КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС
УМК «Школа России»
(4 часа в неделю, всего136 часов.)
Учебник: 3 класс. В.Г.Горецкий, В.П.Канакина
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Язык и речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 11 |
3 | Слово в языке и речи | 18 |
4 | Состав слова | 14 |
5 | Правописание частей слова | 23 |
6 | Части речи | 61 |
7 | Повторение | 7 |
| Итого: | 136 |
Календарно - тематическое планирование «Русский язык»
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
Язык и речь (2ч) |
1 | | Наша речь. Виды речи | |
2 | | Наш язык | |
Текст. Предложение . Словосочетание (11 ч) |
3 | | Текст. Типы текстов | |
4 | | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | |
5 | | Виды предложений по интонации. Предложения с обращением | |
6 | | Входная контрольная работа | |
7 | | Главные и второстепенные члены предложения | |
8 | | Главные и второстепенные члены предложения.Закрепление | |
9 | | Просто и сложное предложение | |
10 | | Просто и сложное предложение.Закрепление | |
11 | | Словосочетание | |
12 | | Словосочетание.Закрепление | |
13 | | Контрольный диктант по теме «Предложение» | |
Слово в языке и речи (18 ч) |
14 | | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | |
15 | | Синонимы и антонимы | |
16 | | Омонимы | |
17 | | Слово и словосочетание | |
18 | | Фразеологизмы | |
19 | | Обучающее изложение | |
20 | | Части речи | |
21 | | Имя существительное | |
22 | | Имя прилагательное | |
23 | | Глагол | |
24 | | Что такое имя числительное? | |
25 | | Однокоренные слова | |
26 | | Звуки и буквы. Гласные звуки | |
27 | | Звуки и буквы. Согласные звуки | |
28 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | |
29 | | Обучающее изложение | |
30 | | Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове» | |
31 | | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | |
Состав слова (14 ч) |
32 | | Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | |
33 | | Сложные слова | |
34 | | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |
35 | | Окончание слова | |
36 | | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | |
37 | | Значения приставок | |
38 | | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | |
39 | | Значения суффиксов | |
40 | | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | |
41 | | Что такое основа слова? | |
42 | | Обобщение изученного | |
43 | | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |
44 | | Обучающее изложение | |
45 | | Проект «Семья слов» | |
Правописание частей слова (23ч) |
46 | | В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне | |
47 | | Правописание слов с безударными гласными в корне | |
48 | | Правописание слов с безударными гласными в корне.Закрепление | |
49 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | |
50 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.Закрепление | |
51 | | Обучающее изложение | |
52 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | |
53 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление | |
54 | | Правописание слов с удвоенными согласными | |
55 | | Правописание слов с удвоенными согласными.Закрепление | |
56 | | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | |
57 | | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | |
58 | | Правописание суффиксов и приставок | |
59 | | Правописание суффиксов и приставок. | |
60 | | Правописание суффиксов и приставок.Закрепление | |
61 | | Правописание приставок и предлогов | |
62 | | Правописание приставок и предлогов.Закрепление | |
63 | | Правописание слов с разделительным твердым знаком | |
64 | | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | |
65 | | Разделительные твердый и мягкий знаки | |
66 | | Разделительные твердый и мягкий знаки.Закрепление | |
67 | | Обучающее изложение | |
68 | | Проект «Составляем орфографический словарь» | |
Части речи (61 ч) |
69 | | Части речи | |
Имя существительное (27ч) |
70 | | Значение и употребление имен существительных в речи | |
71 | | Значение и употребление имен существительных в речи.Закрепление | |
72 | | Одушевленные и неодушевленные имена сществительные | |
73 | | Обучающее изложение | |
74 | | Собственные и нарицательные имена существительные | |
75 | | Проект «Тайна имени» | |
76 | | Число имен существительных | |
77 | | Число имен существительных.Закрепление | |
78 | | Род имен существительных | |
79 | | Род имен существительных.Закрепление | |
80 | | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | |
81 | | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | |
82 | | Обучающее изложение | |
83 | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
84 | | Склонение имен существительных | |
85 | | Падеж имен существительных | |
86 | | Сочинение по картине И.Я.Билибин «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | |
87 | | Именительный падеж | |
88 | | Родительный падеж | |
89 | | Дательный падеж | |
90 | | Винительный падеж | |
91 | | Творительный падеж | |
92 | | Предложный падеж | |
93 | | Обучающее изложение | |
94 | | Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка» | |
95 | | Сочинение по картине К.Ф. Юона «конец зимы. Полдень.» | |
96 | | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» | |
Имя прилагательное (15ч) |
97 | | Значение и употребление имен прилагательных в речи | |
98 | | Значение и употребление имен прилагательных в речи.Закреление | |
99 | | Роль прилагательных в тексте | |
100 | | Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | |
101 | | Род имен прилагательных | |
102 | | Изменение имен прилагательных по родам | |
103 | | Изменение имен прилагательных по родам.Закрепление | |
104 | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
105 | | Число имен прилагательных | |
106 | | Число имен прилагательных.Закрепление | |
107 | | Изменение имен прилагательных по падежам | |
108 | | Изменение имен прилагательных по падежам.Закрепление | |
109 | | Обобщение изученного | |
110 | | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | |
111 | | Проект «имена прилагательные в загадках» | |
Местоимение (4ч) |
112 | | Личные местоимения | |
113 | | Изменение личных местоимений по родам | |
114 | | Местоимение | |
115 | | Обучающее изложение | |
Глагол (14 ч) |
116 | | Значение и употребление глаголов в речи | |
117 | | Значение и употребление глаголов в речи.Закрепление | |
118 | | Неопределенная форма глаголов | |
119 | | Неопределенная форма глаголов.Закрепление | |
120 | | Число глаголов | |
121 | | Времена глаголов | |
122 | | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | |
123 | | Изменение глаголов по временам. | |
124 | | Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение | |
125 | | Род глаголов в прошедшем времени | |
126 | | Правописание частицы не с глаголами | |
127 | | Обобщение изученного | |
128 | | Обобщение изученного.Закрепление | |
129 | | Контрольный диктант по теме «Глагол» | |
Повторение (7 ч) |
130 | | Тестовая работа | |
131 | | Части речи. Обобщение изученного о словах,предложениях | |
132 | | Правописание окончаний имен прилагательных | |
133 | | Правописание приставок и предлогов | |
134 | | Правописание безударных гласных | |
135 | | Итоговый контрольный диктант | |
136 | | Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | |
Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.
