№ п/п | Тема урока | Содержание | Кол-во часов всего | Из них на разви-тие речи | Из них на контр. работы | Виды деятельности обучающихся |
Повторение | 11 | 1 | 1 | |
1 | Наша речь и наш язык. | Диалогическая и монологическая речь. «Волшебные слова» русской речи: слова- приветствия, слова-прощания, слова- просьбы, слова-извинения и др. Нормы речевого этикета. Развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога. Понятия: речь, устная речь, письменная речь, монолог, диалог. | 1 | | | Анализируют высказывания о русском языке. Высказываются о значении «волшебных» слов в речевом общении, используют их в речи. Составляют текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составляют (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диа- лога. |
2 | Текст и его план. | Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине. Развитие чувства ответственности за порученное дело. | 1 | | | Определяют тему и главную мысль текста. Подбирают заголовок к тексту. Соотносят заголовок и текст. Выделяют части текста и обосновывают правильность их выделения. Составляют план текста. Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомство с происхождением слова каникулы. |
3 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | Развитие речи: комплексная работа над структурой текста (чтение, определение темы и главной мысли текста, озаглавливание, структура текста, определение микротем, составление плана). | | 1 | | Излагают письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Проверяют написанное изложение. |
4 | Типы текстов. | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создание собственных текстов по предло- женным темам с использованием разных типов речи. Развитие речи. Составление устного рас- сказа на выбранную тему. | 1 | | | Сравнивают между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставляют тексты разного стиля. |
5 | Предложение как единица речи. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и по- будительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невоскли- цательные. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | | | Находят в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составляют предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Классифицируют предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывают использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | |
7 | Обращение. | Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обращением. | 1 | | | Находят обращение в предложении. Составляют предложения с обращением. Выделяют обращения на письме. |
8- 9 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предло- жения. Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений. Разбор предложения по членам. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Второстепенные члены предложения». Развитие речи: составление предложений по рисункам (распространённых и нераспространённых); составление из деформированных предложений текста. Понятия: определение, дополнение, обстоятельство. | 2 | | | Устанавливают при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделяют главные члены предложения и объясняют способы нахождения главных членов предложения. Различают главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализируют схемы предложений, составляют по ним предложение. Разбирают предложение по членам. |
10 | Словосочетание. | Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. *Слово с непроверяемым написанием: го- ризонт. Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление дефор- мированного текста; письменное выбороч- ное изложение по вопросам. | 1 | | | Сравнивают предложение, словосочета-ние и слово, объясняют их сходство и различие. Устанавливают при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосо-четании. Выделяют в предложении словосочетания. Разбирают предложение по членам предложения. Восстанавливают содержание текста с нарушенным порядком предложений. |
11 | Стартовая диагностика. Контрольный диктант по теме «Повторение» | Проверка орфографической и пунктуационной грамотности. Проверка знаний, умений, навыков на начало года. | | | 1 | Применяют содержание изученных орфографических и пунктуационных правил на практике |
Предложение | 9 | 2 | - | |
12 | Однородные члены предложения (общее понятие) | Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но). Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, со- единёнными союзами. Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности. Формирование уважительного отношения к труду и людям труда. | 1 | | | Распознают предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определяют, каким членом предложения являются однородные члены. Распознают однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. |
13 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | | Соблюдают интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Составляют предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объясняют выбор нужного союза в предложении с однородными членами. |
14 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | | Обосновывают постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивают текст с точки зрения пунктуационной правильности. |
15 | Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень». | Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. | | 1 | | Составляют и записывают рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. |
16 | Проект «Похвальное слово знакам препинания». | Проект «Похвальное слово знакам препинания». Обобщение о знаках препинания в русском языке. | 1 | | | Находят совместно со сверстниками и взрослыми информацию в учебнике и других источниках; обсуждают идею, план проектной работы, создают свои презентации. |
17 | Простые и сложные предложения. | Различение простых и сложных предложе- ний. Различение сложного предложения и про- стого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложе- ниях. | 1 | | | Сравнивают простые и сложные предложения. Различают простое предложение с однородными членами и сложное предложение. |
