СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по русскому языку и литературе в 9 классе на 2021/2022 учебный год РБ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по русскому языку и литературе в 9 классе на 2021/2022 учебный год РБ

Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку и литературе в 9 классе на 2021/2022 учебный год РБ»

Календарно-тематическое планирование

Русский язык, 9 класс

(70 часов в год; из них 7 часов — на письменные контрольные работы)


урока, дата

Тема урока

Цель изучения темы

Материал учебного пособия

Домашнее задание*

Повторение изученного в 8 классе (3 ч)

1

Словосочетание. Простое предло­жение


Повторить и систематизировать знания о словосочетании и простом предложении: видах подчинитель­ной связи в словосочетании, членах предложения и способах их выраже­ния, типах сказуемого, типах односо­ставных предложений

§1. Упр. 1-4, 6-10 (уч. сообще­ния по материалам таблиц)

§ 1. Упр. 5

2

Простое ослож­ненное предложе­ние: с однородны­ми и обособлен­ными членами

Повторить и систематизировать зна­ния о предложениях, осложненных однородными и обособленными чле­нами; закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обособлен­ными определениями, приложениями, обстоятельствами

§ 2. Упр. 11-15 (учебные сообще­ния на основе схем пункт. правил)

§2.

Упр. 16

3

Простое ослож­н. предл: с вводн. и встав. констр-ми, обращением. Обо­роты с как

Повторить и систематизировать зна­ния о предложениях, осложненных вводными и вставными конструкци­ями, обращением; закрепить навыки постановки знаков препинания в пред­ложениях с вводными и вставными конструкциями, обращением, в пред­ложениях, имеющих оборот с как

§ 2. Упр. 17,19-20; материал, подо­бранный учителем

§2.

Упр. 18

Текст. Стили речи (3 ч)

4

Текст и его основ­ные признаки

Повторить сведения об основных при­знаках текста (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, завершенность), о компонентах внутренней и внешней формы текста, видах связи и средствах связи предложений в тексте; форми­ровать умение определять способы развертывания темы, вид связи и сред­ства связи предложений в тексте

§ 3. Упр. 21 (учеб сообщение по плану), 22-26, 29 (анализ текстов), 27 (сообщение на гражданско-патриот. тему)

§ 3. Упр. 28, 30 (по выбору)

5

Синтаксическая синонимия

Актуализировать знания о лексиче­ской синонимии; дать понятие о си­нонимии на синтаксическом уровне; формировать умение использовать в речи синонимическое богатство языка

§ 4. Упр. 31 (учеб­ное сообщение по сост. плану), 32 (учеб­ное сообщение на основе таблицы), 33;

§ 4. Ответы на вопросы рубрики «Проверя­ем себя» (с. 24); по образцу упр. 32 под­готовить сообщ. о способах выраже­ния врем. от­ношений

6

Стили речи: язы­ковые средства стилей (углублен­ное повторение)

Систематизировать сведения о сти­лях речи и их языковых особенно­стях; формировать умения произво­дить стилистический анализ текста, редактировать текст

§ 5. Упр. 34 (сооб­щение по плану), 35, 36, 38 (опред. стиля речи с аргумент. — групп. раб.), 37 (редакт-е предложений)

§ 5. Подготовить от­веты на вопросы ру­брики «Проверяем себя»; упр. 39 (под­роб. излож-е текста)

7-8

Контрольное изложение

Проверить уровень учебно-языко­вых и правописных умений учащихся (простое предложение, простое ос­ложненное предложение)

Текст научного или публицистического стиля, подобранный учителем( объем 200-240 слов)

Подобрать текст (7—8 предл.) худ., публиц. или научн. стиля, содерж. СП, подчерк. грам­. осн

Сложное предложение (41 ч)

Общая характеристика сложного предложения (1 ч)

9

Строение сложно­го предложения. Классификация союзных сложных предложений

Закрепить умение различать простые и сложные предложения, определять количество частей в сложном пред­ложении; дать понятие о граммати­ческом значении сложного предложения; показать роль союзов в форми­ровании значения сложного предло­жения; формировать навыки опреде­ления средств связи в сложном пред­ложении, разграничения союзных и бессоюзных предложений, слож­носочиненных и сложноподчиненных предложений; обогащать граммати­ческий строй речи учащихся путем использования синтакс. си­нонимов

§ 6. Упр. 40 (сооб­щение но опорным сло- вам), 41—44,45 (учебное сообще­ние на основе схемы), 46, 47 (сооб­щение по предло­ж. плану)

§ 6. Упр. 48

Сложносочиненное предложение (8 ч)

10

Основные группы сложносочинен­ных предложений (ССП)

Актуализировать знания о типах со­чинительных союзов (соединитель­ные, разделительные, противитель­ные; одиночные, повторяющиеся), закрепить навыки их правописания; формировать умения определять смысловые отношения между частями ССП, разграничивать ССП по значе­нию, различать простые предложения с однородными членами и ССП

§ 7. Упр. 49, 50, 51 (учебное сооб­щение на основе таблицы), 53, 54 (электронный ре­сурс)

§ 7. Упр. 52, 55 (по выбору)

11

Знаки препина­ния в сложносо­чиненном пред­ложении

Ознакомить с основными правила­ми постановки знаков препинания в ССП; отрабатывать умение расстав­лять знаки препинания между частя­ми ССП; повторить правила постановки знаков преп. в предло­жениях с однор. членами, со­ед. союзами

§ 8. Упр. 56-58, 59 (групповая ра­бота)

§ 8. Упр. 62

12

Знаки препина­ния в ССП (про­должение)

Систематизировать и обобщить ос­новные правила постановки знаков препинания в ССП; совершенствовать умение расставлять знаки препинания между частями ССП


§ 8. Упр. 60 (груп­повая работа), 61, 64 (эл. ресурс)

§ 8. Упр. 63, 65 (по выбору)

13

Сложносочинен­ные предложения с соединительны­ми союзами

Ознакомить с основными средства­ми выражения соединительных от­ношений; учить использовать ССП в речи в соответствии с намерения­ми говорящего; повторить правило правописания союзов тоже, также; закрепить навык разграничения про­стых предложений с однородными членами и ССП; отрабатывать уме­ние расставлять знаки препинания в ССГ1; обогащать грамматический строй речи учащихся с помощью син­таксических синонимов

§ 9. Упр. 66 (сооб­щение на основе таблицы), 67—70, 71 (сообщение по предложенному плану), 73 (элек­тронный ресурс)

§ 9. Упр. 72

14

Сложносочинен­ные предложения с разделительны­ми союзами

Ознакомить с основными средствами выражения разделит. отноше­ний; учить использовать ССП в речи в соответствии с намерениями говоря­щего; закрепить навык разграничения простых предложений с однор. членами и ССП, предложений с со­юзом или в разделит. и пояс­нительном значениях; отрабатывать умение расставлять знаки препина­ния в ССП

