СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по русскому родному языку и КТП для 1 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому родному языку и календарно-тематическое планирование уроков для 1 класса (УМК "Школа России"). Авторы учебника: О.М. Александрова и др.

Просмотр содержимого документа
«РП по русскому родному языку и КТП для 1 класса.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа разработана с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по русскому родному языку, с учётом авторской программы «Русский родной язык» авт.: О. М. Александрова и др. Москва «Просвещение», 2020 г.

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования.

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Согласно учебному плану на изучение русского родного языка отводится 203 часа:

в 1 классе – 33 часа (1 ч в неделю) – 33 рабочие недели

во 2 классе – 68 часов (2 ч в неделю) – 34 рабочие недели

в 3 классе – 68 часов (2 ч в неделю) – 34 рабочие недели

в 4 классе – 34 часа (1 ч в неделю) – 34 рабочие недели.

Рабочая программа ориентирована на УМК «Школа России»

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издательство учебника

Год издания

О.М. Александрова, С.И.Богданов, Л.А. Вербицкая, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, ВЮ Романова

Русский родной язык

1 класс

Москва «Просвещение»

2019 год

Срок реализации рабочей программы – 4 года.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

  • изучение исторических фактов развития языка;

  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т.п.);

  • включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.



Планируемые результаты освоения программы 1-го класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.


Планируемые результаты освоения программы 2-го класса


Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно

знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;

выделять наиболее существенные факты;

устанавливать логическую связь между фактами;

создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.


Планируемые результаты освоения программы 3-го класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 3-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 3-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;

слова, называющие природные явления и растения;

слова, называющие занятия людей;

слова, называющие музыкальные инструменты);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения;

наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.


Планируемые результаты освоения программы 4-го класса

Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно

знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;

с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:

отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.








































Содержание учебного предмета «Русский родной язык»


Первый год обучения (33 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (9 часов)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Резерв учебного времени – 2 ч.


Второй год обучения (68 ч)


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (15 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (25 часов)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Резерв учебного времени – 3 ч.


Третий год обучения (68 ч)


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).


Раздел 2. Язык в действии (15 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.


Раздел 3. Секреты речи и текста (25 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Резерв учебного времени – 3 ч.


Четвёртый год обучения (34 ч)


Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например,матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на местеи т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».


Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.


Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Резерв учебного времени – 4 ч.

Тематическое планирование

1 класс

урока

Тема

Содержание

Материалы учебного пособия

Кол-во часов

Этап обучения

Секреты речи и текста

8


1,2

Как люди общаются друг с другом.

Общение. Устная и письменная речь.

§ 1

2

Обучение грамоте

3,4

Вежливые слова.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?)

§ 2

2

Обучение грамоте

5

Как люди приветствуют друг друга.

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

§ 3

1

Обучение грамоте

6

Зачем людям имена.

Имена в малых жанрах фольклора.

§ 4

1

Обучение грамоте

7,8

Спрашиваем и отвечаем.

Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

§ 5

2

Обучение грамоте

Русский язык: прошлое и настоящее

12


9-12

Как писали в старину.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Практическая работа «Оформление предложенных красных строк и заставок».

§ 10

4

Обучение грамоте

13-16

Дом в старину: что как называлось.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)

§ 11

4

Обучение грамоте

17-20

Во что одевались в старину.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)

§ 12

4

Обучение грамоте

Язык в действии

10


21-23

Выделяем голосом важные слова.

Роль логического ударения.

§ 6

3

Русский язык

24

Как можно играть звуками.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

§ 7

1

Русский язык

25-28

Где поставить ударение.

Смыслоразличительная роль ударения.

§ 8

4

Русский язык

29, 30

Как сочетаются слова.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

§ 9

2

Русский язык

Секреты речи и текста

1


31

Сравниваем тексты.

Сопоставление текстов.

§13

1

Русский язык

32, 33

Резерв



2



ИТОГО

33



2 класс

урока

Тема

Содержание

Материалы учебного пособия

Кол-во часов

Русский язык: прошлое и настоящее

25

1,2

По одёжке встречают…

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети.

§1

2

3-5

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.

§2

3

6,7

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

§3

2

8-10

Каша – кормилица наша.

§4

3

11-13

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Слова, называющие детские забавы, игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами.

§5

3

14-17

Делу время, потехе час.

Слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками.

§6

4

18-20

В решете воду не удержать.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта – домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью.

§7

3

21-24

Самовар кипит, уходить не велит.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития.

§8

4

25

Представление результатов выполнения проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так называется?»


1

Язык в действии

15

26, 27

Помогает ли ударение различать слова?

Смыслоразличительная роль ударения.

§9

2

28, 29

Для чего нужны синонимы?

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста.

§10

2

30, 31

Для чего нужны антонимы?

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов.

§11

2

32-34

Как появились пословицы и фразеологизмы?

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

§12

3

35-37

Как можно объяснить значение слова?

Разные способы толкования значения слов.

§13

3

38, 39

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

§14

2

40

Представление результатов выполнения практической работы «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».


1

Секреты речи и текста

25

41-44

Учимся вести диалог.

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы общения; использование обращения ты и вы.

§15

4

45-48

Составляем развёрнутое толкование значения слова.

Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова.

§16

4

49-54

Устанавливаем связь предложений в тексте.

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

§17

6

55-62

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.

Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

§18

8

63, 64

Представление результатов выполнения проектных заданий.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.


2

65

Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году».


1

66-68

Резерв



3


ИТОГО

68


3 класс

урока

Тема

Содержание

Материал учебного пособия

Кол-во часов

Русский язык: прошлое и настоящее

25

1,2

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми.

§1

2

3,4

Кто друг прямой, тот брат родной.

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг – недруг, брат – братство – побратим).

§2

2

5-7

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Слова, называющие природные явления: образные названия дождя.

§3

3

8-10

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

Слова, называющие природные явления: образные названия снега.

§4

3

11,12

Ветер без крыльев летает.

Слова, называющие природные явления: образные названия ветра.

§5

2

13-15

Какой лес без чудес.

Слова, называющие растения.

§6

3

16-18

Дело мастера боится.

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей.

§7

3

19,20

Заиграйте, мои гусли…

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты.

§8

2

21-23

Что ни город, то норов.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

§9

3

24,25

У земли ясно солнце, у человека – слово.

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

§10

2

Секреты речи и текста

5

26-30

Представление проектных заданий и результатов мини-исследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее».

Особенности устного выступления.


5

Язык в действии

15

31-33

Для чего нужны суффиксы?

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка.

§11

3

34-36

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке.

§12

3

37-39

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.

§13

3

40-42

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа).

§14

3

43,44

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных.

§15

2

45

Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка».


1

Секреты речи и текста

20

46-50

Создаём тексты-рассуждения.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

§16

5

51-60

Учимся редактировать тексты.

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

§17

10

61-64

Создаём тексты-повествования.

Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

§18

4

65

Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста».

Особенности устного выступления.


1

66-68

Резерв



3


ИТОГО

68


4 класс

урока

Тема

Содержание

Материалы учебного пособия

Кол-во часов

Русский язык: прошлое и настоящее

14

1,2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Слова, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением.

§1

2

3,4

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями.

§2

2

5-7

Красна сказка складом, а песня – ладом.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечный, благодарный, доброжелательный, бескорыстный).

§3

3

8-10

Красное словцо не ложь.

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей.

§4

3

11-13

Язык языку весть подаёт.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

§5

3

14

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела.


1

Язык в действии

6

15,16

Трудно ли образовывать формы глагола?

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

§6

2

17,18

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

§7

2

19

Как и когда появились знаки препинания?

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

§8

1

20

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»


1

Секреты речи и текста

12

21

Задаём вопросы в диалоге.

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

§9

1

22,23

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

Особенности озаглавливания текста.

§10

2

24,25

Учимся составлять план текста.

Составление плана текста, не разделённого на абзацы.

§11

2

26,27

Учимся пересказывать текст.

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица (на практическом уровне).

§12

2

28-31

Учимся оценивать и редактировать тексты.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

§13

4

32

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же».


1

33,34

Резерв



2


ИТОГО

34


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка – приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект. В ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников. Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик– ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникации оценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.

Для учителя критериальное оценивание – это:

1) основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;

2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного ученика, конкретного класса);

3) возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.

Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.

1. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т. п.

2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке. Когда ребёнок использует «своё» слово, осмысленное им в коммуникации с учителем и другими детьми, он легко восстанавливает содержание критерия. Ученики предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет оперативно делать пометы в тетради или на оценочном листе. Например, «детские» критерии оценки могут выглядеть так: «Я» – ясность изложения, «Ч» – «чёткость речи» и т. д. Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения одноклассников, например: «?» – есть вопрос и т. п. При отсутствии развитого навыка письма, например у первоклассников, краткая запись даёт возможность сэкономить время, не упустив ничего важного.

3. В 1-м и 2-м классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные «опоры» – вопросы, иллюстрации и т. п. Например, после работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный лист – таблицу с вопросами, рядом с которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в тексте.

Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка сообщения по таким критериям:

1) На все ли вопросы удалось ответить?

2) Вся ли информация передана верно?

3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?

Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить, как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу учеников на уроке, отмечает продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает их предметом обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе, чтобы другие дети смогли ими воспользоваться, – важная учительская задача.

4. Критерии должны изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки; появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются.

