СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП кубановедение 8 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование кубановедение 8 класс ФГОС, "Духовные истоки Кубани"  и ИКС

Просмотр содержимого документа
«КТП кубановедение 8 класс»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ О.Т.Борсук

« » августа 2018 года


Муниципальное образование Калининский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №10 хутора Греки имени кавалера трех орденов Славы Сороки Андрея Максимовича


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по Кубановедению


Класс 8

Учитель Л.Н.Свищёва

Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.



Планирование составлено на основе рабочей программы Свищёвой Л.Н.., учителя кубановедения МБОУ СОШ № 10, утверждённой 30 августа 2017 года протокол №1.

Планирование составлено на основе программы предмета КУБАНОВЕДЕНИЕ для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края, под редакцией А.А. Зайцева – 3-е изд., Краснодар: «Перспективы образования», 2017г.

В соответствии с ФГОС основного общего образования

Учебник: Кубановедение 7 класс Б.А. Трехбратов, Ю.М. Бодяев, С.А. Лукьянов, А.Н.Криштопа, И.А.Терская, Краснодар, 2016г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (34 Ч)

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ. (1 ч.)

1.

Основные вехи развития кубанского региона в XVII в. История Кубани XVIII в. в контексте истории России «Кубань-многонациональный край»

1

6.09


Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация

Личностные: понимать необходимость изучения предмета «Кубановедение»; научиться выстраивать индивидуальную траекторию образования; проявлять толерантность в отношениях с окружающими.

Метапредметные: осознавать цели и задачи учебной деятельности, принимать участие в создании проектов, уметь работать со словарём, оценивать и контролировать свои учебные действия.

Предметные: Называть основные события истории, происходившие на территории Кубани в XVII в. Изучив содержание введения, ознакомиться со структурой учебного пособия и аппаратом усвоения знаний.

РАЗДЕЛ I. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КУБАНСКОГО РЕГИОНА (8 ч.)

Тема 1. Изучение кубанских земель в XVIII – середине XIX в. (1 ч.)

2.

Исследования территории Кубани в XVIII – середине XIX в.

1

13.09


Учебник, рабочая тетрадь,

мультимедийное оборудование, интернет ресурсы.


Личностные: ответственно относиться к учению, самостоятельно paзвивать мотивацию к познавательной деятельности, выстраивать траекторию образования и оценивать результативность своей работы на уроке.

Метапредметные: осознавать цели и задачи учебной деятельности, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать память, внимание, учиться наблюдать и оформлять результаты наблюдений, систематизировать учебную информацию, уметь работать в группе.

Предметные: Рассказывать о результатах академических экспедиций 1768–1773 гг., в ходе которых проводились исследования Кавказа. Называть труды И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, о вкладе М. Гулика и В. Колчигина в изучение территории Кубани. Основные термины и понятия: комплексный, лингвистика, кошма.

Тема 2. Физико-географическое положение современной территории Краснодарского края. Рельеф и полезные ископаемые (2 ч.)

3.

Физико-географическое положение современной территории

Краснодарского края

1

20.09


Учебник, рабочая тетрадь,

мультимедийное оборудование

Личностные: проявлять интерес к изучению природы Кубани, учиться экологической культуре, поведению в природе.

Метапредметные: уметь использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, устанавливать причинно-следственные связи, принимать участие в коллективной работе.

Предметные: Характеризовать физико-географическое положение Краснодарского края. Показывать местоположение региона

на карте мира и России. Знать крайние точки, протяжённость морских и сухопутных границ и площадь территории. Называть, находить на карте и показывать субъекты РФ и зарубежные государства, с которыми граничит наш край. Делать выводы о преимуществах и недостатках географического положения региона.

Основные термины и понятия: административно-территориальное образование, нейтральные воды.

4.

Рельеф и полезные ископаемые.

1

27.09


Учебник, рабочая тетрадь,

мультимедийное оборудование, интернет ресурсы.

Личностные: понимать роль антропогенного фактора в изменении природных комплексов, осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Метапредметные: уметь использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, анализировать взаимосвязи между природными компонентами и погодными условиями, объективно оценивать ответы одноклассников, принимать участие в коллективной работе.

Предметные: Показывать на карте, называть и характеризовать основные формы рельефа

территории края. Знать названия полезных ископаемых, показывать на карте их месторождения. Делать вывод об обеспеченности кубанского региона природными богатствами.

Основные термины и понятия: гряда, прирусловый вал, отрог, плато

Тема 3. Климат. Внутренние воды (3 ч.)

