СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП для 8 класса История России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП для 8 класса История России»


ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

уро-

ка

Наименование темы, урока

Кол-во час.

Дидактические элементы содержания знания

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Личностные

Метапредметные

Предметные

Введение – 1

1

Россия в XVIII веке: от царства к империи


1

Хронологические рамки курса. Актуализация знаний о Новом времени как периоде мировой истории. Характерные черты развития России в XVIII веке. Исторические источники по историиРоссии XVIII в.


Формирование преемственной связи истории периодов истории России, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирование государственной территории и единого многонационального российского народа.

Развитие познавательного интереса к истории России.

Познавательные УУД:

- пользоваться оглавлением, аппаратом ориентировки учебника;

- умение выделять в тексте главное, ведущие идеи, делать выводы.

Регулятивные УУД:

- развитие основ саморегуляции учебного труда.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать, вступать в диалог с целью обсуждения вопросов.

Определятьхронологические рамки курса.

Актуализировать знания из курсов «История России XVI-XVII вв.: От великого княжества к царству» и курса «Новое время».

Характеризовать изменения в географическом положении России с использованием исторической карты.


Раздел I. Эпоха реформ Петра I (10 ч.)

2

Начало правления Петра I

1

Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII в. Династический кризис 1682 г. Борьба за власть. Регентство царевны Софьи при царях Иване и Петре. Хованщина. Внешняя политика. Вечный мир с Речью Посполитой. Крымские походы. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра I (1689). Первые шаги Петра I по пути преобразований: Азовские походы, строительство флота в Воронеже, Великое посольство, Стрелецкий бунт 1689 г.

Сподвижники Петра: Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Ф.А. Головин, А.Д. Меньшиков, П.А. Толстой.

Основные персоналии:

Софья Алексеевна, Петр и Иван Алексеевичи, В.В. Голицын, Б.П. Шереметев, А.С. Шеин.

Основные даты:

1682-1725 - царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V).

1682-1689 – правление царевны Софьи.

1682, 1689, 1698 – восстания стрельцов.

1686 – Вечный мир с Речью Посполитой.

1687 – основание Славяно-греко-латинской академии.

1687, 1689 – Крымские походы.

1695, 1696 – Азовские походы.

1697-1698 – Великое посольство.

Формирование учебно-познавательного интереса к истории.

Включенность школьника в процесс познания, позволяющий понять предпосылки петровских преобразований.

Выработка собственного мнения о деятельности царевны Софьи. Личностная оценка деятельности Петра I в начале царствования.

Представление о значении выхода вБалтийскому морю для России, оценка значения новых территорий для развития страны. Эмпатическое восприятие побед русского оружия в период Северной войны.

Личностное осмысление итогов Северной войны и значении провозглашения России империей. Представление об особенностях экономического развития Российской империи в эпоху Петровских реформ.

Понимание роли и значения народных движений в истории.

Эмпатическое восприятие событий, связанных с народными восстаниями первой четверти XVIII в. Понимание значения преобразований Петра I в области культуры и быта для их современников и потомков. Ценностное отношение к культурному наследию Петровской эпохи.

Эстетическое восприятие памятников архитектуры Санкт-Петербурга, возведенных при Петре I.

Понимание роли личности в истории. Личностная оценка деятельности и личности Петра I, его роли в российской истории.

Умение творчески переосмысливать учебную информацию.

Познавательные УУД:

- смысловое чтение, умение выделять в тексте главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-выполнять универсальные логические действия (анализ, сравнение, конкретизация исторических фактов; обобщение исторического материала);

- строить логическую цепь рассуждений, делать выводы;

- давать определения терминам, понятиям.

Регулятивные УУД: формирование основ саморегуляции учебного труда:

- умение определять цель, задачу в учебно-познавательной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- способность принимать и сохранять учебную задачу;

-осознанно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания, задачи;

- проводить рефлексию и оценку процесса результатов деятельности;

-пользоваться основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД:

-строить продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

- строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности.

Анализировать положение в стране накануне царствования Петра I.

Составить развёрнутый план характеристики царевны Софьи, высказывать оценку её деятельности и её сподвижника князя В.В. Голицына.

Систематизировать материал об основных направлениях и мероприятиях внешней политики России в конце XVII в. (в виде таблицы).

Показывать на карте направления Азовских походов Петра I, объяснять причины первых побед российского флота.

Характеризовать основных участников борьбы за власть в 1680-е гг. Раскрывать, какую роль играли стрельцы в борьбе за власть в конце XVII в.

На основе контекстных знаний и анализа учебной информации объяснять, в чём заключались предпосылки Петровских преобразований.

Работа с историческим источником: Из «Записок» Юста Юля, датского посланника при русском дворе.

Комплексно анализировать тематическую картину В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», привлекая контекстные знания и приёмы драматизации.

Раскрывать значение терминов и понятий: Стрелецкий бунт, потешные полки, Великое посольство.

3-4

Северная война

2

Предпосылки войны России со Швецией за выход в Балтийское море. Дипломатическая подготовка Петра к Северной войне. Поражение под Нарвой и его уроки. Начало военной реформы и создание в России регулярной армии и военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы (1701 – 1704 гг.) и их значение для продолжения войны. Основание Санкт-Петербурга. Развитие военно-политической ситуации в 1704 – 1709 гг. для России и Швеции. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его историческое значение. Полководческое искусство Петра I. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота в 1714 – 1720 гг., их значение. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Причины и историческое значение победы России в Северной войне.

Персоналии:

Петр I, Карл XII, С. Лещинский, АвгустII, И.С. Мазепа, А.Л. Левенгаупт, М.М. Голицын.

Основные даты:

1700-1721 – Северная война.

1700 – поражение под Нарвой.

1703 г. 16 мая- основание Санкт-Петербурга.

1708 – битва у Лесной.

1709, 27 июня – Полтавская битва.

1711 – Прутский поход.

1714, 27 июля – Гангутское сражение.

1720 – битва у о. Гренгам.

1721 – Ништадтский мир, провозглашение России империей.

1722-1723 – Каспийский (персидский) поход.

Анализировать историческую ситуацию, на основе контекстных знаний раскрывать причины Северной войны.

Составить хронологическую таблицу «Крупнейшие сражения Северной войны».

Рассказывать об основных событиях Северной войны, используя историческую карту.

Использовать схемы при описании важнейших сражений Северной войны.

Определять последствия событий, например, последствия поражения под Нарвой.

С помощью схемы Полтавского сражения показывать движение армий в начале сражения, в процессе боя и на завершающем этапе.

Характеризовать Петра I как полководца.

Объяснять, в чём состояло значение ключевых сражений Северной войны.

Показывать по карте территории, вошедшие в состав Российского государства в результате Северной войны.

Характеризовать основные итоги и значение Северной войны (1700 – 1721 гг.).

Формулировать причины и неудачи Прутского похода для русских.

Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I.