18 | Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. | 1 | | | Ставят запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделяют в сложном предложении его основы. Составляют сложные предложения. |
19 | Развитие речи Обучающее изложение повествовательного текста. | Письменное изложение. Работа с текстом: тип текста, тема, главная мысль, части текста, план, письменное изложение содержания текста с опорой на выписанные опорные слова. | | 1 | | Письменно передают содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану |
20 | Проверочный диктант по теме «Предложение» | Обобщение и систематизация теоретических знаний и практических умений по изученной теме «Предложение». | 1 | | | Работают самостоятельно, выполняют задания по изученной теме. Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
Слово в языке и речи | 20 | 2 | 2 | |
21 | Лексическое значение слова (повторение). | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Работа с толковым словарём русского языка. Анализ высказываний о русском языке русских писателей и формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку. | 1 | | | Выявляют слова, значение которых требует уточнения. Определяют значение слова по тексту или уточняют с помощью толкового словаря. Объясняют принцип построения толкового словаря. Определяют (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). |
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные, устаревшие слова. | Уточнение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, устаревших и новых словах, заимствованных словах. Наблюдение за использованием многозначных слов в тексте. Высказывания о русском языке русских писателей; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Сведения об источниках пополнения рус- ского языка словами. Значение изобразительно-выразительных средств языка. | 1 | | | Распознают многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализируют употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивают прямое и переносное значения слов, подбирают предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. |
23 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | Уточнение представлений о синонимах, антонимах, омонимах, наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. | 1 | | | Подбирают к слову синонимы, антонимы. Контролирую уместность использования слов в предложениях, находят случаи не- удачного выбора слова, корректируют об- наруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. |
24 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах. | Уточнение представлений о фразеологизмах. Развитие речи. Наблюдение за изобрази- тельно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеоло- гизму. Рубрика«Страничка для любознательных». Словарный диктант. | 1 | | | Работают с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.). Работают со страничкой для любознатель-ных: знакомятся с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Наблюдают за изобразительно-выразитель- ными средствами языка (словами, употре- блёнными в переносном значении, значении фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. |
25 | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. | Корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначновыделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся),основы. Разли-чение изменяемых и неизменяемых слов. | 1 | | | Различают однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Анализируют заданную схему слова и под- бирают слова заданного состава. Анализируют текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. |
26 | Состав слова. Приставки и суффиксы. | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | 1 | | | Объясняют значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Моделируют слова. |
27 | Разбор слова по составу. | Разбор слова по составу. Моделирование состава слова по определённой схеме. | 1 | | | Работают с памяткой «Разбор слова по составу». Объясняют алгоритм разбора слова по составу, используют его при разборе слова по составу. |
28 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. | 1 | | | Устанавливают зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Используют алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализируют разные способы проверки орфограмм. Группируют слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. |
29 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Правописание двойных согласных в словах. | 1 | | |
30 | Правописание приставок и суффиксов. | Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок. | 1 | | |
31 | Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками. | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Работа с орфографическим словарём. Словарный диктант. Развитие речи: составление объявления. | | | | Повторяют правило написания слов с с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Проводят звуковой и звуко-буквенный разбор слов. Работают с орфографическим словарём. |
32 | Развитие речи. Обучающее изложение повествователь-ного деформиро-ванного текста. | Развитие речи: работа с текстом (восстановление последовательности частей текста, самостоятельное составление плана текста, анализ и озаглавливание каждой части текста). | | 1 | | Восстанавливают нарушенную последова- тельность частей текста и письменно подробно воспроизводят содержание текста. |
33 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | Обобщение знаний и практических умений по изученным темам. | | | 1 | Работают самостоятельно, записывают текст с изученными орфограммами. |
