Пояснительная записка
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (далее СБО) разработана на основе:
Данная рабочая программа разработана для изучения социально-бытовой ориентировки в 9 « » классе, рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Данная программа составлена для учащихся, имеющих сложную структуру дефекта (снижение слуха, снижение интеллекта). Эти дети имеют ограниченный речевой опыт, недостаточный словарный запас, не владеют грамматическими закономерностями языка, плохо понимают обращенную к ним речь. На уроках работают пассивно, испытывают трудности по таким предметам как русский язык, развитие речи, чтение.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений. Формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся, на всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Учебный процесс по предмету строится так, чтобы развивать и совершенствовать у обучающегося навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде.
Основные задачи обучения на уроках СБО:
Всестороннее формирование личности школьника.
Становление и развитие познавательного отношения к себе («Я-концепция»), к слышащим сверстникам и взрослым.
Накопление и развитие представлений об окружающем мире, обществе, в котором живет ученик.
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляции собственного поведения.
Формирование полноценной речевой деятельности.
Расширение кругозора, формирование знаний и умений, эстетических представлений, проявлению элементов творчества.
Воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
Формирование элементов трудовой культуры: организации труда, экономии и бережливости, строгому соблюдению правил безопасной работы и гигиены труда.
Развитие ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
На уроках СБО обучающийся получает элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.); информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
Основными принципами являются:
направленность на развитие детей;
широкая опора на различные виды деятельности, в том числе и на предметно практическую деятельность;
использование коллективных форм деятельности;
реализация внутрипредметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения;
дифференцированный подход к уровню требований (содержание, методы, приемы обучения), предъявляемых к различным категориям детей с нарушениями слуха с учетом сложной структурой дефекта;
усиление воспитывающего характера;
преемственность каждого этапа обучения с последующим и непрерывность в развертывании курса как по вертикали (от класса к классу), так и по горизонтали (внутри одного класса) с пошаговым освоением содержания обучения.
Неотъемлемая часть занятий — формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в жизненных различных ситуациях.
Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт обучающегося как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков и формирования новых.
В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез, экскурсии, сюжетно- ролевые игры, игровые обучающие ситуации, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов и др.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений, зарисовок. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия. Домашнее задание, как правило, не задается.
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Краткое содержание рабочей программы по СБО в 9 классе
Темы | Краткое содержание тем |
«Личная гигиена» | Здоровый образ жизни — одно из условий успеха в жизни человека. Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений: в здоровом теле — здоровый дух. |
«Одежда и обувь» | Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей). Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. Выбор одежды и обуви при покупке. Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях (средства, правила выведения). Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. |
«Питание» | Приготовление национальных блюд. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола. Питание детей ясельного возраста. Приготовление блюд для детей ясельного возраста. Диетическое питание. Приготовление диетических блюд. |
«Семья» | Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношения, семейные традиции). Закон Российской Федерации о браке и семье. |
«Культура поведения» | Традиции культуры поведения в современном обществе. Российская семья. Основные семейные отношения. Соседи. Прием гостей. |
«Жилище» | Интерьер. Понятие о композиции в интерьере. Рациональная расстановка мебели в квартире. Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера. Сохранение жилищного фонда. |
«Транспорт» | Авиатранспорт. Аэровокзал. Службы аэровокзала. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Регистрация рейсов. Правила посадки в самолет. Стоимость проезда на авиатранспорте. |
«Торговля» | Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. Ярмарки, их виды. Время и место проведения ярмарок. Экскурсия на рынок. |
«Средства связи» | Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, интернет. Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправки переводов. Заполнение бланков денежных переводов. Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг. |
«Медицинская помощь» | Инфекционные заболевания. Меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Уход за больными. Листок нетрудоспособности. Сюжетно – ролевая игра «Больной в доме». |
«Учреждения, организации, предприятия» | Предприятия бытового обслуживания населения, их назначения (ремонтно-бытовые мастерские, пункты и т.п.). Правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания. Профессии работников предприятий. Экскурсия на предприятие бытового обслуживания населения. |
