СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по биологии 5 класс Пасечник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование по биологии для 5 класса. Пасечник. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«КТП по биологии 5 класс Пасечник»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

(МБОУ СОШ № 6)



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ СОШ № 6

_____________ И.Л.Баранова

____ августа 2019 г

_____________ И.Л.Баранова

____ января 2020 г

ПРОВЕРЕНО

Руководитель МО

_____________ Е.Ю.Антонова

____ августа 2018 г

_____________ Е.Ю.Антонова

____ декабря 2018 г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 6

_____________ Е.Г. Трофименко

____ августа 2018 г




Календарно-тематическое планирование

на 2019-2020 учебный год


Предмет: биология

Класс: 5

Учитель: Антонова Е.Ю.







г. Радужный - 2019

Пояснительная записка

Пояснительная записка


Календарно – тематическое планирование (КТП) разработано в соответствии с рабочей программой по биологи. Распределение часов по темам полностью соответствует рабочей программе школы. Резервные часы планируется использовать на обобщение или повторение сложных тем в конце периода изучения предмета.


Учебно – тематический план

Перечень разделов, тем и последовательность их изучения


Количество часов

Количество

Практических /лабораторных работ

Предполагаемые сроки прохождения

1

Введение

6

1

1н09-3н09

2

Глава 1. Клеточное строение организмов

6

4

4н10-1н12

3

Глава 2. Царство Бактерии

3

-

2н12-4н12

4

Глава 3. Царство Грибы

5

2

5н12-1н02

5

Глава 4. Царство Растения

12

4

2н02-2н05

6

Резерв

2


3н05-4н05


Итого

34

11






Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Содержание учебного

материала

Виды

деятельности

Планируемые результаты

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

план.

факт.

Тема 1. Введение (6ч)

Биология — наука о жи­вой природе

Биология как наука. Значение биологии


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями; индиви­дуальная работа с текстом параграфа по предложенному алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой

Научиться давать определе­ния понятий биология, био­сфера, экология; выделять биологические науки и на­зывать объекты и процессы, изучением которых они за­нимаются; характеризовать биосферу как живую обо­лочку планеты; показывать границы биосферы и объ­яснять причины обитания живых организмов только в этих пределах; объяснять значение биологии для раз­вития различных отраслей народного хозяйства; при­водить доказательства необ­ходимости биологических знаний для сохранения природы

Познавательные: работать с пе­чатным текстом, схемами и ил­люстрациями, выделять главное; давать определения понятий. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве про­деланной работы. Коммуникативные: слушать учи­теля и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли со­гласно задачам коммуникации

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; понимания значимости биологии для развития различных отраслей на­родного хозяйства и со­хранения природы

03.09


Методы ис­следования в биологии. Пр.р.№1

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Практиче­ская работа №1«Проведение фенологиче­ских наблю­дений за из­менениями, происходящи­ми в жизни растений осенью»

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями. Разви­тие у учащихся навыков исследо­вательской деятельности: выполнение заданий учителя с опо­рой на теоретический материал при консультативной помощи учителя

Научиться демонстрировать знание методов научного исследования, применяе­мых в биологии; различать наблюдение, измерение, эксперимент и приводить примеры использования этих методов; называть приборы биологической лаборатории и объяснять их назначение; формулировать правила техники безопас­ности в кабинете биологии; проводить фенологические наблюдения

Познавательные: работать с раз­личными источниками инфор­мации; осуществлять элементар­ные научные исследования. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необ­ходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы. Коммуникативные: воспри­нимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; понимания необходи­мости использования научных методов при проведении исследо­ваний; представления о возможности прове­дения самостоятель­ного научного иссле­дования при условии соблюдения определен­ных правил

10.09


Разнообразие живой при­роды. Цар­ства живых организмов. Отличитель­ные призна­ки живого

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схе­мами и иллюстрациями. работа в парах или группах по составлению цепей питания с использованием готового образца


Научиться давать опре­деления понятий раздра­жимость, рост, развитие; называть царства живой природы и характеризовать признаки представителей каждого царства; выделять отличительные признаки живых организмов и ха­рактеризовать их; объяс­нять значение процесса размножения в природе; составлять элементарные пищевые цепи

