Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4класс.
№ | Дата | Тема | Планируемые результаты | Домашнее задание |
«Выпускник научится» |
| Повторение (11 ч) |
1 | | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. | Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. | Упр.2 (с.6) или Написать сочинение о летнем отдыхе или нарисовать рисунок |
2 | | Язык и речь. Формулы вежливости | Упр.3 (с.7) подготовить сообщение |
3 | | Текст и его план | Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Подбирать заголовок к тексту. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). | Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» с.9 |
4 | | Развитие речи. Обучающее изложение. Подробное изложение текста «Первая вахта». | Излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Определять тему и главную мысль текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». | |
5 | | Анализ изложений. Типы текстов. | Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи | Упр.11 (с.12) |
6 | | Предложение как единица речи. | Составлять из слов предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения | |
7 | | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. | Упр.19 (с.16) |
8 | | Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв | |
9 | | Анализ диктанта. Диалог. Обращение. | Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Выделять обращения на письме | Сделать карточку: выписать из текстов художественной литературы 3 предложения с обращениями |
10 | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Находить главные и второстепенные члены предложения, объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать второстепенные члены предложения Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». | Упр.27 (с.20) |
11 | | Словосочетание | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. | |
| Предложение (9 ч) |
12 | | Однородные члены предложения (общее понятие) | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Находить в предложении однородные члены предложения. | Упр.36 (с.28) , 37 (с.29) – устно |
13 | | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Определять, каким членом предложения являются однородные члены, соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила; | Упр.41 (с.31) |
14 | | Предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, но. | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов. Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (а, и, но) Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами | Упр.46 (с.31) |
15 | | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Оценивать текст с точки зрения содержания и соответствия типу, плану. Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами | Переписать сочинение на чистовик |
16 | | Анализ сочинений. Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания» | Проводить исследование, делать выводы, представлять работу. Оценивать результаты выполненного задания | Выполнить проект |
17 | | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | Различать простое и сложное предложения Составлять сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы. | Упр.52 (с.37) или Упр.51 (с.37) |
18 | | Обучающее изложение. | Излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. | |
19 | | Работа над ошибками. Знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами | Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | |
20 | | Проверочная работа. «Знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами» | Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | |
| Слово в языке и речи (19 ч) |
21 | | Слово и его лексическое значение. Словарный диктант | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. | Упр.61 (с.43) |
22 | | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. | Упр.64 (с.45),68 (с.46) |
23 | | Синонимы, антонимы, омонимы. Контрольное списывание | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Работать с лингвистическими словарями учебника. | Упр.73 (с.48) |
24 | | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. | Упр.76 (с.50) |
25 | | Состав слова. Однокоренные слова. | Называть значимые части слова. Находить в словах корень. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | Выучить определения частей слова, Упр.81 (с.53) |
26 | | Состав слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. | Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу | Упр.85 (с.54), выучить одну скороговорку |
27 | | Проверочная работа. Состав слова. Распознавание значимых частей слова | Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку. Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. | Упр.88 (с.56) |
28 | | Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корнях слов | Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Выполнять звуко-буквенный анализ слова. | Упр.93 (с.58) |
29 | | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенные согласные в словах. | Объяснять написание гласных и согласных букв в значимых частях слова. | Упр.99 (с.60) Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» (с.61) |
30 | | Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок | Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | Упр.105 (с.63) |
31 | | Разделительные твердый и мягкий знаки | Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак | Упр.109 (с.66) |
32 | | Обучающее изложение. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста. | Излагать содержание повествовательного текста Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. | |
33 | | Анализ изложений. Части речи. Морфологические признаки частей речи | Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. | Упр.114 (с.68) |
