Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 3 класса на 2017-2918 учебный год составлена на основе Закона ЛНР от 30.09.2016 №128-ІІ «Об образовании», требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, в соответствии с Временным государственным образовательным стандартом ЛНР, Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) ЛНР по предмету «Русский язык» для 1-4 классов (базовый уровень), утвержденной Министерством образованияи науки ЛНР (приказ № 483 от 27.12.2016), а также разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки ЛНР от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях Луганской Народной Республики» и в соответствии со школьным Положением о рабочей программе (протокол методического совета №3 от 25.12.2015).
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства родного края, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского языка имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности закладывает основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у младших школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Основное содержание программы
Категория учащихся: ученик 3 класса.
Время усвоения программы:1 год.
На изучение русского языка согласно идивидуальному плану обучения в 3 классе отводится 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели ).
Цель этой программы – создание условий для планирования, организации и управления учебным процессом.
Принципы отбора учебного материала: учёт возрастных особенностей; органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний; развитие познавательных способностей детей; практическая направленность обучения.
Технологии, методы и формы работы, которые будут использованы: личностноориентированное обучение, игровые технологии, индивидуальное практическое творчество учащихся, коллективная творческая деятельности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный.
Формы обучения: индивидуально-групповые, индивидуальные, групповые.
Используемые технологии соответствуют возрастным психологическим особенностям учащихся.
Содержание тем учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз.Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение(общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек -замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений).
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Индивидуальное обучение |
1 | Язык и речь | 2 | 1 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | 3 |
3 | Слово в языке и речи | 18 | 6 |
4 | Состав слова | 14 | 4 |
5 | Правописание частей слова | 16 | 2 |
6 | Части речи. Имя существительное | | 1 |
7 | Род имён существительных: мужской, женский, средний | | 2 |
8 | Склонение и падежи имен существительных | | 2 |
9 | Имя прилагательное | | 2 |
10 | Местоимение | | 1 |
11 | Глагол | | 2 |
12 | Повторение | | 5 |
| Итого: | 136 | 34 |
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык». 3 класс
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина своей страны;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
осознание значимости русского языка как государственного языка и языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Список литературы
1. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. Русский язык. I-IV классы. Базовый уровень – Луганск, 2016.
2. Кананакина, Горецкий. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.1, 2.- Москва, Просвещение, -2015.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | № по теме | Тема урока | Дата | Примечание |
по плану | по факту | |
Язык и речь (1 ч) |
1 | 1 | Виды речи и их назначение. Для чего нужен язык? | 05.09 | | |
Текст. Предложение. Словосочетание (3 ч) |
2 | 1 | Что такое текст? Какие бывают тексты? Что такое предложение? Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений Виды предложений по интонации Знаки препинания в конце предложений. Что такое обращение? | 12.09 | | |
3 | 2 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения. Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. Словосочетание (общее представление). Предложение и словосочетание | 19.09 | | |
4 | 3 | Проверка языковых знаний по теме «Предложение» (№1) | 26.09 | | |
Тематический контроль - ТЕМА |
Слово в языке и речи (6 ч) |
5 | 1 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. Словарный диктант | 03.10 | | |
6 | 2 | Что такое фразеологизмы? Развитие речи. Изложение текста Н.Сладкова «Ёлочка» | 10.10 | | |
7 | 3 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.Имя существительное. Местоимение. Предлоги Имя прилагательное. Глагол. Имя числительное (общее представление) | 17.10 | | |
8 | 4 | Однокоренные слова (обобщение и уточнение представлений). Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Контрольное списывание. | 31.10 | | |
9 | 5 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Звуко-буквенный разбор слова. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне. Разделительный мягкий знак (ь) | 07.11 | | |
10 | 6 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Слово в языке и речи» | 14.11 | | |
Тематический контроль – ТЕМА |
Состав слова (4 ч) |
11 | 1 | Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. | 21.11 | | |
2 | 2 | Приставка как значимая часть слова Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки. Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. Значение суффикса Образование слов с помощью суффиксов | 28.11 | | |
13 | 3 | Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Словарный диктант | 05.12 | | |
14 | 4 | Развитие речи. Изложение текста- повествования В. Бианки «Скворцы» | 12.12 | | |
Тематический контроль – ТЕМА |
Правописание частей слова (5 ч) |
15 | 1 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро, -ере- | 19.12 | | |
16 | 2 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» | 26.12 | | |
17 | 3 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 16.01 | | |
18 | 4 | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, -икв в словах, их правописание. Правописание приставок в словах. Правописание приставок и предлогов | 23.01 | | |
19 | 5 | Проверка языковых знаний по теме «Правописание значимых частей слова» (№2) | 30.01 | | |
Тематический контроль – ТЕМА |
Части речи. Имя существительное (2 ч.) |
20 | 1 | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Части речи. Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. | 06.02 | | |
21 | 2 | Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 13.02 | | |
Род имён существительных: мужской, женский, средний (1 ч.) |
22 | 1 | Род имён существительных: мужской, женский, средний. Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Имена существительные общего рода. Мягкий знак (ь)после шипящих на конце имён существительных женского рода. Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. Словарный диктант. | 20.02 | | |
Тема |
Склонение и падежи имен существительных (2 ч.) |
23 | 1 | Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам). Неизменяемые имена существительные. | 27.02 | | |
24 | 2 | Развитие речи. Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану по тексту К.Паустовского «Кот-ворюга». | 06.03 | | |
Тема |
Имя прилагательное (2 ч.) |
25 | 1 | Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Заглавная буква в именах собственных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе) | 13.03 | | |
26 | 2 | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Падеж имён прилагательных (общее представление). Начальная форма имени прилагательного. | 20.03 | | |
Тема |
Местоимение (1ч.) |
27 | 1 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений. Род местоимений 3-го лица ед. числа. Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных. Контрольное списывание. | 03.04 | | |
Глагол (2 ч.) |
28 | 1 | Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. Начальная (неопределённая) форма глагола. Неопределённая форма глагола. | 10.04 | | |
29 | 2 | | 17.04 | | |
Повторение (5ч.) |
30 | 1 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -я). Правописание частицы не с глаголами. Словарный диктант. | 24.04 | | |
31- 32 | 2- 3 | Повторение по теме «Части речи». Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. | 08.05 | | |
33 | 4 | Итоговый диктант (с грамматическим заданием). | 15.05 | | |
34 | 5 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Орфограммы в значимых частях слова». Повторение по теме «Состав слова». | 22.05 | | |
РАССМОТРЕНО:
Протокол заседания МО учителей начальных классов
от «28» августа 2017 года № 1
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_________________ Вельченко А.В.
«___» сентября 2017 года