Открытый урок по обществознанию в 11 классе.
Тема; «Культура и духовная жизнь общества». Подготовка к ЕГЭ
Цель урока; закрепить и обобщить знания учащихся по теме.
Подготовка к ЕГЭ (умение работать с бланками ответов).
Задачи: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии;
Формировать отношение к материальным и духовным ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего.
Дата проведения урока:13.11.09 года Оборудование: раздаточный материал, проектор
Ход урока;
Оргмомент.
-Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ. Закрепим знания по теме «Культура и духовная жизнь общества».
- На уроке мы проработаем наиболее сложные задания в части А, умение оценивать различные суждения о культурных процессах с точки зрения общественных наук; в части В умение установить соответствие между характерной чертой и сферой культуры, между признаком и отраслью культуры, умение распознавать термины и их составляющие: соотносить термины с родовым и исключать лишнее; в части С уметь давать определение и составлять предложения с данным понятием.
II. Политинформация.
-Как и на каждом уроке, сейчас проведем политинформацию. Это нам поможет в работе над частью С.
- Из новостей назвать события политические, экономические, культурные.
(Учащиеся называют по очереди )
III. Работа с частью А.
- В части А к повышенному уровню сложности относятся тесты оценивание суждения.
Особые затруднения вызывают задания, которые не содержат правильного ответа, и оба варианта суждения являются неверными.
Тест №1 Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Произведения духовной культуры не существуют в материальной форме.
Б. Произведения материальной культуры всегда практически применимы.
1) верно только А 20
2)верно только Б
3) верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Ответ.
- Правильный ответ на данное задание поможет дать знание определение духовной культуры.
Духовная культура- это совокупность духовно-нравственных, религиозных ценностей, достижения науки, философии, произведения литературы и искусства, мировоззрение.
Следовательно говорить, что произведения духовной культуры не существуют в материальной форме нельзя, исходя из определения мы видим , что духовная культура существует .
Ответ А неправильный.
Второе суждение тоже неправильное, потому что не всегда произведения материальной культуры применимы в обществе.
Правильный ответ 4.
Тест №2 Выполним самостоятельно.
Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям.
Б.Для всех явлений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.
1)верно только А
2)верно только Б
3) верны оба суждения
4)оба суждения неверны.
Ответ.
-Для того чтобы правильно выполнить данное задание, следует обратиться к содержанию понятия массовая культура.
Напоминаем: Массовая культура - производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление.
Поэтому правильный ответ Б, А не правильный ответ потому что оно обращено на узкий обзор.
-А сейчас проведем физ- ку «Тренировка для глаз» .
IV . Работа с частью В.
- В задании В 3 требует умение устанавливать соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции второго. 21
Характерные черты Сферы культуры
А) стремление к достоверности 1) наука
Б) обоснованность предложений 2) искусство
В) субъективность
Г) чувственное отражение реальности
Начинать работу по выполнению данного задания целесообразно с раскрытия сущности понятий наука, искусство.
Наука – сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение, обоснование, систематизацию объективных знаний о мире, одна из форм общественного сознания.
Искусство –форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению мира, к его воспроизведению в образах и символах, опирающихся на творческое воображение.
Знание этих определений дает ключ к выполнению задания поскольку они содержат необходимую информацию, являющуюся ориентиром для установления соответствия между понятиями и характерными чертами. Правильно оформляем таблицу в соответствии с требованием.
В 3. Над следующим заданием работаем самостоятельно.
Установить соответствие.
Признак. Отрасль культуры
А) образность 1)наука
Б) логическая доказательность 2) искусство
В) эстетическое освоение мира
Г) Воздействие на эмоции
Д) комплексное описание объекта.
Заполняем правильно таблицу.
Ответ.
ИКТ. 22
В задании В 2 приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, связаны с понятием «мораль». Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мораль». Самостоятельно.
Социальная норма; право; добро и зло; духовность; санкции.
Ответ.
-Социальная норма – правило поведения, которое регулирует отношения между людьми в процессе их совместной деятельности жизни выработанное отдельной группой или обществом в целом.
-Право- система общеобязательных правил поведения, установленных или призванных государством и охраняемых силой его принуждения.
-Духовность- преобладание в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных качеств, ценностей над материальными запросами.
-Санкции- средство поощрения или наказания стимулирующие человека соблюдать социальные нормы, реакция со стороны окружающих на поведение индивида или группы людей.
- Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства интересов отдельной личности и всего общества.
-Соответственно, исходя из представленного определения право не связано с понятием «мораль»
-А сейчас проведем физ-ку « Снять нагрузку с позвоночника». Проводит Алмаз.
V. Работа с частью С.
С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»?.
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о мировых религиях.
-При выполнения данного задания учащиеся допускают такую ошибку. Первое требование данного задания «Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? предполагает дать определение понятия «мировые религии»?, второе требование «Составьте два предложения , содержащие информацию о мировых религиях.» с опорой на знания обществоведческого курса.
В результате сколько предложений должно получиться.
Ответ.
- Три.
Определение понятия «мировые религии»- это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих.
Предложения:
- К мировым религиям относят Буддизм, христианство, ислам. 23
-Самая древняя из мировых религий это буддизм.
-Мировые религии обращены к каждому верующему лично, их постулаты понятны, каждый верующий может увидеть путь личного спасения.
VI. Домашнее задание.
-Дома напишите сочинение эссе на тему « Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П. Сумароков.)
Вспомним памятку написания сочинения эссе.
Памятка.
А) интерпритация высказывания (перефразировать другими словами.)
б ) соглашаемся с мнением или нет
в) актуальность, почему выбрал эту тему.
Г) основная часть;
Два аргумента почему согласился, два факта доказательство пример, все это сопровождается с обществоведческим понятием (пять, два из них с определением.)
Д) Заключение.
Вывод еще раз написать свое согласие или несогласие.
7.Итог урока. Оценки.