§ 10. Упр. 74, 75 (учебные сообще­ния на основе схем и таблицы), 76, 77

§ 10. Упр. 78

15

Сложносочинен­ные предложения с противительны­ми союзами

Ознакомить с основными средствами выражения противительных отноше­ний; учить использовать ССП в речи в соответствии с намерениями гово­рящего; повторить правило правопи­сания союза зато; закрепить навык разграничения простых предложений с однородными членами и ССП; от­рабатывать умения расставлять знаки препинания в ССП, разграничивать союз однако и вводное слово однако

§11. Упр. 79, 80, 83 (сообщения на основе таблиц), 81 (устный рассказ по пословице), 82, 84-87, 88 (элек­тронный ресурс)

§ 11. Упр. 89

16

Синтаксический разбор сложносо­чиненного пред­ложения

Ознакомить с порядком разбора ССП; дать образец устного и письм. разборов ССП; учить строить схемы ССП; выявить языковые средства, используемые в логической ознакомить уча­щихся с содержанием, композицией и языковыми особенностями жанра сравнительной характеристики

Форзац учебного пособия; с. 55—57; упр. 90 (1) (срав­н. харак­теристика), 91,92, 94,95

Ответы на вопросы рубрики «Прове­ряем себя» (с. 60); упр. 90 (2), 93 (по выбору)

17

Обобщение и сис­тематизация изученного о сложно­сочиненных пред­ложениях

Обобщить и систематизировать зна­ния учащихся о ССП и правилах постановки знаков препинания в ССП; закрепить навык синтаксического раз­бора ССП; проверить уровень учебно- языковых и пунктуационных умений учащихся

Форзац уч.пособия; с. 58—60; упр. 96, 98 (эл. ресурс), 97 (устный рас­сказ о памят­нике)

Упр. 99 (комплекс­ная работа)

Сложноподчиненное предложение (17 ч)

18

Строение слож­ноподчиненно­го предложения (СПП). Зна­ки препинания в СПП

Формировать умения определять главную и придаточную части в СПП, ставить смысловой вопрос от главной части к придаточной, строить схемы СПП, определять место придаточ­ной части по отношению к главной, правильно расставлять знаки препи­нания в СПП

§ 12. Упр. 100,101, 102 (сообщение на основе схемы), 103-105, 107, 108 (эл. ре­сурс)

§ 12. Упр. 106, 109 (по выбору)

19

Средства связи в сложноподчи­ненном предло­жении

Актуализировать знания о подчини­тельных союзах и их правописании; ознакомить с основными средства­ми связи в СПП (подчинительными союзами, союзными словами, указа­тельными словами); выявить отличие союзных слов от союзов, специфику указательных слов; закрепить умения находить главную и придаточную ча­сти, расставлять знаки препинания в СПП

§ 13. Упр. 110 (учебное сообще­ние на основе та­блицы), 111—115, 117

§ 13. Упр. 116

20

Разграничение омони- мичных со­юзов и союзных слов

Ознакомить с алгоритмом различения омонимичных союзов и союзных слов (что, как, когда), научить пользо­ваться приемами их разграничения



§ 13. Упр. 118— 123,124,127 (эл. ресурс), 125

§ 13. Упр. 126

21

Основные виды придаточных ча­стей в СПП. СПП с придаточными определитель­ными


Ознакомить с основными видами придаточных частей в СПП, с фак­торами, от которых зависит вид при­даточной части; учить строить схемы СПП; формировать умения правильно квалифицировать придаточную опре­делительную часть, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придаточной ча­сти по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточной определи­тельной, правильно расставлять зна­ки препинания в СПП с придаточной определительной, осознанно выбирать союзное слово в соответствии с его значением и стилистической окраской; учить соблюдать нормы построения СПП с придат. определительной

§ 14,15. Упр. 128— 133, 134 (перевод с белорусского языка), 135—137, 139 (редактирова­ние предложений)

§ 14,15. Упр. 138

22

Сложноподчинен­ные предложения с придаточными определительны­ми (продолжение)

Закрепить умения правильно ква­лифицировать придаточную определительную часть, находить средства связи придаточной части с главной, правильно расставлять знаки препи­нания в СПП с придаточной опреде­лительной, осуществлять замену при­даточной части синонимичными кон­струкциями, правильно употреблять СПП с придаточной определительной в речи; обобщить и систематизировать знания о строении и значении СПП с придаточной определительной

§ 15. Упр. 140- 146, 148 (коллективное заполнение таблицы)

§ 15. Упр. 147, 149 (мини-сочинение с предложенным началом), 150 (по выбору)

23

Сложноподчи­ненные предло­жения с прида­точными изъяс­нительными

Формировать умения правильно ква­лифицировать придаточную изъяс­нительную часть, находить опорный компонент и средства связи придаточ­ной части с главной, строить схемы СПП с придаточной изъяснительной, правильно расставлять знаки препи­нания в СПП с придаточной изъяс­нительной, правильно употреблять СПП с придаточной изъяснительной в речи, уместно использовать синтак­сические синонимы

§ 16. Упр. 151-155

§ 16. Упр. 156

24

Сложноподчи­ненные предло­жения с прида­т. изъ­яснит. (продолжение)

Закрепить умения правильно квали­фицировать придаточную изъясни­тельную часть, строить схемы СПП с придаточной изъяснительной, пра­вильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной изъяснительной; систематизировать сведения об опорном компоненте и средствах свя­зи придаточной части с главной; дать понятие о косвенной речи, косвенном вопросе, ознакомить с правилами его пунктуац. оформления

§ 16. Упр. 157,158 (рассуждение по алгоритму), 159, 161 (заполнение таблицы)

§ 16. Упр. 160

25

Сложноподчинен­ные предложения с придаточными места

Актуализировать знания о разрядах обстоятельств; формировать умения правильно квалифицировать при­даточную места, находить средства связи придаточной части с главной, определять позицию придат. ча­сти по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточной места, пра­вильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной места, отличать придаточную места от придат. опред. и изъяснительной, правильно употреблять СПП с при­дат. места в речи

§ 17. Упр. 162- 166,168 (заполне­ние таблицы)

§ 17. Упр. 167

26

Сложноподчинен­ные предложения с придаточными времени

Формировать умения правильно ква­лифицировать придаточную времени, находить средства связи придаточ­ной части с главной, определять по­зицию придаточной части по отноше­нию к главной, строить схемы СПП с придаточной времени; дать поня­тие о расчленении составного союза; учить правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточной времени, осуществлять замену прида­точной временной части синонимич­ными конструкциями, отличать при­даточную времени от придаточных определительной и изъяснительной; правильно употреблять СПП с при­дат. времени в речи

§18. Упр. 169-171, 173-176,178 (рас­суждение на линг­вистическую тему по образцу), 179 (заполнение таблицы), 180 (элек­тронный ресурс)

§ 18. Упр. 172, 177 (сочинение о зна­менитых земляках в одном из предло­женных жанров)

