МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
РАССМОТРЕНА методсоветом протокол № _____ от «_____»____________20__г. | УТВЕРЖДЕНО приказом № ___ от «____» ______ 20___ г. Директор МБОУ СОШ № 1 ___________ /________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи
2 ступень базовый уровень
для 5 класса
Срок реализации программы – 1 год
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2011г. ), под редакцией В.В.Воронковой.
Составила:Максютова Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
Александровск –Сахалинский
2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2011г. ), под редакцией В.В.Воронковой.
Рабочая программа рассчитана на170 учебных часов, из расчёта 5 часов в неделю в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения.
Цели курса:
Развитие речи, мышления, воображения школьника, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»
Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Задачи курса:
Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
Обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться словарями разных типов;
Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Особенности курса
Программа для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида определяет содержание предмета, последовательность его прохождения.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности этих учащихся, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания детей VIII вида в процессе овладения каждым учебным предметом.
Обучение учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материла учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Этот курс направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
СЛОВО. Основные темы- состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащение и активизация словаря, формирование навыков грамотного письма.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. В процессе упражнений формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме ограничены. В начальных классах ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучению построения предложений. Эти упражнения позволяют учащимся старших классов овладеть такими видами работы, как изложение и сочинение.
Прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражнения в оформлении деловых бумаг; в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логического и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Особенность контингента учащихся.
В 5 классе по специальной (коррекционной) программе 8 вида обучается 3 ученика. Обучение инклюзивное. Ученики овладевают учебным материалом на низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Ученикам требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Они не видят ошибок в работе, требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Испытывают большие трудности при звуко-буквенном анализе, допускают много орфографических ошибок. Особенно затрудняются в усвоении правил правописания, которые они не могут использовать на практике. Связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
Срок реализации программы – 2013 – 2014 учебный год.
Для реализации программы необходим учебно – методический комплекс.
Программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2012 г. ), под редакцией В.В.Воронковой .
Учебник «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных (школ) учреждений 8 вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2010 г. Авторы: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова,
Ведущие формы и методы обучения:
Практикум, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, работа в порах.
Тематический план.
№ | Название раздела | Количество часов | Их них на развитие речи, списывание, контрольные диктанты |
1 | Предложение (повторение) | 8 | Контрольная работа |
2 | Звуки и буквы | 7 | Проверочный диктант |
3 | Слово. | | |
3.1 | . Состав слова | 31 | 2 -диктант , 2 - РР |
3.2. | Части речи. Общие понятия о частях речи | 6 | |
3.3. | Имя существительное | 88 | 2 -Контрольное списывание , 2 -Контрольный диктант 3 –РР 1 - Проверочный диктант 1-контрольная работа |
4 | Предложения | 21 | 1 –рр 1-контрольный диктант |
5 | Повторение пройденного | 9 | 1 -РР |
| Итого: | 170 | |
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ.
Написать контрольных диктантов- 6
Контрольных работ-2
Контрольное списывание -2
Работы по развитию связной речи – 7
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащийся должен уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначить их на письме;
подбирать группы родственных слов;
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой «Ь»;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение; связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
Связная речь.
Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образных средств языка.
Составление автобиографии по данному плану.
Изложение статьи учебника географии или естествознания.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картин.
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку.
Оценка устных ответов.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ.
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 6 классе составляет 65-70 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Изложения и сочинения.
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. С классом должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные слова записать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты объемом в 45-70 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.
При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное последовательное изложение авторского текста, без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение, написанное без искажений авторского текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного текста; без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение, написанное с отступлениями от авторского текста, с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение, в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.
Список литературы.
Программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида: 5-9 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. (Москва ,ВЛАДОС, 2012 г. ), под редакцией В.В.Воронковой .
