№ урока | Тема урока | Характеристика видов деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
Русский язык: прошлое и настоящее ( 25 ч) |
1 | 1.Где путь прямой, там не езди по кривой. Россказни | Знакомятся со значением русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами); используют словарные статьи учебника для определения лексического значения слов. | 01.09 | |
2 | 2.Где путь прямой, там не езди по кривой. Русские пословицы и поговорки | Знакомятся со значениями устаревших пословиц слов по указанной тематике; Соотносят пословицы, поговорки в общении с деятельностью человека, его поступками, общения между людьми. | 04.09 | |
3 | 3.Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми | Распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | 08.09 | |
4 | 4. Входной контрольный диктант | Пишут текст под диктовку. | 11.09 | |
5 | 5.Работа над ошибками. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления.Образные названия солнышка, дождя | Знакомятся сословами, называющими природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя). | 18.09 | |
6 | 6.Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Пословицы и поговорки о дожде | Распознают слова, называющие природные явления: образные названия дождя. | 22.09 | |
7 | 7.Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Местные и диалектные слова | Распознают слова, называющие природные явления: образные названия дождя. Находят слова в тексте. | 25.09 | |
8 | 8.Сошлись два друга – мороз да вьюга. Слова, называющие природные явления | Знакомятся со словами, называющими природные явления: образные названия снега. Находят слова в тексте для описания зимнего дня. | 29.09 | |
9 | 9.Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги | Распознают слова, называющие природные явления: образные названия снега. | 02.10 | |
10 | 10.Сошлись два друга – мороз да вьюга. Лексическое значение слов: иней, изморозь, куржак | Работают с таблицей учебника. Сравнивают описание инея, изморози в словарях и в тексте. Отгадывают загадки о снеге. | 06.10 | |
11 | 11.Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра | Распознают слова, называющие природные явления: образные названия ветра. | 09.10 | |
12 | 12.Ветер без крыльев летает. Слова, называющие природные явления | Распознают слова, называющие природные явления: образные названия ветра. Находят в текстеслова, называющие и характеризующие образные названия ветра. | 13.10 | |
13 | 13.Какой лес без чудес. Образные названия растений | Знакомятся со словами, называющими природные явления: образные названия растений. Рассматривают репродукцию картины И.И.Левитана «Луг на опушке леса». Объясняют значение слова «опушка». | 16.10 | |
14 | 14.Какой лес без чудес. Восстановление пропущенных слов в тексте | Работают с текстом. Придумывают заголовок к тексту. Восстанавливают пропущенные слова в тексте. Определяют по названию цвет птицы, бабочки, растения. | 20.10 | |
15 | 15. Дело мастера боится. Профессии | Знакомятся со значением устаревших слов по указанной тематике (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник) использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова. | 23.10 | |
16 | 16.Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей | Объясняют значение слов в словосочетаниях. Узнают по фамилии человека его профессии. | 06.11 | |
17 | 17.Дело мастера боится. Историзмы и архаизмы профессий | Распознают устаревшие слова по указанной тематике, используют словарные статьи учебника для определения лексического значения слова. | 10.11 | |
18 | 18. Пословицы и поговорки по теме: «Дело мастера боится» | Распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры. Учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. | 13.11 | |
19 | 19.Заиграйте, мои гусли...Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры | Распознают слова, называющие старинные музыкальные инструменты. | 17.11 | |
20 | 20.Заиграйте, мои гусли...Лексическое значение слова | Используют словарные статьи для определения лексического значения слова. | 20.11 | |
21 | 21.Что ни город, то норов.Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий | Знакомятся с названиями старинных русских городов, находят в различных информационных источниках информации о происхождении этих названий. Знакомятся с новыми словами: закром, закрома. | 24.11 | |
22 | 22.Что ни город, то норов. Герб города | Знакомятся с происхождением герба и названия старинных русских городов, находят в различных информационных источниках информации о происхождении этих названий. Работают с текстом | 27.11 | |
23 | 23.Что ни город, то норов. Составление устного рассказа о городах по плану | Готовят сообщение об одном из городов по плану, используя образец текста учебника. Знакомятся с новыми словами: градостроитель, горододелец. | | |