Познавательные: работать с раз­личными источниками инфор­мации и преобразовывать ее из одной формы в другую; давать определения понятий; Регулятивные: организовывать выполнение заданий; пред­ставлять результаты работы; Коммуникативные: работать в составе творческих групп; эффективно взаимодействовать со сверстникам

Формирование позна­вательного интереса к изучению биоло­гии; представления о многообразии живых организмов планеты и понимания необхо­димости их класси­фикации для удобства изучения; понимания единства живого на ос­нове знаний об общих признаках живых орга­низмов

17.09


Среды обита­ния организ­мов

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схе­мами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков структурирования и систематизации содержания параграфа, заполнять сравнительные таблицы

Научиться называть среды обитания живых организ­мов и давать их характе­ристику; различать на ри­сунках, в таблицах и среди натуральных объектов оби­тателей различных сред; сравнивать особенности строения организмов, обитающих в различных средах; объяснять причи­ны появления приспособ­лений для жизни в той или иной среде обитания

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; составлять план параграфа.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, не­обходимые для ее достижения; Коммуникативные: строить ре­чевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; осознания соответствия особенностей строения и жизнедеятельности организмов условиям среды, в которой они обитают; эстетического восприятия объектов природы

24.09


Экологиче­ские факторы и их влияние на живые ор­ганизмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний : изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями. Разви­тие у учащихся умений подбирать материал по заданной теме, отде­лять главное от второстепенного

Научиться давать опреде­ление понятия экологиче­ские факторы; различать экологические факторы; характеризовать влияние экологических факторов на живые организмы; приводить доказательства взаимосвязи и взаимоза­висимости компонентов природы; приводить при­меры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу

Познавательные: работать с раз­личными источниками инфор­мации; осуществлять подбор материала по заданной теме; Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществ­лять ее выполнение; представ­лять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; понимания зависимо­сти живых организмов от действия различ­ных экологических факторов; осознания взаимосвязи и взаи­мозависимости всех компонентов природы, важности охраны при­роды и возможности личного участия в этом процессе

01.10


Повторение по теме: Биология – наука о живой природе.

Разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений

и животных, экологические факторы и их влияние

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; промежуточное тестирование по теме «Биология — наука о живой природе»

Научиться давать опреде­ления понятий темы; объ­яснять значение биологии для развития различных отраслей народного хозяй­ства; классифицировать живые организмы, свой­ства живых организмов; сравнивать объекты и про­цессы по определенным критериям; описывать организмы, обитающие в разных средах; работать с тестовыми заданиями


Познавательные: воспроизво­дить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по предло­женному плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в добро­желательной и открытой форме, проявляя уважение к собеседникам

Готовность самообразованию, самовоспитанию.

Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

08.10


Клеточное строение организмов (6 ч)

Устройство увеличи­тельных приборов. Л.р.№1

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с увеличи­тельными приборами»

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к систематизиации и структу­рированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков исследовательской дея­тельности, работы с биологическими терминами, умения давать описания биологических объектов: выполнение лабораторной работы при консуль­тативной помощи учителя

Научиться давать опре­деление понятия клетка; объяснять значение уве­личительных приборов для изучения клетки; опи­сывать устройство увели­чительных приборов (лупа и школьный микроскоп); определять увеличение ми­кроскопа; формулировать правила работы с микро­скопом; называть последо­вательность действий при работе с микроскопом

Познавательные: давать опре­деления понятий; работать с приборами; устанавливать со­ответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по готовому плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки.