«Экономика домашнего хозяйства» | Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. Упражнения в расчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. Экономия в домашнем хозяйстве. Упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование. |
«Профориентация и трудоустройство» | Выбор профессии. Профессионально-жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка). Правила составления заявления, автобиографии, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки, заполнения анкеты. Правила перехода на другую работу. |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
о вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека;
размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата;
способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
способы выведения пятен в домашних условиях;
способы приготовления национальных блюд;
правила сервировки праздничного стола;
меню ребенка ясельного возраста;
основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи;
культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь);
правила приема гостей (поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита);
правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда;
основные маршруты самолетов;
службы аэровокзала;
порядок приобретения и возврата авиабилетов;
правила посадки в самолет;
отделы рынка;
цены на отдельные товары;
отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах;
правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин;
правила получения денег за проданные вещи;
современные виды связи;
виды денежных переводов, их стоимость;
способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приѐмы ухода за больными;
условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным);
местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают;
правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания;
профессии работников предприятий;
правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.);
виды и цели сбережений;
порядок помещения денег в сберкассу;
виды кредита, порядок его оформления;
виды страхования;
отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;
учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение;
виды документов для поступления на работу;
правила перехода на другую работу;
перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию; требования к умениям:
подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером;
определять стиль одежды;
пользоваться журналом мод;
рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;
выводить пятна на одежде различными способами и средствами;
готовить национальные блюда;
сервировать праздничный стол;
готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста;
готовить отдельные диетические блюда;
анализировать различные семейные ситуации, выполнять моральноэтические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции;
встречать гостей, вежливо вести себя во время приема;
анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;
соблюдать морально-этические нормы в семье и в обществе;
расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера;
ориентироваться в расписании авиамаршрутов;
определять маршрут, выбирать транспортные средства;
выбирать покупку в соответствии со своими возможностями и потребностями;
вежливо обращаться к продавцу;
подсчитывать стоимость покупок;
заполнять бланки почтового и телефонного переводов;
оформлять квитанцию по оплате телефонных услуг;
одевать, умывать, кормить больного (взрослого, ребенка);
измерять температуру;
ставить горчичники;
перестилать постель больного;
обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания;
планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;
соблюдать правила экономии;
заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу;
соотносить выбранную профессию со своими возможностями;
обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.
Используемый наглядный, технический материал по темам в 9 классе
№ | Название темы | Наглядность, оборудование |
1 | «Личная гигиена» | Компьютерная презентация. |
2 | «Одежда и обувь» | Компьютерная презентация, журналы мод, сантиметровая лента, таблица размеров, средства бытовой химии, таз, ткань с пятнами, спирт, сода, тальк. |
3 | «Питание» | Компьютерная презентация, брошюры по диетическому питанию, кулинарные книги, скатерть, столовая и кухонная посуда. |
4 | «Семья» | Компьютерная презентация. |
5 | «Культура поведения» | Компьютерная презентация, памятки. |
6 | «Жилище» | Компьютерная презентация, книги по интерьеру. |
7 | «Транспорт» | Компьютерная презентация. |
8 | «Торговля» | Компьютерная презентация. |
9 | «Средства связи» | Компьютерная презентация, квитанции на переводы, телефоны. |
10 | «Медицинская помощь» | Компьютерная презентация, кукла, градусник, горчичники, постельные принадлежности, чашка, ложка, тарелка, образцы документов (справка и листок нетрудоспособности). |
11 | «Учреждения, организации, предприятия» | Компьютерная презентация. |
12 | «Экономика домашнего хозяйства» | Компьютерная презентация. |
13 | «Профориентация и трудоустройство» | Компьютерная презентация, образцы документов, деловых бумаг, заявлений, автобиография, условия договоров, анкеты, доверенности, расписки, докладные. |
Виды и формы контрольных работ
Текущие контрольные работы проводятся в виде тестов, несколько раз в году сразу после изучения крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения. Продолжительность текущей контрольной работы в зависимости от ее объема может колебаться от 5 до 40 минут.
