СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП по русскому языку 2 класс УМК "Гармония"
Пояснительная записка
Перечень нормативно-правовых документов.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373»
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями на 26.01.2016 года
-Примерная основная образовательная программа начального общего образования/ одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию - Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.
-Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
-Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. n 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования, утверждённая приказом директора от 01.09.2015 года №256
- Положение о рабочей программе МКОУ «СОШ №1», утвержденное приказом директора от 21.05.2016 года №170
- Учебный план МКОУ «СОШ №1» на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора от 01.09.2016 года №269
- Годовой календарный график, утвержденный приказом директора от 01.09.2016 года №272
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С.Соловейчик (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014; учебно-методический комплект «Гармония»).
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 170 часов в год,
5 часов в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Русский язык. К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
2. Тетрадь-задачник к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия как основа умения учиться: регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты
– представление о русском языке как языке своей страны и о себе как носителе этого языка;
– положительное отношение к учению (к урокам русского языка);
– появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);
– планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
– выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).
Познавательные УУД:
– слушать учителя, понимать и решать поставленные задачи;
– под руководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях, применять её для решения практических задач;
– находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
– понимать информацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;
– понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач (П-1);
– участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указанным основаниям, делать умозаключения, выводы;
– подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме) (П-2).
Коммуникативные УУД:
– участвовать в общей беседе, в диалоге, стараясь соблюдать правила общения;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других;
– строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;
– создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.
Предметные результаты
В области речи, речевой деятельности
Второклассник научится:
– участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения; понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения;
– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения слов;
– соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;
– под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;
– самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;
– понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме; коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;
– замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника;
– участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;
– при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
– строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения;
– понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при её словесной выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии;
– использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их;
– подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и стараться улучшить написанное (с опорой на памятку);
– создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку).
Второклассник получит возможность научиться:
– вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;
– слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;
– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая требования к этим видам речи;
– соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;
– самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;
– самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);
– отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;
– создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
– среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией;
– по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;
– редактировать, улучшать собственные тексты.
В области освоения языка: в области фонетики и графики
Второклассник научится:
– различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;
– сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции);
–объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й’]; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й’] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);
– проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й’]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;
– правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.
Второклассник получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;
– проводить полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции).
В области лексики
Второклассник научится:
– понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;
– объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;
– выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.
Второклассник получит возможность научиться:
– самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;
– замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.
В области словообразования (морфемики)
Второклассник научится:
– выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем;
– подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;
– осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов);
– понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;
– классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.
Второклассник получит возможность научиться:
– выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника);
– замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;
– конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;
– самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
– замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.
В области морфологии
Второклассник научится:
– различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов;
– узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т.п.;
– изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др. – без терминов) для решения орфографических задач.
Второклассник получит возможность научиться:
– проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов).
В области синтаксиса и пунктуации
Второклассник научится:
– отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;
– выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения);
– различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной окраске);
– различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
– характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;
– находить в тексте предложения разных видов;
– отличать текст от группы предложений, объяснять различие;
– правильно оформлять границы предложений;
– ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками
а, но.
Второклассник получит возможность научиться:
– строить предложения разных видов;
– замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;
– наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;
– замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».
В области орфографии
Второклассник научится:
– обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выдлять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;
– осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т.п.), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;
– применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);
– грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;
– соблюдать изученные правила переноса слов;
– пользоваться орфографическим словарём учебника;
– использовать приём письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё не изучен;
– проверять написанное;
– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов; соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;
– правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.
Второклассник получит возможность научиться:
– обнаруживать значительную часть орфограмм текста;
– замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости: лезть, кость);
– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;
– эффективно осуществлять проверку написанного.
Содержание учебного предмета
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (21 ч).
Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания).
Использование букв ь и ъ как разделительных при обозначении звука [й].
Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (69 ч: 24 ч -1 четверть; Учимся решать орфографические задачи в корне слова 45 ч – 3 четверть).
Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные
орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы, действия, на месте звука [у]. Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши.
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Непроизносимые согласные звуки (чаще в корнях слов) и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.
