СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по истории для 6 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по истории для 6 класса в соответствии с ФОП

Просмотр содержимого документа
«КТП по истории для 6 класса»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

№,


Тема урока

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Содержание учебника

Эл.ресурс

Дата

Раздел 1. Всеобщая история. История Средних веков (23 часа)

1.1 Введение (1 час)

1/1

Введение.


Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья

Обозначать на ленте времени даты ключевых событий, связанных с падением Западной Римской империи, а также хронологические рамки и основные периоды истории

Средних веков

С. 5-11

РЭШ, урок 1, https://m.edsoo.ru/88647fa4

2.09

1.2 Народы Европы в раннее Средневековье (4 часа)

2/1

Образование германских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье

Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии.

Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.

Франкское государство в VIII‒IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа.


Показывать на исторической карте маршруты перемещения варварских народов в Европе в V–VI вв. и наиболее значительные варварские королевства, основанные в бывших владениях Западной Римской империи.

Характеризовать общественное устройство германских племён,

объяснять, в чём состояли его отличия от римских порядков.

Рассказывать, как вождь франков Хлодвиг сумел стать королём, укреплял свою власть. Раскрывать значение принятия Хлодвигом христианства. Объяснять значение понятий и терминов: Салическая правда, майордом, бенефиций.

Рассказывать об обстоятельствах перехода королевской власти

к династии Каролингов. Извлекать и анализировать информацию из исторических источников (фрагментов Салической правды, документов, хроник)

§ 1,

§ 2, п.1

РЭШ, урок 2, https://m.edsoo.ru/886480bc

5.09

3/2

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.


Рассказывать, используя историческую карту, о завоеваниях Карла Великого.

Представлять характеристику

Карла Великого, давать оценку его деятельности. Объяснять смысл понятия «Каролингское возрождение».

Характеризовать обстоятельства и причины распада державы

Карла Великого, показывать

на исторической карте владения, на которые она распалась.

§3

https://m.edsoo.ru/886481d4

9.09

4/3

Страны Европы в IX-XI веках

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная

Римская империя. Ранние славянские государства. Возникновение

Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы

Рассказывать о создании государств на территории бывшей империи

Карла Великого – во Франции,

в германских и итальянских землях. Показывать на исторической карте государства, возникшие в раннее Средневековье в Восточной Европе (государства славянских народов, венгров).

Объяснять значение принятия

христианства восточноевропейскими народами. Рассказывать

о просветительской миссии Кирилла и Мефодия.

Раскрывать значение понятий и терминов: латиница, кириллица. Объяснять, из-за чего возникали конфликты между императорами Священной Римской империи и римскими папами.

Извлекать и анализировать

информацию из исторических источников (фрагментов Салической

правды, документов, хроник)

§4,8

РЭШ, урок 3, https://m.edsoo.ru/8864840e

12.09

5/4

Англия в раннее Средневековье

Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания.

Обозначать на ленте времени последовательность завоеваний Британских островов англами и

саксами, норманнами в раннее Средневековье. Рассказывать

о нормандском завоевании Англии в XI в.

Раскрывать значение понятий и терминов: миссионер, норманн, конунг, эрл, драккар, путь «из варяг в греки»,

Характеризовать общественный строй норманнов, показывать

на исторической карте маршруты их походов.


§ 5

РЭШ, урок 4, https://m.edsoo.ru/886482ec

16.09

1.3 Византийская империя в VI-XI вв. (2 часа)

6/1

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии.

Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы

Характеризовать, используя историческую карту, географическое положение и состав населения земель, входивших в Восточную часть Римской империи.

Рассказывать о власти византийских императоров.

Представлять характеристику личности и деятельности императора Юстиниана (завоевания,

законодательство, строительство).

Объяснять значение понятий и

терминов: ромеи, басилевс, кодекс Юстиниана, базилика, икона, иконоборчество, церковный собор, фема.

Раскрывать, какое место занимала церковь в византийском государстве, как складывались отношения императоров и патриархов.

Характеризовать отношения Византии с соседними государствами и народами, в том числе Русью.


§ 6

РЭШ, урок 5, https://m.edsoo.ru/886485bc

19.09

7/2

Культура Византии

Культура Византии.

Образование и книжное дело.

Художественная культура

(архитектура, мозаика, фреска, иконопись)

Представлять описание внешнего

вида и внутреннего убранства византийских храмов, используя иллюстрации учебника.

Характеризовать культурное наследие Византии, её вклад в мировую

культуру

§ 7

РЭШ, урок 12, https://m.edsoo.ru/886486e8

23.09

1.4 Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

8/1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад.

Рассказывать о расселении и основных занятиях арабских племен. Объяснять, в чём заключался главный смысл проповедей пророка Мухаммада, чем отличалось его учение от традиционных верований арабов.

Раскрывать значение понятий: ислам, хиджра, Коран, Сунна, Кааба, хадж, мечеть, имам, шариат, халиф, халифат.

Объяснять, какие положения были закреплены в главных священных книгах ислама, какое значение они имели для арабской общины.

Показывать на исторической карте территории, завоёванные арабами

к середине VIII в., объяснять причины побед арабских войск.

Характеризовать политику мусульманских правителей

в завоёванных землях. Объяснять причины распада Арабского халифата.


§9

РЭШ, урок 6, https://m.edsoo.ru/8864880a

26.09

9/2

Культура стран халифата

Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура

Раскрывать, в чём состоял вклад арабов в развитие наук, литературы, искусства.

Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства мечетей арабского мира, используя

иллюстрации учебника

§10

https://m.edsoo.ru/8864892c

30.09

1.5 Средневековое европейское общество (3 ч)

10/1

Феодалы и крестьяне

Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Замок сеньора. Куртуазная культура.

Крестьянство: зависимость

от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Рассказывать, кто и с какой целью отдавал землю в феод, как строились отношения сеньора и вассала.

Раскрывать значение понятий и терминов: феод, сеньор, вассал, сословие, рыцарь, турнир.

Представлять характеристику средневекового рыцаря (социальное положение, образ жизни, кодекс рыцарской чести).

Описывать внешний облик и внутреннюю планировку средневекового замка, объяснять назначение отдельных частей замка, построек.

Характеризовать положение и повинности средневековых крестьян.

Объяснять значение понятий и терминов: барщина, подать, десятина, община, натуральное хозяйство

§ 11,12

РЭШ, урок 7, https://m.edsoo.ru/88648a44

3.10

11/2

Города и горожане

Города ‒ центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление.

Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки.

Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик

средневековых городов. Образ жизни

и быт горожан.

Рассказывать, как происходило возрождение городов в средневековой Европе.

Называть основные группы населения средневековых городов, описывать их занятия и положение.

Объяснять, как горожане добивались независимости своих городов

от власти сеньоров.

Раскрывать значение понятий: цех, гильдия, цеховой устав, городское право, городское самоуправление, магистрат, ратуша, ярмарка, банк. Показывать на исторической карте крупнейшие торговые центры средневековой Европы, основные торговые пути.

Составлять описание центральной площади средневекового города (по выбору), объяснять назначение находившихся на ней зданий, характеризовать особенности их архитектуры.

Рассказывать о повседневной жизни

горожан, используя текст и иллюстрации учебника.

Объяснять, какая информация содержится в средневековых миниатюрах, в чём состоит их ценность как исторических источников.

§ 13-15

https://m.edsoo.ru/88648b5c

7.10

12/3

Церковь и духовенство в средневековом обществе

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап

за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения.

Преследование еретиков

Характеризовать место церкви

в средневековом обществе (церковная иерархия, влияние церкви

на общество, имущественное положение).

Раскрывать значение понятий и

терминов: монастырь, монашеский орден, Святая земля, крестоносцы. Объяснять, кто и почему отправлялся в походы в Святую землю.

Называть наиболее значительные Крестовые походы, их участников и итоги.

Готовить сообщение о духовно- рыцарских орденах, созданных во время Крестовых походов

(с использованием информации учебника и дополнительных материалов).

Характеризовать причины появления

и основные положения еретических учений в европейских странах в XII–XIII вв.

Рассказывать, какие средства и методы церковь использовала в борьбе против еретиков.

Объяснять значение понятия

«инквизиция»

С 21,

§ 16-17

https://m.edsoo.ru/88648c7e

10.10

1.6 Государства Европы в XII–XV вв. (4 часа)

13/1

Усиление королевской власти в странах Западной Европы

Усиление королевской власти в странах Западной Европы.

Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств

в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII‒ХV вв. Польско- литовское государство в XIV‒XV вв.

Раскрывать, в чём выражалось усиление королевской власти

в странах Западной Европы в период зрелого Средневековья.

Рассказывать о создании парламентов в европейских государствах, раскрывать значение этих событий.

Объяснять смысл понятий и

терминов: сословно-представительная монархия, парламент, централизованное государство,

Великая хартия вольностей.

Называть причины, главных участников, ключевые события и итоги Столетней войны.

Объяснять, чем известна в истории Жанна Д’Арк.

§18-21

РЭШ, урок 8, https://m.edsoo.ru/88648e36

14.10

14/2

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства

Реконкиста и образование централизованных государств

на Пиренейском полуострове.

Итальянские государства

в XII‒XV вв.

Объяснять смысл понятий и

терминов: сословно-представительная монархия, парламент, централизованное государство,

Великая хартия вольностей, Реконкиста. Рассказывать о создании централизованных государств

в Англии, Франции, на Пиренейском полуострове, выделять общие черты этих процессов и особенности

отдельных стран.

Раскрывать особенности

политического развития земель Священной Римской империи и итальянских государств

§22,23

https://m.edsoo.ru/88648f62

17.10

15/3

Обострение социальных противоречий в ХIV в.

Развитие экономики в европейских странах в период

зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.


Рассказывать о развитии сельского хозяйства и усилении городов

в странах Западной Европы в период зрелого Средневековья. Объяснять причины обострения социальных противоречий в городах и деревнях.

Называть крупнейшие восстания XIV в. (Жакерия, восстание под руководством Уота Тайлера). Представлять характеристику гуситского движения в Чехии и Гуситских войн 1419–1434 гг.

Вставки с. 170, 171, §24

https://m.edsoo.ru/88649070

21.10

16/4

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Византийская империя и славянские государства в ХII‒ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение

Константинополя

Показывать на исторической карте территории и государства,

завоёванные османами в XIV–XV вв. Рассказывать о взятии османами Константинополя. Объяснять, как

было воспринято современниками это событие и какие последствия оно

имело

§25

https://m.edsoo.ru/8864919c

24.10

1.7 Культура средневековой Европы (2 часа)

17/1

Религия и культура средневековой Европы

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества.

Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры.

Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и

крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре

Раскрывать роль религии в жизни средневекового человека

и общества.

Объяснять, кого и чему учили в средневековых школах.

Рассказывать, когда и в каких странах появились первые европейские университеты, кто выступал их основателями.

Объяснять значение понятий и

терминов: университет, магистр, лекция, диспут, схоластика.

Раскрывать, в чём проявлялся сословный характер средневековой культуры, приводить примеры разных литературных жанров.

Характеризовать основные черты романского и готического стилей

в художественной культуре, выявлять их в изображениях архитектурных сооружений.

Раскрывать значение понятий и

терминов: романский стиль, готика

§ 26,27,

с. 246

РЭШ, урок 13, https://m.edsoo.ru/886492be

2 ч

7.11

18/2

Гуманизм. Раннее Возрождение

Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг

Раскрывать значение понятий и

терминов: гуманизм, Возрождение. Называть известных представителей европейского гуманизма и Раннего Возрождения, объяснять, что было новым в их взглядах на мир и человека.

Представлять рассказ (сообщение) о жизни и творчестве мастеров Раннего Возрождения (по выбору). Раскрывать значение изобретения

европейского книгопечатания

§28,29

https://m.edsoo.ru/886493d6

11.11

1.8 Страны Востока в Средние века (3 часа)

19/1

Османская империя и Монгольская держава в Средние века

Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями

Показывать на исторической карте территории крупнейших государств Востока в Средние века.

Рассказывать, используя историческую карту, о возникновении Османского государства и завоеваниях турок-османов

в XIII–XV вв.

Характеризовать систему управления Османской империей, политику османов в отношении покорённых народов.

Систематизировать в форме таблицы информацию о завоеваниях монголов в правление Чингисхана и его наследников.

Рассказывать об организации и

вооружении монгольского войска. Показывать на карте территории главных улусов монгольской державы и объяснять, как монголы управляли завоёванными землями.



https://m.edsoo.ru/886494f8

14.11

20/2

Китай и Япония в Средние века

Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония

в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сёгунов.

Объяснять, как было организовано управление средневековыми

китайскими империями, как осуществлялась подготовка императорских чиновников.

Характеризовать важнейшие изобретения китайцев в VII–XIII вв. и объяснять, как эти изобретения попадали к другим народам.

Объяснять, каким было положение императора в Японии и какую роль

в управлении страной играли сёгуны. Рассказывать о религиозных верованиях жителей Японии.

Сравнивать статус и кодекс поведения японского самурая и европейского рыцаря, определять, что было общим.

§ 31


https://m.edsoo.ru/88649872

18.11

21/3

Индия в Средние века. Культура народов Востока.

Индия: раздробленность индийских

княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.

Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла

Рассказывать, используя историческую карту,

о мусульманском завоевании Индии и создании Делийского султаната.

Используя иллюстрации,

рассказывать о культуре народов Востока в V–XV вв., распознавать характерные черты в архитектурных сооружениях, произведениях

живописи

§ 31

https://m.edsoo.ru/88649a5c

21.11

1.9 Государства доколумбовой Америки в Средние века (1 час)

22/1

Цивилизации майя, ацтеков и инков

Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей

Рассказывать о древних обитателях Америки, условиях их жизни, основных занятиях.

Называть и показывать

на исторической карте крупные государства, существовавшие

в Америке в эпоху Средневековья.

Систематизировать материал о цивилизациях средневековой

Америки в таблице (территория, главные города, правители, религиозные верования, знания, искусство).

Представлять сообщение (презентацию) о художественной культуре одной из средневековых

цивилизаций Америки (по выбору)

§32

https://m.edsoo.ru/88649b92

25.11

1.10 Обобщение (1 ч)

23/1

Обобщение

Историческое и культурное наследие Средних веков

Показывать на карте, называть государства Европы и Востока к концу Средневековья, характеризовать их природные

и географические условия, их влияние

на развитие экономики. Характеризовать роль новых форм управления в Средние века

(самоуправление в городах, парламенты в сословно- представительных монархиях).

Характеризовать место церкви

в средневековом обществе (церковная иерархия, влияние церкви

на общество, имущественное положение).

Объяснять, чем известны в мировой истории Карл Великий, Юстиниан I, Вильгельм Завоеватель, Людовик XI, Генрих VII Тюдор, католические короли Фердинанд и Изабелла, Ян Гус, Жанна Д’Арк, Милош Обилич. Объяснять, какая информация содержится в средневековых миниатюрах, в чем состоит их ценность как исторических источников.

Характеризовать вклад Средневековья в развитие научных и технических знаний; высказывать суждение

об изобретении книгопечатания.

Сопоставлять государственное и политическое устройство централизованных государств Европы (по выбору) и Священной Римской империи и Италии.

Извлекать и анализировать информацию из исторических источников (фрагментов «Салической правды», документов, хроник).

Используя иллюстрации, рассказывать о культуре

Средневековой Европы и народов Востока в V–XV вв., распознавать характерные черты в архитектурных сооружениях, произведениях

живописи


https://m.edsoo.ru/88649cd2

28.11






















ИСТОРИЯ РОССИИ


№, дата

Тема урока

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Содержание уч-ка

ЦОР

Дата

Раздел 2. История России. От Руси к Российскому государству (45 часов)

2.1 Введение (1 час)

1/1

Введение

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России

Объяснять, что изучает история Отечества.

Различать виды исторических

источников с опорой

на приобретённые ранее знания (5–6 классы).

Характеризовать источники российской истории.

Показывать своеобразие

геополитического положения России с опорой на историческую карту

С. 6-8

РЭШ, урок 15, https://m.edsoo.ru/8a17efa2

2.12

2.2 Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

(5 часов)

2/1

Заселение территории нашей страны человеком

Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера

Находить и показывать

на исторической карте места расселения древнего человека на территории России, древние

государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.


§ 1

https://m.edsoo.ru/8a17f31c

5.12

3/2

Неолитическая революция.


Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление

металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке.


Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов.

Характеризовать культурное наследие древних цивилизаций на территории нашей страны (привлекая знания

из истории Древнего мира).

Объяснять смысл понятий и

терминов: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство

С. 15-19


9.12

4/3

Образование первых государств.


Степь и её роль в распространении культурных взаимовлияний.

Появление первого в мире колёсного транспорта.

Народы, проживавшие на этой

территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура.

Античные города-государства Северного Причерноморья.

Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.

Великое переселение народов.

Миграция готов. Нашествие гуннов. Тюркский каганат. Хазарский каганат.

Волжская Булгария

Находить и показывать

на исторической карте древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Объяснять смысл понятий и

терминов: ислам, иудаизм.

§ 2, п.1-8

https://m.edsoo.ru/8a17f448

12.12

5/4

Восточные славяне и их соседи

Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви ‒ восточных, западных и южных.

Славянские общности Восточной Европы. Их соседи ‒ балты и финно- угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение

княжеской власти. Традиционные верования.


Показывать на исторической карте территории расселения восточных славян; извлекать из карты

информацию о природных условиях, влияющих на занятия славян.

Характеризовать общественный строй и политическую организацию восточных славян.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Объяснять смысл понятий и

терминов: подсечная система земледелия, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, язычество

§ 3, § 2, п.9

РЭШ, урок 17, Учи.ру 3, https://m.edsoo.ru/8a17f66e, https://m.edsoo.ru/8a17f790

16.12

6/5

ПОУ по т. «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Повторение, обобщение

и контроль по по т. «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Применять полученные знания для решения учебных и практических задач

Повторить даты и термины по § 1-3

РЭШ, урок 16

19.12

2.3 Русь в IX – начале XII вв. (13 часов)

Образование государства Русь. (4 ч)

7/1

Первые известия о Руси

Исторические условия складывания русской государственности. Начало династии Рюриковичей.

Раскрывать предпосылки и называть время образования государства Рус

§4, §5, п.1


РЭШ, урок 18

https://m.edsoo.ru/8a17f916

23.12

8/2


Становление Древнерусского государства

Первые русские князья

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья.


Раскрывать предпосылки и называть время образования государства Русь.

Показывать на исторической карте территорию государства Русь, главные торговые пути, крупные города. Извлекать из исторической карты информацию о направлениях походов князей (Олега, Игоря, Святослава).

Систематизировать информацию о деятельности первых русских

князей (в виде таблицы).

Приводить примеры

взаимоотношений Руси с соседними племенами и государствами.

Объяснять смысл понятий и терминов: государство, Русь,

князь, дружина, полюдье, дань, уроки, погосты

§5, документ с. 48


РЭШ, урок 18,

https://m.edsoo.ru/8a17fad8





Учи.ру № 2,4,5

26.12


9/3

Внешняя политика Руси в IX-XI вв.

Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь.

Показывать на исторической карте территорию государства Русь, главные торговые пути, крупные города. Извлекать из исторической карты информацию о направлениях походов князей (Олега, Игоря, Святослава).

Систематизировать информацию о деятельности первых русских

князей (в виде таблицы).

Приводить примеры

взаимоотношений Руси с соседними племенами и государствами.

§5, карта с. 47,

https://m.edsoo.ru/8a17ff2e

3 ч

9.01

10/4

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Князь Владимир. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси

Давать оценку значению принятия христианства на Руси.

Приводить примеры

взаимоотношений Руси с соседними племенами и государствами. Объяснять смысл понятий и терминов:

христианство, православие

§ 6, документ с. 55.

https://m.edsoo.ru/8a180140

РЭШ, урок 19, Учи.ру 6

13.01

Русь в конце X ‒ начале XII в. (6 часов)

11/1

Территория и население государства Русь

Территория и население государства Русь (Русская земля). Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины.


Характеризовать политический строй Руси, внутреннюю и внешнюю

политику русских князей

в конце X – первой трети XII в.



https://m.edsoo.ru/8a18030c

16.01

12/2

Русское государство при Ярославе Мудром

Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый.

Извлекать информацию

из письменных источников: Русской Правды– и использовать её в рассказе о положении отдельных групп населения Руси.

Составлять характеристику

(исторический портрет) Ярослава Мудрого (привлекая дополнительные источники информации).

§ 7

https://m.edsoo.ru/8a1804f6

РЭШ, урок 20, Учи.ру 7

20.01

13/3

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Русь при Ярославичах.

Владимир Мономах.

Характеризовать политический строй Руси, внутреннюю и внешнюю

политику русских князей

в конце X – первой трети XII в.

Раскрывать значение съезда князей в Любече.

Извлекать информацию из письменных источников: Устава Владимира Мономаха – и использовать её

в рассказе о положении отдельных групп населения Руси. Составлять характеристику

(исторический портрет) Владимира Мономаха (привлекая дополнительные источники информации).


§8

https://m.edsoo.ru/8a1806a4

РЭШ, урок 20

23.01

14/4

Общественный строй и церковная организация на Руси

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения Русская церковь.

Рассказывать о роли Православной церкви на Руси.

Объяснять смысл понятий и

терминов: вече, вотчина, люди, смерды, закупы, холопы, посадник, десятина, митрополит, монастырь, инок (монах).


§ 9

https://m.edsoo.ru/8a180848

РЭШ, урок 21

27.01

15/5

Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы

Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы

Извлекать информацию

из письменных источников: Русской Правды, Устава Владимира Мономаха – и использовать её

в рассказе о положении отдельных групп населения Руси.


Документ с. 62-63, 67, 69

https://m.edsoo.ru/8a180c26,


30.01

16/6

Место и роль Руси в Европе

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи. отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес

в культурных контактах Руси и

Византии

Характеризовать внешнюю политику и международные связи Руси

С.77-83

https://m.edsoo.ru/8a180e06

3.02

Культурное пространство (3 часа)

17/1

Культурное пространство Европы и культура Руси

Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. «Слово

о Законе и Благодати» Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало

храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие

Характеризовать основные достижения культуры Древней Руси. Объяснять смысл понятий и терминов: крестово-купольный храм, фреска, мозаика, берестяные грамоты, летопись, житие, былины. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и другие.


§ 10

https://m.edsoo.ru/8a181194,

https://m.edsoo.ru/8a18134c

РЭШ, урок 22, Учи.ру16

6.02

18/2

Повседневная жизнь населения.

Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Описывать древнерусский город; рассказывать о жизни горожан. Осуществлять поиск информации для проектной работы «Как жили наши предки в далёком прошлом» (на материале истории края, города)

§ 11

https://m.edsoo.ru/8a180fd2

Учи.ру 9

10.02

19/3

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XII вв.»

Обобщение, повторение и контроль знаний по теме «Русь в IX – первой половине XII вв.»

Применять полученные знания для решения учебных и практических задач

Повторить даты и термины § 4-11

https://m.edsoo.ru/8a181518

13.02

2.4 Русь в середине XII- начале XIII вв. (6 часов)

20/1

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Формирование системы земель ‒ самостоятельных государств.


Называть время и раскрывать причины и последствия распада Руси на отдельные самостоятельные земли.

§ 12

РЭШ, урок 23, Учи.ру 8

17.02

21/2

Владимиро - Суздальское княжество

Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей:

Суздальская.

Извлекать из исторической карты информацию о географическом положении важнейших

самостоятельных центров Руси; раскрывать их особенности.

Характеризовать социально-

политическое развитие, достижения культуры отдельных земель (в том числе с использованием регионального материала). Систематизировать материал о важнейших русских землях в XII – первой трети XIII в. (в форме таблицы).

Проводить поиск исторической информации для сообщений

об отдельных исторических личностях и памятниках культуры периода политической раздробленности.



§ 13 и с.125

https://m.edsoo.ru/8a1816e4

РЭШ, урок 24

20.02

22/3

Южные и юго-западные русские княжества

Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская


С. 124-127

https://m.edsoo.ru/8a1816e4

24.02

23/4

Новгородская республика. Киевское княжество

Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.


§ 14 и

с. 123-124

https://m.edsoo.ru/8a181d1a

Учи.ру 13

27.02

24/5

Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель

Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель

С.104, 109-110, с.119-120, 124

https://m.edsoo.ru/8a1821b6

3.03

25/6

Культура Руси в XII-XIII

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский

патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо- Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского

Характеризовать

достижения культуры отдельных земель (в том числе с использованием регионального материала). Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных исторических личностях и памятниках культуры периода политической раздробленности. Описывать памятники архитектуры рассматриваемого периода (включая региональные)

С.106, с.113-115, 120-121, 126

https://m.edsoo.ru/8a18230a

6.03

2.5 Русские земли и их соседи в середине XIIIXIV вв. (10 часов)

26/1


Монгольская империя и изменение политической картины мира

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков

Объяснять значение понятий и

терминов: орда, хан, курултай.

Извлекать информацию

из материалов, свидетельствующих о походах монгольских завоевателей (исторической карты, отрывков

из летописей, произведений древнерусской литературы и другое),

сопоставлять содержащиеся в них сведения

§ 15

https://m.edsoo.ru/8a182562

РЭШ, урок 25, Учи.ру 10

10.03

27/2

Батыево нашествие на Русь

Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды.

Объяснять значение понятий и

терминов: орда, хан, курултай, ярлык, баскаки

Извлекать информацию

из материалов, свидетельствующих о походах монгольских завоевателей (исторической карты, отрывков

из летописей, произведений древнерусской литературы и другое),

сопоставлять содержащиеся в них сведения

§ 16


13.03

28/3

Ордынское владычество на Руси

Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго)

Характеризовать положение

Северо-Восточной и Северо-Западной Руси после монгольского нашествия.

Объяснять значение понятий и

терминов: орда, хан, ярлык, баскаки


с.30-33


17.03

29/4

Литовское государство и Русь

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель

Показывать на исторической карте рост территории Литовского государства в XIII–XIV вв.


§ 19, карта с. 38

Учи.ру 12, https://m.edsoo.ru/8a182954

20.03

30/5

Северо-западная Русь между Востоком и Западом

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза..

Ордены крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой.

Объяснять значение понятий и

терминов: военный монашеский орден, крестоносцы, святитель.

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей,

карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище; давать оценку их значения.

Составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского.

§ 17

РЭШ, урок 26, https://m.edsoo.ru/8a182c92

31.03

31/6

Усиление Московского княжества

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества.

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.


§ 20

РЭШ, урок 28, https://m.edsoo.ru/8a182e5e

3.04

32/7

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры

в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Рассказывать о Куликовской битве, привлекая историческую карту; раскрывать её значение. Оценивать вклад Дмитрия Донского в историю страны. Приводить примеры роли Православной церкви в ордынский период. Объяснять значение понятий и

терминов: святитель.


§ 21

Учи.ру 11, https://m.edsoo.ru/8a183002

7.04

33/8

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV веках

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII— XV вв . Золотая Орда. государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама.

Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование

татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство.

Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и другие) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком

Характеризовать политику Золотой Орды в отношении подчинённых народов. Рассказывать о судьбе Крыма после монгольского завоевания (на основании учебника и дополнительных источников). Показывать на исторической карте государства, возникшие после распада Золотой Орды

§ 18,п.1-4, § 25

РЭШ, урок 27, https://m.edsoo.ru/8a1835b6

10.04

34/9

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.

Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира

в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций.

Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии).

Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство.

Феофан Грек. Андрей Рублёв

Составлять план рассказа о развитии летописания, памятниках литературы рассматриваемого периода. Представлять описание памятников архитектуры и изобразительного искусства рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о творчестве Андрея Рублёва

§ 22

РЭШ, урок 29, https://m.edsoo.ru/8a1837d2

14.04

35/10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине XIII – XIV вв.»

Всероссийская проверочная работа

Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII – XIV вв.»

Применять полученные знания для решения учебных и практических задач

Даты, имена, понятия по § 15-22


17.04

2.6 Формирование единого Русского государства в XV в.(8 часов)

Объединение русских земель вокруг Москвы (4 часа)

36/1

Литва или Москва?

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы.

Показывать на исторической карте рост территории Русского государства в XV в. Характеризовать отношения Москвы с Литвой

Карта с. 38, 7 п.2 с.67

РЭШ, урок30, https://m.edsoo.ru/8a183994

21.04

37/2

Московское княжество в первой половине XV в.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный.

Раскрывать последствия династической войны в Московском княжестве во второй четверти XV в

§ 24

РЭШ, урок 31, Учи.ру 14

24.04

38-39/3-4

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва ‒ третий Рим». Иван III. Присоединение к Москве Новгорода и Твери, других земель. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование единого аппарата управления. Перемены

в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство.

Московский Кремль.


Показывать на исторической карте рост территории Русского государства в XV в. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой. Рассказывать о событиях, приведших к ликвидации ордынского владычества. Систематизировать (в форме таблицы) информацию о присоединении к Москве городов, земель в правление Ивана III. Раскрывать значение создания единого Русского государства. Объяснять значение понятий и терминов: централизация, поместье, крестьяне, кормление.

Характеризовать политический строй Русского государства, систему управления страной. Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III, давать оценку его вкладу в историю России. Извлекать информацию из Судебника 1497 г. и использовать её в рассказе о взаимоотношениях между землевладельцами и  крестьянами

§ 26

РЭШ, урок 32, https://m.edsoo.ru/8a183e76, https://m.edsoo.ru/8a18402e, https://m.edsoo.ru/8a1841c8

28.04

5.05

Культурное пространство единого государства (4 часа)

40/1

Русская православная церковь в XV-XVI вв.

Изменение восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия.

Характеризовать роль Православной церкви в укреплении Русского государства. Раскрывать значение понятий: ересь, автокефалия. Сопоставлять позиции нестяжателей и иосифлян, объяснять, в  чём заключались различия.

С. 96-100, 107.

7 класс с.97 ч.1

РЭШ, урок 33, Учи.ру 15

12.05

41/2

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды

Участвовать в составлении и презентации альбома о повседневной жизни жителей родного края, памятниках культуры изучаемого периода

С.101-107

https://m.edsoo.ru/8a184dda

15.05

42/3

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

Развитие культуры единого Русского государства. Летописание общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение

за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства

Систематизировать информацию о достижениях культуры Русского государства в XV в. (в форме таблицы, тезисов). Составлять описание памятников культуры на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, интернет-ресурсов, непосредственного наблюдения (использование регионального материала). Участвовать в составлении и презентации а

§ 27

РЭШ, урок 34, https://m.edsoo.ru/8a1844de

19.05

43/4

ПОУ по т. «Формирование единого русского государства»

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Формирование единого русского государства»

Применять полученные знания для решения учебных и практических задач



22.05

2.7 Обобщение (2 часа)

44/1

Наш край

с древнейших

времен до конца XV в.

Наш край

с древнейших

времен до конца XV в.

Выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале)


https://m.edsoo.ru/8a185154

26.05

45/2

Обобщение

Повторение, обобщение и контроль по разделу «История России.

От Руси к Российскому государству»

Показывать на карте европейские государства Европы и Русь;

сопоставлять процессы образования государств.

Сопоставлять деятельность

Людовика XI во Франции и Ивана III Великого. Объяснять, чем известны в истории Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской.

Систематизировать информацию о нашествии монголов на Русь, зависимости Руси от Орды, этапов борьбы Руси с ордынской зависимостью (используя карту); давать оценку освобождению Руси от ордынской зависимости.

Сопоставлять процесс создания централизованных государств

в Западной Европе и формирование единого Русского государства (использовать карту); выявлять общие и различные черты.

Характеризовать международные связи Руси с государствами Европы, Византией в X–XV вв.

Рассказывать о положении разных групп населения русского общества в конце XV в.; сопоставлять одну из групп населения Русского государства с однотипной

общественной группой Западной Европы. Характеризовать творчество великих мастеров иконописи Дионисия, Андрея Рублева; называть и описывать их произведения.

Называть виды письменных источников; извлекать информацию из письменных источников:

«Русской Правды», «Устава» Владимира Мономаха, Судебника 1497 г., фрагментов летописей и др.; Называть памятники истории и культуры Руси/Русского государства X–XV вв.; относить их к разным видам источников и к периодам истории; характеризовать вклад Руси/Русского государства в мировую

сокровищницу культуры



27.05


ОБЩЕЕ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68