СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП по русскому языку и литературе в 9 классе на 2021/2022 учебный год РБ
Календарно-тематическое планирование
Русский язык, 9 класс
(70 часов в год; из них 7 часов — на письменные контрольные работы)
№ урока, дата | Тема урока | Цель изучения темы | Материал учебного пособия | Домашнее задание* | |||
Повторение изученного в 8 классе (3 ч) | |||||||
1 | Словосочетание. Простое предложение | Повторить и систематизировать знания о словосочетании и простом предложении: видах подчинительной связи в словосочетании, членах предложения и способах их выражения, типах сказуемого, типах односоставных предложений | §1. Упр. 1-4, 6-10 (уч. сообщения по материалам таблиц) | § 1. Упр. 5 | |||
2 | Простое осложненное предложение: с однородными и обособленными членами | Повторить и систематизировать знания о предложениях, осложненных однородными и обособленными членами; закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами | § 2. Упр. 11-15 (учебные сообщения на основе схем пункт. правил) | §2. Упр. 16 | |||
3 | Простое осложн. предл: с вводн. и встав. констр-ми, обращением. Обороты с как | Повторить и систематизировать знания о предложениях, осложненных вводными и вставными конструкциями, обращением; закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращением, в предложениях, имеющих оборот с как | § 2. Упр. 17,19-20; материал, подобранный учителем | §2. Упр. 18 | |||
Текст. Стили речи (3 ч) | |||||||
4 | Текст и его основные признаки | Повторить сведения об основных признаках текста (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, завершенность), о компонентах внутренней и внешней формы текста, видах связи и средствах связи предложений в тексте; формировать умение определять способы развертывания темы, вид связи и средства связи предложений в тексте | § 3. Упр. 21 (учеб сообщение по плану), 22-26, 29 (анализ текстов), 27 (сообщение на гражданско-патриот. тему) | § 3. Упр. 28, 30 (по выбору) | |||
5 | Синтаксическая синонимия | Актуализировать знания о лексической синонимии; дать понятие о синонимии на синтаксическом уровне; формировать умение использовать в речи синонимическое богатство языка | § 4. Упр. 31 (учебное сообщение по сост. плану), 32 (учебное сообщение на основе таблицы), 33; | § 4. Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 24); по образцу упр. 32 подготовить сообщ. о способах выражения врем. отношений | |||
6 | Стили речи: языковые средства стилей (углубленное повторение) | Систематизировать сведения о стилях речи и их языковых особенностях; формировать умения производить стилистический анализ текста, редактировать текст | § 5. Упр. 34 (сообщение по плану), 35, 36, 38 (опред. стиля речи с аргумент. — групп. раб.), 37 (редакт-е предложений) | § 5. Подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя»; упр. 39 (подроб. излож-е текста) | |||
7-8 | Контрольное изложение | Проверить уровень учебно-языковых и правописных умений учащихся (простое предложение, простое осложненное предложение) | Текст научного или публицистического стиля, подобранный учителем( объем 200-240 слов) | Подобрать текст (7—8 предл.) худ., публиц. или научн. стиля, содерж. СП, подчерк. грам. осн | |||
Сложное предложение (41 ч) Общая характеристика сложного предложения (1 ч) | |||||||
9 | Строение сложного предложения. Классификация союзных сложных предложений | Закрепить умение различать простые и сложные предложения, определять количество частей в сложном предложении; дать понятие о грамматическом значении сложного предложения; показать роль союзов в формировании значения сложного предложения; формировать навыки определения средств связи в сложном предложении, разграничения союзных и бессоюзных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; обогащать грамматический строй речи учащихся путем использования синтакс. синонимов | § 6. Упр. 40 (сообщение но опорным сло- вам), 41—44,45 (учебное сообщение на основе схемы), 46, 47 (сообщение по предлож. плану) | § 6. Упр. 48 | |||
Сложносочиненное предложение (8 ч) | |||||||
10 | Основные группы сложносочиненных предложений (ССП) | Актуализировать знания о типах сочинительных союзов (соединительные, разделительные, противительные; одиночные, повторяющиеся), закрепить навыки их правописания; формировать умения определять смысловые отношения между частями ССП, разграничивать ССП по значению, различать простые предложения с однородными членами и ССП | § 7. Упр. 49, 50, 51 (учебное сообщение на основе таблицы), 53, 54 (электронный ресурс) | § 7. Упр. 52, 55 (по выбору) | |||
11 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Ознакомить с основными правилами постановки знаков препинания в ССП; отрабатывать умение расставлять знаки препинания между частями ССП; повторить правила постановки знаков преп. в предложениях с однор. членами, соед. союзами | § 8. Упр. 56-58, 59 (групповая работа) | § 8. Упр. 62 | |||
12 | Знаки препинания в ССП (продолжение) | Систематизировать и обобщить основные правила постановки знаков препинания в ССП; совершенствовать умение расставлять знаки препинания между частями ССП | § 8. Упр. 60 (групповая работа), 61, 64 (эл. ресурс) | § 8. Упр. 63, 65 (по выбору) | |||
13 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами | Ознакомить с основными средствами выражения соединительных отношений; учить использовать ССП в речи в соответствии с намерениями говорящего; повторить правило правописания союзов тоже, также; закрепить навык разграничения простых предложений с однородными членами и ССП; отрабатывать умение расставлять знаки препинания в ССГ1; обогащать грамматический строй речи учащихся с помощью синтаксических синонимов | § 9. Упр. 66 (сообщение на основе таблицы), 67—70, 71 (сообщение по предложенному плану), 73 (электронный ресурс) | § 9. Упр. 72 | |||
14 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | Ознакомить с основными средствами выражения разделит. отношений; учить использовать ССП в речи в соответствии с намерениями говорящего; закрепить навык разграничения простых предложений с однор. членами и ССП, предложений с союзом или в разделит. и пояснительном значениях; отрабатывать умение расставлять знаки препинания в ССП | § 10. Упр. 74, 75 (учебные сообщения на основе схем и таблицы), 76, 77 | § 10. Упр. 78 | |||
