СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | УУД | |
| по плану | по факту | |||||
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание / Повторение (13 часов)
| |||||||
1 |
|
| Нумерация. предметов. Разряды. | Урок повторения и обобщения | Образовывать числа натурального; ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной. | Называть последователь- ность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. |
2 |
|
| Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | Урок повторения и обобщения | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. | Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. |
3 |
|
| Нахождение суммы нескольких слагаемых. | Урок развития умений и навыков | Выполнять письменные вычисления с натуральны-ми числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. | Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия.
| Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. |
4 |
|
| Вычитание трёхзначных чисел. | Урок развития умений и навыков | Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. | Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). |
5 |
|
| Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. | Урок формирования умений и навыков | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. | Самостоятельное Создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. |
6 |
|
| Письменное умножение однозначных чисел на многозначные. | Урок развития умений и навыков | Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. |
Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
7 |
|
| Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные. | Урок формирования умений и навыков | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное деление в пределах 1000. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. |
8 |
|
| Деление трёхзначных чисел на однозначные. | Урок формирования умений и навыков | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Использовать свойства деления числа на 1, и нуля на число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное де- ление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного ха- рактера. |
9 |
|
| Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число. | Урок развития умений и навыков | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
10 |
|
| Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | Урок- исследование | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | Выполнять письменное де- ление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
11 |
|
| Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. | Урок изучения нового материала
| Использовать диаграммы для сбора и представления данных. | Читать и строить столбчатые диаграммы. | Моделировать содержащиеся в тексте данные. Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
12 |
|
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Вводная диагностическая работа. | Контрольно- обобщающий урок
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
| Контролировать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.
| Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
13 |
|
| Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Проверочная работа № 1 по теме «Повторение». | Контроль знаний, умений и навыков
| Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. | Пользоваться вычисли- тельными навыками, решать составные задачи.
| Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
Числа, которые больше 1000. Нумерация. (11 часов)
| |||||||
14 |
|
| Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | Урок изучения нового материала | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими. | Называть новую счётную единицу - тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. |
15 |
|
| Чтение многозначных чисел. | Урок изучения нового материала | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими. | Читать числа в пределах Миллиона. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
16 |
|
| Запись многозначных чисел. | Урок изучения нового материала | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. | Записывать числа в пределах миллиона. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
17 |
|
| Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | Урок развития умений и навыков | Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. | Представлять многознач- ное число суммой разряд- ных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими чис- лами в случаях, легко сво- димых к действиям в пределах ста. | Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач. |
18 |
|
| Сравнение многозначных чисел. | Урок развития умений и навыков | Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. | Сравнивать числа по клас- сам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности. | Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
19 |
|
| Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | Урок формирования умений и навыков | Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | Увеличивать (уменьшать) числа в 10,100,1000 раз. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. |
20 |
|
| Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | Урок развития умений и навыков | Определять последовательность чисел в пределах 100 000. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000. Находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе. | Выделять в числе общее количество единиц любого разряда. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Установление причинно-следственных связей. |
21 |
|
| Класс миллионов и класс миллиардов. Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация» | Урок изучения нового материала | Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 ООО ООО ООО. | Называть класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах 1 ООО ООО ООО . Пользоваться вычислительными навы- ками, решать составные задачи. | Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
22 |
|
| Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» . | Комбинирован- ный урок | Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. | Определять цель проекта, работать с известной ин- формацией, собирать до- полнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и Результатов деятельности.