24 | 24.У земли ясно солнце, у человека-слово. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения | Учатся подбирать и употреблять сравнения, эпитеты в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов.(Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.). Составляют устный рассказ по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь». | 01.12 | |
25 | 25. У земли ясно солнце, у человека-слово. Сравнения, эпитеты в устной и письменной форме | Подбирают и употребляют сравнения, эпитеты в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов. Сравнивают описание березы из текста В.В.Бианки с березой из стихотворения С.А.Есенина. Придумывают сказку о березе. | 04.12 | |
Секреты речи и текста (5 ч) |
26 | 1.Проектные задания по теме: «Откуда в русском языке это слово?» (подготовительный этап) | Формируют умения подбирать текстовую информацию. Определяют цели и задачи проекта. Планируют свою деятельность. | 08.12 | |
27 | 2.Проектные задания по теме: «Откуда в русском языке это слово?» (сбор информации) | Собирают информацию. Структурируют информацию. | 11.12 | |
28 | 3.Проектные задания по теме: «Откуда в русском языке это слово?» (Оформление проекта) | Изготовляют и оформляют свои проекты. Выбирают форму презентации проекта. | 15.12 | |
29 | 4.Презентация проектных работ по теме: «Откуда в русском языке это слово?» (Представление проекта) | Представляют проектные работы. Учатся публичному выступлению. | 18.12 | |
30 | 5.Презентация проектных работ по теме: «Откуда в русском языке это слово?» (Представление проекта) | Представляют проектные работы. Учатся публичному выступлению. | 22.12 | |
Язык в действии (15 ч) |
31 | 1.Для чего нужны суффиксы?Многообразие суффиксов как специфика русского языка | Знакомятся с многообразием суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфику русского языка (например: книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. Д. | 25.12 | |
32 | 2.Для чего нужны суффиксы? Образование родственных имен существительных с помощью суффиксов | Различают по суффиксам различныеоттенки значения слов; выделяют суффиксы и правильно пишут их в словах. Образовывают с помощью разных суффиксов имена существительные. | 29.12 | |
33 | 3.Для чего нужны суффиксы? Составление устного рассказа по картине | Составляют предложения по одной из картин учебника. Образуют слова с помощью суффиксов. Знакомятся с новыми словами: перекат, плес. | 12.01 | |
34 | 4.Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?Специфика грамматических категорий русского языка | Знакомятся со спецификой грамматической категории рода имен существительных в русском языке. | 15.01 | |
35 | 5.Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? Род имен существительных в других языках | Учатся владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных без словаря. Находят информацию о роде имен существительных в других языках. | 19.01 | |
36 | 6.Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | Учатся владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных по словарю. | 22.01 | |
37 | 7.Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?Существительные, имеющие только форму единственного числа | Распознают существительные, имеющие только форму единственного числа. | 26.01 | |
38 | 8.Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?Существительные, имеющие только форму множественного числа | Распознают существительные, имеющие только форму множественного числа. | 29.01 | |
39 | 9.Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? Упражнения в изменении имен существительных по числам | Практически овладевают нормами употребления форм числа имен существительных, имеющих только форму единственного числа | 02.02 | |
40 | 10.Как изменяются имена существительные во множественном числе?Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных | Практически овладевают нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа). | 05.02 | |
41 | 11.Как изменяются имена существительные во множественном числе? Форма родительного падежа множественного числа | Практически овладевают нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа). | 09.02 | |
42 | 12.Как изменяются имена существительные во множественном числе? Несклоняемые имена существительные | Учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного в числе, роде, падеже. Запоминают несклоняемые имена существительные. | 12.02 | |
43 | 13.Зачем в русском языке такие разные предлоги?Нормы правильного и точного употребления предлогов | Практически овладевают нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением.Образовывают предложно-падежные формы существительных. | 16.02 | |
