СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кухни народов мира

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в виде путешествия по странам мира с целью ознакомления учащихся с обычаями, особенностями и традициями приема пищи в разных странах. 

Просмотр содержимого документа
«Кухни народов мира урок 6 класс»

Конкурс «Большие вызовы для учителей»

на лучший междисциплинарный педагогический проект










Номинация Междисциплинарный урок
Тема: «Кухни народов мира» урок в 6 классе по предмету технология





Автор: Маслова Вера Фёдоровна,

учитель технологии 1 категории,

МБОУ СОШ №2р.п. Переяславка

муниципального района имени Лазо

Хабаровского края

e-mail: maslova1969@gmail.com























р.п. Переяславка

2017



Аннотация

Тип урока: Урок изучения нового материала разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Межпредметные связи: технология, история, география, биология. Технология настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с другими предметами, в данном уроке прослеживается связь с историей кулинарии разных стран, подобраны страны мира с учетом различных климатических условий, как континентальные, так и островные, показано биологическое разнообразие ресурсов каждой из представленных стран.

С самого начала урока обучающиеся включаются в активную интеллектуальную деятельность: самостоятельно формулируют цели урока, участвуют в разминке, осуществляют поиск новых знаний в группе, взаимоконтроль, рефлексию.

Работа ведется как в командах (группах), так в парах и индивидуально. Выбраны и использованы те формы и виды работ, которые способствуют развитию творческих способностей, обучающихся и формируют познавательные и коммуникативные УУД обучающихся. При изучении нового материала применяются методы анализа и синтеза.

Цели:

Образовательные:

- ознакомление учащихся с обычаями, особенностями, традициями приема пищи в странах мира;

- формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

Воспитательные:

- формирование представления о кулинарных традициях как части культуры народа;

- формирование чувства уважения и интереса к истории и культуре других народов.

Развивающие:

- привитие культуры здорового питания.

Основные понятия: кулинарные традиции и обычаи, история кулинарии, культура.

Формы реализации: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, минилекция.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация, пословицы и поговорки разных народов о пище, кулинарные праздники, глобусы и карта мира.

Подготовительный этап: учащиеся делятся на 2 команды (это лучше сделать на уроке, предшествующем игре) и придумывают их название; выбираются судьи (3 человека); расстановка столов в классе должна обеспечить работу в группах. На столах участников глобусы, ватманы, карандаши и фломастеры, клей, карточки с номерами команд.

Домашнее задание к уроку: члены одной команды готовят рецепты блюд славянской кухни, другой- рецепты кухни зарубежных стран.

Участники: ведущий (учитель); судьи (3 человека); 2 команды.

Эпиграф: Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть (греческая, латинская, немецкая).

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего урока «Кухни народов мира».

Сообщение маршрута путешествия (цель данного этапа развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся).

Я уверена, что вы любите путешествовать, и сегодня наш урок пройдет в виде путешествия по странам, для того чтобы узнать, как в разных странах питаются люди. Для этого мы разделились на 2 команды, название первой «Славяне» (представляют интересы кухни славянских народов) капитан Синецкий Дима, вторая команда «Зарубеж» (кухни зарубежных стран), капитан Керничная Марина. Для подведения итогов активности команд, мы будем вести рейтинг, каждый правильный ответ приносит 1 балл команде. Если вы готовы отвечать, то поднимаем руку.

Давайте сегодня вместе попробуем убедиться в том, что традиционные кухни у разных народов различаются, каждая из них формировалась в течение многих веков таким образом, чтобы максимально полно обеспечить организм человека питательными веществами, способствовать эффективному приспособлению к конкретным природным, климатическим условиям жизни.

Как вы думаете природные ресурсы, климатические условия, география страны, влияют на кулинарные пристрастия народов? А образ жизни народа (традиционный вид занятий)? А религиозные верования? А влияние соседних стран?

Приведем несколько примеров, иллюстрирующих влияние этих факторов. Так, в традиционной кухне народов, которые занимались скотоводством и кочевали (казахи, киргизы, буряты), много кисломолочных продуктов, есть сушеное, вяленое мясо. Кочевой образ жизни и жаркий климат не позволяют устраивать специальные приспособления («холодники», «ямы»), где можно хранить молоко и мясо при низких температурах. Сквашивание молока, использование соли для мяса позволяли предотвратить порчу продуктов.

Прежде чем мы начнем путешествие по странам, проведем разминку, попробуем отгадать в каких странах могли появиться пословицы.

Ключ к заданию: 1) русская пословица, 2) японская пословица, 3) итальянская пословица, 4) казахская пословица, 5) голландская пословица.

Хорошо, разминку провели, а теперь в путь.

Чтобы узнать в какую страну мы отправимся первоначально, необходимо ответить на следующие вопросы? Какая команда догадается поднимаем карточку.

