СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Культура речи педагога". Презентация для консультации педагогических работников ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация консультации для педагогических работников ДОУ. Речь педагога - пример для подражания детьми!

Просмотр содержимого документа
«"Культура речи педагога". Презентация для консультации педагогических работников ДОУ.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   « Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска» Консультация для педагогических работников ДОУ Тема: « Культура речи педагога – образец для подражания» Подготовила:  учитель-логопед  I квалификационной категории  Тимофеева Виктория Алексеевна 2016-2017 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»

Консультация для педагогических работников ДОУ

Тема: « Культура речи педагога – образец для подражания»

Подготовила: учитель-логопед I квалификационной категории Тимофеева Виктория Алексеевна

2016-2017 учебный год

Требования к речи воспитателя.   Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, чаще ставить перед собой вопросы: Как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Не форсирую ли я звук, когда обращаюсь к детям? Может ли служить моя речь образцом для ребят?

Требования к речи воспитателя.

Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, чаще ставить перед собой вопросы:

  • Как звучит моя речь?
  • Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми?
  • Нет ли дефектов звукопроизношения?
  • Не форсирую ли я звук, когда обращаюсь к детям?
  • Может ли служить моя речь образцом для ребят?
 Недостатки, встречающиеся  в речи воспитателя.   частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.); использование лишних слов (ну, вот, так сказать, значит); в общении со старшими детьми - подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т. д.), сюсюканье, слащавость бедность языка; многословие; чрезмерная лаконичность; крикливость; шепелявость, гнусавость; злоупотребление иностранными словами; жаргонные слова: реакция воспитателя на шум в группе: Что за базар?

Недостатки, встречающиеся в речи воспитателя.

  • частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.);
  • использование лишних слов (ну, вот, так сказать, значит);
  • в общении со старшими детьми - подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т. д.), сюсюканье, слащавость
  • бедность языка;
  • многословие;
  • чрезмерная лаконичность;
  • крикливость;
  • шепелявость, гнусавость;
  • злоупотребление иностранными словами;
  • жаргонные слова: реакция воспитателя на шум в группе: Что за базар?
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, слушать радио, смотреть телепередачи и т. д.
  • Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.
  • Главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, слушать радио, смотреть телепередачи и т. д.
Звуковая культура речи - это то, чем должен владеть педагог!    Критерии овладения звуковой культурой речи педагогом: хорошая дикция; правильное литературное произношение.  Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) - следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

Звуковая культура речи - это то, чем должен владеть педагог!

Критерии овладения звуковой культурой речи педагогом:

  • хорошая дикция;
  • правильное литературное произношение.

Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) - следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

Правила звукопроизношения: сочетание согласных «сш», «зш» произносятся как удвоенный долгий звук [ш]: бешшумный (вместо «бесшумный»); сочетания согласных «сж», «зж» произносятся как удвоенный долгий звук [ж]: «жжигать» вместо «сжигать», «бежжалости» вместо «без жалости»; сочетание звуков «тч», «дч» произносятся как звук [ч]: «развеччик» вместо «разведчик»; сочетания звуков «сч», «зч» произносятся как звук [щ]: «щастье» вместо «счастье», «расскащик» вместо «рассказчик»; в глаголах окончания -тся, -ться произносятся как -цца: «одеваецца» вместо «одеваться», «дерёцца» вместо «дерётся».

Правила звукопроизношения:

  • сочетание согласных «сш», «зш» произносятся как удвоенный долгий звук [ш]: бешшумный (вместо «бесшумный»);
  • сочетания согласных «сж», «зж» произносятся как удвоенный долгий звук [ж]: «жжигать» вместо «сжигать», «бежжалости» вместо «без жалости»;
  • сочетание звуков «тч», «дч» произносятся как звук [ч]: «развеччик» вместо «разведчик»;
  • сочетания звуков «сч», «зч» произносятся как звук [щ]: «щастье» вместо «счастье», «расскащик» вместо «рассказчик»;
  • в глаголах окончания -тся, -ться произносятся как -цца: «одеваецца» вместо «одеваться», «дерёцца» вместо «дерётся».
 Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка. многообразие гаммы голосовых оттенков помогают ребенку дошкольного возраста глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Интонационные средства: фразовые и логические ударения; паузы; движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи. фразовые и логические ударения; паузы; движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи.

Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка.

  • многообразие гаммы голосовых оттенков помогают ребенку дошкольного возраста глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

Интонационные средства:

  • фразовые и логические ударения; паузы; движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи.
  • фразовые и логические ударения;
  • паузы;
  • движение голоса по высоте, силе, тембру;
  • темп речи.
Фразеологизм лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица; фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность; употребление фразеологизмов, не понимая их истинного значения приводит к возникновению курьезов. Пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.

Фразеологизм

  • лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица;
  • фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность;
  • употребление фразеологизмов, не понимая их истинного значения приводит к возникновению курьезов. Пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.
Примеры фразеологизмов: «работать засучив рукава» «работать спустя рукава» «вставлять палки в колеса» «тянуть канитель» «бить баклуши» «огород городить» «как пить дать»  «остаться с носом» «медвежья услуга»  «держать камень за пазухой»…

Примеры фразеологизмов:

  • «работать засучив рукава»
  • «работать спустя рукава»
  • «вставлять палки в колеса»
  • «тянуть канитель»
  • «бить баклуши»
  • «огород городить»
  • «как пить дать»
  • «остаться с носом»
  • «медвежья услуга»
  • «держать камень за пазухой»…
Эпитеты художественные определения, придающие речи образность, эмоциональность:  «Зима - художница. Вон как разрисовала стекла»;  «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик - белая и пушистая»;  «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле - ситцевое платье: яркое и пестрое»…

Эпитеты

  • художественные определения, придающие речи образность, эмоциональность:
  • «Зима - художница. Вон как разрисовала стекла»;
  • «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик - белая и пушистая»;
  • «Ветки, как лапы»;
  • «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»;
  • «Поле - ситцевое платье: яркое и пестрое»…
Афоризмы (греч.)- это мысль, выраженная в предельно краткой лаконичной форме. В афоризмах человечество накапливает знания в течении всей истории. Афоризмы или «крылатые выражения» помогают глубже воздействовать на слушателя: «Повторение — мать учения»; «Весь мир — открытая задача. Решай — и ждет тебя удача… « (А.А. Гин).  Учить на лучших образцах родного языка - одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. Педагог - активный пропагандист и поборник чистоты родного слова!

Афоризмы

  • (греч.)- это мысль, выраженная в предельно краткой лаконичной форме. В афоризмах человечество накапливает знания в течении всей истории. Афоризмы или «крылатые выражения» помогают глубже воздействовать на слушателя: «Повторение — мать учения»; «Весь мир — открытая задача. Решай — и ждет тебя удача… « (А.А. Гин).

Учить на лучших образцах родного языка - одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. Педагог - активный пропагандист и поборник чистоты родного слова!

Памятка педагогам. 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи. 2. Иметь ясную, четкую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. 4. Стремиться к правильному использованию интонационных средств выразительности с учетом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей). 7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Памятка педагогам.

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться к правильному использованию интонационных средств выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!