Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Курская школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол от «___»_____ 2016 г. №____ | Согласовано заместитель директора МБОУ «Основная общеобразовательная Курская школа» ______/ подпись) Шевченко Н.В. | Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол от «__» _____2016 г. №____ | Утверждено приказом директора МБОУ «Основная общеобразовательная Курская школа» от «__» _____2016 г. №____ | |
Календарно-тематическое
планирование
Предмет геометрия
Класс 7
Учебный год 2016-2017
Составитель:
Ибрагимова Т.Н.,
учитель математики
с. Лапыгино
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по предмету «Геометрия» для 7 класса составлено на основе авторской программы Л.С.Атанасяна , содержащейся в сборнике «Сборник рабочих программ. Геометрия. 7-9 классы»/ Составитель:Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2014 г.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
1. Геометрия, 7- 9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2016 .
2. Геометрия: дидактические материалы для 7 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2016.
.3. Мищенко Т.М. Геометрия: тематические тесты: 7 кл/Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – М.:Просвещение, 2016.
Авторская программа рассчитана на 50 часов учебного времени в 7 классе, По календарному учебному плану основного общего образования на изучение геометрии в 7 классе предусмотрено 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебных недели), Поэтому в данной рабочей программе добавлены часы
.
Содержание материала | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
Начальные геометрические сведения | 7 | 11 |
Треугольники | 14 | 18 |
Параллельные прямые | 9 | 13 |
Соотношение между сторонами и углами треугольника | 16 | 20 |
Повторение | 4 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Характеристика основных видов деятельности | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание |
по плану | фактически |
| 1. Начальные геометрические сведения 11 ч. | |
1-2 | Прямая и отрезок.. | Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами | 2 | | | |
| |
3-4 | Луч и угол. | 2 | | | |
| |
5 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | | | |
6-7 | Измерение отрезков. Измерение углов. | 2 | | | |
| |
| | | | | |
8-10 | Перпендикулярные прямые | 3 | | | |
| |
| |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | | | |
| 2. Треугольники 18 ч. | | | | |
12-14 | Первый признак равенства треугольников. | Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; 'формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи | 3 | | | |
| |
| |
15-18 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 4 | | | |
| |
| |
| |
19-21 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 3 | | | |
| |
| |
22-24 | Задачи на построение. | 3 | | | |
| |
| |
25-28 | Решение задач | 4 | | | |
| |
| |
| |
29 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | 1 | | | |
| 3. Параллельные прямые 13 ч. | | | | |
30-33 | Признаки параллельности двух прямых. | Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми | 4 | | | |
| |
| |
| |
34-38 | Аксиома параллельности двух прямых | 5 | | | |
| |
| |
| |
| |
39-41 | Решение задач | 3 | | | |
| |
| |
42 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | | | |
| 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника 20 ч. | | | | |
43-45 | Сумма углов треугольника. | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи. | 3 | | | |
| |
| |
46-49 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 4 | | | |
| |
| |
| |
50 | Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между углами и сторонами треугольника» | 1 | | | |
51-54 | Прямоугольные треугольники. | 4 | | | |
| |
| |
| |
55-56 | Построение треугольника по трем элементам | 2 | | | |
| |
57-61 | Решение задач | 5 | | | |
| |
| |
| |
| |
62 | Контрольная работа №5 | 1 | | | |
| 5. Повторение. Решение задач. ( 6 часов) | | | | | |
63 | Повторение. Признаки равенства треугольников | | 1 | | | |
64 | Повторение. Признаки равенства треугольников. | | 1 | | | |
65 | Повторение. Параллельные прямые | | 1 | | | |
66 | Повторение. Параллельные прямые | | 1 | | | |
67 | Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника. | | 1 | | | |
68 | Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника. | | 1 | | | |
| | Итого в 7 классе | 68 часов | | | |
Формы и средства контроля
В связи с введением итоговой аттестации в 9 классе по математике в новой форме, в каждом классе по стержневым линиям курса геометрии проводится контроль знаний и умений.
Контроль знаний учащихся является важной составной частью процесса обучения. Его целью является определение качества усвоения учащимися программного материала по предмету, диагностирование и корректирование полученных знаний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Среди методов текущего контроля выделяют: устную проверку, проверку письменных работ, проверку практических работ. Оценки за самостоятельные работы, тесты, если они не запланированы на весь урок, выставляются выборочно на усмотрение учителя.
Количество контрольных работ по четвертям
| I | II | III | IV | ИТОГО: |
7 класс | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Критерии оценивания устных ответов
Устный ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивания письменной работы
Работа оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.