№ п/п | Тема урока | Предметный результат | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |
1 | К читателям Роль книги в жизни человека. Диагностика уровня литературного развития обучающихся.. | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Составляют план и последовательность действий | Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ч) |
2 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий | Составляют план и последовательность действий | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
3 | Р.Р Обучение сочинению загадок, частушек, колыбельной песни. | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
4 | Контрольное чтение. Проверка техники чтения. | | | Осознают качество и уровень усвоения | | |
5 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна – лягушка». | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мораль в сказке. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
6 | Художественный мир сказки «Царевна – лягушка». Иван – Царевич, его помощники и противники | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
7 | Волшебная сказка героического содержания. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов сказки. | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, образ главного героя знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. Герои сказки в оценке автора – народа. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Осознают качество и уровень усвоения | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
8 | Особенности сюжета сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
9 | Сказки о животных. « Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды | Выбирают знаково-символические средства для построения модели | | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле в бытовых сказках. | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды | Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
11 | Контрольная работа по разделу «Устное народное творчество» | Контрольная работа по разделу «Устное народное творчество» . Ответы на вопросы «Почему я люблю читать народные сказки», «Добро и зло в народных сказках», «Мой любимый герой народной сказки» | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Оценивают достигнутый результат | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
| Проект: Составление электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок» |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч). |
12 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | Знать жанровые особенности древнерусской литературы; уметь охарактеризовать героев произведений, знать жанры литературы | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Составляют план и последовательность действий | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
13 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | Уметь охарактеризовать героев произведений, знать жанры литературы | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
| Проект: Составление электронного альбома « Сюжеты и герои русских летописей» |
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (2 ч.) |
14 | Литература 18 века. М.В.Ломоносов - учёный, поэт, художник. | Сведения о жизни поэта. Уметь определять особенности творчества поэта | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Составляют план и последовательность действий | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
15 | «Случилось вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. | Уметь охарактеризовать произведение, обращая внимание на особенности жанра | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (41 ч). |
16 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали, уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
17 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и Ягненок». | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали, уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
18 | И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Аллегорическое отражение исторических событий в басне | Знать художественные особенности басни; уметьна основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Выделяют и формулируют познавательную цель | | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
19 | И.А.Крылов «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни. | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Оценивают достигнутый результат | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
20 | Р.Р Конкурс инсценированной басни. | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
| Проект: Составление электронного альбома «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях» |
21 | В.А.Жуковский. Жуковский – сказочник. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
22 | Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки. | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
23 | В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. | Сведения о жизни поэта. Уметь определять особенности баллады Нравственно – психологическая проблема баллады. | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
24 | Контрольное тестирование по творчеству И.А.Крылова и В.А.Жуковского | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Оценивают достигнутый результат | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
25 | А.С.Пушкин. А.С.Пушкин и Кавказ. | Знать биография писателя, связанную с жизнью на Кавказе. Впечатления от путешествия в творческой биографии поэта. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
26 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь анализировать поэтические строчки | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
27 | А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». | Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
28 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. | Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь сопоставлять силы добра и зла. Противопоставление добрых и злых сил. | Устанавливают причинно-следственные связи | | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
29 | «Сказка о мертвой царевне…» Система образов сказки. Нравственная красота героев. | Уметь охарактеризовать героев произведения. Уметь выразительно читать стихотворения, находить художественные средства, определять их роль | | Уметь читать текст, отвечать на вопросы; составлять сравнительные таблицы, устанавливать ассоциативные связи с произведениями других жанров | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
30 | Р.Р. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | Уметь различать народную и литературную сказки | Строят логические цепи рассуждений | Оценивают достигнутый результат | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
31 | ВН. ЧТ. А.С.Пушкин. Сказки. Мои любимые сказки Пушкина. Мои любимые герои Пушкина. | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
32 | Обобщающий урок по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. Тестирование | | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