27

Контроль- ный диктант

Проверить сформированность орфо­графических и пунктуационных на­выков учащихся






Текст, подо­бранный учителем


28

Сложноподчи­ненные предложе­ния с придаточ­ными причины, цели, следствия

Формировать умения различать при­даточные причины, цели, следствия, находить средства связи придаточ­ной части с главной, определять по­зицию придаточной части по отноше­нию к главной, строить схемы СПП с придаточными обстоятельств., правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, осуществлять замену придаточных частей синоним. конструк­циями, правильно употреблять СПП с придаточными обстоятельственны­ми в речи; повторить правописание союза чтобы, составных союзов; оз­накомить с правилами постановки знаков препинания в предложениях с составными союзами

§ 19. Упр. 181 — 184, 185 (элек­тронный ресурс), 187 (заполнение таблицы)

§ 19. Упр. 186

29

Сложноподчинен­ные предложения с придаточными условия, уступки

Формировать умения различать при­даточные условия и уступки, нахо­дить средства связи придаточной части с главной, определять пози­цию придаточной части по отноше­нию к главной, строить схемы СПП с придаточными обстоятельствен­ными, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях, осуществлять замену придаточных частей синонимичными конструк­циями, правильно употреблять СПП с придаточными обстоятельственны­ми в речи; повторить правописание частиц не и ни; систематизировать изученное о придаточных причины, следствия, цели, условия, уступки

§ 20. Упр. 188,189, 191,193,194 (элек­тронный ресурс), 195 (заполнение таблицы)

§ 20. Упр. 190 (ми- ни-сочинение о ма­лой родине), 192 (по выбору)

30

Использование сложноподчи­ненных предложе­ний с придаточ­ными причины, цели, следствия, условия, уступки в речи

Закрепить изученное о придаточных причины, цели, следствия, условия, уступки; формировать коммуник. умения использовать СПП с при­даточными причины, цели, следствия, условия, уступки и синоним. им конструкции для организации рас­суждения; повторить речеведческие сведения о типах речи; систематизи­ровать знания об обобщенном значе­нии, композиц. схеме и языковых средствах рассуждения как типа речи; учить анализировать и созда­вать тексты различных стилей речи

§21. Упр. 196,197 (анализ композ. схемы текста-рас- сужде­ния, выявле- ние языковых средств, характер- ных для рассужде- ния), 200,201

§21. Упр. 198, 199, 202 (сочинение- рассуждение) (по выбору)

31

Сложноподчинен­ные предложения с придаточными образа действия и степени

Формировать умения разграничивать придаточные образа действия, степени и следствия, находить средства связи придаточной части с главной, опреде­лять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы СПП с придаточными образа действия и степени, правильно расставлять зна­ки препинания в этих предложениях, уместно употреблять СПП с придат. образа действия и степени в речи

§ 22. Упр. 203—206, 208 (рассуждение на лингвистиче­скую тему), 210 (заполнение та­блицы)

§ 22. Упр. 207,209, 211 (по выбору)

32

Сложноподчинен­ные предложения с придаточными сравнительными

Формировать умения правильно ква­лифицировать придаточную сравни­тельную часть, находить средства связи придаточной части с главной, строить схемы СПП с придаточной сравнительной, правильно расстав­лять знаки препинания в этих пред­ложениях, осуществлять замену при­даточной части синонимичными кон­струкциями, отличать придаточную сравнительную от придаточных образа действия и степени, правильно упо­треблять СПП с придаточной срав­нит. в речи

§23. Упр. 212,213, 215; материал, по­добранный учите­лем

§23. Упр. 214

33

Пунктуация в кон­струкциях с как (обобщение и си­стематизация)

Повторить и систематизировать пра­вила постановки знаков препинания в конструкциях с как-, обобщить све­дения о способах выражения сравне­ния; продемонстрировать возможно­сти сравнения как изобразительно- выразительного средства


§23. Упр. 216,217, 219 (составление обобщ. та­блицы), 220 (эл. ресурс), 223

§23. Упр. 218, 221, 222 (сочинение- описание) (по вы­бору)

34

Синтаксический разбор сложно­подчиненного предложения

Ознакомить с порядком разбора СПП; дать образец устного и письменно­го разбора СПП; закрепить умения строить схемы СПП, составлять пред­ложения по схемам, разграничивать придаточные части с одинаковыми средствами связи; систематизировать знания учащихся о СПП и правилах постановки знаков препинания в СПП

Форзац учебного пособия; с. 125— 129; упр. 224 (син­таксический раз­бор по вариантам), 226,227

Упр.225 (опред. виды придат. частей), 228 (по выбору); ответы на воп- росы рубрики «Прове- ряем себя» (с. 129)

35

Обобщение из­ученного о слож­ноподчиненных предложениях


Обобщить и систематизировать зна­ния о СПП и правилах постановки знаков препинания в СПП; закрепить навык синтакс. разбора СПП; совершенствовать навык разграниче­ния придаточных частей с одинако­выми средствами связи

Форзац учебного пособия; с. 125— 129; упр. 229, 230, 231 (эл. ресурс)

Упр. 232 (комплекс­ная работа)

36

Контр. сочинение

по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова

Проверить уровень коммуникативной компетенции учащихся



Жанры речи: отзыв (3 ч)

37

Основные особен­ности отзыва

Ознакомить с особенностями жанра отзыва, его содержания, композиции, основными формами написания от­зыва и его задачами; показать отли­чие отзыва от рецензии; формировать умение создавать отзыв на основе па­мятки; совершенствовать навыки кон­спектир-я текста

§ 24. Упр. 233 (со­общение на основе таблицы), 236 (ра­бота с памяткой)

§ 24. Упр. 234 (ра­бота над конспек­том)

38

Рекомендации по созданию отзыва о художественном произведении


Ознакомить с языковым своеобрази­ем отзыва, порядком работы над от­зывом, подготовить к его созданию; формировать умение строить отзыв с учетом его композиции и характер­ных для него языковых средств

§ 24. Упр. 235,238; отзывы участни­ков олимпиады по русскому языку

§ 24. Упр. 237

39

Написание отзыва

Развивать способность к самостоя­тельному рассуждению и оценке яв­лений, воспитывать культуру выраже­ния собственного мнения; формиро­вать навыки редактирования текста



§ 25. Упр. 239,240, 242

§25. Упр. 241 (от­зыв о худ. произв-и)

40

Контроль- ная тестовая работа

Проверить уровень учебно-языковых и правописных умений учащихся ( сложносочинённое и сложноподчиненное предложения)

Контр. тестовая работа из научно-метод. журнала Русский язык 2020 год №7


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (3 ч)

41

Виды сложнопод­чиненных предложений с несколь­кими придаточны­ми частями

Ознакомить с основными моделями усложнения структуры СПИ; формировать умения анализировать струк­туру СПП с несколькими придаточ­ными, строить схемы СПП с после­довательным, однородным, парал­лельным подчинением и их комби­нированием; формировать навык соблюдения грамматической нормы при построении СПП с несколькими придаточными

§ 26. Упр. 243-248

§ 26. Упр. 249

42

Знаки препинания в сложноподчи­н. предложе­ниях с нескольки­ми придаточными

Ознакомить с основными правила­ми постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными; совершенствовать умения анализиро­вать структуру СПП с несколькими придаточными, строить схемы таких предложений