15 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | Ознакомить с основными средствами выражения противительных отношений; учить использовать ССП в речи в соответствии с намерениями говорящего; повторить правило правописания союза зато; закрепить навык разграничения простых предложений с однородными членами и ССП; отрабатывать умения расставлять знаки препинания в ССП, разграничивать союз однако и вводное слово однако | §11. Упр. 79, 80, 83 (сообщения на основе таблиц), 81 (устный рассказ по пословице), 82, 84-87, 88 (электронный ресурс) | § 11. Упр. 89 | |||
16 | Синтаксический разбор сложносочиненного предложения | Ознакомить с порядком разбора ССП; дать образец устного и письм. разборов ССП; учить строить схемы ССП; выявить языковые средства, используемые в логической ознакомить учащихся с содержанием, композицией и языковыми особенностями жанра сравнительной характеристики | Форзац учебного пособия; с. 55—57; упр. 90 (1) (сравн. характеристика), 91,92, 94,95 | Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 60); упр. 90 (2), 93 (по выбору) | |||
17 | Обобщение и систематизация изученного о сложносочиненных предложениях | Обобщить и систематизировать знания учащихся о ССП и правилах постановки знаков препинания в ССП; закрепить навык синтаксического разбора ССП; проверить уровень учебно- языковых и пунктуационных умений учащихся | Форзац уч.пособия; с. 58—60; упр. 96, 98 (эл. ресурс), 97 (устный рассказ о памятнике) | Упр. 99 (комплексная работа) | |||
Сложноподчиненное предложение (17 ч) | |||||||
18 | Строение сложноподчиненного предложения (СПП). Знаки препинания в СПП | Формировать умения определять главную и придаточную части в СПП, ставить смысловой вопрос от главной части к придаточной, строить схемы СПП, определять место придаточной части по отношению к главной, правильно расставлять знаки препинания в СПП | § 12. Упр. 100,101, 102 (сообщение на основе схемы), 103-105, 107, 108 (эл. ресурс) | § 12. Упр. 106, 109 (по выбору) | |||
19 | Средства связи в сложноподчиненном предложении | Актуализировать знания о подчинительных союзах и их правописании; ознакомить с основными средствами связи в СПП (подчинительными союзами, союзными словами, указательными словами); выявить отличие союзных слов от союзов, специфику указательных слов; закрепить умения находить главную и придаточную части, расставлять знаки препинания в СПП | § 13. Упр. 110 (учебное сообщение на основе таблицы), 111—115, 117 | § 13. Упр. 116 | |||
20 | Разграничение омони- мичных союзов и союзных слов | Ознакомить с алгоритмом различения омонимичных союзов и союзных слов (что, как, когда), научить пользоваться приемами их разграничения | § 13. Упр. 118— 123,124,127 (эл. ресурс), 125 | § 13. Упр. 126 | |||
21 | Основные виды придаточных частей в СПП. СПП с придаточными определительными | Ознакомить с основными видами придаточных частей в СПП, с факторами, от которых зависит вид придаточной части; учить строить схемы СПП; формировать умения правильно квалифицировать придаточную определительную часть, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточной определительной, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной определительной, осознанно выбирать союзное слово в соответствии с его значением и стилистической окраской; учить соблюдать нормы построения СПП с придат. определительной | § 14,15. Упр. 128— 133, 134 (перевод с белорусского языка), 135—137, 139 (редактирование предложений) | § 14,15. Упр. 138 | |||
22 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (продолжение) | Закрепить умения правильно квалифицировать придаточную определительную часть, находить средства связи придаточной части с главной, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной определительной, осуществлять замену придаточной части синонимичными конструкциями, правильно употреблять СПП с придаточной определительной в речи; обобщить и систематизировать знания о строении и значении СПП с придаточной определительной | § 15. Упр. 140- 146, 148 (коллективное заполнение таблицы) | § 15. Упр. 147, 149 (мини-сочинение с предложенным началом), 150 (по выбору) | |||
23 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Формировать умения правильно квалифицировать придаточную изъяснительную часть, находить опорный компонент и средства связи придаточной части с главной, строить схемы СПП с придаточной изъяснительной, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной изъяснительной, правильно употреблять СПП с придаточной изъяснительной в речи, уместно использовать синтаксические синонимы | § 16. Упр. 151-155 | § 16. Упр. 156 | |||
24 | Сложноподчиненные предложения с придат. изъяснит. (продолжение) | Закрепить умения правильно квалифицировать придаточную изъяснительную часть, строить схемы СПП с придаточной изъяснительной, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной изъяснительной; систематизировать сведения об опорном компоненте и средствах связи придаточной части с главной; дать понятие о косвенной речи, косвенном вопросе, ознакомить с правилами его пунктуац. оформления | § 16. Упр. 157,158 (рассуждение по алгоритму), 159, 161 (заполнение таблицы) | § 16. Упр. 160 | |||
25 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места | Актуализировать знания о разрядах обстоятельств; формировать умения правильно квалифицировать придаточную места, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придат. части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточной места, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной места, отличать придаточную места от придат. опред. и изъяснительной, правильно употреблять СПП с придат. места в речи | § 17. Упр. 162- 166,168 (заполнение таблицы) | § 17. Упр. 167 | |||
26 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени | Формировать умения правильно квалифицировать придаточную времени, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточной времени; дать понятие о расчленении составного союза; учить правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной времени, осуществлять замену придаточной временной части синонимичными конструкциями, отличать придаточную времени от придаточных определительной и изъяснительной; правильно употреблять СПП с придат. времени в речи | §18. Упр. 169-171, 173-176,178 (рассуждение на лингвистическую тему по образцу), 179 (заполнение таблицы), 180 (электронный ресурс) | § 18. Упр. 172, 177 (сочинение о знаменитых земляках в одном из предложенных жанров) | |||
27 | Контроль- ный диктант | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков учащихся | Текст, подобранный учителем |
| |||
