СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Византии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока для 6 класса по истории средних веков

Просмотр содержимого документа
«Культура Византии»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа10»



Методическая разработка урока для 6 класса

по истории средних веков.

Тема «Культура Византии».






Автор:

учитель истории

МКОУ СОШ №10

с. Зеленая Роща

Бойко Наталья

Алексеевна




2016 г.






Методическая разработка урока для 6 класса по истории средних веков.

Тема «Культура Византии».

Цели:

1.Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии.

2.Дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, иконописи.

Основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.

Оборудование: иллюстрация «Собор Святой Софии в Константинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь»

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания. Вопросы:

- рассказать о природных, географических условиях Аравийского полуострова, населении и его образе жизни.

-сравнить системы государственного управления норманнов и арабов;

- охарактеризовать объединяющую роль ислама;

-основные обязанности мусульман;

-рассказать об основных завоеваниях арабов;

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1.Исторические условия развития культуры Византии.

2.Образование, научные знания.

3.Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

4.Влияние культуры Византии на соседние страны.

1.Исторические условия развития культуры Византии.

Учитель начинает объяснение нового материала с постановкой проблемного задания: подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития? Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Византия при Юстиниане I», отвечают так:

-Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.

-Византия становится наследницей античной культуры.

-Христианство повлияло на культурное развитие Византии.

2.Образование, научные знания.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для сбора налогов и управления государством.

Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигли власти, высоких должностей и богатства. Потребности в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.

Были организованны церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счёту, церковному пению. Изучали священное писание, труды, древних учёных. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу. В XI веке был открыт первый в Европе университет.

Учитель задает следующие вопросы:

-Чем была вызвана потребность знать жизнь, обычаи других народов, чертить карты?

-Что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.?

Учащиеся могут дать такие ответы:

-Война, торговля, мореплавание;

-Война Юстиниана, изучение трудов античных историков;

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства, учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и иконопись.

АРХИТЕКТУРА

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учебника «Храм Святой Софии в Константинополе» (стр.64).

Какое впечатление собор Святой Софии производит на нас, живущих в XXI веке?

Рассказ учителя:

Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным, но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.

В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово- купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане.

Далее рассказываю о соборе Св. Софии в Константинополе .

МОЗАИКА

Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени.

Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями. ( Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учебнике стр.66)

ИКОНОПИСЬ

Самым главным достижением культуры Византии данного периода явилась иконопись.В храмах, домах появились иконы - изображение Иисуса Христа, Богоматери, сюжет их Священного Писания. Поясняю - основные отличия иконы от картины. ( основное отличие стилистики иконы от реалистической картины - принцип изображения пространства (для примера показываю репродукцию любой картины). Для лучшего понимания прямой и обратной перспективы надо нарисовать или показать учащимся изображение железнодорожного полотна. Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.

На иконе же точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, в параллельные линии на и коне не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Это обратная перспектива. Иконы писали на деревянной основе-доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева - берёза, сосна, дуб, осина, ель.

Если сделать по перечный разрез иконы и посмотреть на неё сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя. Слой первый - иконная доска. Иногда доску наносили на ткань- паволоку. Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом. Слой третий - красочный. Для написания иконы используются темперные краски.

Темпера – краска сделанная на основе порошкообразных цветных пигментов, связывающих веществом которых служит эмульсия, составленная из воды желтка.

Слой четвертый- защитный- натуральная олифа. Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, целесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богоматерь». Эта икона создана в Константинополе в первой трети XII века и привезена на Русь в 1131-1132гг., а в 1155 году перенесена во Владимире, откуда и происходит её название. В византийской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть милосердия, в русской - «Богоматерь Умиление». Богоматерь Умиление - самый лирический образ Богородицы.

Учитель обращает внимание учащихся на следующее: младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает её ручками и нежно прижимается своей щекой к её щеке. Это связано с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о нём матери.

Учитель показывает икону, акцентирует внимание учащихся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее. Поверхность сильно искажена многочисленными реставрациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и это даёт представление о содержании образов и стиле письма. Глаза Богородицы овеяны печально; её образ написан темными красками. Весь облик исполнен большой человеческой скорби и потому и так душевно близок всем.

Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, т.к. он находится на заре своей жизни.

Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство - великая материнская любовь.

  1. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ НА СОСЕДНИЕ СТРАНЫ.

В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Византии на духовное развитие других стран и народов. Государство, принявшие христианство от Византии – Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной мере испытывали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творческие, сочетания их с собственными национальными традициями.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Вопросы и ЗАДАНИЯ.

- Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

- Укажите, в каких направлениях развивались научные знания?

-Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

IV. ИТОГ УРОКА

Домашнее задание: п.7, ответить на вопросы письменно 1-3, с.67.

  • Подготовить сообщения:

  • «Собор Святой Софии в Константинополе». «Икона Владимирская Богоматерь».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!