Номер урока | Содержание ( разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения уроков | Материально-техническое оснащение | Основные виды учебной деятельности |
п\п | внутри темы | Дата примерного проведения | Дата фактического проведения |
| | Введение (1 ч) |
1 | 1 | Кубань – перекресток цивилизаций. | 1 | 05.09-09.09. 2016г. | | м\м презентация « Кубань- многонациональный край» | Объяснять духовно-нравственный смысл понятия малая родина. Называть этнокультурные особенности региона: многонациональный и многоконфессиональный состав населения. Ознакомиться со структурой учебного пособия, а также аппаратом усвоения знаний. |
| РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА МАЛОЙ РОДИНЫ И ЧЕЛОВЕКА (8 ч) |
| Тема 1. Источники информации о малой родине (1 ч) |
2. | 1 | Источники знаний о природе, населении и истории своей местности | 1 | 12.09-16.09 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь. Музейные экспонаты. | Объяснять понятия источники знаний, заповедник, топонимический словарь, фенология, биоклиматическая карта, вегетация, музей, архив. Называть источники информации о малой родине: археологические находки, греческие мифы и легенды, труды античных авторов, работы дореволюционных и современных исследователей, отчёты ОЛИКО. Уметь находить необходимую информацию в энциклопедических и топонимических словарях. Называть учёных и краеведов - исследователей природы и истории Кубани Е. Д. Фелицына, Ф. А. Щербину, В. П. Чучмай, С. А. Литвинскую, В. И. Борисова, В. П. Бардадыма, И. П. Ло-тышева, Г. К. Плотникова, В. Н. Ратушняка и др. Подготовить мини-проект. Например, составить список краеведческой литературы, которую необходимо прочитать в ближайшее время. |
Тема 2. Неповторимый мир природы (4 ч) |
3. | 1 | Особенности природы Кубани и своей местности | 1 | 19.09-23.09 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь. | Объяснять понятия бора, пороги, дельта, плавни, лиманы.Характеризовать географическое положение Краснодарского края и своей местности.Показывать на карте территорию края.Называть и определять географические координаты города Краснодара.Характеризовать рельеф, особенности климата края и своей местности.Называть полезные ископаемые, водные объекты, почвы Краснодарского края и своего населённого пункта.Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, Таманский полуостров, Кавказские горы, гору Цахвоа, реку Кубань, озёра Ханское и Абрау, Бейсугский лиман. |
4 | 2 | Растения , которые нас окружают | 1 | 26.09-30.09 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия сорные растения, аллергия.Приводить примеры растений своей местности.Объяснять, какие растения следует считать лекарственными.Называть растения, наиболее часто встерающиеся на Кубани.Рассказывать, как меняется растительный мир Кубани с севера на юг и с изменением высоты. Подготовить мини-проект.Например, организовать наблюдения за растениями с целью предсказания погоды. |
5 | 3 | Животные – обитатели населённых пунктов. | 1 | 03.10-07.10 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Раскрывать значение понятий дикие. Домашние и синантропные животные.Называть животных, наиболее часто встерающиеся на территории Краснодарского края и своей местности.Рассказывать о насекомых и птицах своей местности. |
6 | 4 | Природные достопримечательности, памятники природы, истории и культуры. | 1 | 10.10-14.10 | | м\м пособие по куба новедению 6 класс рабочая тетрадь |
Раскрывать значение понятий природные достопримечательности, памятники природы, истории и культуры, рекреация, каскад, эстетика, сталактиты, сталагмиты,селекция. Приводить примеры наиболее известных достопримечательностей, памятников природы, истории и культуры на территории края и своей местности.Выделять виды природных памятников.Составлять отчёт об экскурсии |
Тема 3.Измениение природы человеком (1ч) |
7 | 1 | Влияние человека на природу своей местности | 1 | 17.10-21.10 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Раскрывать значение понятий заказник, заповедник, биоиндикаторы, степные блюдца, коса, плотина, экология, акватория, заказник. Рассказывать о влиянии человека на природу. Принимать участие в мероприятиях по охране природы родного края. Называть и показывать на карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Высказывать свои предложения по охране окружающей среды. Объяснять актуальность природоохранных мер. Подготовить мини-проект. Например, составить описание экологического состояния ближайшего водоёма. |
Тема 4. Население (2 ч) |
8 | 1 | Население Кубани и вашей местности. | 1 | 24.10-28.10 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Показывать на административной карте Краснодарского края территорию своего района (города). Знать площадь и число жителей. Называть административные районы Краснодарского края, крупные города, станицы. Знать площадь территории Краснодарскою края и численность его жителей. Называть основные особенности городских и сельских поселений. Рассказывать о своём населённом пункте. Определять понятие Кубань и Краснодарский край. Рассказывать о культуре, истории, традициях народов Кубани. Анализировать взаимосвязь и взаимовлияние обычаев и традиций народов Кубани. Формировать толерантное отношение к представителям разных национальностей. Подготовить мини-проект. Например, составить сообщение о Традициях и обычаях одного из народов, проживающих на Кубани. |
