СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по истории для 8 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по истории для 8 класа по ФОП

Просмотр содержимого документа
«КТП по истории для 8 класса»


Тема

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Содержание уч-ка

ЦОР

Дата

Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. (23 часа)

1.1 Введение (1 час)

1/1

Введение

Введение

Обозначать на ленте времени общие хронологические рамки и основные периоды истории Нового времени. Характеризовать факты, события, процессы истории зарубежных стран с древности до конца XVII в. (используя карту). Объяснять причины и следствия важнейших событий всеобщей истории XV–XVII вв.


https://m.edsoo.ru/8864c086

2.09

1.2 Век Просвещения (2 часа)

2/1

Великие просветители Европы.

Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и распространение идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и Т. Гоббс. Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция ‒ центр Просвещения.

Философские и политические идеи Ф.М. Вольтера, Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер).

Рассказывать, какие новые черты проявились в европейской науке в XVII–XVIII вв. Объяснять смысл идеи общественного договора, выдвинутой английскими мыслителями XVII в. Излагать взгляды известных французских просветителей на государство, власть, религию и церковь. Представлять характеристику одного

из ведущих деятелей французского Просвещения (по выбору). Объяснять значение издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел».

§ 20

https://m.edsoo.ru/8864c1a8, https://m.edsoo.ru/8864c2c0

5.09

3/2

Распространение идей Просвещения

Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в Америке. Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и общества. «Союз королей и философов»

Раскрывать на примерах особенности распространения идей Просвещения в отдельных странах.

Анализировать исторические тексты (фрагменты философских и публицистических сочинений,

материалы переписки и др.) – извлекать и комментировать информацию.

Объяснять, чем был вызван интерес ряда европейских правителей к идеям

Просвещения



9.09

1.3 Государства Европы в XVIII в (6 часов)

4/1

Монархии в Европе XVIII в.:

Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии. Просвещённый абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь.

Секуляризация церковных земель. Экономическая политика власти. Меркантилизм

Характеризовать основные формы государств в Европе XVIII в.

Систематизировать информацию

об основных мероприятиях политики просвещённого абсолютизма

в отдельных европейских странах (государственное управление, социальные отношения, образование, религия и Церковь).

Объяснять значение понятий:

парламентская монархия, просвещенный абсолютизм, секуляризация, меркантилизм, протекционизм.

Высказывать и аргументировать оценку результатов политики просвещённого абсолютизма

в европейских странах. Раскрывать, в чём выразилось изменение отношения к Церкви, религии в ряде европейских государств в XVIII в.


https://m.edsoo.ru/8864c3f6

12.09

5/2

Великобритания в XVIII в.

Королевская власть и парламент.

Тори и виги. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин. Появление фабрик, замена ручного труда машинным.

Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Луддизм

Объяснять, как распределялась власть в парламентской монархии в Англии.

Раскрывать предпосылки промышленного переворота в Англии.

Называть важнейшие технические изобретения, способствовавшие переходу от мануфактуры

к машинному производству.

Объяснять значение понятий и

терминов: промышленный переворот (революция), машинное производство, луддизм.

Раскрывать, в чём состояли

социальные последствия промышленного переворота в Англии.

Описывать условия труда и быта горняков и фабричных рабочих. Рассказывать о борьбе промышленных рабочих за свои права

§ 22

https://m.edsoo.ru/8864c536, https://m.edsoo.ru/8864c6d0

16.09

6/3

Франция в XVIII в.

Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка. Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия

Объяснять, почему после

«блестящего правления» Людовика XIV.

Франция оказалась перед лицом значительных проблем в экономике, внутренней и внешней политике.

Рассказывать о попытках проведения реформ во Франции при Людовике XVI, объяснять, почему они не были доведены до конца.

Характеризовать состав и статус

«третьего сословия» во Франции, объяснять, почему не только низы, но и верхушка сословия были

недовольны своим положением

§ 26, с.236-240

https://m.edsoo.ru/8864c892

19.09

7/4

Итальянские и Германские земли в XVIII в.

Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих IIВеликий. Габсбургская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа II. Реформы просвещённого абсолютизма. Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью итальянских земель

Характеризовать развитие германских государств в XVIII в. (политическое устройство, социальные отношения, экономика). Объяснять, в чём выразилось усиление Пруссии в XVIII в., какими средствами прусские короли добивались этого.

Представлять характеристику Фридриха II, его внутренней и внешней политики.

Показывать на исторической карте владения австрийских Габсбургов в XVIII в., называть проживавшие там народы.

Рассказывать о преобразованиях, проводившихся в правление.

