№ п/п | Дата | Тема | Д/з |
| | О нашей Родине (5 ч) | |
1 | 2.09 | Ф. Савинов. «Родина» | |
2 | 3.09 | И. Никитин. «Русь» | |
3 | 5 | С. Романовский. «Русь» | |
4 | 6 | С. Романовский. «Слово о Русской земле» | |
5 | 9 | С. Прокофьев. «Родина» Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну» (хр. – 1, с. 10). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине | |
| | Народная мудрость (6 ч) | |
6 | 10 | Народные песни. «Я с горы на гору шла» «Я посею, я посею…» (хр. – 1, с. 3) | |
7 | 12 | Загадки народные | |
8 | 13 | Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал» | |
9 | 16 | Былины. «Три поездки Ильи Муромца» (В пересказе А. Нечаева) «Три поездки Ильи Муромца» (Отрывок) | |
10 | 17 | Малые жанры фольклора: шутка, считалка, потешка, пословицы. | |
11 | 19 | Обобщение по теме «Народная мудрость». Проверь себя. | |
| | О детях и для детей (14 15 ч) | |
12 | 20 | А. Барто «Катя» С. Баруздин. «Стихи о человеке и его словах» | |
13 | 23 | С. Баруздин. «Как Алешке учиться надоело» | |
14 | 24 | Е. Пермяк. «Смородинка» | |
15 | 26 | Н. Носов «Заплатка» | |
16 | 27 | Г. Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. Нанайская народная сказка «Айога» (хр. – 1, с. 119). Умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий | |
17 | 30.09 | Басни. И.Крылов «Лебедь, щука и Рак» Л.Толстой «Страшный зверь» | |
18 | 1.10 | М. Зощенко «Самое главное». Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. | |
19 | 3.10 | В. Сутеев «Кто лучше?» А. Митта «Шар в окошке» | |
20 | 4.10 | В. Осеева «Волшебная иголочка» (хр. – 1, с. 123) | |
21 | 7 | Е. Пермяк «Две пословицы» Я. Аким «Жадина» (хр. – 1, с. 135) | |
22 | 8 | В. Катаев «Цветик- семицветик» (хр. – 2, с. 3) | |
23 | 10 | Л. Пантелеев «Две лягушки» | |
24 | 11 | В. Беспалов «Совушка» | |
25 | 14 | В. Сутеев «Снежный зайчик» | |
26 | 15 | Обобщение по теме. «О детях и для детей» Проверь себя. | |
| | Мир сказок (6 ч) | |
27 | 17 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | |
28 | 18 | Русская народная сказка «Царевна лягушка». Восприятие на слух звучащей речи (хр. – 2, с. 25) | |
29 | 21 | Братья Гримм «Маленькие человечки» Братья Гримм «Три брата» (хр. – 2, с. 125) | |
30 | 22 | Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка | |
31 | 23+ | Братья Гримм «Семеро храбрецов». Устное словесное рисование картины к сказке | |
32 | 24 | Обобщение по теме «Мир сказок». Проверь себя. | |
| | «Уж небо осенью дышало…» (6 ч) | |
33 | 25.10 | Сравнение произведений об осени. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало». Г. Скребицкий «Осень | |
34 | 5.11 | Э. Шим «Белка и Ворон» Е. Трутнева «Осень» | |
35 | 7 | Самостоятельной чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Н. Сладков «Эхо» | |
36 | 8 | Упражнения в чтении. Обучение пересказу. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Загадки Пришвин «Недосмотренные грибы» | |
37 | 11 | Слушание рассказа, ответы на вопросы. Э. Шим «Храбрый опёнок» К. Бальмонт «Осень» | |
38 | 12 | Обобщение по теме «Уж небо осенью дышало…». Проверь себя. | |
| | «Снежок порхает, кружится» (18 ч) | |
39 | 14 | Составление плана: озаглавливание каждой части и подробный или краткий пересказ З. Александрова «Снежок». К. Ушинский «Проказы старухи зимы» (хр. – 1, с.16) | |
40 | 15 | Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану С. Иванов «Каким бывает снег» | Краткий пересказ по плану |
41 | 18 | И. Соколов-Микитов. «Зима в лесу». Чтение и озаглавливание частей рассказа | Выучить наизусть 1-ю ч. |
