№ | Тема | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Содержание уч-ка | ЦОР | Дата |
Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII в. (23 часа) |
1.1 Введение (1 час) |
1/1 | Введение | Введение | Обозначать на ленте времени общие хронологические рамки и основные периоды истории Нового времени. Характеризовать факты, события, процессы истории зарубежных стран с древности до конца XVII в. (используя карту). Объяснять причины и следствия важнейших событий всеобщей истории XV–XVII вв. | | https://m.edsoo.ru/8864c086 | 2.09 |
1.2 Век Просвещения (2 часа) |
2/1 | Великие просветители Европы. | Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и распространение идей рационализма. Английское Просвещение; Дж. Локк и Т. Гоббс. Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция ‒ центр Просвещения. Философские и политические идеи Ф.М. Вольтера, Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер). | Рассказывать, какие новые черты проявились в европейской науке в XVII–XVIII вв. Объяснять смысл идеи общественного договора, выдвинутой английскими мыслителями XVII в. Излагать взгляды известных французских просветителей на государство, власть, религию и церковь. Представлять характеристику одного из ведущих деятелей французского Просвещения (по выбору). Объяснять значение издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». | § 20 | https://m.edsoo.ru/8864c1a8, https://m.edsoo.ru/8864c2c0 | 5.09 |
3/2 | Распространение идей Просвещения | Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в Америке. Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и общества. «Союз королей и философов» | Раскрывать на примерах особенности распространения идей Просвещения в отдельных странах. Анализировать исторические тексты (фрагменты философских и публицистических сочинений, материалы переписки и др.) – извлекать и комментировать информацию. Объяснять, чем был вызван интерес ряда европейских правителей к идеям Просвещения | | | 9.09 |
1.3 Государства Европы в XVIII в (6 часов) |
4/1 | Монархии в Европе XVIII в.: | Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии. Просвещённый абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь. Секуляризация церковных земель. Экономическая политика власти. Меркантилизм | Характеризовать основные формы государств в Европе XVIII в. Систематизировать информацию об основных мероприятиях политики просвещённого абсолютизма в отдельных европейских странах (государственное управление, социальные отношения, образование, религия и Церковь). Объяснять значение понятий: парламентская монархия, просвещенный абсолютизм, секуляризация, меркантилизм, протекционизм. Высказывать и аргументировать оценку результатов политики просвещённого абсолютизма в европейских странах. Раскрывать, в чём выразилось изменение отношения к Церкви, религии в ряде европейских государств в XVIII в. | | https://m.edsoo.ru/8864c3f6 | 12.09 |
5/2 | Великобритания в XVIII в. | Королевская власть и парламент. Тори и виги. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин. Появление фабрик, замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Луддизм | Объяснять, как распределялась власть в парламентской монархии в Англии. Раскрывать предпосылки промышленного переворота в Англии. Называть важнейшие технические изобретения, способствовавшие переходу от мануфактуры к машинному производству. Объяснять значение понятий и терминов: промышленный переворот (революция), машинное производство, луддизм. Раскрывать, в чём состояли социальные последствия промышленного переворота в Англии. Описывать условия труда и быта горняков и фабричных рабочих. Рассказывать о борьбе промышленных рабочих за свои права | § 22 | https://m.edsoo.ru/8864c536, https://m.edsoo.ru/8864c6d0 | 16.09 |
6/3 | Франция в XVIII в. | Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка. Попытки проведения реформ. Королевская власть и сословия | Объяснять, почему после «блестящего правления» Людовика XIV. Франция оказалась перед лицом значительных проблем в экономике, внутренней и внешней политике. Рассказывать о попытках проведения реформ во Франции при Людовике XVI, объяснять, почему они не были доведены до конца. Характеризовать состав и статус «третьего сословия» во Франции, объяснять, почему не только низы, но и верхушка сословия были недовольны своим положением | § 26, с.236-240 | https://m.edsoo.ru/8864c892 | 19.09 |
7/4 | Итальянские и Германские земли в XVIII в. | Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих IIВеликий. Габсбургская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа II. Реформы просвещённого абсолютизма. Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью итальянских земель | Характеризовать развитие германских государств в XVIII в. (политическое устройство, социальные отношения, экономика). Объяснять, в чём выразилось усиление Пруссии в XVIII в., какими средствами прусские короли добивались этого. Представлять характеристику Фридриха II, его внутренней и внешней политики. Показывать на исторической карте владения австрийских Габсбургов в XVIII в., называть проживавшие там народы. Рассказывать о преобразованиях, проводившихся в правление. Марии Терезии и Иосифа II, давать оценку их значения. Характеризовать политическое положение итальянских земель в XVIII в., используя историческую карту | | https://m.edsoo.ru/8864c9c8 | 23.09 |
