Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ лицей №2 г. Дюртюли, программой образовательной системы «Школа 2100» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2014.
2. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2015.
3. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2015.
4. Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс, 2014.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся |
По кал. | Факт. |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке | 1 | 1 нед | | |
2 | Контрольное списывание | 1 | | |
1. Повторение (15 ч.) | Знакомиться с новым учебником, использовать приемы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. |
3 | Повторение фонетики и графики | 1 | | |
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 | | |
5 | Что такое графика | 1 | | |
6 | Фонетический разбор слова | 1 | 2 нед | |
7 | Повторение орфографии | 1 | | |
8-9 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | | |
Контрольный диктант | 1 | | |
10 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 | | |
11 | Повторение состава слова | 1 | 3 нед | |
12 | Повторение изученного о частях речи | 1 | | |
13 | Повторение изученного по синтаксису | 1 | | | |
14-15 | Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»* | 2 | | |
16 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 | 4 нед | |
17 | Контрольный диктант № 1 | 1 | | |
18 | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте) | 1 | | |
Предложение. Текст (35 ч.) |
2. Простое предложение. Предложения с однородными членами (13 ч.) | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). |
19 | Как отличить простое предложение от сложного | 1 | | |
20 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и | 1 | | |
21 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 | 5 нед | |
22-23 | Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» | 2 | | |
24 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | | |
25-26 | Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» | 2 | 6 нед | |
27 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | | |
28 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 | 1 | | |
29 | Развитие пунктуационных умений | 1 | | |
30 | Контрольный диктант № 2 | 1 | | |
31 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения | 1 | 7 нед | |
3. Сложные предложения с союзами и, а, но (11 ч.) | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П) Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П) Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. |
32 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 1 | | | |
33-34 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 2 | | | |
35 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | 1 | | | |
36 | Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант | 1 | 8 нед. | | |
37 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | 1 | | | |
38 | Р/р Обучающее изложение «Субботний вечер у нас дома» | | | | |
39 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2 | 1 | | | |
40 | Обобщение, подготовка к диктанту | 1 | | | |
41 | Контрольный диктант № 3 | 1 | 9 нед | | |
4. Предложения с прямой речью (11 ч.) 2 четверть |
42 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | | | |
43 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 1 | | | |
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | 1 | | | |
45 | Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью | 1 | | | |
46 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | 10 нед. | | |
47 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | | | |
48-49 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» | 2 | | | |
50 | Развитие пунктуационных умений | 1 | | |
51 | Контрольный диктант № 4 | 1 | 11 нед. | |
52 | «Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте) | 1 | | |
Слово Части речи и члены предложения |
Имя существительное (45 ч.) | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трех склонении, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. |
5. Что мы уже знаем об имени существительном (5 ч.) |
53-54 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | 2 | | |
55 | Роль имён существительных в предложении, в речи | 1 | | |
56 | Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | 12 нед. | |
57 | Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы | 1 | | |
6. Изменение имён существительных по падежам (12 ч.) |
58 | Наблюдение за словоизменением имён существительных | 1 | | |
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 | | |
60-62 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе | 3 | 13 нед. | |
63 | Именительный и винительный падежи | 1 | | |
64 | Родительный падеж | 1 | | |
65 | Дательный падеж | 1 | | |
66 | Творительный падеж | 1 | 14 нед. | |
67 | Предложный падеж | 1 | | |
68 | Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» | 1 | | | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. |
69 | Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3 | 1 | | |
7. Три склонения имён существительных (7 ч.) |
70 | Что такое склонение? Три склонения имён существительных | 1 | | |
71-72 | Развитие умения определять склонение имён существительных | 2 | 15 нед. | |
73-74 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного | 2 | | |
75 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1 | | |
76 | Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | 1 | 16 нед. | |
8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (8 ч.) |
77 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | | |
78-80 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ъ после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания 3 четверть | 3 | | |
81 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 | 1 | 17 нед. | |
82 | Обобщение, подготовка к диктанту | 1 | | |
83 | Контрольный диктант № 5 | 1 | | |
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | | |
9. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (13 ч.) |
85 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | | |
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму | 1 | 18 нед. | | |
87-88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант | 2 | | |
89-90 | Р/р Обучающее изложение «Первая газета» | 2 | | |
91 | Развитие орфографических умений | 1 | 19 нед. | |
92 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка» | 1 | | |
93 | Развитие орфографических умений | 1 | | |
94 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 | 1 | | |
95 | Повторение, подготовка к диктанту | 1 | | |
96 | Контрольный диктант № 6 | 1 | 20 нед. | |
97 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ | 1 | | |
Имя прилагательное (20 ч.) | |
10. Что мы уже знаем об имени прилагательном (5 ч.) | Различать и характеризовать тексты двух типов речи - повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. |
98-99 | Повествование и описание - два типа речи. Роль имён прилагательных в речи | 2 | | |