9 | 2 | Виды хозяйственной деятельности. «Портрет» своей местности. | 1 | 07.11-11.11 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь. | Приводить примеры влияния природных условий на хозяйственную деятельность жителей Кубани. Рассказывать о занятиях населения Кубани в прошлом и в настоящее время. Сравнивать виды хозяйственной деятельности в сельских населённых пунктах и в городских. Разработать проект по одной из пройденных тем. Например, подготовить презентацию «Народные умельцы моего района (населённого пункта)». Составить «портрет» своей местности, используя вопросы и задания на стр. 50 учебника. Подготовить мини-проект, например, выпустить газету на тему «Кубань, Кубань -души моей отрада». |
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ В IV-XVI вв. (14 ч) Тема 5. Кубань в эпоху Средневековья |
10 | 1 | Военные походы гуннов. | 1 | 14.11-18.11 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Раскрывать значение понятий гунны, военная организация, ясы, Великое переселение народов. Показывать на карте направления завоевательных походов гуннов на территории Кубани. Характеризовать особенности вооружения и военной тактики гуннов, хозяйственную жизнь и общественный строй. Комментировать высказывания Аммиана Марцеллина о гуннах. Рассказывать о последствиях гуннского нашествия на Северный Кавказ. |
11 | 2 | Великая Булгария. Аварский каганат. | 1 | 21.11-25.11 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять значение понятий обры, патрикип, этнография, каганат. Характеризовать образ жизни, хозяйство, верования, систему управления в Великой Булгарии. Показывать на карте территорию Великой Булгарии. Называть причины распада Великой Булгарии. Рассказывать об основании и падении Аварского каганата, показывать на карте его территорию в пределах Приазовья и Причерноморья. |
12 | 3 | Расцвет и падение Хазарского каганата. | 1 | 28.11-02.12 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия язычники, иудаизм, ислам, христианство, каган, хан, Тюркский каганат. Показывать на карте территорию Хазарского каганата. Рассказывать об истории его образования. Называть причины, способствовавшие росту и могуществу Хазарского каганата. Характеризовать внутреннюю организацию Хазарского каганата, особенности быта племён, верования. Называть основные источники дохода правителей Хазарии. Объяснять причины падения каганата. Характеризовать взаимоотношения восточных славян с Хазарским каганатом на основе отрывка из «Повести временных лет». Делать вывод о роли и месте Хазарского каганата в истории Прикубанья. Составлять устный рассказ о путешествии русских купцов в Итиль, используя текст учебника и иллюстрации. |
Тема 6. Восточные славяне в Прикубанье. Тмутараканское княжество (4 ч) |
13 | 1 | Проникновение восточнославянских дружин в Прикубанье. | 1 | 05.12-09.12 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия Артания, Куява, Спавия, фактория, волок. Рассказывать о походах восточнославянских дружин в прикаспийские земли, а также об успехах Киевской Руси в период правления Святослава Игоревича. Характеризовать личные качества князя Святослава на основе рассказа из летописи «Повесть временных лет», а также описывать его внешний облик после прочтения записей византийского историка Льва Диакона Калойского. |
14 | 2 | Русское княжество на Таманском полуострове. | 1 | 12.12-16.12 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия князь, княжество, усобица. Рассказывать об основании Тмутараканского княжества, называть дату его образования (конец X в.). Показывать на карте территорию Тмутараканского княжества. Характеризовать отношения между касожскими и тмутараканскими князьями. Рассказывать о борьбе Ярослава и Мстислава за княжение в Тмутаракани. |
15 | 3 | Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого. | 1 | 19.12-23.12 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь. | Рассказывать о борьбе русских князей за тмутараканский престол после смерти Ярослава Мудрого, а также о роли игумена Никона в выдвижении кандидатуры князя Глеба на княжение. Объяснять значение для изучения истории Кубани Тмутараканского камня, найденного на Таманском полуострове. |