44 | 14.Зачем в русском языке такие разные предлоги? Замена имен существительных с предлогами местоимениями | Используют предлоги для составления предложений. Заменяют в тексте имена существительные с предлогами местоимениями. Сравнивают пары сочетания слов | 19.02 | |
45 | 15.Творческая проверочная работа по теме: «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | Используют полученные знания на практике. Выполняют проверочную работу. | 26.02 | |
Секреты речи и текста (22 ч) |
46 | 1.Работа над ошибками. Создаём тексты-рассуждения. Характерные признаки текста-рассуждения | Учатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).Знакомятся с характерными признаками текста-рассуждения. | 02.03 | |
47 | 2.Создаём тексты-рассуждения. Структура текста- рассуждения | Знакомятся со структурой и особенностями текста-рассуждения. Учатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного) | 05.03 | |
48 | 3.Создаём тексты-рассуждения. Аргументы текста-рассуждения | Находят в тексте аргументы к утверждению. Находят задачи, которые выполняет текст-рассуждение. | 09.03 | |
49 | 4.Создаём тексты-рассуждения. Составление продолжения текста | Составляют и записывают продолжение сказки К.Д.Ушинского «Спор деревьев» | 12.03 | |
50 | 5. Развитие речи. Изложение текста-рассуждения «Вот чудеса-то!» по Ю.Дмитриеву | Пишут изложение текста-рассуждения с подробным разбором. | 16.03 | |
51 | 6.Развитие речи. Редактирование текста изложения «Вот чудеса-то!» по Ю.Дмитриеву | Учатся редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. | 19.03 | |
52 | 7.Учимся редактировать тексты. Восстановление последовательности абзацев в тексте К.Паустовского | Восстанавливают нарушенную последовательность абзацев в тексте, используя значки, стоящие рядом с абзацем. | 23.03 | |
53 | 8.Учимся редактировать тексты. Восстановление последовательности предложений в текстеГ.Скребицкого «Белая шубка» | Учатся редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. | 02.04 | |
54 | 9.Учимся редактировать тексты. Восстановление порядка предложений в тексте Г.Скребицкого «Весенний денек» | Находят пропущенные предложения в тексте, обсуждают друг с другом варианты. Вставляют подходящие предложения в текст и записывают получившийся текст. | 06.04 | |
55 | 10.Учимся редактировать тексты. Редактирование текста Г.Скребицкого «Весна» | Находят пропущенные предложения в тексте, обсуждают друг с другом варианты. Вставляют подходящие предложения в текст и записывают получившийся текст. | 09.04 | |
56 | 11.Учимся редактировать тексты. Порядок предложений в текстах | Определяют, в каком порядке должны стоять предложения, чтобы получился текст. Исправляют и записывают полученный текст. | 13.04 | |
57 | 12.Учимся редактировать тексты. Редактирование текста Д.Шеварова «Осень» | Читают текст Д.Шеварова «Осень». Находят лишние предложения, доказывают. | 16.04 | |
58 | 13.Учимся редактировать тексты. Редактирование текста М.Пришвина «Лесная колокольня» | Читают текст М.Пришвина «Лесная колокольня». Находят лишние предложения, доказывают. | 20.04 | |
59 | 14.Учимся редактировать тексты. Упражнения в редактировании текстов | Упражняются в редактировании предложенных текстов. | 23.04 | |
60 | 15.Проверочная работа по теме: « Редактирование текста» | Выполняют проверочную работу. Редактируют свои сочинения. | 27.04 | |
61 | 16.Создаём тексты-повествования. Структура текста | Учатся определять типы текстов. Знакомятся с характерными признаками текста-повествования. | 30.04 | |
62 | 17.Создаём тексты-повествования.Создание текстов-повествований о путешествии по городам | Учатся создавать тексты-повествования о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. | 04.05 | |
63 | 18.Создаём тексты-повествования. Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка» | Учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | 07.05 | |
64 | 19.Создаём тексты-повествования.Создание текстов-повествований об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами | Учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | 11.05 | |
65 | 20. Итоговый творческий проект за курс 3 класса | Представляют проектные задания. Используют в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения. | 14.05 | |
66 | 21.Представление проектных заданий по теме: «Секреты речи и текста» | Представляют проектные задания. Используют в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения. | 18.05 | |
67 | 22.Мини-сочинение по теме: «Как понять смысл пословицы» | Выбирают и анализируют пословицу. Учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | 21.05 | |
Повторение (1 ч) |
68 | 1.Повторение по теме: «Типы текстов» | Повторяют типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определяют тип текста. | 25.05 | |