34 | Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | Части речи, деление частей речи на само- стоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагатель-ное, имя числительное, местоимение, глагол. Работа с графической наглядностью. Одушевлённые и неодушевлённые, Собственные и нарицательные имена существительные. Связь имени прила-гательного с именем существительным. Изменение по падежам. Формирование представлений о национальных ценностях России и бережном к ним отношении. | 1 | | | Различают изученные части речи. Классифицируют слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализируют изученные грамматические признаки частей речи и соотносят их с той частью речи, которой они присущи. Подбирают примеры изученных частей речи. |
35 | Склонение имён существительных и имён прилагательных | 1 | | |
36 | Имя числительное, глагол. | Обобщение знаний учащихся о глаголе. Правописание имён числительных. Произношение имён числительных в соответствии с литературной нормой. *Слова с непроверяемым написанием: две- надцать, одиннадцать, шестнадцать, двадцать. | 1 | | | Анализируют изученные грамматические признаки частей речи и соотносят их с той частью речи, которой они присущи. Повторяют правило написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами. |
37 | Наречие как часть речи (общее представление). | Значение и употребление в речи. Признаки наречий. Понятие: наречие. | 1 | | | Находят наречия среди данных слов и в Тексте, анализируют грамматические признаки наречия. Определяю т роль наречий в предложении и тексте. Классифицируют наречия по значению и вопросам. Образовывают наречия от имён прилагательных. |
38 | Образование и правописание наречий. | Распознавание в тексте наречий по вопросам. Правописание наречий. Образование наречий. | 1 | | |
39 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке». Словарь: налево, направо, слева, справа. | | 1 | | Обсуждают представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке», высказывают своё суждение и сочиняют собственный текст-отзыв о картине художника. |
40 | Контрольный диктант за 1 четверть. | Обобщение и систематизация теоретических знаний и практических умений по изученным темам 1 четверти. | | | 1 | Работают самостоятельно, выполняют задания по изученной теме. Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
Имя существительное | 31 | 4 | 2 | |
41 | Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных. | Анализ и исправление ошибок, допущенных в проверочной работе. Падежи имён существительных. Начальная форма имени существительного. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. | 1 | | | Различают имена существительные, определяют их признаки. Изменяют имена существительные по падежам. Различают имена существительные в начальной и косвенных формах. |
42 | Упражнение в распознавании падежей неодуше-влённых и одушевленных имён существительных. | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном, падежах, в дательном падеже. Соблюдение норм литературного произ-ношения форм имён существительных. | 1 | | | Различают падежные и смысловые (синтаксические) вопросы, предлоги, употребляемые с каждым из падежей. Определяют падеж, в котором употреблено имя существительное. Различают имена существительные, употреблённые в именительном, родительном, винительном и дательном падежах, сравнивают их признаки. Обосновывают правильность определения падежа. Правильно употребляют в речи формы имён существительных. |
43 | Падежи имён существительных и приёмы их распознавания. | Несклоняемые имена существительные. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто). Словарный диктант | 1 | | | Определяют падеж изменяемых и неизменяемых имён существительных. Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: «Употребление падежей в речи». Соблюдают нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. |
44 | Три склонения имён существи-тельных. 1 -е склонение имён существительных. Падежные окончания. | Наблюдение за различием в системе падежных окончаний имён существитель-ных разных склонений. Введение термина тип склонения. Признаки имён существи-тельных 1-го склонения. Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже. | 1 | | | Определяют принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывают правильность определения. Подбирают примеры существительных 1-го склонения. Анализируют таблицу «Падежные оконча-ния имён существительных 1-го склонения», сопоставляют ударные и безударные падежные окончания сущест-вительных 1-го склонения. |
45 | Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художни-ка А. А. Пластова «Первый снег». | Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | | 1 | | Составляют описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). |
46 | 2-е склонение имён существительных. Падежные окончания. | Признаки имён существительных 2-го склонения. Формировать представление о профессии агронома. Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения в одном и том же падеже. | 1 | | | Определяют принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывают правильность определения, подбирают примеры существительных 2-го склонения. Сравнивают имена существительные 1-го и 2-го склонений: находят сходство и разли- чие. Сопоставляют ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. |
47 | 3-е склонение имён существительных. | Признаки имён существительных 3-го склонения. Формирование представлений о таких нравственных категориях, как совесть, справедливость, искренность и др. Работа с таблицей «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения». Сопоставление ударных и безударных окончаний имён существительных 3-го склонения в одном и том же падеже | 1 | | | Определяют принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывают правильность определения, подбирают примеры существительных 3-го склонения. Анализируют таблицу «Падежные оконча- ния имён существительных 3-го склонения». |
48 | Обобщение знаний. Три склонения имён существи-тельных. Проверочная работа. | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Проверка знаний по изученной теме при работе с тестом. | 1 | | | Сравнивают имена существительные разных склонений: находят их сходство и различие. Классифицируют имена существительные по склонениям. |
