СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русскому языку 4 класс Школа России 2019-2020

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено к учебникам В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого и  рассчитано на 5 часов в неделю. Включает таблицу с указанием количества диктантов, изложений, сочинений, проверочных работ, есть графа "выпускник научится" и домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку 4 класс Школа России 2019-2020»

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4класс.

Практическая часть программы


Русский язык 4 класс

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Контрольный диктант

2

1

1

2

6

Словарный диктант

2

1

2

1

6

Контрольное списывание

1

0

0

1

2

Изложение

3

2

2

3

10

Сочинение

2

2

3

1

8

Проверочные работы

2

1

2

1

6

Проект

1

1

1

1

4


Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс




Дата



Тема

Планируемые результаты

Домашнее задание

«Выпускник научится»


Повторение (11 ч)

1



Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык.

Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.

Упр.2 (с.6) или Написать сочинение о летнем отдыхе или нарисовать рисунок

2



Язык и речь. Формулы вежливости

Упр.3 (с.7) подготовить сообщение

3



Текст и его план

Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Подбирать заголовок к тексту.

Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» с.9

4



Развитие речи.

Обучающее изложение. Подробное изложение текста «Первая вахта».

Излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Определять тему и главную мысль текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».



5



Анализ изложений. Типы текстов.

Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи

Упр.11 (с.12)

6



Предложение как единица речи.

Составлять из слов предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения


7



Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Упр.19 (с.16)

8



Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв


9



Анализ диктанта. Диалог. Обращение.

Находить обращение в предложении.

Составлять предложения с обращением.

Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Выделять обращения на письме

Сделать карточку: выписать из текстов художественной литературы 3 предложения с обращениями

10



Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Находить главные и второстепенные члены предложения, объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать второстепенные члены предложения

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Упр.27 (с.20)

11



Словосочетание

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса.



Предложение (9 ч)

12



Однородные члены предложения (общее понятие)

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Находить в предложении однородные члены предложения.

Упр.36 (с.28) , 37 (с.29) – устно

13



Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Определять, каким членом предложения являются однородные члены, соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила;

Упр.41 (с.31)

14



Предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, но.

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов.

Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (а, и, но)

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами

Упр.46 (с.31)

15



Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Оценивать текст с точки зрения содержания и соответствия типу, плану. Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами

Переписать сочинение на чистовик

16



Анализ сочинений. Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания»

Проводить исследование, делать выводы, представлять работу. Оценивать результаты выполненного задания

Выполнить проект

17



Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Различать простое и сложное предложения

Составлять сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы.

Упр.52 (с.37) или

Упр.51 (с.37)

18



Обучающее изложение.

Излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.



19



Работа над ошибками. Знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного



20



Проверочная работа. «Знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами»

Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.



Слово в языке и речи (19 ч)

21



Слово и его лексическое значение.

Словарный диктант

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Упр.61 (с.43)

22



Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Упр.64 (с.45),68 (с.46)

23



Синонимы, антонимы, омонимы.

Контрольное списывание

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Работать с лингвистическими словарями учебника.

Упр.73 (с.48)

24



Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Упр.76 (с.50)

25



Состав слова. Однокоренные слова.

Называть значимые части слова.

Находить в словах корень.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями


Выучить определения частей слова, Упр.81 (с.53)

26



Состав слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу.

Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу

Упр.85 (с.54), выучить одну скороговорку

27



Проверочная работа. Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку.

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

Упр.88 (с.56)

28



Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корнях слов

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Выполнять звуко-буквенный анализ слова.

Упр.93 (с.58)

29



Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенные согласные в словах.

Объяснять написание гласных и согласных букв в значимых частях слова.


Упр.99 (с.60)

Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» (с.61)

30



Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

Упр.105 (с.63)

31



Разделительные твердый и мягкий знаки

Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак

Упр.109 (с.66)

32



Обучающее изложение. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста.

Излагать содержание повествовательного текста Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.