42 | 19 | Э. Шим. «Всем вам крышка» К. Ушинский «Мороз не страшен». Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко, реальные и сказочные события. | Выразительное чтение одной части |
43 | 21 | Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» Е. Пермяк «Четыре брата» (хр. – 1, с 155). Восприятие на слух звучащей речи. Чтение по ролям | Пересказ по плану. |
44 | 22 | М. Пришвин «Деревья в лесу». С. Есенин «Пороша» (хр. – 1, с. 14). Выразительное чтение | Сочинить рассказ «Краски зимнего леса» |
45 | 25 | И. Суриков. «Детство» (отрывок). Выразительное чтение | Выучить стих наизусть |
46 | 26 | В. Даль. «Девочка Снегурочка». Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. | Пересказ сказки |
47 | 28 | Русская народная сказка «Снегурочка». Выделение зачина, поиск повторов, песенок, концовки. Сравнение разных сказок о Снегурочке. | С.155 задание 5, 6 |
48 | 29.11 | Японская народная сказка «Журавлиные перья» (хр. – 2, с. 59). Понимание содержания звучащей речи, умение задавать вопрос по услышанному произведению | Нарисовать иллюстрацию к сказке |
49 | 2.12 | Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). Выразительное чтение. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений Н.Некрасова «Саша» и И.Сурикова «Детство». Работа с книгами Н.Некрасова | Выучить отрывок наизусть |
50 | 3 | Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует». Выборочное чтение | Выразительно читать |
51 | 5 | И.Соколов – Микитов «Узоры на снегу». Самостоятельное чтение рассказа, подготовка подробного пересказа. И.Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» Выразительное чтение. Поиск сравнений | Выучить стих наизусть |
52 | 6 | В. Одоевский «Мороз Иванович» (хр. – 1, с. 28). Умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий | Р.т. № 2, 3 |
53 | 9 | В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза» (хр.- 1, с.20). Составление плана, подробный пересказ по плану | Пересказ по плану |
54 | 10 | Немецкая народная сказка «Бабушка Метелица» (хр. – 2, с.52). Чтение сказки по плану | | Р.т № 3,4 |
55 | 12 | Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича». Проект | |
56 | 13 | Обобщение по теме «Снежок порхает, кружится». Проверь себя. | |
| | «Здравствуй, праздник новогодний!» (7 ч) | |
57 | 16 | С. Михалков «В снегу стояла ёлочка». Выразительное чтение. Сравнение строф: выделение ключевых слов, логических ударений, знаков препинания, рифмующихся слов | Выучить стих наизусть |
58 | 17 | Литературное слушание. Х.К. Андерсен «Ель» (Хр. – 2, с. 111). Работа с текстом произведения: чтение вслух по частям, составление плана под руководством учителя, ответы на вопросы к тексту | Нарисовать иллюстрацию к сказке |
59 | 19 | А. Гайдар. «Ёлка в тайге» (отрывок). Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. | С.167 ответить на вопросы |
60 | 20 | А. Гайдар «Чук и Гек». Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста | Ответы на вопросы |
61 | 23 | С. Маршак. «Декабрь», С. Городецкий «Новогодние приметы». Выразительное чтение. Рисование иллюстрации к стихотворениям. | Выучить наизусть по выбору |
62 | 24 | Обобщение по теме «Здравствуй, праздник новогодний!» Проверь себя. | |
63 | 26 | Работа с текстом. Внутришкольный мониторинг | |
64 | 27 | Работа над ошибками. | |
| | «О братьях наших меньших» (15 ч) | Учебник 2 часть |
65 | 13.01 | Русская народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка». Сравнение произведений, заполнение таблицы | С.5 вопр. 1,2,3 |
