СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП кубановедение 6 класс ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП составлено на основе рабочей программы и новых методических рекомендаций 2016-2017 учебный год. Включает раздел "Духовные истоки Кубани".

Просмотр содержимого документа
«КТП кубановедение 6 класс ФГОС»



Номер

урока

Содержание

( разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения уроков

Материально-техническое оснащение

Основные виды учебной деятельности

п\п

внутри темы

Дата примерного проведения


Дата фактического проведе­ния



Введение (1 ч)

1

1

Кубань – перекресток цивилизаций.

1

05.09-09.09.

2016г.


м\м презентация

« Кубань- многонациональный край»

Объяснять духовно-нравственный смысл понятия малая ро­дина. Называть этнокультурные особенности региона: много­национальный и многоконфессиональный состав населения. Ознакомиться со структурой учебного пособия, а также аппа­ратом усвоения знаний.


РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ И ЧЕЛОВЕКА (8 ч)


Тема 1. Источники информации о малой родине (1 ч)

2.

1

Источники знаний о приро­де, населении и истории сво­ей местности

1

12.09-16.09


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь.

Музейные экспонаты.

Объяснять понятия источники знаний, заповедник, топонимический словарь, фенология, биоклима­тическая карта, вегетация, музей, архив. Называть источники информации о малой родине: археологи­ческие находки, греческие мифы и легенды, труды античных авторов, работы дореволюционных и современных исследо­вателей, отчёты ОЛИКО. Уметь находить необходимую информацию в энциклопедиче­ских и топонимических словарях. Называть учёных и краеведов - исследователей природы и истории Кубани Е. Д. Фелицына, Ф. А. Щербину, В. П. Чучмай, С. А. Литвинскую, В. И. Борисова, В. П. Бардадыма, И. П. Ло-тышева, Г. К. Плотникова, В. Н. Ратушняка и др. Подготовить мини-проект. Например, составить список кра­еведческой литературы, которую необходимо прочитать в ближайшее время.

Тема 2. Неповторимый мир природы (4 ч)

3.

1

Особенности природы Кубани и своей местности

1

19.09-23.09


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь.


Объяснять понятия бора, пороги, дельта, плавни, лиманы.Характеризовать географическое положение Краснодарского края и своей местности.Показывать на карте территорию края.Называть и определять географические координаты города Краснодара.Характеризовать рельеф, особенности климата края и своей местности.Называть полезные ископаемые, водные объекты, почвы Краснодарского края и своего населённого пункта.Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, Таманский полуостров, Кавказские горы, гору Цахвоа, реку Кубань, озёра Ханское и Абрау, Бейсугский лиман.

4

2

Растения , которые нас окружают

1

26.09-30.09


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия сорные растения, аллергия.Приводить примеры растений своей местности.Объяснять, какие растения следует считать лекарственными.Называть растения, наиболее часто встерающиеся на Кубани.Рассказывать, как меняется растительный мир Кубани с севера на юг и с изменением высоты. Подготовить мини-проект.Например, организовать наблюдения за растениями с целью предсказания погоды.

5

3

Животные – обитатели населённых пунктов.

1

03.10-07.10


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь


Раскрывать значение понятий дикие. Домашние и синантропные животные.Называть животных, наиболее часто встерающиеся на территории Краснодарского края и своей местности.Рассказывать о насекомых и птицах своей местности.

6

4

Природные достопримечательности, памятники природы, истории и куль­туры.


1

10.10-14.10


м\м пособие по куба

новедению 6 класс

рабочая тетрадь

Раскрывать значение понятий природные достопримечательности, памятники природы, истории и куль­туры, рекреация, каскад, эстетика, сталактиты, сталагмиты,селекция. Приводить примеры наиболее известных достопримечательностей, памятников природы, истории и куль­туры на территории края и своей местности.Выделять виды природных памятников.Составлять отчёт об экскурсии

Тема 3.Измениение природы человеком (1ч)

7

1

Влияние человека на природу своей местности

1

17.10-21.10


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Раскрывать значение понятий заказник, заповедник, биоиндикаторы, степные блюдца, коса, плотина, экология, акватория, заказник. Рассказывать о влиянии человека на природу. Принимать участие в мероприятиях по охране природы родного края. Называть и показывать на карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Высказывать свои предложения по охране окружающей среды. Объяснять актуальность при­родоохранных мер. Подготовить мини-проект. Например, составить описание эко­логического состояния ближайшего водоёма.

Тема 4. Население (2 ч)

8

1

Население Кубани и вашей местности.