49 | Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художни-ка В. А. Тропинина «Кружевница». | Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв). | | 1 | | Составляют текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». |
50 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | | | Устанавливают наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определяют способ его проверки. |
51 | Именительный и винительный падежи имён существительных. | Именительный и винительный падежи имён существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть. | 1 | | | Распознают именительный и винительный падежи имён существительных. Разбирают предложение по членам предложения. |
52 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | Формировать представление о профессиях. Варианты падежных окончаний в родительном падеже. | 1 | | | Определяют способы проверки написания безударного падежного окончания в родительном падеже. Пишут слова в данной падежной форме и обосновывают написание безударного падежного окончания. |
53 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. Формировать представление о профессии хлебороба. Развитие речи: составление текста на тему «В гостях у хлебороба». | 1 | | | Используют при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения приём замены этих имён существительных именами существительными 1 -го склонения. |
54 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. | Падежные окончания имён существитель-ных в дательном падеже. Формирование представлений о здоровом образе жизни. Словарь: овца. | 1 | | | Различают имена существительные в дательном падеже. Определяют способы проверки написания безударного падежного окончания в дательном падеже. |
55 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном и творительном падежах. | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. Формировать представления о нравственных качествах человека. Оформление адреса на конверте. Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 | | | Сопоставляют падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. Определяют способы проверки написания безударного падежного окончания в дательном падеже. |
56 | Правописание имён существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. | . Правописание имён существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. | 1 | | | Различают имена существительные в творительном падеже. Пишут слова в данной падежной форме и обосновывают написание безударного падежного окончания. Используют правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (вра- чом — задачей). |
57 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. Соблюдение норм употребления форм имён существительных в предложном падеже. Е и и в окончаниях имён существительных в предложном падеже. | 1 | | | Распознают имена существительные в творительном падеже. Пишут слова в форме творительного падежа и обосновывают написание безударного падежного окончания. |
58 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника. Словарный диктант | 1 | | | Обосновывают написание безударного падежного окончания. Контролируют правильность записи в тек- сте имён существительных с безударными окончаниями, находят и исправляют ошибки. |
59 | Развитие речи. Подробное изложение по- вествовательного текста. | Подробное изложение. Работа с текстом: тип текста, тема, главная мысль, части текста, план, письменное изложение содержания текста с опорой на выписанные опорные слова. | | 1 | | Излагают письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Проверяют написанное изложение. |
60 | Промежуточная диагностическая работа за 1 полугодие. | Проверка знаний по изученным темам при работе с тестом. | | | 1 | Применяют содержание изученных орфографических правил на практике Обобщают и систематизируют теоретические знания и практические умения. |
61 | Анализ письменных работ. | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного. | 1 | | | Выполняют работу над ошибками. |
62 | Склонение имён существительных во множественном числе. Именительный падеж | Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. | 1 | | | Изменяют имена существительные в форме множественного числа по падежам. Определяют падеж имён существительных во множественном числе. |
63 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родитель-ном падеже. | Соблюдение норм произношения и написания имён существительных в родительном падеже. Расширять представление о богатстве русского языка. | 1 | | | Наблюдают за правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже. Правильно употребляют в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. |
64 | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. | Различение одушевлённых имён существительных множественного числа в форме винительного падежа. Образование и правильное употребление в речи форму винительного падежа имён существительных множественного числа. | 1 | | | Распознают имена существительные множественного числа в родительном и винительном падеже. Объясняют правописанием окончаний имён существительных. |
65 | Падежные окончания имён существительных в дательном, творительном, предложном падежах. | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. Составление предложений из деформированных слов с изменением форм имён существительных. | 1 | | | Распознают имена существительные множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. Объясняют правописанием окончаний имён существительных. |
66 | Морфологический разбор имени существительного. Контрольный словарный диктант. | Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. | 1 | | | Обосновывают написание безударного падежного окончания имён существительных в форме множественного числе.Выполняют морфологический разбор имён существительных по алгоритму. |
67 | Контрольный диктант за 2 четверть. | Обобщение и систематизация теоретических знаний и практических умений по изученной теме. | | | 1 | Записывают под диктовку текст и оценивают правильность написания в словах изученных орфограмм. Оценивают результаты своей деятельности. |