8/5 | Государства Пиренейского полуострова и их колонии | Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития, ослабление международных позиций. Реформы в правление Карла III. Попытки проведения реформ в Португалии. Управление колониальными владениями Испании и Португалии в Южной Америке. Недовольство населения колоний политикой метрополий | Рассказывать о состоянии хозяйства и социальных отношениях в Испании XVIII в. Характеризовать реформы второй половины XVIII в. в Испании и Португалии (цели, инициаторы реформ, содержание, итоги). Раскрывать, в чём выразилось соперничество Испании и Великобритании в XVIII в. и чем оно завершилось. Объяснять, что способствовало распространению в американских колониях Испании и Португалии во второй половине XVIII в. идей борьбы за независимость от метрополий | | https://m.edsoo.ru/8864cae0 | 26.09 |
9/6 | Обобщение по теме «Государства Европы в XVIII в.» | Повторение, обобщение и контроль по теме «Государства Европы в XVIII в.» | Применять полученные знания для решения учебных и практических задач | | | 30.09 |
1.4 Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость (2 часа) |
10/1 | Английские колонии в Северной Америке | Создание английских колоний на американской земле. Состав европейских переселенцев. Складывание местного самоуправления. Колонисты и индейцы. Южные и северные колонии: особенности экономического развития и социальных отношений. Противоречия между метрополией и колониями. «Бостонское чаепитие». | Рассказывать, кто и почему направлялся в XVI–XVII вв. в английские колонии в Северной Америке. Характеризовать порядки, устанавливавшиеся в колониях, объяснять, что в них отличалось от устоев Старого Света. Рассказывать о развитии хозяйства в британских колониях в XVIII в., используя информацию исторической карты. Объяснять, чем было вызвано обострение отношений между метрополией и населением колоний в 1760 – начале 1770-х гг. | § 23 | https://m.edsoo.ru/8864cc0c | 3.10 |
11/2 | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны за независимость. Первые сражения войны. Создание регулярной армии под командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости (1776). Перелом в войне и её завершение. Поддержка колонистов со стороны России. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787). «Отцы-основатели». Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими штатами независимости | Рассказывать, привлекая карту, о ключевых событиях борьбы североамериканских колоний Великобритании за независимость. Объяснять значение понятий и терминов: «Бостонское чаепитие», конгресс, «отцы-основатели», конфедерация, федерация, президент. Называть документы, заложившие основы американского государства (Декларация независимости, Конституция, Билль о правах), характеризовать их основные положения. Анализировать исторические тексты (фрагменты документов и другое), отрывки из работ историков. Представлять характеристику руководителей борьбы североамериканских колоний за независимость (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Вашингтон – по выбору). Рассказывать об отношении европейских держав, в том числе России, к борьбе североамериканских колоний. Раскрывать причины и значение победы североамериканских штатов в борьбе за независимость | §24 | https://m.edsoo.ru/8864cd24 | 7.10 |
1.5 Французская революция конца XVIII в. (3 часа) |
12/1 | Причины и начало Великой французской революции. | Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции. Начало революции | Раскрывать причины обострения социальной напряжённости во Франции в 1780-е гг. Рассказывать о событиях 1789 г. в Париже, положивших начало революции. | §25 | РЭШ, урок 4, https://m.edsoo.ru/8864ce3c | 10.10 |
13/2 | Великая французская революция. От монархии к республике | Декларация прав человека и гражданина. Политические течения и деятели революции (Ж.Ж. Дантон, Ж.-П. Марат). Упразднение монархии и провозглашение республики. Вареннский кризис. Начало войн против европейских монархов. Казнь короля. Вандея. . Политическая борьба в годы республики. Конвент и «революционный порядок управления». | Систематизировать информацию об основных этапах и ключевых событиях революции 1789–1799 гг. (в форме хроники, таблицы). Называть основные положения «Декларации прав человека и гражданина», раскрывать их значение. Характеризовать основные политические течения Французской революции, называть их идеологов и лидеров. Объяснять значение понятий и терминов: Национальное собрание, Учредительное собрание, Законодательное собрание, декрет, жирондисты, монтаньяры, якобинцы, санкюлоты, Вареннский кризис, Национальный конвент, Вандея. Готовить и представлять сообщение об одном из известных деятелей Французской революции конца XVIII в. (по выбору). | §26 | https://m.edsoo.ru/8864cf5e | 14.10 |