§27. Упр. 250,251, 253 (электронный ресурс), 255, 256, 257 (электронный ресурс)

§ 27. Упр. 252, 254, 258 (по выбору)

43

Синтаксический разбор СПП с не­сколькими прида­точ. Обобще­ние изученного о СПП с несколькими придаточными

Ознакомить с порядком разбора СПП с несколькими придаточными; дать образец устного и письменного раз­бора таких предложений; закрепить умения строить схемы СПП, состав­лять предложения по предложенным схемам; систематизировать знания учащихся о СПП и правилах поста­новки знаков препинания в СПП

Форзац учебного пособия; с. 148— 152; упр. 259, 260 (уч. сообще­ние на основе та­блицы), 261, 262, 263 (эл.ресурс), 264,265

Ответы на вопросы рубрики «Проверя­ем себя» (с. 152); упр. 266 (комплекс­ная работа)

Бессоюзное сложное предложение (8 ч)

44

Строение и значе­ние бессоюзных сложных предло­жений (БСП)


Закрепить знания о строении БСП, формировать умения определять смысловые отношения между частями БСП, заменять БСП синонимичными конструкциями, интонировать БСП

§ 28. Упр. 267-270

§28. Упр. 271

45

Запятая и точка с запятой в бес­союзном сложном предложении

Ознакомить с основными правилами постановки запятой и точки с запя­той в БСП; совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями БСП и на этой ос­нове правильно выбирать знак пре­пинания, интонировать БСП; разви­вать умение разграничивать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; продемон­стрировать роль БСП с перечисли­тельными отношениями в тексте-опи­сании; учить уместно использовать такие предложения в речи

§ 29. Упр. 272,273, 275,276 (электрон­ный ресурс)

§ 29. Упр. 274

46

Двоеточие в бес­союзном сложном предложении

Ознакомить с основными правилами постановки двоеточия в БСП; форми­ровать умения определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак пре­пинания, интонировать БСП, преоб­разовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения; повторить ос­новные случаи постановки двоеточия в простом предложении, в предложе­ниях с прямой речью

§ 30. Упр. 277-280 (1)

§ 30. Упр. 281

47

Двоеточие в бес­союзном слож­ном предложении (продолжение)

Совершенствовать умения определять смысловые отношения между частями БСП и на этой основе правильно вы­бирать знак препинания, интониро­вать БСП, преобразовывать бессоюз­ные предложения в синонимичные со­юзные на основе общности значения, составлять предложения по заданным характеристикам; систематизировать основные случаи употребления двое­точия; продемонстрировать возмож­ности вариантной расстановки знаков препинания в сложных предложениях (пунктуационное оформление пря­мого и косвенного вопросов); разви­вать интерес к лингвистике, научно­му творчеству на примере личности А. А. Реформатского

§ 30. Упр. 282-285, 286 (электронный ресурс), 280 (2) - групповая работа (учебное сообще­ние)

§ 30. Упр. 287 (ком­плексная работа)

48

Тире в бессоюзном сложном предло­жении

Ознакомить с основными правилами постановки тире в БСП; формиро­вать умения определять смысловые отношения между частями и на этой основе правильно выбирать знак пре­пинания, интонировать БСП, преоб­разовывать бессоюзные предложения в синонимичные союзные на основе общности значения


§ 31. Упр. 288-291

§31. Упр. 292

49

Тире в бессоюзном сложном предложении (продолже­ние)

Совершенствовать умения определять смысловые отношения между частями БСП и на этой основе правильно выбирать знак препинания, интони­ровать БСП, составлять предложения по заданным характеристикам; повто­рить и систематизировать основные случаи постановки тире в простом и сложном предложениях, предло­жениях с прямой речью

§ 31. Упр. 293 (электронный ресурс), 294 (коллек­тивное составле­ние таблицы)

§ 31. Подобрать из худ. текстов 5—6 приме­ров БСП с разными знаками преп-я между частями

50

Синтаксический разбор бессоюзно­го сложного пред­ложения

Ознакомить с порядком разбора БСП; дать образец устного и письменного разбора БСП; совершенствовать на­вык постановки запятой, точки с за­пятой, двоеточия и тире в БСП

Форзац учебного пособия; с. 170— 173; упр. 295, 296 (сообщение на ос­нове таблицы)

Ответы на вопросы рубрики «Проверя­ем себя» (с. 173); упр. 297

51

Обобщение из­ученного о бес­союзном предло­жении

Систематизировать знания о БСП и правилах постановки знаков пре­пинания в БСП; продемонстрировать богатство грамматического строя рус­ского языка (на примере синонимии союзных и бессоюзных предложений)

Форзац учебного пособия; с. 170— 173; упр. 298, 299, 300 (тест), 301, 302, 303 (эл. ресурс)

Сост. тест из 10 заданий «Употр-е тире», «Употребл. двоеточия» (по вы­бору)

Сложные предложения с разными видами связи (4 ч)

52

Сложные предло­жения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Дать понятие о сложных предложени­ях с разными видами связи; формировать умения определять количество частей в сложном предложении, груп­пировать их в блоки, определять ве­дущую связь, строить схемы сложных предложений с разными видами связи


§ 32. Упр. 304-306

§ 32. Упр. 307, 308 (рассужд-е по данному началу) (по выбору)

53

Знаки препина­ния в предложе­ниях с разными видами связи

Ознакомить с основными правила­ми постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи; формировать умения правильно расставлять знаки пре­пинания в предложениях указанной структуры, составлять предложения по заданным характеристикам

§ 33. Упр. 309-312

§ 33. Упр. 314

54

Синтаксический разбор сложных предложений с разными вида­ми связи

Ознакомить с порядком разбора сложных предложений с разными видами связи; дать образец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить уме­ние строить схемы сложных предло­жений с разными видами связи

Форзац учебного пособия; с. 180— 183; упр. 315, 316 (1,2)

Ответы на вопр. рубрики «Прове- ря­ем себя» (с. 183); упр. 316 (зад. 3 или 4 — по выб)

55

Обобщение из­ученного о пред­ложениях с раз­ными видами связи

Систематизировать знания о сложных предложениях с разными видами свя­зи и правилах постановки знаков пре­пинания в предложениях указанной структуры; развивать интерес к линг­вистике, научному творчеству на при­мере личности А. М. Пешковского

С. 179-183; упр. 313 (эл. ресурс), 317 (ком­плексная работа); материал, подо­бранный учителем

Подобрать из худ. лит. 4—5 предл-й с постановкой знаков преп-я на сты­ке союзов

Чужая речь и ее виды (8 ч)

56

Чужая речь и ее виды. Прямая и косвенная речь

Ознакомить с понятием «чужая речь»; дать понятие о разных способах пере­дачи чужой речи; формировать умение использовать разные способы переда­чи чужой речи в собственных высказы­ваниях в соответствии с задачами речи