28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия | Формировать умения различать придаточные причины, цели, следствия, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточными обстоятельств., правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, осуществлять замену придаточных частей синоним. конструкциями, правильно употреблять СПП с придаточными обстоятельственными в речи; повторить правописание союза чтобы, составных союзов; ознакомить с правилами постановки знаков препинания в предложениях с составными союзами | § 19. Упр. 181 — 184, 185 (электронный ресурс), 187 (заполнение таблицы) | § 19. Упр. 186 | |||
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки | Формировать умения различать придаточные условия и уступки, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточными обстоятельственными, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, осуществлять замену придаточных частей синонимичными конструкциями, правильно употреблять СПП с придаточными обстоятельственными в речи; повторить правописание частиц не и ни; систематизировать изученное о придаточных причины, следствия, цели, условия, уступки | § 20. Упр. 188,189, 191,193,194 (электронный ресурс), 195 (заполнение таблицы) | § 20. Упр. 190 (ми- ни-сочинение о малой родине), 192 (по выбору) | |||
30 | Использование сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, условия, уступки в речи | Закрепить изученное о придаточных причины, цели, следствия, условия, уступки; формировать коммуник. умения использовать СПП с придаточными причины, цели, следствия, условия, уступки и синоним. им конструкции для организации рассуждения; повторить речеведческие сведения о типах речи; систематизировать знания об обобщенном значении, композиц. схеме и языковых средствах рассуждения как типа речи; учить анализировать и создавать тексты различных стилей речи | §21. Упр. 196,197 (анализ композ. схемы текста-рас- суждения, выявле- ние языковых средств, характер- ных для рассужде- ния), 200,201 | §21. Упр. 198, 199, 202 (сочинение- рассуждение) (по выбору) | |||
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени | Формировать умения разграничивать придаточные образа действия, степени и следствия, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточными образа действия и степени, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, уместно употреблять СПП с придат. образа действия и степени в речи | § 22. Упр. 203—206, 208 (рассуждение на лингвистическую тему), 210 (заполнение таблицы) | § 22. Упр. 207,209, 211 (по выбору) | |||
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными | Формировать умения правильно квалифицировать придаточную сравнительную часть, находить средства связи придаточной части с главной, строить схемы СПП с придаточной сравнительной, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, осуществлять замену придаточной части синонимичными конструкциями, отличать придаточную сравнительную от придаточных образа действия и степени, правильно употреблять СПП с придаточной сравнит. в речи | §23. Упр. 212,213, 215; материал, подобранный учителем | §23. Упр. 214 | |||
33 | Пунктуация в конструкциях с как (обобщение и систематизация) | Повторить и систематизировать правила постановки знаков препинания в конструкциях с как-, обобщить сведения о способах выражения сравнения; продемонстрировать возможности сравнения как изобразительно- выразительного средства | §23. Упр. 216,217, 219 (составление обобщ. таблицы), 220 (эл. ресурс), 223 | §23. Упр. 218, 221, 222 (сочинение- описание) (по выбору) | |||
34 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Ознакомить с порядком разбора СПП; дать образец устного и письменного разбора СПП; закрепить умения строить схемы СПП, составлять предложения по схемам, разграничивать придаточные части с одинаковыми средствами связи; систематизировать знания учащихся о СПП и правилах постановки знаков препинания в СПП | Форзац учебного пособия; с. 125— 129; упр. 224 (синтаксический разбор по вариантам), 226,227 | Упр.225 (опред. виды придат. частей), 228 (по выбору); ответы на воп- росы рубрики «Прове- ряем себя» (с. 129) | |||
35 | Обобщение изученного о сложноподчиненных предложениях | Обобщить и систематизировать знания о СПП и правилах постановки знаков препинания в СПП; закрепить навык синтакс. разбора СПП; совершенствовать навык разграничения придаточных частей с одинаковыми средствами связи | Форзац учебного пособия; с. 125— 129; упр. 229, 230, 231 (эл. ресурс) | Упр. 232 (комплексная работа) | |||
36 | Контр. сочинение по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова | Проверить уровень коммуникативной компетенции учащихся |
|
| |||
Жанры речи: отзыв (3 ч) | |||||||
37 | Основные особенности отзыва | Ознакомить с особенностями жанра отзыва, его содержания, композиции, основными формами написания отзыва и его задачами; показать отличие отзыва от рецензии; формировать умение создавать отзыв на основе памятки; совершенствовать навыки конспектир-я текста | § 24. Упр. 233 (сообщение на основе таблицы), 236 (работа с памяткой) | § 24. Упр. 234 (работа над конспектом) | |||
38 | Рекомендации по созданию отзыва о художественном произведении | Ознакомить с языковым своеобразием отзыва, порядком работы над отзывом, подготовить к его созданию; формировать умение строить отзыв с учетом его композиции и характерных для него языковых средств | § 24. Упр. 235,238; отзывы участников олимпиады по русскому языку | § 24. Упр. 237 | |||
39 | Написание отзыва | Развивать способность к самостоятельному рассуждению и оценке явлений, воспитывать культуру выражения собственного мнения; формировать навыки редактирования текста | § 25. Упр. 239,240, 242 | §25. Упр. 241 (отзыв о худ. произв-и) | |||
40 | Контроль- ная тестовая работа | Проверить уровень учебно-языковых и правописных умений учащихся ( сложносочинённое и сложноподчиненное предложения) | Контр. тестовая работа из научно-метод. журнала Русский язык 2020 год №7 |
| |||
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (3 ч) | |||||||
41 | Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными частями | Ознакомить с основными моделями усложнения структуры СПИ; формировать умения анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием; формировать навык соблюдения грамматической нормы при построении СПП с несколькими придаточными | § 26. Упр. 243-248 | § 26. Упр. 249 | |||
42 | Знаки препинания в сложноподчин. предложениях с несколькими придаточными | Ознакомить с основными правилами постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными; совершенствовать умения анализировать структуру СПП с несколькими придаточными, строить схемы таких предложений | §27. Упр. 250,251, 253 (электронный ресурс), 255, 256, 257 (электронный ресурс) | § 27. Упр. 252, 254, 258 (по выбору) | |||
