МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Утверждаю | Согласовано | Рассмотрено |
директор МБОУ ТСОШ №3 | зам. директора по УВР | на заседании Т.М |
| | протокол № ______ |
"_____"_______2019г. | "_____"_______2019г. | "_____"_______2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии для 5 класса
уровень базовый
срок реализации 2019– 2020 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
Примерной программы по учебным предметам
под редакцией Казакевича В.М./ В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина,
Г.Ю. Семенова, Е.Н. Филимонова, Г. Л. Копотева, Е.Н. Максимова
Просвещение, Москва, 2019
Разработчик программы: Степанова Лариса Иосифовна,
учитель технологии, ИЗО высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету Технология для учащихся 5 класса разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), на основе Примерной программы по технологии 5-9 классы (стандарты второго поколения 2008г.), ориентирована на учебник по технологии для общеобразовательных организаций:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.2.7.1.1.1 | Под редакцией Казакевича В.М./ В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова, Е.Н. Филимонова, Г. Л. Копотева, Е.Н. Максимова | Технология | 5 класс | Просвещение, Москва, 2019 | Приказ Минобразования РФ от 28.12.2018г. № 345 |
В базисном учебном плане предмет Технология входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области Технология начальной школы.
В соответствии с новой концепцией преподавания предметной области «Технология» от 04.05.2016г. утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных, содержание которой осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», другие учебные предметы, а также через общественно полезный труд и творческую деятельность в пространстве общеобразовательной организации и вне его, внеурочную и внешкольную деятельность.
Обучение технологии в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Общие результаты технологического образования состоят:
-
В сформированности целостного представления о техносфере, современном производстве и о распространенных в обществе современных технологиях;
-
В приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-
В формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда, материального и нематериального производства;
-
В готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета технология:
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявления познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры, становление самоопределения;
- осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности, самооценка умственных и физических способностей в различных сферах с позиции будущей социализации и стратификации.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок и обоснование способов их исправления.
В сфере регулятивных УУД будут сформированы:
- проектирование последовательности технологических операций, составление технологических карт изготовления изделий;
- выявление и устранение несоответствия (неисправности) планируемому результату;
- рефлексия – осмысление (осознание) полученных результатов труда.
Познавательными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью ИКТ;
- структурирование и классификация знаний с применением общенаучных знаний естественно-математического цикла;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий в зависимости от видов сырья, материалов и средств труда;
- алгоритмизация процесса познавательно-трудовой деятельности, комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества;
- применение инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства и правил безопасности.
В сфере познавательных УУД будут сформированы:
- рациональное использование информации;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в средствах создания объектов труда, распознавание видов и назначение материалов;
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач, применение общенаучных знаний и овладение способами научной организации труда (НОТ).
Коммуникативными универсальными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология»:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов);
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов, публичная презентация и защита проектов.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Содержание учебного предмета Технология
5 класс
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
лабор.раб. | практ.раб. | сочинен.(проект) | контр.раб. |
-
| Введение в Технологию. Инструктаж. | 1 | | | | |
-
| Производство | 3 | | 1 | | 1 |
-
| Методы и средства творческой и проектной деятельности | 1 | | 1 | | |
-
| Технология | 2 | | 1 | 1 | |
-
| Кулинария | 5 | | 1 | 4 | |
-
| Техника | 2 | | 1 | 1 | |
-
| Материалы для производства благ | 15 | | 2 | 4 | |
-
| Технологии в современном мире | 5 | | | 1 | 1 |
| | 34 | | 7 | 11 | 2 |
-
Используемые формы организации учебного процесса: фронтальный, групповой, индивидуальный (условное сокращение - Ф, Гр, Ин).
-
Основные виды учебной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с учебником(информацией), систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем), работа с элементами восприятия действительности (условное сокращение – Н, Экс, РсИ, СЗ, РПЗ, РЭВД).
Тема 1.Введение в предмет – 1 час.
Тема 2.Производство – 3 час.
Техносфера и сфера природы как среды обитания человека. Характеристики техносферы и её проявления. Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Потребительские блага и антиблага, их сущность, производ¬ство потребительских благ. Развитие потребностей и развитие технологий.
Умственный и физический труд. Предметы труда в производстве. Вещество, энергия, информация, объекты живой природы, объекты социальной среды как предметы труда.
Общая характеристика современных средств труда. Виды средств труда в производстве. Понятие о сырье и полуфабрикатах. Сырьё промышленного производства. Первичное и вторичное сырьё. Сельскохозяйственное сырьё.
Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе.
Тема 3.Методы и средства творческой и проектной деятельности-1час
Тема 4.Технология-2 час.
Тема 5.Кулинария-5 час.
Тема 6.Техника-2 час.
Тема 7.Материалы для производства благ-15 час.