100 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | | |
101-102 | Морфологический разбор имени прилагательного | 2 | 21 нед. | |
11. Словоизменение имён прилагательных (4 ч.) |
103-104 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | | |
105-106 | Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании | 2 | 22 нед. | |
12. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (11 ч.) | Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. |
107 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | 1 | | |
108 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант | 1 | | |
109 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 1 | | |
110-111 | Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» | 2 | 23 нед. | |
112 | Развитие орфографических умений | 1 | | |
113 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1 | | |
114 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6 | 1 | | |
115 | Повторение, подготовка к диктанту | 1 | | |
116 | Контрольный диктант № 7 | 1 | 24 нед. | |
117 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ | 1 | | |
Глагол (36 ч.) |
13. Что мы уже знаем о глаголе (4 ч.) | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. |
118 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1 | | |
119-120 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | | |
121 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | 25 нед. | |
14. Словоизменение глаголов (2 ч.) |
122 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | | |
123 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 1 | | |
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов (17 ч.) | Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). |
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 | | |
125 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 1 | | |
126 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 1 | 26 нед. | |
127-128 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | | |
129 | Р/р Обучающее сочинение по картинкам | 1 | | |
130 | Разбор глагола как части речи | 1 | | |
131 | Контрольный диктант № 8 4 четверть | 1 | 27 нед. | |
132 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться | 1 | | |
133 | Знакомство с орфограммой «Буква ъ после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | 1 | | |
134-135 | Развитие умения писать букву ъ в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание | 2 | | |
136-137 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | 28 нед. | |
138-139 | Р/р Обучающее изложение «Первые школы» | 2 | | |
140 | Работа над ошибками в изложении | 1 | | |
16. Разбор глагола по составу (13 ч.) |
141 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 1 | 29 нед. | |
142-143 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | 2 | | |
144 | Р/р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени | 1 | | |
145 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении | 1 | | | |
146 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» | 1 | 30 нед. | |
147 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста | 1 | | |
148 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 | 1 | | |
149-150 | Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант | 2 | | |
151 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту | 1 | 31 нед. | |
152 | Контрольный диктант № 9 | 1 | | |
153 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | | |
17. Повторение (7 ч.) | Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. |
154-157 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 4 | 32 нед. | |
158 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | | |
159-160 | Комплексное повторение изученного материала. Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово» | 2 | | |
161-163 | Итоговый контроль и работа над ошибками | 3 | 33 нед. | |
164-170 | Резерв | 7 | 34 нед. | | |
|
Приложение
2 урок. Контрольное списывание. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс» Е.В.Бунеева, с.1
9 урок. Входной контрольный диктант.
Охраняем природу.
Мы подъезжаем к селу. Вся окрестность утопает в зелени. Деревца сажали бывшие ученики нашей школы. Ранней весной мы осматриваем все саженцы. Ранки смазываем глиной. Подкармливаем слабые деревца.
В субботние и воскресные дни на разъездах мы устанавливаем посты там, где цветут первые подснежники. Пусть они радуют всех людей. Охапки цветов не живут долго. Они быстро погибают. Любители больших букетов этого не понимают. А жаль!
17 урок. Контрольный диктант № 1
Удивительный случай
Лес переливался весёлыми звёздами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала весёлая белочка.
Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой берёзе.
Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её, пробралась на самый кончик гибкой берёзовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать. (80 слов)
30 урок. Контрольный диктант № 2
Последняя песня
Давно ушёл с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели.
Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой и мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, а потом запрокидывает тяжёлые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту неба. Молчат и лес, и ветер, и вода в озере. Трубный звук долго гудит под огнём берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед зимним ненастьем.
(84 слова)
(По А. Огневу)
41 урок. Контрольный диктант № 3
Бобрёнок
Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.
Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и бобрята расплылись в разные стороны.
Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть.
Я заметил его, вытащил из воды и принёс домой.
За печкой он почистился, высушился, потом нашёл веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобрёнок постарался! Вода в реке спала, и я выпустил зверька.
(84 слова)
(По Г. Снегирёву)
51 урок. Контрольный диктант № 4
Кабан Васька
В доме отдыха начиналась зарядка, и звуки марша наполняли округу. Вдруг перед строем возник кабан! Люди испугались, смешались. Все увидели человека с ружьём, но стрелять охотник не спешил. Присел, вынул краюху хлеба и положил на землю. «Васька!» – позвал охотник. Кабан поднял голову и подошёл к человеку.
Однажды зимой больной, голодный кабан забрёл в деревню. Дядя Егор накормил его. Зверь привык к человеку, откликался на кличку Васька. Потом он окреп и исчез. Смотрели люди на Ваську и думали: «Не забыл зверь человеческую доброту». (84 слова)
(По К. Хромовой)
83 урок. Контрольный диктант № 5
На реке
Дорога шла через рожь. Всё по пути мне было интересно. Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач. Это сыч затянул свою песню.
Мы подошли к реке, сбросили на траву тяжёлые рюкзаки, приготовили удочки. Наступила ночь, и рыбная ловля началась. Кругом стояла тишь, только камыш тихо шептался с рекою. Скоро мне попался большой ёрш, а у отца на толстой леске бился огромный лещ.
Вот и полночь. Мы быстро сделали шалаш.