Раскрывать значение терминов и понятий:

Константинопольский мир, рекрутские наборы, регулярная армия, Ништадтский мир, император, империя.

5

Реформы управления ПетраI

1

Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Церковная реформа: упразднение патриаршества, учреждение Синода.

Персоналии:

Стефан Яворский, П.И. Ягужинский, Феофан Прокопович.

Основные даты:

1708 – учреждение губерний.

1711 – учреждение Сената.

1714 – указ о единонаследии.

1718-1721 – учреждение коллегий.

1722 – введение Табели о рангах.

Характеризовать важнейшие реформы Петра I, систематизировать информацию в таблице «Преобразования Петра I».

Представить в виде схем: «Структура органов государственного управления», «Система деления территории страны».

Сравнивать органы власти и управления в России в XVII в. и в первой четверти XVIII в.

Анализ репродукции картины «Петр I», художника В.А. Серова, выявляя в образе и содержании картины достоверные сведения.

Работа с историческим источником: анализ отрывка из Берг-привилегии.

Объяснять значение терминов и понятий: реформа, Сенат, коллегии, Кабинет, обер-прокурор, патриаршество, Святейший Синод, Ратуша, Главный магистрат, Генеральный регламент, губерния, Указ о единонаследии, Табель о рангах.

6

Экономическая политика Петра I

1

Налоговая реформа и сословная политика Петра I: ревизии, введение подушной подати, податные сословия.

Предпосылки экономического подъёма в первой четверти XVIII в. Строительство заводов, верфей и мануфактур. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Государственные меры поощрения торговли и торгово-экономических связей: принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Дискуссии о реформах в исторической науке.

Персоналии:

Никита Демидов.

Основные даты:

1718-1724 – проведение подушной переписи и первой ревизии.

Объяснять, в каких целях была проведена налоговая реформа. Перечислить её основные результаты.

Сравнивать подворное налогообложение и подушную подать.

Проводить анализ исторических источников для характеристики социальной политики Петра I.

Обосновывать, как были связаны между собой Северная война и необходимость экономических реформ в России.

Исследовать историческую карту, показывать на ней новые объекты промышленности и торговли; делать выводы о тенденциях и особенностях экономического развития страны в первой четверти XVIII века.

Сравнивать пути формирования рабочей силы в странах Западной Европы и России в Новое время.

Делать выводы о преемственности и новых чертах социально-экономической политики Российского государства в первой четверти XVIII века.

Раскрывать значение терминов и понятий: подушная подать, ревизская душа, мануфактура, работные люди, посессионные крестьяне, меркантилизм, протекционизм, Таможенный тариф.

7


Народные движения в начале XVII века

1

Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической, политической и духовной сферах. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством Кондратия Булавина. Башкирское восстание. Общее и особенное в народных движениях второй половины XVII – первой четверти XVIII в.

Персоналии:

Б.П. Шереметев, К.А. Булавин, Ю.В. Долгорукий, В.В. Долгорукий, П.И. Хованский.

Основные даты:

1705-1706 – восстание в Астрахани.

1707-1708–восстание К. Булавина.

Формулировать причины народных волнений и восстаний на основе анализу учебного текста и актуализации контекстных знаний.

Показывать на исторической карте районы восстаний, анализировать их локализацию в связи с социальной географией России и ходом Северной войны.

Давать характеристику восстания К. Булавина по примерному плану на основе текста учебника и исторической карты.

Характеризовать участников и итоги восстаний, делать обобщающие выводы.

Раскрывать значение терминов и понятий: казаки, атаман, «прелестные письма».

8-9


Перемены в области культуры и быта

2

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Реформа календаря. Введение гражданской азбуки. Начало периодических изданий. Развитие науки (создание Кунсткамеры, указ об образовании Академии наук).

Развитие художественной культуры. Светская живопись, портретный жанр. Скульптура и архитектура раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт основных сословий. Новые формы общения в дворянской среде (ассамблеи, балы, праздники). «Юности честное зерцало». Изменения в положении дворянства.

Персоналии:

Л.Ф. Магницкий, Л.Л. Бдюментрост, И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, Б.К. Растрелли, Д. Трезини, И.П. Запрудный.

Основные даты:

1725 – учреждение Академии наук в Петербурге.

Выявлять новые черты в культуре и повседневной жизни разных слоёв общества, вовлечённых в процесс его европеизации в первой четверти XVIII в.

Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования.

Давать описание произведений художественной культуры первой четверти XVIIIв., отмечая их характерные особенности.

Составлять описание нравов, образа жизни и быта различных групп населения в Петровскую эпоху с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.).

Описывать памятники архитектуры Петербурга времён Петра I.

Раскрывать значение терминов и понятий: европейское летосчисление, Навигацкая школа, Морская академия, цифирные школы, гарнизонные школы, гражданский шрифт, «Ведомости», Кунсткамера, Академия наук, светский портрет, ассамблея, политес.

10


Династия Романовых в первой четверти XVIII века.

1

Браки и наследники Петра I. Дело царевича Алексея. Устав о наследии престола. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра Iв русской культуре.

Персоналии:

Екатерина Алексеевна, царевич Алексей, П.А. Толстой.

Анализировать конфликт Петра I и царевича Алексея в контексте реформаторской политики царя, особенностей его личности и характера.

Объяснять суть и значение изменений, внесённых Петром I в порядок престолонаследия.

Комплексно анализировать тематическую картину Н.Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», высказывать собственное суждение о роли Петра I в истории России.

Составлять исторический портрет Петра I на основе разнообразных источников исторической информации.

Раскрывать значение терминов и понятий: династия, Устав о наследии престола.

11

Итоги реформ Петра I

1

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Выполнять контрольные тестовые задания по периоду правления Петра I (по образцу ОГЭ.

Защита проектных работ, выступления с презентациями, докладами по тематике раздела.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ:

  • формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • стратегии смыслового чтения, работа с текстом;

  • - формирование ИКТ-компетентности у обучающихся.

Сообщения:

1. «Птенцы гнезда Петрова».

2. «Развитие архитектуры и искусства в первой четверти XVIII века».

Темы ученических исследований:

1. Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории.

2. Ролевая игра «Путешествие по петровскому Петербургу» (выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного в форме: письма, отчёта, зарисовки для альбома и др.).

3. Используя иллюстрации учебника, материалы художественных изданий и Интернет-ресурсы, подготовить презентацию «Образ Петра I в искусстве XVIII-XIX вв.». Как в этой серии произведений искусства отразились особенности живописные, скульптурные черты, особенности, стили.

Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов (6 ч.)

12

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов

1

Кому царствовать? Претенденты на российский престол. Роль А.Д. Меньшикова и гвардии в возведении на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов. Судьба преобразований Петра I. Фаворитизм.

Персоналии:

Екатерина I Алексеевна, А.Д. Меньшиков.

Основные даты:

1725-1727 – правление Екатерины I.


Развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности.

