Захарова, С. Н. Русская литература : учеб. пособие для 8 кл. учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / С. Н. Захарова, Т. А. Морозова, Г. М. Чепелева ; под ред. С. Н. Захаровой. — Минск : Нац. ин-т образования, 2018.
№ | Дата | Тема урока | Цель | Мат-л | Дом. задание |
1 | | Введение. Художественная литература как вид искусства. Изображение в литературе жизни народа с древнейших времен до наших дней. Автор произведения, его отношение к изображаемому | Углубить понятие о литературе как виде искусства. Показать важность чтения художественной литературы для формирования личности. Раскрыть триаду автор — герой — читатель. Подготовить учащихся к восприятию курса литературы 8 класса | C. 3—5 | Вспомнить мифы Древней Греции. Подготовить краткий рассказ о мифологическом герое или сообщение об одном из крылатых выражений |
2 | | Античная литература. Хронологические и географические границы. Значение для европейской литературы. Античность и искусство | Дать представление об античной литературе. Раскрыть ее художественное своеобразие и значение в истории мировой культуры | C. 6—9 | Прочитать статью «Литература эпохи Возрождения» (с. 9—10). Выполнить задание 1 (с. 10) |
3 | | Литература эпохи Воз-рождения. Возрождение как величайший прогрессивный период в европейской истории и культуре | Раскрыть гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения, утверждавшее величие, красоту и бесконечные возможности человека; показать, как оно отразилось в литературе | С. 6—11 | Прочитать сонеты У. Шекспира (23, 30, 60) в переводе С. Я. Мар-шака (с. 14— 16). Подготовить выраз. чтение одного сонета |
4 | | У. Шекспир. Сонеты 23, 30 | Дать представление о Шекспире — великом поэте и драматурге эпохи Возрождения. Раскрыть особенности сонета как поэтического жанра (история, композиция, тематика). Показать отражение в сонетах гуманистических взглядов человека эпохи Возрождения. Помочь учащимся увидеть красоту и глубину сонетов У. Шекспира. Совершенствовать навык выразительного чтения | С. 11—16 | Прочитать статью о литературе первой половины XIX века (с. 17—19). Выполнить задание 3 (с. 19) |
5 | | У. Шекспир. Сонет 60 (в переводе С. Я. Маршака). | Показать отражение в сонетах гуманистических взглядов человека эпохи Возрождения. Помочь учащимся увидеть красоту и глубину сонетов У. Шекспира. Совершенствовать навык выразительного чтения | С. 11—16 | Прочитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» |
6 | | Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». | | | |
7 | | Литература первой половины XIX века. А. С. Пушкин. Южная ссылка. Романтические традиции | Расширить представление учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта (годы южной ссылки). Раскрыть нравственные идеалы и романтическую настроенность поэта | С. 17—29 | Прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Сожженное письмо» (с. 24). Вы-полнить задание 1 (с. 24). Подумать над вопросами 2, 5 (с. 24) |
8 | | Худ. совершенство пуш-кинской поэзии. «Сожжен-ное письмо». | Показать гуманистическое содержание, одухотворенность поэзии А. С. Пушкина. Помочь учащимся увидеть глубину чувств лирического героя | | Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Узник» (с. 21). Подумать над вопросом 5 (с. 22) |
9 | | А. С. Пушкин. «Узник», «К морю» | Раскрыть вольнолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина. Углубить представление учащихся о лирическом герое. Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть | | Прочитать поэму А. С. Пушкина «Цыганы» (с. 29—50). (Составить цитат. план поэмы) |
10 | | «Цыганы» как лиро-эпическая поэма. История создания. Истоки трагедии Алеко | Рассмотреть картины цыганского быта и нравов в противопоставлении городской культуре. Проанализировать образы Алеко, Земфиры, старого цыгана. Помочь учащимся понять причины поступков героев | С. 29—51 | Выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» |
11 | | Авторская позиция в поэме. Опера С. В. Рахманинова «Алеко» | Выявить авторскую позицию в поэме. Познакомить учащихся с художеств. (иллюстрации) и музыкальной (опера) интерпретациями поэмы | | Выполнить по выбору одно из заданий 1—4 (с. 51) |