1

24.10-28.10


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Показывать на административной карте Краснодарского края территорию своего района (города). Знать площадь и число жителей. Называть административные районы Краснодарско­го края, крупные города, станицы. Знать площадь территории Краснодарскою края и численность его жителей. Называть основные особенности городских и сельских поселений. Рас­сказывать о своём населённом пункте. Определять понятие Кубань и Краснодарский край. Рассказывать о культуре, истории, традициях народов Куба­ни. Анализировать взаимосвязь и взаимовлияние обычаев и традиций народов Кубани. Формировать толерантное отно­шение к представителям разных национальностей. Подготовить мини-проект. Например, составить сообщение о Традициях и обычаях одного из народов, проживающих на Кубани.

9

2

Виды хозяйственной деятельности.

«Портрет» своей мест­ности.

1

07.11-11.11


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь.

Приводить примеры влияния природных условий на хозяй­ственную деятельность жителей Кубани. Рассказывать о за­нятиях населения Кубани в прошлом и в настоящее время. Сравнивать виды хозяйственной деятельности в сельских на­селённых пунктах и в городских. Разработать проект по одной из пройденных тем. Например, подготовить презентацию «Народные умельцы моего района (населённого пункта)». Составить «портрет» своей местности, используя вопросы и задания на стр. 50 учебника. Подготовить мини-проект, например, выпустить газету на тему «Кубань, Кубань -души моей отрада».

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ В IV-XVI вв. (14 ч)

Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья

10

1

Военные походы гуннов.

1

14.11-18.11


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Раскрывать значение понятий гунны, военная организа­ция, ясы, Великое переселение народов. Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани. Характеризовать особенности вооружения и военной тактики гуннов, хозяйственную жизнь и общественный строй. Комментировать высказывания Аммиана Марцеллина о гун­нах. Рассказывать о последствиях гуннского нашествия на Северный Кавказ.

11

2

Великая Булгария. Авар­ский каганат.

1

21.11-25.11


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять значение понятий обры, патрикип, этногра­фия, каганат. Характеризовать образ жизни, хозяйство, верования, систему управления в Великой Булгарии. Показывать на карте терри­торию Великой Булгарии. Называть причины распада Вели­кой Булгарии. Рассказывать об основании и падении Аварско­го каганата, показывать на карте его территорию в пределах Приазовья и Причерноморья.

12

3

Расцвет и падение Хазар­ского каганата.

1

28.11-02.12


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия язычники, иудаизм, ислам, христи­анство, каган, хан, Тюркский каганат. Показывать на карте территорию Хазарского каганата. Рассказывать об истории его образования. Называть причины, способствовавшие росту и могуществу Хазарского каганата. Характеризовать внутреннюю организацию Хазарского каганата, особенности быта племён, верования. Называть основные источники дохода правителей Хазарии. Объяснять причины падения каганата. Характеризовать вза­имоотношения восточных славян с Хазарским каганатом на основе отрывка из «Повести временных лет». Делать вывод о роли и месте Хазарского каганата в истории Прикубанья. Составлять устный рассказ о путешествии русских купцов в Итиль, используя текст учебника и иллюстрации.

Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество (4 ч)

13

1

Проникновение восточ­нославянских дружин в При­кубанье.

1

05.12-09.12


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия Артания, Куява, Спавия, факто­рия, волок. Рассказывать о походах восточнославянских дружин в прикаспийские земли, а также об успехах Киевской Руси в период правления Святослава Игоревича. Характери­зовать личные качества князя Святослава на основе рассказа из летописи «Повесть временных лет», а также описывать его внешний облик после прочтения записей византийского исто­рика Льва Диакона Калойского.

14

2

Русское княжество на Та­манском полуострове.

1

12.12-16.12


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия князь, княжество, усобица. Расска­зывать об основании Тмутараканского княжества, называть дату его образования (конец X в.).

Показывать на карте территорию Тмутараканского княжества. Характеризовать отношения между касожскими и тмутараканскими князьями. Рассказывать о борьбе Ярослава и Мстисла­ва за княжение в Тмутаракани.

15

3

Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого.

1

19.12-23.12


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь.


Рассказывать о борьбе русских князей за тмутараканский пре­стол после смерти Ярослава Мудрого, а также о роли игумена Никона в выдвижении кандидатуры князя Глеба на княжение. Объяснять значение для изучения истории Кубани Тмутара­канского камня, найденного на Таманском полуострове.

16

4

«Земля незнаемая». По­ловцы и аланы на Кубани.