66 | 14.01 | К. Ушинский. «Кот Васька». Произведения фольклора (считалка, загадки). Выразительное чтение описания кота, выполнение заданий в учебнике и тетради | С.8 чит. по ролям |
67 | 16.01 | М. Пришвин. «Старый гриб». Работа с произведением: чтение вслух по абзацам, чтение описаний (поисковое чтение) | Р.т. № 2,3,4 |
68 | 17.01 | Е. Чарушин «Перепёлка». Выборочное чтение, ответы на вопросы | Р.т. № 1,2,5 |
69 | 20.01 | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», П. Комаров «Оленёнок». Выразительное чтение. Выполнение заданий | Выучить стих наизусть |
70 | 21.01 | В. Бианки «Ёж-спаситель». Скороговорки. Работа со словарем, чтение вслух по абзацам, определение темы | Подробный пересказ по плану |
71 | 23 | М. Пришвин «Журка». Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. | Р.т. № 4,5 |
72 | 24 | М. Дудин «Тары – бары…». В. Бианки «Хвосты» (хр. – 1, с. 93) Ознакомительное чтение. Моделирование: составление плана в виде блок-схемы | Р.т. № 5 |
73 | 27 | К. Ушинский «Плутишка кот». Моделирование обложки. Работа со словарем | С.23 задание3, 4 |
74 | 28 | К. Паустовский «Барсучий нос» (хр. – 1, с. 79). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. | Р.т. № 2,3,4 |
75 | 30 | Русская сказка «Журавль и цапля» Доп. чтение: Африканская народнаясказка «О том, как лиса обманула гиену» (хр. – 1, с. 68). Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Краткий пересказ | Краткий пересказ сказки |
76 | 31.01 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л. Толстого). Комментирование заглавия. Работа с текстом и иллюстрацией | Пересказ по плану |
77 | 3.02 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Упражнение в чтении. Работа с текстом. Народная и литературная сказки. Определение особенностей построения сказки (сказка – диалог). | Р.т. № 3,4 |
78 | 4.02 | Русская сказка «Белые перышки». Характеристика героев. Подготовка выразительного чтения. Сравнение народных сказок | С. 36 вопросы |
79 | 6.02 | Обобщение по теме «О братьях наших меньших». Проверь себя | |
| | «Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) (10 ч) | |
80 | 7 | Украинская сказка «Колосок». Формирование полноценного восприятия произведения: слушание чтения учителя, выражение первичного впечатления о произведении | Чит. по ролям |
81 | 10 | Французская сказка «Волк, улитка и осы» (хр. – 1, с.65). Сравнение героев сказок разных народов) | Р.т. № 4,5 |
82 | 11 | Английская сказка «Как Джек за счастьем ходил». Сравнение английской сказки с русской сказкой «Зимовье зверей». Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека | Озаглавить части |
83 | 13 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Образы героев сказки. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов | С. 48 – 49 выразит. чтение |
84 | 14 | Сказки американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» (хр. – 1, с.72). Сравнение героев сказок разных народов | Р.т. № 4,5 |
85 | 17 | Бр. Гримм «Бременские музыканты». Краткий пересказ текста, выделение главного в содержании текста | С.61 № 3, табл. |
86 | 18 | Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». Выразительное чтение, озаглавливание | С.69 задание 4 |
87 | 20 | Английская народная сказка «Сказка про трех поросят». Сравнение английской сказки и сказки С.Михалкова «Три поросенка». Составление таблицы в тетради или на компьютере | Пересказ любой части |
88 | 21 | Работа по рубрике «Книжная полка» - называние книг (фамилии авторов, заглавия и темы), рассматривание книг со сказками, чтение сказки и презентация выбранной книги со сказками зарубежных писателей | Выразит. чтение понр. отрывка |
