СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В этой статье можно найти требования к публичным выступлениям, правила оформления выступления, правила эффективной аргументации
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения – это результат воспитания в самом широком смысле слова.
Культура общения является неотделимой составляющей частью культуры личности. Она характеризует ценностные ориентиры и нормативные постулаты, нравственные модели общения, суть нравственных и психологических качеств субъектов коммуникативного взаимодействия, способы, инструменты, правила, приемы и формы коммуникаций.
Одним из наиболее значимых показателей степени культурности индивида, его мыслительной деятельности, интеллектуального развития служит речь. Она является одним из стержневых аспектов активной человеческой деятельности в современном социуме и способом познания действительности. Речь представляет собой один из видов коммуникативного взаимодействия, который нужен социуму для их совместно направленной деятельности, в общественной жизни, обмене сообщениями, познании, образовании.
Умение грамотно вести беседу, правильно выстраивать свою речь является одним из важнейших черт личности в качестве социального феномена. Итогом речевой коммуникации говорящего считается текст (в устной или письменной формах). Основными его характеристиками являются цельность, связность и наличие смысловой нагрузки.
На протяжение всей своей жизни человеку приходится выступать выступление перед той или иной аудиторией, излагать какую‑либо информацию, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.
Выделяют 4 вида выступлений по цели:
информационное (цель - сообщение некоторой информации; научный доклад, лекция, монолог учителя при объяснении, ответ ученика на уроке (приветствие);
протокольно-этикетное (цель – соблюдение некоторого общепринятого ритуала, этикета; приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, похвальное слово, слово на траурном митинге, официальный тост и др.)
развлекательное (цель – развлечение собравшихся; тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных путешествиях, смешных случаях из жизни и др.)
убеждающее (цель – убеждение; выступление на научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления).
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер (информационно-убеждающие выступления, информационно-развлекательные и др.).
Виды публичных выступлений по форме:
Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему. Доклады делаются обычно на серьезные, научные, производственные, политические темы. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до двух-трех часов (например, доклады правительства).
Сообщение - небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение - это маленький доклад на частную тему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту какой-либо проблемы. Сообщения готовятся заранее, их надо продумать, почитать литературу.
Выступление - краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 минут, тема выступления может быть выбрана человеком заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке - в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих. В лекции обязательно должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20 -30 минут до часа-полутора (вузовская лекция).
Беседа - развернутый, подготовленный (то есть заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая - не более 20-30 человек, когда слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.
Общие требованиям к публичному выступлению
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:
1. Решительное начало выступления
Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.
2. Драматизм
Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.
3. Сдержанная эмоциональность
Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.
4. Краткость
Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.
5. Диалогичность
Выступление должно представлять собой диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.
6. Разговорность
Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи.
Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией
Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.
8. Понятность главной мысли
Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.
9. Решительный конец
Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.
В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д.
Логико-композиционное построение ораторской речи
Как известно, сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и в снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики. В истории немало великих полководцев, которые, умело разработав стратегию и тактику военных действий, одерживали победу над численно превосходящей армией противника. Как и сражение, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели.
Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.
Композиция речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.
То есть, если тема выступления, к примеру – «Зимние Олимпийские игры», то естественно, аудитория предполагает услышать рассказ о происходящих олимпийских играх, о результатах последних соревнований, об именах новых победителей, а если докладчик будет практически все выступление говорить об истории Олимпийских игр и только последние 2-3 мин скажет о состоявшихся недавно соревнованиях, то слушатели останутся недовольны, т.к. не будут оправданы их ожидания.
Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи:
Принцип последовательности – каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.
Принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны поступенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.
Принцип органического единства – распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.
Принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.
Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная: вступление, основная часть и заключение.
Вступление
Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения.
Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории
- формулируется цель выступления
- кратко излагается история вопроса.
Здесь стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.
Известно, что слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи: одни приходят, потому что их интересует тема, хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости (обязаны присутствовать на данном мероприятии). Первая группа с самого начала готова слушать оратора, другие пришли с целью заняться своими делами. Задача оратора – завоевать внимание всей аудитории.
Различают две части вступления – зачин и завязку.
Вступление различается в зависимости от подготовленности аудитории: в хорошо подготовленной аудитории оно может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Зачин представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени организованности слушателей, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений.
Примеры зачинов:
Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории. Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы … Сегодня наша тема…
Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких выступлений моих коллег по проблемам….. Я сам с удовольствием их послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем.
Здравствуйте! Ну, кажется, все собрались? Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. …Итак, теперь начинаем. Наша тема….
Здравствуйте! О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть!
Добрый день! Ну, я вижу, сегодня нас собралось немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, уже здесь. Думаю, мы уже можем начать…
Завязка – это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.
Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания?
- начать с интересных фактов,
- пословицы и поговорки, крылатого выражения,
- юмористического рассказа,
- притчи,
- рассказа о каких-либо значительных событиях, связанных с темой выступления;
- с вопросов (они помогают втянуть аудиторию в активную умственную деятельность).
- использовать какой-нибудь предмет (например, если тема «Междометие», то докладчик может неожиданно похлопать книгой об стол. После того, как слушатели ахнули, охнули, взвизгнули, удивились, выступающий, улыбаясь, говорит: «То, что вы произнесли, - это междометие. О них и пойдет речь». Или, например, если говорите о новогодней игрушке, то игрушку с елки приносите).