1

09.01-13.01.2017


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия половцы, кыпчаки, «каменные бабы». Называть дату (1094 г.) последнего упоминания Тму­тараканского княжества в древнерусских летописях. Расска­зывать об упоминании Тмутаракани в «Слове о полку Игореве». Объяснять причины ослабления, а затем и прекращения существования Тмутараканского княжества. Объяснять причины переселения половцев на Кубань. Пока­зывать на карте территорию проживания половцев. Называть памятники культуры, оставленные половцами («каменные бабы»). Рассказывать об аланах и роли Аланского государства в средневековой истории Северного Кавказа. Объяснять, как складывались взаимоотношения алан и адыгов. Составлять описание народов Прикубанья по плану, предложенному учи­телем.

Тема 7. Кубань в XIII -XV вв. Между ордынцами и генуэзцами (3 ч)

17

1

Борьба народов Север­ного Кавказа с монгольскими завоевателями.

1

16.01-20.01


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь.


Объяснять понятия курултай, орда. Изучить материал о походах монгольских завоевателей (исторические картины, отрывки из летописей), сопоставить и обобщить полученные сведения. Объяснять причины во­енных успехов монгольских завоевателей. Называть послед­ствия вторжения Тимура на территорию Северного Кавказа. Комментировать высказывание А. И. Герцена о монголо-та­тарском нашествии.

18

2

Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа.


1

23.01-27.01


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь.

Рассказывать о торговом соперничестве Венеции и Генуи, сотрудничестве и конфликтах генуэзцев с золотоордынцами. Называть и показывать на карте крупные генуэзские колонии в Причерноморье и Приазовье. Раскрывать особенности управления колониями. Характери­зовать взаимоотношения итальянцев с черкесской знатью. Оценивать вклад итальянцев в развитие экономики и хозяй­ства региона. Составлять рассказ о национальном составе населения региона. Показывать на карте пути проникновения итальянцев в Прикубанье.

19

3

Посредническая деятель­ность генуэзцев.

1

30.01-03.02


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять значение терминов сурожане, резиденция, епархия. Называть основные товары экспорта и импорта колоний. Объяснять особенности торговли (натуральный об­мен) генуэзцев с местным населением. Рассказывать о занятиях населения колоний, об особенно­стях торговых отношений, строительстве дорог, работоргов­ле. Оценивать итоги владычества генуэзцев на Северо-За­падном Кавказе.

Тема 8. Народы Кубани в XVI в. (4 ч)

20

1

Племена адыгов после распада Золотой Орды.

1

06.02-10.02


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь.


Объяснять понятия подсечная и переложная системы земледелия, уорки, тфокотли, уздени, тлекот-леши, вассалы, бортничество, джигиты, фео­дальная общественная лестница, пши, наездни­чество. Описывать занятия адыгских и адыго-абхазских племён. Называть и показывать на карте территорию проживания адыгских племён. Характеризовать общественный строй, су­ществовавший у адыгов до XVI в. Рассказывать об обычаях и религиозных верованиях адыгов. Комментировать описание быта адыгов, составленное Джор-джио Интериано. Составлять схему системы управления в адыгском обществе.

21

2

Ногайцы на Кубани.

1

13.02-17.02


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы. Рассказывать об истории происхождения ногайцев и заселе­ния ими территории Прикубанья. Показывать на карте места расселения ногайцев. Делать вы­вод о влиянии природных факторов на занятия и образ жизни ногайцев. Рассказывать о жизни ногайского кочевья, религиозных ве­рованиях. Определять роль духовенства в жизни ногайского общества. На основе текста учебника делать выводы о харак­тере отношений ногайцев и Московского государства.

22

3

Борьба горцев против ту­рецких завоевателей.

1

20.02-24.02


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятие янычары. Обозначить цели Турции на Северо-Западном Кавказе. Рас­сказывать о турецком завоевании горских народов в XV-XVI вв. Комментировать успехи Османской империи и Крым­ского ханства на Северном Кавказе в конце XVI в.

23

4

Политика России на Се­верном Кавказе.

Народы, проживавшие на территории Кубани в эпоху Средневековья.

1

27.02-03.03


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь.


Объяснять понятие посольство. Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России. Называть причины, заставившие адыгов прибегнуть к покровительству России. Рассказывать об истории северокавказских посольств в Мо­скву. Приводить примеры, подтверждающие осложнение рус­ско-адыгских отношений во второй половине XVI в.

Называть народы, обитавшие на Северо-Западном Кавказе в период с IV по XVI в. Рассказывать об исторической судьбе гуннов, булгар, аваров, хазар, монголо-татар, проживавших на кубанской земле в эпо­ху Средневековья. Оценивать роль Тмутаракани, Алании, Ве­неции и Генуи в средневековой истории Северного Кавказа. Комментировать отношения между горцами и Российским государством.

Разрабатывать проект по одной из изученных тем, например, «Адыгейское общество в XVI в.»

РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПРИКУБАНЬЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (7 ч)

Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа (5 ч)

24

1

Языческие верования вос­точных славян и адыгов.

1

06.03-10.03


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия волхвы, язычество, идол, жрецы, пантеон, святилище.

Называть богов, которым поклонялись восточные славяне. Характеризовать особенности религиозных верований вос­точных славян и адыгов.

Называть основных богов языческого пантеона адыгов: Тлепш, Мизитх, Зейкутх, Псыхъуэгуашэ, Ахын, Щыблэ. Де­лать вывод о влиянии языческих верований на особенности хозяйственной деятельности адыгов.

25

2

Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе.

1

13.03-17.03


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия епископ, епархия, христианиза­ция, апостол.

Называть причины и время распространения христианства на Кубани. Рассказывать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ.

Называть проповедника христианства Андрея Первозванно­го, а также византийского императора Юстиниана, при кото­ром была осуществлена масштабная христианизация наро­дов Северного Кавказа.

Рассказывать об особенностях христианизации Хазарского каганата. Показывать на карте расположение первых христи­анских епархий.

26

3

Тмутаракань - очаг хри­стианства на краю «русского мира».

1

20.03-24.03


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Называть автора летописных сводов, церковного и политиче­ского деятеля Никона. Рассказывать о его проповеднической деятельности в Тмутаракани.

Определять время образования Тмутараканской епархии. Объяснять, почему Тмутараканская епархия считается оча­гом христианства на Северном Кавказе. Называть факторы, способствовавшие распространению христианства на Север­ном Кавказе. Показывать на карте территории расположения первых христианских церквей.

27

4

Христианизация Алании

1

03.04-07.04


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия митрополия, кафедральный со­бор, епископия.

Называть памятники христианской культуры на территории Кубани.

Показывать их на карте. Рассказывать об особенностях хри­стианизации Алании.

28

5

Проникновение римско-ка­толической церкви на Север­ный Кавказ.

1

10.04-14.04


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятия францисканцы, архиепископ. Рассказывать о проникновении католичества на Северный Кавказ. Называть археологические находки, письменные ис­точники, подтверждающие распространение католичества на Северном Кавказе. Делать вывод о значении христианизации и её роли в жизни народов Северного Кавказа. Объяснять причины ослабления позиций христианства и распростране­ния ислама на территории Северного Кавказа.

Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания (2 ч)

29

1

От «Повести...» к «Сло­ву...»


17.04-21.04


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятие летопись. Называть произведения, в которых упомянуто Тмутараканское княжество, - «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Приводить примеры «тмутараканских страниц» в древних произведениях. Рассказывать о роли христианства в развитии литературы.

30

2

Кубань в произведениях русской литературы XV-XVI вв., документах, сочинениях иностранных авторов. Героический эпос «На­рты».

1

24.04-28.04


м\м пособие по кубановедению 6 класс

рабочая тетрадь

Объяснять понятие ересь. Называть авторов произведений, в которых имеются упоми­нания о Кубани (И. Волоцкий, Мацей Меховский, Сигизмунд Герберштейн). Рассказывать о деятельности Заккария Гизольфи. Приводить примеры отражения «кубанской темати­ки» в трудах иностранных авторов. Объяснять понятия джегуако, нарты. Называть особен­ности нартского эпоса. Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса. Называть глав­ных героев, а также основные события и темы, отражённые в нартском эпосе. Подготовить проект на одну из изученных тем или разработать сценарий фестиваля «Кубань - наш общий дом».

Духовные истоки Кубани (4 часа)

31

1

День славянской культуры

и письменности.


01.05-05.05


Интернет-ресурсы

Святые равноапостольные Кирилл и

Мефодий - просветители славян. Создание

славянской азбуки. Глаголица и

кириллица.

32

2

Христианская символика

на Северо-Западном

Кавказе.


08.05-12.05


Интернет-ресурсы

Западный Кавказ – один из центров

раннего христианства. Древние храмы

середины X века. Византийский стиль.

Пещерные кельи. Лик Христа. Символ

Креста в христианстве. Разнообразные

формы и виды православных крестов. Их

смысл и значение.

33

3

Главное событие

христианства. Пасха в

кубанской семье


15.05-20.05


Интернет-ресурсы

Пасхальные традиции. Тема Пасхи в

художественных произведениях и

литературе.

34

4

Житийная литература.


22.05-25.05


Интернет-ресурсы

Житийная литература - раздел

христианской литературы, объединяющий

жизнеописания христианских

подвижников. Житие святого

преподобного Никона. Подвижнические

подвиги преподобного Никона. Житие

святых Веры, Надежды, Любови и матери

их Софии.


Итого

34
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!