14/3 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от основ «старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь. Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение Директории. Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18-19 брюмера (ноябрь 1799 г.). Установление режима консульства. Итоги и значение революции | Объяснять значение понятий и терминов: Комитет общественного спасения, террор, Директория, переворот18 брюмера, режим консульства. Рассказывать об основных преобразованиях, проведённых в годы революции в сферах политики, экономики, социальных отношений, религии, культуры, давать оценку их значения. Характеризовать отношение ведущих европейских держав к революционным событиям во Франции. Рассказывать о войнах революционной Франции, используя историческую карту. Анализировать документы революции (извлекать информацию, характеризовать сущность и значение содержащихся в документе положений). Готовить и представлять сообщение об одном из известных деятелей Французской революции конца XVIII в. (по выбору). Объяснять, в чём заключалась сущность переворота 18 брюмера 1799 г. Характеризовать итоги и значение Великой французской революции конца XVIII в., объяснять, почему события революции по-разному оценивались их современниками и затем историками | § 27 | https://m.edsoo.ru/8864d080 | 17.10 |
1.6 Европейская культура в XVIII в. (3 часа) |
15/1 | Наука и образование | Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков, физиков, астрономов. Достижения в естественных науках и медицине. Продолжение географических открытий. Распространение образования. | Рассказывать о наиболее значительных достижениях европейской науки XVIII в – физики, математики, естествознания (называть имена учёных и их открытия). Показывать на карте маршруты географических экспедиций и места открытий, совершённых европейскими, в том числе российскими, путешественниками и мореплавателями в XVIII в. Представлять сообщение об одном из известных европейских исследователей новых земель (по выбору). Раскрывать, какие успехи в развитии образования в европейских странах были достигнуты в «век Просвещения» (в том числе в России). | | https://m.edsoo.ru/8864d418 | 21.10 |
16/2 | Мир художественной культуры XVIII в. | Литература XVIII в.: жанры, писатели, великие романы. Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр: жанры, популярные авторы, произведения. | Рассказывать об основных жанрах европейской литературы XVIII в., называть известные произведения. Показывать, используя иллюстрации учебника и интернет-ресурсы, в чём заключались основные художественные особенности классицизма и барокко. Объяснять, в чём выразилось усиление светского начала в литературе и художественной культуре XVIII в. | § 28 | https://m.edsoo.ru/8864d562 | 24.10 |
17/3 | Повседневная жизнь | Сословный характер культуры. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень | Называть источники, рассказывающие о повседневной жизни разных слоёв населения в Европе XVIII в., определять характер и ценность содержащейся в них информации. Составлять описание одного дня из жизни представителей разных слоёв европейского общества (в форме презентации, проектной работы) | | https://m.edsoo.ru/8864d6ac | 2 ч 7.11 |
1.7 Международные отношения в XVIII в. (2 часа) |
18-19/1-2 | Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. | Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XVIII в. Северная война (1700–1721). Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756–1763). Разделы Речи Посполитой. Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции. Колониальные захваты европейских держав | Раскрывать, какие государства и в силу каких причин определяли баланс сил в Европе в XVIII в. Объяснять, когда и почему в XVIII в. возникали «войны за наследство». Характеризовать участие России в крупных международных событиях XVIII в. (Северная война, Семилетняя война, разделы Польши). Рассказывать о Семилетней войне (1756–1763), используя историческую карту (причины; основные участники и их цели в войне; территория боевых действий; ключевые сражения; итоги). Раскрывать внутренние и внешнеполитические предпосылки разделов Речи Посполитой, показывать на исторической карте территории, отошедшие к трём государствам – участникам разделов. Объяснять, какое место в международных отношениях XVIII в. занимала борьба европейских держав за колониальные владения | § 18-19 | https://m.edsoo.ru/8864d7c4, https://m.edsoo.ru/8864d8dc | 11.11 14.11 |
1.8 Страны Востока в XVIII в. (3 часа) |