5. Критические замечания должны высказываться в форме совета.

Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами.

Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания. Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное оценочное высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В черновике отметь предложения, которые описывают картинку».

Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а затем используют на протяжении всей начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс», «минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать.

Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например, на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку. Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки. Появляются такие оценочные суждения по отношению к собственному действию: «Я сегодня рассказал всё чётко, но неинтересно, слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я написала лучше, чем про город, и ничего не забыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что делать?» и т. п. Эти суждения – индикатор того, что стратегия работы в классе выбрана верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка, которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших трудностей. Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного языка в начальной школе – один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального оценивания, ученик – это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику эффективно выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение.

Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста».

Темы проектных заданий представлены в рабочих программах по классам и в учебных пособиях.

Приведём примеры проектных заданий.

1-й класс Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква.

2-й класс 1. Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность. 2. Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле, в Касимове, в Городце и других городах.

3-й класс 1. Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена? 2. Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе.

4-й класс 1. Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определи, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах. 2. Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.

Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие критерии:

1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;

2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;

3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;

4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;

5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.

По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:

2 балла - высокий уровень

1 балл - средний уровень

0 баллов - низкий уровень

Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерацииˮ».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).

5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaprogramma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyhorganizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya

Учебно-методическая литература

1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

2. Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

3. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

4. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

5. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы

- Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

- Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

- Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

- Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

- Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

- Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

- Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

- Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html

- Издательский дом «Первое сентября».

- Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru

- Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru

- Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

- Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

- Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

- Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

- Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

- Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

- Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

- Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

- Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm






















Календарно-тематическое планирование уроков РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА для 1-д класса по учебнику

О.М. Александровой (в соответствии с ФГОС НОО) 1 час в неделю – всего 33 часа

Учитель: Фадеенко В.И.

№ п/п

№ в разделе

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

дата

Основные виды деятельности учащихся

УУД

(регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные)

Примечания

план

факт

I четверть – 9 часов

Секреты речи и текста – 8 часов

1-2

1-2

Как люди общаются друг с другом?

2 ч.

06.09

13.09


Общение. Устная и письменная речь.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Имена в малых жанрах фольклора.

Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.


Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные: Обучающиеся научатся:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные Обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

С.4-11

3-4

3-4

Вежливые слова.

2 ч.

20.09

27.09


С.11-18

5

5

Как люди приветствуют друг друга?

1 ч.

04.10


С.18-23

6

6

Зачем людям имена?

1 ч.

11.10


С.23-29

7-8

7-8

Спрашиваем и отвечаем.

2 ч.

18.10

25.10


С.29-39

Русский язык: прошлое и настоящее – 12 часов

9

1

Как писали в старину?

1 ч.

01.11


Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные: Обучающиеся научатся:

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные Обучающиеся научатся:

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

С.63-67

II четверть – 7 часов.

10-12

2-4

Как писали в старину?

3 ч.

15.11

22.11

29.11


Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

 - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные: Обучающиеся научатся:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные Обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

С.68-74

13-16

5-8

Дом в старину: что как называлось.

4 ч.

06.12

13.12

20.12

27.12


Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)

С.75-90

III четверть – 9 часов.

17-20

9-12

Во что одевались в старину?

4 ч.

17.01

24.01

31.01

07.02


Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)


Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные: Обучающиеся научатся:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные Обучающиеся научатся:

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

С.90-102

Язык в действии – 10 часов

21-23

1-3

Выделяем голосом важные слова.

3 ч.

14.02

28.02

06.03


Роль логического ударения: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного).



Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные: Обучающиеся научатся:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные Обучающиеся научатся:

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

С.40-44

24

4

Как можно играть звуками?

1ч.

13.03


Смыслоразличительная роль ударения.

Осознавать смыслоразличительную роль ударения.


С.45-48

25

5

Где поставить ударение?

1 ч.

20.03

03.04

С.49-51

IVчетверть – 8 часов.

26-28

6-8

Где поставить ударение?

3 ч.= 2ч.

03.04

10.04

17.04

10.04

17.04

Уплотнение темы

Смыслоразличительная роль ударения.

Осознавать смыслоразличительную роль ударения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные: Обучающиеся научатся:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные Обучающиеся научатся:

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

С.52-57

29-30

9-10

Как сочетаются слова?

2 ч.

24.04

08.05

24.04

08.05

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Формирование первичного представления о многозначности слов.

определяют однозначность или многозначность слова;

определяют лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

С.57-62

Секреты речи и текста – 3 часа

31-33

1-3

Сравниваем тексты.

3 ч.= 2ч.

15.05

22.05

15.05

22.05

Уплотнение темы

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

  - интерес к изучению языка.

Регулятивные Обучающиеся научатся:

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные: Обучающиеся научатся:

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные Обучающиеся научатся:

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя

С.103-109



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!