43 | Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточ. Обобщение изученного о СПП с несколькими придаточными | Ознакомить с порядком разбора СПП с несколькими придаточными; дать образец устного и письменного разбора таких предложений; закрепить умения строить схемы СПП, составлять предложения по предложенным схемам; систематизировать знания учащихся о СПП и правилах постановки знаков препинания в СПП | Форзац учебного пособия; с. 148— 152; упр. 259, 260 (уч. сообщение на основе таблицы), 261, 262, 263 (эл.ресурс), 264,265 | Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 152); упр. 266 (комплексная работа) | |||
Бессоюзное сложное предложение (8 ч) | |||||||
44 | Строение и значение бессоюзных сложных предложений (БСП) | Закрепить знания о строении БСП, формировать умения определять смысловые отношения между частями БСП, заменять БСП синонимичными конструкциями, интонировать БСП | § 28. Упр. 267-270 | §28. Упр. 271 | |||
45 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | Ознакомить с основными правилами постановки запятой и точки с запятой в БСП; совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями БСП и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП; развивать умение разграничивать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; продемонстрировать роль БСП с перечислительными отношениями в тексте-описании; учить уместно использовать такие предложения в речи | § 29. Упр. 272,273, 275,276 (электронный ресурс) | § 29. Упр. 274 | |||
46 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Ознакомить с основными правилами постановки двоеточия в БСП; формировать умения определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП, преобразовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения; повторить основные случаи постановки двоеточия в простом предложении, в предложениях с прямой речью | § 30. Упр. 277-280 (1) | § 30. Упр. 281 | |||
47 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (продолжение) | Совершенствовать умения определять смысловые отношения между частями БСП и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП, преобразовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения, составлять предложения по заданным характеристикам; систематизировать основные случаи употребления двоеточия; продемонстрировать возможности вариантной расстановки знаков препинания в сложных предложениях (пунктуационное оформление прямого и косвенного вопросов); развивать интерес к лингвистике, научному творчеству на примере личности А. А. Реформатского | § 30. Упр. 282-285, 286 (электронный ресурс), 280 (2) - групповая работа (учебное сообщение) | § 30. Упр. 287 (комплексная работа) | |||
48 | Тире в бессоюзном сложном предложении | Ознакомить с основными правилами постановки тире в БСП; формировать умения определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП, преобразовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения | § 31. Упр. 288-291 | §31. Упр. 292 | |||
49 | Тире в бессоюзном сложном предложении (продолжение) | Совершенствовать умения определять смысловые отношения между частями БСП и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интонировать БСП, составлять предложения по заданным характеристикам; повторить и систематизировать основные случаи постановки тире в простом и сложном предложениях, предложениях с прямой речью | § 31. Упр. 293 (электронный ресурс), 294 (коллективное составление таблицы) | § 31. Подобрать из худ. текстов 5—6 примеров БСП с разными знаками преп-я между частями | |||
50 | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | Ознакомить с порядком разбора БСП; дать образец устного и письменного разбора БСП; совершенствовать навык постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП | Форзац учебного пособия; с. 170— 173; упр. 295, 296 (сообщение на основе таблицы) | Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 173); упр. 297 | |||
51 | Обобщение изученного о бессоюзном предложении | Систематизировать знания о БСП и правилах постановки знаков препинания в БСП; продемонстрировать богатство грамматического строя русского языка (на примере синонимии союзных и бессоюзных предложений) | Форзац учебного пособия; с. 170— 173; упр. 298, 299, 300 (тест), 301, 302, 303 (эл. ресурс) | Сост. тест из 10 заданий «Употр-е тире», «Употребл. двоеточия» (по выбору) | |||
Сложные предложения с разными видами связи (4 ч) | |||||||
52 | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи | Дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи; формировать умения определять количество частей в сложном предложении, группировать их в блоки, определять ведущую связь, строить схемы сложных предложений с разными видами связи | § 32. Упр. 304-306 | § 32. Упр. 307, 308 (рассужд-е по данному началу) (по выбору) | |||
53 | Знаки препинания в предложениях с разными видами связи | Ознакомить с основными правилами постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи; формировать умения правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры, составлять предложения по заданным характеристикам | § 33. Упр. 309-312 | § 33. Упр. 314 | |||
54 | Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи | Ознакомить с порядком разбора сложных предложений с разными видами связи; дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение строить схемы сложных предложений с разными видами связи | Форзац учебного пособия; с. 180— 183; упр. 315, 316 (1,2) | Ответы на вопр. рубрики «Прове- ряем себя» (с. 183); упр. 316 (зад. 3 или 4 — по выб) | |||
55 | Обобщение изученного о предложениях с разными видами связи | Систематизировать знания о сложных предложениях с разными видами связи и правилах постановки знаков препинания в предложениях указанной структуры; развивать интерес к лингвистике, научному творчеству на примере личности А. М. Пешковского | С. 179-183; упр. 313 (эл. ресурс), 317 (комплексная работа); материал, подобранный учителем | Подобрать из худ. лит. 4—5 предл-й с постановкой знаков преп-я на стыке союзов | |||
Чужая речь и ее виды (8 ч) | |||||||
56 | Чужая речь и ее виды. Прямая и косвенная речь | Ознакомить с понятием «чужая речь»; дать понятие о разных способах передачи чужой речи; формировать умение использовать разные способы передачи чужой речи в собственных высказываниях в соответствии с задачами речи | §34. Упр. 318, 319 | § 34. Упр. 320 | |||