§34. Упр. 318, 319

§ 34. Упр. 320

57

Предложения с прямой речью и знаки препина­ния в них

Расширить знания учащихся о пря­мой речи; ознакомить с основными правилами оформления прямой речи с помощью кавычек, а также с помо­щью абзаца и тире (с расположени­ем слов автора до или после прямой речи); формировать умения объяс­нять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять пря­мую речь на письме

§ 35. Упр. 321, 322 (сообщение на ос­нове таблицы), 323,324,325 (элек­тронный ресурс)

§ 35. Упр. 326

58

Предложения с прямой речью и знаки препина­ния в них (про­должение)

Ознакомить учащихся с основными правилами оформления прямой речи с помощью кавычек, а также с помо­щью абзаца и тире (если слова автора разрывают прямую речь); формиро­вать умения объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно оформлять прямую речь на письме

§ 35. Упр. 327,329, 330 (электронный ресурс)

§ 35. Упр. 328

59-60

Контрольное изложение

Проверить уровень коммуникативной компетенции учащихся

Текст худ. или публ. стиля (240-340) слов




61

Диалог. Пунктуа­ционное оформле­ние диалога

Актуализировать знания учащихся о двух формах речи (диалоге и моно­логе); расширить знания о диалоге; ознакомить с основными правилами оформления диалога; формировать умения объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пункту­ационных правил, правильно оформ­лять диалог на письме

§ 36. Упр. 331-334, 335 (электронный ресурс)

§ 36. Упр. 336 (за­дание 1 или 2 — по выбору)

62

Косвенная речь, замена прямой речи косвенной

Ознакомить с особенностями косвен­ной речи и основными правилами заме­ны прямой речи косвенной; формиро­вать умение преобразовывать прямую речь в косвенную; повторить правила оформления косвенного вопроса

§ 37. Упр. 337-339, 340 (электронный ресурс), 341—343, 345 (редактирова­ние предложений)


§ 35. Упр. 344, 346 (учебное сообще­ние) (по выбору)

63

Цитация. Эпи­граф. Знаки пре­пинания при ци­тировании

Дать понятие о цитации как одном из способов передачи чужой речи, ее особенностях и функциях, о назначе­нии эпиграфа; ознакомить с основны­ми способами введения цитат, в том числе стихотворных, в текст, пункту­ационным оформлением цитат, в том числе эпиграфа; формировать умение правильно расставлять знаки препи­нания при цитировании

§38. Упр. 347-350, 351 (электронный ресурс), 352

§ 38. Упр. 353, 354 (по выбору)

64

Синтаксический разбор предложе­ний с прямой ре­чью

Ознакомить с порядком разбора пред­ложений с прямой речью, дать обра­зец устного и письменного разбора предложений указанной структуры; закрепить умение строить схемы предло­жений с прямой речью; совершенство­вать навык пунктуационного оформ­ления прямой речи, диалога и цитат

С. 206; упр. 355 (коллективное со­ставление памят­ки), 357 (1); материал, подобранный учителем

Ответы на вопросы рубрики «Проверя­ем себя» (с. 208); упр. 358 (сочинение-рассужд-е), 357 (2) (по выбору)

65

Обобщение из­ученного о видах чужой речи

Систематизировать знания учащих­ся о способах передачи чужой речи; совершенствовать навык постановки знаков препинания в предложени­ях, передающих чужую речь, навык уместного использования разных спо­собов передачи чужой речи в устных и письменных высказываниях


С. 206-208; упр. 360, 361 (элек­тронный ресурс), 362 (2) (комплекс­ная работа)

Упр. 356, 362 (1) (по выбору)

66

Контрольный диктант

Проверить сформированность орфо­графических и пунктуационных на­выков учащихся





Текст, подо­бранный учителем


Жанры речи (1ч)

67

Жанры речи: ре­ферат

Дать понятие о реферате как разно­видности вторичного текста, его от­личии от конспекта; формировать умение готовить реферат в соответствии с памяткой; учить правильно оформлять реферат; формировать на­выки исследовательской работы, вы­ступлений в научном стиле

§ 39. Упр. 363-369

§ 39. Ответы на вопросы рубрики «Проверяем себя» (с. 214); упр. 370

Повторение изученного по пунктуации в 8—9 классах (2 ч)

68

Знаки препинания и их роль. Знаки препинания в кон­це предложения

Ознакомить учащихся с функция­ми знаков препинания; формировать умение устанавливать роль знаков препинания в письменной речи; со­вершенствовать пунктуационные умения учащихся использовать зна­ки препинания для логического чле­нения информации, заключенной в предложении, употреблять знаки конца предложения

§40,41. Упр. 371- 381 (по усмотре­нию учителя)

§ 40, 41. Упр. 382, 383,384 (задание 1 или 2) (по выбору)

69

Употребление за­пятой, двоеточия, тире и кавычек

Актуализировать знания учащихся о правилах употребления запятой, двоеточия, тире (в различных по структуре предложениях), кавычек с целью повторения, обобщения и си­стематизации пунктуационных пра­вил; работать над пунктуационными нормами, регулирующими семантико- синтаксическое и семантико-интонационное членение письменной речи

§ 42,43. Упр. 385- 397 (по усмотре­нию учителя), 398 (электронный ре­сурс)


70

Резервный час*







* По усмотрению учителя резервные часы могут быть использованы на проведение уроков по развитию речи, в том числе на напи­сание контрольного сочинения по литературе.





Календарно-тематическое планирование

Русская литература

Захарова, С. Н. Русская литература : учеб. пособие для 9 кл. учреждений общ. сред, образования с белорус, и рус. яз. обучения / С. Н. Захарова, Н. И. Черкес; под ред. С. Н. Захаровой. — Минск: Нац. ин-т образования, 2019.



урока и дата

Содержание темы урока

Цель и задачи урока

Материал уч. посо-бия

Домашнее задание*

1

Введение. Истоки сла­вянской письменности. Основные этапы разви­тия русской литерату­ры. Литературный про­цесс. Литература Древ­ней Руси

Познакомить учащихся с исто­ками славянской письменности, обосновать историческое значе­ние деятельности Кирилла и Мефодия. Сформировать начальное понятие о литературном процес­се, разных подходах к его перио­дизации. Показать основные эта­пы развития русской литературы и своеобразие литературы Древ­ней Руси как одного из этапов литературного процесса

С. 3-12

Выполнить зада­ния 1 (с. 8), 2 (с. 12), одно из заданий (с. 8,13) по выбору. Прочитать «Слово о полку Игореве»

2

«Слово о полку Игоре­ве». Историческая осно­ва. Сюжет и композиция произведения

Познакомить учащихся с истори­ей открытия «Слова...», его жан­ровыми особенностями; показать связь произведения с устным на­родным творчеством

С. 13-16

Выполнить по ва­риантам (группам) задания 3 и 4,5 (по выбору) (с. 17)



3

«Слово о полку Игоре­ве». Эпичность в изображении Русской земли и судеб русских людей. Образ автора

Раскрыть сущность образа Рус­ской земли, пояснить роль отдельных героев (Игоря, Всеволода, Святослава, Ярославны, автора) в создании целостного образа Русской земли; показать патри­отический пафос произведения

С. 17-22

Выполнить зада­ние 2, одно из заданий 6—8 (с. 23) (по выбору)

4

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как историко-куль- турный памятник славянских народов. Мастерство ху­дожественного перевода

Показать значение «Слова...» и всей древнерусской литерату­ры в развитии культуры восточ­ных славян; определить отличи­тельные черты художественного перевода; познакомить учащихся с разными вариантами перевода «Слова...»

С. 23-25

Выполнить зада­ние 2 (с. 25)

5

Литература XVII — XVIII вв. Классицизм

Дать понятие об особенностях со­циального и культурно-исторического развития европейских госу­дарств и России, которые подго­товили появление классицизма. Сформировать представление о классицизме как художествен­ной системе, показать отличия русского классицизма от евро­пейского. Познакомить с произ­ведениями классицизма в разных видах искусства

С. 28-34

Выполнить устно задание 2 (с. 30), письменно — зада­ние 2 (с. 35). Про­читать по одно­му произведению М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (по выбору учителя)

6

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества Госу­дарыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Г. Р. Державин. «Вла­стителям и судиям», «Памятник», «Ласточ­ка», «Снигирь» (одно произведение по выбо­ру учителя)

Познакомить со значением творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина для русской литературы. На примере их творчества показать своеобразие русского классицизма (просве­тительский и патриотический пафос, критическая направлен­ность, связь с современностью, интерес к фольклору); проана­лизировать художественные особенности выбранных произ­ведений

С. 35-48

Выполнить пись­менно задание 2 (с. 37) или 2 (с. 48).

Прочитать I и II дей­ствия комедии «Не­доросль» Д. И. Фон­визина

7

Д. И. Фонвизин — «са­тиры смелый власте­лин» (А. С. Пушкин). Комедия «Недоросль»

Сформировать представле­ние о личности и деятельности Д. И. Фонвизина, его роли в раз­витии русской литературы и те­атрального искусства. Познако­мить с особенностями компози­ции комедии; определить черты классицизма в пьесе

С. 49-52

Прочитать III—V дей­ствия комедии. Вы­полнить задания 1,2 (с. 60)

8

Проблема воспитания и образования в коме­дии. Образы Простаковых, Скотинина, учите­лей Митрофана

Проанализировать образы Простаковой, Митрофанушки и Ско­тинина, показать мастерство Фонвизина в создании речевой характеристики героев. Показать, как решается проблема воспи­тания и образования в комедии

С. 52-55

Выполнить зада­ние 8 (с. 60)

9

Просветительские идеи в пьесе. Образы Правдина, Стародума, Милона. Своеобразие драматур­гического конфликта пьесы

Раскрыть гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положи­тельных персонажах комедии. Раз­вить понятие о драматургическом конфликте, раскрыть смысл анти­тезы в изображении характеров

С. 55-59, 60-61

Ответить устно на вопрос 1, выпол­нить письменно за­дание 2 (с. 62)

10

Сентиментализм. «Бед­ная Лиза» Н. М. Карам­зина как произведение сентиментализма

Познакомить с тенденциями развития русской литературы в XIX в. Показать художествен­ные особенности сентиментализ­ма. Сформировать представление о Н. М. Карамзине как первом русском писателе-сентимента­листе

С. 62-67

Выполнить пись­менно задание 1 (с. 63)

11

Литература XIX в. Ро­мантизм

Познакомить с предпосылками возникновения романтизма в лите­ратуре. Систематизировать и обоб­щить представления учащихся о романтизме как о художествен­ном методе, показать своеобразие романтизма в русской литературе

С. 69-70, 72-76

Выполнить зада­ние 1 (с. 74) и уст­но задание 1 (с. 76)

12

В. А. Жуковский — ро­доначальник русско­го романтизма. Эле­гии В. А. Жуковско­го «Вечер», «Море», «Сельское кладбище» (одно произведение по выбору учителя)

Сформировать представление о В. А. Жуковском как поэте и переводчике. Вспомнить жан­ровые особенности элегии. По­казать особенности и способы отражения в произведениях религиозно-мистического мировос­приятия поэта

С. 77-83

Ответить на во­прос 1 (с. 79), вы­полнить задания по выбранной элегии («Элегии В. А. Жу­ковского»). Прочитать балладу «Свет­лана» В. А. Жуков­ского

13

Романтическое реше­ние пробле- мы счастья и судьбы в балладе «Светлана» В. А. Жуков­ского


Познакомить с содержанием и ху­дожественными особенностями баллады «Светлана», показать национальный колорит произ­ведения

С. 84-86

Выполнить зада­ния 4, 5 (по выбо­ру) (с. 86)

14

Переход к реализму (обзор)

Дать понятие о социально-исто­рических и эстетических предпо­сылках возникновения реализма в зарубежной и русской литера­турах; систематизировать и обоб­щить представления о реализме как художественном направле­нии; показать роль литератур­ной критики в развитии русской литературы

С. 87-91

Выполнить пись­менно задание 1 (с. 91), ответить на вопросы 1,2, выпол­нить одно из зада­ний (с. 90) (по вы­бору). Прочитать I действие коме­дии «Горе от ума» А. С. Грибоедова

15

А. С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества, история создания, пу­бликации и постановки комедии «Горе от ума»

Познакомить с жизнью и дея­тельностью писателя, историей создания публикации и театраль­ной постановки комедии

С. 92-98

Ответить на вопро­сы 1, 2, выполнить одно из заданий 3,4 (по выбору) или за­дание из электрон­ного ресурса (с. 95— 96). Прочитать II и III действия ко­медии «Горе от ума»

16

Комедия «Горе от ума».

«Век нынешний и век минувший». Анализ I и II действий

Дать представление о художе­ственном пространстве и худо­жественном времени в комедии, показать взаимосвязь элементов классицизма, реализма и роман­тизма в комедии. Показать зарож­дение любовного и социального конфликтов

С.102-105,

113- 114

Выполнить зада­ния 1, 6, 7 (с. 106) (по выбору)

17

Комедия «Горе от ума».

Фамусовская Москва. Анализ III действия ко­медии

Показать углубление обще­ственного конфликта, развитие любовной драмы Чацкого. Дать характеристику представителям фамусовского общества. Обра­тить внимание на роль монологов и диалогов в раскрытии характе­ров персонажей

С. 107—

113,

119— 120

Выучить наизусть монолог Фамусова или Чацкого. Про­читать IV действие. Выполнить пись­менно задание 3 (с. 122)

18

Комедия «Горе от ума».