12 | | М. Ю. Лермонтов. Отражение трагической судьбы поэта в его творчестве. Стихотворение «Ангел» | Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Показать истоки грусти и тоски в ранней лирике поэта | С. 52—58 | Прочитать стихотворения М. Ю. Лермонтова «Она не гордой красотою...», «Молитва» (с. 56—57). Подумать над вопросами 1, 2 (с. 57) |
13 | | Исповедальная лирика. «Она не гордой красотою...», «Молитва» («В минуту жизни трудную») | Помочь учащимся увидеть подкупающую искренность поэта, глубину и силу чувства. Раскрыть тему поиска счастья и гармонии в лирике М. Ю. Лермонтова | С. 52—58 | Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» (с. 57) |
14 | | Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу») | Обобщить представление учащихся о поэтическом мире автора. Углубить представление о лирическом мотиве. Познакомить учащихся с романсами на стихи М. Ю. Лермонтова. Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть | С. 52—58 | Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» (с. 54). Прочитать статью о литературе второй половины XIX века (с. 59—60) |
15 | | Литература второй половины ХIX века. Н. А. Некрасов. Стихотворения «Плач детей», «Внимая ужасам войны» | Ознакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества поэта. Раскрыть гражданскую позицию Н. А. Некрасова. Помочь увидеть тревогу поэта за судьбы детей, сочувствие и поклонение женщине-матери | С. 59—64 | Выучить наизусть стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны.» (с. 64). Выполнить задание 6 (с. 64) |
16 | | Н. А. Некрасов. Поэма «Княгиня Трубецкая». | Познакомить учащихся с исторической основой поэмы. Показать душевную стойкость героини, высокое понимание своего долга жены и гражданки. Выявить авторское отношение к подвигу жен декабристов | С. 65—91 | Прочитать поэму Н. А. Некрасова «Княгиня Трубецкая» (с. 66—90). ' Подумать над вопросами 8—10 (с. 90—91) |
17 | | Н. А. Некрасов Поэма «Княгиня Трубецкая». Аналитическое чтение второй части поэмы | Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Ива-ном Никифоровичем» |
18 | | Внекл. чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | | | Прочитать стих-я в прозе И. С. Тургенева «Мы еще повою-ем», «Русский язык», «Воробей» (с. 142-144) |
19 | | И. С. Тургенев. Личность писателя. Стихотворения в прозе. «Мы ещё повоюем», «Русский язык», «Воробей» | Углубить представление учащихся о личности писателя. Познакомить учащихся с жанром стихотворений в прозе. Выявить основные особенности лирико-философских миниатюр. Формировать умение всматриваться в окружающий мир | С. 92, 141—144 | Прочитать главы 1—5 повести И. С. Тургенева «Ася» (с. 93—108) |
20 | | И. С. Тургенев. «Ася». Поэтическая атмосфера повести | Познакомить с историей создания повести. Показать возвышенную поэтичность повествования | С. 93— 140 | Прочитать главы 6—12 повести «Ася» (с. 108—123) |
21 | | И. С. Тургенев. «Ася». Образ главной героини в повести | Рассмотреть характер главной герои-ни: ее чуткость, восприимчивость, глубину понимания окружающего мира. Попытаться интерпретировать образ Аси с помощью других видов иск-ва (музыка, живопись, кино, фотография) | | Прочитать главы 13—22 повести «Ася» (с. 124—137) |
22 | | Поэзия и драма любви в повести «Ася» | Проследить за зарождением и развитием чувства Аси и Н. Н. Выявить причины расставания героев | | Подготовить фрагмент дневника главной героини. Подумать над заданием 14 (с. 139) |
23 | | Мастерство «тайной психологии» И. С. Тургенева | Раскрыть авторское отношение к героям. Помочь учащимся понять мотивы их поступков | | Прочитать рассказ А. П. Чехова «Переполох» (с. 147—153) |
24 | | А. П. Чехов. Личность писателя | Углубить представление учащихся о личности писателя. Показать противопоставление социального и нравственного неравенства героев рассказа «Переполох». Раскрыть проблему человеческого достоинства | С. 145— 155 | Прочитать статью «Понятие о подтексте» (с. 154—155). Выполнить задание 2 (с. 155) |
25 | | Рассказ «Переполох» | Дать понятие о подтексте в худож. произведении. Определить роль детали в рассказе. Помочь учащимся увидеть нравственную позицию автора | | Прочитать рассказ А. П. Чехова «Тоска» |
26 | | Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Тоска». | | | Прочитать очерк В. Г. Короленко «Парадокс» (с. 156—173) |
