СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП уроков русской литературы на 2019/2020 г. РБ. 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП уроков русской литературы на 2019/2020 г. РБ. 8 класс

Просмотр содержимого документа
«КТП уроков русской литературы на 2019/2020 г. РБ. 8 класс»

Русская литература

8 класс

Всего 53 часа, из них 6 часов на внеклассное чтение

Захарова, С. Н. Русская литература : учеб. пособие для 8 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / С. Н. Захарова, Т. А. Морозова, Г. М. Чепелева ; под ред. С. Н. Захаровой. — Минск : Нац. ин-т образования, 2018.


Дата

Тема урока

Цель

Мат-л

Дом. задание

1


Введение. Художественная литература как вид искусства. Изображение в литературе жизни народа с древнейших времен до наших дней. Автор произведения, его отношение к изображаемому

Углубить понятие о литературе как виде искусства. Показать важность чтения художественной литературы для формирования личности. Раскрыть триаду ав­тор — герой — читатель. Подго­товить учащихся к восприятию курса литературы 8 класса

C. 3—5

Вспомнить мифы Древней Греции. Под­готовить краткий рассказ о мифологи­ческом герое или со­общение об одном из крылатых выражений

2


Античная литература. Хроно­логические и географические границы. Значение для евро­пейской литературы. Антич­ность и искусство

Дать представление об античной литературе. Раскрыть ее художе­ственное своеобразие и значение в истории мировой культуры

C. 6—9

Прочитать статью «Литература эпохи Возрождения» (с. 9—10). Выполнить задание 1 (с. 10)

3


Литература эпохи Воз-рождения. Возрождение как величайший прогрессивный период в европейской истории и культуре

Раскрыть гуманистическое миро­воззрение эпохи Возрождения, утверждавшее величие, красоту и бесконечные возможности че­ловека; показать, как оно отра­зилось в литературе

С. 6—11

Прочитать сонеты У. Шекспира (23, 30, 60) в переводе С. Я. Мар-шака (с. 14— 16).

Подготовить выраз. чтение одного сонета

4


У. Шекспир. Сонеты 23, 30


Дать представление о Шекспи­ре — великом поэте и драматур­ге эпохи Возрождения. Раскрыть особенности сонета как поэтиче­ского жанра (история, компози­ция, тематика). Показать отраже­ние в сонетах гуманистических взглядов человека эпохи Возрож­дения. Помочь учащимся уви­деть красоту и глубину сонетов У. Шекспира. Совершенствовать навык выразительного чтения

С. 11—16

Прочитать статью о литературе первой половины XIX века

(с. 17—19).

Выполнить задание 3 (с. 19)

5


У. Шекспир. Сонет 60 (в переводе С. Я. Маршака).

Показать отраже­ние в сонетах гуманистических взглядов человека эпохи Возрож­дения. Помочь учащимся уви­деть красоту и глубину сонетов У. Шекспира. Совершенствовать навык выразительного чтения

С. 11—16

Прочитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

6


Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».




7


Литература первой половины XIX века. А. С. Пушкин. Южная ссылка. Романтические традиции

Расширить представление уча­щихся о жизни и творчестве великого русского поэта (годы южной ссылки). Раскрыть нрав­ственные идеалы и романтичес­кую настроенность поэта

С. 17—29

Прочитать стихо­творение А. С. Пуш­кина «Сожженное письмо» (с. 24). Вы-полнить задание 1

(с. 24). Подумать над вопро­сами 2, 5 (с. 24)

8


Худ. совершенство пуш-кинской поэзии. «Сожжен-ное письмо».

Показать гуманистическое содер­жание, одухотворенность поэзии А. С. Пушкина. Помочь учащим­ся увидеть глубину чувств лири­ческого героя


Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Узник» (с. 21). Подумать над вопро­сом 5 (с. 22)

9


А. С. Пушкин. «Узник», «К морю»

Раскрыть вольнолюбивые моти­вы в лирике А. С. Пушкина. Углу­бить представление учащихся о лирическом герое. Совершенст­вовать навык выразительного чтения наизусть


Прочитать поэму А. С. Пушкина «Цы­ганы» (с. 29—50). (Составить цитат. план поэмы)

10


«Цыганы» как лиро-эпическая поэма. История создания. Истоки трагедии Алеко

Рассмотреть картины цыганского быта и нравов в противопостав­лении городской культуре. Про­анализировать образы Алеко, Земфиры, старого цыгана. По­мочь учащимся понять причины поступков героев

С. 29—51

Выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы»

11


Авторская позиция в поэме. Опера С. В. Рахманинова «Алеко»

Выявить авторскую позицию в поэме. Познакомить учащих­ся с художеств. (иллюстра­ции) и музыкальной (опера) ин­терпретациями поэмы