15.10


Строение клетки. Л.р.№2

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Ла­бораторная работа № 2 «Приготов­ление и рас­сматривание препарата кожицы че­шуи лука под микроско­пом»

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к систематизиации и структу­рированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в по­вседневной жизни, а также навыков опытно -исследовательской деятель­ности: вы­полнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя

Научиться давать опре­деление понятия клетка; описывать особенности строения растительной клетки как единицы строения растительного организма; различать на рисунках и микропре­паратах основные части и структуры растительной клетки; готовить микро­препарат кожицы чешуи лука; объяснять значение пластид в растительной клетке; называть главный пигмент в растительной клетке;




Познавательные: давать опреде­ления понятий; сравнивать объ­екты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необ­ходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать пра­вильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о клетке как элементарной био­логической системе — единице живого; пони­мания необходимости соблюдать правила при выполнении лабора­торных работ; умения применять полученные знания в практической деятельности

22.10


Химический состав

клетки

Неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры,

углеводы, нуклеиновые кислоты.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схе­мами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков классификации биологических объектов на основа­нии определенных критериев, поcтроения схем, таблиц: индивидуальная работа с текстом; построение на основе теорети­ческого материала схем, таблиц при консультативной помощи учителя с последующей са­мопроверкой

Научиться характеризовать химический состав клетки; различать понятия химиче­ский элемент и химическое вещество; классифициро­вать вещества, входящие в состав клетки; объяснять значение неорганических и органических веществ в клетке; соотносить вещества с функциями, которые они выполняют в клетке

Познавательные: работать с раз­личной информацией и преоб­разовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответ­ствие между объектами и функ­циями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализи­ровать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; осознания взаимо­связи объектов живой и неживой природы на основе знаний об их химическом составе; понимания важности органических и неор­ганических веществ для нормальной жиз­недеятельности клетки; умения применять полученные знания в практической дея­тельности






05.11


Жизнедея­тельность клетки, ее де­ление и рост. Л.р. № 3


Процессы жизнедеятельности в клетке, движение цитоплазмы, межклетники, межклеточное вещество.

Лабораторная работа № 3 «Приготов­ление препа­рата и рас­сматривание под микроско­пом движения цитоплазмы в клетках ли­ста элодеи»

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к систематизиации и структу­рированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также на­выков опытно-исследовательской деятельности: выполнение лабораторной работы по предложенному алгоритму

Научиться описывать основные процессы жиз­недеятельности клетки; наблюдать при помощи увеличительных приборов за движением цитоплаз­мы; описывать процесс взаимодействия между соседними клетками; объ­яснять значение хромосом; характеризовать процесс деления клетки; различать молодые и старые расти­тельные клетки

Познавательные: давать описа­ние процессов и явлений; осу­ществлять наблюдения и делать на их основе выводы. Регулятивные: выполнять рабо­ту, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспри­нимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о клет­ке как наименьшей единице, обладающей всеми признаками живого; умения при­менять полученные знания в практической деятельности

12.11


Ткани. Л.Р. № 4

Ткань, виды тканей

(образовательные, основные, проводящие, механические, покровные).

Ла­бораторная работа № 4 «Рассматри­вание

под ми­кроскопом готовых ми­кропрепара­тов различных растительных тканей»

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к систематизиации и структу­рированию изученного предметного содержания. Развитие

у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в по­вседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятель­ности: парное или групповое вы­полнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя

Научиться давать опре­деление понятия ткань; различать на рисунках, в таблицах, среди микро­препаратов типы расти­тельных тканей; описывать особенности строения каждого типа растительной ткани; объяснять значе­ние каждого типа ткани в растительном организме; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения тканей и функ­циями, которые они вы­полняют

Познавательные: давать опреде­ления понятий; структурировать учебный материал; разделять текст на смысловые блоки и со­ставлять план параграфа. Регулятивные: выполнение заданий; пред­ставлять результаты работы; самостоятельно оценивать пра­вильность выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в составе творческих групп; эффективно взаимодействовать со сверстниками

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о слож­ности растительного организма на основе знаний о многообразии типов растительных тканей; осознания необходимости взаи­мосвязи и взаимоза­висимости всех частей организма для его нормальной жизне­деятельности; умения применять полученные знания в практической деятельности


19.11


Повторение по теме: Клеточное строение организмов.

