Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Ф.Климановой, В.Г.Горецкий, М.В. Головановой, Л. А. Виноградской «Литературное чтение», Москва, «Просвещение» 2012г. 3 класс, Москва, «Просвещение» 2012г. УМК «Школа России».
Разработчик программы: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
2016 г.
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Данная программа рассчитана на 136 ч, 4 часа в неделю.
Авторская программа используется без изменений.
Тема | Кол-во часов | Краткое содержание учебной темы | Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности |
Введение. Знакомство с учебником. | 1 | Система условных обозначений, содержание учебника, словарь. | |
Самое великое чудо на свете | 4 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, информация о первых летописях и о первопечатнике И.Федорове, рукописных книгах Древней Руси. | |
Устное народное творчество | 14 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, русские народные песни, докучные сказками и их особенности, изделия прикладного искусства, русские народные сказки нового вида – волшебные; деление текста на части; знакомство с биографией и творчеством В.Васнецова и И.Билибина, сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. | Проект «Сочиняем волшебную сказку». |
Поэтическая тетрадь 1 | 11 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, правильное чтение стихов, умение видеть и понимать настроение лирического героя, понимать мысли поэта. | |
Великие русские писатели | 24 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, жизнь и творчество великих русских писателей; выразительное чтение произведения, передача интонацией настроения; понимание смысла стихотворения, средства художественной выразительности: эпитет, сравнение; деление текста на части, выделение главной мысли и понятие темы текста, характеристика героев по плану, отличие сказки от других произведений, отличие басни от стихотворения; чтение по ролям, структура и модель басни, мораль и нравственный смысл басни, характер героев; текст-рассуждение и текст-описание. | |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, правильное чтение стихов, умение видеть и понимать настроение лирического героя, понимать мысли поэта; деление текста на части, анализ прочитанного. | |
Литературные сказки | 8 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, выразительное чтение произведения, передача интонацией настроения, поиск ответов на вопросы учителя с опорой на текст, деление текста на части, выделение главной мысли и понятие темы текста, характеристика героев по плану. | |
Были – небылицы | 10 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, выразительное чтение произведения, передача интонацией настроения, поиск ответов на вопросы учителя с опорой на текст, деление текста на части, выделение главной мысли и понятие темы текста, характеристика героев по плану, ориентация в прочитанном произведении и их анализ. | |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, правильное чтение стихов, умение видеть и понимать настроение лирического героя, понимать мысли поэта; деление текста на части, анализ прочитанного. | |
Люби живое | 16 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, роль заголовка произведения, видение и понимание поступков героев, характеристика героев, их поступков и характера, выделение главной мысли и понятие темы текста, поиск ответов на вопросы учителя с опорой на текст. | |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, правильное чтение стихов, умение видеть и понимать настроение лирического героя, понимать мысли поэта; деление текста на части, анализ прочитанного. | |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, роль заголовка произведения, видение и понимание поступков героев, характеристика героев, их поступков и характера, выделение главной мысли и понятие темы текста, поиск ответов на вопросы учителя с опорой на текст, знакомство с юмористическими произведениями. | |
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» | 8 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, роль заголовка произведения, видение и понимание поступков героев, характеристика героев, их поступков и характера, выделение главной мысли и понятие темы текста, поиск ответов на вопросы учителя с опорой на текст. | |
Зарубежная литература | 8 | Ознакомление с разделом, прогнозирование содержания раздела, роль заголовка произведения, видение и понимание поступков героев, характеристика героев, их поступков и характера, выделение главной мысли и понятие темы текста, поиск ответов на вопросы учителя с опорой на текст, знакомство с мифологическими произведениями. | |