Выполнить по выбору одно из заданий 1—4 (с. 51)

12


М. Ю. Лермонтов. Отражение трагической судьбы поэта в его творчестве. Стихотворение «Ангел»

Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М. Ю. Лер­монтова. Показать истоки грусти и тоски в ранней лирике поэта

С. 52—58

Прочитать стихотво­рения М. Ю. Лермон­това «Она не гордой красотою...», «Молит­ва» (с. 56—57). Подумать над вопро­сами 1, 2 (с. 57)

13


Исповедальная лирика. «Она не гордой красотою...», «Мо­литва» («В минуту жизни трудную»)

Помочь учащимся увидеть под­купающую искренность поэта, глубину и силу чувства. Раскрыть тему поиска счастья и гармонии в лирике М. Ю. Лермонтова

С. 52—58

Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (с. 57)

14


Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу»)

Обобщить представление уча­щихся о поэтическом мире авто­ра. Углубить представление о ли­рическом мотиве. Познакомить учащихся с романсами на стихи М. Ю. Лермонтова. Совершен­ствовать навык выразительного чтения наизусть

С. 52—58

Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» (с. 54). Прочитать статью о литературе второй половины XIX века (с. 59—60)

15


Литература второй половины ХIX века. Н. А. Некрасов. Стихотворе­ния «Плач детей», «Внимая ужасам войны»

Ознакомить учащихся с отдель­ными фактами жизни и творче­ства поэта. Раскрыть граждан­скую позицию Н. А. Некрасова. Помочь увидеть тревогу поэта за судьбы детей, сочувствие и по­клонение женщине-матери

С. 59—64

Выучить наизусть стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам вой­ны.» (с. 64). Выполнить задание 6 (с. 64)

16


Н. А. Некрасов. Поэма «Княгиня Трубецкая».

Познакомить учащихся с истори­ческой основой поэмы. Показать душевную стойкость героини, высокое понимание своего долга жены и гражданки. Выявить ав­торское отношение к подвигу жен декабристов

С. 65—91




Прочитать поэму Н. А. Некрасова «Княгиня Трубецкая» (с. 66—90). ' Подумать над вопро­сами 8—10 (с. 90—91)

17


Н. А. Некрасов Поэма «Княгиня Трубецкая». Аналитическое чтение второй части поэмы

Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Ива-ном Никифоровичем»

18


Внекл. чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»



Прочитать стих-я в прозе И. С. Тургенева «Мы еще повою-ем», «Рус­ский язык», «Воро­бей» (с. 142-144)

19


И. С. Тургенев. Личность пи­сателя. Стихотворения в прозе. «Мы ещё повоюем», «Русский язык», «Воробей»

Углубить представление учащих­ся о личности писателя. Позна­комить учащихся с жанром сти­хотворений в прозе. Выявить основные особенности лирико-философских миниатюр. Фор­мировать умение всматриваться в окружающий мир

С. 92,

141—144



Прочитать главы 1—5 повести И. С. Тургене­ва «Ася» (с. 93—108)



20


И. С. Тургенев. «Ася». Поэтическая атмосфера повести

Познакомить с историей созда­ния повести. Показать возвышен­ную поэтичность повествования

С. 93— 140


Прочитать главы 6—12 повести «Ася» (с. 108—123)

21


И. С. Тургенев. «Ася». Образ главной героини в по­вести

Рассмотреть характер главной ге­рои-ни: ее чуткость, восприимчи­вость, глубину понимания окружающего мира. Попытаться ин­терпретировать образ Аси с по­мощью других видов иск-ва (музыка, живопись, кино, фото­графия)




Прочитать главы 13—22 повести «Ася» (с. 124—137)


22


Поэзия и драма любви в пове­сти «Ася»

Проследить за зарождением и развитием чувства Аси и Н. Н. Выявить причины расставания героев




Подготовить фрагмент дневника главной ге­роини. Подумать над задани­ем 14 (с. 139)

23


Мастерство «тайной психоло­гии» И. С. Тургенева

Раскрыть авторское отношение к героям. Помочь учащимся по­нять мотивы их поступков


Прочитать рассказ А. П. Чехова «Перепо­лох» (с. 147—153)

24


А. П. Чехов. Личность писа­теля

Углубить представление учащих­ся о личности писателя. Показать противопоставление социального и нравственного неравенства ге­роев рассказа «Переполох». Рас­крыть проблему человеческого достоинства

С. 145—

155


Прочитать статью «Понятие о подтек­сте» (с. 154—155). Выполнить задание 2

(с. 155)

25


Рассказ «Переполох»

Дать понятие о подтексте в худо­ж. произведении. Опре­делить роль детали в рассказе. Помочь учащимся увидеть нрав­ственную позицию автора




Прочитать рассказ А. П. Чехова «Тоска»


26


Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Тоска».