Выражаем мысли и чувства. Понятие о предложении. (13 ч).
Назначение предложения, его признаки (наличие выраженной мысли, интонация ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении).
Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме.
Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Хочу сказать больше. Понятие о тексте. (12 ч).
Отличие текста от предложения: развитие мысли и по этой причине наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, приемы его обдумывания и улучшения после записи.
Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.
Состав слова. Как устроены слова? ( 45 ч).
Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.
Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).
Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
Перелистаем учебник. Обобщение. (10 ч).
Орфограммы парных и непроизносимых согласных. Непроверяемые написания. Состав слова.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» 2 класс
№ п/п | Тема урока |
| Планируемые результаты | Дата |
| ||||||||||||||||
по плану | факт |
| |||||||||||||||||||
| Личностные УУД | Предметные УУД | Метапредметные УУД |
| |||||||||||||||||
I четверть - 45 ч Знаем – повторим, не знаем – узнаем - 21 ч Повторение изученного и расширение сведений - 8 ч
|
| ||||||||||||||||||||
1 | Поговорим об ушедшем лете
|
Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней;
|
Знать: -как построен учебник, -основные орфографические правила, признаки изученных частей речи. – понятие «предмет», «признак», «действие». – согласные и гласные звуки. -о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных. -правописание сочетаний букв жи-ши, ча-ща, чу-щу. -что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме. Знать: - -способы обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е. Знать: – правила написания разделительных ъ и ь. -отличия в употреблении разделительного ь и разделительного ъ. – признаки изученных частей речи;
Уметь: – пользоваться учебником, находить информацию; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; –– выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы; – делить слова на группы по разным признакам; – отличать текст от набора предложений; – слышать звучащее слово; – выполнять фонетический разбор слова – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выделять в речи мягкие и твердые согласные – видеть «опасные места» в словах и правильно их писать; – соблюдать орфоэпические нормы Уметь: – правильно употреблять в письменной речи разделительные ъ и ь; – работать со словарем (алфавит). – писать слова с разделительным ь и ъ – писать слова с йотированными гласными | Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу; – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; Познавательные: – разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; – по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); – осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; – находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; – анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; Коммуникативные: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы, отвечать на вопросы других.
|
|
|
| ||||||||||||||
2 | О нашей речи
|
|
|
| |||||||||||||||||
3 | Что ты знаешь о словах? знакомство с понятием «предмет».
|
|
|
| |||||||||||||||||
4 | Изменение вопросов кто? что? и названий предметов . |
|
|
| |||||||||||||||||
5 | Будем говорить понятно! Звуко-буквенный разбор. |
|
|
| |||||||||||||||||
6 | О нашей речи.
|
|
|
| |||||||||||||||||
7
8. | Может ли быть непонятной письменная речь? Способы обозначения твёрдости-мягкости согласных
Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
|
|
| ||||||||||||||||||
Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? -5ч.
|
|
| |||||||||||||||||||
9 |
Правописание ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн
|
|
| ||||||||||||||||||
10 | Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место
|
|
| ||||||||||||||||||
11 | Правописание сочетаний, зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт. Р.К. г. Благодарный – капелька России.
|
|
| ||||||||||||||||||
12 | Правила написания ь между двумя согласными
|
|
|
| |||||||||||||||||
13 | Обозначение мягкости согласного звука перед согласным. |
|
| ||||||||||||||||||
Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами прячется звук [й,]?») – 5ч.
|
|
| |||||||||||||||||||
14 | Способы обозначения звука [й,]
|
|
| ||||||||||||||||||
15 | За какими буквами прячется звук [й,]
|
|
| ||||||||||||||||||
16
| Назначение разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ
|
|
| ||||||||||||||||||
17 | Правописание разделительных ь и ъ знаков |
|
| ||||||||||||||||||
18. | Способы обозначения звука [й,]
|
|
| ||||||||||||||||||
Подведём первые итоги- 3 ч
|
| ||||||||||||||||||||
19 | Будем говорить понятно. |
|
|
| |||||||||||||||||
20
| Контрольный диктант №1 по теме. Что ты знаешь о словах.
|
|
|
| |||||||||||||||||
21 | Анализ работы над ошибками. Что ты знаешь о словах.