33



Анализ изложений. Части речи. Морфологические признаки частей речи

Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Упр.114 (с.68)

34



Склонение имен существительных и имен прилагательных. Словарный диктант

Находить изученные части речи в тексте.

Объяснять, по каким признакам определяют части речи

Упр.120 (с.71)

35



Имя числительное. Глагол как часть речи.

Различать части речи по грамматическим признакам Подбирать примеры изученных частей речи. Образовывать наречия от имён прилагательных

Найти скороговорки и пословицы с именами числительными. Записать, подчеркнуть орфограммы.

36



Наречие как часть речи.

Находить в тексте наречия.

Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте.

Упр.129 (с.75)

37



Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника

Переписать сочинение на чистовик.

38



Работа над ошибками. Правописание наречий.

Находить в тексте наречия. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от прилагательных.

Упр.133 (с.77)

39



Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Задание 1 (с.78)


Имя существительное (41 ч)

40



Анализ диктантов. Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.

Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам.

Различать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные в форме единственного и множественного числа. Различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода.

Изменять имена существительные по падежам

Упр.140 (с.83)

41



Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных

Выделять из предложений словосочетания с существительными.

Находить управляющее слово и определять падеж существительного в словосочетании. Наблюдать за ролью предлогов при определении падежа имен


42



Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

Склонять существительные. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Выделять окончания имён существительных.


43



Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Составлять и записывать предложения с существительными в нужной падежной форме.

Определять падеж существительного в предложении (в тексте).

Упр.150 (с.87)

44



Несклоняемые имена существительные. Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания.

Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме.


Сделать карточку: составить 6 словосочетаний с существительными в разных падежах. На обратной стороне написать ответ – указать падеж.

45



Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.

Устанавливать основные признаки существительных 1-го склонения.

Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице).


46



Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения


47



Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Составлять текст-описание. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

Переписать сочинение на чистовик

48



Работа над ошибками. 2‑е склонение имён существительных

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие. Устанавливать основные признаки существительных 2-го склонения.

Упр.165 (с.94)

49



Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения

Упр.168 (с.96)

50



3-е склонение имен существительных

Устанавливать основные признаки существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие

Упр.172 (с.97)

51



Упражнение в распознавании имён существительных 3‑го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

Упр.176 (с.99)

52



Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Определять, относится имя существительное к 1-му, 2-му или 3-му склонению. определять тип склонения и падеж существительных; выделять в предложениях существительные, в которых окончание является орфограммой; производить орфографический разбор существительных с безударными падежными окончаниями; выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения;

Упр.179 (с.101)

53



Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания


54



Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Выделять безударные окончания существительных как орфограмму.

Определять тип склонения и падеж существительных.

Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Писать правильно слово «портрет»

Упр.183 (с.103)

55



Именительный и винительный падежи имён существительных.

Определять именительный и винительный падежи имени существительного.

Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа)

Упр.190 (с.107)

56



Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

Определять родительный падеж имени существительного.


Упр.200 (с.110)

57



Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

Словарный диктант

Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах.


Упр.207 (с.113) или

Упр.206 (с.112)

58



Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

Определять дательный падеж имени существительного.

Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа

Упр.210 (с.114)

59



Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

Доказывать правильность написания падежного окончания.


Упр.2 15(с.116 )

60



Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

Доказывать правильность написания падежного окончания.


Упр.218 (с. 117)

61



Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

Определять творительный падеж имени существительного.


Придумать и записать 5 словосочетаний с существительными в творительном падеже

62



Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже

Доказывать правильность написания падежного окончания


Упр.226 (с.120)

63



Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

Определять предложный падеж имени существительного


Сделать карточку: написать 10 словосочетаний с существительными 1,2,3 склонения в предложном падеже с пропущенными окончаниями. На обратной стороне написать ответ

64



Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

Доказывать, что имена существительные стоят в предложном падеже

Упр.232 (с.123)

65



Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах


Определять падеж имён существительных в единственном числе.


Упр.238 (с.126)

66



Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных Наши проекты «Говорите правильно!»