Утром, только проглянул луч солнца, мы были на ногах. Рождался новый день.
(81 слово)
96 урок. Контрольный диктант № 6
Музыкант
Жил в деревне старый охотник. Он очень любил музыку. Обычно сидит по вечерам на завалинке и играет на скрипке.
Однажды знакомый крестьянин говорит ему: «Брось ты скрипку, берись за ружьё. Я сейчас медведя видел в лесу». Взял старик ружьё, пошёл в лес. Тишина. И вдруг с опушки послышался протяжный красивый звук. Словно струна поёт.
Старик подкрался и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Из него торчали длинные щепки. Под деревом сидел медведь. Схватил он одну щепку лапой, потянул и отпустил. Раздался звенящий звук.
Брёл охотник по тропинке и думал о медведе. В их местности не слыхали о таком чуде. Медведь играл на разбитом грозой дереве!
Не смог музыкант стрелять в музыканта!
(112 слов) (По В. Бианки)
116 урок. Контрольный диктант № 7
Пахучее облако
Недавно я встретил пахучее облако.
Я сидел в сосновом бору у крохотного озера. Вода в нём сегодня была жёлтой. Из озера то и дело выпрыгивала блестящая рыба, и по воде расходились упругие круги.
Я долго не мог ничего понять. Но потом взглянул вверх, и всё стало ясно. Над бором опускалось большое рыжее облако. Это цвели сосны. Лёгкая пыльца садилась на землю, на воду. На вкус она была сладкой, пахла хвоей.
Рыбы оказались догадливей меня. Они сразу смекнули, что облако не только пахучее, но и вкусное.
(87 слов)
(По Ю.Г. Качаеву)
131 урок. Контрольный диктант № 8
Весна
Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь.
Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».
Лужайка меняет свой вид после тёплого дождя. Она начинает зеленеть иголочками молодых травинок. В синем небе трепещет, дрожит, медленно исчезает в вышине золотая звёздочка. Это жаворонок взлетает над лугом. Его звонкий голос вы всегда услышите в ясный весенний день.
(86 слов)
135 урок. Контрольное списывание.
Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4-й кл.» на с. 30.
150 урок. Контрольный словарный диктант. Учебник «Русский язык», с.156.
152 урок. Контрольный диктант № 9
Рассвет в лесу
Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ёжик.
Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке. Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сок свои губы.
158 урок. Р/р. Контрольное изложение.
Странный дуэт
Вы слышали, как поют ежи? А мне посчастливилось.
Однажды утром подходил я к лесной сторожке. Я шёл всю ночь и решил отдохнуть. Сбросил рюкзак, сел на него и задремал. Проснулся я от странных звуков. На полянке я заметил двух ежей. В этот момент они, как настоящие артисты, расходились в разные стороны. Но вот повернулись мордочка к мордочке и двинулись навстречу друг другу.
Ежи приподнялись на задние лапки, уткнулись нос к носу и запели. Я слышал глухой свист, рокот, ворчание. Забавная штука – ежиная песня!
(По В. Максимову)
Итоговая контрольная работа
Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4-й кл.» на с. 38–42.
Список литературы.
1. Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2014.
2. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2015.
3. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2015.
4. Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс, 2014.
1. Бетенькова, Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фомин. – М. : АСТ : Астрель, 2006.
2. Волина, В. В. Учимся играя : занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 1996.
3. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2006.
4. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением. формирование орфографической грамотности. 1–4 классы : пособие для учителя / О. Е. Жиренко. – М. : ООО «5 за знания», 2010.
5. Игнатьева, Т. В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. – М. : Дрофа, 1999.
6. Канакина, В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2009.
7. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.
8. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учебное пособие / Е. Г. Мережко. – Саратов : КИЦ «Добродея», 2009.
9. Неусыпанова, Н. М. Толковый словарик русского языка / Н. М. Неусыпанова. – М. : Просвещение, 1989.
10. Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1–4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узо-рова. – М. : АСТ : Астрель, 2007.
11. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : ACT, 2009.
12. Полякова, А. В. Русский язык в начальной школе. 3–4 классы : методические рекомендации : пособие для учителя / А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2007.
13. Семенова, Е. Е. Занимательная грамматика / Е. Е. Семенова. – М. : Омега, 1996.
14. Справочник школьника (1–4 классы) / под ред. О. Л. Соболевой. – М. : АРТ-ПРЕСС, 1999.
15. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
16. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. – Волгоград : Учитель, 2008.
17. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-Тренд, 2010.
18. Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку (Пособие для начальной школы) / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Аквариум, 1996.
19. Узорова, О. В. Русский язык : правила и упражнения / О. В. Узорова, Е. А Нефедова. – М. : ACT, 2009.
20. Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : ACT : Премьера, 2004.
21. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. – М. : ACT : СЛОВО, 2009.
22. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский. – М., 1971.
23. Школьный фразеологический словарь / сост. И. И. Степанова. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
24. Шукейло, В. А. Русский язык : сборник проверочных и контрольных работ. 1–4 классы / В. А. Шукейло. – М. : Вентана-Граф, 2010.