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; промежуточное тестирование по теме «Строение клетки»

Научиться давать опре­деления понятий темы; описывать устройство микроскопа; определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; готовить микропрепараты; характеризовать особенно­сти строения растительных клеток и растительных тканей; объяснять значе­ние химических элементов и химических веществ в клетке; описывать про­цессы движения цитоплаз­мы, роста и деления клет­ки; работать с тестовыми заданиями

Познавательные: воспроизво­дить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: вести диалог в добро­желательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; понимания необхо­димости повторения для закрепления зна­ний; осознания истин­ных причин успехов и неудач в деятельности

26.11


Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедея­тельность бактерий

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по задан­ным критериям; работа с биоло­гическими терминами, схемами и иллюстрациями; индивидуаль­ное заполнение сводной таблицы об особенностях строения и жизне­деятельности представителей цар­ства Бактерии

Научиться описывать особенности строения бак­териальной клетки; разли­чать формы бактериальных клеток и называть их; объ­яснять причины широкого распространения бакте­рий; характеризовать про­цессы питания, размноже­ния и спорообразования у бактерий; сравнивать способы питания сапротрофных бактерий и бакте­рий-паразитов; объяснять значение спорообразова­ния в жизни бактерий; вы­ращивать культуру сенной палочки

Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа; проводить сравнение объектов по заданным критериям.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необхо­димые для ее достижения. Коммуникативные: слушать учи­теля и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргу­ментировать свою точку зрения

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о бакте­риях как о микроско­пических одноклеточ­ных организмах, клетки которых не имеют оформленного ядра

03.12


Роль бакте­рий в приро­де и жизни человека

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара графа учебника, работа с текстом, с биологическими терминами, схе­мами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков подбора мате­риала по заданной теме, умения от­делять главное от второстепенного; подготовки сообщений и создания презентаций: групповая подготовка сообщений с последующим выступлением

Научиться характеризовать роль бактерий в природе; объяснять суть понятия симбиоз, описывать процесс участия бактерий в круговороте веществ; приводить примеры по­ложительной и отрица­тельной роли бактерий в жизни человека; объяс­нять понятие эпидемия; формулировать правила, позволяющие избежать за­ражения болезнетворными бактериями

Познавательные: давать опреде­ления понятий; сравнивать и де­лать выводы на основе сравне­ния; устанавливать соответствие между объектами и их характе­ристиками; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: анализировать ре­зультаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

Формирование познавательного интереса к изучению биологи представления о высокой приспособляе­мости бактерий к раз­личным условиям, что обеспечивает их широ­кое распространение и устойчивость к небла­гоприятным условиям; понимания важности соблюдения правил личной гигиены, позво­ляющих избежать зара­жения болезнетворны­ми бактериями

10.12


Повторение по теме: Бактерии

Систематизация и обобщение знаний

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном;


Научиться давать опреде­ления понятий темы; ха­рактеризовать особенности строения и жизнедеятель­ности бактериальной клет­ки; сравнивать бактериаль­ную клетку с растительной и делать выводы на основе сравнения; различать фор­мы бактериальных клеток; объяснять значение про­цесса спорообразования у бактерий; приводить примеры положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жиз­ни человека; устанавли­вать соответствие между бактериями и их ролью в природе и жизни челове­ка; работать с тестовыми заданиями

Познавательные: воспроизво­дить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в добро­желательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и не­удач в деятельности; осознания необходимо­сти повторения для за­крепления знаний

17.12


Царство Грибы (5ч)

Общая ха­рактеристика грибов.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.


Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способно­стей к систематизиации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков работы с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по задан­ным критериям, а также навыков опытно-исследовательской деятель­ности: индивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы при опоре на теоретические источни­ки; выполнение лабораторной работы при консуль­тативной помощи учителя

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности гри­бов как представителей самостоятельного царства живой природы; описы­вать процессы питания и размножения грибов; различать одноклеточные и многоклеточные грибы; приводить примеры поло­жительной и отрицатель­ной роли грибов в природе и жизни человека; демон­стрировать знание правил оказания первой доврачеб­ной помощи при отравле­нии грибами

Познавательные: работать с раз­личными источниками инфор­мации; характеризовать и срав­нивать объекты; составлять конспект урока в тетради. Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать ре­зультаты своей работы. Коммуникативные: восприни­мать информацию на слух; фор­мулировать вопросы и отвечать на них

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; осознания необходи­мости экстренного оказания первой до­врачебной помощи пострадавшему при отравлении грибами; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих дей­ствиях по отношению к живой природе

24.12


Шляпочные грибы.