89 | 25 | Обобщение по теме «Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки). Проверь себя | |
| | «Семья и я» (14 ч) | |
90 | 26+ | Л. Толстой «Лучше всех». Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня. Колыбельная. Ответы на вопросы. Знакомство с жанром «рассказ-быль» | С. 75 выучить стих наизусть |
91 | 27 | Е.Пермяк «Случай с кошельком». С. Аксаков «Моя сестра». Формирование личностных нравственных установок через поступки героев: аргументированное выражение своего отношения к героям, сравнение их позиций. | С. 76 – 78 подробный пересказ |
92 | 28 | В. Осеева «Сыновья». Пересказ по плану. Пословицы. Чтение пословицы, объяснение ее смысла, соотнесение с рассказом | С.80 вопросы |
93 | 2.03 | А. Майков «Колыбельная песня». Выразительное чтение диалога. Сравнение изученных колыбельных песен | С.81 читать выразительно |
94 | 3.03 | Л. Толстой «Отец и сыновья». А. Плещеев «Дедушка». Самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы, выразительное чтение | С.84 выучить наизусть |
95 | 5.03 | И. Панькин «Легенда о матерях» (хр. – 1, с. 147) Составление эскизно-модельного плана, пересказ | Р.т. № 4,5 |
96 | 6.03 | Л. Воронкова «Катин подарок». Ю. Коринец «Март». А. Плещеев «Песня матери». Самостоятельное чтение рассказа, ответы на вопросы к тексту, выразительное чтение стихотворений | С.86 выучить наизусть |
97 | 10.03 | Татарская сказка «Три сестры». Ответы на вопросы к тексту сказки | С. 89 вопросы |
98 | 12 | Русская народная сказка «Белая уточка» (хр. – 2, с.128). Выразительное чтение сказки, ответы на вопросы к тексту | Р.т. № 3,4 |
99 | 13 | С. Михалков «А что у вас?» (хр. – 1, с. 144). Выразительное чтение | Р.т. № 2,5 |
100 | 16 | В. Солоухин «Деревья». Б. Заходер «Сморчки» (хр. – 2, с. 18) Выразительное чтение. Творческая работа: сочинение «Мой дедушка». Самостоятельная работа с произведением | С.90 выучить наизусть |
101 | 17 | С. Михалков «Быль для детей». Работа с иллюстрациями к тексту произведения | С.91 чит. выразит |
102 | 19 | С. Баруздин «Салют» К. Курашкевич «Бессмертие». Устное сочинение короткого рассказа на заданную тему. Рассматривание книг о детях войны. Объяснение пословицы «Жить – Родине служить». (хр. – 2, с. 22) | |
103 | 20 | Обобщение по теме «Семья и я». Проверь себя | |
| | «Весна, весна красная…» (23 ч) | |
104 | 30.03 | Народная песня «Весна, весна красная». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие». Выразительное чтение | С.98 выучить наизусть |
105 | 31.03 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…». А. Чехов «Весной». Г. Скребицкий «Весна – художник». Сравнение произведений по теме и жанру, заполнение таблицы в тетради или на компьютере | С.100 выучить наизусть |
106 | 2.04 | Н. Сладков «Снег и Ветер». Н. Сладков «Проталина» (хр. – 1, с. 59). Моделирование обложки, выполнение заданий. Сравнение произведений | С. 103 читать выразительно |
107 | 3.04 | С. Маршак «Весенняя песенка». Э. Шим «Чем пахнет весна». Выразительное чтение стихотворения. Сравнение произведений по жанру | С. 105 читать по ролям |
108 | 6.04 | Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...». В. Маяковский «Тучкины штучки» (хр. – 1, с.22). Чтение, определение жанра и темы. Сравнение произведений | С. 106 выучить наизусть |
109 | 7 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». Упражнение в чтении по частям, озаглавливание каждой части | С.108 вопросы |
