СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кубик Блума- как приём технологии развития критического мышления"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кубик Блума- как приём технологии развития критического мышления"»

"Кубик Блума- как приём технологии развития критического мышления"

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.

  • Почему.

  • Объясни.

  • Предложи.

  • Придумай.

  • Поделись.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например: басня И.Крылова «Стрекоза и Муравей». Назовите главных героев басни? Назови, кто написал эту басню?

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.

Например: почему Муравей так поступил со Стрекозой?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

-Ты действительно думаешь, что Стрекоза поступила неправильно?

-Ты уверен в поступке Муравья?

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

НапримерПредложи , как бы ты поступил если бы был на месте Стрекозы или на месте Муравья?.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки басни.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Мне очень понравилось это произведение, потому что она учит решать проблемы»

Варианты использования "Кубика Блума" на уроках

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах урока любого типа

Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе.

Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.


Математика «Сложение и вычитание в пределах 100», этап изучение новых знаний

Назови, сколько в каждом числе десятков и единиц

Почему мы должны занять 1 десяток?

Объясни, как будем в дальнейшем вычислять количество десятков?

Предложи алгоритм решения данного примера

Придумай подобный пример

Поделись своими эмоциями по поводу сложности решения данного примера

Русский язык «Части речи», этап закрепления.

  • Назови изученные части речи

  • Почему их так назвали? (наша речь делиться на разные части)

  • Объясни , что такое имя сущ., прил., глаг.

  • Предложи свои примеры имен сущ., прил., глаг.

  • Придумай предложение, в котором будут использованы все части речи

  • Поделись ассоциациями, которые у тебя возникли при изучении данной темы.

Использование этого приёма в процессе обучения имеет массу преимуществ. Вот некоторые из них:

- Ученик учится воспроизводить знания, работать с информацией;

- Приём побуждает искать причинно-следственные связи, принимать взвешенные решения;

- Приём способствует развитию мышления, умению выделять главное и второстепенное и анализировать различные стороны явлений;

- Приём даёт возможность проявлять свою фантазию, придумать свой путь развития событий;

- Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.