№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ. (1 ч.) |
1. | Основные вехи развития кубанского региона в XVII в. История Кубани XVIII в. в контексте истории России «Кубань-многонациональный край» | 1 | 6.09 | | Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация | Личностные: понимать необходимость изучения предмета «Кубановедение»; научиться выстраивать индивидуальную траекторию образования; проявлять толерантность в отношениях с окружающими. Метапредметные: осознавать цели и задачи учебной деятельности, принимать участие в создании проектов, уметь работать со словарём, оценивать и контролировать свои учебные действия. Предметные: Называть основные события истории, происходившие на территории Кубани в XVII в. Изучив содержание введения, ознакомиться со структурой учебного пособия и аппаратом усвоения знаний. |
РАЗДЕЛ I. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КУБАНСКОГО РЕГИОНА (8 ч.) |
Тема 1. Изучение кубанских земель в XVIII – середине XIX в. (1 ч.) |
2. | Исследования территории Кубани в XVIII – середине XIX в. | 1 | 13.09 | | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. | Личностные: ответственно относиться к учению, самостоятельно paзвивать мотивацию к познавательной деятельности, выстраивать траекторию образования и оценивать результативность своей работы на уроке. Метапредметные: осознавать цели и задачи учебной деятельности, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать память, внимание, учиться наблюдать и оформлять результаты наблюдений, систематизировать учебную информацию, уметь работать в группе. Предметные: Рассказывать о результатах академических экспедиций 1768–1773 гг., в ходе которых проводились исследования Кавказа. Называть труды И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, о вкладе М. Гулика и В. Колчигина в изучение территории Кубани. Основные термины и понятия: комплексный, лингвистика, кошма. |
Тема 2. Физико-географическое положение современной территории Краснодарского края. Рельеф и полезные ископаемые (2 ч.) |
3. | Физико-географическое положение современной территории Краснодарского края | 1 | 20.09 | | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование | Личностные: проявлять интерес к изучению природы Кубани, учиться экологической культуре, поведению в природе. Метапредметные: уметь использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, устанавливать причинно-следственные связи, принимать участие в коллективной работе. Предметные: Характеризовать физико-географическое положение Краснодарского края. Показывать местоположение региона на карте мира и России. Знать крайние точки, протяжённость морских и сухопутных границ и площадь территории. Называть, находить на карте и показывать субъекты РФ и зарубежные государства, с которыми граничит наш край. Делать выводы о преимуществах и недостатках географического положения региона. Основные термины и понятия: административно-территориальное образование, нейтральные воды. |
4. | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | 27.09 | | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы. | Личностные: понимать роль антропогенного фактора в изменении природных комплексов, осознавать необходимость бережного отношения к природе. Метапредметные: уметь использовать различные источники информации для получения необходимых знаний, анализировать взаимосвязи между природными компонентами и погодными условиями, объективно оценивать ответы одноклассников, принимать участие в коллективной работе. Предметные: Показывать на карте, называть и характеризовать основные формы рельефа территории края. Знать названия полезных ископаемых, показывать на карте их месторождения. Делать вывод об обеспеченности кубанского региона природными богатствами. Основные термины и понятия: гряда, прирусловый вал, отрог, плато |
Тема 3. Климат. Внутренние воды (3 ч.) |
5. | Особенности климата. Погодные аномалии. | 1 | 4.10 | | УМК. проектор, Презентация. | Рассказывать об особенностях субтропического климата Черноморского побережья. Приводить примеры неблагоприятных природных явлений, имеющих место на территории Краснодарского края. Оценивать степень благоприятности климата и погодных условий для проживания человека. Основные термины и понятия: погода, климат, климатический пояс, сель. |
6. | Реки Краснодарского края. | 1 | 11.10 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация. | Называть, показывать на карте и описывать степные реки Азово-Кубанской равнины, закубанские реки, а также реки Черноморского побережья. Рассказывать об истоках Кубани; называть и показывать на карте устье реки и её притоки. Оценивать роль и значение рек в жизни и хозяйственной деятельности кубанцев. Раскрывать экологические проблемы внутренних вод Краснодарского края, называть пути их решения. Основные термины и понятия: старица, рукав реки, пойма. |