68 | Анализ контрольной работы. | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного. | 1 | | | Выполняют работу над ошибками. |
69 | Обобщение знаний по разделу «Имя существительное». | Обобщение знаний об имени существительном. Падежные окончания имён существительных множественного числа | 1 | | | Правильно употребляют в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. Обосновывают написание безударного падежного окончания имён существитель-ных в форме множественного числе. |
70 | Развитие речи. Подробное изло-жение повествовательного текста по плану. | Подробное изложение повествовательного текста. Работа с текстом: тип текста, тема, главная мысль, части текста, план, письменное изложение содержания текста с опорой на выписанные опорные слова. | | 1 | | Подробно письменно передают содержание повествовательного текста. |
71 | Проект «Говорите правильно!» | Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Говорите правильно!». | 1 | | | Исследуют речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. |
Имя прилагательное | 25 | 5 | 1 | |
72 | Имя прилагательное как часть речи. | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Понятие: имя прилагательное. | 1 | | | Находят имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирают к данному имени существи-тельному максимальное количество имён прилагательных. Образовывают имена прилагательные при помощи суффиксов. |
73 | Род и число имён прилагательных. | Изменение имён прилагательных по числам и родам (в единственном числе). Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Начальная форма имён прилагательных. | 1 | | | Определяют род и число имён прилагатель- ных. Изменяют имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различают начальную форму имени прилагательного. |
74 | Развитие речи. Сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка». | Работа с текстом-описанием, составление сочинения-описания по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | | 1 | | Составляют и записывают текст о любимой игрушке. Оценивают результаты своей деятельности. |
75 | Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина». | Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина». Развитие мотива к проведению исследовательской работы. | 1 | | | Находят в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводят лексический анализ слов — имён прилагательных. |
76 | Склонение имён прилагательных | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Алгоритм определения падежа имён прилагательных. | 1 | | | Изменяют имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Работают с текстом-памяткой «Как опреде- лить падеж имён прилагательных». Определяют падеж имён прилагательных . |
77 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» | Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» и опорным словам. Составление текста на заданную тему, соблюдение структуры текста, изложение текста последовательно, устанавливая связь между его частями. | | 1 | | Работают с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составляют текст-рассуждение о своём впечатлении о портрете. |
78 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного. | 1 | | | Изменяют по падежам имена прилагательные мужского и среднего рода. Определяют падеж имён прилагательных и обосновывают правильность его определения. |
79 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | 1 | | | Различают имена прилагательные в именительном падеже и обосновывают написание их падежных окончаний. Составляют предложения, употребляя в них имена прилагательные в именительном падеже. |
80 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | Склонение имён прилагательных муж-ского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Развитие чувства любви к родному краю. | 1 | | | Согласовывают имена прилагательные в форме родительного падежа с именами существительными. Обосновывают правильность определения родительного падежа. |
81 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. | 1 | | | Согласовывают имена прилагательные в форме дательного падежа с именами существительными. Обосновывают правильность определения дательного падежа. |
82 | Именительный, винительный и родительный падежи. | Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, винительном падежах. | 1 | | | Определяют падеж имён прилагательных и обосновывают правильность его определения. |
83 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. Роль прилагательных-синонимов в речи. | 1 | | | Согласовывают имена прилагательные в формах творительного и предложного падежах с именами существительными. Различают оттенки значений имён прилагательных-синонимов и употребление их в речи. |
84 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. Развитие чувства любви к родному краю — частичке своей большой родины на основе содержания текстов. | 1 | | | Определяют и обосновывают написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверяют правильность написанного. |
85 | Развитие речи. Выборочное изложение повест-вовательного текста. | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | | 1 | | Анализируют и излагают письменно содержание описательной части текста-образца. |
86 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Анализ и исправление ошибок. Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. Тест. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом падеже. Словарный диктант. | 1 | | | Определяют и обосновывают написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверяют правильность написанного. Выполняют самостоятельно задания теста. |
87 | Склонение имён прилагательных женского рода. | Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. | 1 | | | Сравнивают по таблице падежные окончания имён прилагательных женского рода. Изменяют по падежам имена прилагательные женского рода. |
88 | Именительный и винительный падежи. | Окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. Наблюдение за выразительностью имён прилагательных- эпитетов в словосочетаниях. | 1 | | | Различают имена прилагательные в именительном и винительном падежах, обосновывают написание их безударных падежных окончаний, проверяют правильность написанного. Определяют роль в предложении имён прилагательных и имён существительных в именительном и винительном падежах. |
89 | Родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи. | Окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Окончания имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах. | 1 | | | Определяют имена прилагательные в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, правильно ставят вопросы к именам прилагательным в данных формах, различают их падежные окончания, обосновывают написание безударных падежных окончаний. Разбирают предложение по членам предложения. Сопоставляют падежные формы имён прилагательных, отвечающих на вопрос какой? и имеющих окончания -ую, -юю, -ой, -ою, -ей, -ею. |
90 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном и множественном числе. | Окончания имён прилагательных женского рода во всех падежах. Морфологический разбор имён прилагательных. Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. | 1 | | | Обосновывают написание безударных падежных окончаний, проверяют правильность написанного. Составляют предложения, используя в них имена прилагательные в данных падежных формах. Изменяют по падежам имена прилагательные множественного числа. Определяют падеж имён прилагательных в форме множественного числа. |
91 | Развитие речи. Подробное изло-жение повествова-тельного текста. | Подробное изложение повествовательного текста. Работа с текстом: тип текста, тема, главная мысль, части текста, план, письменное изложение содержания текста с опорой на выписанные опорные слова | | 1 | | Подробно письменно передают содержание повествовательного текста. |
92 | Именительный и винительный падежи прилагательных множественного числа. | Окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. | 1 | | | Различают именительный и винительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа. Определяют и обосновывают написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, |
93 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи прилагательных множественного числа. | Окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. Выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Нормы правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в речи. Окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. Словарный диктант. | 1 | | | Различают родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа. Определяют и обосновывают написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, Различают дательный и творительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа. Определяют и обосновывают написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, |
94 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». | Составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха и опорным словам. Составление текста на заданную тему, соблюдение структуры текста, изложение текста последовательно, устанавливая связь между его частями. | | 1 | | Работают с познавательным текстом и репродукцией картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Составляют и записывают текст по картине. |
95 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных, проверка умений, приобретенных в процессе изучения темы | | | 1 | Записывают текст под диктовку и проверяют написанное. Контролируют правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. |
96 | Анализ к/р. Обобщение по теме «Имя прилагательное». | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Развитие речи. Составление устного со- общения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | | | Оценивают результаты выполненной к/р. Определяют и обосновывают написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа. Высказывают своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
Личные местоимения | 5 | 1 | - | |
97 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. | Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение. | 1 | | | Распознают местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. |
98 | Склонение личных местоимений 1, 2и 3-го лица единственного и множественного числа. | Изменение по падежам личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. Окончания личных местоимений в косвенных формах. Окончания личных местоимений в косвенных формах. Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи: составление словосочетаний; диалога по рисункам. | 1 | | | Определяют лицо, число, личных место- имений 1 и 2-го лица. Изменяют личные местоимения по падежам. Различают начальную и косвенную формы личных местоимений. Изменяют личные местоимения по падежам. Различают начальную и косвенную формы личных местоимений. Составляют небольшие тексты-диалоги, оценивают правильность употребления в них местоимений |
99 | Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. | Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. Соблюдение норм употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Морфологический разбор местоимения как части речи. Развитие речи: составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. | 1 | | | Выполняют разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Составляют поздравительную открытку к 8 Марта |
100 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | Подробное изложение повествовательного текста Ю. Яковлева. Работа с текстом: тип текста, тема, главная мысль, части текста, план, письменное изложение содержания текста с опорой на выписанные опорные слова. | | 1 | | Излагают письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Проверяют написанное изложение. |
101 | Обобщение изученного по теме «Местоимение». Проверочная работа. | Обобщение знаний и практических умений по изученной теме. Морфологический разбор местоимения как части речи. Формирование почтительного отношения к родным, окружающим, уважительного отношения мальчиков к девочкам. Проверка знаний по изученной теме при работе с тестом. | 1 | | | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
Глагол | 26 | 4 | 2 | |
102 | Значение глаголов в языке и речи. | Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи.Лексическое значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки глаголов. Изменение глаголов по временам. | 1 | | | Различают глаголы среди других слов и в тексте. Определяют изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформируют текст, изменяя время глагола. |
103 | Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | 1 | | |
104 | Неопределённая форма глагола. | Особенности неопределённой формы глаголов. Формирование представлений о граждан- ских обязанностях и нормах поведения в обществе. | 1 | | | Различают неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличают её от омонимичных имён существительных. Определяют признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола. |
105 | Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. | Неопределённая форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределён-ной формы (первое представление). | 1 | | | Ставят вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? |
106 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | Письменное изложение повествовательного текста по плану. Работа с текстом: тип текста, тема, главная мысль, части текста, план, письменное изложение содержания текста с опорой на выписанные опорные слова. | | 1 | | Подробно излагают повествовательный текст по плану. Оценивают результаты своей деятельности. |
107 | Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. | Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме. Основа глагола неопределённой формы. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных». Роль глаголов в повествовательном тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. | 1 | | | Определяют признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола. Образовывают глаголы при помощи приставок и суффиксов. |
108 | Контрольный диктант за 3 четверть. | Обобщение знаний учащихся, приобретенных в процессе изучения тем в четверти. | | | 1 | Записывают текст под диктовку и проверяют написанное. Контролируют правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. |
109 | Анализ к/р. Спряжение глаголов. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных»: наблюдать за глаголами, которые не употребляются в 1 -м лице единственного числа. | 1 | | | Выделяют личные окончания глаголов. Изменяют глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определяют лицо и число глаголов. |
110 | 2-е лицо глаголов настоящего и бу- дущего времени в единственном числе. | 2-е лицо глаголов. Правописание оконча- ний глаголов во 2-м лице настоящего и бу- дущего времени в единственном числе. Работа над подготовкой проекта «Пословицы и поговорки». Использование в пословицах и поговорках глаголов в форме 2-го лица единственного числа. | 1 | | | Определяют роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Знакомятся со словарями и сборниками пословиц и поговорок, составляют свои сборники. |
111 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | | 1 | | Пишут сочинение на основе анализа искус- ствоведческого текста и репродукции картины. |
112 | Обобщение изу-ченного о глаголе. Проект «Пословицы и поговорки». | Обобщение знаний и практических умений по изученной теме. Представление проекта. Использование в пословицах и поговорках глаголов в форме 2-го лица единственного числа. | 1 | | | Изменяют глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определяют лицо и число глаголов. Представляют проекты.. |
113 | 1 и II спряжение глаголов. | Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов І и ІІ спряжения. | 1 | | | Работают с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени. Определяют спряжение глаголов по личным окончаниям. Находят в тексте глаголы по заданным признакам. |
114 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Способы определения 1 и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | | | Моделируют в процессе коллективной ра- боты алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждают последовательность действий при выборе личного окончания глагола. |
115 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме | Памятка определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. | 1 | | | Определяют спряжение глаголов по неопределённой форме. Образовывают от неопределённой формы временные формы глаголов. |
116 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Проверочная работа. | Последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Словарный диктант. Выполнение действий по алгоритму. Наличие в глаголах орфограмм, правильность их написания. Контроль знаний, умений и навыков. Списывание текста. | 1 | | | Обосновывают правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливают наличие в глаголах орфограмм, доказывают правильность их написания. Объясняют, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола. Оценивают результаты освоения тем. |
117 | Возвратные глаголы (общее представление). | Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в на- стоящем и будущем времени. | 1 | | | Узнают возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносят и пишут возвратные глаголы. |
118 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. | Отличие возвратных глаголов, употреблённых в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Морфологический разбор глагола. | 1 | | | Отличают возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Определяют последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму. |
119 | Развитие речи. Контрольное изложение повествователь-ного текста. | Работа с текстом: тип текста, тема, главная мысль, части текста, план, письменное изложение содержания текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). | | 1 | | Излагают текст. Находят нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивают результаты выполненного задания |