57 | Предложения с прямой речью и знаки препинания в них | Расширить знания учащихся о прямой речи; ознакомить с основными правилами оформления прямой речи с помощью кавычек, а также с помощью абзаца и тире (с расположением слов автора до или после прямой речи); формировать умения объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять прямую речь на письме | § 35. Упр. 321, 322 (сообщение на основе таблицы), 323,324,325 (электронный ресурс) | § 35. Упр. 326 | |||
58 | Предложения с прямой речью и знаки препинания в них (продолжение) | Ознакомить учащихся с основными правилами оформления прямой речи с помощью кавычек, а также с помощью абзаца и тире (если слова автора разрывают прямую речь); формировать умения объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять прямую речь на письме | § 35. Упр. 327,329, 330 (электронный ресурс) | § 35. Упр. 328 | |||
59-60 | Контрольное изложение | Проверить уровень коммуникативной компетенции учащихся | Текст худ. или публ. стиля (240-340) слов
|
| |||
61 | Диалог. Пунктуационное оформление диалога | Актуализировать знания учащихся о двух формах речи (диалоге и монологе); расширить знания о диалоге; ознакомить с основными правилами оформления диалога; формировать умения объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять диалог на письме | § 36. Упр. 331-334, 335 (электронный ресурс) | § 36. Упр. 336 (задание 1 или 2 — по выбору) | |||
62 | Косвенная речь, замена прямой речи косвенной | Ознакомить с особенностями косвенной речи и основными правилами замены прямой речи косвенной; формировать умение преобразовывать прямую речь в косвенную; повторить правила оформления косвенного вопроса | § 37. Упр. 337-339, 340 (электронный ресурс), 341—343, 345 (редактирование предложений)
| § 35. Упр. 344, 346 (учебное сообщение) (по выбору) | |||
63 | Цитация. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании | Дать понятие о цитации как одном из способов передачи чужой речи, ее особенностях и функциях, о назначении эпиграфа; ознакомить с основными способами введения цитат, в том числе стихотворных, в текст, пунктуационным оформлением цитат, в том числе эпиграфа; формировать умение правильно расставлять знаки препинания при цитировании | §38. Упр. 347-350, 351 (электронный ресурс), 352 | § 38. Упр. 353, 354 (по выбору) | |||
64 | Синтаксический разбор предложений с прямой речью | Ознакомить с порядком разбора предложений с прямой речью, дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение строить схемы предложений с прямой речью; совершенствовать навык пунктуационного оформления прямой речи, диалога и цитат | С. 206; упр. 355 (коллективное составление памятки), 357 (1); материал, подобранный учителем | Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 208); упр. 358 (сочинение-рассужд-е), 357 (2) (по выбору) | |||
65 | Обобщение изученного о видах чужой речи | Систематизировать знания учащихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать навык постановки знаков препинания в предложениях, передающих чужую речь, навык уместного использования разных способов передачи чужой речи в устных и письменных высказываниях | С. 206-208; упр. 360, 361 (электронный ресурс), 362 (2) (комплексная работа) | Упр. 356, 362 (1) (по выбору) | |||
66 | Контрольный диктант | Проверить сформированность орфографических и пунктуационных навыков учащихся | Текст, подобранный учителем |
| |||
Жанры речи (1ч) | |||||||
67 | Жанры речи: реферат | Дать понятие о реферате как разновидности вторичного текста, его отличии от конспекта; формировать умение готовить реферат в соответствии с памяткой; учить правильно оформлять реферат; формировать навыки исследовательской работы, выступлений в научном стиле | § 39. Упр. 363-369 | § 39. Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 214); упр. 370 | |||
Повторение изученного по пунктуации в 8—9 классах (2 ч) | |||||||
68 | Знаки препинания и их роль. Знаки препинания в конце предложения | Ознакомить учащихся с функциями знаков препинания; формировать умение устанавливать роль знаков препинания в письменной речи; совершенствовать пунктуационные умения учащихся использовать знаки препинания для логического членения информации, заключенной в предложении, употреблять знаки конца предложения | §40,41. Упр. 371- 381 (по усмотрению учителя) | § 40, 41. Упр. 382, 383,384 (задание 1 или 2) (по выбору) | |||
69 | Употребление запятой, двоеточия, тире и кавычек | Актуализировать знания учащихся о правилах употребления запятой, двоеточия, тире (в различных по структуре предложениях), кавычек с целью повторения, обобщения и систематизации пунктуационных правил; работать над пунктуационными нормами, регулирующими семантико- синтаксическое и семантико-интонационное членение письменной речи | § 42,43. Упр. 385- 397 (по усмотрению учителя), 398 (электронный ресурс) |
| |||
70 | Резервный час* | |
|
|
* По усмотрению учителя резервные часы могут быть использованы на проведение уроков по развитию речи, в том числе на написание контрольного сочинения по литературе.
Календарно-тематическое планирование
Русская литература
Захарова, С. Н. Русская литература : учеб. пособие для 9 кл. учреждений общ. сред, образования с белорус, и рус. яз. обучения / С. Н. Захарова, Н. И. Черкес; под ред. С. Н. Захаровой. — Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
№ урока и дата | Содержание темы урока | Цель и задачи урока | Материал уч. посо-бия | Домашнее задание* |
1 | Введение. Истоки славянской письменности. Основные этапы развития русской литературы. Литературный процесс. Литература Древней Руси | Познакомить учащихся с истоками славянской письменности, обосновать историческое значение деятельности Кирилла и Мефодия. Сформировать начальное понятие о литературном процессе, разных подходах к его периодизации. Показать основные этапы развития русской литературы и своеобразие литературы Древней Руси как одного из этапов литературного процесса | С. 3-12 | Выполнить задания 1 (с. 8), 2 (с. 12), одно из заданий (с. 8,13) по выбору. Прочитать «Слово о полку Игореве» |
2 | «Слово о полку Игореве». Историческая основа. Сюжет и композиция произведения | Познакомить учащихся с историей открытия «Слова...», его жанровыми особенностями; показать связь произведения с устным народным творчеством | С. 13-16 | Выполнить по вариантам (группам) задания 3 и 4,5 (по выбору) (с. 17) |