7. | Озёра, плавни, лиманы. Искусственные водоёмы, подземные воды и ледники. | 1 | 18.10 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация. | Рассказывать о лиманах и плавнях Приазовья и Причерноморья; оценивать их роль и значение в экосистеме кубанского региона. Называть и показывать на карте искусственные водоёмы, созданные в крае; объяснять, с какой целью они были построены. Рассказывать об использовании внутренних вод Краснодарского края в хозяйстве. Раскрывать роль и значение горных ледников в питании кубанских рек. Готовить проекты по теме. |
Тема 4. Почвы, растительный и животный мир Кубани. Охрана природы. (2 ч.) |
8. | Богатство почв и растительного мира Кубани. | 1 | 25.10 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация. | Называть факторы, влияющие на разнообразие растительного покрова горной части края. Сравнивать видовой состав растительного покрова северного и южного склонов Кавказского хребта; делать выводы. Готовить проект по теме «Охрана растительности горной части Краснодарского края. |
9. | Животные – обитатели природных зон. Охрана органического мира Краснодарского края. | 1 | 1.11 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация. | Характеризовать животный мир Кубани. Называть редкие и исчезающие виды, занесённые в Красную книгу. Рассказывать об охране живого мира Кубани. Называть природоохранные организации и показывать на карте их местонахождение. Готовить сообщения, презентации по теме «Заповедные уголки Краснодарского края». Основные термины и понятия: ареал, популяция |
Итоговое повторение и проектная деятельность (1 ч.) |
10. | Физико-географический портрет кубанского региона. | 1 | 15.11 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация | Приводить доводы в пользу своих суждений относительно своеобразия природных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани. Используя дополнительные источники информации, готовить проекты на темы «Природа Кубани»,«Охрана природных объектов на территории Кубани. |
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ КУБАНИ XVIII в. (12 ч.) |
Тема 5. Казаки-некрасовцы на Кубани (2 ч.) |
11. | Переселение казаков-некрасовцев на Кубань. | 1 | 22.11 | | Карта Краснодарского края, УМК, презентация | Используя карту, определять места проживания казаков-некрасовцев на Кубани. Определять роль, которая отводилась в политике Российского государства освоению кубанских земель русскими переселенцами. Используя дополнительную литературу, составлять хронологическую таблицу походов и военных экспедиций некрасовцев после переселения на Кубань. |
12. | Повседневная жизнь, культура некрасовцев. Скитания «игнат-казаков». | 1 | 29.11 | | Карта Краснодарского края, УМК, презентация | Обсуждать вопрос: можно ли считать, что «Заветы Игната» отражают демократическое устройство жизни некрасовского общества. Характеризовать основные занятия и уклад жизни казаков-переселенцев. Подготовить презентацию «Быт и культура некрасовцев». Участвовать в дискуссии на тему «Причины сохранения самобытной культуры и традиций некрасовцев на протяжении долгих лет». |
Тема 6. Кубань во внешней политике России XVIII в. (4 ч.) |
13. | Внешнеполитические задачи России и Кубань в начале XVIII в. | 1 | 6.12 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация | Рассказывать о борьбе России за выход в Азовское море в начале XVIII в. Оценивать результаты внешней политики России на южном направлении. Составлять экскурсионный маршрут по населённым пунктам и историческим местам, связанным с военными походами русской армии в период Русско-турецкой войны 1710–1713 гг. |
14. | Борьба за выход к Чёрному морю в первой половине XVIII в. | 1 | 13.12 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация | Личностные: осознавать свою этническую принадлежность, знать культуру народов Кубани, уважать права и свободы человека Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять её результаты в различных формах. Предметные: Объяснять, почему в многолетней борьбе России за выход к Чёрному морю уделялось такое большое внимание крепости Азов. Используя карту, определять стратегическую роль в войне 1735–1739 гг. кубанского плацдарма. Составлять кроссворд по теме урока. |
15. | Выдающиеся победы русского оружия. Военные действия на территории Кубани. Кючук-Кайнарджийский мир. | 1 | 20.12 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация | Устанавливать связь истории региона с историей России. Определять место черноморской проблемы в международных отношениях XVIII в. Формулировать цели России в Русско-турецких войнах. Находить и показывать на исторической карте места сражений. |
16. | Присоединение Крыма и Прикубанья к России. | 1 | 27.12 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта, проектор, презентация | :Анализировать тексты исторических источников. Работать с исторической картой. Составлять план устного ответа. Составлять хронологические таблицы. Раскрывать значение присоединения Крыма и Кубани к России. |