- начать с конкретного примера
- показать, что тема выступления прямо затрагивает интересы слушателей, является чрезвычайно важной для них.
Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, требующий немало усилий.
Главная часть
- излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.
- необходимо строго соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала.
Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, активно пользуются современными ораторами. Обратимся к основным:
индуктивный метод – изложение материала от частного к общему (выступающий начинает речь с конкретного случая, а потом подводит слушателей к обобщениям и выводам. В агитационных выступлениях)
дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному (оратор выдвигает положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. В пропагандистских выступлениях)
метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.
концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу.
ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одном выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.
Каким бы методом оратор не пользовался в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.
Оратору необходимо не только убедить аудиторию, но и повлиять на нее, вызвать соответствующую реакцию, желание действовать в определенном направлении.
Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную точку зрения, то есть осуществляет аргументацию.
Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.
Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.
Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, словом, все, что может подтвердить тезис.
Аргументы «за» должны быть:
правдивыми, опираться на авторитетные источники;
доступными, простыми и понятными;
максимально близкими установившимся в аудитории мнениям,
отражать объективную реальность, соответствовать здравому смыслу
Аргументы «против» должны:
убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики
Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это значит, что надо продумать, с каких аргументов начать, а какими закончить.
Убедительность аргументов
Аргументы должны быть убедительными, то есть сильными, с которыми все соглашаются. Сила, убедительность аргумента - понятие относительное, так как многое зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и других факторов - их пола, возраста, профессии и т. д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.
К таким аргументам обычно относят:
научные аксиомы
положения законов и официальных документов
законы природы
выводы, подтвержденные экспериментально
заключения экспертов
ссылки на признанные авторитеты
цитаты из авторитетных источников
показания очевидцев
статистические данные
В древности к таким аргументам относили показания, добытые под пыткой.
Необходимо также иметь в виду, что слабые аргументы при нисходящей аргументации выглядят лучше, чем при других способах аргументации: как отмечают Е. А. Юнина и Г. М. Сагач, «если «слабые» аргументы употребляются в качестве дополнения «сильных» (а не как относительно независимые), то степень их «слабости» понижается, и наоборот».
Иногда думают, что самое главное в аргументации - найти как можно больше доказательств, аргументов. Но это не совсем как. Латинская пословица говорит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Есть и такая пословица: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. Самое главное - продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько оно серьезно.
Оптимальное число аргументов – три.
Способы аргументации
Можно выделить несколько способов аргументации.
1. Нисходящая и восходящая аргументация
Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.
Нисходящая аргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем - менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. По такому принципу, например, будет построено заявление с просьбой помочь в решении квартирного вопроса: «Прошу обратить внимание на мое бедственное положение с жильем. Я живу... У меня... Прошу предоставить мне жилье».
Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. По такому принципу строится, к примеру, следующее выступление: « У нас в городе много старых людей... Они живут, как правило, на небольшие пенсии... Пенсии все время задерживают... Жизнь непрерывно дорожает ... Государство с оказанием помощи пенсионерам не справляется... Кто поможет старикам?... Множество престарелых нуждается сейчас в срочной помощи... Мы должны немедленно создать специальную службу, чтобы им помочь».
2. Односторонняя и двусторонняя аргументация
Односторонняя аргументация оратором своей позиции предполагает, что либо излагаются только аргументы «за», либо излагаются только аргументы «против». При двусторонней аргументации слушателю, излагая противоположные точки зрения, дают возможность сопоставить, выбрать одну из нескольких точек зрения. Разновидностью способа двусторонней аргументации является так называемый способ контраргументации, когда оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента, предварительно их изложив. Например: «Говорят, что мы не умеем работать, не способны управлять... Что ж, давайте посмотрим на факты..» - и далее этот тезис опровергается.
3. Опровергающая и поддерживающая аргументация
При опровергающей аргументации оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. При этом позитивные аргументы либо не приводятся совсем, либо им уделяется крайне мало внимания в процессе выступления. При поддерживающей аргументации оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.
4. Дедуктивная - от вывода к аргументам и индуктивная - от аргументов к выводу
Аргументация от вывода к аргументам - сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами.
Например: Нам нужно лучше обучать русскому языку. Во-первых, у нас снижается грамотность школьников. Во-вторых, у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых. В-третьих, у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие. В -четвертых.... и т.д.
Аргументация от аргументов к выводу - сначала аргументы, а потом вывод.
Например: Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается грамотность школьников; у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых; у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие и т.д. Таким образом, нам необходимо лучше обучать русскому языку.
В разных аудиториях эффективными оказываются разные типы аргументации.
Правила эффективной аргументации
Будьте эмоциональны
Эмоциональность оратора должна быть обязательно очевидна для слушателей, но она не должна доминировать над самим содержанием его выступления. В связи с этим следует придерживаться следующего правила:
Обращаться к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.
Не злоупотребляйте логическим давлением
Разумеется, логика должна присутствовать в аргументации, но логику лучше «скрывать» за эмоциональной формой изложения, конкретными примерами, юмором и т. д.
Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам
Выступая перед любой аудиторией, старайтесь найти и объяснить слушателям причину, по которой для них должно быть важно то, о чем вы сейчас будете им рассказывать: «болеть наркоманией будет сын соседа, а платить за лечение будете вы» и т. д.
Старайтесь показать реальную пользу для слушателей от ваших предположений или информации - что они смогут сделать, получить - вплоть до деталей: «это поможет вам обрести здоровье», «я научу вас сохранять спокойствие в критических ситуациях», «вы узнаете сегодня, как можно прожить на минимальную зарплату» и т. д. Перед выступлением надо хорошо продумать, какую практическую пользу должны получить слушатели от вашего выступления, и сообщить им об этом.
Персонифицируйте свои идеи
Очень эффективен прием: «превращайте обсуждение идей в обсуждение людей». Данный прием заключается в том, что хвалят или критикуют носителя идеи, а потом уже и саму идею, персонифицируемую им. Ср. такую постановку вопроса: «Кто прав - У или Х?» вместо того, чтобы спросить: «Надо нам ужесточать вертикаль власти или нет?». В логике такой аргумент называют «аргументом к человеку» или «аргументом к публике»; этот прием неизменно демонстрирует высокую эффективность.
Отвлекайтесь в изложении
Нельзя говорить все время только на тему. Вашим идеям необходим «упаковочный материал». В изложении надо слегка отвлекаться, чуть-чуть отклоняться от основной темы, чтобы дать слушателям возможность немного расслабиться.
Используйте парадоксальные аргументы
Во многих аудиториях эффективно использование парадоксов в процессе аргументации. Как писал Гельвеций, «бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Этот прием довольно труден, его необходимо заранее обдумывать и готовить, но подобные аргументы обычно хорошо запоминаются и в силу этого оказываются довольно эффективными. Ср. использование такого приема в рекламе, которую опубликовал американский отоларинголог: «Половина населения США носит очки. Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10.00 до 14.00».
Демонстрируйте некоторое превосходство над аудиторией
Показывайте аудитории свою образованность: умеренно используйте иностранные термины, латинские изречения, цитируйте зарубежных ученых, иностранные источники. Подчеркнем, что это надо делать умеренно, но этот прием, называемый «аргумент к невежеству», нередко оказывается эффективным и повышает убедительность речи оратора.
Будьте лаконичны
Требование лаконичности - одно из важнейших. Краткая, лаконичная речь всегда является более действенной. Краткие выступления хорошо запоминаются и кажутся аудитории более умными и правильными, дают очень большой эффект.
Используйте опережающее обсуждение возражений
Используйте опровергающую аргументацию. Предвидя возражения, лучше изложить их заранее самому «в своей редакции» и показать их слабость. Это обычно делается так:
«Здесь обычно возражают, что...»; «Часто здесь задают вопрос - а почему...», «Я знаю, Х мне возразит и скажет, что...» и т. д. Сначала приведите чужую точку зрения, а потом свою - таким образом, последнее слово останется за вами. Опережающее обсуждение возражений позволяет избегать резкого противоборства. Мы сами формулируем замечание так, как нам удобно, и подаем его аудитории в выгодной для себя формулировке. Оппонент будет при этом «вторичен», он вынужден будет повторяться, а вы сможете сказать: «Я уже ответил на это возражение в своем выступлении».
Ссылайтесь на авторитеты
Ссылка оратора на свой авторитет является наиболее убедительной, особенно если оратор уже известен аудитории как специалист или сумел вызвать у нее доверие. Поэтому очень важно авторитетно представить оратора - как знатока, специалиста, либо он сам должен рассказать о себе: «Я давно занимаюсь этой проблемой...», «Я специально изучаю этот вопрос уже много лет...», «Меня часто привлекают как консультанта по данной проблеме...», «Это тема моей научной работы» и т. д.
Ссылка оратора на общественное мнение может принимать, по П. Соперу, различные формы: ссылка на официально опубликованные сведения, данные социологического опроса, ссылки на народную мудрость (пословицы, поговорки), ссылки на мнение людей, сходных со слушателями (соседи, человек из толпы), ссылка на прецедент (то, что я вам сообщаю, не ново, это давно известно, уже используется, проверено людьми и др.).
Ссылка на авторитет сведущих лиц - это ссылка на мнение экспертов, известных специалистов, знаменитых ученых и политических деятелей.
Используйте наглядные примеры
Использование примеров - это большое искусство. Мы уже говорили, что их не должно быть очень много. Те же примеры, которые оратор приводит, должны быть наглядными - то есть конкретными, легко представимыми, вызывающими зрительный образ, любопытство.
Есть три основных правила приведения примеров:
1. Заострите внимание на примере до его приведения.
2. Не навязывайте аудитории смысл примера (то есть не говорите – «Таким образом, данный пример показывает нам, что...» - аудитория сделает этот вывод сама).
3. Пример должен быть предварительно обработан - сокращен и включен в контекст вашего выступления. Он должен быть кратким и наглядным.
Используйте цифры
Статистические данные, цифровой материал обладают значительной убедительностью практически для любой аудитории и при правильной подаче цифровой информации убедительность речи оратора значительно повышается.
Опирайтесь на наглядность
Известно, что около 80% информации человек получает через зрение. Отсюда - важнейшая роль зрительной стороны восприятия устного выступления.
Наглядность создается в речи оратора как образными примерами, так и прямым применением наглядных средств. Оба средства наглядности ведут к запоминанию содержания речи и в большой степени способствует повышению убедительности речи, так как обеспечивает взаимодействие левого (логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.