3 | «Слово о полку Игореве». Эпичность в изображении Русской земли и судеб русских людей. Образ автора | Раскрыть сущность образа Русской земли, пояснить роль отдельных героев (Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны, автора) в создании целостного образа Русской земли; показать патриотический пафос произведения | С. 17-22 | Выполнить задание 2, одно из заданий 6—8 (с. 23) (по выбору) |
4 | «Слово о полку Игореве». «Слово...» как историко-куль- турный памятник славянских народов. Мастерство художественного перевода | Показать значение «Слова...» и всей древнерусской литературы в развитии культуры восточных славян; определить отличительные черты художественного перевода; познакомить учащихся с разными вариантами перевода «Слова...» | С. 23-25 | Выполнить задание 2 (с. 25) |
5 | Литература XVII — XVIII вв. Классицизм | Дать понятие об особенностях социального и культурно-исторического развития европейских государств и России, которые подготовили появление классицизма. Сформировать представление о классицизме как художественной системе, показать отличия русского классицизма от европейского. Познакомить с произведениями классицизма в разных видах искусства | С. 28-34 | Выполнить устно задание 2 (с. 30), письменно — задание 2 (с. 35). Прочитать по одному произведению М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (по выбору учителя) |
6 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Г. Р. Державин. «Властителям и судиям», «Памятник», «Ласточка», «Снигирь» (одно произведение по выбору учителя) | Познакомить со значением творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина для русской литературы. На примере их творчества показать своеобразие русского классицизма (просветительский и патриотический пафос, критическая направленность, связь с современностью, интерес к фольклору); проанализировать художественные особенности выбранных произведений | С. 35-48 | Выполнить письменно задание 2 (с. 37) или 2 (с. 48). Прочитать I и II действия комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина |
7 | Д. И. Фонвизин — «сатиры смелый властелин» (А. С. Пушкин). Комедия «Недоросль» | Сформировать представление о личности и деятельности Д. И. Фонвизина, его роли в развитии русской литературы и театрального искусства. Познакомить с особенностями композиции комедии; определить черты классицизма в пьесе | С. 49-52 | Прочитать III—V действия комедии. Выполнить задания 1,2 (с. 60) |
8 | Проблема воспитания и образования в комедии. Образы Простаковых, Скотинина, учителей Митрофана | Проанализировать образы Простаковой, Митрофанушки и Скотинина, показать мастерство Фонвизина в создании речевой характеристики героев. Показать, как решается проблема воспитания и образования в комедии | С. 52-55 | Выполнить задание 8 (с. 60) |
9 | Просветительские идеи в пьесе. Образы Правдина, Стародума, Милона. Своеобразие драматургического конфликта пьесы | Раскрыть гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положительных персонажах комедии. Развить понятие о драматургическом конфликте, раскрыть смысл антитезы в изображении характеров | С. 55-59, 60-61 | Ответить устно на вопрос 1, выполнить письменно задание 2 (с. 62) |
10 | Сентиментализм. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как произведение сентиментализма | Познакомить с тенденциями развития русской литературы в XIX в. Показать художественные особенности сентиментализма. Сформировать представление о Н. М. Карамзине как первом русском писателе-сентименталисте | С. 62-67 | Выполнить письменно задание 1 (с. 63) |
11 | Литература XIX в. Романтизм | Познакомить с предпосылками возникновения романтизма в литературе. Систематизировать и обобщить представления учащихся о романтизме как о художественном методе, показать своеобразие романтизма в русской литературе | С. 69-70, 72-76 | Выполнить задание 1 (с. 74) и устно задание 1 (с. 76) |
12 | В. А. Жуковский — родоначальник русского романтизма. Элегии В. А. Жуковского «Вечер», «Море», «Сельское кладбище» (одно произведение по выбору учителя) | Сформировать представление о В. А. Жуковском как поэте и переводчике. Вспомнить жанровые особенности элегии. Показать особенности и способы отражения в произведениях религиозно-мистического мировосприятия поэта | С. 77-83 | Ответить на вопрос 1 (с. 79), выполнить задания по выбранной элегии («Элегии В. А. Жуковского»). Прочитать балладу «Светлана» В. А. Жуковского |
13 | Романтическое решение пробле- мы счастья и судьбы в балладе «Светлана» В. А. Жуковского | Познакомить с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», показать национальный колорит произведения | С. 84-86 | Выполнить задания 4, 5 (по выбору) (с. 86) |
14 | Переход к реализму (обзор) | Дать понятие о социально-исторических и эстетических предпосылках возникновения реализма в зарубежной и русской литературах; систематизировать и обобщить представления о реализме как художественном направлении; показать роль литературной критики в развитии русской литературы | С. 87-91 | Выполнить письменно задание 1 (с. 91), ответить на вопросы 1,2, выполнить одно из заданий (с. 90) (по выбору). Прочитать I действие комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова |
15 | А. С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества, история создания, публикации и постановки комедии «Горе от ума» | Познакомить с жизнью и деятельностью писателя, историей создания публикации и театральной постановки комедии | С. 92-98 | Ответить на вопросы 1, 2, выполнить одно из заданий 3,4 (по выбору) или задание из электронного ресурса (с. 95— 96). Прочитать II и III действия комедии «Горе от ума» |
16 | Комедия «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ I и II действий | Дать представление о художественном пространстве и художественном времени в комедии, показать взаимосвязь элементов классицизма, реализма и романтизма в комедии. Показать зарождение любовного и социального конфликтов | С.102-105, 113- 114 | Выполнить задания 1, 6, 7 (с. 106) (по выбору) |
17 | Комедия «Горе от ума». Фамусовская Москва. Анализ III действия комедии | Показать углубление общественного конфликта, развитие любовной драмы Чацкого. Дать характеристику представителям фамусовского общества. Обратить внимание на роль монологов и диалогов в раскрытии характеров персонажей | С. 107— 113, 119— 120 | Выучить наизусть монолог Фамусова или Чацкого. Прочитать IV действие. Выполнить письменно задание 3 (с. 122) |