Тема 7. А. В. Суворов во главе Кубанского корпуса. (1 ч.) |
17. | А. В. Суворов на Кубани. | 1 | 10.01 | | Учебник, рабочая тетрадь, карта Краснодарского края, проектор, презентация | Использовать исторические источники для характеристики деятельности А. В. Суворова на Кубани. Оценивать роль Суворова в деле освоения территории Кубани. Называть и показывать на карте крепости Кубанской оборонительной линии. |
Тема 8. История формирования Черноморского казачьего войска. (1 ч.) |
18. | Образование Черноморского казачьего войска. | 1 | 17.01 | | Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, энциклопедия | Объяснять историю образования Войска верных казаков и происхождение его названия. Знать имена первого атамана Войска верных казаков С. Белого и его сподвижников А. Головатого, З. Чепеги. Определять роль казаков в военных операциях. Рассказывать о формировании Черноморского казачьего войска. Называть цели, которые преследовало правительство Екатерины II, переселяя казаков на Кубань. |
Тема 9. Начало заселения Правобережной Кубани. (4 ч.) |
19. | Переселение черноморцев. Основание первых куренных селений в Черномории. | 1 | 24.01 | | УМК, карта, проектор, презентация | Показывать на карте пути следования казаков-переселенцев. Рассказывать об организации кордонной стражи. Показывать на карте Черноморскую и Кубанскую линии. Оценивать роль кошевых атаманов С. Белого, З. Чепеги и войскового судьи А. Головатого в переселении черноморцев и организации охраны южных границ. Объяснять, чем была вызвана необходимость принятия документа «Порядок общей пользы». Рассказывать об особенностях казачьего самоуправления. Основные термины и понятия: войсковые казачьи регалии, символы атаманской власти (бунчук, пернач, булава). |
20. | Линейцы. Заселение Северо-Восточной Кубани. | 1 | 31.01 | | УМК, карта, проектор, презентация | Объяснять, когда и почему появились названия «линейцы» и «черноморцы». Называть различия между ними. Характеризовать план охраны Кубанской линии, разработанный генералом И. В. Гудовичем. Сопоставлять причины и обстоятельства переселения на Кубань черноморцев и трёх первых полков донских казаков. |
21. | Основание Екатеринодара. | 1 | 7.02 | | Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, рисунки | Личностные: осознавать свою этническую принадлежность; знать историю, язык, культуру своего народа, своего края. Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы. Предметные: Называть дату основания Екатеринодара. Объяснять происхождение названия главного города Черномории. Комментировать географическое положение и план войскового града. Называть первого главу города (Д. С. Волкорез), его обязанности. |
22. | Социальные выступления адыгов и казаков. | 1 | 14.02 | | Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, рисунки | Называть причины выступления адыгских крестьян (тфокотлей) против дворян (уорков). Анализировать итоги Бзиюкской битвы. Рассказывать о «Персидском бунте». Давать оценку записке атамана Т. Т. Котляревского как историческому источнику. Комментировать результаты и уроки «Персидского бунта». Сравнивать причины, методы борьбы донских и черноморских казаков и составлять таблицу. |
Итоговое повторение и проектная деятельность. (1 ч.) |
23. | Страницы истории Кубани в XVIII в. | 1 | 21.02 | | Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация | Характеризовать основные потоки русских переселенцев на Кубань. Рассказывать о пребывании некрасовцев в Прикубанье. Анализировать результаты деятельности А. В. Суворова на Кубани. Находить общее и особенное у черноморцев и линейцев. Описывать особенности Кубани как приграничного района Российской империи. Исследовательский проект на одну из тем: «Приобретения и потери России в ходе Русско-турецких войн XVIII в.»; «История возникновения населённых пунктов на месте (или вблизи) суворовских укреплений и крепостей» и др. |
РАЗДЕЛ III. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ И ЧЕРНОМОРЬЯ. (6 ч.) |
Тема 10. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. (2 ч.) |
24. | Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. | 1 | 28.02 | | Учебник, рабочая тетрадь, проектор | Перечислять языковые семьи, представители которых живут на Кубани. Давать характеристику кавказской языковой семье и адыгским народам как коренным обитателям кубанских земель. Определять роль в русском языке северокавказских регионализмов. |
25. | Лексика кубанских говоров. | 1 | 7.03 | | Презентация | Личностные: проявлять интерес к изучению истории своей малой родины. Метапредметные: уметь работать с историческими источниками, анализировать и обобщать факты, делать выводы. Сознательно осуществлять и регулировать свою учебную деятельность. Предметные Комментировать понятие кубанська мова. Приводить примеры диалектизмов, используемых в вашей местности. Приводить примеры топонимов своего региона. Основные понятия и термины: топонимика, гидронимы |