Использование наглядных приемов в процессе выступления дает оратору возможность упростить излагаемую идею для ее восприятия и тем самым сделать ее более понятной и убедительной. По данным Е.А.Юниной и Г.М.Сагач, около 20% информации публичного выступления усваивается аудиторией только за счет аудиовизуальных приемов (таблицы, схемы, графики, видеоматериалы и др.).
Использование наглядных средств в процессе устного выступления требует соблюдения ряда правил, основные из которых следующие:
1. Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно.
2. Заранее ничего не выставлять, делать это только в нужный момент.
3. Не включать в таблицы и графики слова, которые не будут всем видны.
4. Не говорить аудитории: «Тут, правда, плохо видно...» - лучше в таком случае вообще не вешать таблицу.
5. Каждая таблица должна иметь крупно написанное название, все надписи должны быть выполнены горизонтально.
6. Статистическим таблицам придавать вид диаграмм, отражающих размеры, тенденции. Самые эффектные графики, как показывают исследования - в форме разноцветных прямоугольников разной высоты.
7. Обязательно словесно увязывать ваши суждения с изображением на таблицах и графиках.
8. Если вы демонстрируете слушателям какой-либо предмет, держа его в руке, держите его на уровне плеч либо на 5 см выше.
9. Если слушатели разглядывают изображение или схему, которые вы повесили, сделайте паузу, дайте им закончить.
10. Не раздавать слушателям никаких пособий и изображений - это отвлекает аудиторию, снижает уровень внимания. Все пособия держите при себе.
11. Пособия убрать, таблицы снять, с доски стереть, как только это стало ненужным, чтобы в дальнейшем это не отвлекало слушателей.
Используйте юмор
Юмор любит любая аудитория. Шутки хорошо запоминаются, они поднимают престиж оратора, располагают к нему аудиторию, снимают усталость и напряжение. Однако нельзя превращать ваше выступление целиком в юмористическое - если только оно не относится к жанру развлекательных выступлений. П. Сопер отмечает, что лучший юмор в публичном выступлении - это оригинальный, то есть свой собственный. Конечно, не каждый оратор способен к такому юмору, но эффективен и заимствованный юмор, следует только делать ссылку на автора шутки или анекдота.
Ф. Снелл сформулировал для ораторов ряд правил «рассказывания смешных историй». Вот они:
1. Рассказывайте только то, что хорошо знаете.
2. Ваша шутка должна быть понятна всем присутствующим.
3. Шутка должна развивать тему вашей речи.
4. Шутка должна быть короткой.
Не пользуйтесь старыми остротами - хуже всего, если аудитория скажет «Старо!».
7. Перед большой аудиторией избегайте пикантных шуток и подробностей. В узком кругу такие шутки допустимы, но в окружении большого количества незнакомых людей многие слушатели чувствуют себя от таких шуток неловко.
8. Не делайте больших пауз для смеха и аплодисментов.
Таковы основные общие правила эффективной аргументации. Соблюдение их даст оратору возможность повысить эффективность своего убеждающего воздействия на аудиторию, обеспечит доступность и запоминаемость сообщаемой информации.
Можно также рекомендовать некоторые практические, чисто «технические» приемы усиления выступления, использование которых может усилить любой текст выступления, независимо от его содержания.
Приемы усиления текста требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению (это так называемые сигналы достоверности, то есть сигналы, повышающие достоверность сообщения, как бы гарантирующие ее):
подача факта как нового («недавно установили», «я только что прочитал, что...», «вчера стало известно, что...»);
подача факта как не сразу осознанного оратором («я сам долгое время в это не верил», «я долго сомневался в этом сам...» и т. д.);
подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов: «экспериментально установлено...», «эксперименты показали, что...» и т. д.;
подача факта как установленного психологами;
подача факта как установленного американскими или японскими учеными;
подача факта как установленного молодыми учеными;
подача факта как установленного московскими или ленинградскими учеными;
упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком;
упоминание фамилий ученых, установивших этот факт, особенно иностранных;
ссылка на то, что об этом говорил еще Петр I, И. Грозный, Я. Мудрый, Л. Толстой;
подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас («еще в ХVI веке использовали этот метод..», «об этом знали еще в ХIХ веке...» и т.д.).
Список подобных приемов должен быть дополнен. Отметим, что эти приемы имеют яркую национальную окраску - они «работают» в русской аудитории, но будут во многом иными в американской, японской и др. Скажем, в Европе эффективна ссылка на Библию, в нашей аудитории - нет и т.д.
Заключение
Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи.
Существует «закон края»: лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения.
Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», «Вот, собственно, и все, что я хотел сказать», «Пожалуй, на этом закончу». концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок. Речь следует заканчивать плавно, не сообщая об этом. Концовку речи надо готовить тщательно, иначе речь будет казаться смазанной. Концовку, словно прощальный поклон артиста, необходимо отрепетировать, знать почти наизусть.
Как можно закончить свое выступление:
Резюмировать (Кратко повторить основные положения, которые затрагивали в своем выступлении).
Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память, и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.
Сделать четкие и точные выводы, в которых убедительно приводятся цифры и факты.
Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.
Создать кульминацию.
Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.
Сделать слушателям комплимент, поблагодарить за внимание.
Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет комплимент аудитории.
Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».
Обращение к слушателям
Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.
Вызвать смех.
Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.
Прочитать подходящие стихотворные строки.