Понимание негативных последствий отсутствия чёткой системы престолонаследия в условиях самодержавия. Эмпатическое восприятие событий, последовавших за смертью Петра I. Личностная оценка правления Екатерины I и Петра II.

Понимание роли личности в истории. Личностная оценка правления Анны Иоанновны. Эмпатическое восприятие побед русского оружия в период Семилетней войны. Личностная оценка результатов внешней политики России в середине XVIII века. Личностная оценка правления Елизаветы Петровны и Петра III.

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Понимание роли истории как способа понимания современности.

Познавательные УУД:

- смысловое чтение, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

-выполнять универсальные логические действия (анализ, сравнение, конкретизация исторических фактов; обобщение исторического материала);

- строить логическую цепь рассуждений;

- давать определения терминам, понятиям.

Подготовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, используя данные учебника и дополнительные источники информации.

Регулятивные УУД: формирование основ саморегуляции учебного труда:

- умение определять цель, задачу в учебно-познавательной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- способность принимать и сохранять учебную задачу;

-осознанно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания, задачи;

- проводить рефлексию и оценку процесса результатов деятельности;

-пользоваться основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД:

-строить продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Объяснять, в чём состояла сложность ситуации с престолонаследием после смерти Петра I.

Характеризовать, почему обстоятельства возведения на престол Екатерины I могут рассматриваться как дворцовый переворот.

Систематизировать материал «Дворцовые перевороты в России в XVIII в виде таблицы (причины, основные события, их участники, результаты).”

Объяснять последствия дворцовых переворотов.

Раскрывать значение терминов и понятий: дворцовый переворот, гвардейцы, фаворитизм.

13

Правление Екатерины Iи Петра

II

1

Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Вексельный устав 1729 г.

Особенности и исход правления Петра II.

Персоналии:

Екатерина I, А.Д. Меншиков, А.И. Остерман, Петр II, А.Г. Долгорукий, И.А. Долгорукий, Д.М. Голицын, Ф. М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой.

Основные даты:

1727-1730 – правление Петра II.

Рассказывать о борьбе дворянских группировок за власть в 1725 – 1730 гг.

Давать характеристику личности Екатерины I и Петра II.

Объяснять причины взлёта и падения политической карьеры А.Д. Меншикова.

Проводить анализ внутренней политики Екатерины I и Петра II.

Раскрывать значение терминов и понятий: Верховный тайный совет, «верховники», Вексельный устав.

14

Правление Анны Иоанновны

1

Анна Иоанновна как кандидатура на российский престол. Отказ от кондиций и восстановление самодержавия. Создание Кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизни страны. Возобновление деятельности Тайной канцелярии. Расширение прав дворянского сословия.

Национальная политика. Укрепление границ империи. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет российской империи. Участие России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война 1735 – 1739 гг. Закрепление за Россией крепости Азов.

Правление «Брауншвейгской фамилии». Император-младенец Иоанн Антонович. Дворцовый переворот 25 ноября 1741 г.

Персоналии:

Анна Иоанновна, Д.М. Голицын, Э.И. Бирон, А.И. Остерман, Б.К. Миних, А.П. Волынский, С. Лещинский, Август III, Иван (Иоанн) Антонович, Анна Леопольдовна.

Основные даты:

1730-1740 – правление Анны Иоанновны.

1733-1735 – война за польское наследство.

1735-1739 – русско-турецкая война.

1740-1741 – правление Иоанна Антоновича.

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.

Составлять характеристику (исторический портрет) Анны Иоанновны на основе текста учебника, исторических источников (воспоминания современников), иллюстративного материала.

На основе исторической карты рассказывать об отношениях российской империи с кочевыми народами Центральной Азии.

Объяснять при каких обстоятельствах приняли покровительство России калмыки и казахи.

Характеризовать в каких событиях 1730-х гг. отразилась борьба России за влияние в европейских делах, за безопасность своих границ на юго-западе.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Анны Иоанновны, давать ей оценку.

Раскрывать значение терминов и понятий: «верховники», «Кондиции», Кабинет министров, «бироновщина».

15

Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны

1

Воцарение Елизаветы Петровны. Россия в европейской политике в середине XVIIIв. Русско-шведская война 1741 – 1743 гг. Абосский мирный договор. Причины и начало Семилетней войны. Победы российского оружия. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.

Персоналии:

Фридрих II, П.А. Румянцев, С.Ф. Апраксин, В.В. Фермор, П.С. Салтыков, А.Б. Бутурлин, З.Г. Чернышов.

Основные даты:

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны.

1741-1743 – русско-шведская война.

1756-1763 – Семилетняя война.

Характеризовать место России в системе международных отношений в середине XVIII в.

Актуализировать знания о европейских войнах за раздел Европы и мира в Новое время. В контексте всемирной истории объяснять цели, причины, средства и результаты участия России в Семилетней войне.

Составлять хронологию военных действий Семилетней войны с участием русских войск, показывать на карте места основных сражений.

Оценивать итоги Семилетней войны.

Раскрывать значение терминов и понятий: «равновесие сил», коалиция, международный конфликт

16

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III

1

Личность императрицы Елизаветы Петровны, её сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика (ликвидация внутренних таможен, усиление косвенных налогов). Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговли. Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762 г.

Персоналии:

Елизавета Петровна, А.Г. и К.Г. Разумовские, П.И. Шувалов, Петр III, Екатерина Алексеевна.

Основные даты:

1761-1762 – правление Петра III.

Характеризоватьвнутреннюю политику Елизаветы Петровны.

Описывать изменения в положении дворянства, крепостных крестьян, купечества в период правления Елизаветы Петровны.

Объяснять значение деятельности Ломоносова для русской науки и культуры.

Составлять характеристики (исторические портреты) Елизаветы Петровны и М.В. Ломоносова на основе текста учебника, дополнительной литературы, иллюстративного материала.

Анализировать историческую ситуацию 28 июня 1762 г., выделяя в ней признаки дворцового переворота.

Раскрывать значение терминов и понятий: Сенат, внутренние таможни, прямой налог, косвенные налоги, монополии, секуляризация, «Манифест о вольности дворянства».

17

Россия в эпоху дворцовых переворотов

1 .

Систематизация и обобщение исторического материала по теме.

Выступления с сообщениями, докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов.

Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий по типу ОГЭ.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ:

  • формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • стратегии смыслового чтения, работа с текстом;

- формирование ИКТ-компетентности у обучающихся.

Темы ученических исследований:

1.Составить таблицу «Дворцовые перевороты в России в XVIII веке» (основные события, их участники, результаты).

2. Исторический портрет А.Д. Меньшикова, с использованием дополнительной литературы и произведений искусства.

3. Исторический портрет Елизаветы Петровны, с использованием дополнительной литературы и произведений искусства. Какой она осталась в исторической памяти.

4. Роль личности в истории (ролевые ситуации) от представителей: 1) соратники Петра I, «новые люди»; 2) представители аристократических семейств; 3) дворянство; 4) гвардия; 5) иностранцы.

Раздел III. Расцвет Российской империи (11ч.)

17

Внутренняя политика Екатерины II и просвещенный абсолютизм

1

Личность императрицы Екатерины II. Идеи Просвещения, их основное содержание. Особенности просвещённого абсолютизма в России. Секуляризация церковного землевладения. «Наказ» Екатерины II, созыв Уложенной комиссии. Сословные противоречия и причины роспуска Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства.

Персоналии:

Екатерина II

Основные даты:

1762-1796 – правление Екатерины II.

Развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности.

Понимание роли личности в истории. Личностная оценка идей и деятельности Екатерины II. Оценочное мнение о сословной политике Екатерины II и преобразований в области местного управления. Представление об особенностях экономического развития Российской империи во второй половине XVIIIв. Способность творчески переосмысливать учебную информацию. Личностная оценка исторического значения крепостного права в России. Личностная оценка значения восстания Е.И. Пугачёва. Понимание, что способы борьбы с несправедливостью, применяемые Пугачёвым, приводили к неоправданной жестокости, гибели ни в чём не повинных людей, бессмысленным разрушениям.

Эмпатическое восприятие побед русского оружия в русско-турецких войнах 1768 – 1774, 1787 – 1791 гг. Понимание значения территорий, вошедших в состав российской империи при Екатерине II. Знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Осознание важности мирных отношений между народами многонационального и поликонфессионального государства, строящихся на уважительном отношении к чужой культуре.

Понимание значения присоединения и освоения Новороссии.

Личностная оценка Правления ПавлаI.

Оценочное мнение об итогах развития российской империи к началу XIXв.


Познавательные УУД:

- смысловое чтение, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

-выполнять универсальные логические действия (анализ, сравнение, конкретизация исторических фактов; обобщение исторического материала);

- строить логическую цепь рассуждений;

- давать определения терминам, понятиям.

Подготовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, используя данные учебника и дополнительные источники информации.

Регулятивные УУД: формирование основ саморегуляции учебного труда:

- умение определять цель, задачу в учебно-познавательной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- способность принимать и сохранять учебную задачу;

-осознанно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания, задачи;

- проводить рефлексию и оценку процесса результатов деятельности;

-пользоваться основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД:

-строить продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Определять влияние идей просветителей на взгляды и деятельность Екатерины II.

Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещенного абсолютизма» в России.

Объяснять цели секуляризации церковного землевладения и его последствия.

Характеризовать основные идеи «Наказа» Екатерины II.

Оценивать деятельность Уложенной комиссии.

Раскрывать значение терминов и понятий: «просвещенный абсолютизм», уложенная комиссия, «Наказ», секуляризация.

18

Губернская реформа и сословная политика Екатерины II

1

Губернская реформа. Создание новых органов местной администрации. Особенности организации судебной власти. Цели сословной политики. Жалованные грамоты дворянству и городам, их основное содержание.

Политика протекционизма. Привлечение сословий к местному управлению.

Основные даты:

1775 – начало губернской реформы.

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества.

Анализировать отрывки «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам»: с какой целью были изданы данные документы, оценка прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения, характер социальных реформ Екатерины II.

Объяснять смысл выражения «золотой век» русского дворянства

Составлять исторический портрет Екатерины II.

Раскрывать значение терминов и понятий: губерния, губернатор, наместник, уезд, губернское правление, Казённая палата, приказ общественного призрения, городничий, капитан-исправник, прокурор, Жалованная грамота городам, гильдии, мещане, городские обыватели, предводитель дворянства, городской голова, городская дума.

19

Крепостное право в России во второй половине XVIIIв.

1

Распространение крепостного права. Крестьяне государственные, крепостные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Повинности крестьян. Дворовые люди. Права помещика и обязанности крестьян. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди.

Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIIIв.

Объяснять, в чём выражалась крепостная зависимость крестьян в России в XVIIIв.

Раскрывать повинности помещичьих крестьян.

Раскрывать значение терминов и понятий: крепостное право, крепостные, повинности, барщина, оброк, помещик, дворовые люди, крепостная мануфактура.

20-21

Экономическая жизнь России второй половины XVIIIв.

2

Сельское хозяйство. Ремесло и промышленность. Крепостной и вольнонаёмный труд. Развитие крестьянских промыслов. Развитие текстильной промышленности. «Капиталистые» крестьяне». Начало известных предпринимательских династий. (Морозовы, Гарелины, Прохоровы).

Внутренняя и внешняя торговля. Политика меркантилизма. Экономическая карта России при Екатерине II. Денежное обращение. Внешнеторговые связи России со странами Запад и Востока.

Персоналии:

Екатерина II, А.Т. Болотов, Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы.

Умение составлять развёрнутый план промышленного развития России во второй половине XVIII в.

Рассказывать об экономическом развитии России, используя историческую карту как источник информации.

Составлять схему российского экспорта и импорта.

Оценивать роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности.

Делать обобщающий вывод об экономическом развитии российской империи во второй половине XVIIIв.

Раскрывать значение терминов и понятий: месячина, отхожие промыслы, протекционизм, меркантилизм, ярмарка, ассигнации.

22

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

1

Причины народных движений во второй половине XVIIIв. Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II. Начало восстания: личность Е. Пугачева. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачёвым. Поражение восстания. Влияние восстания Е.И. Пугачёва на политику Екатерины II.

Персоналии:

Екатерина II, Е.И. Пугачев, С.Юлаев, А.И. Бибиков, И.И. Михельсон.

Основные даты:

1773-1775 – восстание Емельяна Пугачёва.

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачёва.

Раскрывать причины восстания и его последствия.

Давать характеристику личности Е. Пугачева с привлечением дополнительных источников информации.

Раскрывать значение терминов и понятий: казаки, атаман, крепостные крестьяне, самозванство.

23-24

Внешняя политика России в 1760 – 1790-е годы

2

Международное положение и основные направления внешней политики российской империи в середине XVIIIв. Русско-турецкие войны (1768 – 1774) и (1787 – 1791): причины, цели участников, основные сражения на суше и на море, итоги войн. Политика России на Кавказе. Георгиевский трактат 1783 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой.. вхождение в состав России территорий Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Россия во взаимоотношениях с европейскими государствами. «Декларация о вооруженном нейтралитете. Россия и война за независимость британских колоний в Северной Америке. Война со Швецией (1788 – 1790).

Россия и революционная Франция. Итальянский и швейцарские походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.

Персоналии:

Екатерина II, П.А. Румянцев, Г.А. Спиридов, В.М. Долгоруков, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Н.А. Потёмкин, С. Понятовский, Т. Костюшко, Н.И. Панин, А.А. Безбородко, Густав III, Людовик XVI.

Основные даты:

1768-1774 – русско-турецкая война.

1770, 24-26 июня – Чесменское сражение.

1770, 21 июля – сражение при Кагуле.

1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей.

1783 – присоединение Крыма к России.

1787-1791 – русско-турецкая война.

1788-1790 – русско-шведская война.

1791 – Ясский мир с Османской империей.

1772, 1793, 1795 – разделы Речи Посполитой.

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIIIв.

Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней третиXVIIIв., места сражений в русско-турецких войнах.

Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск.

Составлять исторический портрет А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и оценивать их деятельность.

Раскрывать значение терминов и понятий: Кючук-Кайнарджийский мир, Новороссия, Ясский мир, диссиденты, шляхта, разделы Речи Посполитой.

25

Народы Российской империи в XVIIIв.

1

Россия – многонациональная империя. Задачи национальной политики российского правительства в XVIIIв. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Включение представителей местной знати в состав господствующего сословия российской империи. Религиозная политика. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах. Привлечение иностранных колонистов и иностранных специалистов в Россию. Политика в области религии.

Рассказывать о национальном и конфессиональном составе населения России в XVIIIв., используя информацию исторической карты.

Характеризовать политику самодержавной власти в отношении народов империи (приводить примеры конкретных решений).

Раскрывать особенности религиозной политики власти в условиях существования в империи разных конфессий.

Раскрывать значение терминов и понятий: православие, старообрядчество, католичество, протестантизм, ислам, иудаизм, язычество, колонисты.

26

Освоение Новороссии

1

Население Новороссии. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Развитие торговли и промышленности. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Персоналии:

Екатерина II, Г.А. Потёмкин.

Показывать на исторической карте территорию Новороссии, крупнейшие промышленные центры и порты.

Характеризовать развитие торговли и промышленности в регионе

Составлять схему управления Новороссией.

Объяснять, какие меры были предприняты для освоения Новороссии, какое значение придавалось этой территории.

Давать оценку деятельности Г.А. Потёмкину по развитию региона.

Раскрывать значение терминов и понятий: Новороссия, колонисты, кубанское казачество

27

Россия в царствование Павла I

1


Личность императора. Внутренняя политика Павла I: военная реформа. Акт о престолонаследии, Указ о «трехдневной барщине».

Внешняя политика Павла I: её цели и направления. Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798-1799 гг. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова. Предпосылки недовольства политикой Павла I в верхах российского общества и дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Основные даты:

1796-1801 – правление Павла I.

1799 – Итальянский и швейцарский походы русской армии.

На карте показывать места сражений и направления походов русских войск в войне с Францией. Объяснять цели и характер этой войны, её значение для международного положения России, характеризовать её роль во всеобщей истории.

Объяснять, почему Павел I изменил закон о престолонаследии.

Систематизировать и обобщать материал в форме таблицы «Основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I».

Составлять исторический портрет Павла I, в том числе на основе высказываний его современников.

Раскрывать значение терминов и понятий: Акт о престолонаследии, Указ о «трёхдневной барщине».

28

Расцвет Российской империи

1

Систематизация и обобщение исторического материала по теме.


Объяснять значение понятия «эпоха Просвещения в России».Понимать, что выход к Чёрному морю стал важнейшим результатом внешней политики Екатерины II. Оценивать мероприятия, проведенные в правление Екатерины II и Павла I.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ:

  • формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • стратегии смыслового чтения, работа с текстом;

  • формирование ИКТ-компетентности у обучающихся.

Темы ученических исследований, проектов:

1. Составить проект стенда «Эпоха Екатерины II в лицах» для экспозиции музея.

2. «Личность в истории и литературе». Какой образ Е.И. Пугачёва остался в народной памяти. Каким его представил А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?

3. В каких российских научных, художественных, публицистических произведениях нашли отражение события и персоналии XVIII века?

Сообщения, доклады, проекты:

1. «Российский д'Артаньян» (П.А. Румянцев-Задунайский).

2. «Звезда первой величины» (А.А. Безбородко).

3. Ф.Ф. Ушаков и боевые действия на море в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

4. «Наука побеждать» (А.В. Суворов).

5. Г.А. Потёмкин, его роль в освоении Новороссии.

Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого (6 ч.)

29

Развитие образования

М.В. Ломоносов

1

Сословные учебные заведения для юношества и дворянства. Основание Института благородных девиц в Смольном монастыре. Основные педагогические идеи: влияние идей Просвещения на педагогическую мысль в России. Высшее образование. Основание Московского университета. Деятельность И.И. Шувалова. Домашнее воспитание и начальное образование. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.

Персоналии:

И.И. Бецкой, И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов


Развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности. Познавательный интерес к истории России.

Личностная позиция, какое значение имеет образование для страны.

Личностная оценка развития системы образования в России в XVIII в., педагогических идей и приёмов этого времени.

Формулирование выводов о развитии домашнего, начального и высшего образования в России.

Понимание роли журналистики во второй половине XVIII.

Личностная оценка идей, распространенных в российском обществе в XVIII в.

Знание основных норм морали, нравственности, духовных идеалов, лежащих в основе произведений русской литературы XVIII в. Эстетическое восприятия наследия русской литературы и музыкального искусства XVIII в.

Представление о значении вклада писателей и деятелей театрального и музыкального искусства XVIII в. в мировую культуру.

Ценностное отношение к культурному наследию XVIII в.

Личностные результаты освоения курса.



Познавательные УУД:

- смысловое чтение, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

-выполнять универсальные логические действия (анализ, сравнение, конкретизация исторических фактов; обобщение исторического материала);

- строить логическую цепь рассуждений;

- давать определения терминам, понятиям.

Подготовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, используя данные учебника и дополнительные источники информации.

Регулятивные УУД: формирование основ саморегуляции учебного труда:

- умение определять цель, задачу в учебно-познавательной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- способность принимать и сохранять учебную задачу;

-осознанно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания, задачи;

- проводить рефлексию.


Рассказывать о новых учебных заведениях, основанных в России в середине и второй половине XVIII в., объяснять, в чём состояло их значение.

Характеризовать структуру и особенности обучения в сословных учебных заведениях для юношества и дворянства.

Составлять рассказ о детстве и юности М.В. Ломоносова.

Составлять развернутый план достижений М.В. Ломоносова в области естественных и гуманитарных наук на основе текста учебника и дополнительных исторических источников.

Давать оценку роли М.В. Ломоносова в истории российской и европейской науки XVIII в.

Составлять характеристику (исторический портрет) деятелей отечественной науки, раскрывать значение их открытий.

Раскрывать значение терминов и понятий: Сухопутный шляхетский (кадетский) корпус, Пажеский корпус, Московский университет, гимназия, Благородный пансион, гувернёр, народные училища.

30

Российская наука в XVIII в.

1

Деятельность Академии наук. Географические открытия. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Развитие медицины и здравоохранения. Достижения в области техники. Становление исторической науки. Изучение российской словесности и развитие литературного языка.

Персоналии:

Л.Эйлер, Д. Бернулли, Г. Байер, Г.Ф. Миллер, В. Беринг, Х.П. Лаптев, Д.Я. Лаптев, С.И. Челюскин, И.Г. Гмелин, С.П. Крашенниников, А.И. Чириков, И.И. Лепёхин, П.С. Паллас, С.Г. Зыбелин, А.К. Нартов, И.П. Кулибин, И.И. Ползунов, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Е.Р. Дашкова, В.Н Татищев.

Систематизировать материал о достижениях российской науки в середине XVIII в. (составление таблицы).

Рассказывать о географических экспедициях и открытиях в XVIII в.

Показывать на карте пути Второй Камчатской и других географических экспедиций, новооткрытые земли.

Давать оценку значения освоения русскими Аляски и Западного побережья Северной Америки.

Характеризовать развитие медицины и здравоохранения в России.

Делать обобщающий вывод о развитии российской науки в XVIII в.

Раскрывать значение терминов и понятий: Академия наук, Российская академия, Медицинская коллегия, Российско-американская компания.

31

Общественная мысль России во второй половине XVIII в.

1

Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки.

Влияние идей Просвещения. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Персоналии:

М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Г.С. Коробьин, М.М. Щербатов, А. Я. Поленов.

Определять влияние идей Просвещения на развитие общественной мысли в России.

Характеризовать идеи и деятельность Н.И. Новикова и А.Н. Радищева, объяснять причины их преследования со стороны правительства.

Давать анализ и оценку мнений о крепостном праве, распространенных в российском обществе во второй половине XVIII в.

Раскрывать значение терминов и понятий: масонство, Вольное экономическое общество.

32

Русская литература, театральное и музыкальное искусство

1

Русская литература второй половины XVIII в.: черты классицизма и сентиментализма в творчестве российских писателей и поэтов Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, Н.М. Карамзина и др. Особенности тематики и жанров. Театральное искусство. Музыка.

Персоналии:

А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, В.В. Капнист, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, Н.А. Львов, Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский.

Характеризовать основные жанры литературных произведений, называть наиболее известных авторов и их произведения.

Выделять признаки барокко, классицизма и сентиментализма в произведениях второй половины XVIII века.

Подтверждать с помощью текста учебника, что поэты и писатели екатерининского времени писали свои произведения на злободневные темы.

Рассказывать о развитии театра и музыки в XVIII в.

Готовить сообщения о выдающихся русских писателях и поэтах.

Раскрывать значение терминов и понятий: классицизм, сентиментализм, сатира, социальная комедия, Придворная певческая капелла, эпоха Просвещения в России».

33

Архитектура. Скульптура. Живопись.

1

Распространение в России стилей и жанров европейской культуры (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм). Архитектура: выдающиеся зодчие и их творения. Новые веяния и жанры в изобразительном искусстве конца XVIII в. Скульптура.

Персоналии:

Ф.Б. Растрелли, Ж.Б. Валлен-Деламот, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Дж. Кваренги, Д. Жилярди, И.Е. Старов, Э.М. Фальконе, Б.К. Растрелли, М.И. Козловский, Ф.И. Шубин, С.Ф. Щедрин, А.П. Лосенко, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

Характеризовать стили и направления в архитектуре, скульптуре и живописи, называть их основных представителей и произведения.

Определять принадлежность к определенному стилю различных памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства.

Составлять описание отдельных памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства в XVIII в.

Готовить сообщения о выдающихся русских архитекторов, скульпторов и живописцев.

Раскрывать значение терминов и понятий: барокко, рококо, классицизм.

33-34

Культуры и быт российских сословий

2

Изменения в культуре и быту. Крестьяне и горожане. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба.

Характеризовать изменения в российской культуре и быту после реформ Петра I, влияние на них европейской культуры.

Рассказывать об изменениях в быту горожан.

Рассказывать о повседневной жизни российского дворянства.

Продемонстрировать презентацию: «Один день из жизни дворянина екатерининского времени».

Объяснять причины неизменности крестьянского быта.

Описывать одежду разных сословий в XVIII веке.

36

Бурятия в конце XVII-XVIII вв.


1

Хозяйственное освоение Прибайкалья и Забайкалья русским населением. Переселение русских крестьян и старообрядцев (семейских).

Административно-территориальные преобразования на территории Бурятии в XVIIIв.


Показыватьна исторической карте территорию расселении бурятских племён в XVIII в., миграционные процессы переселения русских крестьян и старообрядцев.

Рассказывать о хозяйственном освоении края русским населением с привлечением краеведческого материала.

Показывать на исторической карте изменения в административно-территориальном делении, районов хозяйственной специализации в экономической жизни Бурятии в XVIII в.

37-38

Бурятия в XVIII в.

2

Изменения в хозяйстве, образе жизни бурят и эвенков. Торговля. С.Л. Рагузинский. Буринский трактат. Чайный путь. Верхнеудинская ярмарка. Деловые люди края. Деятельность христианских миссионеров.


Рассказывать и описывать образ жизни, быт бурят и эвенков с привлечением краеведческого материала.

Показыватьна исторической карте торговые и транспортные пути Прибайкалья, Забайкалья, Китая.

Рассказывать о значении чайного пути в развитии региона.

39

Буддизм в Бурятии

1

Буддизм – официальная государственная религия Российской империи. Шамаизм. Деятельность христианских миссионеров.

Образование.


Раскрывать основные положения буддизма.

Показывать на исторической карте основные буддийские святыни, дацаны, описывать отдельные памятники, формулировать обобщающие выводы.

40

Обобщающее повторение по курсу «История России в XVIII веке»


Систематизация и обобщение исторического материала по теме.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ:

  • формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • стратегии смыслового чтения, работа с текстом;

  • формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Темы учебных исследований, проектов:

1. Ролевая игра «Путешествие в Санкт-Петербург времён Екатерины II» (выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного в форме: письма, отчёта, зарисовки для альбома и др.).

2. Маршрут экскурсии по историко-культурным памятникам г. Улан-Удэ, Бурятии.

Темы докладов и сообщений:

1. М.В. Ломоносов.

2. Русские историки XVIII в.

3. И.П. Кулибин.

4. И.И. Ползунов.

5. Русские путешественники XVIII в.

6. Ф.Г. Волков – основатель русского театра.

По исторической карте показывать и характеризовать географическое и этнополитическое положение страны в конце XVIII в.

Представлять и конкретизировать основные результаты внутренней и внешней политики правителей XVIII в.



Интернет-ресурсы для учащихся


http: //fcior.edu.ru – федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http: //historu.tom.ru - история России от князей до Президента.

http: //statehistory.ru- История государства.

http: //doc.histrf,ru100 главных документов российской истории.

http://www.lectures.edu.ru - лекции по истории для любознательных.

http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории».

http://shm.ru – сайт Государственного исторического музея

http://www.istrodina.com/- сайт журнала «Родина».

http://biograf-book.narod.ru/ - избранные биографии: биографическая литература СССР.

http: //www.temples.ru/ - сайт «Храмы России».

http://www.tretyakovgalleru.ru – сайт Государственной Третьяковской галереи.

http: //hermitagemuseum.orgГосударственный Эрмитаж.

http: //rusmuseum.ru – Государственный Русский музей.

http: //spbmuseum.ru – Музей истории Петербурга.

http: //peterhofmuseum.ru – Государственный музей-заповедник «Петергоф».

http: //pavlovskmuseum.ru - Государственный музей-заповедник«Павловск».

http://www.museum-online.ru – виртуальный музей искусств (живопись, картины, художники, музеи мира).

http://artlib.ru – библиотека изобразительных искусств.

Интернет-ресурсы для учителя

http: //www.school-collection.edu.ru – цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http: //www.standart.edu.ru– Государственные образовательные стандарты второго поколения.

http: //www.som.fio.ru – сайт Федерации интернет-образования, сетевое объединение методистов, раздел «История».

http: //www.русское-слово.рф/methodical/index.php – методический раздел издательства «Русское слово».

http: //www.russianculture.ru – портал, посвященный российской культуре.

http: //www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе».

http: //it-n.ru – российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей».

http: //lesson-historu.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И. Чернова).

http: //bibliotekar.ru/muzeu.htm – учебно-методические материалы

http: //his.lseptember.ru/index.php – учебно-методические материалы, отрывки из трудов историков

http: //www.history.ru – учебно-методические материалы, исторические документы

http: //www.shpl.ru – учебно-методические материалы.











Синхронистическая таблица

Россия, Западная Европа, Восток

Даты

События, персоналии

События, персоналии

Даты

1657 – 1704



1686

1687

1687

- Софья Алексеевна – царевна, дочь Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской, в 1682 – 1689 гг. регентство при младших братьях Петре и Иване.

- «Вечный мир» с Речью Посполитой.

- Основание Славяно-греко-латинской академии.

- Первый поход В. Голицына в Крым.

- Присоединение Эльзаса к Франции.

- Захват о. Тайваня маньчжурами.

- Отмена Нантского эдикта и бегство протестантов в Голландию из Франции.

- «Декларация о веротерпимости» в Англии.

- Прибытие в Китай Ф. Головина.

-Присоединение Монголии к Китаю.

1680

1683

1685


1687

1687

1696

1689

- Второй поход В. Голицына в Крым.

- Нерчинский договор между Россией и Маньчжурской Цинской империей (отказ от Амурской области).

- Второй стрелецкий бунт.

- Свержение правительницы Софьи.

- Падение династии Стюартов в Англии. Установление конституционной монархии (Вильгельм Оранский).

- «Билль о правах» был принят парламентом Великобритании. Резко ограничил власть короля и гарантировав права и свободы парламента, он заложил основы английской конституционной монархии.

1688 – 1689



1689

1644 – 1718

- Зотов Никита Моисеевич – думный дьяк, дипломат. Учитель царевича Петра Алексеевича с 1710 г. – граф.

Эпоха Петра I (1689 – 1725):

- борьба со Швецией за выход к Балтийскому морю;

- начало реформ по западному образцу во всех сферах жизни общества;

- становление империи;

- усиление крепостного гнёта;

- ослабление роли церкви;

- изменение порядка престолонаследия.

- Людовик XV – французский король из династии Бурбонов.

- Мария Терезия – австрийская эрцгерцогиня из рода Габсбургов, королева Венгии и Чехии, жена императора Священной Римской империи Франца I. Мать французской королевы Марии-Антуанетты.

- Фридрих II – корольПруссии (1740 – 1786).

1710 – 1774


1717 – 1780




1712 – 1786

1672 - 1725

- Пётр I – русский царь с 1682 г. из династии Романовых. Первый российский император с 1721 г.

- Кёнигсбергский договор с Бранденбургом о дружбе с Россией.

1697

1696 – 1696

1697 – 1698

1682, 1698

1699

- Азовские походы Петра I.

- «Великое посольство» Петра I в Европу.

- Стрелецкие бунты.

- Создание антишведского союза (Дания, Польша и Россия).

- Ньютон Исаак – английский математик, астроном, физик и механик.

1643 – 1727

1700

1700

1700 – 1721

1700

1703

- Константинопольский договор о перемирии с Турцией на тридцать лет.

- Переход на новое летоисчисление.

- Северная война.

- Поражение под Нарвой.

- Основание Санкт-Петербурга. Первая печатная газета «Ведомости».

- Смерть короля Испании Карла II Габсбурга.

- Война за испанское наследство.

- Провозглашение Прусского королевства.

- Установление господства маньчжуров на всей территории Китая.

- Акт об объединении Шотландии с Англией. Образование Великобритании.

1700

1701 – 1714

1701

1701


1707


1704 - 1725

1708

1707 – 1708

1708

1709

- Развитие железоделательной промышленности на Урале.

- Разделение России на губернии.

- Восстание на Дону под предводительством К. Булавина.

- Сражение у деревни Лесной.

- Россия одержала победу в Полтавской битве, ставшей переломной в ходе Северной войны.

- Принятие Конституции в Швеции.

- Война за польское наследство.

- Война за австрийское наследство.

- Публикация во Франции «Энциклопедии наук, искусств и религий».

1719

1733 – 1735

1740 – 1748

1756 – 1763

1711

1711

1713

1714


1716

- Учреждение Правительствующего Сената.

- Прутский поход Петра I.

- Перенесение столицы России из Москвы в Петербург.

- Российский флот одержал первую победу над шведским флотом у мыса Гангут.

- Воинский устав Петра I.



1718

- Учреждение коллегий.

- Начало подушной переписи.



1721

- Учреждение Святейшего Правительствующего Синода.

- Заключён мир между Швецией и Россией в г. Ништадте. Россия вошла в число ведущих европейских держав.

- Провозглашение империи Всероссийской.

- Принятие Петром I титула императора.



1722

- Табель о рангах.

- Введение подушной подати.



1724

- Учреждение Академии наук.



Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762):

- усиление роли гвардии; попытка деятелей Верховного тайного совета ограничить деятельность монарха; «бироновщина»; борьба за сохранения наследия Петра I; развитие просвещения.

XVIII век – эпоха французского Просвещения.


1725 – 1727

1725 – 1730

- Царствование Екатерины I.

- Первая камчатская экспедиция Витуса Беринга.

- Адам Смит – шотландский философ и экономист, крупнейший представитель идеологии промышленной буржуазии мануфактурного периода. А. Смиту принадлежит идея трех основных условий процветания государства: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику и отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

- Монтескье Шарль Луи – французский политический мыслитель, писатель, социолог и историк. Ранее – представитель французской просветительной философии, один из идейных предшественников буржуазной революции во Франции конца XVIII века.

- Лавуазье Антуан Лоран – французский химик, основоположник современной химии.

1723 – 1790








1689 – 1755




1743 – 1794

1727 – 1730

1727

- Царствование Петра II.

- Подписание русско-китайского Кяхтинского договора об установлении границ и условиях русско-китайской торговли.

1730 – 1740

1733 – 1741

1733 – 1743


1738

- Царствование Анна Ивановны. «Бироновщина»

- Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга.

- Академическая экспедиция по Сибири и Камчатке И.Г. Гмелина, Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова.

- Основание Ставрополя. Открытие в Петербурге первого хореографического училища балетмейстером Ж. Ланде.

17 октября 1740

- Смерть Анна Ивановны. Возведение на престол Ивана VI Антоновича при регенте Бироне.

1741 – 1761

1743






1745

1754 – 1762


1755

1756


1757 – 1761

- Царствование Елизаветы Петровны.

- Абоский мирный трактат – договор, завершивший русско-шведскую войну 1741 – 1743 гг. Он подтвердил условия Ништадского мирного договора 1721 г. и установил русско-шведскую границу по реке Кюмене. Договор упрочил положение России на Балтийском море и в Прибалтике.

- Издание «Атласа Российского».

- Строительство Зимнего дворца в Петербурге по проекту В.В. Растрелли.

- Указ об основании Московского университета

- Указ об учреждении «русского театра» в Петербурге (труппа Ф. Волкова).

- Участие России в Семилетней войне.

- Семилетняя война.

- Вольтер (Мари Франсуа ААруэ) – французский писатель, философ, историк, просветитель. Являлся автором многочисленных политических и исторических трудов, поэм, романов, пьес.

- Руссо Жан Жак – французский философ-просветитель, писатель, композитор. Считал, что люди рождаются равными в своих правах и что народ имеет право сам устанавливать управление страной и свергать тиранов. Выступал против роскоши богачей-капиталистов и против собственности феодалов, призывал облагать их прогрессивным налогом.

- Жан Лерон д Аламбер – французский учёный-энциклопедист. Член Парижской академии наук, Французской, Петербургской и др.

- Уатт Джеймс – английский изобретатель (паровая машина, паровой молот, копировальный пресс).

1756 – 1763

1694 – 1778





1712 – 1778






1717 – 1783



1736 - 1819

1728 - 1762

Петр III – российский император. Сын царевны Анна Петровны, внук Пётра I. Свергнут в результате переворота.

1727 - 1797

И.И. Шувалов – государственный деятель, фаворит Елизаветы Петровны. Генерал-адъютант, первый куратор Московского университета. Меценат и покровитель искусств.

- Джордж Вашингтон – во время Войны за независимость Северной Америки был главнокомандующим армии колонистов. В 1787 г. был председателем комиссии по выработке Конституции США, а в период 1789 – 1797 был первым президентом США.

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше – знаменитый французский драматург и публицист.

- Потеря Францией Канады.

- Жозеф-Мишель Монгольфье и Жак-Этьенн Монгольфье – изобретатели воздушного шара.

- Декларация независимости – документ, принятый 2-м Континентальным конгрессом, в котором провозглашалось отделение 13североамериканских штатов от метрополии и образование суверенного государства – США.

- Д. Харгривспостроил первую прядильную машину периодического действия.

- Дидро Дени – французский философ, писатель. Основатель и редактор «Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Сторонник идеи просвещенной монархии.

- Жан-Жак-Руссо – французский философ, писатель.

- Бенджамин Франклин – политический деятель, дипломат, учёный. Один из лидеров Войны за независимость и отцов-основателей США. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук.

1732 – 1799






1732 – 1799


1760

1740 – 1810

1745 – 1799

4 июля 1776






1765

1713 – 1784




1712 – 1778

1706 – 1790

1711 - 1765

М.В. Ломоносов – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист. Основатель Московского университета.

1729 – 1763

Ф.Г. Волков – русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр.

1762 – 1796

1763 – 1766


1764


1768

1768 – 1774

1783

1784

1784 – 1787


1738 – 1799



1744 – 1792


1742 - 1775

- Правление Екатерины II.

- Разработка И.И. Ползуновым проекта и создание первой паровой машины.

- Избрание на польский престол ставленника Екатерины II графа Станислава Понятовского.

- «Наказ» Екатерины II.

- Русско-турецкая война. Мир в д. Кючук-Кайнарджа.

- Присоединение Крыма.

- Основание русских поселений на Аляске.

- Строительство Дома Пашкова в Москве по проекту архитектора В.И. Баженова.

- В.И. Баженов – русский архитектор, художник, педагог, представитель классицизма. Член Российской академии художеств с 1784 г.

- Д.И. Фонвизин – русский писатель, драматург, публицист.

- Е.И. Пугачёв – предводитель казацко-крестьянского восстания 1773-1775 гг. Донской казак, участник Семилетней войны.

- Начало Французской революции.

- Людовик XVI – французский король 1774-1792 из династии Бурбонов. Низложен в результате Французской революции. Казнён (1792).

- Казнена французская королева Мария – Антуанетта.

- Карло Гольдони – драматург из Венецианской республики.

- Моцарт Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей – австрийский композитор.

1789

1754 – 1792



1793

1701 – 1793


1756 – 1791


1739 – 1791



1725 – 1796


1787 – 1791

1754 – 1801

- Г.А. Потёмкин – выдающийся государственный деятель России. Светлейший князь. Генерал-фельдмаршал, губернатор Новороссии.

- Румянцев-Задунайский Пётр Александрович – граф, русский полководец.

- Русско-турецкая война.

- Павел I российский император 1796 – 1801, сын Петра III и Екатерины II.

1729 – 1800




1799

1745 – 1817


1743 – 1816

- Суворов Александр Васильевич – генералиссимус российской армии, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, граф Рымникский, князь Италийский.

- Итальянский и швейцарские походы А.В. Суворова.

- Ф.Ф. Ушаков – адмирал (1799). Командующий Черноморским флотом.

- Державин Гаврила Романович – русский поэт

- Реформы шведского короля Густава III: распространение просвещения, отмены пыток, улучшение судопроизводства и путей сообщения.

- Первая фабрика в Англии.

- Разделы Речи Посполитой, падение польского государства.

- Наполеон Бонапарт – император французов в 1804 – 1815 гг. Великий полководец и государственный деятель.

- АндреаМассена – военачальник французских республиканских войск, а затем империи Наполеона I, маршал Франции.

- Война за независимость Северной Америки, первая американская революция.

- Принятие Декларации независимости США.

- Создание Дж. Уаттом паровой машины.

- Великая французская революция.

- Принятие Конституции США.

- В США принимается «Билль о правах».

1771 – 1792



1771

1772, 1793, 1795

1769 – 1821



1758 – 1817



1775 – 1783


4 июля 1776

1784

1789 – 1799

1787

1789

1797

- Указ, запрещающий продажу крепостных без земли. Установление цензуры печати.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!