Учебник «Русский язык» для класса специальных (коррекционных) образовательных (школ) учреждений 8 вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2010 г. Авторы: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова,
Календарно –тематическое планирование по письму и развитию речи в 5 классе
№ | Наименование темы урока | Кол-во часов | Дата |
план | Факт |
Предложение (повторение) -8часов. |
1 | Упражнения в составлении и распространении предложений | 1 | | |
2 | Связь слов в предложении | 1 | | |
3 | Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое | 1 | | |
4 | Подлежащее | 1 | | |
5 | Второстепенные члены предложение | 1 | | |
6 | Повествовательные, вопросительные, и восклицательные предложения | 1 | | |
7 | Обобщающие упражнения по теме «Предложение | 1 | | |
8 | Контрольная работа по теме: «Предложение» | 1 | | |
Звуки и буквы -7 часов |
8 | Звуки и буквы | 1 | | |
9 | Звуки гласные и согласные | 1 | | |
10 | Согласные твёрдые и мягкие. | 1 | | |
11 | Разделительный мягкий знак | 1 | | |
12 | Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных конце слова. | 1 | | |
13 | Правописание безударных гласные в корне слов. Алфавит. | 1 | | |
14 | Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы» | 1 | | |
Слово. |
| Состав слова -31 часов. | | | |
15 | Корень и однокоренные слова. | 1 | | |
16 | Практические упражнения в определение корня в родственных словах. | 1 | | |
17 | Окончание. Окончание – изменяемая часть слова | 1 | | |
18 | Приставка. Приставка – словообразовательная часть слова | 1 | | |
19 | Суффикс – словообразовательная часть слова. | 1 | | |
20 | Образование слов помощью приставок и суффиксов | 1 | | |
21 | Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударных гласных в корне | 1 | | |
22 | Правописание проверяемых двух безударных гласных в корне слова. Способы проверки. | 1 | | |
23 | Непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | | |
24 | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | | |
25 | Упражнение в подборе слов для проверки сомнительных согласных | 1 | | |
26 | Проверочный диктант по теме «Состав слова» | 1 | | |
27 | Работа над ошибками. | 1 | | |
28-30 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Различие проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. | 3 | | |
31 | Р/Р Изложение по вопросам. «Лось» | 1 | | |
32-33 | Правописание приставок. Приставка и предлог | 2 | | |
34 | Разделительный твердый знак после приставки. | 1 | | |
35 | Упражнение на закрепление Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
36 | Р/Р. Записка | 1 | | |
36 | Правописание сомнительных согласных в корне. | 1 | | |
37 | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 | | |
38 | Правописание разделительного твердого знака после приставок. | 1 | | |
39 | Правописание приставок | 1 | | |
40-41 | Приставка и предлог. | 2 | | |
42 | Тренировочные упражнения по разбору слова по составу | 1 | | |
43 | Контрольный диктант по теме: «Слово». | 1 | | |
44 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Части речи -6 часов. |
45-46 | Общие понятия о частях речи. Слово как название предмета, его признака или действия. | 2 | | |
47-48 | Упражнения в постановке вопроса к словам, относящимся к различным частям речи. | 2 | | |
49 | Различие однокоренных слов, относящимся и разным частям речи | 1 | | |
50 | Практические упражнения в различии частей речи по значению и вопросам | 1 | | |
Имя существительное -88часов. |
51-52 | Понятия об имени существительном. | 2 | | |
53 | Роль имен существительных в речи | 1 | | |
54 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | | |
55-57 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных. | | | |
57-58 | Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное числа). | 2 | | |
59 | Р/Р. Адрес на конверте. | 1 | | |
60-61 | Практические упражнения в определении имен существительных по вопросам и значению | 2 | | |
62-63 | Имена существительные мужского и женского рода, их различие | 2 | | |
64-65 | Существительные среднего рода. | 2 | | |
66-67 | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце | 2 | | |
68 | Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода | 1 | | |
70-71 | Правописание имён существительных ж.р. и м.р. с шипящей на конце | 2 | | |
72 | Контрольное списывание по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» | 1 | | |
73 -74 | Понятие об изменении существительных по падежам (склонение существительных | 2 | | |
75 | Упражнения в определении падежей существительных по вопросам. | 1 | | |
76 | Именительный падеж существительного. | 1 | | |
77 | Родительный падеж существительного. | 1 | | |
78 | Дательный падеж существительного. | 1 | | |
79 | Р/Р. Поздравительная открытка. | 1 | | |
80 | Винительный падеж | 1 | | |
81 | Творительный падеж. | 1 | | |
82 | Предложный падеж. Вопросы предложного падежа. | 1 | | |
83 | Обобщающий урок по теме «Склонение имён существительных (изменение по падежам)» | 1 | | |
84 | Контрольный диктант по теме: «Окончания имён существительных» | 1 | | |
85 | Работа над ошибками. | 1 | | |
86 | Понятие о 1, 2, 3 склонениях существительных | 1 | | |
87 | Имена существительный первого склонения. | 1 | | |
88 | Имена существительные второгосклонения | 1 | | |