16 | 4 | «Земля незнаемая». Половцы и аланы на Кубани. | 1 | 09.01-13.01.2017 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия половцы, кыпчаки, «каменные бабы». Называть дату (1094 г.) последнего упоминания Тмутараканского княжества в древнерусских летописях. Рассказывать об упоминании Тмутаракани в «Слове о полку Игореве». Объяснять причины ослабления, а затем и прекращения существования Тмутараканского княжества. Объяснять причины переселения половцев на Кубань. Показывать на карте территорию проживания половцев. Называть памятники культуры, оставленные половцами («каменные бабы»). Рассказывать об аланах и роли Аланского государства в средневековой истории Северного Кавказа. Объяснять, как складывались взаимоотношения алан и адыгов. Составлять описание народов Прикубанья по плану, предложенному учителем. |
Тема 7. Кубань в XIII -XV вв. Между ордынцами и генуэзцами (3 ч) |
17 | 1 | Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями. | 1 | 16.01-20.01 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь. | Объяснять понятия курултай, орда. Изучить материал о походах монгольских завоевателей (исторические картины, отрывки из летописей), сопоставить и обобщить полученные сведения. Объяснять причины военных успехов монгольских завоевателей. Называть последствия вторжения Тимура на территорию Северного Кавказа. Комментировать высказывание А. И. Герцена о монголо-татарском нашествии. |
18 | 2 | Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа. | 1 | 23.01-27.01 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь. | Рассказывать о торговом соперничестве Венеции и Генуи, сотрудничестве и конфликтах генуэзцев с золотоордынцами. Называть и показывать на карте крупные генуэзские колонии в Причерноморье и Приазовье. Раскрывать особенности управления колониями. Характеризовать взаимоотношения итальянцев с черкесской знатью. Оценивать вклад итальянцев в развитие экономики и хозяйства региона. Составлять рассказ о национальном составе населения региона. Показывать на карте пути проникновения итальянцев в Прикубанье. |
19 | 3 | Посредническая деятельность генуэзцев. | 1 | 30.01-03.02 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять значение терминов сурожане, резиденция, епархия. Называть основные товары экспорта и импорта колоний. Объяснять особенности торговли (натуральный обмен) генуэзцев с местным населением. Рассказывать о занятиях населения колоний, об особенностях торговых отношений, строительстве дорог, работорговле. Оценивать итоги владычества генуэзцев на Северо-Западном Кавказе. |
Тема 8. Народы Кубани в XVI в. (4 ч) |
20 | 1 | Племена адыгов после распада Золотой Орды. | 1 | 06.02-10.02 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь. | Объяснять понятия подсечная и переложная системы земледелия, уорки, тфокотли, уздени, тлекот-леши, вассалы, бортничество, джигиты, феодальная общественная лестница, пши, наездничество. Описывать занятия адыгских и адыго-абхазских племён. Называть и показывать на карте территорию проживания адыгских племён. Характеризовать общественный строй, существовавший у адыгов до XVI в. Рассказывать об обычаях и религиозных верованиях адыгов. Комментировать описание быта адыгов, составленное Джор-джио Интериано. Составлять схему системы управления в адыгском обществе. |
21 | 2 | Ногайцы на Кубани. | 1 | 13.02-17.02 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия мурзы, беи, уздени, чагары, беки, улусы. Рассказывать об истории происхождения ногайцев и заселения ими территории Прикубанья. Показывать на карте места расселения ногайцев. Делать вывод о влиянии природных факторов на занятия и образ жизни ногайцев. Рассказывать о жизни ногайского кочевья, религиозных верованиях. Определять роль духовенства в жизни ногайского общества. На основе текста учебника делать выводы о характере отношений ногайцев и Московского государства. |
22 | 3 | Борьба горцев против турецких завоевателей. | 1 | 20.02-24.02 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятие янычары. Обозначить цели Турции на Северо-Западном Кавказе. Рассказывать о турецком завоевании горских народов в XV-XVI вв. Комментировать успехи Османской империи и Крымского ханства на Северном Кавказе в конце XVI в. |
23 | 4 | Политика России на Северном Кавказе. Народы, проживавшие на территории Кубани в эпоху Средневековья. | 1 | 27.02-03.03 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь. | Объяснять понятие посольство. Рассказывать о значении Северо-Кавказского региона во внешней политике России. Называть причины, заставившие адыгов прибегнуть к покровительству России. Рассказывать об истории северокавказских посольств в Москву. Приводить примеры, подтверждающие осложнение русско-адыгских отношений во второй половине XVI в. Называть народы, обитавшие на Северо-Западном Кавказе в период с IV по XVI в. Рассказывать об исторической судьбе гуннов, булгар, аваров, хазар, монголо-татар, проживавших на кубанской земле в эпоху Средневековья. Оценивать роль Тмутаракани, Алании, Венеции и Генуи в средневековой истории Северного Кавказа. Комментировать отношения между горцами и Российским государством. Разрабатывать проект по одной из изученных тем, например, «Адыгейское общество в XVI в.» |
РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ПРИКУБАНЬЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (7 ч) Тема 9. Религиозные верования жителей Северо-Западного Кавказа (5 ч) |
