СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культуро-творческое и эстетическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является  социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Культуро-творческое и эстетическое воспитание»























«ЮНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ»

Авторская дополнительная программа

для обучающихся 2-х классов

внеурочная деятельность

















Пояснительная записка


Музей и есть надежда века –

музей будет действовать душеобразовательно…"

Н.Ф. Федоров, русский философ


Программа курса “Юные музееведы ” рассчитана для обучающихся 2 класса - 35 часов в год (1 час в неделю).

Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа « Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов изобразительного искусства, природоведения, литературы и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога , открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу ), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива школьного музея, что расширяет общий кругозор и знания, дает представление о музейной деятельности. Позволяет получить начальные профессиональные навыки музейного дела.

Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Каждый активист музея должен знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы. Программа предусматривает изучение данных вопросов как необходимого условия для углубления, расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.

Большое внимание в программе уделено экскурсионной подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу в коллективе музея, в их деятельности находит концентрированное выражение как общемузейные, так и чисто педагогические аспекты учебной сущности школьного музея. Экскурсионная пропаганда в школе тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внеклассных мероприятий.

Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.

Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Музеи– одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что содержание программы «Юный музеевед» позволит:

  • познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

  • дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

  • побудить учащихся к созидательной деятельности;

Курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)

  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

  • Принцип интеграции и дифференциации обучения

  • Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)

Цель программы «Юные музееведы»- помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучаю­щимся в их социальном самоопределении, в практи­ческой подготовке к жизни и профессиональной ка­рьере в условиях социальных перемен.

Задачи программы:

- знакомство с историей музейного дела и с музеем Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

  • и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);

  • развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

  • развитие самостоятельности и инициативы.

  • составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

  • исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;

  • интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне.

  • воспитание патриотизма, гражданственности;

  • формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;

  • способствование формированию коммуникативной культуры;


совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.


ОБУЧАЮЩИЕ:


- познакомить с особенностями работы музея Анны Ахматовой ;

- научить рабо­тать с фондовым материалом;

-совершенство­вать умение работать с различными ис­точниками ин­формации, выде­лять главное.





РАЗВИВАЮЩИЕ:

-развивать умения подготовки тематических экспозиций школьного музея к памятным датам,

-развивать коммуникативные и познавательные универсальные действия при работе в библиотеке, архиве, на встречах с участниками исторических событий…



ВОСПИТАТЕЛЬ­НЫЕ:

- способство­вать формиро­ванию потреб­ности в само­развитии;

- воспитывать патриотизм, уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, стремление к самостоятельному исследовательскому поиску.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

2 год обучения - «Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Работа с экспонатами. Изучение музейных фондов»- основной уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. Работа на этом этапе направлена на развитие творческого потенциала в области музееведения, на освоение учащимися профессионального мастерства в музейном деле, накопление теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры своей Родины.





Предполагаемые результаты обучения:


После 2-го года обучения воспитанники должны:

знать

уметь

владеть

- историю музейного дела;


- отличить предметы учета основного и вспомогательного фондов;


-поиском сайтов и знакомством через них с известными зарубежными собраниями (музеями);

-основные термины, применяемые в музейном деле;


- заполнить музейную карточку;



- жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музееведческой деятельности;


- шифровать музейные предметы;




- заполнить книгу поступле­ния;




Формами оценки степени освоения и овладения зна­ниями являются:

  • выступления активистов музея с беседами и лекциями перед учащимися школы, родителями и населением;

  • проведение тематических и обзорных экскурсий по вы­ставкам, экспозициям музея;

  • организация и проведение праздников, вечеров, интерактивных игр встреч;

  • участие в смотрах и конкурсах.

Основной учебной базой для проведения занятий яв­ляется музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, располагающий полноценной много­темной экспозицией, богатым фондовым материалом.


Для реализации образовательной программы необходи­мо:


Материально-техническое обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

- наличие комнаты, зала, музея,

- наличие экспозиции и фондового материала,

- наличие технических средств,

- средства для организа­ции и проведению походов и экскурсий по сбору краевед­ческого материала,



-нормативные документы,

- методические пособия к отдельным темам,

- видеофильмы о музеях,

- литература по краеведе­нию,

- методические разра­ботки экскурсий,

- печатный материал о работе музеев,

- материал на электрон­ных носителях по презента­ции и проектной деятельно­сти музея.