120 | Обобщение изученного. Правописание глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. Морфологический разбор глагола. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | | | Обосновывают правильность написания изученных орфограмм. Называют правила правописания слов на изученные темы. Определяют и образовывают формы глаголов в прошедшем времени. Распознают глаголы в прошедшем времени. |
121 | Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени. | Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | 1 | | | Обосновывают правильность написания родовых окончаний глаголов. Определяют и образовывают формы глаголов в прошедшем времени. |
122 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | Образование глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах. Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны. Развитие речи: составление текста на спортивную тему по выбору учащихся. | 1 | | | Называют суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. Обосновывают правильность написания буквы перед суффиксом -л- в прошедшем времени глагола. |
123 | Обобщение по теме «Глагол». | Морфологический разбор глагола как части речи. Обобщение изученного по теме. Словарный диктант. | 1 | | | Работают с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определяют последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму. |
124 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. Проверочная работа. | Наличие в глаголах орфограмм, правильность их написания. Морфологический разбор глагола как части речи. Обобщение изученного по теме. Контроль знаний, умений и навыков. | 1 | | | Обосновывают правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливают наличие в глаголах орфограмм, доказывают правильность их написания. Определяют последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывают правильность выделения изученных признаков глагола. |
125 | Итоговый контрольный диктант. | Обобщение знаний учащихся, приобретенных в процессе изучения темы. | | | 1 | Записывают текст под диктовку и проверяют написанное. Контролируют правильность записи в тексте глаголов с безударными окончаниями. |
126 | Анализ к\р и работа над ошибками. | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного. | 1 | | | Оценивают результаты выполненной к/р. Выполняют работу над ошибками. |
127 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | Работа с текстом: тип текста, тема, главная мысль, части текста, план, письменное изложение содержания текста с опорой на выписанные опорные слова | | 1 | | Излагают текст. Находят нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивают результаты выполненного задания. |
Повторение | 9 | 1 | 2 | |
128 | Язык и речь. Текст. | Виды речи. Признаки текста. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | | Воспроизводят знания о языке и речи, о формах речи (устная, письменная, внутренняя), о диалогической и монологической речи. Определяют тему и главную мысль текста, подбирают заголовок к тексту, составляют план, различают типы текстов. |
129 | Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. | Признаки однородных членов предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Признаки распространённых и нераспространённых, простых и сложных предложений. Синтаксический разбор предложений. Понятия «лексическое значение», «однозначные», «многозначные» слова, «синонимы», «антонимы», «фразеологизмы». | | | | Различают предложение и словосочетание, выделять основу предложения и словосочетания. Определяют главные и второстепенные члены предложения. Составляют предложения по заданной модели. Различают распространённые и нераспространённые предложения. Разбирают предложение по членам предложения. Воспроизводят знания о слове и его лексическом значении, о многозначных и однозначных словах; пользуются словарями учебника. |
130 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». | Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». | | 1 | | Пишут сочинение на основе анализа искус- ствоведческого текста и репродукции картины. |
131 | Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | Значимые части слова. Разбор слова по составу. Орфограммы в разных частях слова. Разбор слова по составу. | 1 | | | Различают однокоренные слова от форм слова, слов с омонимичными корнями, слов-синонимов. Пишут слова с изученными орфограммами и обосновывают правильность написания. Находят орфограммы в слове, определять их тип, определять способ проверки орфограмм в корне, окончании; в приставке и суффиксе. |
132 | Части речи. | Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. | 1 | | | Орфографически правильно пишут слова изученных частей речи. Приводят примеры изученных частей речи и их форм. Разбирают заданное слово как часть речи с помощью памятки и без неё. |
133 | Итоговая контрольная работа | Проверка знаний по изученным темам при работе с тестом. Проверка орфографической и пунктуационной грамотности, умений проводить грамматический анализ языковых единиц | | | 1 | Применяют содержание изученных орфографических правил на практике Обобщают и систематизируют теоретические знания и практические умения. |
134 | Анализ контрольной работы. Звуки и буквы. | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного. Фонетико-графические упражнения. | 1 | | | Оценивают результаты выполненной к/р. Выполняют работу над ошибками. Воспроизводят знания о звуках и буквах русского языка, о гласных и согласных звуках и их обозначении на письме. Выполняют звуко-буквенный анализ слова. |
135 | Комплексная метапредметная работа | Проверка всех сформированных у обучающихся УУД | | | 1 | Выполняют комплексную метапредметную работу, показывая уровень сформированных УУД |
136 | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей Речи». | Обобщение и систематизация изученного материала за год. | 1 | | | Применяют полученные знания, умения при решении нестандартных задач. |
Итого: | 136 | 20 | 10 | |