24 | 1 | Языческие верования восточных славян и адыгов. | 1 | 06.03-10.03 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия волхвы, язычество, идол, жрецы, пантеон, святилище. Называть богов, которым поклонялись восточные славяне. Характеризовать особенности религиозных верований восточных славян и адыгов. Называть основных богов языческого пантеона адыгов: Тлепш, Мизитх, Зейкутх, Псыхъуэгуашэ, Ахын, Щыблэ. Делать вывод о влиянии языческих верований на особенности хозяйственной деятельности адыгов. |
25 | 2 | Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. | 1 | 13.03-17.03 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия епископ, епархия, христианизация, апостол. Называть причины и время распространения христианства на Кубани. Рассказывать о путях проникновения христианства на Северный Кавказ. Называть проповедника христианства Андрея Первозванного, а также византийского императора Юстиниана, при котором была осуществлена масштабная христианизация народов Северного Кавказа. Рассказывать об особенностях христианизации Хазарского каганата. Показывать на карте расположение первых христианских епархий. |
26 | 3 | Тмутаракань - очаг христианства на краю «русского мира». | 1 | 20.03-24.03 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Называть автора летописных сводов, церковного и политического деятеля Никона. Рассказывать о его проповеднической деятельности в Тмутаракани. Определять время образования Тмутараканской епархии. Объяснять, почему Тмутараканская епархия считается очагом христианства на Северном Кавказе. Называть факторы, способствовавшие распространению христианства на Северном Кавказе. Показывать на карте территории расположения первых христианских церквей. |
27 | 4 | Христианизация Алании | 1 | 03.04-07.04 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия митрополия, кафедральный собор, епископия. Называть памятники христианской культуры на территории Кубани. Показывать их на карте. Рассказывать об особенностях христианизации Алании. |
28 | 5 | Проникновение римско-католической церкви на Северный Кавказ. | 1 | 10.04-14.04 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятия францисканцы, архиепископ. Рассказывать о проникновении католичества на Северный Кавказ. Называть археологические находки, письменные источники, подтверждающие распространение католичества на Северном Кавказе. Делать вывод о значении христианизации и её роли в жизни народов Северного Кавказа. Объяснять причины ослабления позиций христианства и распространения ислама на территории Северного Кавказа. |
Тема 10. Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания (2 ч) |
29 | 1 | От «Повести...» к «Слову...» | | 17.04-21.04 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятие летопись. Называть произведения, в которых упомянуто Тмутараканское княжество, - «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Приводить примеры «тмутараканских страниц» в древних произведениях. Рассказывать о роли христианства в развитии литературы. |
30 | 2 | Кубань в произведениях русской литературы XV-XVI вв., документах, сочинениях иностранных авторов. Героический эпос «Нарты». | 1 | 24.04-28.04 | | м\м пособие по кубановедению 6 класс рабочая тетрадь | Объяснять понятие ересь. Называть авторов произведений, в которых имеются упоминания о Кубани (И. Волоцкий, Мацей Меховский, Сигизмунд Герберштейн). Рассказывать о деятельности Заккария Гизольфи. Приводить примеры отражения «кубанской тематики» в трудах иностранных авторов. Объяснять понятия джегуако, нарты. Называть особенности нартского эпоса. Составлять рассказы о культуре и истории адыгов на основе нартского эпоса. Называть главных героев, а также основные события и темы, отражённые в нартском эпосе. Подготовить проект на одну из изученных тем или разработать сценарий фестиваля «Кубань - наш общий дом». |
Духовные истоки Кубани (4 часа) |
31 | 1 | День славянской культуры и письменности. | | 01.05-05.05 | | Интернет-ресурсы | Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - просветители славян. Создание славянской азбуки. Глаголица и кириллица. |
32 | 2 | Христианская символика на Северо-Западном Кавказе. | | 08.05-12.05 | | Интернет-ресурсы | Западный Кавказ – один из центров раннего христианства. Древние храмы середины X века. Византийский стиль. Пещерные кельи. Лик Христа. Символ Креста в христианстве. Разнообразные формы и виды православных крестов. Их смысл и значение. |
33 | 3 | Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье | | 15.05-20.05 | | Интернет-ресурсы | Пасхальные традиции. Тема Пасхи в художественных произведениях и литературе. |
34 | 4 | Житийная литература. | | 22.05-25.05 | | Интернет-ресурсы | Житийная литература - раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников. Житие святого преподобного Никона. Подвижнические подвиги преподобного Никона. Житие святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. |
| Итого | 34 | | | | |