110 | 9 | А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец - молодец». Определение отношения автора к героям. Чтение рассказа вслух по частям, составление плана под руководством учителя. Чтение диалога в парах. | С.108 краткий пересказ 1-й ч. |
111 | 10 | Н. Сладков «Апрельские шутки». Н. Сладков «Весенний разговор» (хр. – 1, с. 102). Выражение своего отношения к произведению при чтении, моделирование обложки, инсценирование сказки | С.113 читать выразительно |
112 | 13 | А. Барто «Апрель». Выразительное чтение, ответы на вопросы | С.114 читать выразительно |
113 | 14 | Рассказы о природе. Г. Скребицкий «Жаворонок». П. Воронько «Журавли» (хр. – 1, с. 104). Выразительное чтение, самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка | С.116 выучить 1-й абзац |
114 | 16 | Произведения фольклора. Заклички - веснянки. Загадка. Особенности фольклорного текста | Р.т. № 3,4,5 |
115 | 17 | В. Жуковский «Жаворонок». В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на Родину» (хр. – 1, с. 105). Выразительное чтение. Заучивание наизусть | Р.т. № 4,5 |
116 | 20 | О. Высотская «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг». Составление вопросов по содержанию, ответы на вопросы, дополнение ответов одноклассников. Сравнение произведений | Выучить описание луга |
117 | 21 | П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Составление плана | Подр. переск. ч. |
118 | 23 | Э. Шим «Муравейник» (хр. – 1, с. 101). Выразительное, выборочное чтение | Р.т. № 2,3 |
119 | 24 | Н. Сладков «Весенний гам». А. Барто «Воробей». Сравнение произведений Н. Сладкова и А. Барто по теме и жанру (заполнение таблицы) | С.129 выучить наизусть |
120 | 27 | М. Пришвин «Ребята и утята». Работа с текстом произведения: чтение вслух по частям, озаглавливание каждой части, рассматривание иллюстраций и чтение соответствующих отрывков | С.130 пересказ по плану |
121 | 28 | Б. Заходер «Птичья школа». Подготовка выразительного чтения | Выраз. читать |
122 | 30.04 | М. Горькой «Воробьишко» (хр. – 1, с. 112). Слушание сказки. Выполнение заданий в учебной хрестоматии | Р.т. № 3,4 |
123 | 6.05+ | К. Ушинский «Утренние лучи». Чтение сказки, моделирование обложки, составление плана | Переск. по плану |
124 | 7.05 | А. Барто «Весна, весна на улице…». Выразительное чтение, ответы на вопросы | С.138 выучить |
125 | 8.05 | Обобщение по теме «Весна, весна красная…» Проверь себя | |
126 | 12 | Комплексная контрольная работа | |
127 | 14 | «Там чудеса…» (волшебные сказки) (9 ч) | |
128 | 15 | Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-Дивное» (хр. – 2, с. 40). | Р.т. № 1,2,3 |
129 | 18 | Русская народная сказка «Хаврошечка». Работа с понятиями: волшебная сказка, зачин, присказка | С.147 вопросы |
130 | 19 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение сказки по частям. Ответы на вопросы | Дочитать сказку |
131 | 21 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Индийская народная сказка «Золотая рыба» (хр. – 2, с. 69). Сравнение сказок | С.158 задание 7 |
132 | 22 | Шарль Перро «Кот в сапогах». Объяснение смысла заголовка, определение вида сказки и главной мысли | С.161 чит. 3 часть |
133 | 25 | Шарль Перро «Кот в сапогах». Чтение с комментированием, озаглавливание частей сказки. Творческая работа: рассказ о Коте в сапогах | С.168 задание 3 |
134 | 26 | А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». Упражнение в выразительном чтении диалога героев (работа в парах). Оценка поступков героев с точки зрения морали, аргументирование своего ответа | Р.т. № 4,5 |
135 | 28 | Обобщение по теме «Там чудеса…». Проверь себя | |
136 | 29 | Волшебный мир сказок. Заключительный урок | |