34 | | Склонение имен существительных и имен прилагательных. Словарный диктант | Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи | Упр.120 (с.71) |
35 | | Имя числительное. Глагол как часть речи. | Различать части речи по грамматическим признакам Подбирать примеры изученных частей речи. Образовывать наречия от имён прилагательных | Найти скороговорки и пословицы с именами числительными. Записать, подчеркнуть орфограммы. |
36 | | Наречие как часть речи. | Находить в тексте наречия. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. | Упр.129 (с.75) |
37 | | Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | Переписать сочинение на чистовик. |
38 | | Работа над ошибками. Правописание наречий. | Находить в тексте наречия. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от прилагательных. | Упр.133 (с.77) |
39 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Задание 1 (с.78) |
| Имя существительное (41 ч) |
40 | | Анализ диктантов. Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. | Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам. Различать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные в форме единственного и множественного числа. Различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода. Изменять имена существительные по падежам | Упр.140 (с.83) |
41 | | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных | Выделять из предложений словосочетания с существительными. Находить управляющее слово и определять падеж существительного в словосочетании. Наблюдать за ролью предлогов при определении падежа имен | |
42 | | Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | Склонять существительные. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Выделять окончания имён существительных. | |
43 | | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Составлять и записывать предложения с существительными в нужной падежной форме. Определять падеж существительного в предложении (в тексте). | Упр.150 (с.87) |
44 | | Несклоняемые имена существительные. Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. | Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме. | Сделать карточку: составить 6 словосочетаний с существительными в разных падежах. На обратной стороне написать ответ – указать падеж. |
45 | | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Устанавливать основные признаки существительных 1-го склонения. Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице). | |
46 | | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения | |
47 | | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | Составлять текст-описание. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме | Переписать сочинение на чистовик |
48 | | Работа над ошибками. 2‑е склонение имён существительных | Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие. Устанавливать основные признаки существительных 2-го склонения. | Упр.165 (с.94) |
49 | | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения | Упр.168 (с.96) |
50 | | 3-е склонение имен существительных | Устанавливать основные признаки существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие | Упр.172 (с.97) |
51 | | Упражнение в распознавании имён существительных 3‑го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | Упр.176 (с.99) |
52 | | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | Определять, относится имя существительное к 1-му, 2-му или 3-му склонению. определять тип склонения и падеж существительных; выделять в предложениях существительные, в которых окончание является орфограммой; производить орфографический разбор существительных с безударными падежными окончаниями; выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения; | Упр.179 (с.101) |
53 | | Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста. | Подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | |
54 | | Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Выделять безударные окончания существительных как орфограмму. Определять тип склонения и падеж существительных. Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Писать правильно слово «портрет» | Упр.183 (с.103) |
55 | | Именительный и винительный падежи имён существительных. | Определять именительный и винительный падежи имени существительного. Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа) | Упр.190 (с.107) |
56 | | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | Определять родительный падеж имени существительного. | Упр.200 (с.110) |
57 | | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных Словарный диктант | Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах. | Упр.207 (с.113) или Упр.206 (с.112) |
58 | | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | Определять дательный падеж имени существительного. Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа | Упр.210 (с.114) |
59 | | Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | Доказывать правильность написания падежного окончания. | Упр.2 15(с.116 ) |
60 | | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | Доказывать правильность написания падежного окончания. | Упр.218 (с. 117) |
61 | | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | Определять творительный падеж имени существительного. | Придумать и записать 5 словосочетаний с существительными в творительном падеже |
62 | | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | Доказывать правильность написания падежного окончания | Упр.226 (с.120) |
63 | | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | Определять предложный падеж имени существительного | Сделать карточку: написать 10 словосочетаний с существительными 1,2,3 склонения в предложном падеже с пропущенными окончаниями. На обратной стороне написать ответ |
64 | | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | Доказывать, что имена существительные стоят в предложном падеже | Упр.232 (с.123) |
65 | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | Определять падеж имён существительных в единственном числе. | Упр.238 (с.126) |
66 | | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных Наши проекты «Говорите правильно!» | Определять падеж имён существительных в единственном числе | Упр.242 (с.128) |
67 | | Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» | Составлять текст-отзыв. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме | Переписать сочинение на чистовик |
68 | | Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | Определять падеж имён существительных в единственном числе | Упр.246 (с.130) |
69 | | Склонение имён существительных во множественном числе. | Находить в тексте имена существительные во множественном числе. Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы. Сравнивать правописание окончаний одушевленных и неодушевленных существительных 1-го, 2-го, и 3-го склонения с твердой и мягкой основами в форме множественного числа (работать по таблице). | Выписать из учебника литературное чтение одну строфу стихотворения с существительными с безударными падежными окончаниями. Определить падеж и склонение существительных. |
70 | | Именительный падеж имён существительных множественного числа. | Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже | Упр.252 (с.132) или Упр.254 (с.133) |
71 | | Родительный падеж имён существительных множественного числа | Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже. | Упр.261 (с.136) |
72 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | |
73 | | Анализ контрольного диктанта. Повторение. Морфологический разбор имени существительного как части речи | Определять падеж имени существительного в единственном числе использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных при написании диктантов, изложений и т.д. | Упр.262 (с.137) или Упр.268 (с.139) |
74 | | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном и винительном падеже. | Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями | |
75 | | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | Определять падеж имени существительного во множественном числе | Упр.271 (с.140) |
76 | | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Упр.275 (с.142) |
77 | | Проверочная работа по разделу «Имя существительное. Правописание безударных окончаний». | Выполнять морфологический разбор имени существительного. Формирование мотивации к проведению исследовательской работы | Задания 1,2 (с.143) или задание 4 (с.143) |
78 | | Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста. | Излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | |
79 | | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. | Определять падеж имени существительного во множественном числе | |
80 | | Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное» | Проводить исследование, делать выводы, представлять работу | Задания на карточках |
| Имя прилагательное (31 ч) |
81 | | Имя прилагательное как часть речи | Характеризовать лексическое значение имен прилагательных. Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного (изменение по родам, числам, падежам). Наблюдать и устанавливать значение прилагательных в речи | Упр.5 (с.6) или Упр.7(с.7) |
82 | | Род и число имён прилагательных | Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих словосочетаниях | Упр.13 (с.9) |
83 | | Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных в именительном падеже. Описание игрушки | Определять тему и главную мысль текста. Составлять рассказ по заданной теме. Распространять предложения, дополняя их подходящими по смыслу прилагательными для усиления выразительности текста. Употреблять прилагательные, используемые в прямом и переносном значениях, в разных контекстах. | Оформить на листе описание игрушки |
84 | | Склонение имён прилагательных | Изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе. Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного | Упр.20 (с.12) |
85 | | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного | Переписать сочинение на чистовик |
86 | | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердой и мягкой основой (работать по таблице). Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже | Упр.21 (с.13) |
87 | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | Упр.28 (с.17) |
88 | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | Упр.31 (с.18) |
89 | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | Упр.37 (с.20) |
90 | | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных единственного числа | Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных. Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах. | Упр.41 (с.21) |
91 | | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | Упр.49 (с.24) |
92 | | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода Словарный диктант | Ставить имена прилагательные в нужном падеже | Упр.54 (с.26) |
93 | | Наши проекты «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | Выполнить проект |
94 | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | Ставить имена прилагательные в нужном падеже. Склонять прилагательные с основами на ж, ш. | Упр.56 (с.26-27) |
95 | | Склонение имён прилагательных женского рода. | Склонять имена прилагательные женского рода. Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей. | Упр.59 (с.29) |
96 | | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах | Упр.64 (с.31) |
97 | | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных | |
98 | | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных | Упр.75 (с.35) |
99 | | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. | Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах. | Упр.76 (с.36) |
100 | | Осложнённое списывание | Писать по памяти сравнительно-описательный текст. Составлять сообщение о достопримечательностях своего города (посёлка). Объяснять, к какому типу относится текст (текст-повествование, текст-описание). | |
101 | | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных | Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода | Упр.79 (с.37) |
102 | | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | Составлять текст по репродукции картины. | Переписать сочинение на чистовик |
103 | | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей. Устанавливать способ проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа. | Упр.83 (с.39) |
104 | | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа Словарный диктант | Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах. Определять падеж имён прилагательных множественного числа. | Упр.85 (с.40) или Упр.89 (с.42) |
105 | | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных. Определять падеж имён прилагательных множественного числа | Упр.93 (с.44) |
106 | | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Называть окончания имён прилагательных множественного числа. | Упр.99 (с.46) |
107 | | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | Называть грамматические признаки имён прилагательных. Выполнять морфологический разбор имени прилагательного | Упр.104 (с.48) |
108 | | Обобщение знаний о склонении имени существительного и имени прилагательного. | Называть грамматические признаки имён прилагательных. | Задание 2 (с.50) |
109 | | Составление устного сообщения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Составлять текст. Оценивать результаты выполненного задания. | |
110 | | Упражнение в распознавании безударных падежных окончаний имён прилагательных и имён существительных. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Задания на карточках |
111 | | Повторение. Правописание падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных | Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | |
| Местоимение (9 ч) |
112 | | Местоимение как часть речи | Понимать, что такое местоимение. Распознавать местоимения среди других частей речи | Упр.111 (с.53) |
113 | | Личные местоимения | Указывать грамматические признаки местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица | Упр.117 (с.55) |
114 | | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | Определять лицо, число и падеж местоимений. изменять личные местоимения по падежам. Составлять тексты с включением в них диалога. | Упр.124 (с.59) |
115 | | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | Определять лицо, число и падеж местоимений, изменять личные местоимения по падежам. | Упр.131 (с.62) |
116 | | Изменение личных местоимений по падежам. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. | Определять лицо, число и падеж местоимений. Раздельно писать предлоги с местоимениями. | Упр.136 (с.64) |
117 | | Изложение повествовательного текста с элементами описания | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Оценивать результаты выполненного задания | Упр.137 (с.65) |
118 | | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» | Упр.138 (с.65) выполнить разбор слова (перед)лесной как части речи |
119 | | Проверочная работа по теме «Местоимение» | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | |
120 | | Работа над ошибками. Повторение. Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Оценивать результаты выполненного задания. Сочинять поздравительную открытку к 8 марта. | Задания на карточках |
| Глагол (32 ч) |
121 | | Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке | Различать глаголы среди других слов в тексте. Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. | Упр.145 (с.70) |
122 | | Изменение глаголов по временам | Называть время, число глагола. Объяснять роль глагола в предложении Трансформировать текст, изменяя время глагола. Выделять личные окончания глаголов. | Задания на карточках на определение времени глаголов |
123 | | Неопределённая форма глагола | Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | Упр.153 (с.74) |
124 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | |
125 | | Изменение глаголов по временам | Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме. Изменять глаголы по временам. Объяснять, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе | Упр.156 (с.75) |
126 | | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | Подробно излагать текст по самостоятельно составленному плану. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания (правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств) | Упр.161 (с.78) Записать в словарь слова сверху, снизу составить с ними предложения |
127 | | Анализ изложения. Спряжение глаголов | Определять лицо и число глаголов. Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени | Упр.166 (с.82) |
128 | | Спряжение глаголов. Распознавание числа и лица глаголов | Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; | Упр.170 (с.84) |
129 | | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. | Упр.177 (с.87) |
130 | | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Переписать сочинение на чистовик |
131 | | I и II спряжение глаголов настоящего времени | Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». | Упр.176 (с.86) |
132 | | I и II спряжение глаголов будущего времени | Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени. | Выписать из стихотворения С.Есенина «Поёт зима…» глаголы настоящего времени, указать их спряжение, лицо и число |
133 | | Наши проекты «Пословицы и поговорки» | Знать словари и сборники пословиц и поговорок. Подготовить к выполнению проектной работы | Выполнить проект |