5.

Особенности климата. Погодные аномалии.

1

4.10


УМК. проектор, Презентация.

Рассказывать об особенностях субтропического

климата Черноморского побережья. Приводить примеры неблагоприятных природных явлений, имеющих место на территории Краснодарского

края. Оценивать степень благоприятности климата и погодных условий для проживания человека.

Основные термины и понятия: погода, климат, климатический пояс, сель.

6.

Реки Краснодарского края.

1

11.10


Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация.

Называть, показывать на карте и описывать степные реки Азово-Кубанской равнины, закубанские реки, а также реки Черноморского побережья. Рассказывать об истоках Кубани; называть и показывать на карте устье реки и её притоки. Оценивать роль и значение рек в жизни и хозяйственной деятельности кубанцев. Раскрывать экологические проблемы внутренних вод Краснодарского края, называть пути их решения.

Основные термины и понятия: старица, рукав реки, пойма.

7.

Озёра, плавни, лиманы. Искусственные водоёмы, подземные

воды и ледники.

1

18.10


Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация.

Рассказывать о лиманах и плавнях Приазовья и Причерноморья; оценивать их роль и значение в экосистеме кубанского региона. Называть и показывать на карте искусственные водоёмы, созданные в крае; объяснять, с какой целью они были построены. Рассказывать об использовании внутренних вод Краснодарского края в хозяйстве. Раскрывать роль и значение горных ледников в питании кубанских рек. Готовить проекты по теме.

Тема 4. Почвы, растительный и животный мир Кубани. Охрана природы. (2 ч.)

8.

Богатство почв и растительного мира Кубани.

1

25.10


Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация.

Называть факторы, влияющие на разнообразие растительного покрова горной части края. Сравнивать видовой состав растительного покрова северного и южного склонов Кавказского хребта; делать выводы. Готовить проект по теме «Охрана растительности горной части Краснодарского края.

9.

Животные – обитатели природных зон. Охрана органического мира

Краснодарского края.

1

1.11


Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация.

Характеризовать животный мир Кубани. Называть редкие и исчезающие виды, занесённые в Красную книгу. Рассказывать об охране живого мира Кубани. Называть природоохранные организации и показывать на карте их местонахождение. Готовить сообщения, презентации по теме «Заповедные уголки Краснодарского края».

Основные термины и понятия: ареал, популяция

Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч.)

10.

Физико-географический портрет кубанского региона.

1

15.11


Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация

Приводить доводы в пользу своих суждений относительно своеобразия природных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани. Используя дополнительные источники информации, готовить проекты на темы «Природа Кубани»,«Охрана природных объектов на территории Кубани.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ XVIII в. (12 ч.)

Тема 5. Казаки-некрасовцы на Кубани (2 ч.)

11.

Переселение казаков-некрасовцев на Кубань.

1

22.11


Карта Краснодарского края, УМК, презентация


Используя карту, определять места проживания казаков-некрасовцев на Кубани. Определять роль, которая отводилась в политике Российского государства освоению кубанских земель русскими переселенцами. Используя дополнительную литературу, составлять хронологическую таблицу походов и военных экспедиций некрасовцев после переселения на Кубань.

12.

Повседневная жизнь, культура некрасовцев. Скитания «игнат-казаков».

1

29.11


Карта Краснодарского края, УМК, презентация

Обсуждать вопрос: можно ли считать, что «Заветы Игната» отражают демократическое устройство жизни некрасовского общества. Характеризовать основные занятия и уклад жизни казаков-переселенцев. Подготовить презентацию «Быт и культура некрасовцев». Участвовать в дискуссии на тему «Причины сохранения самобытной культуры и традиций некрасовцев на протяжении долгих лет».

Тема 6. Кубань во внешней политике России XVIII в. (4 ч.)

13.

Внешнеполитические задачи России и Кубань в начале XVIII в.

1

6.12


Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация

Рассказывать о борьбе России за выход в Азовское море в начале XVIII в. Оценивать результаты внешней политики России на южном направлении. Составлять экскурсионный маршрут по населённым пунктам и историческим местам, связанным с военными походами русской армии в период Русско-турецкой войны 1710–1713 гг.

14.

Борьба за выход к Чёрному морю в первой половине XVIII в.

1

13.12


Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация

Личностные: осознавать свою этническую принадлежность, знать культуру народов Кубани, уважать права и свободы человека

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять её результаты в различных формах.