27 | | В. Г. Короленко. Личность писателя. Рассказ «Пара-докс». Образы маленьких фантазеров и «феномена» | Расширить представление учащихся о жизненном и творческом пути В. Г. Короленко. Показать роль композиции в раскрытии авторского замысла. Раскрыть тему нравственного взросления юных героев. Воспитывать доброе, уважительное отношение к людям, которые отличаются от других. Вовлечь учащихся в размышления о предназначении человека | С. 155— 174 | Выполнить задание 4 (с. 170). Ответить на вопросы 1, 2 (с. 173—174) |
28 | | В. Г. Короленко. Рассказ «Парадокс». «Человек создан для счастья». Глубокая вера в возможности разума и души человека | Прочитать легенды о Ларре и Данко (из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль») (с. 176—187) |
29 | | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Личность писателя. Роман-тический пафос творчества. Анализ легенды о Ларре | Рассмотреть самарский период творчества писателя. Показать роль антитезы в произведении. Углубить представление учащихся о романтическом герое в литературе. Развивать навык чтения наизусть прозаического произведения | С. 175— 188 | Прочитать статью на с. 188. Выучить наизусть фрагмент произведения «Старуха Изер-гиль» (легенды о Ларре и Данко) |
30 | | М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Смысл противопоставления образов Ларры и Данко. Ритм в прозе | Рассмотреть самарский период творчества писателя. Показать роль антитезы в произведении. Углубить представление учащихся о романтическом герое в литературе. Развивать навык чтения наизусть прозаического произведения | С. 175— 188 | Прочитать рассказ М. Горького «Макар Чудра» |
31 | | Внеклассное чтение. М. Горький. «Макар Чудра» | | | Прочитать статью о литературе первой пол ХХ века (с. 189—190) |
32 | | Литература первой поло-вины XX века. Творческая манера В. В. Маяковского. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Дать представление о личности поэта. Исследовать творческую манеру В. В. Маяковского (гипербола, авторские неологизмы, ритмико-интонационные особенности стиха) | С. 191— 198 | Прочитать стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (с. 195—196). Выполнить задание 10 (с. 197) |
33 | | «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическая позиция поэта | Раскрыть гуманистическую позицию поэта. Совершенствовать навык анализа лирического произведения. Развивать эмоциональную отзывчивость | | Прочитать статью «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» (с. 199—200) |
34 | | Тема Великой Отечест-венной войны в русской литературе. Героические и трагические мотивы. Поэзия А. А. Ахматовой («Клятва», «Мужество») | Углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Показать сочетание патриотических чувств и личных переживаний в военной лирике | С. 199— 207 | Выучить наизусть одно из стихотворений о Великой Отечественной войне. |
35 | | С. Орлов. «Его зарыли в шар земной» | Показать бессмертие человеческого подвига. Помочь учащимся увидеть боль и страдание человека на войне. Воспитывать гражданственность и патриотизм | | Ответить на вопрос 1 (с. 200) |
36 | | Поэзия К. М. Симонова, М. В. Исаковского. Песни военных лет | Показать бессмертие человеческого подвига. Помочь учащимся увидеть боль и страдание человека на войне. Воспитывать гражданственность и патриотизм | С. 199— 207 | Прочитать стихи Ю. В. Друниной «Зинка» А. А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь.», А. Т. Твардовского «Две строчки» |
37 | | Внеклассное чтение. Ю. В. Друнина. «Зинка». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». А. Т. Твардовский. «Лежат они, глухие и немые...», «Две строчки» | | | Прочитать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» (с. 208—239) |
38 | | М. А. Шолохов. «Судьба человека». История создания. | Познакомить учащихся с историей создания рассказа. Показать осмысление Великой Отечественной войны в послевоенной прозе | С. 208— 239 | Составить цитатный план рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Выполнить задание 8 (с. 239) |
39 | | М. А. Шолохов. «Судьба человека». Героизм, глубин-ная доброта Андрея Соколова | Показать героизм, глубинную доброту Андрея Соколова. | | Пересказать фрагмент рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» |
40 | | М. А. Шолохов. «Судьба человека». Главный герой как воплощение трагиче-ской судьбы целого народа | Рассмотреть композицию рассказа. Ознакомить учащихся с кинематографической интерпретацией рассказа | | Прочитать статью «Поэзия и проза 1950—1990-х годов» (с. 240—241) |
41 | | Литература второй половины XX века. Поэзия и проза 50—90-х годов. Н. А. Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц» | Познакомить учащихся с поэзией второй половины XX века. Показать ее роль в формировании общественного сознания. Выявить нравственный смысл поэзии Н. А. Заболоцкого | С. 240— 242 | Прочитать стихотворения Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», «Некрасивая девочка» (с. 243—245) |
42 | | Н. А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться» | Проследить традиции русской классики в поэзии Н. А. Заболоцкого. Раскрыть актуальность его стихотворений для наших дней. Дать понятие о философской лирике. Помочь учащимся увидеть гуманистическую позицию Н. А. Заболоцкого | С. 243— 245 | Подготовить выразительное чтение одно-го из стих-й Н. А. За-болоцкого. Выпол-нить задание 5 (с. 244) |
43 | | Н. А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка» | Прочитать стихотворения Р. И. Рождественского, Н. М. Рубцова (с. 246-256) |
44 | | Р. И. Рождественский. «За того парня», «Мгновения», «Эхо любви» | Показать особенности лирики 50—90-х годов. Рассказать о стихотворениях, ставших песнями. Обратить внимание учащихся на творческую манеру поэтов. Показать сочетание простоты изложения и философской глубины лирики. Помочь учащимся почувствовать красоту и глубину поэтической картины мира поэтов. Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть | С. 246— 255 | Выучить наизусть стихотворение Р. Рождественского. Подготовить анализ понравивш стихотв-я |
45 | | Е.А.Евтушенко. «Людей не- интересных в мире нет...», «Я не сдаюсь, но все-таки сдаю...» | Выучить наизусть стих-е Е. Евтушенко. Подготовить анализ понравивш. стихотв-я |
46 | | Н. М. Рубцов. «Русский огонек», «Утро» | Прочитать главы 1—3 рассказа Ю. П. Казакова «Голубое и зеленое» (с. 256-264) |
47 | | Ю. П. Казаков. «Голубое и зеленое». Аналитическое чтение ключевых эпизодов из глав рассказа | Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю. П. Казакова. Показать мастерство писателя в раскрытии характеров молодых людей. Выявить роль портретной детали в образах героев | С. 255— 280 | Прочитать главы 4—5 рассказа Ю. П. Казакова «Голубое и зеленое» (с. 264—275). Подготовить творч. пересказ эпизода знакомства с точки зрения Лили |
48 | | Ю. П. Казаков. «Голубое и зеленое». Алеша и Лиля. Внутр. мир рассказчика | Проследить за развитием взаимоотношений Алеши и Лили. Проанализировать ключевые эпизоды рассказа. Помочь учащимся увидеть поэтичность, нравственную чистоту и красоту внутреннего мира героя. Совершенствовать навык пересказа художественного произведения | | Прочитать главы 6—7 рассказа Ю. П. Казакова «Голубое и зеленое» (с. 275—280). Ответить на вопросы 7, 9 (с. 280) |
49 | | Ю. П. Казаков. «Голубое и зеленое». Любовь как откры-тие мира в рассказе. Смысл названия. Лиризм рассказа | Рассмотреть первую любовь как импульс к раскрытию нравственного потенциала героя. Воспитывать бережное отношение к чувствам других людей. Развить навык выразительного чтения по ролям | | Прочитать рассказ К. Саймака «Когда в доме одиноко» (с. 282—301), выделить в нем ключевые эпизоды |
50 | | К. Саймак. «Когда в доме одиноко». Главный герой рассказа, его доброта, спо-собность к сочувствию и со-переживанию как важней-шие качества человека | Раскрыть гуманистическую позицию автора. Помочь учащимся услышать космическое звучание рассказа. Показать важность доброты, уважительного отношения к тем, кто отличается от других | С. 283— 301 | Ответить на вопрос 2 (с. 301) Подготовить краткий рассказ о дружбе литературных героев |
51 | | К. Саймак. «Когда в доме одиноко». Авторская концепция человека и будущего в рассказе | Прочитать повесть И. А. Ефремова «Звёздные корабли» |
52 | | Внеклассное чтение. И. А. Ефремов. «Звездные корабли». | | | Выполнить по выбору одно из заданий 2, 4, 5, 7 (с. 302—303) |
53 | | Повторение. Систематизация знаний по теории литературы | Подвести итог изучения курса литературы 8 класса. Обобщить знания об изученных жанрах. Углубить представление учащихся о художественной целостности литературного произведения | С. 301— 302 | |