«Мечтанья с глаз до­лой, и спала пелена». Анализ IV действия. Смысл заглавия коме­дии. Оценка комедии в статье И. А. Гончаро­ва «Мильон терзаний»

Проследить, как разрешаются личный и социальный конфлик­ты героя. Показать трагедию Чац­кого и его нравственную победу над фамусовским обществом. Дать понятие о типическом герое. Раскрыть смысл названия произ­ведения. Познакомить с критиче­ской оценкой пьесы в этюде «Ми­льон терзаний» И. А. Гончарова

С. 115-

117,

119— 121

Выполнить одно из заданий на с. 116 и задание 2 (с. 122)

19

А. С. Пушкин. Жизнен­ный и творческий путь поэта

Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Показать много­гранность его творчества. Опреде­лить значение наследия Пушкина в истории русской литературы

С. 122-

150

Выполнить зада­ние 2 (с. 151)

20

«Дружеская» лирика А. С. Пушкина. «19 ок­тября», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...»

Познакомить учащихся с особен­ностями дружеской лирики по­эта, показать ее связь с вольно­любивыми мотивами

С. 134-

136

Выполнить зада­ния 1, 2 (с. 139). Выучить на- изусть одно из стихо- творе­ний: «19 октября», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд.». Выполнить задания 5—12 (по выбору)

21

Любовная лирика А. С. Пушкина. «Я пом­ню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...»

Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэта; разви­вать высокие эстетические чув­ства, идеалы красоты и гармо­нии; углубить представление об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений

С. 133-

141

Выполнить одно из заданий (по вы­бору): 3 (с. 139), 4 (с. 136), 3 (с. 143). Прочитать стих-я «Брожу ли я вдоль улиц шум- ных...», «Вновь я посе- тил...», «Дар напрасный, дар случайный...». Выу­чить наизусть одно из стих-й: «Я помню чудное мгновенье...», «На хол- мах Грузии...», «Я вас любил...»

22

Философская лирика А. С. Пушкина. «Брожу ли я вдоль улиц шум­ных...», «Вновь я посе­тил...», «Дар напрасный, дар случайный...»

Показать закономерность появ­ления в лирике Пушкина фило­софских мотивов, пояснить пуш­кинское восприятие смысла чело­веческого существования

С. 143-

145

Выполнить зада­ние 4 (с. 146). Про­читать стихотво­рения «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памят­ник себе воздвиг нерукотворный...»

23

Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Про­рок», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг неруко­творный...»

Помочь учащимся понять тра­гизм положения поэта в обще­стве в последние годы жизни. Показать глубину пушкинского понимания роли поэзии и поэта в жизни общества; осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца

С. 146-

148

Выполнить зада­ния 1-3 (с. 148- 149). Прочитать главы 1 и 2 романа «Евгений Онегин»

24

Творческая история ро­мана в стихах «Евгений Онегин». Онегин в Пе­тербурге и в деревне; анализ глав 1 и 2

Выявить исторические предпо­сылки создания романа. Сфор­мировать общее представление о содержании и развитии сюжета произведения. Охарактеризовать систему ценностей Онегина, особенности становления его харак­тера, показать типичность образа Евгения Онегина

С.152-161,

169- 172

Выполнить одно из заданий 1,2 (с. 158), 1,2 (с. 172) (по вы­бору). Прочитать главы 3 и 4 романа

25

«Татьяна, русская ду­шою...» Анализ глав 3 и 4

Сформировать у учащихся пред­ставление о пушкинском идеа­ле русского человека. Показать авторское отношение к Татьяне через различные приемы созда­ния ее образа. Дать понятие о ре­алистических принципах изобра­жения жизни и об их отличии от романтических

С.169-172,

176- 181

Выполнить зада­ние 4 (с. 172) или 5 (с. 179). Прочитать главы 5 и 6 романа

26

«Убит приятельской ру­кой!» (образ Ленского). Анализ глав 5 и 6

Продолжить знакомство с рома­ном и его героями, в ходе сравни­тельной характеристики показать своеобразие характера Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим ми­ром автора

С. 169- 172,

174- 175

Выучить наизусть два отрывка из романа. Выпол­нить задания 4—6 (с. 176). Прочитать главы 7 и 8 романа

27

Характеристика дворян­ства в романе. Анализ глав 7 и 8. Образ автора в романе. Оценка романа в критике

Показать энциклопедичность со­держания романа, масштабность нравственно-философ. про­блематики. Проанализировать роль лирических отступлений. Дать характеристику образа ав­тора в романе. Познакомить учащихся с оценкой романа в критике

С. 165-

168,

182- 186

Выучить наизусть одну из пейзажных зарисовок в рома­не. Выполнить за­дания 1, 2 (с. 186), 1 (с. 168)

28

М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Ос­новные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермон­това

Сформировать представление о взаимообусловленности фак­тов реальной и творческой био­графии М. Ю. Лермонтова. Обоб­щить и расширить представле­ния учащихся об основных темах и мотивах лермонтовской лирики

С. 186- 205

Выполнить зада­ния 1, 2-4 (с. 204) (по выбору). Про­читать стихотво­рения «Родина», «Когда вол- нуется желтеющая ни- ва...», «Прощай, немытая Россия...», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...»

29

Родина и современники в поэзии М. Ю. Лермон­това. Анализ стихотво­рений «Родина», «Ког­да волнуется желтеющая нива...», «Прощай, немы­тая Россия...», «Дума», «Как часто, пестрою тол­пою окружен...»

Показать эволюцию лирическо­го «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова, усиление реалисти­ческих тенденций в творчестве поэта в 1830-е гг. Помочь осо­знать трагичность мировоспри­ятия поэта

С. 196-

202

Выполнить пись­менно задания 4 (с. 199), 3 (с. 202) (по выбору). Выу­чить одно стихотво­рение наизусть

30

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермон­това

Показать своеобразие трактовки темы поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова, сравнить ее с аналогичной темой в творчестве А. С. Пушкина. Познакомить уча­щихся с мнением В. Г. Белинско­го о лирике М. Ю. Лермонтова

С. 191- 205

Выполнить зада­ния 1, 2 (с. 205- 206) (по выбору). Выучить одно сти­хотворение наизусть

31

Роман «Герой нашего времени»: сюжетно-ком- позиционное и жанровое своеобразие

Дать понятие об особенностях русского реалистического пси­хологического романа, о его жан­ровом и композиционном свое­образии. Показать идейно-тема­тическую связь романа и лирики М. Ю. Лермонтова

С. 205- 212

Выполнить зада­ния 1-4 (с. 208). Прочитать повести «Бэла» и «Максим Максимыч»

32

«Странный человек» Печорин. Анализ частей «Бэла» и «Максим Максимыч»

Рассмотреть место и значение каждой из анализируемых пове­стей в романе; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Пе­чорина. Углубить представление о литературном типе

С. 213- 222

Прочитать повесть «Тамань», ответить на вопросы по по­вести (с. 223)

33

Печорин в «кругу чест­ных контрабандистов». Анализ повести Та­мань»

Рассмотреть место и значение по­вести в раскрытии образа глав­ного героя. Углубить представ­ления учащихся о приемах соз­дания образа

С. 213- 222

Прочитать повесть «Княжна Мери»

34

«История жизни Пе­чорина, написанная им самим». Анализ повести «Княжна Мери»

Обобщить представления об ос­новном конфликте романа, выя­вить причины его возникновения

С. 213- 222

Прочитать повесть «Фаталист». От­ветить на вопросы (с. 223)

35

«...Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает» (по­весть «Фаталист»). Оценка романа В. Г. Бе­линским

Помочь учащимся понять, почему роман завершается этой новеллой. Выявить авторское отношение к своему герою, раскрыть причи­ны трагедии Печорина. Проанали­зировать высказывания В. Г. Бе­линского о романе «Герой нашего времени»

С. 224- 225

Выполнить зада­ния 1 (с. 225), 3, 4 (с. 224)

36

Контр. сочинение-рас- суждение по творчеству А. С. Пуш­кина и (или) М. Ю. Лер­монтова

Проверить умение строить пись­менное продуктивное высказыва­ние, уместно использовать цита­ты, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, организо­вать текст композиционно



37

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Творческая история и жанровое своеобра­зие повести «Шинель»

Познакомить с основными этапа­ми жизни и творчества Н. В. Го­голя, показать его роль в разви­тии русской литературы; изучить историю создания повести «Ши­нель», определить своеобразие сюжета и композиции

С. 226-

233

Ответить на во­прос 1 (с. 230), по желанию выпол­нить задания 2 (с. 230), 1 (с. 233)

38

Н. В. Гоголь. «Ши­нель». История «ма­ленького человека» Ака­кия Акакиевича

Показать своеобразие трактов­ки темы «маленького человека» в повести, способы создания враждебного Акакию Акакиеви­чу Петербурга; определить роль гротеска в повести

С. 230- 234

Выполнить зада­ние 6 (с. 233) или 2 (с. 234) (по вы­бору)

39

Литература XX в. (об­зор)

Ознакомить учащихся с обще­ственно-историческими условия­ми развития русской литературы в XX в. Дать представление об основных художественных на­правлениях в русской литературе XX в. Проследить эволюцию тра­диционных художественных на­правлений (романтизм, реализм). Познакомить с основными иде­ями модернизма как нового на­правления в литературе нача­ла XX в.

С. 235- 244

Выполнить устно задания 1—3, по желанию задание 4 (с. 244). Подго­товить сообще­ния о реализме, модернизме как литературных на­правлениях (целе­сообразны задания в группах)

40

А. И. Куприн. Очерк жизни и творчества. По­весть «Гранатовый брас­лет». Дом князя Шеина

Ознакомить учащихся с яркими страницами жизни и творчества писателя. Изучить атмосферу дома Шейных. Обратить вни­мание учащихся на пейзажные зарисовки в рассказе. Выявить роль образа Анны в раскрытии характера главной героини

С. 245- 251

Выполнить зада­ния 1 (с. 246), 2 (с. 251). Составить цитатные характе­ристики Веры Ни­колаевны и Анны Николаевны

41

Мастерство А. И. Купри­на в изображении харак­теров. Символический смысл названия рассказа

Показать мастерство А. И. Ку­прина в изображении характеров (психологизм, символика детали). Выявить своеобразие преломле­ния темы социального неравен­ства в рассказе

С. 247- 251

Прочитать рас­сказ А. Платоно­ва «В прекрасном и яростном мире» и материал учебно­го пособия




43

А. П. Платонов «В пре­красном и яростном мире». Проблема сча­стья и смысла жизни в рассказе

Раскрыть основную мысль про­изведения, показать сложность характеров героев рассказа. Оха­рактеризовать героев в свете ав­торского признания: «Человеком быть — редкость и праздник»

С. 252- 255

Выполнить одно из заданий 6—8 (с. 256). Подгото­вить сообщение об одном из поэтов второй половины XX в., прочитать его стихотворения, названные в учеб­ном пособии

44




45

Поэзия второй поло­вины XX в. Поэтиче­ская летопись времени. Стихотворения Е. Ев­тушенко, Б. Чичибабина, А. Вознесенского, Б. Окуджавы и др.

Дать проблемно-тематическую и жанрово-стилевую характери­стику поэзии второй половины XX в. Познакомить с творчеством ярких и талантливых поэтов, сы­гравших большую роль в сохра­нении духовно-нравственных идеалов

С. 256- 269

Выполнить задания, связанные с творче­ством одного из по­этов (с. 269-270). Выучить 1—2 сти­хотворения наи­зусть (по выбору учащихся). Прочитать гла­вы 1 — 7 повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...»

46

Б. Васильев: слово о пи­сателе. Женщина на войне в повести «А зори здесь тихие...». Образы девушек-зенитчиц

Показать осмысление Великой Отечественной войны в послево­енной прозе. Проанализировать образы девушек-зенитчиц; вы­явить лиризм и психологическую глубину в изображении героев повести

С. 271- 278

Прочитать гла­вы 8—14, эпилог. Выполнить задание 1, по желанию зада­ние 7 или 8 (с. 278)

47

Героизм старшины Васкова. Смысл названия повести. Черты «лейте­нантской прозы» в по­вести «А зори здесь ти­хие...»

Проанализировать образ стар­шины Васкова, помочь учащимся увидеть его нравственную глуби­ну. Раскрыть смысл названия по­вести. Ознакомить учащихся с ее кинематографическими интер­претациями. Познакомить с по­нятием «лейтенантская проза», найти ее черты в повести «А зори здесь тихие...»

С. 272- 279

Прочитать рассказ В. М. Шукшина «Обида». Подгото­вить выразительное чтение по ролям эпизодов рассказа

48




49

В. М. Шукшин. «Оби­да». Своеобразие твор­ческого метода писателя

Дать представление о масштабе личности и таланта В. М. Шук­шина. Раскрыть смысл названия рассказа «Обида», показать зна­чение обиды как чувства, под­нимающего со дна человеческой души все темное и страшное. Раскрыть социальные и нрав­ственные проблемы в рассказе. Показать мастерство Шукшина в создании литературного типа


С. 280- 284

Выполнить за­дания (по выбо­ру)^ (с. 283), 1,2 (с. 284). Прочитать повесть В. Г. Распу­тина «Пожар»

50



51




В. Г. Распутин. «Пожар».

Размышление о совре­меннике и его жизни

Раскрыть глубину и остроту со­циальных и нравственных про­блем, которые поднимает в по­вести писатель

С. 285-

288

Прочитать повесть А. Азимова «Двух­сотлетний чело­век». Выполнить за­дания 1-5 (с. 288)

52

А. Азимов. «Двухсот­летний человек». Глав­ные проблемы челове­ческого бытия в научно- фантастической повести

Ознакомить учащихся с развити­ем жанра научно-фантастической литературы. Раскрыть главные проблемы, затрагиваемые в пове­сти (человечность, свобода, сущ­ность жизни и смерти)

С. 289- 294

Выполнить одно из заданий по выбору: 2 (с. 292) или 4-6 (с. 294)

53

Повторение. Систематизация знаний по теории и истории ли­тературы

Систематизировать знания уча­щихся об основных периодах рус­ской литературы, о характерных особенностях литературных на­правлений, взаимосвязи русской и белорусской литератур

С. 295




* Объем и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной образовательной ситуа­ции и индивидуальных возможностей учащихся

18