СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура России XVII века

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа иллюстрирует развитие культуры России XVII века.

Просмотр содержимого документа
«Культура России XVII века»

 Культура России XVII века

Культура России XVII века

Основные тенденции культуры XVII века Завершение формирования русской народности и единого русского языка (на основе московского говора) Возрастает внимание к человеку, идет накопление знаний Расширение культурных связей с Европой, возрастает число культурных заимствований Тенденция к обмирщению культуры Освобождение от влияния церкви Разрушение религиозного мировоззрения Апелляция к разуму

Основные тенденции культуры XVII века

Завершение формирования русской народности и

единого русского языка (на основе московского говора)

Возрастает внимание к человеку, идет накопление знаний

Расширение культурных связей с Европой,

возрастает число культурных заимствований

Тенденция к обмирщению культуры

Освобождение от влияния церкви

Разрушение религиозного мировоззрения

Апелляция к разуму

Образование, письменность, литература  В XVII веке увеличивается число  грамотных людей.  В первой половине XVII века  появились частные школы.  В 1665 г. – школа грамматического  учения при Заиконоспасском  монастыре (Симеон Полоцкий)  В 1687 г. – Славяно-греко-латинское  училище (академия) первое высшее  учебное заведение в России  (С.Полоцкий, С.Медведев, братья Лихуды)  Славяно-греко-латинская академия

Образование, письменность, литература

В XVII веке увеличивается число

грамотных людей.

В первой половине XVII века

появились частные школы.

В 1665 г. – школа грамматического

учения при Заиконоспасском

монастыре (Симеон Полоцкий)

В 1687 г. – Славяно-греко-латинское

училище (академия) первое высшее

учебное заведение в России

(С.Полоцкий, С.Медведев, братья Лихуды)

Славяно-греко-латинская академия

Письменность  Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин),  учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение).  Создавались библиотеки: государственные (Посольского приказа), и частные (Ордина-Нащокина, В.В.Голицына). Васили Васильевич Голицын

Письменность

Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин),

учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение).

Создавались библиотеки: государственные (Посольского приказа), и частные (Ордина-Нащокина, В.В.Голицына).

Васили Васильевич Голицын

Литература  В литературе XVII века появились новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести - о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. Автобиографический жанр -

Литература

В литературе XVII века появились новые жанры: сатира, драма, поэзия.

Сатирические повести - о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде.

Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого.

Автобиографический жанр - "Житие" протопопа Аввакума.

Симеон Полоцкий

Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, драматург, переводчик, монах-базилианин, московский придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича, один из ранних представителей силлабической поэзии. Сборники: «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный».

Театр  В 1672 году, при Алексее Михайловиче в России был создан театр.  Театр появился под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов. Наталья Кирилловна

Театр

В 1672 году, при Алексее Михайловиче в России был создан театр.

Театр появился под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.

Наталья Кирилловна

Архитектура Церковь Троицы Живоначальной в Троицком- Голенищеве 1644-1645  Зодчество XVII века претерпело значительные изменения. До середины XVII в. – шатровый стиль, в 1652 г. Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов. Образцом стал храм Гроба Господня в Иерусалиме. В конце XVII в. – Нарышкинское (московское) барокко, для которого характерны нарядность, элегантность декора, строгая симметричность, многоярусность, сочетание красного и белого цветов. Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Церковь Покрова в Филях (1690-1695)

Архитектура

Церковь Троицы

Живоначальной

в Троицком-

Голенищеве

1644-1645

Зодчество XVII века претерпело

значительные изменения. До середины

XVII в. – шатровый стиль, в 1652 г.

Патриарх Никон запретил строительство

шатровых храмов. Образцом стал храм

Гроба Господня в Иерусалиме. В конце

XVII в. – Нарышкинское (московское)

барокко, для которого характерны

нарядность, элегантность декора,

строгая симметричность,

многоярусность, сочетание красного и

белого цветов.

Наряду с культовыми постройками из

кирпича и камня стали возводиться

жилые дома и гражданские здания.

Церковь Покрова в Филях

(1690-1695)

"Нарышкинский стиль" тесно связан с узорочьем, но некоторые декоративные мотивы и элементы, несомненно, барочного происхождения.

От архитектуры XVI в. его отличает вертикальная энергия, скользящая по граням стен, и выбрасывающая пышные волны узоров.

Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Характерен двойственный масштаб — одного гигантского, вертикально устремленного, и другого — миниатюрно-детального.

Элементы наружной отделки типично маньеристического стиля использованы не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения ребер, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположное впечатление производят элементы внутреннего декора. Традиционный русский растительный узор приобретает барочную пышность.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе

Архитектура Церковь Троицы в Никитниках

Архитектура

Церковь Троицы в Никитниках

Архитектура Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Архитектура

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Архитектура Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Архитектура

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва

Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва

Изобразительное искусство Иконописец Симон Ушаков был первым, кто сделал свои работы авторскими. На одной из икон 1677 года, он указывает, что написал ее Пимен Федоров, прозванный Симоном Ушаковым. Новый этап в истории русской живописи характерен новыми приемами и подходами к изображаемому предмету. Живопись и архитектура древней Руси впитали в себя мастерство представителей различных школ, в том числе и итальянской. Все они трудились над строительством и росписью кремлевских палат. Новые веяния сделали зодчество, иконопись и другие виды творчества более декоративными, краски стали ярче, образы - пластичнее. При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков, автор «Спаса Нерукотворного», «Троицы» и многих других произведений.

Изобразительное искусство

Иконописец Симон Ушаков был первым, кто сделал свои работы авторскими. На одной из икон 1677 года, он указывает, что написал ее Пимен Федоров, прозванный Симоном Ушаковым. Новый этап в истории русской живописи характерен новыми приемами и подходами к изображаемому предмету. Живопись и архитектура древней Руси впитали в себя мастерство представителей различных школ, в том числе и итальянской. Все они трудились над строительством и росписью кремлевских палат. Новые веяния сделали зодчество, иконопись и другие виды творчества более декоративными, краски стали ярче, образы - пластичнее.

При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи,

живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял

Симон Ушаков, автор «Спаса Нерукотворного», «Троицы» и многих других

произведений.

«Спас Нерукотворный» «Троица»

«Спас Нерукотворный»

«Троица»