Тема 11. Повседневная жизнь и традиции казачьего населения XVIII в. (2 ч.) |
26. | Повседневная жизнь и традиции казачьего населения. Духовная культура казачества. | 1 | 14.03 | | Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация | Характеризовать казачьи традиции и уклад жизни. Описывать казачье подворье в XVIII в. Определять первостепенные ценности для казаков. Уметь комментировать казачьи пословицы и поговорки. Составить кроссворд «Особенности повседневной жизни кубанского казачества в XVIII в.». |
27. | Православные праздники и обряды. Фольклорные традиции. | 1 | 21.03 | | Учебник, рабочая тетрадь, проектор, | Личностные:. иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность. Метапредметные: владеть умением работать с учебной информацией; решать творческие задачи; уметь формулировать и аргументировать своё мнение. Предметные: Называть православные праздники и обряды, которые особо почитались у казаков. Демонстрировать разнообразие обрядового фольклора. Определять значение песен для кубанских казаков. Написать рассказ на тему «Как в нашей семье отмечаются православные правздники». |
Тема 12. Кубанская тема в письменных источниках XVIII в. У истоков литературы Кубани. (2 ч.) |
28. | Кубань XVIII в. в записках путешественников, трудах учёных, в документах. | 1 | 4.04 | | Карточки | Анализировать описания кубанских земель, встречающиеся в записках иностранцев. Выделять наблюдения, показавшиеся наиболее интересными. Составлять сравнительную таблицу о заметках путешественников XVIII в. |
29. | У истоков литературы Кубани. | 1 | 11.04 | | Электронное приложение. УМК, карта | Личностные: понимать роль литературы в формировании личности человека, уважительно относиться к русской литературе. Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; находить причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы. Предметные: Раскрывать роль А. А. Головатого в становлении литературы Кубани. Определять, почему стихотворение Головатого стало народной песней. |
Итоговое повторение и проектная деятельность. (1 ч.) |
30. | Повседневная жизнь и традиции жителей Кубани XVIII в. | 1 | 18.04 | | Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация | Характеризовать особенности быта, материальной и художественной культуры жителей Кубани. Определять взаимовлияние казачьей и горской традиций. Познакомиться с мастерами народного декоративно-прикладного искусства, фольклорными коллективами своего населённого пункта. Посетить местный музей. Исследовательский проект на одну из тем: «Особенности повседневной жизни кубанского казачества»; «Православные традиции Кубани» и др. |
РАЗДЕЛ IV. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ. (4 ч. ) |
31. | Монастыри как центры духовной культуры. | 1 | 25.04 | | УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта | Личностные: иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы. Предметные: знать казачьи монастыри. Святоотеческая православная культура в обустройстве монастырей, построенных казаками. Основание первого монастыря на Кубани. Свято-Николаевская Екатерино -Лебяжская пустынь. |
32. | Социальное служение и просветительская деятельность церкви. | 1 | 16.05 | | УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта | Личностные: иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность. Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы. Предметные: изучить социальное служение и просветительская деятельность монастырей. Радетели земли Русской. Духовное подвижничество преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. |
33. | Воинская культура казачества как «православного рыцарства». | 1 | | | УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта | Личностные: иметь представление о духовной жизни народов Кубани, осознавать свою этническую принадлежность Метапредметные: уметь организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, использовать современные источники информации, проводить сравнительный анализ, делать выводы Предметные: знать, что защита границ Отечества и православной веры – воинская миссия казачества. Казак православный воин и патриот. Присяга казаков. Героические страницы истории казачества Кубани. |
34. | Просветительская и миссионерская деятельность церкви. К.В. Россинский. | 1 | | | УМК, презентация, электронное приложение к учебнику Кубановедение, карта | Изучить роль церкви в культурном развитии казака. Православные библиотеки. Церковно- приходские школы. «Просветитель Черноморского края» - Кирилл Васильевич Россинский (17.03. 1774 г. — 12.12. 1825 г). Музыкальная культура и песенное творчество казачества духовного содержания. Хоровая культура казаков. Кубанский Казачий хор. |
Итого: 34 часа |