|
23 |
|
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 1 | Контроль знаний, умений и навыков | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
24 |
|
| Контрольная работа №1 по теме «Нумерация». | Контроль знаний, умений и навыков | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. | Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
Величины (12 часов)
| |||||||
25 |
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Единица длины - километр. Таблица единиц длины. | Урок изучения нового материала | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математи- ческих доказательств. |
26 |
|
| Соотношение между единицами длины. | Урок развития умений и навыков | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. | Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
27 |
|
| Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. | Урок изучения нового материала | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | Называть единицы площа- ди. Использовать приобре- тенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади. | Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
28 |
|
| Таблица единиц Площади. | Урок развития умений и навыков | Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними. | Называть результат при переводе одних единиц массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математи- ческих доказательств. |
29 |
|
| Определение площади с помощью палетки. | Урок изучения нового материала | Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Использовать приём изме- рения площади фигуры с помощью палетки. Срав- нивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
30 |
|
| Масса. Единицы массы: центнер, тонна. | Урок изучения нового материала | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким). | Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям. | Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с Выделением существенных и несущественных признаков. |
31 |
|
| Таблица единиц Массы. | Урок развития умений и навыков | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. | Использовать таблицу единиц массы. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Решать задачи арифметическим способом. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математи- ческих доказательств. |
32 |
|
| Контрольная работа № 2 за 1 четверть | Контроль знаний, умений и навыков | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
| Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
33 |
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Математический диктант № 2. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | Комбинирован- ный урок | Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними. | Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
34 |
|
| Время. Единицы времени: год, месяц, неделя. | Урок повторения и обобщения | Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. | Называть единицы време- ни: год, месяц, неделя.
| Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
35 |
|
| Единица времени - сутки. | Урок развития умений и навыков | Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | Называть единицы време- ни: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям. | Выделение существенной информации. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
36 |
|
| Решение задач на определение начала, продолжи- тельности и конца события. | Урок развития умений и навыков | Совершенствовать устные и Письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Решать задачи на опреде- ление начала, продолжи- тельности и конца события.
| Установка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) (4 часа)
| |||||||
37 |
|
| Единица времени - секунда. | Урок формирования умений и навыков | Рассматривать единицу времени - секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | Называть новую единицу измерения времени - секунду. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
38 |
|
| Единица времени - Век. | Урок формирования умений и навыков | Рассматривать единицу времени - век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | Называть новую единицу измерения времени – век. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
39 |
|
| Таблица единиц времени. Проверочная работа №3 по теме «Величины». | Комбинирован- ный урок | Переводить одни единицы времени в другие, используя соотношения между ними. | Использовать таблицу единиц времени. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
40 |
|
| Тест № 1 «Проверим себя и Оценим свои достижения». Повторение прой- денного. «Что узнали. Чему научились». | Комбинирован- ный урок | Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
Сложение и вычитание (14 часов)
| |||||||
41 |
|
| Устные и письменные приёмы вычислений. | Урок повторения и обобщения | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). | Объяснять приёмы пись- менного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные опреде- ления, законы арифметических действий). |
42 |
|
| Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 - 456, 57001 -18032. | Комбинирован- ный урок | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). | Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
43 |
|
| Нахождение неизвестного слагаемого. | Урок формирования умений и навыков. | Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку. | Использовать правило на- хождения неизвестного слагаемого. Пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.
|
44 |
|
| Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | Урок формирования умений и навыков | Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Использовать правило на- хождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового вы- ражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них). | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
45 |
|
| Нахождение нескольких долей целого .
| Комбинирован- ный урок | Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и Письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них). | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
46 |
|
| Нахождение нескольких долей целого . | Урок формирования умений и навыков. | Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять, правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин. | Находить несколько долей целого. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
47 |
|
| Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий. | Комбинирован- ный урок | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению. | Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур. | Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. |
48 |
|
| Сложение и вычитание значений величин. | Урок формирования умений и навыков | Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком. | Выполнять сложение и вычитание величин | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
49 |
|
| Решение задач на увеличение (умень- шение) числа на несколько единиц, выраженных в кос- венной форме. Проверочная Работа № 4 по теме «Сложение и вычитание». | Комбинирован- ный урок | Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин. | Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией. | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. |
50 |
|
| Решение задач на увеличение (умень- шение) числа на несколько единиц, выраженных в кос- венной форме. | Комбинирован- ный урок | Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин. | Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией.
| Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. |
51 |
|
| Решение задач на увеличение (умень- шение) числа на несколько единиц, выраженных в кос- венной форме. | Комбинирован- ный урок | Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин. | Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией.
| Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. |
52 |
|
| Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание».
