СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП урока родной язык. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП урока родной язык. 2 класс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

1.1.

Что и как могут рассказать слова об одежде. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие одежду. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: одежда.

2

0

1

01.09 – 16.09

Работа с рисунками и подписями к ним: понимать значение слова с опорой на рисунок;

Самостоятельная работа: познакомиться со значением слов (рубаха, матроска, платок, платье) и фразеологизмов (засучив рукава, спустя рукава) на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»;

Наблюдение за языковым материалом: выделить суффиксы, с помощью которых образованы слова, высказать предположения о значении суффиксов; Работа с репродукцией картины: подготовить устный рассказ о том что изображено на картине;

Работа с текстом: прочитать текст, сопоставить информацию из текста с информацией на рисунке; прочитать текст, сопоставить информацию из текста с репродукцией картины, восстановить текст, вставив пропущенные слова;

Творческое задание: описать то, что изображено на рисунке;

Работа в группе: каждый участник группы готовит устное сообщение на основе репродукции картины и представляет его другим участникам, группа оценивает сообщение по заранее согласованным критериям;

Практическая работа: объяснить значение пословиц.

Устный опрос;

Практическая работа.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

1.2.

Что и как могут рассказать слова о еде. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: русская кухня. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: еда.

3

0

1

19.09 – 07.10

Наблюдение: определить общее и различное в словах, имеющих один корень;

Работа со словарём в картинках: на основе изображений предметов и подписей к ним познакомиться со значением слов калач, бублик, баранки, ватрушка, сушки, каравай, просо, овёс, пшеница, рис, гречиха, ячмень;

Работа с толковым словарём: объяснить значение слов щи, томиться, чугунок, чтить;

Работа с текстом: прочитать текст, различить известную и новую информацию; определить главную мысль текста, выбрать заголовок для него; выделить в тексте незнакомые слова и объяснить их, опираясь на контекст;

Практическая работа: объяснить значение пословиц; Творческое задание: придумать скороговорки из предложенных слов; подготовить устное сообщение

«Секреты семейной кухни»;

Самостоятельная работа: познакомиться со значением слова полба на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»;

Работа в группе: каждый участник группы готовит устное сообщение на основе прочитанного текста и представляет его другим участникам, группа оценивает сообщение по заранее согласованным критериям;

Работа в паре: подготовить короткое устное сообщение о происхождении фразеологизма на основе прочитанного текста и представить его однокласснику.

Устный опрос;

Практическая работа.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

1.3.

Что и как могут рассказать слова о детских забавах. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: детские забавы, игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: детские игры, забавы.

3

0

0

10.10 – 28.10

Работа в группе: подготовить выразительное чтение текста, прочитать по порядку части текста друг другу в группе, а затем всему классу, оценить чтение одноклассников по заранее согласованным критериям;

Наблюдение: обнаружить принцип, по которому подобран ряд слов, и продолжить этот ряд; выделить суффиксы, с помощью которых образованы слова, высказать предположения о значении суффиксов; обобщить информацию о том, почему один предмет может называться по-разному; познакомиться с разными способами выражения сравнения в русском языке;

Рисование на основе описания в тексте: прочитать текст и изобразить описанный предмет;

Работа с рисунками и подписями к ним: выделить признаки, по которым названы предметы;

Работа с толковым словарём: объяснить значение слов верстак, сноровка и словосочетаний лететь стрелой, скатиться кубарем;

Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения слов полозья, сани, лукошко, бирюльки на основе материалов рубрики«Из истории языка и культуры»;

Работа с текстом: преобразовать описание в тексте в схему; восстановить предложения, опираясь на информацию из текста;

Работа со схемой: сделать выводы о причинах появления разных названий одного предмета на основе анализа схемы;

Работа с таблицей: классифицировать игры по выделенным признакам;

Творческое задание: подготовить короткий устный рассказ на заданную тему;

Дидактическая игра: выбрать слова, которые можно составить из букв заданного слова Учебный диалог

«Что с чем можно сравнить?».

Устный опрос.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

1.4.

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: домашняя утварь.

2

0

1

07.11 – 18.11

Практическая работа: определить, какие предметы и по какому признаку сравниваются с решетом, коромыслом;

Работа с рисунками: сравнить изображения созвездий и предметов домашней утвари, определить признак, по которому они сравниваются;

Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения слов утварь, решето, сито, ситный, выражения друг ситный на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»;

Работа в паре: каждому ученику нужно восстановить по рисункам отрывок из сказки, затем прочитать его однокласснику, послушать чтение одноклассника, оценить, верно ли вставлены слова;

Наблюдение: определить, как слово сито связано с однокоренными словами;

Творческое задание: придумать загадку, опираясь на иллюстрацию Работа с текстом и рисунками: прослушать текст, выделить ключевую информацию, сопоставить информацию из текста и рисунков, выявить недостающую информацию, восстановить текст.

Устный опрос;

Практическая работа.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

1.5.

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: традиция чаепития.