Использовать уместную цитату, закончить остроумным афоризмом.
Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».
Призвать к действию.
Иллюстрация
Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить.
Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего (как в музыке последний аккорд).
Как не надо заканчивать выступление?
Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает.
Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др.
Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано.
Нельзя обрывать речь без заключения и уходить.
Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.
Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.
Работа над речевой формой выступления
Необходимо предварительно поработать над написанным вами текстом выступления, чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения. Подобная работа над текстом называется в риторике «орализация текста» (от англ. оral – устный), то есть «превращение письменного текста в устный». Можно говорить об определенных правилах орализации, которым рекомендуется следовать при работе над речевой формой выступления.
Разговорность стиля
Книжные и официальные слова надо постараться в процессе подготовки выступления заменить на стилистически нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору. Так, вместо «в условиях конспирации» лучше сказать «в условиях секретности». Вместо «в прессе» можно сказать «в газетах», вместо «средства массовой информации» – «газеты, радио и телевидение», вместо «прессинг» – «сильное давление» и т.д.
Простота изложения
М.Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и ее надо для слушателей максимально упростить.
Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова, но их не должно быть много и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово нужно понятно объяснить – дать определение простыми словами, назвать синонимы, близкие по значению слова и выражения, привести пример его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях.
Объяснение сложных слов и понятий через простые называется приемом популяризации. Владение данным приемом является важнейшим условием подготовки эффективного устного текста.
Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте устного выступления (прием упрощения синтаксиса). Текст надо строить с использованием более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы (последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления). Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Известно, что лучше воспринимаются слушателями предложения, не превышающие 13-15 слов.
Приведение цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении.
1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.
2. Цифры лучше округлять.
3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции
(например: сейчас население нашего города в три раза больше, чем до войны).
4. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: «по площади как Москва», «такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года» и т. д.
5. Необходимо точно указывать источник приводимых статистических данных.
Конкретность лексики
Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, конкретизируя их, то есть заменять на более конкретные, (прием конкретизации). Вместо того, чтобы сказать «Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы», лучше сказать «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров» и т.д. Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.
Вместо существительных, где это можно, лучше употреблять глаголы:
вскрытие - вскрыть, обеспечение - обеспечить, достижение - достичь,
улучшение - улучшить, что делает восприятие более конкретным и наглядным.
Конкретизация также касается формы «упаковки» идей оратора. Для повышения внимания слушателей, для придания речи наглядности, образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, вводя идею, можно приводить конкретные подробности, касающиеся появления этой идеи у оратора. Так, вместо «Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне…» можно сказать так: «На прошлой неделе, когда ехал на дачу, на автостанции я увидел своего старого приятеля, с которым вместе когда-то работал и которого не видел более 20 лет. Естественно, стали спрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он, представляете, рассказал мне…».
Разнообразие номинативных средств
Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Конечно, без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их.
К важным риторическим фигурам относится повтор - «учиться, учиться и еще раз учиться». Повтор ведет к запоминанию (вспомним – «повторение - мать учения»); однако установлено, что механический повтор мысли четыре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным, нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме.
Пример эффективного повтора в видоизмененной форме: мы должны изложить народу все факты; наш долг - дать народу полный отчет; народ должен все знать; надо сказать народу правду.
Риторические фигуры
Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.
Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!» Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» некоторую идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как, впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи.
Есть и другие риторические фигуры.
Анафора - риторическая фигура, которая предполагает одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д.
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто – в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто.
Градация - расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.
Антитеза - риторический прием, заключающийся в противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет - народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет.
Перечислительный ряд: группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. Для того, чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный ряд должен быть достаточно длинным - 4, 5, 6 членов и более; представление «много» у аудитории начинается обычно после трех.
Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия повышает доступность мысли для аудитории, но не усиливает убедительности мысли. Аналогия не является доказательством.
Гипербола - преувеличение (заведомое), например, нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.
Инверсия - изменение привычного порядка слов: никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.
Все перечисленные риторические фигуры способствуют усилению воздействующей силы устного выступления. Любой из этих приемов будет особенно эффективен, если он – один, если краткое выступление построено на одном этом риторическом приеме. Слишком большое число риторических фигур в устной речи либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры в устной речи следует с осторожностью.
Передача графических знаков в устной речи
Если в тексте подготовленного выступления есть слова в кавычках, то при устном воспроизведении такие слова читаются обычно с помощью фраз «так называемый», «так сказать», либо выделяются особой иронической интонацией. Иногда говорят - «в кавычках».
Например: И вот эти так называемые (варианты: так сказать, в кавычках) «борцы за народное счастье» сейчас опять претендуют на место в областной думе.
Психологическая и физическая подготовка к выступлению
Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.
Следуйте следующим рекомендациям.
1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели.
2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно в первую очередь то, ЧТО вы говорите, а не то, КАК вы говорите. Ваша особа их не так сильно интересует, как вам кажется.
3. Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» (это укрепит вашу уверенность).
4. Не готовьтесь в день выступления.
5. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел - это рассеет ваше внимание.
6. Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением.
Вспомним Остапа Бендера писателей Ильфа и Петрова - как известно, когда он был голоден, он испытывал «приступы красноречия». Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.
7. Организационный момент в аудитории
Во-первых, в аудитории обязательно должен быть свежий воздух. Если душно - не начинайте, пока не проветрите, даже если придется для этого оторвать время от вашего выступления.
Во-вторых, надо, если возможно, побеспокоиться о приятном фоне. Самый благоприятный фон для публичного выступления - темно-синий занавес, по возможности из тяжелого материала, тяжелой ткани. Вообще на темном фоне выступать лучше - он способствует концентрации внимания слушателей на ораторе. Не рекомендуется выступать на фоне цветов, особенно красных, - они отвлекают и возбуждают слушателей.
В-третьих, позади вас должен быть минимум мебели, каких-либо других предметов. Если все-таки они позади вас есть, постарайтесь отойти от них как можно дальше. Не должно быть мебели и по бокам; лучше выдвигайтесь вперед по направлению к слушателям. Вы должны стоять перед ними в полном одиночестве - тогда все их внимание будет направлено на вас. Ни в коем случае нельзя иметь за своей спиной что-либо движущееся -президиум, каких-либо посторонних людей или слушателей и даже форточку, движущуюся в такт речи.
Следите за освещенностью: свет должен быть направлен на вас спереди; оратор должен находиться в самом освещенном месте зала, так как аудитория хочет видеть мельчайшие подробности. Ни в коем случае не стойте среди слушателей - стойте перед всеми слушателями.Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной, например, рядом с трибуной Слушатели, как правило, любят, когда оратор показывается во весь рост.
Ф. Снелл указывал: «За то короткое время, пока вы стоите перед ними, люди захотят узнать о вас как можно больше». Д. Карнеги подчеркивал: «При выступлении не садитесь за стол. Люди хотят видеть вас во весь рост. Они будут даже вытягивать шеи, чтобы увидеть вас полностью». И надо дать им эту возможность. Желательно, чтобы слушатели, сидя перед вами, не могли видеть входную дверь - опаздывающих, заглядывающих и т.д.
Не берите в свои руки организацию и управление, пока все не будет готово и вас не объявят - пусть обо всем заботится организатор. Оратор до объявления его выступления должен вести себя как посторонний; для него все должно быть подготовлено: «и лишь когда все готово - вы вступаете, и дело завертелось. К заминкам, томительному ожиданию вы отношения не имеете» (Е. Ф. Тарасов). Взяв микрофон, не выпускайте его из рук. Если кто-либо из администрации попытается взять микрофон - деликатно не давайте, пусть он изложит вам суть дела, а вы решите, давать ему микрофон или нет. При этом никогда не объявляйте ничего за администрацию или организатора, даже если они вас об этом просят - в таком случае закончите свою мысль, а затем передайте им микрофон. Если вы объявите обед и будут неувязки или вопросы, то все претензии будут к вам. Придется объяснять, что вы тут ни при чем, и ваша репутация пострадает, вы вызовете раздражение слушателей.
Начиная выступление, ни в коем случае не демонстрируйте какого-либо недовольства - численностью собравшихся, подготовкой помещения, опаздывающими слушателями и т. д. Никогда не делайте замечаний аудитории в целом!
Никогда не начинайте «с ходу» - дайте аудитории хотя бы секунд тридцать, чтобы она вас рассмотрела, привыкла, дайте аудитории это время постойте немного. Поправьте стул, трибуну, разложите записи, закройте или откройте форточку, поправьте или проверьте микрофон, подождите, пока стихнет шум, кивните кому-нибудь из аудитории (даже если вы никого и не знаете). Пойдите навстречу интересам слушателей - если просят, выразите готовность работать без перерыва, закончить пораньше, отпустить пораньше кого-либо, кто спешит и т. д. Это всегда настраивает аудиторию в пользу оратора.
И еще один важный вопрос - как быть, если в помещении народу немного, но все сели в задние ряды, а передняя часть аудитории пуста? С такой проблемой ораторы талкиваются очень часто, особенно в незнакомых и малознакомых аудиториях, при разнородном составе слушателей.
Если передние ряды в аудитории пусты, оратору необходимо подойти к основной массе слушателей.
Если при этом окажется, что несколько человек остаются совсем в стороне, именно им можно предложить сменить свое место; при этом они вынуждены будут перейти назад, а не вперед. Такой подход демонстрирует уважение оратора к слушателям и, кроме того, усиливает его коммуникативную позицию в данной аудитории, располагает аудиторию в его пользу.
8. Несколько практических приемов борьбы с волнением:
повысьте эмоциональность речи;
повысьте громкость речи;
повысьте энергичность и темп речи;
дышите ртом и носом одновременно;
шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;
возьмитесь за стул, трибуну, край стола;
зажмите в кулак монету;
возьмите мел, указку;
пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты).
И еще: не извиняйтесь за мелкие оговорки, их слушатели не зафиксируют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение.
Поведение оратора в аудитории
Есть известная поговорка - «по одежке встречают, по уму провожают». Если бы это было всегда так... Эта поговорка верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковым не является. Отсюда огромная роль первого впечатления для оратора.
Что надо знать о первом впечатлении?
Во-первых, первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается, ему хочется поддаться. Во-вторых, первое впечатление может быть далеко от истины, ошибочно. В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится. В-четвертых, оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора. В-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ. В-шестых, у вас не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.
Ораторская индивидуальность
Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую - то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор – понравится и то, что он проповедует. В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других. Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью - идеи этой личности.
Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в манере выступления оратора:
оратор не должен выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.); избыточно возбужденным;
оратор не должен демонстрировать: беспомощность, нерешительность;
оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).
Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям.
Энергичность изложения
Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, - советовал Д. Карнеги. - Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», -советовал он.
Физическая бодрость, подвижность
Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.
Уверенный внешний вид
Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. «Имейте уверенный внешний вид -он действует на слушателей положительно», - призывал ораторов П. Сопер. Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Д. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты».
Дружеский, интимный тон
Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.
Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».
Голос выступающего должен быть энергичным и отражать энергию выступающего. В голосе должен быть напор, в нем должно чувствоваться усилие, некоторый призыв следовать за мыслью.
Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Необходимо иметь в виду, что если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко - о его агрессивности. И того, и другого надо постараться избежать. П. Сопер давал такой совет: «говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно».
Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что говорите громче обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно.
К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования.
Во-первых, она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления. Во-вторых, интонация должна соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично - и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к его словам.
Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп.
Следует избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.
Оратор должен владеть высокой культурой речи.
Нужно соблюдать нормы ударения и произношения.
Нельзя нарушать лексическую сочетаемость слов (н-р, имеет значение, играть роль, оказать помощь).
Нужно учитывать стилистическую окраску слова (т.е избегать неоправданного использования сочетаний и предложений официально-делового стиля – канцеляризмов, штампов. Н-р: Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита, За неимением красной розы жизнь моя будет разбита; за неимением, ввиду – канцеляризмы. По прибытии – Когда приехал… ).
Использовать фразеологизмы, но не искажая (Эти мысли пришли в его мозг постепенно – не правильно. Фразеологизм «приходят мысли в голову»)
Соблюдать морфологические нормы (армян, башкир, вольт, аршин, цыган, солдат, ампер, узбеков, гектаров, килограммов, помидоров…)
Правильно употреблять числительные в речи (полученными 500 рублями, около 200, с 2475 избирателями).
Не нарушать синтаксические нормы. Например: Мы любим и гордимся своей Родиной (вместо: Мы любим свою Родину и гордимся ею).
Важно не только владение нормами правильной речи, но и умение ощущать речь в звуке. Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову.
Восприятие речи зависит прежде всего от темпа ее произнесения.
Темп – это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени.
Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. А ведь им нужно осознать поступающую информацию, т.е. понять ее и запомнить основное содержание высказывания.
Оптимальное условие легко воспринимаемой речи – средний темп произнесения (100-120 слов в минуту). Иногда важную мысль целесообразно и повторить.
Плохо воспринимается слишком медленный темп речи (оратор будет вызывать скуку и раздражение).
Сила голоса также важна для оратора. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. В то же время чрезмерно громкий, крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного. По высоте голос может быть низким, высоким и средним, это зависит от его природы. Главное, чтобы он был естественным.
Нужно избегать монотонности, т.е. делать смысловые акценты, меняя темп речи.
Оратору необходимы ясность и четкость произношения. В устной речи часто звуки произносятся нечетко, концы слов проглатываются. Например, теперь как [т’эр’], говорит как [гр’ит] и т.д. Слова должны произноситься четко и ясно, т.е. выступающий должен обладать хорошей дикцией. Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки.
Тренировка дикции оратора
Винную пробку нужно зажать между передними зубами (2-3 мм за линию зубов), рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).
Эффективен бег с наушниками в ушах с повторением за диктором всего, что он говорит. При беге вы запыхаетесь, это создаст дополнительные трудности для речевого и дыхательного аппаратов. По окончании тренировки вы сможете насладиться четкой дикцией, которая будет получаться сама собой.
Скороговорки – не совсем приятно, но отлично улучшает дикцию. Результаты слышны уже на 3-й день и остаются они надолго, если продолжать развивать дикцию. Важное условие: говорить их нужно громко.
Не старайтесь произносить скороговорку сразу быстро. Сначала освойте ее в медленном темпе, читайте по слогам, затем переходите на средний темп, и только потом произносите скороговорку с ускорением.
Попробуйте произносить скороговорку с разными интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни.
Подключите к скороговорке движение: приседайте, прыгайте, танцуйте.
Спите в очках для сна – они способствуют расслаблению всех мышц лица, в том числе губ и челюсти. Это улучшает дикцию.
Тренировка голоса дается легко, если делать артикуляционную гимнастику. Она разрабатывает язык, губы, щеки, нёбо, нижнюю челюсть и помогает сделать вашу речь четкой и приятной для слуха.
Развитию артикуляционного аппарата способствует чтение вслух, оно помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.
Для чистого формирования звуков разрабатывайте язык: «почистите» языком десна, сделайте «уколы» языком в щёки, поводите по нёбу, вытягивайте язык, пощелкайте им.
Резко опускать нижнюю челюсть.
Разминка для щек: надуть щеки, «покатать» воздух внутри рта, потом сбросить напряжение сделав «тпруу».
Звучание голоса зависит от правильного дыхания, которое определяет, насколько приятным будет ваш тембр.
Для тренировки нижнего диафрагматического дыхания («животом»). Стать прямо, ноги на ширине плеч, расслабьте плечи и голову. Обхватить руками плечи сжимая грудную клетку, пальцы плотно прижать к лопаткам. Дышать животом, вдыхая через нос, выдыхая через рот, пальцы не должны сдвигаться, плечи не должны подниматься а локти двигаться.
