№ | Тема урока Тип урока | Cодержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Оборудование | Виды контроля | Эксперимент | Д. З. | Дата план/факт | |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (7 часов) | |
1 | 1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Комбинированный урок. | Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; состав летучего водородного соединения (для неметалла). | Уметь давать характеристику элемента по положению его в периодической системе и строению атома. Объяснять закономерности изменения свойств атомов, простых веществ и соединений, образованных химическими элементами, в пределах главных подгрупп и периодов системы Д. И. Менделеева | Плакаты: Строение атома. Изотопы. Электронные конфигурации атомов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Фронтальный опрос. | | §1 упр. 1,2,3 | | |
2 | 2. Амфотерные оксиды и гидроксиды Комбинированный урок. | Понятие о переходных элементах. Амфотер-ность. Генетический ряд переходного элемента | Знать понятие «амфотерность». Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов цинка и алюминия. | Таблица «Механизм диссоциации веществ» | Фронтальный опрос. См. работа: ОВР, реакции ионного обмена. | Лаб. опыт 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. | §2 упр. 1,2,3 | | |
3 | 3. Генетические ряды металлов и неметаллов. | Основные классы неорганических веществ. Простые вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель | Уметь составлять уравнений химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. веществами. | Таблица «Механизм диссоциации веществ» | Текущий контроль. Проверочная по карточкам: генетические цепочки | | §1, упр.1, 10,3,4 | | |
4 | 4. Химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления | . Химические свойства оксидов, оснований , кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления- востановления | Уметь составлять уравнений химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций. | Плакаты: Химические свойства неорганических веществ различных классов. Схема: изменение характера оксидов и гидроксидов в периодах. Основный – амфотерный - кислотный. | Фронтальный опрос. | | §1, упр.2,6, 9 Повт по уч 8кл. §38-41 | | |
4 | 5. Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделева. Комбинированный урок. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Предсказания Д. И. Менделеева для германия, скандия и галлия. | Знать формулировку периодического закона Д.И.Менделеева, значение периодического закона и периодической системы. Уметь объяснять значение периодического закона для развития науки в целом. Уметь пользоваться периодической системой. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Фронтальный опрос. Проверочная работа: Характе-ристика элемента (15 мин) | | §3 до упр. 1,2,5 6,7 | | |
6 | 6.Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» | Обобщение знаний по теме « Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» | Представление информации по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Решение упражнений и задач. Оценивать степень своего знания и незнания. Намечать пути коррекции. | Карточки –задания разного уровня сложности | Текущий контроль Индивид. работа по карточкам | | Индивид. задания по карточкам | | |
7 | 7.Контрольная работа №1 по теме «Введение Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | | | | | | | 23. 09 | |
Тема 1. Металлы (15 часов + 3 часа практикум) | |
8 | 1. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Комбинированны урок. | Характеристика положения химических элементов-металлов в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Металлическая химическая связь, металлическая кристаллическая решетка. Физические свойства металлов – простых веществ. | Знать, что такое металлы, особенности строения атомов, их свойства. Уметь находить металлы в периодической системе элементов. Уметь объяснять строение атомов металлов, их особенности, металлические свойства в связи со строением кристаллической решетки. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Фронтальный опрос. Тест. | Лаб. опыт 2. Ознакомление с образцами металлов. | §5,6 упр. 1,2,3 стр 29 | | |
9 | 2. Химические свойства металлов. Комбинированны урок. | Металлы как восстановители. Общие химические свойства металлов на основании их положения в ЭХРН и в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. | Знать химические свойства металлов. Уметь характеризовать общие химические свойства металлов. Уметь записывать уравнения реакций (в том числе окислительно-восстановительных) металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности металлов. | Ряд активности металлов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Таблица: Общие хим свойства на ЭХРН металлов. | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 59 выбороч-но | Дем. 1 Взаимодействие натрия, лития, кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Лаб. опыт 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | §8 упр. 4-7 стр 42 | | |