18 | Комедия «Горе от ума». «Мечтанья с глаз долой, и спала пелена». Анализ IV действия. Смысл заглавия комедии. Оценка комедии в статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний» | Проследить, как разрешаются личный и социальный конфликты героя. Показать трагедию Чацкого и его нравственную победу над фамусовским обществом. Дать понятие о типическом герое. Раскрыть смысл названия произведения. Познакомить с критической оценкой пьесы в этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончарова | С. 115- 117, 119— 121 | Выполнить одно из заданий на с. 116 и задание 2 (с. 122) |
19 | А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь поэта | Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Показать многогранность его творчества. Определить значение наследия Пушкина в истории русской литературы | С. 122- 150 | Выполнить задание 2 (с. 151) |
20 | «Дружеская» лирика А. С. Пушкина. «19 октября», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...» | Познакомить учащихся с особенностями дружеской лирики поэта, показать ее связь с вольнолюбивыми мотивами | С. 134- 136 | Выполнить задания 1, 2 (с. 139). Выучить на- изусть одно из стихо- творений: «19 октября», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд.». Выполнить задания 5—12 (по выбору) |
21 | Любовная лирика А. С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...» | Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэта; развивать высокие эстетические чувства, идеалы красоты и гармонии; углубить представление об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений | С. 133- 141 | Выполнить одно из заданий (по выбору): 3 (с. 139), 4 (с. 136), 3 (с. 143). Прочитать стих-я «Брожу ли я вдоль улиц шум- ных...», «Вновь я посе- тил...», «Дар напрасный, дар случайный...». Выучить наизусть одно из стих-й: «Я помню чудное мгновенье...», «На хол- мах Грузии...», «Я вас любил...» |
22 | Философская лирика А. С. Пушкина. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил...», «Дар напрасный, дар случайный...» | Показать закономерность появления в лирике Пушкина философских мотивов, пояснить пушкинское восприятие смысла человеческого существования | С. 143- 145 | Выполнить задание 4 (с. 146). Прочитать стихотворения «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» |
23 | Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» | Помочь учащимся понять трагизм положения поэта в обществе в последние годы жизни. Показать глубину пушкинского понимания роли поэзии и поэта в жизни общества; осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца | С. 146- 148 | Выполнить задания 1-3 (с. 148- 149). Прочитать главы 1 и 2 романа «Евгений Онегин» |
24 | Творческая история романа в стихах «Евгений Онегин». Онегин в Петербурге и в деревне; анализ глав 1 и 2 | Выявить исторические предпосылки создания романа. Сформировать общее представление о содержании и развитии сюжета произведения. Охарактеризовать систему ценностей Онегина, особенности становления его характера, показать типичность образа Евгения Онегина | С.152-161, 169- 172 | Выполнить одно из заданий 1,2 (с. 158), 1,2 (с. 172) (по выбору). Прочитать главы 3 и 4 романа |
25 | «Татьяна, русская душою...» Анализ глав 3 и 4 | Сформировать у учащихся представление о пушкинском идеале русского человека. Показать авторское отношение к Татьяне через различные приемы создания ее образа. Дать понятие о реалистических принципах изображения жизни и об их отличии от романтических | С.169-172, 176- 181 | Выполнить задание 4 (с. 172) или 5 (с. 179). Прочитать главы 5 и 6 романа |
26 | «Убит приятельской рукой!» (образ Ленского). Анализ глав 5 и 6 | Продолжить знакомство с романом и его героями, в ходе сравнительной характеристики показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора | С. 169- 172, 174- 175 | Выучить наизусть два отрывка из романа. Выполнить задания 4—6 (с. 176). Прочитать главы 7 и 8 романа |
27 | Характеристика дворянства в романе. Анализ глав 7 и 8. Образ автора в романе. Оценка романа в критике | Показать энциклопедичность содержания романа, масштабность нравственно-философ. проблематики. Проанализировать роль лирических отступлений. Дать характеристику образа автора в романе. Познакомить учащихся с оценкой романа в критике | С. 165- 168, 182- 186 | Выучить наизусть одну из пейзажных зарисовок в романе. Выполнить задания 1, 2 (с. 186), 1 (с. 168) |
28 | М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова | Сформировать представление о взаимообусловленности фактов реальной и творческой биографии М. Ю. Лермонтова. Обобщить и расширить представления учащихся об основных темах и мотивах лермонтовской лирики | С. 186- 205 | Выполнить задания 1, 2-4 (с. 204) (по выбору). Прочитать стихотворения «Родина», «Когда вол- нуется желтеющая ни- ва...», «Прощай, немытая Россия...», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...» |
29 | Родина и современники в поэзии М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Прощай, немытая Россия...», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...» | Показать эволюцию лирического «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова, усиление реалистических тенденций в творчестве поэта в 1830-е гг. Помочь осознать трагичность мировосприятия поэта | С. 196- 202 | Выполнить письменно задания 4 (с. 199), 3 (с. 202) (по выбору). Выучить одно стихотворение наизусть |
30 | Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова | Показать своеобразие трактовки темы поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, сравнить ее с аналогичной темой в творчестве А. С. Пушкина. Познакомить учащихся с мнением В. Г. Белинского о лирике М. Ю. Лермонтова | С. 191- 205 | Выполнить задания 1, 2 (с. 205- 206) (по выбору). Выучить одно стихотворение наизусть |
31 | Роман «Герой нашего времени»: сюжетно-ком- позиционное и жанровое своеобразие | Дать понятие об особенностях русского реалистического психологического романа, о его жанровом и композиционном своеобразии. Показать идейно-тематическую связь романа и лирики М. Ю. Лермонтова | С. 205- 212 | Выполнить задания 1-4 (с. 208). Прочитать повести «Бэла» и «Максим Максимыч» |
32 | «Странный человек» Печорин. Анализ частей «Бэла» и «Максим Максимыч» | Рассмотреть место и значение каждой из анализируемых повестей в романе; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина. Углубить представление о литературном типе | С. 213- 222 | Прочитать повесть «Тамань», ответить на вопросы по повести (с. 223) |
33 | Печорин в «кругу честных контрабандистов». Анализ повести Тамань» | Рассмотреть место и значение повести в раскрытии образа главного героя. Углубить представления учащихся о приемах создания образа | С. 213- 222 | Прочитать повесть «Княжна Мери» |