Определять падеж имён существительных в единственном числе

Упр.242 (с.128)

67



Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

Составлять текст-отзыв. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

Переписать сочинение на чистовик

68



Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

Определять падеж имён существительных в единственном числе

Упр.246 (с.130)

69



Склонение имён существительных во множественном числе.

Находить в тексте имена существительные во множественном числе. Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы. Сравнивать правописание окончаний одушевленных и неодушевленных существительных 1-го, 2-го, и 3-го склонения с твердой и мягкой основами в форме множественного числа (работать по таблице).

Выписать из учебника литературное чтение одну строфу стихотворения с существительными с безударными падежными окончаниями. Определить падеж и склонение существительных.

70



Именительный падеж имён существительных множественного числа.

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже

Упр.252 (с.132) или Упр.254 (с.133)

71



Родительный падеж имён существительных множественного числа

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже.

Упр.261 (с.136)

72



Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами


73



Анализ контрольного диктанта. Повторение. Морфологический разбор имени существительного как части речи

Определять падеж имени существительного в единственном числе использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных при написании диктантов, изложений и т.д.

Упр.262 (с.137) или Упр.268 (с.139)

74



Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном и винительном падеже.

Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями


75



Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

Определять падеж имени существительного во множественном числе

Упр.271 (с.140)

76



Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Упр.275 (с.142)

77



Проверочная работа по разделу «Имя существительное. Правописание безударных окончаний».

Выполнять морфологический разбор имени существительного.

Формирование мотивации к проведению исследовательской работы

Задания 1,2 (с.143) или задание 4 (с.143)

78



Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста.

Излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания


79



Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Определять падеж имени существительного во множественном числе


80



Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное»

Проводить исследование, делать выводы, представлять работу

Задания на карточках


Имя прилагательное (31 ч)

81



Имя прилагательное как часть речи

Характеризовать лексическое значение имен прилагательных.

Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного (изменение по родам, числам, падежам). Наблюдать и устанавливать значение прилагательных в речи

Упр.5 (с.6) или Упр.7(с.7)

82



Род и число имён прилагательных

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих словосочетаниях

Упр.13 (с.9)

83



Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных в именительном падеже. Описание игрушки

Определять тему и главную мысль текста.

Составлять рассказ по заданной теме.

Распространять предложения, дополняя их подходящими по смыслу прилагательными для усиления выразительности текста.

Употреблять прилагательные, используемые в прямом и переносном значениях, в разных контекстах.

Оформить на листе описание игрушки

84



Склонение имён прилагательных

Изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе.

Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного

Упр.20 (с.12)

85



Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»

Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного

Переписать сочинение на чистовик

86



Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердой и мягкой основой (работать по таблице).

Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже

Упр.21 (с.13)

87



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.


Упр.28 (с.17)

88



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

Упр.31 (с.18)

89



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже


Упр.37 (с.20)

90



Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных единственного числа

Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных. Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах.

Упр.41 (с.21)

91



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах


Упр.49 (с.24)

92



Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода Словарный диктант

Ставить имена прилагательные в нужном падеже

Упр.54 (с.26)

93



Наши проекты «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Выполнить проект

94



Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

Ставить имена прилагательные в нужном падеже. Склонять прилагательные с основами на ж, ш.


Упр.56 (с.26-27)

95



Склонение имён прилагательных женского рода.

Склонять имена прилагательные женского рода.

Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей.


Упр.59 (с.29)

96



Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах


Упр.64 (с.31)

97



Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных


98



Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных

Упр.75 (с.35)

99



Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах.


Упр.76 (с.36)

100



Осложнённое списывание

Писать по памяти сравнительно-описательный текст.

Составлять сообщение о достопримечательностях своего города (посёлка). Объяснять, к какому типу относится текст (текст-повествование, текст-описание).


101



Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных

Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода

Упр.79 (с.37)

102



Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

Составлять текст по репродукции картины.

Переписать сочинение на чистовик

103



Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей. Устанавливать способ проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа.

Упр.83 (с.39)

104



Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа Словарный диктант

Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах.

Определять падеж имён прилагательных множественного числа.


Упр.85 (с.40) или Упр.89 (с.42)

105



Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа

Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных.

Определять падеж имён прилагательных множественного числа

Упр.93 (с.44)

106



Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа


Определять падеж имён прилагательных множественного числа.

Называть окончания имён прилагательных множественного числа.

Упр.99 (с.46)

107



Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Называть грамматические признаки имён прилагательных.

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного

Упр.104 (с.48)

108



Обобщение знаний о склонении имени существительного и имени прилагательного.

Называть грамматические признаки имён прилагательных.

Задание 2 (с.50)

109



Составление устного сообщения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Составлять текст.

Оценивать результаты выполненного задания.


110



Упражнение в распознавании безударных падежных окончаний имён прилагательных и имён существительных.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Задания на карточках

111



Повторение. Правописание падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами



Местоимение (9 ч)

112



Местоимение как часть речи

Понимать, что такое местоимение.

Распознавать местоимения среди других частей речи

Упр.111 (с.53)

113



Личные местоимения

Указывать грамматические признаки местоимений.

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица


Упр.117 (с.55)

114



Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

Определять лицо, число и падеж местоимений. изменять личные местоимения по падежам.

Составлять тексты с включением в них диалога.


Упр.124 (с.59)

115



Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

Определять лицо, число и падеж местоимений, изменять личные местоимения по падежам.


Упр.131 (с.62)

116



Изменение личных местоимений по падежам. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями.

Определять лицо, число и падеж местоимений. Раздельно писать предлоги с местоимениями.


Упр.136 (с.64)

117



Изложение повествовательного текста с элементами описания

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Оценивать результаты выполненного задания

Упр.137 (с.65)

118



Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»

Упр.138 (с.65) выполнить разбор слова (перед)лесной как части речи

119



Проверочная работа по теме «Местоимение»

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами


120



Работа над ошибками. Повторение. Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Оценивать результаты выполненного задания. Сочинять поздравительную открытку к 8 марта.

Задания на карточках


Глагол (32 ч)

121



Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке


Различать глаголы среди других слов в тексте. Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

Упр.145 (с.70)

122



Изменение глаголов по временам

Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении Трансформировать текст, изменяя время глагола. Выделять личные окончания глаголов.

Задания на карточках на определение времени глаголов

123



Неопределённая форма глагола

Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Упр.153 (с.74)

124



Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами


125



Изменение глаголов по временам

Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме. Изменять глаголы по временам.

Объяснять, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе

Упр.156 (с.75)

126



Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Подробно излагать текст по самостоятельно составленному плану. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания (правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств)

Упр.161 (с.78) Записать в словарь слова сверху, снизу составить с ними предложения

127



Анализ изложения. Спряжение глаголов

Определять лицо и число глаголов.

Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени

Упр.166 (с.82)

128



Спряжение глаголов. Распознавание числа и лица глаголов

Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени;

Упр.170 (с.84)

129



2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Упр.177 (с.87)

130



Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания.

Переписать сочинение на чистовик

131



I и II спряжение глаголов настоящего времени

Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

Упр.176 (с.86)

132



I и II спряжение глаголов будущего времени

Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.

Выписать из стихотворения С.Есенина «Поёт зима…» глаголы настоящего времени, указать их спряжение, лицо и число

133



Наши проекты «Пословицы и поговорки»

Знать словари и сборники пословиц и поговорок. Подготовить к выполнению проектной работы

Выполнить проект

134



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

Называть глаголы-исключения

Упр.188 (с.91)

135



Промежуточная Аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 4 класса.


136



Работа над ошибками. Упражнение в правописании изученных орфограмм. Правописание не с глаголами.

Понимать, что при образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме глагола и к формам настоящего и будущего времени

Упр.194 (с.95)

137



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.


Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Называть глаголы-исключения Обосновывать правильность написания изученных орфограмм.