20/1 | Османская империя: от могущества к упадку. | Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения. Попытки проведения реформ; Селим III. | Давать описание территории и состава населения Османской империи в XVIII в., используя карту. Рассказывать о попытках проведения реформ в Османском государстве в XVIII в., их результатах. Раскрывать, что свидетельствовало о кризисном положении Османской империи в конце XVIII в. Представлять сообщение на тему «Османская империя и европейские державы в XVIII в.». Объяснять, чем была вызвана серия русско-турецких войн в XVIII в., каковы были их итоги. | | РЭШ, урок 6, https://m.edsoo.ru/8864d9f4 | 18.11 |
21/2 | Индия и Китай в XVIII в. | Индия. Ослабление империи Великих Моголов. Борьба европейцев за владения в Индии. Утверждение британского владычества. Китай. Империя Цин в XVIII в.: власть маньчжурских императоров, система управления страной. Внешняя политика империи Цин; отношения с Россией. «Закрытие» Китая для иноземцев. | Рассказывать, используя историческую карту, о крупнейших государствах, существовавших на территории Индостана в XVIII в., их отношениях друг с другом. Объяснять, как и почему британцы одержали победу в соперничестве европейских колонизаторов за господство в Индии. Характеризовать колониальные порядки, установленные в Индии британцами. Рассказывать, как было организовано управление обширной китайской империей при императорах династии Цин. Характеризовать, используя историческую карту, внешнюю политику Цинской империи в XVIII в., её отношения с Россией. Объяснять, что побудило правителей Китая установить в середине XVIII в. режим изоляции. | § 29-30 | РЭШ, урок 7, https://m.edsoo.ru/8864db0c | 21.11 |
22/3 | Япония. Культура стран Востока в XVIII в. | Япония в XVIII в. Сёгуны и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII в. | Объяснять, как в японском государстве распределялась власть между императором, сёгуном, дайме. Называть основные сословия, существовавшие в Японии в XVIII в., характеризовать их статус, имущественное положение, обязанности. Раскрывать последствия политики самоизоляции Японии, проводившейся сёгунами Токугава. Рассказывать о достижениях культуры народов Востока в XVIII в., привлекая иллюстрации учебника и интернет-ресурсы. Высказывать суждение о причинах увлечения восточной культурой в Европе XVIII в., о том, какие достоинства произведений восточной культуры привлекали европейцев | С.281-284 | https://m.edsoo.ru/8864dc56 | 2.12 |
1.9 Обобщение (1 час) |
23/1 | Обобщение | Историческое и культурное наследие XVIII в. | Определять хронологическую последовательность крупных событий всеобщей истории XVIII в. Группировать исторические факты по заданному признаку. Отмечать на карте территории государств к концу XVIII в.; характеризовать произошедшие на карте мира изменения. Выделять особенности политики «просвещенного абсолютизма» в европейских странах. Раскрывать причины и последствия промышленного переворота. Характеризовать политическое развитие европейских стран; абсолютизм как форму правления. Выделять черты развития Османской империи и стран Востока в XVIII в. Извлекать информацию из предложенного источника; определять его информационную ценность. Составлять описание памятника материальной или духовной культуры по предложенному изображению; выделять его характерные признаки. Раскрывать существенные черты идеологии Просвещения. Составлять обобщающую схему по Французской революции. Характеризовать причины и результаты образования США. Характеризовать колониальную политику европейских держав. Сравнивать европейские революции XVII и XVIII в., выделять сходства и различия. Определять по описанию выдающихся государственных деятелей, деятелей культуры, давать оценку их деятельности | | https://m.edsoo.ru/8864dea4 | 5.12 |
| Всего по разделу | 23 | | | | |
№ | Тема | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Содержание уч-ка | ЦОР | Дата |
2.1 Введение (1 час) |
1/1 | Введение. | Введение | Характеризовать виды и информационную ценность исторических источников. Раскрывать существенные черты экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI–XVII вв. (используя карту). Обозначать на ленте времени основные периоды развития России в конце XVII – XVIII вв. | §1 | https://m.edsoo.ru/8a18b356 | 9.12 |
2.2 Россия в эпоху преобразований Петра I (11 часов) |
2/1 | Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки петровских реформ | Россия и Европа в конце XVII в. Причины и предпосылки преобразований. Модернизация как жизненно важная национальная задача. | Характеризовать географическое положение России на рубеже XVII–XVIII вв., опираясь на историческую карту, раскрывать влияние географического фактора на развитие экономики страны. Давать сравнительную характеристику международного положения России в начале и в конце XVII в. Сопоставлять государственный, политический, социально- экономический строй России и европейских государств в конце XVII в., выявляя общие черты и различия. Раскрывать значение понятий: абсолютизм, модернизация. Объяснять, в чём состояли причины и предпосылки преобразований | § 1, 2 | https://m.edsoo.ru/8a18b720 | 12.12 |