Предметные: Объяснять, почему в многолетней борьбе России за выход к Чёрному морю уделялось такое большое внимание крепости Азов. Используя карту, определять стратегическую роль в войне 1735–1739 гг. кубанского плацдарма. Составлять кроссворд по теме урока.

15.

Выдающиеся победы русского оружия. Военные действия на территории Кубани. Кючук-Кайнарджийский мир.

1

20.12


Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация

Устанавливать связь истории региона с историей России. Определять место черноморской проблемы в международных отношениях XVIII в. Формулировать цели России в Русско-турецких войнах. Находить и показывать на исторической карте места сражений.

16.

Присоединение Крыма и Прикубанья к России.

1

27.12


Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация

:Анализировать тексты исторических источников. Работать с исторической картой. Составлять план устного ответа. Составлять хронологические таблицы. Раскрывать значение присоединения Крыма и Кубани к России.

Тема 7. А. В. Суворов во главе Кубанского корпуса. (1 ч.)

17.

А. В. Суворов на Кубани.

1

10.01


Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация

Использовать исторические источники для характеристики деятельности

А. В. Суворова на Кубани. Оценивать роль Суворова в деле освоения территории Кубани. Называть и показывать на карте крепости Кубанской оборонительной линии.

Тема 8. История формирования Черноморского казачьего войска. (1 ч.)

18.

Образование Черноморского казачьего войска.

1

17.01


Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, энциклопедия

Объяснять историю образования Войска верных казаков и происхождение его названия. Знать имена первого атамана Войска верных казаков С. Белого и его сподвижников А. Головатого, З. Чепеги. Определять роль казаков в военных операциях. Рассказывать о формировании Черноморского казачьего войска. Называть цели, которые преследовало правительство Екатерины II, переселяя казаков на Кубань.

Тема 9. Начало заселения Правобережной Кубани. (4 ч.)

19.

Переселение черноморцев. Основание первых куренных селений в Черномории.

1

24.01


УМК, карта, проектор, презентация

Показывать на карте пути следования казаков-переселенцев. Рассказывать об организации кордонной стражи. Показывать на карте Черноморскую и Кубанскую линии. Оценивать роль кошевых атаманов С. Белого, З. Чепеги и войскового судьи А. Головатого в переселении черноморцев и организации охраны южных границ. Объяснять, чем была вызвана необходимость принятия документа «Порядок общей пользы». Рассказывать об особенностях казачьего самоуправления. Основные термины и понятия: войсковые казачьи регалии, символы атаманской власти (бунчук, пернач, булава).

20.

Линейцы. Заселение Северо-Восточной Кубани.

1

31.01


УМК, карта, проектор, презентация

Объяснять, когда и почему появились названия «линейцы» и «черноморцы». Называть различия между ними. Характеризовать план охраны Кубанской линии, разработанный генералом И. В. Гудовичем. Сопоставлять причины и обстоятельства переселения на Кубань черноморцев и трёх первых полков донских казаков.

21.

Основание Екатеринодара.

1

7.02


Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, рисунки

Личностные: осознавать свою этническую принадлежность; знать историю, язык, культуру своего народа, своего края.

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы.

Предметные: Называть дату основания Екатеринодара. Объяснять происхождение названия главного города Черномории. Комментировать географическое положение и план войскового града. Называть первого главу города (Д. С. Волкорез), его обязанности.

22.

Социальные выступления адыгов и казаков.

1

14.02


Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, рисунки

Называть причины выступления адыгских крестьян (тфокотлей) против дворян (уорков). Анализировать итоги Бзиюкской битвы. Рассказывать о «Персидском бунте». Давать оценку записке атамана Т. Т. Котляревского как

историческому источнику. Комментировать результаты и уроки «Персидского бунта». Сравнивать причины, методы борьбы донских и черноморских казаков и составлять таблицу.

Итоговое повторение и проектная деятельность. (1 ч.)

23.

Страницы истории Кубани в XVIII в.

1

21.02


Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация

Характеризовать основные потоки русских переселенцев на Кубань. Рассказывать о пребывании некрасовцев в Прикубанье. Анализировать результаты деятельности А. В. Суворова на Кубани. Находить общее и особенное у черноморцев и линейцев. Описывать особенности Кубани как приграничного района Российской империи. Исследовательский проект на одну из тем: «Приобретения и потери России в ходе Русско-турецких войн XVIII в.»; «История возникновения населённых пунктов на месте (или вблизи) суворовских укреплений и крепостей» и др.

РАЗДЕЛ III. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ. (6 ч.)

Тема 10. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. (2 ч.)

24.

Языковое разнообразие Кубани и Черноморья.

1

28.02


Учебник, рабочая тетрадь, проектор

Перечислять языковые семьи, представители которых живут на Кубани. Давать характеристику кавказской языковой семье и адыгским народам как коренным обитателям кубанских земель. Определять роль в русском языке северокавказских регионализмов.

25.

Лексика кубанских говоров.

1

7.03


Презентация

Личностные: проявлять интерес к изучению истории своей малой родины.

Метапредметные: уметь работать с историческими источниками, анализировать и обобщать факты, делать выводы. Сознательно осуществлять и регулировать свою учебную деятельность.

Предметные Комментировать понятие кубанська мова. Приводить примеры диалектизмов, используемых в вашей местности. Приводить примеры топонимов своего региона.

Основные понятия и термины: топонимика, гидронимы

Тема 11. Повседневная жизнь и традиции казачьего населения XVIII в. (2 ч.)

26.

Повседневная жизнь и традиции казачьего населения. Духовная

культура казачества.

1

14.03


Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация

Характеризовать казачьи традиции и уклад жизни. Описывать казачье подворье в XVIII в. Определять первостепенные ценности для казаков. Уметь комментировать казачьи пословицы и поговорки. Составить кроссворд «Особенности повседневной жизни кубанского казачества в XVIII в.».

27.

Православные праздники и обряды. Фольклорные традиции.

1

21.03


Учебник, рабочая тетрадь, проектор,

Личностные:. иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность.

Метапредметные: владеть умением работать с учебной информацией; решать творческие задачи; уметь формулировать и аргументировать своё мнение.

Предметные: Называть православные праздники и обряды, которые особо почитались у казаков. Демонстрировать разнообразие обрядового фольклора. Определять значение песен для кубанских казаков. Написать рассказ на тему «Как в нашей семье отмечаются православные правздники».

Тема 12. Кубанская тема в письменных источниках XVIII в. У истоков литературы Кубани. (2 ч.)

28.

Кубань XVIII в. в записках путешественников, трудах учёных, в документах.

1

4.04


Карточки

Анализировать описания кубанских земель, встречающиеся в записках иностранцев. Выделять наблюдения, показавшиеся наиболее интересными.

Составлять сравнительную таблицу о заметках путешественников XVIII в.

29.

У истоков литературы Кубани.

1

11.04


Электронное приложение. УМК, карта

Личностные: понимать роль литературы в формировании личности человека, уважительно относиться к русской литературе.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; находить причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы.

Предметные: Раскрывать роль А. А. Головатого в становлении литературы Кубани. Определять, почему стихотворение Головатого стало народной песней.

Итоговое повторение и проектная деятельность. (1 ч.)

30.

Повседневная жизнь и традиции жителей Кубани XVIII в.

1

18.04


Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация

Характеризовать особенности быта, материальной и художественной культуры жителей Кубани. Определять взаимовлияние казачьей и горской традиций. Познакомиться с мастерами народного декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посетить местный музей. Исследовательский проект на одну из тем: «Особенности повседневной жизни кубанского казачества»; «Православные традиции Кубани» и др.

РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ. (4 ч. )

31.

Монастыри как центры

духовной культуры.

1

25.04


УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта

Личностные: иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы.

Предметные: знать казачьи монастыри. Святоотеческая православная культура в обустройстве монастырей, построенных казаками. Основание первого монастыря на Кубани. Свято-Николаевская Екатерино -Лебяжская пустынь.

32.

Социальное служение и

просветительская

деятельность церкви.

1

16.05


УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта

Личностные: иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность.

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учеб­ную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, про­водить сравнительный анализ, делать выводы.

Предметные: изучить социальное служение и просветительская деятельность монастырей. Радетели земли Русской. Духовное подвижничество преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

33.

Воинская культура

казачества как

«православного рыцарства».

1



УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта

Личностные: иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность

Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы

Предметные: знать, что защита границ Отечества и православной веры – воинская миссия казачества. Казак православный воин и патриот. Присяга казаков. Героические страницы истории

казачества Кубани.

34.

Просветительская и

миссионерская

деятельность церкви. К.В.

Россинский.

1



УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта

Изучить роль церкви в культурном развитии казака. Православные библиотеки. Церковно-

приходские школы. «Просветитель Черноморского края» - Кирилл Васильевич Россинский (17.03. 1774 г. — 12.12. 1825 г). Музыкальная культура и песенное творчество казачества духовного

содержания. Хоровая культура казаков. Кубанский Казачий хор.

Итого: 34 часа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!