по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В.П.
Контрольный диктант №1
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Слова русский, листья разделите для переноса.
3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания
Контрольный диктант №2. 3 кл.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
( 49 слов)
Грамматические задания.
1.В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2.Указать над каждым словом части речи.
3.Выписать словосочетания с вопросами.
Контрольный диктант №3. 3 кл.
Первая встреча.
Было тёплое утро. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик солнышка. Брызги холодной воды летели во все стороны. Это мальчик умывался.
На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро
двигалась. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула тёмная головка, и букашка скрылась в чаще куста.
Малыш был очень удивлен.
(57 слов)
Грамматические задания.
1. Разберите второе предложение по членам.
2. Укажите части речи в восьмом предложении.
3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,
подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.
1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите проверочное слово.
Контрольный диктант №4. 3 кл.
Ноябрь.
Ноябрь. Пришли первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный ковёр укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.
(64 слова)
Грамматические задания.
Пятое предложение разобрать по членам.
Выписать из диктанта однокоренные слова к слову снег, разобрать их по составу.
Снег, …
Контрольный диктант №5. 3 кл.
Верные следы.
Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята. Стали кричать. Молчит зимний лес.
Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Они всегда приведут к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку.
(51 слово)
Слова для справок: приведут, знакомые.
Грамматические задания.
Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.
Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; приписать к ним проверочные слова.
Выписать из текста 2 слова с парной согласной, приписать проверочные слова.
Контрольный диктант №6. 3 кл.
Синички.
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)
Слова для справок: будто, словно.
Грамматические задания.
Разобрать по составу слова: зимний, грудка.
Разобрать по членам предпоследнее предложение.
Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.
Контрольный диктант №7. 3 кл.
Подарки.
У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок. Папа купил дочке книгу. Таня очень радовалась. Книгу девочка читала весь день. В ней были интересные сказки о животных. На другой день Таня стала рисовать картинки к сказкам.
(62 слова)
Грамматические задания.
Выписать третье предложение. Разобрать его по составу.
В 4-ом предложении определить род существительных.
Разобрать слова по составу: интересные, подарки.
Контрольный диктант №8. 3 кл.
Летом.
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
(65 слов)
Грамматические задания.
Выписать предпоследнее предложение 1 абзаца. Разобрать его по членам.
Разобрать по составу слова: маленький, ключик.
Выписать из диктанта по 1 существительному каждого рода, обозначить род. Выписать по 1 сущ. в единственном и множественном числе, обозначить число.
Контрольный диктант №9. 3 кл.
Цветочные часы.
По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.
Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.
Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.
(64 слова)
Слова для справок: лепестки, подняли.
Грамматические задания.
Выписать три словосочетания прилагательных с существительными женского, мужского и среднего рода. Обозначить род.
Сделать фонетический разбор слова жёлтая.
Контрольный итоговый диктант №10. 3 кл.
Лето.
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.
(68 слов)
Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.
Грамматические задания.
1 вар.
Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.
Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.
3. Разобрать слова по составу. Летняя, ветерок, пробежал.
2 вар.
Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.
Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.
Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.
Словарный диктант №1 (сентябрь)
Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, альбом, погода, понедельник, ракета.
Контрольный словарный диктант № 2 за 1 четверть ( октябрь)
Орех, овёс, заря, чёрный, понедельник, четыре, пшеница, огород, овощи, картофель, огурец, помидор, восток, вместе.
Словарный диктант № 3 (декабрь)
Компьютер, столица, обед, ужин, пирог, шоссе, четверг, север, берег, пороша, чувство, лестница, интересный, интересно.
Контрольный словарный диктант № 4 за 2 четверть ( декабрь)
Компьютер, столица, шоссе, четверг, север, пороша, чувство, лестница, интересно, коллектив, коллекция, аккуратно, грамм, килограмм, желать.
Словарный диктант №5 (январь)
Самолет, комната, однажды, кровать, вместе, чёрный, компьютер, столица, желать, коллектив, коллекция, грамм, чувство, четверг.
Словарный диктант № 6 ( февраль)
Коллектив, коллекция, аккуратный, праздник, понедельник, четыре, комната, однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, около, солома, озеро.
Контрольный словарный диктант №7 за 3 четверть (март)
Однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, около, солома, озеро, приветливо, вокруг, потом, сирень, коллекция.
Словарный диктант № 8 (апрель)
Гвоздика, животное, поэт, одуванчик, воскресенье, завтрак, песок, квартира,
герой, аккуратный, лестница, интересно, коллектив, столица, шоссе.
Контрольный словарный диктант №9 за 4 четверть (май)
Приветливо, Красная площадь, Московский Кремль, солдат, растение, ромашка, сирень, поэт, гвоздика, животное, столица, шоссе, берег.