Прочитать очерк В. Г. Короленко «Па­радокс» (с. 156—173)

27


В. Г. Короленко. Личность писателя. Рассказ «Пара-докс». Образы маленьких фантазеров и «феномена»

Расширить представление уча­щихся о жизненном и творческом пути В. Г. Короленко. Показать роль композиции в раскрытии ав­торского замысла. Раскрыть тему нравственного взросления юных героев. Воспитывать доброе, ува­жительное отношение к людям, которые отличаются от других. Вовлечь учащихся в размышле­ния о предназначении человека

С. 155— 174

Выполнить задание 4 (с. 170).

Ответить на вопросы 1, 2 (с. 173—174)


28


В. Г. Короленко. Рассказ «Парадокс». «Человек создан для счастья». Глубокая вера в возможности разума и души человека

Прочитать легенды о Ларре и Данко (из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»)

(с. 176—187)

29


М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Личность писателя. Роман-тический пафос творчества. Анализ легенды о Ларре

Рассмотреть самарский период творчества писателя. Показать роль антитезы в произведении. Углубить представление учащих­ся о романтическом герое в лите­ратуре. Развивать навык чтения наизусть прозаического произ­ведения

С. 175—

188


Прочитать статью на

с. 188.

Выучить наизусть фрагмент произведе­ния «Старуха Изер-гиль» (легенды о Ларре и Данко)

30


М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Смысл проти­вопоставления образов Ларры и Данко. Ритм в прозе

Рассмотреть самарский период творчества писателя. Показать роль антитезы в произведении. Углубить представление учащих­ся о романтическом герое в лите­ратуре. Развивать навык чтения наизусть прозаического произ­ведения

С. 175—

188


Прочитать рассказ М. Горького «Макар Чудра»


31


Внеклассное чтение. М. Горький. «Макар Чудра»




Прочитать статью о литературе первой пол ХХ века (с. 189—190)

32


Литература первой поло-вины XX века. Творческая манера В. В. Маяковского. «Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче»

Дать представление о личности поэта. Исследовать творческую манеру В. В. Маяковского (ги­пербола, авторские неологизмы, ритмико-интонационные особен­ности стиха)

С. 191—

198

Прочитать стихотво­рение В. В. Маяков­ского «Хорошее от­ношение к лошадям»

(с. 195—196).

Выполнить зада­ние 10 (с. 197)

33


«Хорошее отношение к лоша­дям». Гуманистическая пози­ция поэта

Раскрыть гуманистическую пози­цию поэта. Совершенствовать на­вык анализа лирического произ­ведения. Развивать эмоциональ­ную отзывчивость




Прочитать статью «Тема Великой Оте­чественной войны в русской литературе» (с. 199—200)

34


Тема Великой Отечест-венной войны в русской литературе. Героические и трагические мотивы. Поэзия А. А. Ахматовой («Клятва», «Мужество»)

Углубить знания учащихся о Ве­ликой Отечественной войне. По­казать сочетание патриотических чувств и личных переживаний в военной лирике

С. 199—

207



Выучить наизусть одно из стихотворе­ний о Великой Оте­чественной войне.

35


С. Орлов. «Его зарыли в шар земной»

Показать бессмертие человече­ского подвига. Помочь учащимся увидеть боль и страдание челове­ка на войне. Воспитывать граж­данственность и патриотизм




Ответить на вопрос 1 (с. 200)

36


Поэзия К. М. Симонова, М. В. Исаковского.

Песни военных лет

Показать бессмертие человече­ского подвига. Помочь учащимся увидеть боль и страдание челове­ка на войне. Воспитывать граж­данственность и патриотизм

С. 199—

207


Прочитать стихи Ю. В. Друниной «Зинка» А. А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь.», А. Т. Твардовского «Две строчки»

37


Внеклассное чтение. Ю. В. Друнина. «Зинка». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». А. Т. Твардовский. «Лежат они, глухие и немые...», «Две строчки»






Прочитать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»

(с. 208—239)




38


М. А. Шолохов. «Судьба че­ловека». История создания.

Познакомить учащихся с истори­ей создания рассказа. Показать осмысление Великой Отечествен­ной войны в послевоенной прозе

С. 208—

239


Составить цитат­ный план рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Выполнить задание 8 (с. 239)

39


М. А. Шолохов. «Судьба человека». Героизм, глубин-ная доброта Андрея Соколова

Показать героизм, глубинную доброту Андрея Соколова.