Упр.201 (с.99)

138



Возвратные глаголы

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов.

Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах

Упр.205 (с.100) или 206

139



Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов.

Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах

Упр.213 (с.103)

140



Упражнение в правописании -тся и -ться в возвратных глаголах

Упр.219 (с.105)

141



Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

Излагать текст. Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Упр.224 (с.107)

142



Правописание глаголов в прошедшем времени

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми

Упр.233 (с.111)

143



Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми

Упр.236 (с.112)

144



Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени.


Задание на карточках выписать глаголы, определить время, лицо, число, род (что возможно)

145



Изложение повествовательного текста по вопросам

Составлять рассказ.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы).

Оценивать результаты выполненного задания

Упр.241 или 242 (с.114)

146



Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол»

Выполнять морфологический разбор глагола Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Найти пословицы и скороговорки с глаголами 1,2 спряжения с безударными окончаниями

147



Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Упр.246 (с.116)

148



Упражнение в правописании глаголов

Упр.250 (с.117)

149



Повторение по теме «Глагол»

Выполнять морфологический разбор глагола


Подготовиться к проверочной

150



Проверочная работа по теме «Глагол»

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами


151



Изложение повествовательного текста

Излагать текст.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Задания на карточках

152



Анализ изложения. Повторение изученного о глаголе.

Выполнять морфологический разбор глагола



Повторение (18 ч)

153



Язык. Речь. Текст


Различать язык и речь.

Называть виды речи.

Объяснять назначение речи. Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение

Упр.259 (с.123)

154



Контрольное списывание

Предложение и словосочетание

Объяснять, что такое предложение.

Находить границы предложений.

Определять тип предложения

Выделять в тексте и записывать словосочетания, в которые входят наречия.

Выделять главные и второстепенные члены предложения.

Выделять грамматическую основу предложения.

Сравнивать и различать распространенные предложения и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Разбирать по членам предложения

Задание на карточках

Дополнить словосочетания

155



Предложение и словосочетание.

Упр.273 (с.127)

156



Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

Найти учебнике литературное чтение 4 предложения с однородными членами

157



Лексическое значение слова

Закреплять представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов.

Упр.277 (с.129)

158



Сочинение на тему «Мои

впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины

Переписать сочинение на чистовик

159



Состав слова

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Объяснять правописание корневых орфограмм.

Выполнять морфемный разбор слов.

Называть правила правописания слов на изученные темы Упражняться в правописании суффиксов -о, -а в наречиях.

Упр.278 (с.129)

160



Правописание орфограмм корня.

Упр.283 (с.131)

161



Состав слова. Правописание приставок и суффиксов.

Задание на карточках выписать 6 слов с приставками и 6 слов с предлогами

162



Правописание орфограмм в значимых частях слова

Составить словарный диктант из 10 слов по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением»

163



Итоговый контрольный диктант

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами


164



Работа над ошибками. Части речи.

Имя существительное. Имя прилагательное

Выделять существительные, прилагательные по лексико-грамматическим признакам.

Разбирать существительное как часть речи (морфологический разбор).

Разбирать прилагательное как часть речи (морфологический разбор).

Разбирать наречия по составу.

Упр.291 (с.134) или Упр.297 (с.136)

165



Части речи

Местоимение. Имя числительное.

Называть правила правописания слов на изученные темы. Выделять глагол по лексико-грамматическим признакам.

Разбирать глагол как часть речи (морфологический разбор).

Упр.308,309 (с.139)

166



Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Излагать текст.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

Упр.311 (с.140) или 312 (с.141)

167



Анализ изложения. Части речи.

Наречие. Глагол



Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Различать неопределенную форму глаголов на -ться и форму 3-го лица единственного и множественного числа на -тся, и существительные на -ца объяснять их правописание.

Упр.322 (с.143)

168



Словарный диктант Повторение

Служебные части речи.

Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями


169



Звуки и буквы.

Называть правила правописания слов на изученные темы


170



Игра «По галактике Частей Речи»

Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы