МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
КУЛЬТУРА ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Чистякова Лариса Александровна
Учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 43 им. Г. К. Жукова» г. Курска
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
- Федеральный закон от 13.06.2023 N 256-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изменения в статье 41)»
- Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»
- Стратегия развития образования в Курской области на период до 2030 года.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1
Здоровьесбережение (или здоровьесберегающая деятельность) — «целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, предполагающая определенные преобразования, прежде всего интеллектуально-эмоциональных сфер личности, и направленная на повышение ценностного отношения как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих».
Здоровьесберегающие технологии — это «комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс».
2
ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
• формирование культуры здорового образа жизни в школе;
• создание оптимальных условий образовательной среды (гигиенических, педагогических, медицинских и др.);
• обеспечение в организации эффективного образовательного процесса;
• просветительская работа с педагогическим коллективом учреждения по вопросам культуры здоровья, повышение квалификации, переподготовка кадров;
• обеспечение здоровой учебной среды для обучающихся и учителей;
• мониторинг состояния здоровья обучающихся;
• организация питания в соответствии с требованиями нормативных документов в этой отрасли.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩеЙ ПЕДАГОГИКИ
Забота о здоровье учителя и ученика. Необходимо оценивать свои средства, методы и технологии с точки зрения их воздействия на состояние (в первую очередь психофизиологическое) всех субъектов образовательного процесса.
Соответствие предлагаемой учебной нагрузки возрасту и возможностям обучающихся.
Успех мотивирует двигаться вперёд: необходимо акцентироваться на положительных результатах обучающихся.
Start
Ответственность. Одна из главных задач учителя — помочь ученику осознать тот факт, что он сам является ответственным за свое здоровье.
Преемственность и непрерывность. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ведется из урока в урок, последовательно и постоянно.
«Не навреди»
Участие педагогов и обучающихся в выполнении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
Кроме непосредственного проведения уроков, администрация школы и сообщество учителей должны: активизировать работу по формированию у детей, подростков и молодежи мотивации к сохранению здоровья в современном образовательном пространстве через участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, реализацию программ дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, в выполнении нормативов ГТО.
Участие педагогов и обучающихся в выполнении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
Областная Спартакиада участников образовательных отношений
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
Учителя предметники (классные руководители) должны поддерживать массовые акции различного уровня (в качестве примеров: «Спорт против наркотиков», «ЗаБег.ru», «Кросс Наций», «Лыжня России» и т.п.). Педагоги должны стать примером для своих учеников. Самостоятельно участвовать в различных спортивных мероприятиях (спартакиады, выполнение норм ГТО).
Это поможет обучающихся общеобразовательных организаций включиться в сеть соревнований различного уровня, которые оказывают влияние на мотивацию их вести здоровый образ жизни. Ведь личный пример педагога – лучшая мотивация к формированию культуры здорового образа жизни учащихся.
Областная Спартакиада участников образовательных отношений
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
Областная Спартакиада участников образовательных отношений
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
Областная Спартакиада участников образовательных отношений
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
Самовыражение и самоутверждение, стремление стать лучше, быть лидером!
МОТИВЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ К ДЕЙСТВИЮ
Укрепление здоровья
Отвлечение от проблем, и снижения уровня стресса
Общение со сверстниками
Необходимость общественного признания
Получение бонусов предоставленных мотивационной программой комплекса ГТО
Получение наград за участие в соревнованиях со своими друзьями
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ
Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательной организации должна учитывать потребности и интересы школьников в области дополнительного образования и внеурочной деятельности, календарь городских и региональных соревнований, а также план воспитательных мероприятий школы, района, города и т.п., в том числе и для того, чтобы синхронизировать работу по формированию здорового и безопасного образа жизни у школьников по всем направлениям деятельности организации.
Для динамического наблюдения за состоянием здоровья обучающихся требуется участие медицинских работников, так как уровень физической подготовленности школьников также является способом оценки состояния здоровья обучающихся. И это необходимо учитывать.
Просветительско-воспитательная работа в области здоровьесбережения должна быть систематизирована. Для этого необходима координация усилий учителей физической культуры, других педагогов образовательной организации, школьного психолога и советника по воспитанию. Кроме того, взаимодействие методических объединений учителей физической культуры с детскими общественными организациями (например «Движение Первых», «Юнармия») могло бы обогатить как содержание воспитательной работы в области ЗОЖ внутри школ, так и внутри общественных организаций.
В рамках школьных этапов всероссийских соревнований «Президентские состязания» можно провести массовый контроль показателей физического состояния школьников, а в рамках сдачи комплекса ВФСК «ГТО» — контроль показателей взрослого контингента (родителей и педагогов), что позволит делать выводы о состоянии физического здоровья различных групп населения. Не исключается и организация районных (микрорайонных) рейтингов образовательных учреждений на этой основе для вовлечения участников.
Уважаемые коллеги!
Самое ценное у человека – это жизнь,
а самое ценное в жизни – это здоровье