|
|
|
| |||||||||||||||||
Орфография |
|
| |||||||||||||||||||
«Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?» - 24 часа |
| ||||||||||||||||||||
22 | Новое научное слово. Знакомство с понятием «орфограмма» . |
Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - выраженного познавательного интереса к русскому языку.
|
Знать: – понятие «орфограмма»; -орфограммы о безударных и ударных гласных, о парных по глухости – звонкости согласных. – что парные по глухости – звонкости согласные перед непарными звонкими и [в], [в'] не являются орфограммами; – об одинаковом написании корней в родственных словах. – особенности письма с «окошками»; – правила работы с орфографическим словарем; – изученные орфограммы. -приемы и правила письма с «окошками». -способы выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они», «он». Знать: -памятку письма с «окошками» на месте неизвестной (сомнительной) буквы -орфограммы в безударных слогах [жы], [шы]. -правила работы над ошибками. – признаки деловой речи; – написание словарных слов Уметь: – видеть «опасные места» в словах; – подбирать проверочные слова и объяснять написание слова; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи. – сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова; – находить непарные по глухости – звонкости согласные в слове. Уметь: – определять орфограммы в слове; – различать произношение и написание слов; – правильно писать слова с изученными орфограммами. – работать с орфографическим словарем Знать: – словарные слова и слова на изученные орфограммы
– решать орфографические задачи освоенными способами – выполнять письмо с «окошками»; Знать: – выделять буквенные орфограммы в слове; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте. Уметь: – применять правила работы над ошибками; – создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле; – составлять текст по опорным словам.-
| Регулятивные: – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: -самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка |
|
|
| ||||||||||||||
23 | Орфограммы безударных и ударных гласных
|
|
|
| |||||||||||||||||
24 | Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных
|
|
|
| |||||||||||||||||
25 | Когда согласным можно доверять? Непарные по глухости-звонкости согласные – не орфограммы . |
|
|
| |||||||||||||||||
26 | Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] – не орфограммы
|
|
|
| |||||||||||||||||
27 | Главные опасности письма. Как писать без ошибок. |
|
| ||||||||||||||||||
28 | Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи»)
|
|
| ||||||||||||||||||
29 | Обращаемся в орфографическое справочное бюро. Обучение работе с орфографическим словарём .
|
|
| ||||||||||||||||||
30 | Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. |
|
| ||||||||||||||||||
31 | Учимся писать без ошибок. Р. К. Школы Г. Благодарного. |
|
| ||||||||||||||||||
32 | Орфографические задачи, которые легко решать.
|
|
| ||||||||||||||||||
33 | Письмо с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами
|
|
| ||||||||||||||||||
34 | Введение памятки письма с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач . |
|
| ||||||||||||||||||
35 | Знаю или не знаю? Пишу или …?
|
|
| ||||||||||||||||||
36 | Тренировка в письме с «окошками» по памятке 4
|
|
| ||||||||||||||||||
37 | Бывает ли буква одна, а орфограммы две?
|
|
| ||||||||||||||||||
38 | Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы] |
|
| ||||||||||||||||||
39 | Бывает ли буква одна, а орфограммы две?
|
|
| ||||||||||||||||||
40 | Орфографические задачи, которые легко решать.
|
|
| ||||||||||||||||||
41 | Контрольная работа №2 по теме. Главные опасности письма.
|
|
| ||||||||||||||||||
42 | Анализ работы над ошибками. Главные опасности письма.
|
|
| ||||||||||||||||||
43 | Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов («Научим друг друга») |
|
| ||||||||||||||||||
44 | Обучение словесному рисованию: сочинение загадок
|
|
| ||||||||||||||||||
45 | Попробуем сочинять загадки.
|
|
| ||||||||||||||||||
II четверть- 33 часа Синтаксис: предложение - 13 ч. Предложение: его назначение и признаки
| |||||||||||||||||||||
46
47
| Как мы строим предложения?
Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление .
Предложение : его назначение и признаки.
Какие бывают предложения?
Виды предложений по интонации : восклицательные и невосклицательные
Выражаем мысли и чувства.
Как спросишь – так и отвечу.
Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них
Построение ответов на вопрос «почему?»
Предлагаем, просим, желаем. Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания
Обучение составлению пожеланий. Р. К. Первые школы Благодарненского района.