89 | Третье склонение имен существительных | 1 | | |
90-91 | Практические упражнения в определении склонения существительных | 2 | | |
92 | Обобщающий урок по теме «Три склонения имен существительных» | 1 | | |
93 | Р/р. Составление рассказа по серии картин «Друзья леса» | 1 | | |
94 | Первое склонение имен существительных в единственном числе | 1 | | |
95 | Именительный падеж имен существительных 1 склонения | 1 | | |
96 | Родительный падеж имен существительных 1-ого склонения | 1 | | |
97 | Единообразное написание ударного и безударного окончания «-е» в дательном падеже 1-ого склонения | 1 | | |
98 | Родительный и дательный падежи существительных 1 склонения. | 1 | | |
99 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний «-у», «-ю» в винительном падеже 1-ого склонения | 1 | | |
100 | Различение родительного, дательного и винительного падежей существительных 1 склонения. | 1 | | |
101 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний в предложном падеже 1-ого склонения | 1 | | |
102 | Различение дательного и творительного падежей 1-ого склонения. | 1 | | |
103 | Различение родительного, дательного и предложного падежей 1 склонения. | 1 | | |
104 | Упражнения в склонении существительных 1-ого склонения с безударным окончанием | 1 | | |
105 | Обобщение по теме «Падежные окончания существительных 1-ого склонения» | 1 | | |
106 | Контрольный диктант по теме: «Склонения имени существительного». | 1 | | |
107 | Работа над ошибками | 1 | | |
108 | Существительные 2-ого склонения | 1 | | |
109-110 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных ед.числа 2-ого склонения | 2 | | |
111 | Р/Р. Письмо другу (подруге) | 1 | | |
111-112 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний в Род.пад. 2-ого склонения | 1 | | |
113 | Единообразное написание ударного и безударного окончания существительных в Дат.пад. 2-ого склонения | 1 | | |
114 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-ого склонения в творительном падеже | 1 | | |
115 | Единообразное написание ударного и безударного окончания существительных 2-ого склонения в предложном падеже | 1 | | |
116-117 | Практические упражнения в правописании безударных окончаний существительных 2 склонения | 2 | | |
118-119 | Обобщение по теме «Падежные окончания» | 2 | | |
120 | Проверочный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения» | 1 | | |
121 | Работа над ошибками | 1 | | |
122 | Существительные третьего склонения | 1 | | |
123 | Наблюдения за окончаниями существительных ед.числа 3-го склонения | 1 | | |
124-125 | Окончания существительных 3-го склонения ед.числа в родительном, дательном, предложном падежах | 2 | | |
126-129 | Единообразие написания существительных 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах | 4 | | |
130 | Рр Составление рассказа по наблюдениям «Вот и весна пришла» | 1 | | |
131 | Обобщение по теме «Правописание окончаний существительных 3 склонения ед. числа» | 1 | | |
132 | Контрольная работа по теме: «Окончания имён существительных» | 1 | | |
133 | Работа над ошибками | 1 | | |
134-135 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | 2 | | |
136-137 | Обобщающий урок «Склонение существительных единственного». | | | |
138 | Контрольное списывание «Правописание падежных окончаний существительных ед.числа» | 1 | | |
139 | Работа над ошибками | 1 | | |
Предложение -21час. |
140-141 | Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое | 2 | | |
142-143 | Второстепенные члены предложение, их роль в предложении. | 2 | | |
144 | Р/р. Работа с деформированным текстом: «Настоящие друзья» по данному плану. | 1 | | |
145-148 | Нераспространенные и распространенные предложения | 4 | | |
149 | Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | 1 | | |
150-151 | Однородные члены предложения. | 2 | | |
152 | Практические упражнения в распространении предложений рядами однородных членов, связанных интонацией перечисления, без союзов. | 1 | | |
153 | Предложения с однородными подлежащими. Перечисление без союзов . | 1 | | |
154 | Предложения с однородными сказуемыми. Перечисление без союзов. | 1 | | |
155 | Предложение с однородными второстепенными членами. Перечисление без союзов | 1 | | |
156 | Знаки препинания при перечислении без союзов (закрепление) | 1 | | |
157 | Однородные члены предложения, связанные интонацией перечислении и одиночным союзом «И». Знаки препинания при одиночном союзе «И» | 1 | | |
158 | Обобщающий урок по теме «Предложение» | 1 | | |
159 | Контрольный диктант по теме: «Предложение.» | 1 | | |
160 | Работа над ошибками | 1 | | |
Повторение пройденного за год- 9 часов. |
161 | Однокоренные слова | 1 | | |
162 | Правописание согласных в корне слова | 1 | | |
Й63 | Практические упражнения в правописании гласных и согласных в корне слова | 1 | | |
164 | Р\р Сочинение по коллективно составленному плану «В школьной мастерской» | 1 | | |
165 | Части речи. Имя существительное как часть речи. Собственные имена существительные | 1 | | |
166 | Части речи. Имя существительное как часть речи. Собственные имена существительные | 1 | | |
167-168 | Правописание окончаний существительных 1, 2, 3 склонений в родительном, дательном, предложных падежах | 2 | | |
169 | Контрольный диктант | 1 | | |
170 | Работа над ошибками | 1 | | |
| Итого: | 170 часов | | |