  1. Эта страна известна всему миру как «Цветочное королевство»

  2. Эта страна – родина мороженного. Именно из этой страны в Европу рецепт холодного лакомства привез Марк Поло.

  3. Самая многочисленная страна, еще ее называют поднебесной.

Вы уже догадались о какой стране идет речь? (ответы детей).

Это страна Китай. Покажите на карте место расположения Китая.

Блюда китайской кухни известны во всех странах мира. Многие не знают, что единой традиционной кухни в Китае нет. В каждом городе и провинции Китая есть свои секреты приготовления любого блюда.

Главным блюдом Китая считается рис, хотя его не редко заменяют лапшой, приготовленной на пару. Основная роль риса в Китае – это дополнение к любому блюду.

Знаменитое китайское блюдо – утка по-пекински – готовится почти сутки. Основной вкус китайской кухни, кисло-сладкий. Чаще всего у китайцев жаренные блюда, редко встречаются варенные.

Китайские блюда считаются полезными, вкусными, и даже лечебными.

Почти во всех блюдах присутствует множество пряных трав и приправ, которые являются еще и лекарственными.

Еще дна особенность китайской кухни - кажущаяся несовместимость вкусов и ароматов. Например, "говядина с фруктовым вкусом", "свинина с ароматом рыбы", кисло-сладкие огурцы и т.д. Правильно приготовленная рыба не может иметь вкуса рыбы, иначе непонятно, зачем с ней что-то делали.

На особенностях традиционной кухни может отразиться не только изобилие природных ресурсов, но и их недостаток. Своеобразие традиционной японской кухни, (покажите на карте Японию) выражается в широком использовании нетрадиционных компонентов, так как на островах отсутствуют обычные природные источники пищи, характерные для континента. Поэтому жителям приходилось волей-неволей включать в свой рацион грибы, мхи, морские водоросли и т. д. Еще одна особенность японской кухни — обилие сырых продуктов. А почему отсутствует термическая обработка при приготовлении блюд? На островах был заметный дефицит топлива.

Следующая страна, в которую мы попали носит название, которое мы узнаем, отгадав ребус. Внимание на экран. Совещайтесь в командах, но не громко

,, ,

,

,


Конечно, это Индия (кто покажет на карте эту страну).

Основные составляющие индийской кухни – это рис, бобы и пшеница. Лепёшки из муки различных злаков (ячмень, овес, пшеница) заменяют индусам привычный нам хлеб.

Кухня Индии насыщена как острыми блюдами, так и блюдами с нежным вкусом. Индийцы в качестве специй используют травы, корни растений, семена и кору деревьев. Всем известные - имбирь, корица, кориандр и тмин, мята, шафран родом из Индии.

Религия как часть жизни народа также находит свое отражение в традиционной кухне Индии. Религией запрещено употреблять говядину, так как в Индии священным животным является корова. Мясные блюда готовят только из козлятины и баранины.

Для утоления жажды в Индии пьют кокосовое молоко, манговый сок, любимым напитком индусов считается чай с молоком со специями. Обычно пища подается на подносах или на банановых листьях.

Важный фактор, определяющий специфику традиционной кухни — климат. Во многих странах с жарким климатом распространены холодные супы. Так, одним из символов испанской кухни (Где находится Испания?) является «гаспачо» — холодный суп из смеси черствого хлеба, чеснока, оливкового масла, соли и уксуса. Такой суп прекрасно спасал от изнуряющей жары, царящей летом в этой местности, — соединение соли с чесноком и уксусом не давало организму быстро растрачивать свой запас воды, а хлеб и оливковое масло насыщали его калориями.

Работа по группам. Учащимся предлагается прочесть текст раздаточного материала и ответить на вопросы. Результаты выполнения задания обсуждаются. (Приложение 1).

Отправляемся дальше, эта страна богата загадками:

Это-загадочная страна

Песками зыбучими полна

Пирамиды, сфинксы, миражи

Что за страна подскажи?

Это страна Египет. (Показать на карте Египет нам поможет?)

В египетской кухне большое множество блюд, которые можно считать национальными. Основное блюдо - тахина, пюре из протертого кунжута с растительным маслом с добавлением белого тмина. Тахину подают в самом начале обеда, в нее макают лепешку. Основные продукты — это бобы, фасоль, чечевица.

Истинно национальный египетский напиток – каркадэ. Его делают из цветков суданской розы. Получается кисловатый бордовый напиток, напоминающий гранатовый сок.

Следующая страна известна всему миру своими чайными плантациями.

Эта страна Англия. (Где находится Англия?)

Национальная кухня Великобритании очень разнообразна. Чай – традиционный напиток национальной кухни Великобритании.

Среди англичан распространено вегетарианство, кушают только свежие овощи и фрукты, отдают предпочтения овсянке и салатам.

Основные блюда Англии – пудинги, уэльский ягненок, рыба в любом виде, сливки, сыры, заливной угорь, мясо краба.

Физкультминутка.

Устали? Тогда отправляемся на карнавал (физпауза под песню Дон Омара)

Страна карнавалов – конечно же Бразилия. (Покажите на карте)

В Бразилии у жителей каждого региона есть свои кулинарные секреты и особенности приготовления пищи.

Страна богата экзотическими фруктами, рыбой. К экзотическим блюдам можно отнести такие как: тушеная черепаха, паста с креветками, мясо, высушенное на солнце, омары с кокосовым орехом.

Знамениты блюда из аллигаторов. И, конечно же, бразильский кофе. Бразильцы пьют кофе целыми днями, а процедура приготовления приравнивается к ритуалу.

Завершаем наше путешествие и попадаем в следующую страну, а о какой стране я говорю мы узнаем, отгадав кроссворд (данный этап нацелен на развитие коммуникативных ууд) Работаем в командах. (Приложение 2)






1


ш

а

р

л

о

т

к

а










2


к

о

м

п

о

т










3


м

у

с

с















4


с

у

х

о

ф

р

у

к

т

ы





5


ф

р

и

т

ю

р















я











  1. Яблочный пирог?

  2. Напиток из ягод и фруктов?

  3. Взбитое в пену желе, приготовленное из фруктов и ягод?

  4. Высушенные фрукты?

  5. В чем жарят яблоки в тесте?

Правильно Россия, наша любимая, родная страна. (Покажем на карте) Примером влияния на традиционную кухню природных ресурсов может служить русская кухня.

Одними из традиционных занятий на Руси были скотоводство и охота. Поэтому русская кухня содержит большое количество мясных блюд, а также блюд, приготовленных на основе использования продуктов животноводства — молока, сметаны, творога и т. д. Богатые природные ресурсы — обилие рек, озер, леса — также повлияли на традиционное меню — в нем много рыбных блюд, заготовок из грибов, ягод, меда, орехов. В русской национальной кухне много изделий и блюд из зерновых — ржи, ячменя, пшеницы, проса, овса. Прежде всего каши, крупеники, запеканки. Изделия из дрожжевого теста (на Руси рецепт приготовления дрожжевого теста был известен раньше, чем в других странах Европы) — пироги, пирожки, кулебяки, сочни и т. д.

Постепенно — благодаря укреплению торговых связей с другими странами, в традиционном рационе питания появились тыква, баклажаны, кабачки, помидоры, картофель.

Еще одна особенность русской национальной кулинарии — разнообразие приемов тепловой обработки продуктов: варка, тушение, запекание и выпекание. Блюда также готовились и во фритюре — это называлось — пряжение.

Творческий проект «Кулинарные праздники». Педагог предлагает командам принять участие в подготовке и выпуске стенгазеты, посвященной кулинарным праздникам и рецептам блюд, существующим как в России, так и в других зарубежных странах. На Доске и экране представлены кулинарные праздники, домашним заданием к уроку было подготовить рецепты блюд. На выполнение задания отводится ____ минут. После каждая команда выдвигает по 3 спикера для защиты стенгазеты.

Известный исследователь и знаток кулинарии — И. С. Похлебкин утверждал, что существует три основных принципа, на основе которых следует вырабатывать для себя наиболее рациональную систему питания:

- на первом месте — блюда национальной кухни (прежде всего своей);

- блюда знакомые и любимые, традиционные для предшествующих поколений семьи;

- блюда, лично ценимые и приятные каждому (в том числе и относящиеся к другим кухням).

Внимание учащихся необходимо обратить на следующее: Сегодня мы узнали:

• Различия традиционных кухонь, кулинарных обычаев и традиций связаны с особенностями географического положения, климата, а также историей развития самого народа.

• Несмотря на то что традиционные кухни разных народов могут очень сильно отличаться друг от друга, все они обеспечивают организм человека необходимыми питательными веществами.

• Кулинарные обычаи и традиции — часть общей культуры на рода.

Самая активная команда по мнению жюри _________________

Рефлексия

Дети, если вам понравилось путешествие, вы получили удовольствие от урока возьмите конфеты с блюда в виде спелого яблока, вкусного и сладкого. Если не очень, возьмите с блюда кисло-сладкой груши, а если вам совсем не понравилось, то угощайтесь с блюда кислого лимона.




Литература:

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/ Методическое пособие. -М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013,-80с.

  2. https://infourok.ru/zasedanie-kruzhka-razgovor-o-pravilnom-pitanii-1044601.html;

  3. https://infourok.ru/konspekt-klassnogo-chasa-kuhni-raznih-narodov-mira-624815.html;

  4. https://profilib.net/chtenie/92026/maryana-bezrukikh-formula-pravilnogo-pitaniya-metodicheskoe-posobie-14.php


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!