№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее |
1.1. | Что и как могут рассказать слова об одежде. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие одежду. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: одежда. | 2 | 0 | 1 | 01.09 – 16.09 | Работа с рисунками и подписями к ним: понимать значение слова с опорой на рисунок; Самостоятельная работа: познакомиться со значением слов (рубаха, матроска, платок, платье) и фразеологизмов (засучив рукава, спустя рукава) на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»; Наблюдение за языковым материалом: выделить суффиксы, с помощью которых образованы слова, высказать предположения о значении суффиксов; Работа с репродукцией картины: подготовить устный рассказ о том что изображено на картине; Работа с текстом: прочитать текст, сопоставить информацию из текста с информацией на рисунке; прочитать текст, сопоставить информацию из текста с репродукцией картины, восстановить текст, вставив пропущенные слова; Творческое задание: описать то, что изображено на рисунке; Работа в группе: каждый участник группы готовит устное сообщение на основе репродукции картины и представляет его другим участникам, группа оценивает сообщение по заранее согласованным критериям; Практическая работа: объяснить значение пословиц. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
1.2. | Что и как могут рассказать слова о еде. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: русская кухня. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: еда. | 3 | 0 | 1 | 19.09 – 07.10 | Наблюдение: определить общее и различное в словах, имеющих один корень; Работа со словарём в картинках: на основе изображений предметов и подписей к ним познакомиться со значением слов калач, бублик, баранки, ватрушка, сушки, каравай, просо, овёс, пшеница, рис, гречиха, ячмень; Работа с толковым словарём: объяснить значение слов щи, томиться, чугунок, чтить; Работа с текстом: прочитать текст, различить известную и новую информацию; определить главную мысль текста, выбрать заголовок для него; выделить в тексте незнакомые слова и объяснить их, опираясь на контекст; Практическая работа: объяснить значение пословиц; Творческое задание: придумать скороговорки из предложенных слов; подготовить устное сообщение «Секреты семейной кухни»; Самостоятельная работа: познакомиться со значением слова полба на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»; Работа в группе: каждый участник группы готовит устное сообщение на основе прочитанного текста и представляет его другим участникам, группа оценивает сообщение по заранее согласованным критериям; Работа в паре: подготовить короткое устное сообщение о происхождении фразеологизма на основе прочитанного текста и представить его однокласснику. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
1.3. | Что и как могут рассказать слова о детских забавах. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: детские забавы, игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: детские игры, забавы. | 3 | 0 | 0 | 10.10 – 28.10 | Работа в группе: подготовить выразительное чтение текста, прочитать по порядку части текста друг другу в группе, а затем всему классу, оценить чтение одноклассников по заранее согласованным критериям; Наблюдение: обнаружить принцип, по которому подобран ряд слов, и продолжить этот ряд; выделить суффиксы, с помощью которых образованы слова, высказать предположения о значении суффиксов; обобщить информацию о том, почему один предмет может называться по-разному; познакомиться с разными способами выражения сравнения в русском языке; Рисование на основе описания в тексте: прочитать текст и изобразить описанный предмет; Работа с рисунками и подписями к ним: выделить признаки, по которым названы предметы; Работа с толковым словарём: объяснить значение слов верстак, сноровка и словосочетаний лететь стрелой, скатиться кубарем; Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения слов полозья, сани, лукошко, бирюльки на основе материалов рубрики«Из истории языка и культуры»; Работа с текстом: преобразовать описание в тексте в схему; восстановить предложения, опираясь на информацию из текста; Работа со схемой: сделать выводы о причинах появления разных названий одного предмета на основе анализа схемы; Работа с таблицей: классифицировать игры по выделенным признакам; Творческое задание: подготовить короткий устный рассказ на заданную тему; Дидактическая игра: выбрать слова, которые можно составить из букв заданного слова Учебный диалог «Что с чем можно сравнить?». | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
1.4. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: домашняя утварь. | 2 | 0 | 1 | 07.11 – 18.11 | Практическая работа: определить, какие предметы и по какому признаку сравниваются с решетом, коромыслом; Работа с рисунками: сравнить изображения созвездий и предметов домашней утвари, определить признак, по которому они сравниваются; Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения слов утварь, решето, сито, ситный, выражения друг ситный на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»; Работа в паре: каждому ученику нужно восстановить по рисункам отрывок из сказки, затем прочитать его однокласснику, послушать чтение одноклассника, оценить, верно ли вставлены слова; Наблюдение: определить, как слово сито связано с однокоренными словами; Творческое задание: придумать загадку, опираясь на иллюстрацию Работа с текстом и рисунками: прослушать текст, выделить ключевую информацию, сопоставить информацию из текста и рисунков, выявить недостающую информацию, восстановить текст. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
