СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шиловская средняя общеобразовательная школа №2»

муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области



«Согласовано»

Зам.директора по УВР _______


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Шиловская СОШ №2»


Пр. № от

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол №

Рук. ШМО





Календарно-тематическое планирование

по

обучению письму и русскому языку

1 класс




УМК: «Школа России»

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2020.


Кол-во часов в неделю: 5


Составлена на основе авторской программы под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык», М.: Просвещение, 2019 год.


Зенкина Любовь Алексеевна,

учитель начальных классов.






2020 г.



Содержание курса

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (134ч.)

Наша речь (4 ч).

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (5 ч).

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(22 ч)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (34 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (47 ч)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (17 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня. Различение изменяемых и неиз- меняемых слов.

Морфология. Части речи.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Глагол. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словая.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• разделительный ь;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.




































Календарно -тематическое планирование уроков русского языка.


п/ п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Количество часов, отводимых на работы практического характера

Количество часов, отводимых на контрольные работы

Плановые сроки прохождения

по плану

по факту


Повторение.

5 ч.





1-5

1-5. Повторение изученного в 1 классе.

5






Наша речь.

3 ч.





6-7

1-2.Виды речи.

2





8

3 . Диалог и монолог

1






Текст.

3 ч.





9-10

1-2. Текст.

2





11

3.Части текста. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам

1

1





Предложение.

11 ч.





12-14

1-3. Предложение.

3





15-20

4-9. Члены предложения.

6





21

10. Развитие речи. Коллективное составление

рассказа по репродукции картины

И. С. Остроухова «Золотая осень».

1

1




22

11. Проверочная работа.

1


1




Слова, слова, слова…

18 ч.





23-25

1-3. Слово и его значение.

3





26

4. Развитие речи. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

Работа с толковым и орфографическим словарями.

1

1




27-29

5-7. Синонимы и антонимы.

3






30

8. Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

1

1




31-34

9-12. Однокоренные слова.

4





35-38

13-16. Слог.Ударение. Перенос слова.

4





39

17. Проверочная работа.

1


1



40

18. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1

1





Звуки и буквы.

63 ч.





41-42

1-2. Звуки и буквы.

2





43

3. Русский алфавит, или Азбука.

1





44

4. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

1

1




45

5. Проверочная работа.

1


1



46

6. Гласные звуки.

1





47

7. Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

1

1




48-59

8-19. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

12





60

20. Проверочный диктант.

1


1



61

21. Развитие речи. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.


1

1




62

22. Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима

пришла. Детство».

1

1




63

23. Согласные звуки. Развитие речи. Восстановление деформи-

рованного текста по рисунку.

1

1




64

24. Согласный звук [й’] и буква «и краткое»

1





65

25. Слова с удвоенными согласными.

1





66

26. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Сте-

панова «Лоси» и по опорным словам.

1

1







67

27. Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку.

1

1




68-69

28-29. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

2





70

30. Мягкий знак (ь).

1





71

31. Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

1

1




72

32. Проект «Пишем письмо» (Деду Морозу).

1

1




73

33. Контрольное списывание.

1


1



74-75

34-35. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками( чк, чн, чт, щн, нч).

2





76

36. Развитие речи. Работа с текстом.

1

1




77

37. Проект «Рифма».

1

1




78-79

38-39. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (жи—ши, ча—ща, чу—щу).

2





80

40. Проверочный диктант.

1


1



81

41. Развитие речи. Работа с предложением и текстом.

1

1




82

42. Звонкие и глухие согласные звуки.

1





83-96

43-56. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

14





97

57. Обобщение знаний об изученных правилах письма

1





98

58. Проверочный диктант.

1


1



99

59. Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.

1

1




100-101

60-61. Разделительный мягкий знак (ь).

2





102

62. Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1

1




103

63. Проверочная работа.

1


1




Части речи.

61 ч.





104-105

1-2. Части речи.

2





106-107

3-4. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

2





108-110

5-7. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

3





111-114

8-11. Собственные и нарицательные имена существительные.

4





115

12. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

1

1




116

13. Развитие речи. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам (о своём домаш-

нем животном).

1

1




117-119

14-16. Число имен существительных.

3





120-121

17-18. Обобщение знаний об имени существительном.

2





122

19. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

1

1




123

20. Проверочная работа.

1


1



124-126

21-23. Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление).

3





127

24. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

1

1




128-129

25-26. Число глагола.

2





130

27. Правописание частицы не с глаголом.

1





131

28. Обобщение знаний о глаголе.

1





132

29. Развитие речи. Восстановление текста с

нарушенным порядком предложений.

1

1




133

30. Текст-повествование и роль в нём глаголов.

1





134

31. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, состав-

ление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

1

1




135

32. Проверочная работа.

1


1



136-141

33-38. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени

прилагательного с именем существительным.

6





142-143

39-40. Единственное и множественное число имён прилагательных.

2





144

41. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

1





145

42. Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описа-

ние домашнего животного либо комнатного растения).

1

1




146

43. Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины

Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1

1




147

44. Обобщение знаний об имени прилагательном.

1





148

45. Проверочная работа.

1


1



149-151

46-48. Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее

представление).

3





152

49. Развитие речи. Редактирование текста с

повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования.

1

1




153

50. Развитие речи. Составление по рисункам текста-диалога.

1

1




154

51. Текст-рассуждение.

1





155

52. Развитие речи. Работа с текстом (определение типа текста,

темы и главной мысли, выделение частей в тексте-рассуждении, запись текста по частям).

1

1




156

53. Проверочная работа.

1


1



157-159

54-56. Предлоги.

3





160

57. Развитие речи. Редактирование текста;

восстановление деформированного повествовательного текста.

1

1




161

58. Проверочная работа.

1


1



162

59. Контрольное списывание.

1


1



163

60. Проект «В словари — за частями речи!»

1

1




164

61. Контрольный диктант.

1


1




Повторение.

6 ч.





165-170

1-6. Повторение.

6






Всего:

170

32

15