10 | 3. Металлы в природе. Общие способы их получения. Металлы. Общие способы получения металлов. Комбинированный урок. | Самородные металлы и основные соединения металлов в природе. Важнейшие руды. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии и ее разновидностях: пиро- , гидро-, электрометаллургии. | Знать основные способы получения металлов в промышленности. Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов. | Карточка – конспект «Получение металлов». Ряд активности металлов. | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 58 выбороч-но Тест | Лаб. опыт 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. | §9 упр 4,5 | | |
11 | 4. Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта | Расчетные задачи по уравнениям химических реакций, протекающих с участием металлов и их соединений. Вычисление массовой и объемной доли выхода продукта реакции, практического объёма или практической массы по заданной доле выхода продукта. | Знать понятие «доля». Формулы для расчета массовой и объемной доли. Уметь вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объём или практическую массу по заданной доле выхода продукта. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | | Индивид. работа по карточкам | | Зад. 2,3, стр 41 | | |
12 | 5. Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение. Урок изучения нового материала. | Сплавы, их свойства и значение. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. | Знать понятие «коррозия», виды коррозии, способы защиты изделий от коррозии. Сплавы. Уметь объяснять механизм коррозии. Уметь описывать свойства и области применения металлических сплавов. | Схема: Классификация сплавов. | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 60 выбороч-но Проверочная работа по химическим свойствам металлов. | Дем. 2 Образцы сплавов. | §7, 10 упр. 3,4,6 стр 51 | | |
13 | 6. Общая характе-ристика элемен- тов главной подгруппы I группы. | Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. | Знать положение щелочных металлов в периодической системе, их строение, зависимость свойств от строения. Уметь характеризовать химические элементы «натрий» и «калий» по положению в периодической системе элементов Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения химических реакций (в том числе окислительно-восстановительных) на основе химических свойств натрия и калия. | Карточка – конспект «Натрий». Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 60-61 выбороч-но | Дем. 3 Образцы щелочных металлов. | §11 до стр 54 упр. 1 | | |
14 | 7. Соединения щелочных металлов. Комбинированный урок. | Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. | Знать основные соединения щелочных металлов, их характер, свойства и применение. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 60-61 выбороч-но | | §11 упр. 2,5 | | |
15 | 8. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Комбинированный урок. | Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Хим. элементы главных подгрупп периодической системы элементов Д. И. Менделеева: магний, кальций. | Знать положение металлов в периодической системе, их строение и свойства. Уметь характеризовать химические элементы «кальций» и «магний» по положению в периодической системе элементов Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения химических реакций (в том числе окислительно-восстановительных). | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 60-61 выбороч-но | Дем. 4 Образцы щелочно-земельных металлов. | §12 до стр 62 упр 3,4, | | |
16 | 9.Соединения ще-лочноземельных металов. Комбинированный урок. | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. | Знать важнейших представителей сое-динений щелочнозе- мельных металлов. Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочно- земельных металлов. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 60-61 выбороч-но | | §12 упр. 5,6,7 | | |
17 | 10.Алюминий, его физические и химические свойства. Комбинированный урок. | Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. | Знать строение атома AI. Физические свойства и особенности химических свойств. Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в периодической системе элементов Д.И. Менделеева и строению атома. Уметь составлять уравнения химических реакций алюминия с Н20, NaOH, кислотой. | Карточка – конспект «Алюминий». Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 61-62 выбороч-но | | §13 до стр.71 упр. 1,2,5 | | |
18 | 11. Соединения алюминия. Комбинированный урок. | Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. | Знать важнейшие соединения AI, амфотерный характер Al2О3 и А1(ОН)3, области применения. Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия, записывать уравнения реакций с их участием. | Карточка – конспект «Алюминий». Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 61-62 выбороч-но | Лаб. опыт 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. | §13 упр. 6,7,8 | | |
19 | 12. Практическая работа №1.Осуществление цепочки химических превращений металлов. | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнение простейших приемов обращения с лабораторным оборудованием: с лабораторным штативом, спиртовкой. Практически осуществлять цепочки химических превращений металлов. Выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом. | Знать правила техники безопасности. Знать признаки генетического ряда металлов. Уметь осуществлять цепочки превращений. Уметь описывать наблюдения. | Плакаты: Химические свойства неорганических веществ различных классов. Качественные реакции на ионы. Методички. | Отчет | | Оформление, индивид задания | | |
20 | 13. Железо, его физические и химические свойства. Комбинированный урок. | Железо как элемент побочной подгруппы 8 группы. | Знать особенности строения металлов Б- подгрупп на примере железа, физические и химические свойства железа. Уметь составлять схему строения атома железа с указанием числа электронов в электронных слоях, уметь записывать уравнения реакций химических свойств железа (окислительно-восстановительных) с образованием соединений с различными степенями окисления железа. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 64-65 выбороч-но | | §14 до стр.78 упр. 4,6 | | |
21 | 14. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Комбинированный урок. | Оксиды и гидроксиды железа. Соли железа. | Знать химические свойства соединений железа (II) и (III), качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Уметь составлять генетические ряды железа (II) и железа (III), | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 64-65 выбороч-но | Дем. 5 Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лаб. опыт 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. | §14 упр. 1,5 | | |
22 | 15. Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов. Качественные реакции на ионы металлов. | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Экспериментально доказывать свойства соединений металлов. Выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом. | Уметь описывать наблюдения. Знать правила техники безопасности. | Плакаты: Качеств. реакции на ионы. Методички. | Отчет | | Оформление, индивид задания | | |
23 | 16. Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. | Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Предлагать на практике способы получения и распознавания веществ. | Уметь решать экспериментальные задачи Знать правила техники безопасности. Уметь описывать наблюдения. | Плакаты: Химич. св-ва неорганич. в-в различных классов. Качеств. реакции на ионы. Методички. | Отчет | | Оформление, индивид задания | | |
24 | 17. Обобщение и повторение. Подготовка к контрольной работе. | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Химия металлов»: физич. и химич. свойства металлов и их важнейших соединений. Обобщение знаний и представление их в виде схем, таблиц, презентаций. | Знать строение атомов металлических элементов; химические свойства и применение щелочных металлов, алюминия, железа, кальция и их важнейших соединений. Уметь давать характеристику металлов по положению в периодической системе, составлять уравнения реакций с их участием. | | Текущий контроль-опрос выборочная проверка тетрадей с д/з. Задания разного уровня сложности | | задание в тетради | | |
25 | 18. Контрольная работа №2 по теме: Металлы. | |
Тема 2: Неметаллы (23 часов +3 часа практикума) | |
26 | 1. Общая характеристика неметаллов. | Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». | Знать: положение неметаллов в периодической системе, основные соединения, физические свойства. Уметь: давать характеристику элементам – неметаллам на основании положения в ПСХЭ. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. | | §15, 16 упр. 1,2,3 Стр. 93 | | |
27 | 2.Водород. | Положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. | Знать: строение свойства и способы получения водорода. Уметь: объяснять положение его положение в ПСХЭ; давать характеристику хим. элемента по положению в ПСХЭ и строению атома; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций хим. свойств водорода. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. | | §17 упр. 1,2 | | |
28 | 3.Общая характеристика галогенов. | Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. | Знать: строение и свойства галогенов Уметь: объяснять изменения свойст галогенов в группе;составлять уравнения химических реакций; характеризующих свойства галогенов. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 35 выбороч-но | Дем. 6 Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Образцы природных соединений хлора. | §18 упр 1,2,4 | | |
29 | 4.Основные соединения галогенов | Соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. | Знать: состав и свойства соединений галогенов. Уметь: характеризовать свойства важнейших соединений галогенов. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 36 выбороч-но | Лаб. опыт 7. Качественная реакция на хлорид-ион. | §19, 20 упр 2,4 стр 115 | | |
30 | 5.Кислород. | Распространение в природе – в атмосфере, литосфере, гидросфере. Физические и химические свойства. Дыхание, фотосинтез. Получение и применение. | Знать: о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе. Уметь: записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 43 выбороч-но | | §21 упр 1,2 | | |
31 | 6.Сера, ее физические и химические свойства. | Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. | Знать: строение атома серы, ее физические и химические свойства. Уметь: характерисовать хим. элемент (серу) по положению в ПСХЭ и строению атома. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 44 выбороч-но | Дем. 7 Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Образцы природных соединений серы. | §22 упр. 2,3 | | | |
32 | 7.Соединения серы: сероводород и сульфиды, оксид серы(IV), сернистая кислота и ее соли | Свойства важнейших соединений серы: сероводорода, оксидов серы. | Знать и уметь записывать хим. свойства оксидов - как кислотных оксидов | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 45 выбороч-но | Дем. 8 Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов | §23 упр 2,3 | | |
33 | 8.Серная кислота и ее соли | Свойства конц. серной кислоты и раствора, получение серной кислоты в промышленности и применение кислоты и ее соединений. Сульфаты . качественная реакция на сульфат-ион | Знать и уметь записывать ур.-р. хим. свойств серной кислоты разбавленной и концентр-ной, получение в промышленности, качественные реакции на SO42- Уметь записывать уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Задания разного уровня сложности | Лаб. опыт 8. Качественная реакция на сульфат-ион. | §23, упр.4,5 | | |
34 | 9. Решение задач и упражнений . Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода». | Решение упражнений по теме «Подгруппа кислорода». Повторение ключевых понятий | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции. Уметь писать уравнения реакций | Карточки. Алгоритмы Схемы | Текущий контроль-опрос. Выборочная проверка ДЗ. Проверочная работа по разноуровневым заданиям | | Индивидзадания | | |
35 | 10.Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы кислорода». | Знать правила техники безопасности. превращений. Уметь описывать наблюдения уметь доказывать качественный состав серной кислоты, практически док-ть химические св.-ва, проводить качественные реакции на ионы Cl-, J-, SO42-,S2-, осуществлять превращения | Плакаты: Химич. св-ва неорганич. в-в различных классов. Качеств. реакции на ионы. Методички. | Отчет с наблюдениями, уравнениями реакций и выводами | | отчет | | | |
36 | 11.Решение задач, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | Избыток, недостаток | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции | Алгоритм решения задач | Карточки, задания разного уровня сложности | | Индивидзадания | | |
37 | 12.Азот. | Строение атома азота и молекулы, свойства простого вещества. | Знать: строение атома азота, его физические и химические свойства. Уметь: характерисовать хим. элемент (азот) по положению в ПСХЭ и строению атома. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 47 выбороч-но | Дем. 9 Образцы природных соединений азота. | §24 упр 1,2,4 | | |
38 | 13.Аммиак. | Строение молекулы аммиака, свойства, получение и применение. | Знать: состав и строение молекулы, физические и химические свойства аммиака, получения и области применения. Уметь: описывать свойства и физиологическое действие аммиака на организм. | Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 47 выбороч-но | | §25 упр. 7,8,9 | | |
39 | 14. Соли аммония. | Свойства и применение. | Знать: состав солей аммония, их получение и свойства. | Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 47 выбороч-но | Лаб. опыт 9. Распознавание солей аммония. | §26 упр. 1,3,4 | | |
40 | 15. Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». «Получение аммиака и изучение его свойств» | Получить аммиак и изучить его свойства | Уметь получать аммиак в лаборатории и доказывать его наличие. Качественно доказывать наличие катионов NH4+ и OH- ионов. | Плакаты: Химич. св-ва неорганич. в-в различных классов. Качеств. реакции на ионы. Методички. | Отчет о работе | | Оформление, индивид. задания | | |
41 | 16. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота. | Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. | Знать: особенности физических и химических свойств азотной кислоты. | Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 48 выбороч-но | Дем. 10 Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. | §27 упр. 2,4,5 | | |
42 | 17. Фосфор. Соединения фосфора. | Строение атома атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. | Знать: электронное строение атома фосфора, аллотропные видоизменения фосфора, хищнические свойства кислотных оксидов и фосфорной кислоты. Уметь записывать окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена. Области применения фосфорных удобрений. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 49 выбороч-но | Дем. 11 Образцы природных соединений фосфора. Дем. 12 Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. | §28 упр. 2,4,5 | | |
43 | 18. Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота» | Решение упражнений по теме «Подгруппа азота». Повторение ключевых понятий | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции. Уметь писать уравнения реакций | Карточки. Алгоритмы Схемы | Текущий контроль-опрос. Выборочная проверка ДЗ. Проверочная работа по разноуровневым заданиям | | индивид. задания | | |
44 | 19.Углерод. | Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. | Знать: Аллотропные модификации углерода, их физические свойства. Уметь: составлять схему строения атома углерода с указанием числа электронов в электронных слоях; записывать уравнения реакций с участием углерода. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 52 выбороч-но | Дем. 13 Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений углерода. | §29 упр. 2,5,6,8 | | |
45 | 20.Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV). | Свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. | Знать: строения и свойства оксидов углерода. Уметь: описывать свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II) и (IV), записывать уравнения реакций с их участием. | Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 52 выбороч-но | Лаб. опыт 10. Получение углекислого газа и его распознавание. | §30 упр. 1,2,3 | | |
46 | 21.Угольная кислота, и ее соли. | Угольная кислота. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. | Знать: состав свойства угольной кислоты и ее солей, их значение в природе и жизни человека. | Мультимедийный курс КиМ 9 кл | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 53 выбороч-но | Дем. 14 Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Лаб. опыт 11. Качественная реакция на карбонат-ион. | §30 упр. 4,5,6 | | |
47 | 22. Кремний и его соединения. Силикатная промышленность | Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Производство керамики, стекла, цемента. | Знать: строение, физические и химические свойства кремния, значение соединений кремния в живой и неживой природе. Знать: области применения стекла, цемента и керамики. Уметь: объяснять значимость соединений кремния. | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Мультимедийный курс КиМ 9 кл Схема: Области применения продукции силикатной промышленности. | Текущий опрос. Работа с ДМ: Радецкий с. 54 выбороч-но | Дем. 15 Образцы природных соединений кремния. Лаб. опыт 12. Ознакомление с природными силикатами. Дем. 16 Образцы стекла, керамики, цемента. Лаб. опыт 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | §31 упр. 1,3,4 | | |
48 | 23. Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа углерода» | Решение упражнений по теме «Подгруппа углерода». Повторение ключевых понятий | Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции. Уметь писать уравнения реакций | Карточки. Алгоритмы Схемы | Текущий контроль-опрос. Выборочная проверка ДЗ. Проверочная работа по разноуровневым заданиям | | индивид. задания | | |
49 | 24.Практическая работа №6 Получение, собирание и распознавание газов. | Знать правила техники безопасности. превращений. Уметь получать, собирать и распознавать углекислый газ, водород, кислород, описывать наблюдения. | Плакаты: Химич. св-ва неорганич. в-в различных классов. Качеств. реакции на ионы. Методички. | Отчет о работе | | Оформление, индивид. задания | | |
50 | 25. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов». | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы» | Знать: электронное строение атомов серы, азота, фосфора, углерода. Химические свойства и применение серы, оксида серы (IV), серной кислоты, азота, аммиака, азотной кислоты, фосфора, оксида фосфора (V), фосфорной кислоты, углерода, оксида углерода (IV), угольной кислоты, кремния, оксида кремния(1У), кремниевой кислоты. | Карточки. Алгоритмы Схемы | Тематический контроль, фронтальный опрос | | Повторить §15-30 . индивид. | | |
51 | 26. Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» | Контроль знаний, умений и навыков | Знать строение и свойства изученных веществ. Уметь выполнять упражнения и решать задачи. | Контрольные и проверочные работы к учеб.О.С.Габриеляна «Химия 9», с.120 | Тематический контроль, | | повторение | | |
Тема 4: Органические соединения (10 часов) | |
52 | 1. Предмет органической химии. | Предмет органической химии. Строение атома углерода. Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. | Знать: особенности строения органических соединений, основные положения ТХС А. М. Бутлерова. Уметь: объяснять многообразие органических соединений, составлять структурные формулы. | Методички с таблицами и схемами; опорные конспекты. | Текущий опрос. | Дем. 17 Модели молекул метана и других углеводородов. Лаб. опыт 14. Изготовление молекул углеводородов. | §32 упр. 1.2 | | |
53 | 2. Предельные углеводороды | Характеристика класса алканы. Номенклатура. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Применение метана | Знать понятия «предельные углеводороды», «гомологический ряд», «изомерия». Уметь записывать структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия. | Плакаты: Гомологический ряд алканов. Химические связи в алканах. Таблица: Нефть-источник углеводородов. | Текущий опрос, индивидуальная работа по карточкам | | §33 упр. 4.5 | | |
54 | 3. Непредельные углеводороды. Этилен. | Характеристика класса алкены. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. | Знать: состав, свойства алкенов. Уметь: записывать структурные формулы важнейших их представителей. | Методички с таблицами и схемами; опорные конспекты. | Текущий опрос. | Дем. 18 Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. | §34 упр. 1-3 | | |
55 | 4. Понятие об одноатомных и многоатомных спиртах. Понятие об альдегидах. | Общая формула и гомологический ряд предельных одноатомных спиртов, номенклатура. Этанол и метанол, их физиологич. свойства,значение Этиленгликоль глицерин, ,их значение. Окисление спиртов в альдегиды | Знать: состав предельных одноатомных спиртов и глицерина, их свойства. Уметь: описывать свойства и физиологическое действие на организм метилового и этилового спиртов. | Методички с таблицами и схемами; опорные конспекты. Таблица: Нефть-источник углеводородов. | Тест по углеводо-родам. | Дем. 19 Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Лаб. опыт 15. Свойства глицерина. | §35, упр. 1,2,4 | | |
56 | 5.Одноосновные предельные карбоновые кислоты .Сложные эфиры. | Карбоксильная группа. Общая формула. Муравьиная, уксусная кислоты, их строение, свойства . реакция этерификации. | Знать: состав одноосновных предельных карбоновых кислот на примере уксусной кислоты, их свойства Знать реакцию этерификации и формулы сложных эфиров | Плакат: Карбоновые кислоты. Названия кислот и солей. Сила кислоты. | Текущий опрос. Индивидуальная работа по карточкам | | §36 упр. 1 | | |
57 | 6.Жиры. | . Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. | Знать: состав, свойства, получение жиров. Применение жиров, мыла,смс. | | Текущий опрос. Индивидуальная работа по карточкам | Дем. 20 Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. | §37 упр. 1,4 | | |
58 | 7. Аминокислоты. Белки. | Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. | Знать: биологическую роль аминокислот. Знать основные функции белков в живом организме, их значения и условия разрушения или денатурации | | Фронтальный опрос | Дем. 21 Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. | §38 упр. 1,2 | | |
59 | 8. Углеводы. | Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. | Знать: классификацию и значение углеводов на примере глюкозы. Знать значение, роль углеводов в природе и жизни человека. | Плакат: Сложные эфиры. Плакат: Жиры. | Тест по кислород-содержа-щим орг. веществам | Дем. 22 Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Лаб. опыт 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Лаб. опыт 17. Взаимодействие крахмала с иодом. | §39 упр. 3,4 | | |
60 | 9. Обобщение сведений об органических веществах | Решение упр. по теме «Первонач. представления об органических соединениях». Повторение ключевых понятий. | Уметь определять принадлежн. веществ к различным классам органических соединений; уметь характеризовать химические свойства изученных органических соединений | | Тематический контроль, фронтальный опрос | | Повторить §§ 32-39 | | |
61 | 10. Контрольная работа № 4 по теме «Органические вещества» | Контроль знаний по теме | Уметь определять принадлежн. веществ к различным классам органических соединений; уметь характеризовать химические свойства изученных органических соединений | | Работа по карточкам | | Повторение | | |