60. | Анализ лирического произведения. | 10.02 | | |
| Из литературы XX века (31ч) |
61. | И.А.Бунин. Слово о поэте и писателе. «Косцы».Восприятие прекрасного героями рассказа. | 11.02 | | |
62. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | 16.02 | | |
63. | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 17.02 | | |
64. | В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Портрет как средство изображения героев. | 18.02 | | |
65. | Изображение города и его обитателей в повести. Равнодушие окружающих людей. | 24.02 | | |
66. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в стихотворении « Я покинул родимый дом.» Своеобразие языка стихотворения. | 25.02 | | |
67. | С.А. Есенин.Образ родного дома в стихах поэта. Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 02.03 | | |
68. | П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | 03.03 | | |
69. | Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. | 04.03 | | |
70. | Трудолюбие и талант Данилы – мастера. Р.р. Язык сказа. | 09.03 | | |
71. | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Теплый хлеб». Герои и их поступки в рассказе. Доброта и сострадание. | 10.03 | | |
72. | Роль пейзажа в сказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 11.03 | | |
73. | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и Человек в произведении. Сострадание. Любовь к животным | 16.03 | | |
74. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». | 17.03 | | |
75. | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. | 18.03 | | |
76. | Художественные особенности пьесы – сказка «Двенадцать месяцев». Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. | 23.03 | | |
77. | Р/Р.Подготовка к домашнему сочинению: «Падчерица и Королева в пьесе- сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», «Добро и зло в сказке». | 24.03 | | |
78. | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир героя. | 25.03 | | |
79. | Контрольная работа Тестирование по творчеству писателей XX века. | 06.04 | | |
80. | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Знакомство с содержанием рассказа «Васюткино озеро». | 07.04 | | |
81. | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Становление характера юного героя через испытание, преодоление сложных жизненных ситуаций. | 08.04 | | |
82. | «Открытие» Васюткой нового озера. Человек и природа в рассказе. Подготовка к классному сочинению. | 13.04 | | |
83. | Р.р. Классное сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 14.04 | | |
84. | Поэты о ВОВ. «Только доблесть бессмертно живет…» Стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста». | 15.04 | | |
85. | Ради жизни на земле. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на рассвете». | 20.04 | | |
86. | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. | 21.04 | | |
87. | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин,Н.М.Рубцов. | 22.04 | | |
88. | Р/Р .Обучение сочинению и анализу лирического стихотворения. | 27.04 | | |
89. | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник». | 28.04 | | |
90. | Саша Черный. «Игорь – Робинзон». | 29.04 | | |
91. | Юлий Ким «Рыба-кит». | 04.05 | | |
| Из зарубежной литературы. (10ч) |
92. | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятие о балладе. | 05.05 | | |
93. | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 06.05 | | |
94. | Герой на острове. Устройство жизни. Характер главного героя. | 11.05 | | |
95. | Х-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 12.05 | | |
96. | «Снежная королева». В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Снежная королева и Герда – противопоставление внутренней красоты. | 13.05 | | |
97. | Вн.чтение. Добро и зло сказках Х-К. Андерсена. | 18.05 | | |
98. | Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. | 19.05 | | |
99. | М. Твен. Слово о писателе. «Приключение Тома Сойера». Черты характера героев. | 20.05 | | |
100. | Литературная игра по произведению М. Твена «Приключение Тома Сойера». | 25.05 | | |
101. | Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. Мастерство писателя в изображении жизни северного народа. | 26.05 | | |
102. | Итоги года. Тестирование. | 27.05 | | |