Тренировка в письме с «окошками»
Обучающий диктант |
Личностные: - представление о русском языке как языке его страны; - осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
| Знать: – понятие «предложение», его признаки; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. – правила построения предложений; – правила деления речи на предложения; – правила составления и оформления предложений на письме. -правила построения вопросительных предложений и точного ответа на них. -правила построения ответов на вопрос «почему?» Уметь: – анализировать и кратко характеризовать предложение; – отличать предложение от набора слов. – составлять предложения; –Знать: синтаксический разбор предложения. – составлять предложения и записывать их; – работать с деформированным предложением. – определять вид предложения по цели высказывания; – владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу). – строить вопросительные предложения; – давать точный ответ на вопросительные предложения; – отвечать на вопрос «почему?». – составлять побудительные предложения – составлять несложные монологические тексты по заданной теме; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – выполнять письмо с «окошками».
| Регулятивные: – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – анализировать и кратко характеризовать предложение, – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли.
|
|
| |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||
48
|
|
|
| ||||||||||||||||||
49
|
|
|
| ||||||||||||||||||
50
|
|
|
| ||||||||||||||||||
51
|
|
|
| ||||||||||||||||||
52
|
|
|
| ||||||||||||||||||
53
54
55
56
57.
58.
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Текст - 12ч
| |||||||||||||||||||||
59 | Р. Р А если одного предложения мало? Знакомство с понятием «Текст»
| Личностные: - выраженного познавательного интереса к русскому языку; - сознательного отношения к качеству своей речи.
| Знать: – понятие «текст»; – признаки текста; – отличие письменной речи от устной; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. -основные единицы текста: тема и основная мысль. -требования к хорошему тексту. памятки по составлению текста. Уметь: – отличать письменную речь от устной; – отличать предложения от текста; – анализировать и кратко характеризовать предложение, текст – определять основную мысль текста; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. – составлять текст по плану и опорным словам; – пользоваться памятками; – работать с деформированным текстом; – называть признаки текста; – создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания. – редактировать текст; – создавать несложные тексты в форме повествования и описания. – составлять рассказы на основе прочитанного; – соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
| Регулятивные: – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; Познавательные: 1. Общеучебные: – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. |
|
| |||||||||||||||
60 | Тема и основная мысль текста Как в детской пирамидке. |
|
| ||||||||||||||||||
61 | Как сделать текст хорошим? Требования к хорошему тексту.
|
|
| ||||||||||||||||||
62 | Р. Р От слов к тексту. Обучение обдумыванию и редактированию текста.
|
|
| ||||||||||||||||||
63 | Р. Р Упражнение в редактировании текстов.
|
|
| ||||||||||||||||||
64 | Восстановление и запись деформированных текстов
|
|
| ||||||||||||||||||
65 | Составляем и пишем диктанты. |
|
| ||||||||||||||||||
66 | Контрольная работа №3 по теме. Орфографические задачи, которые легко решать.
|
|
| ||||||||||||||||||
67 | Анализ работы над ошибками. Орфографические задачи, которые легко решать.
|
|
| ||||||||||||||||||
68 | Р. Р Учимся письменному пересказу |
|
| ||||||||||||||||||
69 | Рассказываем сами и обобщаем
|
|
| ||||||||||||||||||
70 |
Составление рассказов на основе прочитанного. |
|
| ||||||||||||||||||
Состав слова - 8ч Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах»)
| |||||||||||||||||||||
71 | Разговор о значении слова («Что в слове главное?»)
| Личностные: - понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку.
|
Знать: – термины «однокоренные слова», «корень»; – алгоритм выделения корня в слове. -термины «словообразование» и «словоизменение». -изученные орфографические правила. Уметь: - без ошибок списывать несложный печатный текст -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. -подбирать проверочные слова – восстанавливать и записывать деформированный текст; – анализировать и кратко характеризовать предложение; – создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания -составлять рассказы на основе прочитанного – работать с деформированным предложением и текстом; – писать поздравление к Новому году; – владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравительная открытка) – составлять текст по плану и опорным словам; – создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике. | Регулятивные: – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы Познавательные: 1. Общеучебные: – делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. – осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.) 2. Логические: - совершенствование умения сравнивать. -формирование умения классифицировать; - развитие пространственного мышления. Коммуникативные: – строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости |
|
| |||||||||||||||
72 | Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников»)
|
|
| ||||||||||||||||||
73 | Что в слове главное? Р.К. Название улиц, переулков г. Благодарного. |
|
| ||||||||||||||||||
74 | Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня
|
|
| ||||||||||||||||||
75 | Р. Р. Составление рассказов на основе прочитанного. |
|
| ||||||||||||||||||
76 | Решаем орфографические задачи.