3/2 | Начало правления Петра I | Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I | Раскрывать значение понятий: абсолютизм, модернизация. Объяснять, в чём состояли причины и предпосылки преобразований | § 3 | https://m.edsoo.ru/8a18ba40 | 16.12 |
4/3 | Экономическая политика Петра I | Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати | Характеризовать развитие экономики России в первой четверти XVIII в. (на основе информации учебника и карты). Раскрывать значение понятий и терминов: приписные крестьяне, посессионные крестьяне, протекционизм, меркантилизм, подушная перепись, крепостная мануфактура, фискал. Разъяснять сущность системы налогообложения в петровское время | § 6 | https://m.edsoo.ru/8a18bbee | 19.12 |
5/4 | Российское общество в петровскую эпоху | Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии) | Систематизировать в виде схемы информацию о социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в., характеризовать правовое положение основных социальных групп. Рассказывать о переменах в положении дворянства на основе анализа документов (Табель о рангах, Указ о единонаследии и др.). Раскрывать значение понятий: Сенат, коллегии, губерния, Генеральный регламент, Табель о рангах, ратуша, магистрат, гильдия | § 7 | https://m.edsoo.ru/8a18bd74 | 23.12 |
6/5 | Реформы управления Петра I | Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург ‒ новая столица. | Систематизировать материал о реформах государственного управления в Петровскую эпоху. Сравнивать аппарат управления при Петре I и в допетровскую эпоху. Объяснять термины: конфессия, Синод | § 5 | РЭШ, урок 13, https://m.edsoo.ru/8a18bef0 | 26.12 |
7/6 | Военная реформа | Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы | Давать оценку значения создания регулярной армии и военно-морского флота при Петре I. Объяснять понятия: гвардия, рекрутский набор. | С.26-27 | https://m.edsoo.ru/8a18c094 | 9.01 |
8/7 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение инославных конфессий | Раскрывать значение упразднения патриаршества | § 8 | https://m.edsoo.ru/8a18c620 | 13.12 |
9/8 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея | Рассказывать о социальных выступлениях в Петровскую эпоху, привлекая информацию карты. Систематизировать информацию об оппозиции Петру I (в виде развёрнутого плана, тезисов). | § 9 | https://m.edsoo.ru/8a18c7ec | 16.01 |
10/9 | Великая Северная война 1700-1721 гг. | Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I | Характеризовать основные направления внешней политики России в Петровскую эпоху, систематизировать информацию о Северной войне 1700–1721 гг. (причины, участники, ключевые события, итоги). Рассказывать о сражениях Северной войны, используя информацию учебника, карты, визуальные источники. Характеризовать международное положение России к концу правления Петра | § 4 | https://m.edsoo.ru/8a18c97c | 23.01 |
11/10 | Перемены в культуре России Повседневная жизнь и быт при Петре I | Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. «Юности честное зерцало». Новые формы общения в дворянской среде. Ассамблеи, балы, светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. | Объяснять значение понятий и терминов: дворянская культура, ассамблея. Характеризовать нововведения в разных областях культуры в Петровскую эпоху с использованием визуальных и письменных источников («Юности честное зерцало», указы Петра I, отрывки из сочинений историков и другое). Осуществлять поиск информации на образовательных сайтах о градостроительстве в Петровскую эпоху. | § 10,11 | https://m.edsoo.ru/8a18cb0c | 27.01 |
12/11 | Значение петровских преобразований в истории страны | Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре | Составлять характеристику (исторический портрет) Петра I, высказывать суждения о его личности и деятельности. Излагать точки зрения историков о причинах, предпосылках, итогах и значении петровских преобразований. Участвовать в обсуждении вопроса о значении петровских преобразований для развития России, высказывать и аргументировать своё мнение | § 12 | https://m.edsoo.ru/8a18cc88 | 30.01 |
2.3 Россия после Петра I. Дворцовые перевороты (7 часов) |
13/1 | Эпоха дворцовых переворотов | Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. | Объяснять причины дворцовых переворотов. Систематизировать информацию о дворцовых переворотах (даты, участники, результаты). | С. 84-86, | РЭШ, урок 18, https://m.edsoo.ru/8a18ce0e | 3.02 |
14/2 | Анна Иоанновна Иван VI Антонович | Кондиции «верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в управлении и политической жизни страны. | Объяснять значение понятий и терминов: Верховный тайный совет, дворцовые перевороты, фаворитизм. Проводить анализ «Кондиций верховников» как исторического документа. Давать оценку роли фаворитов в управлении и политике России после Петра I. | С.86-88, с.92-93, 94, документ с.90, с.96-97 | https://m.edsoo.ru/8a18cfa8 | 6.02 |