Проект: Создание электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» Создание электронного альбома «События и герои сказок А.С. Пушкина в книжной графике» |
33 | Русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». | Знать жанровые особенности литературной сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения литературной сказки | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
34 | «Черная курица или Подземные жители» как нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки Фантастическое и реальное в сказке. | Знать жанровые особенности литературной сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения литературной сказки | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
35 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Слово о поэте. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
36 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино»: проблема и поэтика. Изобразительно – выразительные средства языка стихотворения. ВН.ЧТ. «Ашик – Кериб» как литературная сказка | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
37 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | Ввести в мир произведений Гоголя. | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
38 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о юморе. | Выявит особенности повести писателя, уметь находить реальное и фантастическое | Строят логические цепи рассуждений | | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
39 | ВН.ЧТ. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или утопленница, «Ночь перед Рождеством». | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
| Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях |
40 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из повести «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, особенности его творчества | Строят логические цепи рассуждений | Составляют план и последовательность действий | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
41 | Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении. Язык стихотворения. Речевая характеристика персонажей | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Устанавливают причинно-следственные связи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
42 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. | Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя. Развивать навыки выразительного чтения, работы с текстом. | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
43 | «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Смысл названия повести. | Ввести в мир тургеневского рассказа Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя. | Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
44 | «Муму»: система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и её челяди. | Продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги», развивать умение краткого пересказа, проследить за изменениями в главном герое | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
45 | РР И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
| Проект: Составление электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» |
46 | А.А.Фет. Слово о поэте. Лирика. «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая», «Чудная картина». Воплощение красоты жизни. | Обучение выразительному чтению стихотворения Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
47 | Л.Н.Толстой. .«Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа и сюжет рассказа. | | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
48 | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин: два характера, две судьбы. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра. | Строят логические цепи рассуждений | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
49 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» . | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героев. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
| Проект: Составление электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы» |
50 | Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. Тестирование | | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
51 | А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | Знать автора, биографические факты жизни писателя; определение понятий: «юмористический рассказ», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
52 | Р.Р. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении. | Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), уметь выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героев. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Составление киносценария по рассказу. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
53 | ВН.ЧТ. Рассказы Антоши Чехонте. | Знать жанровые особенности рассказа; уметь охарактеризовать героев рассказа. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
| Проект: Составление электронного альбома «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях» |
54 | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе (обзор). Ф.И.Тютчев. Лирика. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
55 | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. А.Н.Майков, И.С.Никитин, И.Суриков, А.Н.Плещеев. | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
56 | Р.Р. Обучение домашнему сочинению- анализу лирического текста (по лирике поэтов 19 века). | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Строят логические цепи рассуждений | Оценивают достигнутый результат | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
| Проект: Составление электронного проекта «Стихи о Родине и родной природе» |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (32 ч) |
57 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
58 | ВН.ЧТ. И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
59 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»: судья и его дети. Вася и его отец. Развитие их отношений. | Знать содержание повести В.Г.Короленко, уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
60 | В.Г.Короленко. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
61 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Портрет как средство изображения героев. | Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
62 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Изображение города и его обитателей в повести. Равнодушие людей | Продолжить сопоставительную характеристику героев | | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
63 | Р. Р.Обучение домашнему сочинению «Два детства» | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
Проект: Составление иллюстрированного альбома «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» |
64 | С.А.Есенин. Слово о поэте «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Поэтизация картин малой родины. | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
65 | П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. | Знать содержание сказки, уметь определять тему произведения, выделять проблемы | Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