-карты, атласы, наборы открыток


Формы и методы проведения занятий:

  • проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

  • экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

  • поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

  • просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

  • составление словаря музейных терминов,

  • ведение дневника индивидуального краеведческого исследования;

  • разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

  • обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;

  • участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;

  • встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

  • подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;

  • выставка рисунков по материалам экскурсий.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения


п/п

Наименование тем разделов

Всего часов

В том числе

Теория/практика


1

Вводное занятие. Повторение основных терминов и понятий музееведения

2

1

1

1.1

Музей Анны Ахматовой как современный научный и поисково - исследовательский центр

7

2

5

2

Проведение экскурсии по маршруту «В джунглях Фонтанного Дома»

2

1

1

2.1

Интерактивная игра: Я -исследователь, Я -художник, Я-краевед.


2

1

1

2.2

Игра-путешествие .Маршрут «Дыра в пейзаже»

1

-

1

2.3

Задание для групповой работы :подробно узнать об истории Шереметьевского сада и дворца, рассказать об истории своего любимого сада представить сад своей мечты .

2

-

2

3

Музейно-педагогическая мастерская. Дом поэта, посещаемой музой.

6

2

4

3.1

«Сундук с Шереметьевского чердака»

2

1

1

3.2

Интерактивная выставка «Про Чтение»,посвященной детской литературе ХIХ- ХХ века.

4

1

3

4

Выставочная деятельность музея Анны Ахматовой

6

3

3

4.1

Посещение рождественской выставки и спектакля

2

1

1

4.2

Ко дню снятия блокады Ленинграда. Встреча с юными участниками городской военно-исторической конференции.

4

2

2

4.3

Выставка детских работ ,ко дню снятия блокады Ленинграда.

2

1

1

5

Учимся понимать поэзию

4

2

2

5.1

Музейно-педагогическая мастерская «Маленький буксир»

2

1

1

5.2

Групповое составление собственной книги ,где каждый участник создает свою страницу.

2

1

1

6

Музейная мастерская « Веселые чижи».Новое детское издательство

8

4

4

6.1

Я в роли-фантазера-сочинителя, художника, редактора и корректора, переплетчика и журналиста.

6

3

3

6.2

Встреча с детскими писателями и издателями детских книг и журналов

2

1

1

7

Подготовка презентационных материалов

2

1

1

7.1

Заключительное занятие «Мой домашний сундук»

2

1

1


Всего:

35

15

20



.



п/п

Наименование тем разделов

Всего часов


дата

1

Вводное занятие. Повторение основных терминов и понятий музееведения

2





Сентябрь


октябрь

1.1

Музей Анны Ахматовой как современный научный и поисково - исследовательский центр

7

2

Проведение экскурсии по маршруту «В джунглях Фонтанного Дома»

2

2.1

Интерактивная игра: Я -исследователь, Я -художник, Я-краевед.


2

2.2

Игра-путешествие .Маршрут «На своем месте»

1

2.3

Задание для групповой работы :подробно узнать об истории Шереметьевского сада и дворца, рассказать об истории своего любимого сада представить сад своей мечты .

2

3

Музейно-педагогическая мастерская. Дом поэта, посещаемой музой.

6


ноябрь

3.1

«Сундук с Шереметьевского чердака»

2

3.2

Интерактивная выставка «Про Чтение»,посвященной детской литературе ХIХ- ХХ века.

4


4

Выставочная деятельность музея Анны Ахматовой

6


Декабрь

январь

4.1

Посещение рождественской выставки и спектакля

2

4.2

Ко дню снятия блокады Ленинграда. Встреча с юными участниками городской военно-исторической конференции.

4

4.3

Выставка детских работ ,ко дню снятия блокады Ленинграда.

2

5

Учимся понимать поэзию

4


Февраль

март

5.1

Музейно-педагогическая мастерская «Маленький буксир»

2

5.2

Групповое составление собственной книги ,где каждый участник создает свою страницу.

2

6

Музейная мастерская « Веселые чижи».Новое детское издательство

8



апрель

6.1

Я в роли-фантазера-сочинителя, художника, редактора и корректора, переплетчика и журналиста.

6

6.2

Встреча с детскими писателями и издателями детских книг и журналов

2

7

Подготовка презентационных материалов

2


май

7.1

Заключительное занятие «Мой домашний сундук»

2


Всего:

35