3

1

1

21.11 – 09.12

Работа с текстом: прослушать текст, выделить ключевую информацию, объяснить значение поговорки на основе текста; восстановить порядок предложений в тексте;

Творческое задание: придумать подписи к иллюстрациям, опираясь на образцы, представленные в тексте; придумать скороговорки из предложенных слов;

Практическая работа: для каждого предложения подобрать слова из списка, наиболее подходящие по смыслу; установить значение слова с опорой на контекст;

Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения фразеологизма принести, подать на блюдечке на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»;

Наблюдение за языковым материалом: различить слова-омонимы;

Работа в группе: подготовить устное сообщение на основе прочитанного текста, представить его другим участникам группы, оценить сообщения по заранее согласованным критериям;

Проверочная работа «Почему это так называется?»; Проектное задание: найти информацию о музеях самоваров в разных городах России, подготовить небольшие устные сообщения, представить их в классе.

Устный опрос;

Практическая работа; Письменный контроль.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

Итого по разделу:

13


Раздел 2. Язык в действии

2.1.

Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

2

0

1

12.12 – 23.12

Упражнение: отработка правильного произношения слов;

Соблюдение отрабатываемых орфоэпических норм в речи;

Учебный диалог «Помогает ли ударение различать слова?»;

Наблюдение за местом ударения и произношением слов-омографов;

Работа с рисунками: выбрать место ударения в словах-омографах, опираясь на изображения соответствующих предметов;

Упражнение: потренироваться в произношении слов- омографов в соответствии с поставленным ударением; определить место ударения в словах- омографах;

Работа с толковым словарём: объяснить значение слов пáрить, парúть, парóм;

Работа в паре: составить предложения со словосочетаниями, в которых актуализируется смыслоразличительная роль ударения в словах.

Устный опрос;

Практическая работа.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

2.2.

Синонимы и антонимы.

2

0

1

26.12 – 20.01

Учебный диалог «Что такое синонимы? Совпадают ли их значения?»;

Практическая работа: найти синонимы в тексте, определить их роль; подобрать синонимы к словам (современным, устаревшим, иноязычным и т. п.); Упражнение: потренировать умение выбирать из пары синонимов тот, который соответствует заданному контексту;

Работа в паре: опираясь на рисунок, каждый ученик подбирает современные слова-синонимы к устаревшим словам, затем ученики проверяют друг друга;

Рассказ учителя «Для чего нужны антонимы?»; Практическая работа: выписать антонимы из текста; подобрать антонимы к словам, к каждой паре антонимов подобрать слово, к которому они относятся;

Комментированное письмо: определить, с каким словом сочетается каждый из синонимов, записать сочетания слов;

Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения слов антоним, вороной, вежливый на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»;

Дидактическая игра «Восстанови антонимическую пару» (на материале пословиц);

Творческая работа: описать рисунки, используя антонимы.

Устный опрос;

Практическая работа.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

2.3.

Происхождение пословиц и фразеологизмов.

1

0

0

23.01 – 27.01

Объяснение учителя: особенности жанра пословиц; Практическая работа: объяснить значение пословиц, предположить, как они могли возникнуть Работа в паре: составить из частей пословицы, сравнить русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов;

Работа с толковым словарём: объяснить значение

слов верста, пядь, аршин, сажень и значение поговорок и пословиц, в которых эти слова встречаются; Дидактическая игра «Отгадай пословицу»;

Рассказ учителя о фразеологизмах;

Практическая работа: разделить фразеологизмы на группы по значению; заменить слова и сочетания слов фразеологизмами; подобрать фразеологизмы- антонимы;

Работа в группе: сравнить фразеологизмы, имеющие в разных языках общий смысл, но различную образную форму; догадаться по описанию, о каком фразеологизме идёт речь (каждый участник работает со своим описанием, затем представляет результаты работы группе);

Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения фразеологизма попасть впросак на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»;

Творческое задание: выбрать из списка фразеологизм, придумать и рассказать короткую историю, в которой его уместно употребить.

Устный опрос.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

2.4.

Разные способы толкования значения слов.

1

0

1

30.01 – 03.02

Объяснение учителя: какой словарь называется толковым;

Работа в паре: восстановить слово по его толкованию, проверить друг друга; объяснить значение слов с помощью синонимов; объяснить значение слова, подобрав родственное слово;

Комментирование: объяснить значение слова с помощью перечисления;

Практическая работа: дописать краткое толкование заданных слов, объяснить значение пословицы; Работа с рисунками: составить краткое толкование значения слов, называющих предметы на рисунках; Работа в группе: опираясь на информацию в таблице, объяснить значение одного слова разными способами (у всех участников группы разные слова), представить результаты выполнения задания другим участникам группы.

Устный опрос;

Практическая работа.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

2.5.

Учимся читать стихи и сказки.

2

1

1

06.02 – 17.02

Рассказ учителя о «сказочном» ударении; Упражнение: потренироваться в чтении «сказочных» слов и выражений с необычным ударением и чтении фразеологизмов с ударением на предлоге; Наблюдение: прочитать отрывки из сказок, подумать, почему ударение стоит на определённых словах, сравнить своё предположение и объяснения, предложенные в задании;

Самостоятельная работа: прочитать отрывки из сказок, определить, в каких «сказочных» словах можно поставить ударение, опираясь на текст, а в каких — нужно воспользоваться словарём;

Работа в парах: прочитать выбранный фрагмент текста, поставить ударение в словах, которые можно прочитать не «показочному», выписать эти слова, проверить и оценить работу друг друга; Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»; Орфографический тренинг;

Устный опрос;

Практическая работа; Письменный контроль.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

Итого по разделу:

8


Раздел 3. Секреты речи и текста

3.1.

Диалог. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращений ты и вы.

2

0

0

20.02 – 03.03

Работа с рисунками: провести анализ ситуаций речевого общения; подобрать к каждому рисунку варианты подписей — устойчивых этикетных выражений;

Работа с толковым словарём: объяснить значение слов диалог, реплика;

Работа в группе: каждому участнику группы нужно прочитать диалог, найти ошибки, обсудить, как их исправить, с другими участниками группы;

Работа в паре: определить количество участников диалога, прочитать его по ролям, точно передавая интонацию каждого собеседника; Самостоятельная работа: объяснить значение пословиц;

Проектное задание: написать несколько советов о том, как вести диалог.

Устный опрос.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

3.2.

Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: отличение главных фактов от второстепенных; выделение наиболее существенных фактов; установление логической связи между фактами. Создание текста: развернутое толкование значения слова.

3

0

1

06.03 – 24.03

Работа с текстом: послушать текст, который читает учитель, извлечь информацию о родовом значении заданных слов, отвечая на вопросы учителя; прочитать текст, подчеркнуть слова, которые описывают главного героя рассказа;

Творческое задание: используя подчёркнутые в тексте слова, написать развёрнутое толкование значения незнакомого слова;

Работа в группе: соотнести краткие и развёрнутые толкования значений одних и тех же слов и ситуации, в которых эти толкования уместны; восстановить тексты, подобрав соответствующие им толкования значения слова;

Творческое задание: составить из двух толкований значения слова одно развёрнутое толкование; Работа в группе: оценить черновики текстов — развёрнутых толкований значения слова — по критериям, отредактировать тексты;

Работа с таблицей: заполнить таблицу, выписав из текста краткое и развёрнутое толкование значений выделенных слов.

Устный опрос;

Практическая работа.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

3.3.

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

3

0

1

03.04 – 21.04

Работа с текстом: послушать текст, который читает учитель, объяснить значение незнакомых слов, опираясь на информацию из текста; восстановить учебный текст, обобщив информацию из примеров; Работа в паре: опираясь на информацию из текста и предложенный план, подготовить короткое устное сообщение, послушать сообщения друг друга и оценить их по критериям;

Наблюдение: прочитать текст, заменить местоимение и слово-синоним, связывающие два соседних предложения в тексте, словом из предыдущего предложения, сравнить исходный и

«экспериментальный» тексты, сделать вывод о роли слов, связывающих предложения в тексте; Упражнение: потренироваться в умении находить слова-связки в тексте;

Практическая работа: восстановить в тексте слова, связывающие предложения;

Проверочная работа: исправить ошибки в выборе слов, связывающих предложения в тексте;

Творческое задание: придумать первое предложение (второе предложение уже задано, и в качестве связок в нём используются слова там или это);

Творческая работа: написать небольшой текст по серии рисунков;

Работа в группе: обсудить черновики текстов, написанных по серии рисунков, отредактировать тексты.

Устный опрос;

Практическая работа.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

3.4.

Создание текстов инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев: повествование об участии в народных праздниках.

4

1

4

24.04 – 19.05

Работа с текстом: послушать текст, который читает учитель, сопоставить информацию из текста и рисунки; найти предмет, который описан в тексте; опираясь на информацию из текста, дополнить толкование значения слова;

Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения фразеологизма тянуть канитель на основе материалов рубрики«Из истории языка и культуры»;

Творческое задание: составить инструкцию по предложенному алгоритму с опорой на информацию из текста и проверить себя, сравнив свою инструкцию и инструкцию, приведённую в учебнике;

Творческая работа: прочитать текст, сопоставить информацию из текста и иллюстрации к нему, выделить в тексте информацию, которая понадобится для инструкции, написать черновик инструкции, как сделать ёлочную игрушку; на основе инструкции и предложенного плана написать небольшой текст- повествование по заданной теме;

Работа в группе: обсудить черновики текстов, отредактировать их.

Устный опрос;

Практическая работа; Письменный контроль.

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

3.5.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.

1

0

0

22.05 – 25.05

Работа в группе: сделать устное сообщение о результатах выполнения проектного задания, оценить сообщения участников группы по заранее согласованным критериям;

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru

Итого по разделу:

13


Резервное время

0


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

14