Целью проведения итоговых контрольных работ является проверка уровня достижения планируемых результатов по предмету в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (учебная четверть, год). В итоговые контрольные работы входят знания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Тест | 1 | 1 | 1 | | 3 |
Итоговый контрольный тест | | | | 1 | 1 |
Критерии оценивания устных и письменных работ учащихся
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
81 % и более | Отлично (5) |
61-80% | Хорошо (4) |
50-60% | Удовлетворительно (3) |
менее 50% | Неудовлетворительно (2) |
Критерии оценивания устных ответов:
«5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
«3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.
«2» ставится, если учащийся не усвоил учебный материла
Список используемой литературы:
Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М: Просвещение, 2017.
Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н., Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя/ Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 200 с. – (Коррекционная педагогика)
СубчеваВ.П.. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие для школ VIII вида 5-9 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2019г.
СубчеваВ.П.. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для специальных коррекционных школ VIII вида 9 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2020г.
Учебно-тематическое планирование по СБО 9 класс
(68 ч. в год, 2 ч. в неделю)
| Название раздела, содержание тем | Тип урока | Кол-во часов | | |
Элементы содержания урока | Планируемые результаты | Дата проведения |
Деятельно- коммуникативные умения | Коррекционно-развивающее сопровождение | |
I четверть |
1 2 | Повторение пройденного | Комбинированный | 2 | Повторение темы «Питание». | | | |
| Личная гигиена— 2 ч. | | |
3 | Здоровый образ жизни. | Введение новых знаний | 1 | Значение физических упражнений: в здоровом теле — здоровый дух. Здоровый образ жизни — одно из условий успеха в жизни человека. Вред курения, алкоголя и наркотиков | Вести здоровый образ жизни. | Формирование наглядно- образного мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
4 | Физические упражнения. | Комбинированный | 1 | Значение физических упражнений: в здоровом теле — здоровый дух. | Выполнять физические упражнения. | Формирование нагляднодейственного мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
| Одежда и обувь — 5 ч. | | |
5 | Одежда и обувь. Стиль одежды, мода, обновление одежды. | Комбинированный | 1 | Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. | Ориентироваться в стилях одежды. Заменить мелкие детали одежды. | Формирование нагляднодейственного, наглядно- образного мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
6 | Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности. | Комбинированный | 1 | Понятия «мода», «стиль», «ансамбль», «элегантность», «вульгарность». Различение стилей одежды (классический, спортивный, джинсовый и др.), их назначение в обществе. Определение своего стиля, стиля товарищей. Специалисты, создающие модную одежду (модельеры, стилисты). | | | |
7 | Выбор одежды и обуви при покупке. | Комбинированный | 1 | Что необходимо учитывать при выборе и покупке одежды и обуви. Гарантийный срок. Правила возврата вещи. Правила покупки товара. Понятие «Специализированный магазин». Нахождение отдела с нужными размерами. Правила поведения в общественных местах. | Рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности. | Формирование логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
8 | Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви. | Комбинированный | 1 | Способы определения размера одежды (примерка, полуобхват груди). Способы определения размера обуви (примерка, вычисление по формуле). | Снятие мерок и определение размера одежды и обуви. | Формирование нагляднодейственного, наглядно- образного мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
9 | Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. | Комбинированный | 1 | Способы определения характера пятна. Правила выведения пятен. Способы выведения пятен с использованием подручных в быту средств (нашатырный спирт, сода, тальк). | Выведение пятен со строжайшим соблюдением техники безопасности. Демонстрация способа выведения пятна с одежды. Химчистки города. Соблюдать технику безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. | Формирование нагляднодейственного, наглядно- образного мышления, переключаемость внимания. | |
|
10 | Питание. Национальные блюда. | Введение новых знаний | 1 | Национальность. Национальности ближнего зарубежья. Национальная кухня. Основные особенности блюд разных народов. Запись рецепта наиболее характерного национального блюда и его приготовление. | Запись рецепта. | Формирование логического мышления, переключаемость внимания, моторики рук. | |
11 | Приготовление национальных блюд. | Комбинированный | 1 | Название блюда. Ингредиенты. Особенности приготовления. ТБ работы на кухне с колюще-режущими инструментами и электроплитой. | Готовить национальное блюдо. | Развитие логического мышления, переключаемость внимания, моторики рук. Развитие навыков трудовых приемов при выполнении самостоятельной работы. | |
12 | Меню праздничного стола. | Введение новых знаний | 1 | Особенность праздничного стола. Учитываемые особенности при составлении праздничного меню (количество гостей, их вкусы, разнообразие блюд по сырьевому составу и др.). Составление меню. | Составить праздничное меню. | Формирование логического мышления, переключаемость внимания, моторики рук. | |
13 | Сервировка праздничного стола. | Введение новых знаний | 1 | Назначение сервировки. Особенности сервировки праздничного стола. Столовые приборы, приспособления, используемые за праздничным столом. | Сервировка стола к празднику. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, моторики рук. | |
14 | Питание детей ясельного возраста. | Введение новых знаний | 1 | Ясельный возраст, его особенности. Основные продукты питания. Режим питания. | Запись продуктов питания, режима питания. | Формирование нагляднодейственного, наглядно- образного мышления, переключаемость внимания. | |
15 | Самостоятельная работа. Тестирование по темам 1 четверти. | Комбинированный | 1 | Объяснение правил тестирования. Тесты I и II уровня. | Заполнить тест. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, долговременного внимания. | |
|
16 | Диетическое питание. | Введение новых знаний | 1 | Учет особенностей при составлении меню. Подбор продуктов на день, на неделю. Разнообразие питания, его значение для данного возраста. | Составить меню на день. Составить меню на неделю. | Формирование логического мышления, переключаемость внимания, моторики рук. | |
17 | Приготовление диетических блюд. | Комбинированный | 1 | Определение «Диетическое питание» (лечебное). Значение, кем назначается (врач - гастроэнтеролог, диетолог) Продукты диетического питания. В каких случаях назначается диетическое питание (заболевания). Что учитывается при составлении меню. Способы приготовления диетической пищи (на пару, отварить). | Ориентироваться в продуктах диетического питания. | Формирование нагляднодейственного, наглядно- образного мышления, переключаемость внимания. | |
|
18 | Основы семейного очага. | Комбинированный | 1 | Понятие «Семья». Основы семейного очага (условия для создания семьи, семейные отношения, семейные традиции). Основные виды семейных отношений. Особенности законных и незаконных семейных отношений. Способы знакомства и проверки отношений. | Рассказывать о своей семье, называть имена, фамилии, дни рождения каждого члена семьи. Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, долговременного внимания. | |
19 | Закон Российской Федерации о браке и семье. | Введение новых знаний | 1 | Закон Российской Федерации о браке и семье. Условия, необходимые для создания семьи. Адреса ЗАГСов города. | Иметь понятие о законе РФ о браке и семье. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, долговременного внимания. | |
|
20 | Культура поведения. Традиции культуры поведения в современном обществе. | Введение новых знаний | 1 | Законы общежития. Правила поведения в обществе. Разбор жизненных ситуаций, используя слова вежливости. | Ориентироваться в правилах поведения в культурном обществе. | Формирование логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
21 | Российская семья. Основные семейные отношения. | Введение новых знаний | 1 | Правила хорошего тона. Разбор жизненных ситуаций, используя слова вежливости. Сюжетно-ролевые игры. | Применять правила хорошего тона на практике. | Формирование логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
22 | Соседи. | Комбинированный | 1 | Правила взаимоотношений с соседями. | Применять правила хорошего тона на практике. | Формирование логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
23 | Прием гостей. | Урок-практикум | 1 | Прием гостей. Действия «Я – гость». Действия «Я – хозяин». Обыгрывание ситуации. Сюжетно-ролевая игра «Встречайте гостей». | Составить развлекательную программу для гостей. | Формирование логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
|
24 | Интерьер. Понятие о композиции в интерьере. | Введение новых знаний | 1 | Понятие «интерьер», «дизайнер». Понятие о композиции в интерьере. Составные части интерьера. Особенности интерьера в зависимости от назначения комнат. | Зарисовать интерьер своей комнаты. Различать стили интерьера. Консультироваться у дизайнеров. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
25 | Рациональная расстановка мебели в квартире. | Введение новых знаний | 1 | Рациональная расстановка мебели в квартире. Функциональные качества. Гигиенические качества. Эстетические качества. | Рационально расставить мебель в квартире. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания. | |
26 27 | Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера. | Урок-практикум | 2 | Рациональная расстановка мебели в квартире, подбор деталей интерьера. Функциональные качества. Гигиенические качества. Эстетические качества. | Рационально расставить мебель в квартире. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания.Развитие познавательной и учебной мотивации, нагляднодейственного мышления. Развитие навыков трудовых приемов при выполнении самостоятельной работы. | |
28 | Сохранение жилищного фонда. | Введение новых знаний | 1 | Способы сохранения жилищного фонда. Капитальный и косметический ремонт. Поддержание чистоты и порядка для продления срока службы мебели. Правила проведения капитального и косметического ремонтов. Расчет материалов для ремонта. | Вести расчет материалов для ремонта. | Формирование логического мышления, переключаемость внимания. | |
30 | Самостоятельная работа Тестирование по темам 2 четверти. | Комплексное применение ЗУН | 1 | Объяснение правил тестирования. Тесты I и II уровня. | Заполнить тест. | Развитие мышления, познавательной и учебной мотивации. | |
|
29 | Авиатранспорт. | Введение новых знаний | 1 | Назначение. Разновидности мест посадки самолетов (аэропорт, аэровокзал). Виды самолетов, совершающих перелет. Составные части авиатранспорта (трап, пилот, стюардесса, борт, багажный отсек). | Ориентироваться в видах транспорта. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания. | |
|
31 | Маршруты. Порядок приобретения билетов. | Комбинированный | 1 | Маршруты. Порядок приобретения билетов. Справочная служба аэропорта. | Определять маршрут и выбирать транспортное средство. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
32 | Регистрация рейсов. Правила посадки в самолет. | Введение новых знаний | 1 | Регистрация рейсов. Правила посадки в самолет. Расписание вылетов самолетов. Правила поведения в общественном месте. | Ориентироваться в расписании. Приобрести билет в авиакассе. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
33 | Стоимость проезда на авиатранспорте. | Комбинированный | 1 | Месторасположения авиакасс. Стоимость проезда на авиатранспорте. Порядок приобретения и возврата авиабилетов. | Ориентироваться в аэропорту, находить кассы, задавать вопросы кассиру. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
|
34 | Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. | Введение новых знаний | 1 | Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка. Цены на отдельные товары. Отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах. | Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями. Вежливо обращаться к продавцу. Подсчитывать стоимость покупки. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
35 | Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. | Комбинированный | 1 | Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. Правила получения денег за проданные вещи. | Сдавать вещи в скупку, комиссионный магазин. Подсчитывать стоимость. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
36 | Ярмарки, их виды. | Комбинированный | 1 | Понятие «Ярмарка». Происхождение ярмарки. Назначение ярмарки в настоящее время. Международные ярмарки. Межрегиональные ярмарки. Междугородние ярмарки. Межрайонные ярмарки. Ярмарки – выставки. Ярмарки – распродажи. Ярмарки — привозы. | Ориентироваться в ярмарках, проводимых в городе. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
37 | Экскурсия на рынок. (виртуальная) | Комбинированный | 1 | Экскурсия на рынок. Назначение ярмарки и рынка, их отличия от магазина комиссионной торговли, скупки, уцененной торговли. Инструктаж по ТБ во время экскурсии. | Ориентироваться в многообразии отделов и товаров. Наблюдать за работой продавцов. Вежливо обращаться к продавцам. | Развитие мышления, познавательной и учебной мотивации. | |
|
38 | Виды связи: сотовая, автоответчик, факс, интернет. | Введение новых знаний | 1 | Виды связи: сотовая, автоответчик, факс, интернет. Проводная телефонная связь (стационарный телефон, Интернет). Беспроводная телефонная связь (сотовый телефон). Значение телефонной связи. Функции телефона – автоответчик, автонабор, громкая связь. Стоимость услуг городской и междугородней связи. Способы оплаты телефонных разговоров. Разновидности квитанций. Правила оформления, требования. | Ориентироваться в видах связи. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
39 | Денежные переводы. Виды переводов. Стоимость отправки переводов. | Введение новых знаний | 1 | Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправки переводов. Понятие «денежный перевод». Назначение перевода. Виды переводов (почтовые, телеграфные, электронные), их отличия. Документы, необходимые для отправления и получения перевода. | Ориентироваться в видах денежных переводов. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
40 | Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг. | Введение новых знаний | 1 | Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг. | Заполнять квитанции по оплате телефонных услуг. | Формирование зрительной памяти, логического мышления, долговременного внимания. Развитие навыков трудовых приемов при выполнении самостоятельной работы. | |
|
41 | Инфекционные заболевания. | Введение новых знаний | 1 | Понятия «инфекция», «дезинфекция», «эпидемия». Разновидности инфекционных заболеваний (вирусные, воздушнокапельные). Симптомы. Переносчики. Виды заболеваний. Инфекционные отделения больниц | Уметь ориентироваться в видах инфекционных заболеваний. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
42 | Меры по предупреждению инфекционных заболеваний. | Комбинированный | 1 | Меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Соблюдение гигиены. Профилактические прививки. Обращение к врачу, по мере необходимости. Правила общения с больным человеком. Профилактика заболеваний. | Уметь: первично распознать заболевание по признакам; обратиться к врачу; проводить профилактические мероприятия. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
43 | Уход за больными. Листок нетрудоспособности. | Комбинированный | 1 | Правила ухода за больным. Диспансеризация. Возможная медицинская помощь в домашних условиях. Питание больного. Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Понятие «нетрудоспособность». Виды нетрудоспособности (временная, постоянная). Заболевания, дающие статус «нетрудоспособности» и лишающие его. Документы, подтверждающие нетрудоспособность. | Уметь: -правильно ухаживать за больным; - получить листок нетрудоспособности. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления. | |
44 | Сюжетно – ролевая игра «Больной в доме». | Комбинированный | 1 | Закрепление способов ухода за больным. Оказание своевременной помощи. Обыгрывание ситуации «Больной дома». | Уметь: -оказать своевременную доврачебную помощь больному; -вызвать врача на дом. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания. | |
|
45 | Предприятия бытового обслуживания населения, их назначения. | Введение новых знаний | 1 | Предприятия бытового обслуживания населения, их назначения (ремонтнобытовые мастерские, пункты и т. п.). Виды предприятий (прокат, ателье, парикмахерская, ремонт часов, ломбард, фотоателье и др). Бытовое обслуживание населения в городе. | Ориентироваться в видах предприятий бытового обслуживания населения. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
46 47 | Профессии работников предприятий бытового обслуживания населения. | Комбинированный Тестирование | 2 | Профессии работников предприятий бытового обслуживания населения. | Ориентироваться в профессиях работников бытового обслуживания населения. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
|
48 | Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. | Введение новых знаний | 1 | Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды). | Планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
49 | Упражнения в расчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. | Введение новых знаний | 1 | Упражнения в расчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. Упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства. | Соблюдать правила экономии. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
50 | Экономия в домашнем хозяйстве. | Тестирование | 1 | Экономия в домашнем хозяйстве. Значение. Правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.) Упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства. Объяснение правил тестирования. | Соблюдать правила экономии. Уметь заполнить тест самостоятельно. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
|
51 | Сбережения. Виды вкладов. | Введение новых знаний | 1 | Сбережения. Виды вкладов. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Сбербанк. | Уметь: соблюдать правила экономии в семье; хранить деньги в банке; ориентироваться во вкладах банка. | Развитие познавательной и учебной мотивации, нагляднообразного мышления. | |
52 | Кредит. Оформление кредита.Государственное страхование. | Введение новых знаний | 1 | Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование (обязательное, накопительное). | Уметь: - обратиться в банк за кредитом, задавать вопросы по тарифу кредитования; - собрать документы для взятия кредита; - ориентироваться в государственном страховании. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
|
53 | Выбор профессии. Профессиональножизненная перспектива. | Комбинированный | 1 | Выбор профессии. Профессиональножизненная перспектива. Отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии. | Соотносить выбранную профессию со своими возможностями. Обращаться в отделы по трудоустройству. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
54 | Учреждения и отделы по трудоустройству. | Введение новых знаний | 1 | Учреждения и отделы по трудоустройству. Понятие «трудоустройство». «Статус безработного». «Вакансия». Службы занятости районов города. Частные отделы по трудоустройству. | Обращаться в отделы по трудоустройству. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
55 | Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. | Комбинированный | 1 | Оформление на работу. Отдел кадров. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Паспорт. Образование. Заявление. Автобиография. Трудовая книжка. Хранение документов. | Уметь: ориентироваться в правилах оформления на работу; собрать необходимые документы; хранить документы; ориентироваться в их назначении. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
56 | Деловые бумаги. Правила составления заявления. | Комбинированный | 1 | Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка), правила их составления. Общие требования к написанию (расположение на листе бумаги). | Ориентироваться в назначении деловых бумаг. Написать заявление для устройства на работу, увольнения, отпуска. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, переключаемость внимания, познавательной и учебной мотивации. | |
57 | Правила составления автобиографии. | Комбинированный | 1 | Составление автобиографии. Указание основных сведений. Варианты написания автобиографии. Написание. | Составить подробную автобиографию. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, долговременного внимания. | |
58 | Правила составления заявки на материалы, инструменты. | Комбинированный | 1 | Составление заявки на материалы, инструменты. Назначение. Требования. Написание. | Составить заявку. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, долговременного внимания. | |
59 | Правила составления расписки. | Комбинированный | 1 | Составление расписки - назначение, требования, написание. | Составить расписку о получении коллективных денег на приобретение материала. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, долговременного внимания. | |
60 | Правила составления докладной записки. | Комбинированный | 1 | Составление докладной записки - назначение, требования, написание. | Составить докладную записку. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, долговременного внимания. | |
61 | Правила заполнения анкеты. | Комбинированный | 1 | Правила заполнения анкеты. Варианты анкет. Назначение. Заполнение. | Заполнить анкету. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, долговременного внимания. | |
62 | Постоянная работа и работа по контракту. | Комбинированный | 1 | Оформление на постоянную работу. Выбор профессии от умений и желания человека. Трудовой стаж, его значение. Испытательный срок. Знакомство с правилами оформления на работу по контракту (по договору). Сравнение с постоянным местом работы для трудового стажа человека. | Уметь ориентироваться в порядке оформления на постоянную работу и на работу по договору. | Формирование зрительной и слуховой памяти, логического мышления, долговременного внимания. | |
63 | Обобщение темы «Профориентация и трудоустройство» | Комбинированный Тестирование | 1 | Тестирование. Объяснение правил тестирования. Тесты I и II уровня. | Заполнить тест. | Развитие мышления, познавательной и учебной мотивации. | |
64 | Повторение пройденного материала | Комбинированный | 1 | Подведение итогов. Изучения предмета. Анкетирование по выяснению уровня знаний. | Знать: - изученный материала по СБО. | Уметь: - заполнить анкету | |
65 | Повторение пройденного материала | Комбинированный | 1 | Подведение итогов. Изучения предмета. Анкетирование по выяснению уровня знаний. | Знать: - изученный материала по СБО. | Уметь: - заполнить анкету | |
66 | Повторение пройденного материала | Комбинированный | 1 | Подведение итогов изучения предмета. Анкетирование по выяснению уровня знаний. | Знать: - изученный материала по СБО. | Уметь: - заполнить анкету | |
67 | Повторение пройденного материала | Комбинированный | 1 | Подведение итогов изучения предмета. Анкетирование по выяснению уровня знаний. | Знать: - изученный материала по СБО. | Уметь: - заполнить анкету | |
68 | Повторение пройденного материала | Комбинированный | 1 | Подведение итогов изучения предмета. Анкетирование по выяснению уровня знаний. | Знать: - изученный материала по СБО. | Уметь: - заполнить анкету | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа (учебно-тематическое планирование) | Корректировка программы |
Тема | Количество часов | Дата | Тема | Количество часов | Дата |
| | | | | |
1