|
|
| ||||||||||||||||||
77 | Р. Р. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний.
|
|
| ||||||||||||||||||
78 | Размышляем о словах. |
|
| ||||||||||||||||||
III четверть - 53 часа Состав слова. Продолжение - 8 ч Строение и изменение слов. «Продолжаем размышлять о словах»
| |||||||||||||||||||||
79 | Р. Р. Вспомним и узнаем новое. Однажды… Рассказ о зимних каникулах
|
Личностные: - понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку.
| Знать:
-слова и их значения. -семьи слов, -родственные слова, корень слова. - Уметь: изменять слова по числам и по «команде вопросов», -понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании – невидимке»). -слова, близкие по значению, называются синонимами. Уметь: - отличать однокоренные слова от синонимов.
-изменение слов по числам и по «команде вопросов». - слова, противоположные по смыслу, называются антонимы.
Уметь:
- подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;
-списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов; соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение
.
| Регулятивные: – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы Познавательные: 1. Общеучебные: – делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. – осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.) 2. Логические: - совершенствование умения сравнивать. -формирование умения классифицировать; - развитие пространственного мышления. Коммуникативные: – строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости |
|
| |||||||||||||||
80 | Собираем родственников. |
|
| ||||||||||||||||||
81 | Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» . |
|
| ||||||||||||||||||
82 | Синонимы , их отличие от однокоренных слов .
|
|
| ||||||||||||||||||
83 | Наблюдаем за изменениями слов. |
|
| ||||||||||||||||||
84 | Изменение названий предметов по «командам» вопросов .
|
|
| ||||||||||||||||||
85 | Изменения названий признаков предметов и действий по «командам» вопросов . .
|
|
| ||||||||||||||||||
86 | Способы выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?») |
|
| ||||||||||||||||||
Орфография «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова - 45 ч.:Обучение подбору проверочных слов - 21час
|
| ||||||||||||||||||||
87 | Слова-подсказки – какие они? Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова .
Р.К. Географический адрес Ставропольского края.
|
| Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; - понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку.
| Знать: – понятия «проверочное» и «проверяемое» слово; – изученные орфограммы.
- способы подбора проверочных слов для названий предметов. -понятия «этимология» -слова и «лексическое значение» слова».
– опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня;
– изученные орфограммы в корне.
– понятие «орфографическое правило»;
– способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне.
-правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.
Знать: – понятие «орфографические задачи»;
– правила письма с «окошками»;
– правила выполнения работы над ошибками. -правописание сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн'], [сн].
– понятие «непроверяемые написания»;
– правила работы с орфографическим словарем.
-правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.
– как пишутся словарные слова;
– правила работы с орфографическим словарем.
– признаки текста и предложения;
– типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово;
– подбирать проверочные слова.
– видеть «опасные места» в словах; –Знать: способы проверки написания слова (в том числе по словарю).
– использовать способы подбора
– объяснять лексическое значение слова как способ проверки;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
Уметь: – использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов;
– образовывать однокоренные слова – объяснять лексическое значение слова; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи – отличать проверочные и проверяемые слова; – отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова Знать: «опасное место» в слове; – подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными и парными согласными в корне.
– выполнять письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок;
– составлять текст по плану и опорным словам
– выполнять правила работы над ошибками.
Уметь: -выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [сн'], [сн] и определять способы их решения;
– выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн '], [сн], определять способы их решения;
– соблюдать орфоэпические нормы;
–Знать: словарные слова с удвоенными согласными в корне слова;
– разграничивать проверяемые и непроверяемые написания; -без ошибок списывать несложный печатный текст;
- Знать: изученные нормы орфографии и пунктуации;
– создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике;
– Знать: нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравление);
Уметь; -писать изложение, раскрывать тему, осуществлять орфографический самоконтроль;
– подбирать заголовок к тексту, выбирать из нескольких вариантов заголовков наиболее подходящий к конкретному тексту, объяснять свой выбор.
| Регулятивные: – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: -самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. |
|
|
| |||||||||||||
Как искать проверочные слова для корня?
|
|
| |||||||||||||||||||
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102 | Подбираем проверочные слова для названий предметов.