Л.р. № 5

Шляпочные грибы, микориза, симбиоз.

Ла­бораторная работа № 5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациямиРазви­тие у учащихся навыков подбора материала по заданной теме. Парное или групповое вы­полнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя

Научиться описывать осо­бенности строения шля­почного гриба; различать на рисунках и муляжах трубчатые и пластинча­тые шляпочные грибы; объяснять значение спо­рообразования у грибов; сравнивать споры бак­терий и споры грибов; объяснять значение сим­биоза между шляпочными грибами и растениями; различать наиболее рас­пространенные съедобные и ядовитые грибы; фор­мулировать правила сбора грибов и правила оказа­ния первой доврачебной помощи при отравлении ими; описывать процесс выращивания шляпочных грибов в искусственных условиях

Познавательные: работать с различными источниками ин­формации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; готовить сообщения и презен­тации.

Регулятивные: планировать выполнение заданий учителя и представлять результаты ра­боты.

Коммуникативные: работать в составе творческих групп; вы­ступать перед аудиторией

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; осознания важности приобретения навыков различения ядовитых и съедобных грибов и знания правил сбора грибов, необходимости экстренного оказания первой доврачебной помощи пострадавше­му при отравлении гри­бами; умения выбирать целевые и смысловые установки в своих дей­ствиях по отношению к живой природе и сво­ему здоровью



Плесне­вые грибы и дрожжи. Л.р.№ 6

Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи. Лабораторная работа № 6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей»

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способно­стей к систематизиации и структу­рированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в по­вседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятель­ности: парное или групповое вы­полнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плес­невых грибов и дрожжей; различать мукор, пеницилл и дрожжи на рисунках и натуральных объектах; выращивать культуру мукора и дрожжей; готовить микропрепараты плесне­вых грибов и дрожжей; объяснять значение мукора, пеницилла и дрожжей в природе и жизни чело­века

Познавательные: работать с нату­ральными объектами и прибора­ми; осуществлять элементарные научные исследования. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по готовому плану; представлять результаты работы; оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости. Коммуникативные: работать в группах; осуществлять эф­фективное взаимодействие со сверстниками

Формирование позна­вательного интереса к изучению биоло­гии; понимания роли дрожжей и плесневых грибов в природе и хо­зяйственной деятель­ности человека; умения применять полученные знания в практической деятельности



Грибы-пара­зиты

Грибы-паразиты: головня, спорынья, гриб-трутовик

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схе­мами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков структурирова­ния и систематизации содержания параграфа; умения устанавливать причинно-следственные связи, заполнять сравнительные таблицы и делать описания, давать характе­ристики биологических объектов: индивидуальное заполнение срав­нительной таблицы

Научиться давать опре­деление понятия пара­зит; сравнивать симбиоз и паразитизм; приводить примеры паразитических грибов; определять по вне­шним признакам растения вид заразившего его гриба; описывать строение гриба-трутовика; приводить доказательства отрица­тельного влияния грибов- паразитов на растения

Познавательные: давать опреде­ления понятий; сравнивать и де­лать выводы на основе сравне­ния; устанавливать соответствие между объектами и их характе­ристиками; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: анализировать ре­зультаты своей работы на уроке. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулиро­вать вопросы и отвечать на них

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о роли грибов-паразитов в природе; осознания необходимости борьбы с грибами-паразитами для сохранения урожая и поддержания здоро­вья лесных сообществ; умения применять полученные знания в практической дея­тельности



Повторение по теме: Грибы

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений и реализовывать их: индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; промежуточное тестирование по теме «Бактерии и грибы»

Научиться давать опреде­ления понятий темы; ха­рактеризовать особенности строения и жизнедеятель­ности грибов; различать бактериальную и грибную споры, объяснять их зна­чение; приводить примеры положительной и отрица­тельной роли грибов в при­роде и жизни человека; различать съедобные и ядо­витые грибы; формулиро­вать правила сбора грибов и правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении ими; работать с тестовыми заданиями

Познавательные: воспроизво­дить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в добро­желательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и не­удач в деятельности, необходимости повто­рения для закрепления знаний



Царство Растения (12 ч)

Разнообра­зие, распро­странение, значение растений

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; классифи­кация и сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими термина­ми, схемами и иллюстрациями; ин­дивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строения и жизнедеятельности представи­телей царства Растения при опоре на теоретические источники

Научиться характеризовать ботанику как науку о ра­стениях; характеризовать растения как представи­телей самостоятельного царства живой природы; объяснять причины разде­ления растений на высшие и низшие; описывать ра­стения, произрастающие в различных местах обита­ния; раскрывать роль ра­стений в природе и жизни человека

Познавательные: классифициро­вать объекты по заданным крите­риям; составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необ­ходимые для ее достижения; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: восприни­мать информацию на слух; гра­мотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о расте­ниях как представите­лях самостоятельного царства живой при­роды; осознания уни­кальной роли растений в создании условий для жизни на Земле; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих дей­ствиях по отношению к живой природе



Водоросли. Л.Р. № 7



Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Лабораторная работа № 7 «Изучение особенностей строения зеленых водо­рослей»


Формирование у учащихся деятельностных способностей Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в по­вседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятель­ности: вы­полнение лабораторной работы

Научиться характеризо­вать особенности строе­ния и жизнедеятельности водорослей как низших растений; различать на ри­сунках и в таблицах пред­ставителей одноклеточных водорослей; выделять су­щественные особенности строения многоклеточных водорослей; приводить примеры водорослей; характе­ризовать значение различ­ных водорослей в природе и жизни человека

Познавательные: работать с раз­личными источниками инфор­мации; отличать главное от вто­ростепенного; давать описание и характеризовать объекты. Регулятивные: работать по пред­ложенному плану; анализировать и оценивать результаты выпол­нения работы.

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументиро­вать свою точку зрения

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о водо­рослях как наиболее древних и просто ор­ганизованных расти­тельных организмах; осознания их роли как важного источника питания для живых ор­ганизмов и источника кислорода; умения эсте­тически воспринимать объекты природы,



Лишайники

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):изучение содержания параграфа учебника, работа с текстом с биологическими терминами, схе­мами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков подбора ма­териала по заданной теме, умения отделять главное от второстепенно­го,

Научиться

характеризовать особенности строения и жизнедеятельности ли­шайников как симбиоти­ческих организмов; выделять у лишайников признаки растений и при­знаки грибов; различать накипные, листоватые и кустистые лишайники; приводить примеры ли­шайников с разной фор­мой слоевища; описывать места обитания лишайни­ков; объяснять значение лишайников в природе и жизни человека

Познавательные:

работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить со­общения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию дея­тельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их


Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о ли­шайниках как организ мах, сочетающих в себе признаки растений и грибов; умения эсте­тически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установ­ки в своих действиях по отношению к живой природе



Мхи. Л.р.№ 8


Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространениесреда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа № 8 «Изучение особенностей строения мха» (на при­мере местных видов)


Формирование у учащихся деятельностных способностей и спо­собностей к систематизиации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков работы с тек­стом, сравнения биологических объектов по заданным критериям, подготовки сообщений и создания презентаций, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: индивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строения и жизнедеятельности представителей отдела Мхи при опоре на теорети­ческие источники выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учите­ля

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различать на ри­сунках, в таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листосте­бельные мхи; сравнивать мхи с многоклеточными водорослями и делать вы­воды на основе сравнения; объяснять значение спор в жизни мхов; описывать процесс размножения мхов на примере кукушкина льна; описывать особен­ности строения и жизне­деятельности сфагнума как основного торфообразую­щего мха; характеризовать роль мхов в природе и жиз­ни человека

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить со­общения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию дея­тельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

Формирование позна­вательного интереса к изучению биоло­гии; представления о мхах как наиболее примитивных высших растениях; понимания значения мхов для со­здания микроклимата в природных сообще­ствах и образования залежей торфа; умения эстетически восприни­мать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установ­ки в своих действиях по отношению к живой природе