| Контроль знаний, умений и навыков | Выполнять задания творческого итпоискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотноситьтрезультат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Использовать прием сложения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. |
53 |
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками. «Странички для любознательных» задания творческого и поискового харак- тера. | Урок обобщения и систематизации | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы. | Развитие навыков формулировки личной оценки, аргументирования своего мнения. |
54 |
|
| Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи- лись». | Контроль знаний, умений и навыков | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | Использовать приёмы сло- жения и вычитания многозначных чисел. Решать задачи арифметическим способом. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. |
Умножение и деление (10 часов)
| |||||||
55 |
|
| Умножение и его свойства. Умножение на О и 1 | Урок- исследование
| Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений. | Использовать свойства умножения на 0 и на 1 при выполнении вычислений. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
56 |
|
| Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | Урок развития умений и навыков. | Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные. | Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
57 |
|
| Умножение на 0 и 1 | Урок развития умений и навыков | Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Записывать выражения и вычислять их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Называть результат умно- жения любого числа на 0, на 1. Применять полученные знания для решения задач. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. |
58 |
|
| Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант №3 | Урок формирования умений навыков
| Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления. | Объяснять приёмы умно- жения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) |
59 |
|
| Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | Урок формирования умений навыков
| Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. | Использовать правило на- хождения неизвестного множителя, неизвестного делимого и неизвестного делителя. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них). | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифме- тических действий). |
60 |
|
| Деление многозначного числа на однозначное. Промежуточная диагностика. | Комбинирован- ный урок
| Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | Применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для Решения задач. Кон- тролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
61 |
|
| Письменное деление многозначного числа на однозначное. | Урок развития умений и навыков | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное | Выполнять деление много- значного числа на одно- значное с объяснением. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
62 |
|
| Контрольная работа № 4 за 2 четверть | Контроль знаний, умений и навыков | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
63 |
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное. | Комбинирован- ный урок | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное. | Выполнять деление много- значного числа на одно- значное с объяснением. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. |
64 |
|
| Решение задач на Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | Урок формирования умений и навыков
| Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | Применять полученные знания для решения задач. | Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов)
| |||||||
65 |
|
| Письменное деление многозначного числа на однозначное. | Урок формирования умений и навыков | Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию |
66 |
|
| Решение задач на пропорциональное деление. | Урок формирования умений и навыков | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | Применять полученные знания для решения задач.
| Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие. |
67 |
|
| Письменное деление многозначного числа на однозначное.
| Урок формирования умений и навыков | Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. | Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.
|
68 |
|
| Решение задач на пропорциональное деление. | Урок развития умений и навыков | Сравнивать решения задач. Определять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление. | Применять полученные знания для решения задач. | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность. |
69 |
|
| Деление многозначного числа на однозначное. | Комбинирован- ный урок | Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку. Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения уравнений и решать текстовые задачи арифметическим способом. | Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию. |
70 |
|
| Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа №5 по теме «Умножение и Деление на однозначное число» | Комбинирован- ный урок | Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку. Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных выражений, решать текстовые задачи арифметическим способом.
| Делить многозначное число на однозначное, делать проверку. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
71 |
|
| Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи- лись».
| Комбинирован- ный урок | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | Использовать приёмы деления многозначного числа на однозначное. Решать задачи арифметическим способом. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. |
72 |
|
| Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | Контроль знаний, умений и навыков | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
73 |
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач. | Урок изучения нового материала | Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения. Совершенствовать вычислительные навыки. | Применять полученные знания для решения задач. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
74 |
|
| Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. | Урок формирования умений и навыков | Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений. | Составлять план действий и определять наиболее эф- фективные способы решения задачи. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. |
75 |
|
| Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | Урок развития умений и навыков | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений. | Решать задачи с величи- нами: скорость, время, рас- стояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. |
76 |
|
| Решение задач с величинами: скорость, время, Расстояние. | Урок развития умений и навыков | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие. | Решать задачи с величи- нами: скорость, время, рас- стояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием . | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. |
77 |
|
| Решение задач на движение. Проверочная работа № 6 по теме «Скорость. Время. Расстояние».
| Комбинирован- ный урок | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе. | Решать задачи с величи- нами: скорость, время, рас- стояние. Понимать взаимо- связь между скоростью, временем и расстоянием.
| Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки. |
78 |
|
| Умножение числа на произведение. | Урок формирования умений и навыков | Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений. | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
79 |
|
| Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Урок формирования умений и навыков | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
80 |
|
| Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Урок развития умений и навыков
| Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Сравнивать именованные числа. Решать задачи на одновременное встречное движение. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
81 |
|
| Письменное умножение двух чисел, оканчиваю- щихся нулями. | Урок развития умений и навыков | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
82 |
|
| Решение задач на одновременное встречное движение. | Урок развития умений и навыков | Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения. | Решать задачи на одновре- менное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
83 |
|
| Перестановка и группировка множителей. | Урок развития умений и навыков | Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение. | Применять свойства умно- жения при решении число- вых выражений.
| Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
84 |
|
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи- лись». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». | Контроль знаний, умений и навыков | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | Решать задачи на одно- временное встречное дви- жение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.
|
85 |
|
| Деление числа на произведение. | Урок формирования умений и навыков | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом.
| Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
86 |
|
| Деление числа на Произведение. | Урок развития умений и навыков | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом. | Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
87 |
|
| Деление с остатком на 10, 100, 1ООО. | Урок формирования умений и навыков | Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений. | Применять приём письменного деления многозначного числа на 10, 100,1 000 с остатком. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
88 |
|
| Составление и решение задач, обратных данной. | Урок формирования умений и навыков | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение. | Применять полученные знания для решения задач. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
89 |
|
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | Урок формирования умений и навыков | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями.
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
90 |
|
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
| Урок развития умений и навыков | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
91 |
|
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
| Урок развития умений и навыков | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
92 |
|
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
| Урок развития умений и навыков | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
93 |
|
| Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. | Урок формирования умений и навыков | Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. | Применять полученные знания для решения задач. Решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
94 |
|
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Проверочная работа № 7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». | Комбинирован- ный урок | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Находить ошибки в вычис- лениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. |
95 |
|
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научи- лись». Математический диктант №4 | Комбинирован- ный урок | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновремен- ное движение в противоположных направлениях. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
96 |
|
| Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. | Контроль знаний, умений и навыков | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями. Решать задачи на одновременное встречное движение, на одновремен- ное движение в противоположных направлениях. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. |
97 |
|
| Проект: «Математика вокруг нас». | Урок-проект | Собирать и систематизировать ин- формацию по разделам, отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий. Анализировать и оценивать результаты работы. | Определять цель проекта, работать с известной ин- формацией, собирать до- полнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
98 |
|
| Контрольная работа № 6 за 3 четверть | Контроль знаний, умений и навыков | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
99 |
|
| Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение числа на сумму.
| Урок формирования умений и навыков
| Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выражения двумя способами, удобным способом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению.
| Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи. Моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие.
|
100 |
|
| Умножение числа на сумму. | Урок развития умений и навыков | Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять, как выполнено умножение числа на сумму. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
101 |
|
| Письменное умножение многозначного числа на двузначное.
| Урок изучения нового материала | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. | Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). |
102 |
|
| Письменное умножение многозначного числа на двузначное.
| Урок изучения нового материала | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение | Использовать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
103 |
|
| Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | Урок формирования умений и навыков | Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки. | Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи.
|
104 |
|
| Решение текстовых задач. | Урок развития умений и навыков | Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Выполнять вычитание именованных величин. Находить ошибки в примерах на деление, делать проверку. | Применять полученные знания для решения задач. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (24 часа)
| |||||||
105 |
|
| Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | Урок изучения нового материала | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. | Объяснять, как получают каждое неполное произве- дение при умножении на трёхзначное число. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
106 |
|
| Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | Урок формирования умений и навыков | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. | Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
107 |
|
| Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | Урок развития умений и навыков | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. | Объяснять приёмы умно- жения многозначного числа на трёхзначное, когда в записи обоих множителей встречаются нули. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. |
108 |
|
| Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | Урок повторения и закрепления | Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
109 |
|
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 5 .
| Комбинирован- ный урок | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.