134 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Называть глаголы-исключения | Упр.188 (с.91) |
135 | | Промежуточная Аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 4 класса. | |
136 | | Работа над ошибками. Упражнение в правописании изученных орфограмм. Правописание не с глаголами. | Понимать, что при образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме глагола и к формам настоящего и будущего времени | Упр.194 (с.95) |
137 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называть глаголы-исключения Обосновывать правильность написания изученных орфограмм. | Упр.201 (с.99) |
138 | | Возвратные глаголы | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов. Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах | Упр.205 (с.100) или 206 |
139 | | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов. Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах | Упр.213 (с.103) |
140 | | Упражнение в правописании -тся и -ться в возвратных глаголах | Упр.219 (с.105) |
141 | | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | Излагать текст. Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности). Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | Упр.224 (с.107) |
142 | | Правописание глаголов в прошедшем времени | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми | Упр.233 (с.111) |
143 | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми | Упр.236 (с.112) |
144 | | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. | Задание на карточках выписать глаголы, определить время, лицо, число, род (что возможно) |
145 | | Изложение повествовательного текста по вопросам | Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). Оценивать результаты выполненного задания | Упр.241 или 242 (с.114) |
146 | | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол» | Выполнять морфологический разбор глагола Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. | Найти пословицы и скороговорки с глаголами 1,2 спряжения с безударными окончаниями |
147 | | Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Упр.246 (с.116) |
148 | | Упражнение в правописании глаголов | Упр.250 (с.117) |
149 | | Повторение по теме «Глагол» | Выполнять морфологический разбор глагола | Подготовиться к проверочной |
150 | | Проверочная работа по теме «Глагол» | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | |
151 | | Изложение повествовательного текста | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | Задания на карточках |
152 | | Анализ изложения. Повторение изученного о глаголе. | Выполнять морфологический разбор глагола | |
| Повторение (18 ч) |
153 | | Язык. Речь. Текст | Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи. Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение | Упр.259 (с.123) |
154 | | Контрольное списывание Предложение и словосочетание | Объяснять, что такое предложение. Находить границы предложений. Определять тип предложения Выделять в тексте и записывать словосочетания, в которые входят наречия. Выделять главные и второстепенные члены предложения. Выделять грамматическую основу предложения. Сравнивать и различать распространенные предложения и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми. Разбирать по членам предложения | Задание на карточках Дополнить словосочетания |
155 | | Предложение и словосочетание. | Упр.273 (с.127) |
156 | | Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. | Найти учебнике литературное чтение 4 предложения с однородными членами |
157 | | Лексическое значение слова | Закреплять представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов. | Упр.277 (с.129) |
158 | | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины | Переписать сочинение на чистовик |
159 | | Состав слова | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами Объяснять правописание корневых орфограмм. Выполнять морфемный разбор слов. Называть правила правописания слов на изученные темы Упражняться в правописании суффиксов -о, -а в наречиях. | Упр.278 (с.129) |
160 | | Правописание орфограмм корня. | Упр.283 (с.131) |
161 | | Состав слова. Правописание приставок и суффиксов. | Задание на карточках выписать 6 слов с приставками и 6 слов с предлогами |
162 | | Правописание орфограмм в значимых частях слова | Составить словарный диктант из 10 слов по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением» |
163 | | Итоговый контрольный диктант | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | |
164 | | Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное | Выделять существительные, прилагательные по лексико-грамматическим признакам. Разбирать существительное как часть речи (морфологический разбор). Разбирать прилагательное как часть речи (морфологический разбор). Разбирать наречия по составу. | Упр.291 (с.134) или Упр.297 (с.136) |
165 | | Части речи Местоимение. Имя числительное. | Называть правила правописания слов на изученные темы. Выделять глагол по лексико-грамматическим признакам. Разбирать глагол как часть речи (морфологический разбор). | Упр.308,309 (с.139) |
166 | | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания | Упр.311 (с.140) или 312 (с.141) |
167 | | Анализ изложения. Части речи. Наречие. Глагол | Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова. Различать неопределенную форму глаголов на -ться и форму 3-го лица единственного и множественного числа на -тся, и существительные на -ца объяснять их правописание. | Упр.322 (с.143) |
168 | | Словарный диктант Повторение Служебные части речи. | Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями | |
169 | | Звуки и буквы. | Называть правила правописания слов на изученные темы | |
170 | | Игра «По галактике Частей Речи» | Находить все изученные части речи в тексте. Называть правила правописания слов на изученные темы | |