66 | П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы. Трудолюбие и талант Данилы – мастера. | Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль сказочного персонажа | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
67 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Герои и их поступки в рассказе. Доброта и сострадание. | Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
68 | К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»: язык сказки. Роль пейзажа в сказе Нравственные проблемы произведения. | Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
69 | ВН.ЧТ. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении. Сострадание. Любовь к животным. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Строят логические цепи рассуждений | Осознают качество и уровень усвоения | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
| Проект: Постановка спектакля по пьесе – сказке С.Я.Маршака |
70 | ВН.ЧТ. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки для детей | | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
71 | С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Пьеса – сказка | | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
72 | «Двенадцать месяцев»: пьеса – сказка и её народная основа. Особенности жанра пьесы – сказки. Юмор в сказке. | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
73 | Художественные особенности пьесы – сказка «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе Маршака. | Знать своеобразие сказки, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
74 | Р. Р.Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Оценивают достигнутый результат | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
75 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита»: человек и природа. Быль и фантастика. Душевный мир героя. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, особенности его творчества. Жанры | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
76 | А.П.Платонов. «Никита»: быль и фантастика. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, особенности его творчества. Жанры | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
77 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Знакомство с содержанием рассказа. | Знать автора, биографические факты жизни писателя, особенности его творчества. Знать текс рассказа | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
78 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление характера через испытание Основные черты героя, его поведение в лесу. | Уметь и владеть навыком создания портретной характеристики героя; знать жанровые и композиционные особенности рассказа | Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
79 | Р.Р.Подготовка к классному сочинению по рассказу П.Астафьева «Васюткино озеро» | Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
80 | Р.Р. Классное сочинение по рассказу П.Астафьева «Васюткино озеро»: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?» | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
81 | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
82 | К.М.Симонов. Война и дети. «Майор привез мальчишку на лафете». | Уметь и владеть навыком создания портретной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности лирических произведений | Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
83 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер» Дон-Аминадо «Города и годы». | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Выделяют и формулируют познавательную цель | Оценивают достигнутый результат | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
84 | Русские поэты 20века о Родине и родной природе. Д.Б.Кедрин, А.А.Прокофьев, Н.М.Рубцов. | Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Составляют план и последовательность действий | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
85 | Р.Р. Обучение сочинению и анализу лирического стихотворения. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
| Проект: Составление электронного альбома «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся |
86 | Саша Черный. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | Выделяют и формулируют познавательную цель | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
87 | Саша Черный. «Игорь – робинзон». Юмор и его роль в рассказе. | Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
88 | Ю.Ч.Ким. Слово о поэте. Песня «Рыба – кит» как юмористическое произведение Жанровое своеобразие песни. | Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12 час) |
89 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. Развитие понятия о балладе. | Сведения о жизни писателя. Уметь определять особенности баллады | Строят логические цепи рассуждений | | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
90 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. | | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
91 | Д.Дефо «Робинзон Крузо»: характер главного героя. Герой на острове. Устройство жизни. | Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров | Оценивают достигнутый результат | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
92 | Х-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
93 | Х-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг. | Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
94 | Х-К. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота?» | |
95 | ВН.ЧТ. Х-К. Андерсен. Сказки. Наши любимые сказки Х-К. Андерсена | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Осознают качество и уровень усвоения Р.Р. Написание сочинения по творчеству Х-К. Андерсена | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
96 | Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Х-К. Андерсена | |
97 | Итоговое тестирование или контрольная работа (промежуточная аттестация) | Знать своеобразие произведений, изученных в течение учебного года, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | | Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие | |
98 | М. Твен. Слово о писателе «Приключение Тома Сойера» Том Сойер и его друзья. Черты характера героев | | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
99 | Р.Р. М. Твен. «Приключение Тома Сойера» - любимая книга многих поколений Литературная игра по произведению | |
100 | Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя. Становление его характера. | Средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка) | Выделяют и формулируют познавательную цель | Составляют план и последовательность действий | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
Проект: Составление электронной презентации « Памятник литературным героям» |
101 | Выявление уровня литературного развития обучающихся. | Уметь выбирать правильный ответ на вопрос, исходя из полученных знаний | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Оценивают достигнутый результат Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | |
102 | Повторение и обобщение изученного за год. Литературный праздник «Путешествие по стране «Литературии » | | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Оценивают достигнутый результат | Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |