№ п/п | Дата | Количество часов | Тема | Планируемые предметные результаты. | Контроль за усвоением программы | Оборудование |
Раздел I. Живой организм: строение и изучение (8 часов) |
1 | | 1 | Введение. Что такое живой организм. | Ученик научится называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; определять основные методы биологических исследований, соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами; называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; объяснять роль естествоиспытателей и их открытий в биологии; применять полученные знания в практической работе. Ученик получит возможность объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, определять основные методы биологических исследований; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | Текущий контроль | Коллекции минералов |
2 | | 1 | Наука о живой природе. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | Текущий контроль | Гербарии; муляжи грибов; влажные препараты. |
3 | | 1 | Методы изучения природы. Лабораторная работа № 2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | Текущий контроль | Карточки с тестами; рисунки с изображением методов изучения природы |
4 | | 1 | Увеличительные приборы. Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов». | Текущий контроль | Лупа; микроскоп; готовые микропрепараты; таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», портреты ученых. |
5 | | 1 | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 «Определение состава семян. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» | Текущий контроль | Интернет доступ к сайту «Федеративный центр информационных образовательных ресурсов» (ФЦИОР); http://fcior.edu.ru |
6 | | 1 | Вещества и явления в окружающем мире. | Текущий контроль | Презентация учителя; два тела, изготовленные из разных материалов; полиэтиленовые пакеты разных видов, форм. |
7 | | 1 | Великие естествоиспытатели. | Текущий контроль | Портреты ученых. |
8 | | 1 | Контроль по разделу «Живой организм». | Тематический контроль (стандартизированная работа (тестирование) | Тесты; задания для каждого учащегося. |
Раздел II. Многообразие живых организмов (13 часов) |
9 | | 1 | Работа над ошибками в контроле по разделу «Живой организм». Коррекция знаний, умений и навыков. Как развивалась жизнь на Земле. | Ученик научится выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы; этапы формирования жизни на Земле; гипотезы возникновения Земли; называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; характеризовать существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к мхам и папоротникам; устанавливать черты сходства и различия представителей мхов и папоротников; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль мхов и папоротников в природе и жизни человека; различать существенные признаки строения и жизнедеятельности голосеменных; основные признаки представителей голосеменных, значение голосеменных растений в природе и жизни человека; определять принадлежность биологических объектов к покрытосеменным; устанавливать черты сходства и различия у представителей покрытосеменных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей покрытосеменных растений в природе и жизни человека; различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; определять принадлежность биологических объектов к простейшим; устанавливать черты сходства и различия у представителей простейших; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки простейших животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей простейших в природе и жизни человека; проводить простейшую классификацию беспозвоночных; определять принадлежность биологических объектов к типу беспозвоночные; устанавливать черты сходства и различия у представителей беспозвоночных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей беспозвоночных в природе и жизни человека; проводить простейшую классификацию позвоночных по отдельным классам; устанавливать черты сходства и различия у представителей позвоночных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека; различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль бактерий в природе и жизни человека, применять полученные знания в самостоятельной работе. Ученик получит возможность проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; определять принадлежность биологических объектов к водорослям; устанавливать черты сходства и различия у представителей водорослей; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам. | Текущий контроль | Коллекции ископаемых останков; отпечатки и окаменелости вымерших растений и животных. |
10 | | 1 | Разнообразие живых организмов. Бактерии. | Текущий контроль | Комнатные растения; микроскоп; гербарные экземпляры; влажные препараты. |
11 | | 1 | Грибы. | Текущий контроль | Муляжи грибов; видеофрагмент «Строение шляпочных грибов»; ресурсы ФЦИОР; |
12 | | 1 | Растения. Водоросли. | Текущий контроль | Презентация учителя; маршрутные листы для работы в группе; гербарии основных групп водорослей |
13 | | 1 | Мхи. Папоротники. | Текущий контроль | Гербарии мхов, живой сфагнум; видеофрагмент «Древние вымершие папоротники», гербарий. |
14 | | 1 | Голосеменные растения. | Текущий контроль | Гербарии голосеменных; презентация учителя. |
15 | | 1 | Покрытосеменные (цветковые) растения. | Текущий контроль | Презентация учителя; цветущие комнатные растения; гербарии покрытосеменных. |
16 | | 1 | Значение растений в природе и жизни человека. | Текущий контроль | Гербарии водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных; книги о растениях, энциклопедии. |
17 | | 1 | Животные. Простейшие. | Текущий контроль | Презентация учителя. |
18 | | 1 | Беспозвоночные. | Текущий контроль | Презентация учителя; коллекции беспозвоночных. |
19 | | 1 | Позвоночные. | Текущий контроль | Презентация учителя; чучела, влажные препараты позвоночных. |
20 | | 1 | Значение животных в природе и жизни человека. | Текущий контроль | Презентация учителя; чучела, влажные препараты позвоночных, микропрепараты; книги о животных, энциклопедии. |
21 | | 1 | Контроль по разделу «Многообразие живых организмов». | Тематический контроль (стандартизированная работа (тестирование) | Тесты; задания для каждого учащегося. |
Раздел III. Среда обитания живых организмов (6 часов) |
22 | | 1 | Работа над ошибками в контроле по разделу «Многообразие живых организмов». Коррекция знаний, умений и навыков. Три среды обитания живых организмов. | Ученик научится называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах; находить материки и природные зоны на карте; различать на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в её толще и живущих на дне; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами; применять полученные знания в самостоятельной работе. Ученик получит возможность сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; общее представление о растительном и животном мире каждого материка, природных зонах планеты и их основных природных особенностях; о растительном и животном мире каждой природной зоны; роли Мирового океана в формировании климата на планете. | Текущий контроль | Презентация учителя; рисунки животных; карточки с текстами и программированным заданием для каждого учащегося. |
23 | | 1 | Жизнь на разных материках. | Текущий контроль | Презентация учителя; чучела; физическая карта полушарий; гербарные экземпляры растений; медиа проектор. |
24 | | 1 | Природные зоны Земли. | Текущий контроль | Презентация учителя; чучела; физическая карта полушарий; гербарные экземпляры растений; медиа проектор. |
25 | | 1 | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа № 5 «Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации» | Текущий контроль | Гербарные экземпляры водорослей; коллекции и влажные препараты с морскими организмами. |
26 | | 1 | Практическая работа № 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» Практическая работа № 2 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | Текущий контроль | Таблицы; презентация учителя. |
27 | | 1 | Контроль по разделу «Среда обитания живых организмов». | Тематический контроль (стандартизированная работа (тестирование) | Тесты; задания для каждого учащегося. |
Раздел IV. Человек на Земле (4 часов) |
28 | | 1 | Работа над ошибками в контроле по разделу «Среда обитания живых организмов». Коррекция знаний, умений и навыков. Как человек появился на Земле. | Ученик научится классифицировать экологические факторы; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и отучать от вредных привычек своих товарищей; применять полученные знания в практической работе. Ученик получит возможность иметь представление об основных этапах антропогенеза, иметь представления о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития; в понимании значимости каждого абиотического фактора для живых организмов; овладеть правилами поведения в опасных ситуациях природного происхождения. | Текущий контроль | Модели (слепки) голов предков человека; презентация учителя. |
29 | | 1 | Как человек изменил Землю. Лабораторная работа № 6 «Измерение своего роста и массы тела» | Текущий контроль | Презентация учителя; физическая карта полушарий. |
30 | | 1 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | Текущий контроль | |
31 | | 1 | Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа № 7 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | Текущий контроль | Презентация учителя; компьютеры. |
Повторение изученного в 5 классе (3 часа) |
32 | | 1 | Повторение изученного в 5 классе. | Ученик научится применять полученные знания в повседневной жизни. | Текущий контроль | |
33 | | 1 | Итоговый контроль по материалу, изученному в 5 классе (тестирование) | Итоговый контроль (стандартизированная работа (тестирование)) | Тесты; задания для каждого учащегося. |
34 | | 1 | Работа над ошибками в итоговом контроле по материалу, изученному в 5 классе. Коррекция знаний, умений и навыков. | Текущий контроль | |