Стать прямо, руки выпрямить перед грудью, ладони развернуть друг к другу. Глубоко вдыхать через нос и резко разводить руки в стороны, потом медленно сводить руки и выдыхать через рот со звуком «зззззз». Когда ладони коснутся друг друга – отпустить дыхание.
Чтобы «разогреть» голос, нужно стать прямо, расслабиться, дышать животом. Сложить ладони как рупор, «показать» горло врачу, опустить гортань, вдохнуть и произнести «ааааауууу». Сделать несколько раз, увеличивая громкость, но не напрягаясь.
Если голос звучит напряженно и его нужно расслабить — откройте рот, расслабьте мышцы лица, вдыхайте и выдыхайте, покачайте челюстью вниз-вверх 4-5 раз. Можно также издать скрип, похожий на звук открывающейся двери, при этом челюсть опущена, а зубы не должны быть сомкнуты.
Используйте скороговорку – проговорите «лри-лрэ-лра-лро-лру-лры», сперва медленно затем ускорьте. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Затем расслабить мышцы рта — произнести на выдохе «Тпруу».
Невербальное общение
Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду в вербальными (словесными) используют жестикулярно-мимические средства, т.е. невербальные. Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используется 55-65%, а вербальных, соответственно, 35-45%.
Мимика
- это движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
- позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот говорят об удивлении;
опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Для каждого участника беседы важно уметь расшифровывать и понимать мимику собеседника. Важно также и знать, в какой степени он сам владеет мимикой.
Жесты
- невербальное средство общения.
- сопровождают звучащую речь, уточняют сказанное, придают выступлению выразительность, эмоциональность. Жесты могут заменять словесное высказывание: кивок головой означает согласие, повороты головы вправо-влево – несогласие, махание кистью руки – прощание.
- это движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.
Жесты делятся на:
Указательные -чаще всего уточняют указат. мест.: тот, та, этот, там, тут, здесь, сюда (принеси ту книгу, открой то окно). Без указательного жеста невозможно выполнить такую просьбу. Если жест отсутствует, то тот, к кому общаются с просьбой, обязательно переспросит (какую книгу? Какое окно?). Некоторые злоупотребляют жестами, часто в разговоре пальцем показывают на то, о чем говорят: Дождь будет, (указательный жест) тучи на небе. Такое использование жеста говорит о недостаточном воспитании человека. Особенно неприличным считается, когда обращаются к кому-то с вопросом или просьбой и показывают на него пальцем (Ты (указ.жест), мальчик, пересядь в первый ряд. Вы (указ.жест) не знаете, где ближайшая аптека? | Изобразительные - показывают размер, величину, форму того, о чем идет речь. Н-р: «У меня кончилась» (изображается, как чистят зубы). Значит, речь о зубной пасте. «Ты спрашиваешь, что такое винтовая лестница? Она вот такая» (делает вращательные движения правой рукой по вертикали). Конечно, можно сказать: «Лестница, идущая спирально, винтоообразна». Но жест нагляднее, он изображает предмет. - появляются, когда не хватает слов, чтобы описать предмет, состояние человека; если не хватает одних слов по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, неуверенность в том, что адресат все понимает); если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно.
| Символические - условны. Если изобр.жест связан с конкретными признаками, то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу: приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию. Так, при встрече россияне друг другу пожимают руки, мужчина может приподнять или снять шляпу и слегка наклонить голову. Актеры, закончив выступление, делают поклон или, прижав руки к груди, низко кланяются. Такие жесты символизируют сердечное отношение, благодарность, любовь актера к зрителям. |
Эмоциональные - передают разнообразные чувства: волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досаду, недоумение, рассеянность…Н-р: развести руками (недоумение), указать на дверь (обида) | Ритмические - подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи – то, что обычно передает интонация. Пословица «У него слово слову костыль подает» (о человеке с плохо развитой речью) – сопровождается плавным, несколько замедленным движением правой руки в правую сторону | Механические - есть жесты, которые производят неблагоприятное впечатление на слушателей. Н-р: привычка время от времени потирать кончик носа, дергать себя за ухо, поправлять галстук, вертеть пуговицу. Такие жесты отвлекают от содержания речи, мешают восприятию, надоедают, иногда раздражают. |
Для красноречия нужны ежедневные тренировки. Только упорство, труд и большое желание дадут желаемые результаты. Приведу поучительную историю, основанную на реальных исторических фактах.
Демосфен смолоду был косноязычен. Чтобы преодолеть это и научиться говорить внятно и сильно, он поселился в пещере на берегу моря, обрил себе полголовы, чтобы не возвращаться к людям, пока не отрастут волосы, и здесь упражнялся в красноречии. Он набивал рот камешками, чтобы сильнее двигался язык, он говорил на берегу, стараясь перекричать шум прибоя, он говорил, поднимаясь в гору, чтобы научиться правильно дышать.
И он добился своей цели. Главным его соперником был оратор Эсзин. Когда они сошлись в суде на решающем процессе, то Демосфен получил такое большинство голосов, а Эсхин меньшинство, что по правилам Эсхину пришлось покинуть Афины и уйти в изгнание. Он уехал на остров Родос. Любознательные родосцы попросили его повторить перед ними свою речь. Эсхин повторил. Пораженные родосцы спросили: «Как же ты после такой великолепной речи оказался в изгнании?» Эсхин ответил: «Если бы вы послушали Демосфена, вы бы об этом не спрашивали».