|
110 |
|
| Письменное деление многозначного числа на двузначное. | Урок изучения нового материала | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда цифра в частном находится методом подбора. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
111 |
|
| Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком. | Урок развития умений и навыков | Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное с остатком. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
112 |
|
| Письменное деление многозначного числа на двузначное. | Урок изучения нового материала | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на дву- значное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
|
113 |
|
| Деление многозначного числа на двузначное по плану. | Урок развития умений и навыков | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на дву- значное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное по плану.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
114 |
|
| Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры. | Урок развития умений и навыков | Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбо- ра, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное методом подбора (изменяя пробную цифру). | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
115 |
|
| Деление многозначного числа на двузначное. | Урок развития умений и навыков | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на дву- значное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. | Выполнять деление с объ- яснением. Переводить одни единицы площади в другие. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
116 |
|
| Решение задач. | Урок развития умений и навыков | Решать задачи арифметическими способами. Выполнять вычитание и сложение именованных величин. Выполнять деление с остатком и делать проверку. | Применять полученные знания для решения задач. Объяснять выбор действия для решения. | Прогнозировать результаты вычислений; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
117 |
|
| Письменное на деление двузначное число (закрепление). | Урок обобщения и закрепления | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на дву- значное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами и сравнивать их решения. Объяснять выбор действия для решения. Умножать на именованные числа, решать уравнения. | Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера. |
118 |
|
| Деление на двузначное число, когда в частном есть нули. | Урок развития умений и навыков | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на дву- значное, когда в частном есть нули, объяснять каждый шаг, сравнивать решения. Рассматривать более короткую запись. | Выполнять письменное де- ление многозначного числа на однозначное, когда в частном есть нули. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
119 |
|
| Письменное деление на двузначное число (закрепление). Проверочная работа №8 по теме «Деление на двузначное число». | Урок обобщения и систематизации | Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычисли- тельные навыки, умение решать задачи. | Пользоваться вычисли- тельными навыками, решать составные задачи. | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера.
|
120 |
|
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант N6
| Комбинирован- ный урок | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на дву- значное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическим способом. Выполнять вычитание и сложение именованных величин, решать уравнения.
| Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.
|
121 |
|
| Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление».
| Контроль знаний, умений и навыков
| Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
122 |
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. | Урок изучения нового материала | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление много- значных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное.
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
123 |
|
| Письменное деление многозначного числа на трёхзначное.
| Урок формирования умений и навыков. | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находи- ли цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное.
| Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
124 |
|
| Деление на трёхзначное число.
| Урок развития умений и навыков | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять задачу по выражению. Сравнивать выражения. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
125 |
|
| Проверка умножения делением и деления умножением.
| Урок развития умений и навыков | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку.
| Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами.
|
126 |
|
| Проверка деления с остатком | Урок формирования умений и навыков | Проверять, правильно ли выполнено деление с остатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление. | Объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
127 |
|
| Проверка деления | Комбинирован- ный урок | Находить ошибки и записывать правильное решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. | Находить ошибки при делении, исправлять их. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). |
128 |
|
| Контрольная работа № 8 за год | Контроль знаний, умений и навыков | Оценить результаты освоения тем за 4 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее.
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
Итоговое повторение (8 часов)
| |||||||
129 |
|
| Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 7 | Комбинирован- ный урок | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
130 |
|
| Итоговая диагностическая работа | Контроль знаний, умений и навыков | Применять свои знания для выполнения итоговой работы. | Контролировать и оцени- вать свою работу, её ре- зультат, делать выводы на будущее. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
131 |
|
| Нумерация. Выражения, Уравнения. | Урок обобщения и систематизации | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Называть числа натурального ряда, которые больше 1 ООО. Читать и записывать числа, которые больше 1ООО, используя правило, по которому составлена числовая последователь- ность. Решать числовые выражения и уравнения. | Актуализировать свои знания для проведения простейших математи- ческих доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий). |
132 |
|
| Арифметические Действия. | Урок обобщения и систематизации | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. | Использовать приёмы сло- жения и вычитания, умножения и деления чисел, которые больше 1ООО. | Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами. |
133 |
|
| Порядок выполнения действий. | Урок обобщения и систематизации | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Применять правила о поядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений чи- словых выражений. | Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами. |
134 |
|
| Величины | Урок обобщения и систематизации | Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин. | Применять знания о вели- чинах в ходе решения задач и выражений.
| Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств. |
135 |
|
| Геометрические фигуры. | Урок обобщения и систематизации | Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. | Называть виды геометри- ческих фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. |
136 |
|
| Решение задач
| Урок обобщения и систематизации | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
| Применять полученные знания для решения задач. Записывать и решать за- дачи изученных видов. | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения Задачи. |