№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
Введение (1ч) |
| | Литература и её роль в духовной жизни человека | 1 |
Из древнерусской литературы (2ч) |
| | Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве». | 1 |
| | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов. | |
Из литературы XVIII века (5ч +1*) |
| | Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения. «Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова | 1 |
| | Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина | 1 |
| | А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение | 1 |
| | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей | 1 |
| | Р.Р. Классное сочинение (1) «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» | 1 |
Из русской литературы XIX века (27ч +4*) |
| | Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Проза, поэзия, драматургия. | 1 |
| | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады | |
| | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции. Фамусовская Москва в комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 |
| | Р.Р. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к дом. сочинению по комедии «Горе от ума» | 1 |
| | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар». Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил» | 1 |
| | Р.Р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения | 1 |
| | Зачёт №1 по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина | 1 |
| | А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко | 1 |
| | А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа | 1 |
| | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 |
| | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о романе. | 1 |
| | Р.Р. Классное сочинение (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 |
| | Зачёт №2 по творчеству А.С. Пушкина. | 1 |
| | Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. | 1 |
| | М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва». Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». Адресаты любовной лирики Лермонтова. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие: «Родина» | 1 |
| | Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа. Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 |
| | Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань» | 1 |
| | Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. Анализ повести «Фаталист». Ее философско-композиционное значение. | |
| | Зачёт №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 |
| | Н.В. Гоголь: судьба писателя. Первые творческие успехи. «Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра. | 1 |
| | Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков Коробочка, Ноздрев и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя. Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 |
| | Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Анализ XI главы. Лирические отступления в поэме. Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя (изображение народа). | 1 |
| | Р.Р. Классное сочинение (4) по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 |
| | Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя». | 1 |
| | А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев комедии «Бедность не порок». | 1 |
| | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести, его конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. | 1 |
| | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | 1 |
Из русской литературы ХХ века (25ч +1*) |
| | Многообразие жанров и направлений в литературе XX века. | 1 |
| | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. | 1 |
| | А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока. | 1 |
| | С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. | 1 |
| | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. | 1 |
| | В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. | 1 |
| | М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 |
| | История создания и судьба повести. Система образов. | 1 |
| | Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Подготовка к домашнему сочинению | 1 |
| | М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой. | 1 |
| | Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». | 1 |
| | А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 |
| | Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. | 1 |
| | Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого. | 1 |
| | М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе. | 1 |
| | Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика. | 1 |
| | Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 |
| | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. | 1 |
| | Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом». | 1 |
| | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни в рассказе. | 1 |
| | Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы. | 1 |
| | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XХ веков. | 1 |
| | Романсы и песни как жанр искусства, выражающий переживания, мысли, чувства человека. | 1 |
| | Зачёт №4 по лирике, прозе ХХ века | 1 |
| | Р.Р. Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века. | 1 |
Из зарубежной литературы (8ч) |
| | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | 1 |
| | Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии. | 1 |
| | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Обзор содержания. | 1 |
| | Множественность смыслов поэмы и ее философский характер. | 1 |
| | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. | 1 |
| | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. | 1 |
| | И. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Противостояние добра и зла. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. | 1 |
| | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения. | 1 |