Способы подбора проверочных слов для названий предметов.
Обучение подбору проверочных слов для названий предметов.
Подбираем проверочные слова для названий предметов.
От значения слова – к правильной букве.
Способы подбора проверочных слов для названий действий.
Подбираем проверочные слова для названий действий .
Способы подбора проверочных слов для названий действий.
Узнаем буквы корня в названиях признаков предметов.
Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов
Значение слова и его написание («Снова о значении слова»)
Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова.
Знакомство с понятием «орфографическое правило».
Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов.
Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова.
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Обобщаем и стараемся писать без ошибок
|
|
|
| ||||||||||||||||||
103 | Обобщаем и стараемся писать без ошибок.
|
|
|
| |||||||||||||||||
104 | Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач.
|
|
|
| |||||||||||||||||
105 | Решаем орфографические задачи в корне слова. |
|
|
| |||||||||||||||||
106 | Р. Р Изложение повествовательного текста. Е. Чарушин. Волчишко.
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
107 | Р. К. Ботанические заповедники Ставропольского края. Анализ работы над ошибками. Решаем орфографические задачи в корне слова. |
|
|
| |||||||||||||||||
Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет»)- 4часа
|
|
|
| ||||||||||||||||||
108 | Буква на месте звука, которого нет. |
|
|
| |||||||||||||||||
109 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения . |
|
|
| |||||||||||||||||
110 | Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении . |
|
|
| |||||||||||||||||
111 | Буквы на месте непроизносимых согласных звуков. |
|
|
| |||||||||||||||||
Работа над непроверяемыми написаниями (4 ч.)
|
|
| |||||||||||||||||||
112 | Когда командует словарь. Знакомство с понятием «непроверяемые» написания . |
|
|
| |||||||||||||||||
113 | Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две»)
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
114 | Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний.
|
|
|
| |||||||||||||||||
115 | Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами
|
|
|
| |||||||||||||||||
Повторение и обобщение изученного по орфографии. Проверочные работы («Подведём итоги») – 7 часов
|
|
| |||||||||||||||||||
116 | Буквы на месте непроизносимых согласных звуков. |
|
|
| |||||||||||||||||
117 | Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова. |
|
|
| |||||||||||||||||
118 | Решаем орфографические задачи в корне слова. |
|
|
| |||||||||||||||||
119 | Обобщаем и стараемся писать без ошибок. |
|
|
| |||||||||||||||||
120 | Контрольный диктант №4 по теме. Главные орфографические задачи в корне слова.
|
|
|
| |||||||||||||||||
121 | Анализ работы над ошибками. Главные орфографические задачи в корне слова.
|
|
|
| |||||||||||||||||
122 | Решаем орфографические задачи в корне слова. |
|
|
| |||||||||||||||||
9ч |
|
| |||||||||||||||||||
123 | Сочиняем, пересказываем, рассказываем. |
|
|
|
| ||||||||||||||||
124 | Р. Р. Составляем поздравления к празднику. |
|
|
| |||||||||||||||||
125 | Р. Р. Изложение п вопросам. Спасён!
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
126 | Анализ работы над ошибками. Сочиняем, пересказываем, рассказываем. |
|
| ||||||||||||||||||
127 | Р. Р. Сочинение – описание по картинке. Вот и весна! |
|
| ||||||||||||||||||
128 | Анализ работы над ошибками. Сочиняем, пересказываем, рассказываем. |
|
| ||||||||||||||||||
129 | Р. К. Растения Ставрополья под охраной. Написание деловых текстов о весне.
|
|
| ||||||||||||||||||
130 | Решаем орфографические задачи в корне слова. |
|
| ||||||||||||||||||
131 | Обобщаем и стараемся писать без ошибок. |
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||
IV четверть - 39 ч. Состав слова (29 ч) («Как устроены слова?»)- 23ч
| |||||||||||||||||||||
132 | Что я знаю о словах?