Плауны. Хвощи. Па­поротники. Л.р.№ 9

Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

Формирование у учащихся способностей и систематизиации и структу­рированию изученного предметного содержания. Развитие навыков работы с текстом, срав­нения биологических объектов по заданным критериям, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: индивидуальное за­полнение сравнительной таблицы об особенностях строения и жизне­деятельности наземных споровых растений при опоре на теорети­ческие источники выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учи­теля

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плау­нов, хвощей и папоротни­ков как высших споровых растений; сравнивать папоротники с другими высшими споровыми растениями; описывать места обитания споровых растений; объяснять зна­чение воды для размноже­ния споровых растений; различать и показывать на рисунках и натуральных объектах органы споровых растений, объяснять их функции

Познавательные: работать с тек­стом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на ос­нове сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необхо­димые для ее достижения; анали­зировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: восприни­мать информацию на слух; отве­чать на вопросы и высказывать свою точку зрения

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; понимания причин произрастания споро­вых растений только в увлажненных местах; представления о посте­пенном усложнении строения растений в процессе развития растительного мира; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих дей­ствиях по отношению к живой природе



Многообра­зие споровых растений, их значение в природе и жизни че­ловека.

Многообразие и роль споровых растений, образование залежей каменного угля.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями. Разви­тие у учащихся навыков подбора материала по заданной теме, умения отделять главное от второстепенно­го, навыков подготовки сообщений и создания презентаций: групповая подготовка сообщений с по­следующим выступлением

Научиться характеризовать многообразие споровых растений, различать на ри­сунках, в таблицах и среди натуральных объектов плауны, хвощи и папо­ротники; характеризовать роль плаунов, хвощей и папоротников в природе и жизни человека; описы­вать процесс образования каменного угля

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить со­общения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию дея­тельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о мно­гообразии споровых растений; понимания возможности принятия личного участия в меро­приятиях по охране спо­ровых растений; умения эстетически восприни­мать объекты приро­ды, выбирать целевые и смысловые установ­ки в своих действиях по отношению к живой природе; понимания необходимости охраны споровых



Голосемен­ные растения.

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.


Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к систематизации и структури­рованию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков структурирования и систе­матизации содержания параграфа; умения устанавливать причинно- следственные связи; заполнять сравнительные таблицы, делать описания, давать характеристики биологических объектов: индивиду­альное заполнение сравнительной таблицы при консультативной по­мощи учителя; промежуточное тестирова­ние по темам «Водоросли», «Лишай­ники», «Споровые растения»

Научиться характеризовать особенности строения голосеменных как высших семенных растений; объ­яснять механизм образо­вания семени у голосемен­ных растений; приводить доказательства преиму­щества семенного размно­жения перед споровым

Познавательные: работать с тек­стом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на ос­нове сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необхо­димые для ее достижения; анали­зировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: восприни­мать информацию на слух; отве­чать на вопросы и высказывать свою точку зрения

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о голо­семенных как о высших семенных растениях; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих дей­ствиях по отношению к живой природе



Многооб­разие голо­семенных растений. Л.р. № 10


Многообразие голосеменных растений в природе.

Лабораторная работа

10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвой­ных расте­ний» (на при­мере местных видов)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к систематизиации и структу­рированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков работы с текстом; сравне­ния биологических объектов по за­данным критериям; подготовки сообщений и создания презентаций; а также навыков опытно-исследовательской деятельности: индивиду­альное заполнение сравнительной таблицы об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей отдела Голосемен­ные при опоре а теоретические источники; вы­полнение лабораторной работы при консультативной

помощи учителя или ученика-эксперта

Научиться различать на рисунках и натураль­ных объектах наиболее распространенные виды голосеменных растений; сравнивать голосеменные растения, произрастающие в разных условиях; харак­теризовать значение голо­семенных растений в при­роде и жизни человека; приводить доказательства необходимости охраны го­лосеменных растений

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить со­общения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию дея­тельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о много­образии голосеменных растений и их широ­ком распространении; понимания необхо­димости охраны го­лосеменных растений и возможности личного участия в этих меро­приятиях; умения эсте­тически воспринимать объекты природы



Покрыто­семенные, или Цветко­вые растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями Развитие у учащихся навыков работы с текстом; его структурирование, разделение на смысловые блоки; умения классифицировать и срав­нивать биологические объекты по заданным критериям: инди­видуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строения и жизнедеятельности представите­лей отдела Покрытосеменные при опоре на теоретические источники с последующей демонстрацией ре­зультатов и взаимопроверкой

Научиться характеризовать особенности строения цветковых как высших семенных растений; объ­яснять названия данной группы растений — По­крытосеменные; описы­вать особенности строения цветка, выделять его глав­ные части и околоцветник; объяснять значение цветка для размножения покры­тосеменных растений

Познавательные: работать с тек­стом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на ос­нове сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необхо­димые для ее достижения; анали­зировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: восприни­мать информацию на слух; отве­чать на вопросы и высказывать свою точку зрения

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о цвет­ковых как наиболее высокоорганизованных высших растениях; понимания роли цвет­ка и плода в жизни растений; умения эсте­тически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установ­ки в своих действиях по отношению к живой природе



Многообра­зие покрытосеменных растений

Покрытосеменные

растения, цветок, плод, однолетние, двулетние и

многолетние растения, жизненные формы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст­вий): изучение содержания пара­графа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями. Разви­тие у учащихся навыков подбора материала по заданной теме, умения отделять главное от второстепенно­го, навыков подготовки сообщений и создания презентаций: групповая подготовка сообщений с по­следующим выступлением

Научиться различать однолетние, двулетние и многолетние растения, приводить примеры; вы­делять основные признаки различных жизненных форм растений, приводить примеры; характеризовать значение цветковых ра­стений в природе и жизни человека

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить со­общения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию дея­тельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулиро­вать вопросы и отвечать на них

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о пре­имуществах покрыто­семенных растений, позволивших им занять господствующее поло­жение в мире растений, о многообразии покры­тосеменных растений в природе; понимания необходимости охраны цветковых растений и осознания возмож­ности личного участия в этих мероприятиях



Происхожде­ние растений. Основные этапы раз­вития ра­стительного мира.

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира палеонтология, палеоботаника, риниофиты

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способно­стей к систематизации и структу­рированию изученного предметного содержания: индивидуальное за­полнение синхронистической таб­лицы при опоре на теоретические материалы при консультативной помощи учителя с последующим представлением результатов

Научиться описывать методы изучения древних растений; приводить до­казательства усложнения строения растений в про­цессе эволюции; характе­ризовать этапы развития растительного мира; опи­сывать строение первых наземных растений; харак­теризовать условия, в ко­торых появились первые наземные растения; объяс­нять причины появления усложнения строения ра­стений




Познавательные: работать с раз­личными источниками инфор­мации; делать выводы и обоб­щения на основе имеющихся знаний.

Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оценивать ре­зультаты своей работы. Коммуникативные: восприни­мать информацию на слух; фор­мулировать вопросы и отвечать на них

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; представления о посте­пенном усложнении ра­стительных организмов в процессе развития растительного мира; понимания роли расте­ний в формировании на планете благопри­ятных условий для раз­вития жизни; умения эстетически восприни­мать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установ­ки в своих действиях по отношению к живой природе



Повторение по теме: Растения

Особенности растений различных групп, значение растений в природе и жизни человека, охрана растительного мира

Формирование у учащихся спо­собности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины возникновения этих затруднений, искать пути устранения затруднений; индивидуаль­ное выполнение тестовых и иных заданий, сравнение результатов с эталоном; промежуточное тестирование по теме «Семенные растения»

Научиться давать опреде­ления понятий; характери­зовать особенности строе­ния и жизнедеятельности растений как представи­телей самостоятельного царства живой природы; описывать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности ра­стений разных системати­ческих групп; объяснять значение изучения древ­них и вымерших растений; характеризовать значение растений в природе и жиз­ни человека; работать с те­стовыми заданиями

Познавательные: воспроизво­дить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; вести диалог в добро­желательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Формирование позна­вательного интереса к изучению биологии; понимания истинных причин успехов и не­удач в деятельности, необходимости повто­рения для закрепления знаний



Резерв (2 часа)

Резерв








Резерв