1.5. | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: традиция чаепития. | 3 | 1 | 1 | 21.11 – 09.12 | Работа с текстом: прослушать текст, выделить ключевую информацию, объяснить значение поговорки на основе текста; восстановить порядок предложений в тексте; Творческое задание: придумать подписи к иллюстрациям, опираясь на образцы, представленные в тексте; придумать скороговорки из предложенных слов; Практическая работа: для каждого предложения подобрать слова из списка, наиболее подходящие по смыслу; установить значение слова с опорой на контекст; Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения фразеологизма принести, подать на блюдечке на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»; Наблюдение за языковым материалом: различить слова-омонимы; Работа в группе: подготовить устное сообщение на основе прочитанного текста, представить его другим участникам группы, оценить сообщения по заранее согласованным критериям; Проверочная работа «Почему это так называется?»; Проектное задание: найти информацию о музеях самоваров в разных городах России, подготовить небольшие устные сообщения, представить их в классе. | Устный опрос; Практическая работа; Письменный контроль. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 13 | |
Раздел 2. Язык в действии |
2.1. | Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. | 2 | 0 | 1 | 12.12 – 23.12 | Упражнение: отработка правильного произношения слов; Соблюдение отрабатываемых орфоэпических норм в речи; Учебный диалог «Помогает ли ударение различать слова?»; Наблюдение за местом ударения и произношением слов-омографов; Работа с рисунками: выбрать место ударения в словах-омографах, опираясь на изображения соответствующих предметов; Упражнение: потренироваться в произношении слов- омографов в соответствии с поставленным ударением; определить место ударения в словах- омографах; Работа с толковым словарём: объяснить значение слов пáрить, парúть, парóм; Работа в паре: составить предложения со словосочетаниями, в которых актуализируется смыслоразличительная роль ударения в словах. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.2. | Синонимы и антонимы. | 2 | 0 | 1 | 26.12 – 20.01 | Учебный диалог «Что такое синонимы? Совпадают ли их значения?»; Практическая работа: найти синонимы в тексте, определить их роль; подобрать синонимы к словам (современным, устаревшим, иноязычным и т. п.); Упражнение: потренировать умение выбирать из пары синонимов тот, который соответствует заданному контексту; Работа в паре: опираясь на рисунок, каждый ученик подбирает современные слова-синонимы к устаревшим словам, затем ученики проверяют друг друга; Рассказ учителя «Для чего нужны антонимы?»; Практическая работа: выписать антонимы из текста; подобрать антонимы к словам, к каждой паре антонимов подобрать слово, к которому они относятся; Комментированное письмо: определить, с каким словом сочетается каждый из синонимов, записать сочетания слов; Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения слов антоним, вороной, вежливый на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»; Дидактическая игра «Восстанови антонимическую пару» (на материале пословиц); Творческая работа: описать рисунки, используя антонимы. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.3. | Происхождение пословиц и фразеологизмов. | 1 | 0 | 0 | 23.01 – 27.01 | Объяснение учителя: особенности жанра пословиц; Практическая работа: объяснить значение пословиц, предположить, как они могли возникнуть Работа в паре: составить из частей пословицы, сравнить русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; Работа с толковым словарём: объяснить значение слов верста, пядь, аршин, сажень и значение поговорок и пословиц, в которых эти слова встречаются; Дидактическая игра «Отгадай пословицу»; Рассказ учителя о фразеологизмах; Практическая работа: разделить фразеологизмы на группы по значению; заменить слова и сочетания слов фразеологизмами; подобрать фразеологизмы- антонимы; Работа в группе: сравнить фразеологизмы, имеющие в разных языках общий смысл, но различную образную форму; догадаться по описанию, о каком фразеологизме идёт речь (каждый участник работает со своим описанием, затем представляет результаты работы группе); Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения фразеологизма попасть впросак на основе материалов рубрики «Из истории языка и культуры»; Творческое задание: выбрать из списка фразеологизм, придумать и рассказать короткую историю, в которой его уместно употребить. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.4. | Разные способы толкования значения слов. | 1 | 0 | 1 | 30.01 – 03.02 | Объяснение учителя: какой словарь называется толковым; Работа в паре: восстановить слово по его толкованию, проверить друг друга; объяснить значение слов с помощью синонимов; объяснить значение слова, подобрав родственное слово; Комментирование: объяснить значение слова с помощью перечисления; Практическая работа: дописать краткое толкование заданных слов, объяснить значение пословицы; Работа с рисунками: составить краткое толкование значения слов, называющих предметы на рисунках; Работа в группе: опираясь на информацию в таблице, объяснить значение одного слова разными способами (у всех участников группы разные слова), представить результаты выполнения задания другим участникам группы. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
2.5. | Учимся читать стихи и сказки. | 2 | 1 | 1 | 06.02 – 17.02 | Рассказ учителя о «сказочном» ударении; Упражнение: потренироваться в чтении «сказочных» слов и выражений с необычным ударением и чтении фразеологизмов с ударением на предлоге; Наблюдение: прочитать отрывки из сказок, подумать, почему ударение стоит на определённых словах, сравнить своё предположение и объяснения, предложенные в задании; Самостоятельная работа: прочитать отрывки из сказок, определить, в каких «сказочных» словах можно поставить ударение, опираясь на текст, а в каких — нужно воспользоваться словарём; Работа в парах: прочитать выбранный фрагмент текста, поставить ударение в словах, которые можно прочитать не «показочному», выписать эти слова, проверить и оценить работу друг друга; Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»; Орфографический тренинг; | Устный опрос; Практическая работа; Письменный контроль. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 8 | |
Раздел 3. Секреты речи и текста |
3.1. | Диалог. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращений ты и вы. | 2 | 0 | 0 | 20.02 – 03.03 | Работа с рисунками: провести анализ ситуаций речевого общения; подобрать к каждому рисунку варианты подписей — устойчивых этикетных выражений; Работа с толковым словарём: объяснить значение слов диалог, реплика; Работа в группе: каждому участнику группы нужно прочитать диалог, найти ошибки, обсудить, как их исправить, с другими участниками группы; Работа в паре: определить количество участников диалога, прочитать его по ролям, точно передавая интонацию каждого собеседника; Самостоятельная работа: объяснить значение пословиц; Проектное задание: написать несколько советов о том, как вести диалог. | Устный опрос. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
3.2. | Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: отличение главных фактов от второстепенных; выделение наиболее существенных фактов; установление логической связи между фактами. Создание текста: развернутое толкование значения слова. | 3 | 0 | 1 | 06.03 – 24.03 | Работа с текстом: послушать текст, который читает учитель, извлечь информацию о родовом значении заданных слов, отвечая на вопросы учителя; прочитать текст, подчеркнуть слова, которые описывают главного героя рассказа; Творческое задание: используя подчёркнутые в тексте слова, написать развёрнутое толкование значения незнакомого слова; Работа в группе: соотнести краткие и развёрнутые толкования значений одних и тех же слов и ситуации, в которых эти толкования уместны; восстановить тексты, подобрав соответствующие им толкования значения слова; Творческое задание: составить из двух толкований значения слова одно развёрнутое толкование; Работа в группе: оценить черновики текстов — развёрнутых толкований значения слова — по критериям, отредактировать тексты; Работа с таблицей: заполнить таблицу, выписав из текста краткое и развёрнутое толкование значений выделенных слов. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
3.3. | Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | 3 | 0 | 1 | 03.04 – 21.04 | Работа с текстом: послушать текст, который читает учитель, объяснить значение незнакомых слов, опираясь на информацию из текста; восстановить учебный текст, обобщив информацию из примеров; Работа в паре: опираясь на информацию из текста и предложенный план, подготовить короткое устное сообщение, послушать сообщения друг друга и оценить их по критериям; Наблюдение: прочитать текст, заменить местоимение и слово-синоним, связывающие два соседних предложения в тексте, словом из предыдущего предложения, сравнить исходный и «экспериментальный» тексты, сделать вывод о роли слов, связывающих предложения в тексте; Упражнение: потренироваться в умении находить слова-связки в тексте; Практическая работа: восстановить в тексте слова, связывающие предложения; Проверочная работа: исправить ошибки в выборе слов, связывающих предложения в тексте; Творческое задание: придумать первое предложение (второе предложение уже задано, и в качестве связок в нём используются слова там или это); Творческая работа: написать небольшой текст по серии рисунков; Работа в группе: обсудить черновики текстов, написанных по серии рисунков, отредактировать тексты. | Устный опрос; Практическая работа. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
3.4. | Создание текстов инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев: повествование об участии в народных праздниках. | 4 | 1 | 4 | 24.04 – 19.05 | Работа с текстом: послушать текст, который читает учитель, сопоставить информацию из текста и рисунки; найти предмет, который описан в тексте; опираясь на информацию из текста, дополнить толкование значения слова; Самостоятельная работа: познакомиться с историей происхождения фразеологизма тянуть канитель на основе материалов рубрики«Из истории языка и культуры»; Творческое задание: составить инструкцию по предложенному алгоритму с опорой на информацию из текста и проверить себя, сравнив свою инструкцию и инструкцию, приведённую в учебнике; Творческая работа: прочитать текст, сопоставить информацию из текста и иллюстрации к нему, выделить в тексте информацию, которая понадобится для инструкции, написать черновик инструкции, как сделать ёлочную игрушку; на основе инструкции и предложенного плана написать небольшой текст- повествование по заданной теме; Работа в группе: обсудить черновики текстов, отредактировать их. | Устный опрос; Практическая работа; Письменный контроль. | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
3.5. | Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. | 1 | 0 | 0 | 22.05 – 25.05 | Работа в группе: сделать устное сообщение о результатах выполнения проектного задания, оценить сообщения участников группы по заранее согласованным критериям; | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | Российская электронная школа http://resh.edu.ru Российский образовательный портал http://school.edu.ru Портал Российское образование http://edu.ru |
Итого по разделу: | 13 | |
Резервное время | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 14 | |