|
Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; - понимание значимости хорошего владения русским
языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; - выраженного познавательного интереса к русскому языку.
| Знать: -понятия «приставка», «суффикс». -значение, употребление и написание приставок. -отличие приставок и предлогов. - значение, употребление суффиксов. -– алгоритм выделения частей слова - способы действий при анализе состава слова. - значение частей слова
Знать: - правила написания удвоенных согласных на границе частей слов. - правила написания корней, приставок и суффиксов. - орфограммы написания разделительных ъ и ь. - правила выполнения работы над ошибками - значение, строение и происхождение слов. – признаки изученных частей речи; – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. -– понятие «значение слова»; – значимые части слова. Уметь: – выделять приставку и суффикс в слове; – называть признаки приставки и суффикса -– разграничивать приставки и предлоги; – правильно писать приставки и предлоги – правильно употреблять в речи суффиксы; - анализировать и кратко характеризовать слово по составу – выполнять разбор слова по составу; – объяснять значение частей слова – правильно писать двойные согласные на границе частей слова – Знать: правила написания корней, приставок и суффиксов; – выделять части слова; – находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю). - употреблять разделительные ь и ъ. Уметь: – выполнять правила работы над ошибками – видеть «опасные места» в слове; – правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне; – выделять приставку, суффикс, корень в слове; – Знать: работу со словарем; – выполнять словообразовательный разбор; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение, текст; – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания; – указывать лексическое значение слова; – работать с толковым словарем; – подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова -соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации
| Регулятивные: – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Познавательные: 1. Общеучебные: -самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. |
|
| |||||||||||||||
133 | Знакомство с термином «нулевое окончание» |
|
| ||||||||||||||||||
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
| Знакомься: другие части слов! Приставка» и «суффикс»
Словесный конструктор. Значение, употребление и написание приставок
Разграничение приставок и предлогов .
Значение, употребление и написание суффиксов.
Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов.
Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?»)
Наблюдаем за значениями частей слова. Р.К. ЗдравницыСтаврополья.
Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слова.
Написание удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма»)
Правописание корней, приставок и суффиксов.
Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?»)
Способы действия при выборе разделительного знака.
Как устроены слова?
Повторяем, готовимся к диктанту
Контрольная работа № 5 по теме. Как устроены слова.
Анализ работы над ошибками. Как устроены слова.
Упражнение в решении орфографических задач.
Решаем орфографические задачи в корне слова.
Правописание корней, приставок и суффиксов.
Теперь я знаю и умею…
Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова («Как сказать лучше?»)
Р .Р. Написание словесных картин.
Продолжение работы над правильностью и точностью речи.
О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка»)
Как сказать лучше? Р. К. Праздники Весны и труда на Ставрополье. Я размышляю о словах своего языка.
Теперь я знаю и умею… |
|
| ||||||||||||||||||
Обобщение в конце года - 10 ч
| |||||||||||||||||||||
161 | Перелистываем учебник. | Личностные: - понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; - желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней; - выраженного познавательного интереса к русскому языку.
| Знать: -изученные орфограммы и пунктограммы. -– понятие «значение слова»; – значимые части слова. -значимые части слова; -признаки изученных частей речи; -типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания; – находить способ проверки написания – указывать лексическое значение слова; – работать с толковым словарем; – подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова. составлять и оформлять письменно поздравления
| Регулятивные: – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации. Познавательные: 1. Общеучебные: -самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; 2. Логические: – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; Коммуникативные: – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка. |
|
| |||||||||||||||
162 | Разговор о значении слова. |
|
| ||||||||||||||||||
163 | Контрольный диктант № 6 по теме. Размышляем о словах своего языка. |
|
| ||||||||||||||||||
164 | Анализ работы над ошибками. Размышляем о словах своего языка. |
|
| ||||||||||||||||||
165 | Главные орфографические задачи в корне слова. |
|
|
| |||||||||||||||||
166 | Как устроены слова. |
|
|
| |||||||||||||||||
167 | Когда командует словарь. |
|
|
| |||||||||||||||||
168 | Продолжаем размышлять о словах. |
|
|
| |||||||||||||||||
169 | Обобщаем и стараемся писать без ошибок.
|
|
|
| |||||||||||||||||
170 | Перелистаем учебник. |
|
|
|