Тема 8.Технологии в современном мире-5 час.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета Технология
5 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Виды/ формы контроля |
по плану | по факту |
Введение в предмет – 1 час |
1 | | | Введение в Технологию. Инструктаж по ТБ и правилам поведения на уроках технологии | Формирование целостного мировозрения соответствующего современному уровню развития мира, ценности здорового и безопасного образа жизни | РсИ, СЗ / Ф |
Производство – 3 часов |
2 | | | Производство. Что такое техносфера? Технические объекты и объекты природной среды. | Формирование целостного представления о техносфере. Классификация объектов окружающего мира. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, СЗ, Н / Ф, Ин |
3 | | | Что такое потребительские блага? Потребительские блага, антиблага, материальные, нематериальные блага. Производство потребительских благ. | Оценка и классификация благ в зависимости от их значения и проявление в жизни человека. Организация и сотрудничество с учителем, сверстниками. Формирование умения работать в парах и малых группах. Проявление познавательных интересов и активности. Оценка и классификация видов производства (промышленного, сельскохозяйственного и сферы услуг). Организация и сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование умения работать в парах и малых группах. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Гр |
4 | | | Общая характеристика производства. | Ориентация на моральные нормы и их выполнение, осознание полезности труда. Организация и сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование умения работать в парах и малых группах. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Гр |
Методы и средства творческой и проектной деятельности – 1 часа |
5 | | | Проектная деятельность. Что такое творчество? 6 уровней творчества. Практическое (творческое) задание. | Формирование понятия проектной деятельности и основных этапов проектирование. Проектирование последовательности технологических операций (тех. карта). Овладение нормами и правилами НОТ. Формирование интереса к себе и окружающему миру. Развитие творческого мышления. Проявление инновационного подхода к решению учебных задач. Рефлексия. Оценка, систематизация знаний. | РсИ / Ф |
Технология – 2часа |
6 | | | Что такое технология? Продукт, предмет, средство труда. | Формирование целостного представления о техносфере, производстве. Организация и сотрудничество с учителем и сверстниками. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Гр |
7 | | | Классификация производств и технологий Практическое (творческое) задание. | Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Работа с информацией, анализ, синтез. Проявление познавательных интересов и активности. Становление самоопределения, самостоятельная организация и выполнение различных работ. Рефлексия. Оценка, систематизация знаний | РсИ, РПЗ, РЭВД / Ф, Гр |
Кулинария – 5 часов |
8 | | | Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Овощи в питании человека. Технология механической обработки овощей. Украшение блюд. | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс, Н/ Ф, Ин |
9 | | | Привила санитарии гигиены и безопасной работы. Тестирование по материалам 4-8 глав | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Оценка, систематизация знаний | РсИ, Экс, Н / Ф, Ин |
10 | | | Практическая работа по кулинарии. | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Оценка, систематизация знаний. | РсИ, Экс, Н / Ф, Гр |
11.12 | | | Технология тепловой обработки овощей | Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Проявление познавательных интересов и активности. Оценка, систематизация знаний | РсИ / Ф, Ин |
Техника – 2часа |
13 | | | Что такое техника? Тестирование по 2,3 главе | Формирование целостного представления о техносфере, производстве. Рефлексия. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, СЗ / Ф, Ин |
14 | | | Инструменты, механизмы, технические устройства. Практическая работа. Изучение правил поведения и безопасной работы в учебной мастерской Практическая работа. Знакомство со швейной машиной. Основные операции при машинной обработке изделия | Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, владение безопасными приемами работы с техническим устройством и уходом за ним. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, РПЗ / Ф, Ин |
Материалы для производства благ –4 час. |
15 | | | Виды материалов. Классификация материалов и их свойства. | Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Ин |
16 | | | Конструкционные и текстильные материалы Практическая работа. Сравнение свойств конструкционных и текстильных материалов | Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Н, Экс / Ф, Гр |
15 | | | Механические, физические и технологические свойства материалов Практическая работа. | Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Классификация материалов и оценка их свойств. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, Экс / Ф, Гр |
16-30 | | | Изготовление выкроек. Раскрой швейного изделия Влажно – тепловая обработка ткани Технология изготовления швейных изделий | Выполнение практической работы по изготовлению швейного изделия в соответствии требованиями технологии Соблюдение правил ТБ и приемов работы при выполнении ручных и машинных работ, ВТО Подготовка к защите и представлению результатов практической деятельности | |
Технологии в современном мире – 5 часов |
31 | | | Технологии получения, преобразования и использования энергии | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
32 | | | Технологии растениеводства | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
33 | | | Технологии животноводства | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. | РсИ, РПЗ / Ин |
34 | | | Социальные технологии. Обобщающая проверочная работа | Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда. Проявление познавательных интересов и активности. Контроль и систематизация информации о техносфере, современном производстве и их применении при решении практических задач. | РсИ, РПЗ / Ин |
ИТОГО: 34 часа |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2019 - 2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
16