15/3 | Внешняя политика России в 1720-1730 гг. | Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной окраинах. Переход Младшего жуза под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей. | Рассказывать, используя информацию карты, об укреплении южных границ России в 1730-е гг. Составлять характеристику (исторический портрет) Анны Иоанновны | С.98, с .101-102 | https://m.edsoo.ru/8a18d1d8 | 10.02 |
16/4 | Россия при Елизавете Петровне | Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. | Составлять характеристику (исторический портрет) Елизаветы Петровны. Давать оценку экономической и финансовой политике Елизаветы Петровны, её результатов. Раскрывать значение создания Московского университета. | С.88-89, 93-94, 95 | РЭШ, урок 19, https://m.edsoo.ru/8a18d368 | 13.02 |
17/5 | Россия в международных конфликтах 1740–1750-х гг. | Россия в международных конфликтах 1740–1750-х гг. Участие в Семилетней войне. | Систематизировать информацию о Семилетней войне и участии в ней России (причины, участники, ключевые сражения российской армии, итоги). | С.98-101, документ с. 103-104 | https://m.edsoo.ru/8a18d516 | 17.02 |
18/6 | Пётр III | Петр III. Манифест о вольности дворянства. Причины переворота 28 июня 1762 г. | Проводить анализ Манифеста о вольности дворянства как исторического документа, высказывать суждение о его значении. Объяснять причины переворота 28 июня 1762 г. | С.89, с.94 | https://m.edsoo.ru/8a18d6a6, https://m.edsoo.ru/8a18d840 | 20.05 |
19/7 | Обобщение по теме «Дворцовые перевороты» | Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Дворцовые перевороты» | Применять полученные знания для решения учебных и практических задач | | | 15.02 |
2.4 Россия в 1760–1790-х гг. Правление Екатерины II и Павла I (18 часов) |
20/1 | Внутренняя политика Екатерины II | Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещённый абсолютизм», его особенности в России. | Представлять характеристику личности и деятельности Екатерины II. Объяснять значение понятий и терминов: просвещённый абсолютизм. Извлекать информацию из «Наказа» Екатерины II, выявлять особенности просвещённого абсолютизма в России. | § 18 | РЭШ, урок 22, https://m.edsoo.ru/8a18d9e4 | 24.02 |
21/2 | Губернская реформа. | Губернская реформа. | Представлять в виде схемы систему местного управления по губернской реформе | С.12 | https://m.edsoo.ru/8a18dc14 | 27.02 |
22/3 | Экономическое развитие России при Екатерине II | Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. | Объяснять значение понятий и терминов: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, секуляризация. | § 19 | https://m.edsoo.ru/8a18ddc2 | 3.03 |
23/4 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. | Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство ‒ «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. | Раскрывать значение участия сословных представителей в местном самоуправлении России в конце XVIII в. | § 20 | РЭШ, урок 23, https://m.edsoo.ru/8a18e16e | 6.03 |
24-25/ 5-6 | Национальная и религиозная политика Екатерины II | Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация гетманства на Левобережной Украине и Войска Запорожского. Формирование Кубанского казачества. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Политика по отношению к исламу. Башкирские восстания. Формирование черты оседлости | Характеризовать национальную и религиозную политику власти в правление Екатерины II. Показывать на карте территории расселения народов в Российской империи в XVIII в. Характеризовать национальную и религиозную политику власти в правление Екатерины II | С.32-37 | https://m.edsoo.ru/8a18e59c | 10.03 13.03 |
26-27/7-8 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны. Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаёмный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и другие. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и другие Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки Малороссии. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса | Рассказывать об экономических районах и развитии экономики страны при Екатерине II, используя информацию учебника и карты. Сравнивать экономическую и социальную политику Петра I и Екатерины II, выявлять общие черты и различия. Характеризовать положение российского крепостного крестьянства с привлечением материала книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Проводить анализ исторических документов (Жалованные грамоты дворянству и городам и другое) для выявления прав и обязанностей дворянства и городского сословия. Участвовать в подготовке проекта «Известные предпринимательские династии» (в том числе на материале истории региона). Показывать на карте важнейшие торговые пути, местоположение крупнейших российских ярмарок | С.15-16 | https://m.edsoo.ru/8a18e722, https://m.edsoo.ru/8a18e858, https://m.edsoo.ru/8a18e9d4 | 17.03 20.03 |