Марии Терезии и Иосифа II, давать оценку их значения.

Характеризовать политическое положение итальянских земель

в XVIII в., используя историческую

карту


https://m.edsoo.ru/8864c9c8

23.09

8/5

Государства Пиренейского полуострова и их колонии

Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития, ослабление международных позиций.

Реформы в правление Карла III.

Попытки проведения реформ в Португалии. Управление

колониальными владениями Испании и Португалии в Южной Америке. Недовольство населения колоний политикой метрополий

Рассказывать о состоянии хозяйства и социальных отношениях

в Испании XVIII в.

Характеризовать реформы второй половины XVIII в. в Испании и Португалии (цели, инициаторы реформ, содержание, итоги).

Раскрывать, в чём выразилось соперничество Испании и Великобритании в XVIII в. и чем оно завершилось.

Объяснять, что способствовало распространению в американских колониях Испании и Португалии во второй половине XVIII в. идей борьбы за независимость

от метрополий


https://m.edsoo.ru/8864cae0

26.09

9/6

Обобщение по теме «Государства Европы в XVIII в.»

Повторение, обобщение и контроль по теме «Государства Европы в XVIII в.»

Применять полученные знания для решения учебных и практических задач



30.09

1.4 Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость (2 часа)

10/1

Английские колонии в Северной Америке

Создание английских колоний на американской земле. Состав европейских переселенцев.

Складывание местного самоуправления. Колонисты и индейцы. Южные и северные колонии: особенности экономического развития и социальных отношений.

Противоречия между метрополией и колониями. «Бостонское чаепитие».

Рассказывать, кто и почему направлялся в XVI–XVII вв.

в английские колонии в Северной Америке.

Характеризовать порядки,

устанавливавшиеся в колониях, объяснять, что в них отличалось от устоев Старого Света.

Рассказывать о развитии хозяйства в британских колониях в XVIII в.,

используя информацию исторической карты.

Объяснять, чем было вызвано обострение отношений между метрополией и населением колоний в 1760 – начале 1770-х гг.

§ 23

https://m.edsoo.ru/8864cc0c

3.10

11/2

Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки.

Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны

за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной армии под командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости (1776). Перелом в войне и её

завершение. Поддержка колонистов

со стороны России. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787).

«Отцы-основатели». Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими штатами независимости

Рассказывать, привлекая карту, о ключевых событиях борьбы

североамериканских колоний Великобритании за независимость.

Объяснять значение понятий и

терминов: «Бостонское чаепитие», конгресс, «отцы-основатели», конфедерация, федерация, президент. Называть документы, заложившие основы американского государства (Декларация независимости, Конституция, Билль о правах), характеризовать их основные

положения.

Анализировать исторические тексты (фрагменты документов и другое), отрывки из работ историков.

Представлять характеристику руководителей борьбы североамериканских колоний

за независимость (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Вашингтон –

по выбору).

Рассказывать об отношении европейских держав, в том числе России, к борьбе североамериканских колоний.

Раскрывать причины и значение

победы североамериканских штатов в борьбе за независимость

§24


https://m.edsoo.ru/8864cd24

7.10

1.5 Французская революция конца XVIII в. (3 часа)

12/1

Причины и начало Великой французской революции.

Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции. Начало революции

Раскрывать причины обострения социальной напряжённости

во Франции в 1780-е гг.

Рассказывать о событиях 1789 г. в Париже, положивших начало революции.

§25

РЭШ, урок 4, https://m.edsoo.ru/8864ce3c

10.10

13/2

Великая французская революция. От монархии к республике

Декларация прав человека и

гражданина. Политические течения и деятели революции (Ж.Ж. Дантон,

Ж.-П. Марат). Упразднение монархии и провозглашение республики.

Вареннский кризис. Начало войн против европейских монархов. Казнь короля. Вандея. . Политическая борьба в годы республики. Конвент и

«революционный порядок управления».

Систематизировать информацию об основных этапах и ключевых событиях революции 1789–1799 гг. (в форме хроники, таблицы).

Называть основные положения

«Декларации прав человека и гражданина», раскрывать их значение.

Характеризовать основные

политические течения Французской революции, называть их идеологов и лидеров.

Объяснять значение понятий и

терминов: Национальное собрание, Учредительное собрание, Законодательное собрание, декрет,

жирондисты, монтаньяры, якобинцы, санкюлоты, Вареннский кризис, Национальный конвент, Вандея. Готовить и представлять сообщение об одном из известных деятелей Французской революции конца XVIII в. (по выбору).

§26

https://m.edsoo.ru/8864cf5e

14.10

14/3

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор.

Отказ от основ «старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь. Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.).

Учреждение Директории. Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18-19 брюмера (ноябрь 1799 г.).

Установление режима консульства. Итоги и значение революции

Объяснять значение понятий и

терминов: Комитет общественного спасения, террор, Директория, переворот18 брюмера, режим консульства. Рассказывать об основных преобразованиях, проведённых

в годы революции в сферах политики, экономики, социальных отношений, религии, культуры, давать оценку их значения. Характеризовать отношение ведущих европейских держав к революционным событиям во Франции.

Рассказывать о войнах революционной Франции, используя историческую карту.

Анализировать документы революции (извлекать информацию, характеризовать сущность и значение содержащихся в документе

положений).

Готовить и представлять сообщение об одном из известных деятелей Французской революции конца XVIII в. (по выбору).

Объяснять, в чём заключалась сущность переворота

18 брюмера 1799 г.

Характеризовать итоги и значение Великой французской революции конца XVIII в., объяснять, почему события революции по-разному оценивались их современниками и

затем историками

§ 27


https://m.edsoo.ru/8864d080

17.10


1.6 Европейская культура в XVIII в. (3 часа)

15/1

Наука и образование

Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков, физиков, астрономов. Достижения

в естественных науках и медицине. Продолжение географических открытий. Распространение образования.

Рассказывать о наиболее значительных достижениях

европейской науки XVIII в – физики, математики, естествознания (называть имена учёных и их

открытия).

Показывать на карте маршруты

географических экспедиций и места открытий, совершённых европейскими, в том числе российскими, путешественниками и мореплавателями в XVIII в.

Представлять сообщение об одном из известных европейских исследователей новых земель

(по выбору).

Раскрывать, какие успехи в развитии образования в европейских странах были достигнуты в «век

Просвещения» (в том числе в России).


https://m.edsoo.ru/8864d418

21.10

16/2

Мир художественной культуры XVIII в.

Литература XVIII в.: жанры, писатели, великие романы.

Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр: жанры, популярные авторы, произведения.

Рассказывать об основных жанрах европейской литературы XVIII в., называть известные произведения. Показывать, используя иллюстрации учебника и интернет-ресурсы, в чём заключались основные художественные особенности классицизма и барокко.

Объяснять, в чём выразилось усиление светского начала

в литературе и художественной культуре XVIII в.

§ 28

https://m.edsoo.ru/8864d562

24.10

17/3

Повседневная жизнь

Сословный характер культуры. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень

Называть источники,

рассказывающие о повседневной жизни разных слоёв населения

в Европе XVIII в., определять характер и ценность содержащейся в них информации.

Составлять описание одного дня из жизни представителей разных слоёв европейского общества

(в форме презентации, проектной

работы)



https://m.edsoo.ru/8864d6ac

2 ч

7.11

1.7 Международные отношения в XVIII в. (2 часа)

18-19/1-2

Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России

в международных отношениях

в XVIII в. Северная война (1700–1721). Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756–1763). Разделы Речи Посполитой. Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции.

Колониальные захваты европейских держав

Раскрывать, какие государства и в силу каких причин определяли баланс сил в Европе в XVIII в.

Объяснять, когда и почему в XVIII в.

возникали «войны за наследство». Характеризовать участие России

в крупных международных событиях XVIII в. (Северная война, Семилетняя война, разделы Польши).

Рассказывать о Семилетней войне (1756–1763), используя историческую карту (причины; основные участники и их цели в войне; территория боевых действий; ключевые сражения; итоги).

Раскрывать внутренние и

внешнеполитические предпосылки разделов Речи Посполитой,

показывать на исторической карте территории, отошедшие к трём

государствам – участникам разделов.

Объяснять, какое место

в международных отношениях XVIII в. занимала борьба

европейских держав за колониальные

владения

§ 18-19

https://m.edsoo.ru/8864d7c4, https://m.edsoo.ru/8864d8dc

11.11

14.11

1.8 Страны Востока в XVIII в. (3 часа)

20/1

Османская империя: от могущества к упадку.

Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения.

Попытки проведения реформ;

Селим III.

Давать описание территории и состава населения Османской

империи в XVIII в., используя карту. Рассказывать о попытках проведения реформ в Османском государстве

в XVIII в., их результатах. Раскрывать, что свидетельствовало о кризисном положении Османской империи в конце XVIII в.

Представлять сообщение на тему

«Османская империя и европейские державы в XVIII в.».

Объяснять, чем была вызвана серия русско-турецких войн в XVIII в.,

каковы были их итоги.


РЭШ, урок 6, https://m.edsoo.ru/8864d9f4

18.11

21/2

Индия и Китай в XVIII в.

Индия. Ослабление империи Великих Моголов. Борьба

европейцев за владения в Индии. Утверждение британского владычества. Китай. Империя Цин в XVIII в.: власть маньчжурских императоров, система управления

страной. Внешняя политика империи Цин; отношения с Россией.

«Закрытие» Китая для иноземцев.

Рассказывать, используя историческую карту, о крупнейших государствах, существовавших

на территории Индостана в XVIII в., их отношениях друг с другом.

Объяснять, как и почему британцы одержали победу в соперничестве европейских колонизаторов

за господство в Индии.

Характеризовать колониальные порядки, установленные в Индии британцами.

Рассказывать, как было организовано управление обширной китайской империей при императорах

династии Цин.

Характеризовать, используя историческую карту, внешнюю политику Цинской империи

в XVIII в., её отношения с Россией. Объяснять, что побудило правителей Китая установить в середине XVIII в. режим изоляции.

§ 29-30

РЭШ, урок 7, https://m.edsoo.ru/8864db0c

21.11

22/3

Япония. Культура стран Востока в XVIII в.

Япония в XVIII в. Сёгуны и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII в.

Объяснять, как в японском государстве распределялась власть между императором, сёгуном, дайме. Называть основные сословия,

существовавшие в Японии в XVIII в., характеризовать их статус,

имущественное положение, обязанности.

Раскрывать последствия политики самоизоляции Японии, проводившейся сёгунами Токугава. Рассказывать о достижениях культуры народов Востока в XVIII в., привлекая иллюстрации учебника и интернет-ресурсы.

Высказывать суждение о причинах увлечения восточной культурой

в Европе XVIII в., о том, какие достоинства произведений восточной культуры привлекали

европейцев


С.281-284

https://m.edsoo.ru/8864dc56

2.12

1.9 Обобщение (1 час)

23/1

Обобщение

Историческое и культурное наследие XVIII в.

Определять хронологическую последовательность крупных событий всеобщей истории XVIII в. Группировать исторические факты по заданному признаку.

Отмечать на карте территории государств к концу XVIII в.; характеризовать произошедшие на карте мира изменения.

Выделять особенности политики

«просвещенного абсолютизма» в европейских странах.

Раскрывать причины и последствия промышленного переворота.

Характеризовать политическое развитие европейских стран; абсолютизм как форму правления.

Выделять черты развития Османской империи и стран Востока в XVIII в.

Извлекать информацию

из предложенного источника; определять его информационную ценность.

Составлять описание памятника материальной или духовной культуры по предложенному

изображению; выделять его характерные признаки. Раскрывать существенные черты идеологии Просвещения.

Составлять обобщающую схему по Французской революции.

Характеризовать причины и результаты образования США. Характеризовать колониальную политику европейских держав.

Сравнивать европейские революции XVII и XVIII в., выделять сходства и различия.

Определять по описанию выдающихся государственных

деятелей, деятелей культуры, давать

оценку их деятельности


https://m.edsoo.ru/8864dea4

5.12


Всего по разделу

23









РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII- XVIII В.: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ (45 часов)


Тема

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Содержание уч-ка

ЦОР

Дата

2.1 Введение (1 час)

1/1

Введение.

Введение

Характеризовать виды и информационную ценность исторических источников. Раскрывать существенные черты экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI–XVII вв. (используя карту).

Обозначать на ленте времени основные периоды развития России

в конце XVII – XVIII вв.

§1

https://m.edsoo.ru/8a18b356

9.12

2.2 Россия в эпоху преобразований Петра I (11 часов)

2/1

Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки петровских реформ

Россия и Европа в конце XVII в.

Причины и предпосылки преобразований. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Характеризовать географическое положение России на рубеже XVII–XVIII вв., опираясь

на историческую карту, раскрывать влияние географического фактора на развитие экономики страны.

Давать сравнительную характеристику международного

положения России в начале и в конце XVII в.

Сопоставлять государственный, политический, социально- экономический строй России и европейских государств в конце XVII в., выявляя общие черты и различия.

Раскрывать значение понятий: абсолютизм, модернизация.

Объяснять, в чём состояли причины и предпосылки преобразований

§ 1, 2

https://m.edsoo.ru/8a18b720

12.12

3/2

Начало правления Петра I

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I

Раскрывать значение понятий: абсолютизм, модернизация.

Объяснять, в чём состояли причины и предпосылки преобразований

§ 3

https://m.edsoo.ru/8a18ba40

16.12

4/3

Экономическая политика Петра I

Экономическая политика.

Строительство заводов и мануфактур. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные

заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда.

Принципы меркантилизма и

протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати

Характеризовать развитие экономики России в первой четверти XVIII в. (на основе информации учебника и

карты).

Раскрывать значение понятий и терминов: приписные крестьяне, посессионные крестьяне,

протекционизм, меркантилизм, подушная перепись, крепостная мануфактура, фискал.

Разъяснять сущность системы

налогообложения в петровское время

§ 6

https://m.edsoo.ru/8a18bbee

19.12

5/4

Российское общество в петровскую эпоху

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ

о единонаследии и Табель о рангах.

Противоречия в политике

по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета.

Положение крестьян. Переписи населения (ревизии)

Систематизировать в виде схемы информацию о социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в., характеризовать правовое положение основных социальных групп.

Рассказывать о переменах

в положении дворянства на основе анализа документов (Табель о рангах, Указ о единонаследии и др.).

Раскрывать значение понятий: Сенат, коллегии, губерния, Генеральный регламент, Табель о рангах, ратуша,

магистрат, гильдия

§ 7

https://m.edsoo.ru/8a18bd74

23.12

6/5

Реформы управления Петра I

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда.

Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент.

Санкт-Петербург ‒ новая столица.


Систематизировать материал о реформах государственного

управления в Петровскую эпоху.

Сравнивать аппарат управления

при Петре I и в допетровскую эпоху.

Объяснять термины: конфессия,

Синод

§ 5

РЭШ, урок 13, https://m.edsoo.ru/8a18bef0

26.12

7/6

Военная реформа

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы

Давать оценку значения создания регулярной армии и военно-морского флота при Петре I. Объяснять понятия: гвардия, рекрутский набор.

С.26-27

https://m.edsoo.ru/8a18c094

9.01

8/7

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение инославных конфессий

Раскрывать значение упразднения патриаршества

§ 8

https://m.edsoo.ru/8a18c620

13.12

9/8

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея

Рассказывать о социальных выступлениях в Петровскую эпоху, привлекая информацию карты. Систематизировать информацию об оппозиции Петру I (в виде развёрнутого плана, тезисов).

§ 9

https://m.edsoo.ru/8a18c7ec

16.01

10/9

Великая Северная война 1700-1721 гг.

Внешняя политика. Северная война.

Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление.

Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике.

Сражения у м. Гангут и о. Гренгам.

Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России

империей. Каспийский поход Петра I

Характеризовать основные направления внешней политики России в Петровскую эпоху, систематизировать информацию о Северной войне 1700–1721 гг. (причины, участники, ключевые события, итоги).

Рассказывать о сражениях Северной войны, используя информацию учебника, карты, визуальные источники. Характеризовать международное положение России к концу правления

Петра

§ 4

https://m.edsoo.ru/8a18c97c

23.01

11/10


Перемены в культуре России

Повседневная жизнь и быт при Петре I

Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике.

Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати.

Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге.

Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное зерцало». Новые формы общения

в дворянской среде. Ассамблеи, балы, светские государственные праздники.

Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.


Объяснять значение понятий и терминов: дворянская культура, ассамблея.

Характеризовать нововведения в разных областях культуры

в Петровскую эпоху

с использованием визуальных и письменных источников («Юности честное зерцало», указы Петра I, отрывки из сочинений историков и другое).

Осуществлять поиск информации на образовательных сайтах

о градостроительстве в Петровскую эпоху.


§ 10,11

https://m.edsoo.ru/8a18cb0c

27.01

12/11

Значение петровских преобразований в истории страны

Итоги, последствия и значение петровских преобразований.

Образ Петра I в русской культуре

Составлять характеристику (исторический портрет) Петра I, высказывать суждения о его личности и деятельности.

Излагать точки зрения историков

о причинах, предпосылках, итогах и значении петровских преобразований. Участвовать в обсуждении вопроса о значении петровских преобразований для развития России, высказывать и аргументировать своё мнение

§ 12

https://m.edsoo.ru/8a18cc88

30.01

2.3 Россия после Петра I. Дворцовые перевороты (7 часов)

13/1

Эпоха дворцовых переворотов

Причины нестабильности

политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм.

Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова.


Объяснять причины дворцовых переворотов.

Систематизировать информацию о дворцовых переворотах (даты, участники, результаты).


С. 84-86,

РЭШ, урок 18, https://m.edsoo.ru/8a18ce0e


3.02

14/2

Анна Иоанновна Иван VI Антонович

Кондиции «верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.

Объяснять значение понятий и

терминов: Верховный тайный совет, дворцовые перевороты, фаворитизм. Проводить анализ «Кондиций верховников» как исторического документа.

Давать оценку роли фаворитов

в управлении и политике России после Петра I.

С.86-88, с.92-93, 94, документ с.90, с.96-97

https://m.edsoo.ru/8a18cfa8

6.02

15/3

Внешняя политика России в 1720-1730 гг.

Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной

окраинах. Переход Младшего жуза под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Рассказывать, используя информацию карты, об укреплении южных границ России в 1730-е гг. Составлять характеристику (исторический портрет) Анны Иоанновны

С.98,

с .101-102

https://m.edsoo.ru/8a18d1d8

10.02

16/4

Россия при Елизавете Петровне

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Составлять характеристику (исторический портрет) Елизаветы Петровны. Давать оценку экономической и финансовой политике Елизаветы Петровны, её результатов. Раскрывать значение создания Московского университета.

С.88-89, 93-94, 95

РЭШ, урок 19, https://m.edsoo.ru/8a18d368

13.02

17/5

Россия в международных конфликтах 1740–1750-х гг.

Россия в международных конфликтах 1740–1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Систематизировать информацию о Семилетней войне и участии в ней России (причины, участники, ключевые сражения российской армии, итоги).

С.98-101, документ с. 103-104

https://m.edsoo.ru/8a18d516

17.02

18/6

Пётр III

Петр III. Манифест о вольности дворянства. Причины переворота 28 июня 1762 г.

Проводить анализ Манифеста о вольности дворянства как исторического документа, высказывать суждение о его значении. Объяснять причины переворота 28 июня 1762 г.

С.89, с.94

https://m.edsoo.ru/8a18d6a6, https://m.edsoo.ru/8a18d840

20.05

19/7

Обобщение по теме «Дворцовые перевороты»

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Дворцовые перевороты»

Применять полученные знания для решения учебных и практических задач



15.02

2.4 Россия в 1760–1790-х гг. Правление Екатерины II и Павла I (18 часов)

20/1

Внутренняя политика Екатерины II

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России.

Представлять характеристику личности и деятельности Екатерины II. Объяснять значение понятий и терминов: просвещённый абсолютизм. Извлекать информацию из «Наказа» Екатерины II, выявлять особенности просвещённого абсолютизма в России.

§ 18

РЭШ, урок 22, https://m.edsoo.ru/8a18d9e4

24.02

21/2

Губернская реформа.

Губернская реформа.

Представлять в виде схемы систему местного управления по губернской реформе

С.12

https://m.edsoo.ru/8a18dc14

27.02

22/3

Экономическое развитие России при Екатерине II

Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество.

Объяснять значение понятий и терминов: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, секуляризация.


§ 19

https://m.edsoo.ru/8a18ddc2

3.03

23/4

Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.

Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий.

Дворянство ‒ «первенствующее сословие» империи.

Привлечение представителей сословий к местному управлению.

Создание дворянских обществ

в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Раскрывать значение участия сословных представителей в местном самоуправлении России в конце XVIII в.

§ 20

РЭШ, урок 23, https://m.edsoo.ru/8a18e16e

6.03

24-25/

5-6

Национальная и религиозная политика Екатерины II

Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи.

Ликвидация гетманства

на Левобережной Украине и Войска Запорожского. Формирование Кубанского казачества. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Политика по отношению к исламу. Башкирские восстания.

Формирование черты оседлости

Характеризовать национальную и религиозную политику власти

в правление Екатерины II.

Показывать на карте территории расселения народов в Российской империи в XVIII в.

Характеризовать национальную и религиозную политику власти

в правление Екатерины II

С.32-37

https://m.edsoo.ru/8a18e59c

10.03

13.03


26-27/7-8

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни.

Права помещика по отношению

к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаёмный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян

к работе на мануфактурах.

Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей.

Начало известных предпринимательских династий:

Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и другие.

Внутренняя и внешняя торговля.

Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская,

Мариинская и другие Ярмарки и их роль во внутренней торговле.

Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки Малороссии. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса

Рассказывать об экономических районах и развитии экономики страны при Екатерине II, используя информацию учебника и карты.

Сравнивать экономическую и социальную политику Петра I и

Екатерины II, выявлять общие черты и различия.

Характеризовать положение российского крепостного крестьянства с привлечением материала книги А.Н. Радищева

«Путешествие из Петербурга в Москву».

Проводить анализ исторических документов (Жалованные грамоты дворянству и городам и другое) для выявления прав и обязанностей дворянства и городского сословия. Участвовать в подготовке проекта

«Известные предпринимательские династии» (в том числе на материале истории региона).

Показывать на карте важнейшие торговые пути, местоположение крупнейших российских ярмарок

С.15-16

https://m.edsoo.ru/8a18e722, https://m.edsoo.ru/8a18e858, https://m.edsoo.ru/8a18e9d4

17.03

20.03

28/9

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли

Показывать на карте территорию, раскрывать причины, ход, итоги, значение восстания под

предводительством Е. И. Пугачёва. Представлять характеристику

Е.И. Пугачёва.

Объяснять, в чём состояло влияние восстания под руководством Пугачёва на внутреннюю политику,

общественную жизнь

§ 21

РЭШ, урок 24, https://m.edsoo.ru/8a18ebc8, https://m.edsoo.ru/8a18ed6c

31.03


29/

10-30/

11

Внешняя политика Екатерины II

Внешняя политика России второй половины XVIII в., её основные задачи. Н.И. Панин и А.А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством

Сравнивать основные направления внешней политики России

при Петре I и Екатерине II,

выявлять черты сходства и различия.

Систематизировать информацию о русско-турецких войнах второй

половины XVIII в. (даты, участники, ключевые сражения, итоги). Давать характеристику личности и деятельности П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова,

Г. А. Потёмкина.

Высказывать и обосновывать

суждения о причинах побед русских войск.

§ 22

РЭШ, урок 25, https://m.edsoo.ru/8a18ef42

3.04

31/

12

Участие России в разделах Речи Посполитой.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.:

стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе

с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Борьба поляков за национальную независимость. Восстание

под предводительством Т. Костюшко

Систематизировать информацию об участии России, наряду

с империей Габсбуров и Пруссией, в разделах Речи Посполитой

С.44-46

https://m.edsoo.ru/8a18f302

7.04


32/

13-33/

14

Начало освоение Новороссии и Крыма

Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потёмкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Рассказывать с опорой на карту об освоении новых территорий, присоединённых в ходе русско- турецких войн.

Давать оценку итогам внешней политики и международному положению России в конце правления Екатерины II.

§ 23

https://m.edsoo.ru/8a18f118

10.04

14.04

34/

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II»

Всероссийская проверочная работа

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Российская империя при Екатерине II»

Применять полученные знания для решения учебных и практических задач

Повторить даты, персоналии, термины по теме

РЭШ, урок 26, 27

17.04

35/

16

Внутренняя политика Павла I

Россия при Павле I. Личность Павла I и её влияние на политику страны. Основные принципы внутренней политики. Ограничение дворянских привилегий. Укрепление абсолютизма «просвещённого абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Акт

о престолонаследии и Манифест

о «трёхдневной барщине». Политика по отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью.

через отказ от принципов

Составлять характеристику (исторический портрет) Павла I. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I, называть основные мероприятия.

Давать оценку политике Павла I в отношении дворянства и крестьянства на основе анализа документов (указы

о престолонаследии, о «трёхдневной барщине» и другие).

§ 24

РЭШ, урок 28, https://m.edsoo.ru/8a18f4b0, https://m.edsoo.ru/8a18f668

21.04


36/

17


Внешняя политика Павла I

Меры в области внешней политики.

Участие России в борьбе

с революционной Францией.

Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море

Рассказывать об Итальянском и Швейцарском походах

А. В. Суворова, действиях русской эскадры в Средиземном море

(с привлечением материала курса всеобщей истории).


§ 25

https://m.edsoo.ru/8a18f8ca


24.04

37/

18

Историки о Павле I

Причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

Раскрывать причины заговора против Павла I

С.69-70

https://m.edsoo.ru/8a18fa6e

28.04

2.5 Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (6 часов)

38/1

Общественная мысль, публицистика, литература, пресса

Идеи Просвещения в российской

общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы.

Общественные идеи в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Характеризовать направления общественной мысли в России в XVIII в.

Сравнивать идеи европейского Просвещения и общественные идеи в России в XVIII в., выявлять общие черты и особенности.

С. 72-77

РЭШ, урок 29, https://m.edsoo.ru/8a18fbb8

5.05

39/2

Перемены в повседневной жизни российских сословий

Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство

в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо). Вклад в развитие русской культуры учёных, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа

и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Раскрывать значение понятий: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.

Характеризовать основные стили и жанры художественной культуры, раскрывать их особенности

на конкретных примерах.

Составлять описание памятников культуры XVIII в. (в том числе региональных).

Участвовать в подготовке проектов

«Дворянская усадьба»,

«Быт крепостной деревни». Высказывать и обосновывать суждения об образе жизни, мировоззрении, жизненных

ценностях дворянства, купечества, духовенства и крестьянства.

С. 101-105, § 26

https://m.edsoo.ru/8a18fcf8, https://m.edsoo.ru/8a18fe6a

12.05

40/3

Образование в России в XVIII в.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей.

Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве,

Института благородных девиц

в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет ‒ первый российский университет.

Представлять в виде схемы и характеризовать систему образования в России в конце XVIII в.

С. 77-81

РЭШ, урок 30, https://m.edsoo.ru/8a1901ee

6.05

41/4

Российская наука и техника в XVIII в.

Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. Изучение страны ‒ главная задача российской науки.

Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение

Аляски и Северо-Западного побережья Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие русского литературного языка.

Российская академия. Е.Р. Дашкова.

М.В. Ломоносов и его роль

в становлении российской науки и образования.

Раскрывать предпосылки

становления российской науки в XVIII в.

Высказывать и обосновывать суждения о роли Академии наук,

Московского университета

в развитии российского образования и науки.

Характеризовать основные направления развития российской науки на конкретных примерах.

Представлять характеристику

личности и научной деятельности М.В. Ломоносова.

81-86

https://m.edsoo.ru/8a190022

15.05

42/5

Русская архитектура

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга,

формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга.

Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах.

В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Ф.Ф. Растрелли.

Составлять описание Петербурга при Петре I и Екатерине II. Характеризовать творчество выдающихся архитекторов и

художников, приводить примеры их произведений.

Составлять описание памятников различных архитектурных стилей, построенных в XVIII в. в столицах и крупных городах (в том числе

в своём регионе), различать в них национальные и европейские традиции.

86-96

.

19.05

43/6

Живопись и скульптура

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине

XVIII в. Новые веяния

в изобразительном искусстве в конце столетия


Участвовать в подготовке проектов, посвящённых выдающимся деятелям российской культуры XVIII в.

С.91-96

РЭШ, урок 31

22.05

2.6 Наш край в XVIII в. (1 час)

44/1

Наш край в XVIII в.

Наш край в XVIII в.

Выполнять учебные проекты

по отечественной истории XVIII в. (в том числе на региональном

материале)


https://m.edsoo.ru/8a1907f2

26.05

2.7 Обобщение (1 час)

45/1

Обобщение

Повторение, обобщение и контроль по разделу «История России. Россия в конце XVII – XVIII в.: от царства к империи»

Располагать в хронологической последовательности крупные

события российской истории XVIII в. Устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.

Показывать на карте (контурной карте) важнейшие события российской истории XVIII века, направления, союзников и

противников России во внешней политике, важнейшие сражения, изменение границ Российской империи к концу XVIII века.

Характеризовать участие России

в крупных международных событиях XVIII в. (Северная война, Семилетняя война, разделы Польши).

Описывать крупные события

отечественной истории с опорой

на исторические факты, источники и мнения историков.

Определять по описанию правителей российского государства, выдающихся государственных

деятелей, деятелей культуры, давать оценку их деятельности.

Характеризовать изменения

положение сословий на протяжении XVIII века.

Объяснять значение понятий и терминов: ассамблея, барокко,

бироновщина, Верховный тайный совет, гвардия, гильдия, губерния, дворцовый переворот, империя, классицизм, коллегии, кондиции, крепостная мануфактура, магистрат,

меркантилизм, модернизация, прокурор, просвещённый абсолютизм, ратуша, ревизия, рекрутские наборы, рококо, секуляризация, сенат,

сентиментализм, Синод, Табель о рангах, Уложенная комиссия, фискал; уметь выстраивать ответ на проблемный вопрос

с использованием ключевых понятий.

Составлять описание памятника материальной или духовной культуры по предложенному изображению; выделять его характерные признаки; выделять

в нем национальные и европейские традиции.

Извлекать информацию

из предложенного источника (Табель о рангах, Указ о единонаследии, Указ о престолонаследии, «Юности честное зерцало», «Кондиции верховников», «Манифест

о вольности дворянства», «Наказ» Екатерины II, Жалованные грамоты дворянству и городам, Указ

«о трёхдневной барщине» и др.);

определять его информационную ценность.

Раскрывать существенные черты экономического, социального и политического развития России в XVIII в.; внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода.

Сравнивать народные выступления XVII–XVIII вв.

Сравнивать абсолютизм как форму правления в Европе и России; черты

«просвещённого абсолютизма» в России и Европе.

Сравнивать идеи европейского Просвещения и общественные идеи в России в XVIII в., выявлять общие черты и особенности.

Группировать памятники российской культуры XVIII века по стилям и

жанрам



27.05


ОБЩЕЕ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68