Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ СОШ № 11
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и
интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе
является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и
умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет
стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему
средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами
помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира,
сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных
жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким
образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.
На музыкальных занятиях развивается способность не только эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу,
ритмике.
Общая характеристика курса
Цель обучения - развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости
на музыку.
Задачи:
организация музыкально-речевой среды;
пробуждение речевой активности обучающейся;
пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
формирование музыкально-ритмических движений;
развитие музыкального вкуса.
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающейся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков и т.д.).
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Уроки строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов игровой деятельности), системности и преемственности.
На уроках разработано последовательное использование следующих упражнений:
В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от обучающейся соблюдения четких правил.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел) программы | Количество часов |
1. | Слушание музыки | 10 |
2. | Пение | 22 |
3. | Движение под музыку | 20 |
4. | Игра на музыкальных инструментах | 14 |
| Итого | 66 |
Содержание программы
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
«Слушание музыки»
Различение тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки. Узнавание знакомой песни. Узнавание (различение) колыбельной песни (марша). Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки.
«Пение»
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов). Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни: отдельных фраз, всей песни.
«Движение под музыку»
Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.). Начало (окончание) движения под музыку. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, покачивание с ноги на ногу; движение в хороводе; ритмичная ходьба под маршевую музыку. Выполнение под музыку действий с предметами (кукла, обруч, флажок, мяч): наклоны предмета в разные стороны, опускание (поднимание) предмета, подбрасывание (ловля) предмета, махание предметом и т.п. Движение под музыку в медленном (умеренном, быстром) темпе.
«Игра на музыкальных инструментах»
Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд (погремушки, колокольчики, бубенцы); тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
умение узнавать знакомые песни и подпевать их;
иметь представление о играх импровизациях, участвовать в них;
иметь представление о музыкальных игрушках, различать их по звучанию;
создавать с помощью учителя ритмический рисунок;
иметь представление о музыкально-ритмических движениях, упражнениях на общую моторику.
Метапредметные результаты:
умение выполнять задание в течение определённого времени;
умение выполнять инструкции учителя;
проявлять интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку);
стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, в жизни.
Личностные результаты:
проявлять интерес к слушанию звучания музыкальных инструментов;
персональная идентичность в осознании себя как "Я";
умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости;
проявление положительных качеств личности;
получение положительных эмоций от взаимодействия в процессе деятельности;
проявление эмоционально положительного отношения к результатам своего труда.
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Проявление интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Владение элементарными певческими умениями и навыками. Умение откликаться на музыку с помощью простейших движений. Умение определять звучание погремушек, колокольчиков, бубенцов. | Овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Владение навыками выражения своего отношения к музыке в жесте, мимике. Владение певческими умениями и навыками. Наличие навыков музицирования на некоторых инструментах (погремушки, колокольчики, бубенцы). |
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) | |
Активное участие- действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с |
Сформированность представлений |
Представление отсутствует | - |
Не выявить наличие представлений | ? |
Представление на уровне: Использования по прямой подсказке Использования с косвенной подсказкой (изображение) Самостоятельного использования | пп п + |
Материально-техническое обеспечение
- дидактический материал: изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов; флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.; музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы;
- технические средства: ноутбук, колонка, проектор;
- аудио и видеоматериалы, презентации, тексты песен.
Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
2. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр / Пер. с англ. О.Ю.Поповой. - М.: Тервинф, 2002. -112 с. - (Особый ребенок)
3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры - забавы по развитию мелкой I
моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. /
Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников)
4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л.Сергеева; Под ред. Е.А.Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Слушание музыки (4ч) |
1 | Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильева-Буглая, сл.А. Плещеева | 1 | | |
2 | Слушание «Дождик», муз. Г. Лобачева - русская народная песня | 1 | | |
3,4 | Голоса предметов (узнавание звуков различных предметов) | 2 | | |
Пение (6ч) |
5,6 | Песня «Осень», муз. Тиличеевой, сл. Лешкевич | 2 | | |
7,8 | Песня «Солнышко» - муз. М. Рухвергера, сл. А. Барто | 2 | | |
9,10 | Мелодии осени. Песни об осени | 2 | | |
Движение под музыку (4ч) |
11,12 | Танцевать под музыку: "Звонкий колокольчик" - поворачиваться в стороны | 2 | | |
13,14 | Музыкально-ритмические игры на подражание движениям животных: ходить как медведь, прыгать как заяц, топать как слон, бегать как лошадка и др. | 2 | | |
Игра на музыкальных инструментах(4ч) |
15,16 | «Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной (игра с колокольчиком) | 2 | | |
17,18 | «Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова (игра с бубенцами) | 2 | | |
Слушаниемузыки (2ч) |
19 | Слушание «Спят усталые игрушки», муз. А. Островского, сл. З. Петровой | 1 | | |
20 | Слушание «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» | 1 | | |
Пение (2ч) |
21 | Песня «Что нам осень принесет?», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасова | 1 | | |
22 | Песня «Чему учат в школе», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского | 1 | | |
Движение под музыку (4ч) |
23 | «Зайки серые сидят», сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского (подражание движениям зайца) | 1 | | |
24 | «Медвежата», сл. Н. Френкеля, муз. М. Красева (подражание движениям медвежонка) | 1 | | |
25 | «Комическая пляска» (отрывок), муз. М. Раухвергера (заяц) | 1 | | |
26 | «Паровоз», муз. З. Компанейца(подражание звукам с движениями) | 1 | | |
Игра на музыкальных инструментах(2ч) |
27 | Музыкальный инструмент погремушка, ознакомление, элементы игры | 1 | | |
28 | «Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова (громкое и тихое звучание колокольчиком) | 1 | | |
Пение (2ч) |
29 | Песня «Елочка», муз. М. Красева, сл. З. Александровой | 1 | | |
30 | Песня «Елочка, елка - лесной аромат», муз. О. Фельцмана, сл. И. Шаферана | 1 | | |
Движение под музыку (4ч) |
31 | Движения под музыку «Игра с куклой», муз. В. Карасевой | 1 | | |
32 | Движения под музыку «Пальчики и ручки» - русская народная мелодия | 1 | | |
33 | Движения по музыку «Ловкие ручки», муз. Е. Тиличеевой | 1 | | |
34 | Движения под музыку «Ходим – бегаем», муз. Е. Тиличеевой | 1 | | |
Игра на музыкальных инструментах(2ч) |
35 | «Погремушки» (украинская народная мелодия), обр. М. Раухвергера (игра на погремушках) | 1 | | |
36 | «Новогодняя песенка», муз. Г. Гладкова (игра с бубенцами) | 1 | | |
Слушаниемузыки (2ч) |
37 | Слушание «Дед мороз», муз. М. Красева | 1 | | |
38 | Слушание «Полька» из «Детского альбома» П.И. Чайковского | 1 | | |
Пение (4ч) |
39,40 | «Снежок», муз. М. Иорданского, сл. И. Блюмендельд и Т. Сикорской | 2 | | |
41,42 | «Зимняя пляска» - муз. М, Старокадамского, сл. О. Высоцкой | 2 | | |
Движение под музыку (4ч) |
43 | Движения под музыку «Мишка ходит в гости», муз. М. Раухвергера | 1 | | |
44 | Движения под музыку «Гуляем и пляшем», муз. М. Раухвергера | 1 | | |
45 | Движения под музыку «Мы флажки свои поднимем», муз. Вилькорейской | 1 | | |
46 | Движения под музыку «Пружинка» - русская народная мелодия | 1 | | |
Игра на музыкальных инструментах(4ч) |
47,48 | Музыкально-дидактическая игра:“Определи по ритму” | 2 | | |
49,50 | Музыкально-дидактическая игра: “Угадай, на чём играю?" | 2 | | |
Слушаниемузыки (2ч) |
51 | «Баю – баю», муз. М. Красева | 1 | | |
52 | «Как у наших у ворот» - русская народная мелодия | 1 | | |
Пение (5ч) |
53,54 | «Мама в день 8 марта» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ивенсен | 2 | | |
55,56 | «Флажок» - муз. М. Красева, сл. Н. Френкель | 2 | | |
57 | Музыка в природе: песня комара, пчелы, жука | 1 | | |
Движение под музыку (4ч) |
58 | Движения под музыку «Где же наши ручки», муз. Т. Ломовой, сл. И. Плакиды | 1 | | |
59 | Танцевать под музыку: "Кораблик на волнах"- раскачиваться | 1 | | |
60 | Танцевать под музыку: "Звонкий колокольчик" - поворачиваться в стороны | 1 | | |
61 | «Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной, перевод Н.Найденовой | 1 | | |
Игра на музыкальных инструментах(2ч) |
62,63 | «Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского-Корсакова (игра с бубенцами, колокольчиками) | 2 | | |
Пение (3ч) |
64,65 | «Веселые гуси» - украинская народная песня | 2 | | |
66 | Исполнение выученных песен | 1 | | |