Пересказать фраг­мент рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»


40


М. А. Шолохов. «Судьба человека». Главный герой как воплощение трагиче-ской судьбы целого народа

Рас­смотреть композицию рассказа. Ознакомить учащихся с кинематографической интерпретацией рассказа




Прочитать статью «Поэзия и проза 1950—1990-х годов» (с. 240—241)


41


Литература второй полови­ны XX века. Поэзия и проза 50—90-х годов. Н. А. Заболоцкий. «О красо­те человеческих лиц»

Познакомить учащихся с поэзией второй половины XX века. Пока­зать ее роль в формировании об­щественного сознания. Выявить нравственный смысл поэзии Н. А. Заболоцкого

С. 240—

242



Прочитать стихотво­рения Н. А. Заболоц­кого «Не позволяй душе лениться», «Не­красивая девочка» (с. 243—245)

42


Н. А. Заболоцкий. «Не позволяй душе ленить­ся»

Проследить традиции русской классики в поэзии Н. А. Заболоц­кого. Раскрыть актуальность его стихотворений для наших дней. Дать понятие о философской лирике. Помочь учащимся увидеть гуманистическую позицию Н. А. Заболоцкого

С. 243—

245




Подготовить вырази­тельное чтение одно-го из стих-й Н. А. За-болоцкого. Выпол-нить задание 5 (с. 244)

43


Н. А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка»

Прочитать стихотво­рения Р. И. Рождест­венского, Н. М. Рубцова (с. 246-256)

44


Р. И. Рождест­венский. «За того парня», «Мгновения», «Эхо любви»

Показать особенности лирики 50—90-х годов. Рассказать о сти­хотворениях, ставших песнями. Обратить внимание учащихся на творческую манеру поэтов. Пока­зать сочетание простоты изложения и философской глубины ли­рики. Помочь учащимся почув­ствовать красоту и глубину по­этической картины мира поэтов. Совершенствовать навык выра­зительного чтения наизусть

С. 246—

255







Выучить наизусть стихотворение Р. Рождественского. Подготовить анализ понравивш сти­хотв-я

45


Е.А.Евтушенко. «Людей не- интересных в мире нет...», «Я не сдаюсь, но все-таки сдаю...»

Выучить наизусть стих-е Е. Евтушенко. Подготовить анализ понравивш. сти­хотв-я

46


Н. М. Рубцов. «Русский огонек», «Утро»

Прочитать главы 1—3 рассказа Ю. П. Каза­кова «Голубое и зеле­ное» (с. 256-264)

47


Ю. П. Казаков. «Голубое и зеленое». Аналитическое чтение ключевых эпизодов из глав рассказа

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю. П. Казакова. Показать мастерство писателя в раскрытии характеров молодых людей. Выявить роль портретной детали в образах героев

С. 255—

280



Прочитать главы 4—5 рассказа Ю. П. Каза­кова «Голубое и зеле­ное» (с. 264—275). Подготовить творч. пересказ эпизо­да знакомства с точки зрения Лили

48


Ю. П. Казаков. «Голубое и зеленое». Алеша и Лиля. Внутр. мир рассказчика

Проследить за развитием взаимо­отношений Алеши и Лили. Про­анализировать ключевые эпизо­ды рассказа. Помочь учащимся увидеть поэтичность, нравствен­ную чистоту и красоту внутрен­него мира героя. Совершенство­вать навык пересказа художест­венного произведения




Прочитать главы 6—7 рассказа Ю. П. Каза­кова «Голубое и зеле­ное» (с. 275—280).

Ответить на вопро­сы 7, 9 (с. 280)

49


Ю. П. Казаков. «Голубое и зеленое». Любовь как откры-тие мира в рассказе. Смысл названия. Лиризм рас­сказа

Рассмотреть первую любовь как импульс к раскрытию нравствен­ного потенциала героя. Воспиты­вать бережное отношение к чувствам других людей. Развить на­вык выразительного чтения по ролям




Прочитать рассказ К. Саймака «Когда в доме одиноко» (с. 282—301), выделить в нем ключевые эпизоды

50


К. Саймак. «Когда в доме одиноко». Главный герой рассказа, его доброта, спо-собность к сочувствию и со-переживанию как важней-шие качества человека

Раскрыть гуманистическую по­зицию автора. Помочь учащимся услышать космическое звуча­ние рассказа. Показать важность доброты, уважительного отно­шения к тем, кто отличается от других

С. 283— 301





Ответить на вопрос 2 (с. 301)

Подготовить краткий рассказ о дружбе ли­тературных героев



51


К. Саймак. «Когда в доме одиноко». Авторская концепция чело­века и будущего в рассказе

Прочитать повесть И. А. Ефремова «Звёздные корабли»


52


Внеклассное чтение. И. А. Ефремов. «Звездные корабли».





Выполнить по выбору одно из заданий 2, 4, 5, 7 (с. 302—303)

53


Повторение. Систематизация знаний по теории литературы

Подвести итог изучения курса литературы 8 класса. Обобщить знания об изученных жанрах. Углубить представление учащих­ся о художественной целостности литературного произведения

С. 301—

302







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!