34 | «История жизни Печорина, написанная им самим». Анализ повести «Княжна Мери» | Обобщить представления об основном конфликте романа, выявить причины его возникновения | С. 213- 222 | Прочитать повесть «Фаталист». Ответить на вопросы (с. 223) |
35 | «...Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает» (повесть «Фаталист»). Оценка романа В. Г. Белинским | Помочь учащимся понять, почему роман завершается этой новеллой. Выявить авторское отношение к своему герою, раскрыть причины трагедии Печорина. Проанализировать высказывания В. Г. Белинского о романе «Герой нашего времени» | С. 224- 225 | Выполнить задания 1 (с. 225), 3, 4 (с. 224) |
36 | Контр. сочинение-рас- суждение по творчеству А. С. Пушкина и (или) М. Ю. Лермонтова | Проверить умение строить письменное продуктивное высказывание, уместно использовать цитаты, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, организовать текст композиционно |
|
|
37 | Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Творческая история и жанровое своеобразие повести «Шинель» | Познакомить с основными этапами жизни и творчества Н. В. Гоголя, показать его роль в развитии русской литературы; изучить историю создания повести «Шинель», определить своеобразие сюжета и композиции | С. 226- 233 | Ответить на вопрос 1 (с. 230), по желанию выполнить задания 2 (с. 230), 1 (с. 233) |
38 | Н. В. Гоголь. «Шинель». История «маленького человека» Акакия Акакиевича | Показать своеобразие трактовки темы «маленького человека» в повести, способы создания враждебного Акакию Акакиевичу Петербурга; определить роль гротеска в повести | С. 230- 234 | Выполнить задание 6 (с. 233) или 2 (с. 234) (по выбору) |
39 | Литература XX в. (обзор) | Ознакомить учащихся с общественно-историческими условиями развития русской литературы в XX в. Дать представление об основных художественных направлениях в русской литературе XX в. Проследить эволюцию традиционных художественных направлений (романтизм, реализм). Познакомить с основными идеями модернизма как нового направления в литературе начала XX в. | С. 235- 244 | Выполнить устно задания 1—3, по желанию задание 4 (с. 244). Подготовить сообщения о реализме, модернизме как литературных направлениях (целесообразны задания в группах) |
40 | А. И. Куприн. Очерк жизни и творчества. Повесть «Гранатовый браслет». Дом князя Шеина | Ознакомить учащихся с яркими страницами жизни и творчества писателя. Изучить атмосферу дома Шейных. Обратить внимание учащихся на пейзажные зарисовки в рассказе. Выявить роль образа Анны в раскрытии характера главной героини | С. 245- 251 | Выполнить задания 1 (с. 246), 2 (с. 251). Составить цитатные характеристики Веры Николаевны и Анны Николаевны |
41 | Мастерство А. И. Куприна в изображении характеров. Символический смысл названия рассказа | Показать мастерство А. И. Куприна в изображении характеров (психологизм, символика детали). Выявить своеобразие преломления темы социального неравенства в рассказе | С. 247- 251 | Прочитать рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» и материал учебного пособия |
43 | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Проблема счастья и смысла жизни в рассказе | Раскрыть основную мысль произведения, показать сложность характеров героев рассказа. Охарактеризовать героев в свете авторского признания: «Человеком быть — редкость и праздник» | С. 252- 255 | Выполнить одно из заданий 6—8 (с. 256). Подготовить сообщение об одном из поэтов второй половины XX в., прочитать его стихотворения, названные в учебном пособии |
44 45 | Поэзия второй половины XX в. Поэтическая летопись времени. Стихотворения Е. Евтушенко, Б. Чичибабина, А. Вознесенского, Б. Окуджавы и др. | Дать проблемно-тематическую и жанрово-стилевую характеристику поэзии второй половины XX в. Познакомить с творчеством ярких и талантливых поэтов, сыгравших большую роль в сохранении духовно-нравственных идеалов | С. 256- 269 | Выполнить задания, связанные с творчеством одного из поэтов (с. 269-270). Выучить 1—2 стихотворения наизусть (по выбору учащихся). Прочитать главы 1 — 7 повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» |
46 | Б. Васильев: слово о писателе. Женщина на войне в повести «А зори здесь тихие...». Образы девушек-зенитчиц | Показать осмысление Великой Отечественной войны в послевоенной прозе. Проанализировать образы девушек-зенитчиц; выявить лиризм и психологическую глубину в изображении героев повести | С. 271- 278 | Прочитать главы 8—14, эпилог. Выполнить задание 1, по желанию задание 7 или 8 (с. 278) |
47 | Героизм старшины Васкова. Смысл названия повести. Черты «лейтенантской прозы» в повести «А зори здесь тихие...» | Проанализировать образ старшины Васкова, помочь учащимся увидеть его нравственную глубину. Раскрыть смысл названия повести. Ознакомить учащихся с ее кинематографическими интерпретациями. Познакомить с понятием «лейтенантская проза», найти ее черты в повести «А зори здесь тихие...» | С. 272- 279 | Прочитать рассказ В. М. Шукшина «Обида». Подготовить выразительное чтение по ролям эпизодов рассказа |
48 49 | В. М. Шукшин. «Обида». Своеобразие творческого метода писателя | Дать представление о масштабе личности и таланта В. М. Шукшина. Раскрыть смысл названия рассказа «Обида», показать значение обиды как чувства, поднимающего со дна человеческой души все темное и страшное. Раскрыть социальные и нравственные проблемы в рассказе. Показать мастерство Шукшина в создании литературного типа | С. 280- 284 | Выполнить задания (по выбору)^ (с. 283), 1,2 (с. 284). Прочитать повесть В. Г. Распутина «Пожар» |
50 51
| В. Г. Распутин. «Пожар». Размышление о современнике и его жизни | Раскрыть глубину и остроту социальных и нравственных проблем, которые поднимает в повести писатель | С. 285- 288 | Прочитать повесть А. Азимова «Двухсотлетний человек». Выполнить задания 1-5 (с. 288) |
52 | А. Азимов. «Двухсотлетний человек». Главные проблемы человеческого бытия в научно- фантастической повести | Ознакомить учащихся с развитием жанра научно-фантастической литературы. Раскрыть главные проблемы, затрагиваемые в повести (человечность, свобода, сущность жизни и смерти) | С. 289- 294 | Выполнить одно из заданий по выбору: 2 (с. 292) или 4-6 (с. 294) |
53 | Повторение. Систематизация знаний по теории и истории литературы | Систематизировать знания учащихся об основных периодах русской литературы, о характерных особенностях литературных направлений, взаимосвязи русской и белорусской литератур | С. 295 |
|
* Объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной образовательной ситуации и индивидуальных возможностей учащихся
18