28/9 | Восстание под предводительством Е.И. Пугачева. | Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли | Показывать на карте территорию, раскрывать причины, ход, итоги, значение восстания под предводительством Е. И. Пугачёва. Представлять характеристику Е.И. Пугачёва. Объяснять, в чём состояло влияние восстания под руководством Пугачёва на внутреннюю политику, общественную жизнь | § 21 | РЭШ, урок 24, https://m.edsoo.ru/8a18ebc8, https://m.edsoo.ru/8a18ed6c | 31.03 |
29/ 10-30/ 11 | Внешняя политика Екатерины II | Внешняя политика России второй половины XVIII в., её основные задачи. Н.И. Панин и А.А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством | Сравнивать основные направления внешней политики России при Петре I и Екатерине II, выявлять черты сходства и различия. Систематизировать информацию о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. (даты, участники, ключевые сражения, итоги). Давать характеристику личности и деятельности П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, Г. А. Потёмкина. Высказывать и обосновывать суждения о причинах побед русских войск. | § 22 | РЭШ, урок 25, https://m.edsoo.ru/8a18ef42 | 3.04 |
31/ 12 | Участие России в разделах Речи Посполитой. | Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Борьба поляков за национальную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко | Систематизировать информацию об участии России, наряду с империей Габсбуров и Пруссией, в разделах Речи Посполитой | С.44-46 | https://m.edsoo.ru/8a18f302 | 7.04 |
32/ 13-33/ 14 | Начало освоение Новороссии и Крыма | Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потёмкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г. | Рассказывать с опорой на карту об освоении новых территорий, присоединённых в ходе русско- турецких войн. Давать оценку итогам внешней политики и международному положению России в конце правления Екатерины II. | § 23 | https://m.edsoo.ru/8a18f118 | 10.04 14.04 |
34/ 15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II» Всероссийская проверочная работа | Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Российская империя при Екатерине II» | Применять полученные знания для решения учебных и практических задач | Повторить даты, персоналии, термины по теме | РЭШ, урок 26, 27 | 17.04 |
35/ 16 | Внутренняя политика Павла I | Россия при Павле I. Личность Павла I и её влияние на политику страны. Основные принципы внутренней политики. Ограничение дворянских привилегий. Укрепление абсолютизма «просвещённого абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Акт о престолонаследии и Манифест о «трёхдневной барщине». Политика по отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью. через отказ от принципов | Составлять характеристику (исторический портрет) Павла I. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Павла I, называть основные мероприятия. Давать оценку политике Павла I в отношении дворянства и крестьянства на основе анализа документов (указы о престолонаследии, о «трёхдневной барщине» и другие). | § 24 | РЭШ, урок 28, https://m.edsoo.ru/8a18f4b0, https://m.edsoo.ru/8a18f668 | 21.04 |
36/ 17 | Внешняя политика Павла I | Меры в области внешней политики. Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море | Рассказывать об Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова, действиях русской эскадры в Средиземном море (с привлечением материала курса всеобщей истории). | § 25 | https://m.edsoo.ru/8a18f8ca | 24.04 |
37/ 18 | Историки о Павле I | Причины дворцового переворота 11 марта 1801 г. | Раскрывать причины заговора против Павла I | С.69-70 | https://m.edsoo.ru/8a18fa6e | 28.04 |
2.5 Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (6 часов) |
38/1 | Общественная мысль, публицистика, литература, пресса | Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву». | Характеризовать направления общественной мысли в России в XVIII в. Сравнивать идеи европейского Просвещения и общественные идеи в России в XVIII в., выявлять общие черты и особенности. | С. 72-77 | РЭШ, урок 29, https://m.edsoo.ru/8a18fbb8 | 5.05 |
39/2 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо). Вклад в развитие русской культуры учёных, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия. Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство. | Раскрывать значение понятий: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм. Характеризовать основные стили и жанры художественной культуры, раскрывать их особенности на конкретных примерах. Составлять описание памятников культуры XVIII в. (в том числе региональных). Участвовать в подготовке проектов «Дворянская усадьба», «Быт крепостной деревни». Высказывать и обосновывать суждения об образе жизни, мировоззрении, жизненных ценностях дворянства, купечества, духовенства и крестьянства. | С. 101-105, § 26 | https://m.edsoo.ru/8a18fcf8, https://m.edsoo.ru/8a18fe6a | 12.05 |
40/3 | Образование в России в XVIII в. | Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института благородных девиц в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет ‒ первый российский университет. | Представлять в виде схемы и характеризовать систему образования в России в конце XVIII в. | С. 77-81 | РЭШ, урок 30, https://m.edsoo.ru/8a1901ee | 6.05 |
41/4 | Российская наука и техника в XVIII в. | Российская наука в XVIII в. Академия наук в Петербурге. Изучение страны ‒ главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Северо-Западного побережья Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие русского литературного языка. Российская академия. Е.Р. Дашкова. М.В. Ломоносов и его роль в становлении российской науки и образования. | Раскрывать предпосылки становления российской науки в XVIII в. Высказывать и обосновывать суждения о роли Академии наук, Московского университета в развитии российского образования и науки. Характеризовать основные направления развития российской науки на конкретных примерах. Представлять характеристику личности и научной деятельности М.В. Ломоносова. | 81-86 | https://m.edsoo.ru/8a190022 | 15.05 |
42/5 | Русская архитектура | Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Ф.Ф. Растрелли. | Составлять описание Петербурга при Петре I и Екатерине II. Характеризовать творчество выдающихся архитекторов и художников, приводить примеры их произведений. Составлять описание памятников различных архитектурных стилей, построенных в XVIII в. в столицах и крупных городах (в том числе в своём регионе), различать в них национальные и европейские традиции. | 86-96 | . | 19.05 |
43/6 | Живопись и скульптура | Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия | Участвовать в подготовке проектов, посвящённых выдающимся деятелям российской культуры XVIII в. | С.91-96 | РЭШ, урок 31 | 22.05 |
2.6 Наш край в XVIII в. (1 час) |
44/1 | Наш край в XVIII в. | Наш край в XVIII в. | Выполнять учебные проекты по отечественной истории XVIII в. (в том числе на региональном материале) | | https://m.edsoo.ru/8a1907f2 | 26.05 |
2.7 Обобщение (1 час) |
45/1 | Обобщение | Повторение, обобщение и контроль по разделу «История России. Россия в конце XVII – XVIII в.: от царства к империи» | Располагать в хронологической последовательности крупные события российской истории XVIII в. Устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в. Показывать на карте (контурной карте) важнейшие события российской истории XVIII века, направления, союзников и противников России во внешней политике, важнейшие сражения, изменение границ Российской империи к концу XVIII века. Характеризовать участие России в крупных международных событиях XVIII в. (Северная война, Семилетняя война, разделы Польши). Описывать крупные события отечественной истории с опорой на исторические факты, источники и мнения историков. Определять по описанию правителей российского государства, выдающихся государственных деятелей, деятелей культуры, давать оценку их деятельности. Характеризовать изменения положение сословий на протяжении XVIII века. Объяснять значение понятий и терминов: ассамблея, барокко, бироновщина, Верховный тайный совет, гвардия, гильдия, губерния, дворцовый переворот, империя, классицизм, коллегии, кондиции, крепостная мануфактура, магистрат, меркантилизм, модернизация, прокурор, просвещённый абсолютизм, ратуша, ревизия, рекрутские наборы, рококо, секуляризация, сенат, сентиментализм, Синод, Табель о рангах, Уложенная комиссия, фискал; уметь выстраивать ответ на проблемный вопрос с использованием ключевых понятий. Составлять описание памятника материальной или духовной культуры по предложенному изображению; выделять его характерные признаки; выделять в нем национальные и европейские традиции. Извлекать информацию из предложенного источника (Табель о рангах, Указ о единонаследии, Указ о престолонаследии, «Юности честное зерцало», «Кондиции верховников», «Манифест о вольности дворянства», «Наказ» Екатерины II, Жалованные грамоты дворянству и городам, Указ «о трёхдневной барщине» и др.); определять его информационную ценность. Раскрывать существенные черты экономического, социального и политического развития России в XVIII в.; внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода. Сравнивать народные выступления XVII–XVIII вв. Сравнивать абсолютизм как форму правления в Европе и России; черты «просвещённого абсолютизма» в России и Европе. Сравнивать идеи европейского Просвещения и общественные идеи в России в XVIII в., выявлять общие черты и особенности. Группировать памятники российской культуры XVIII века по стилям и жанрам | | | 27.05 |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | | | | |