СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура здорового питания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просветительская работа по формированию культуры здорового питания

Просмотр содержимого документа
«Культура здорового питания»

Медненский филиал МБОУ « Сатинская СОШ»



Просветительская работа по формированию культуры здорового питания.





Классный час на тему «Культура здорового питания»





Киреева Я.А., учитель начальных классов



























Медное 2021





Цель: обеспечение необходимой информацией в области культуры питания для формирования правильного отношения к своему здоровому будущему.

Задачи:  

1) Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

2) Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания.

Ход классного часа

-Здравствуйте, дорогие ребята. Скажите пожалуйста, что такое здоровье?

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

-А теперь скажите честно, кто на все 100%, 90%, 80% чувствует себя здоровым? Почему?

-Как вообще определить, здоровы ли мы или нет?

-Что мы с вами можем назвать показателями здоровья?

Стройность, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма - органов дыхания, пищеварительной системы, кожи, волос, ногтей.

-Какое у вас зрение?

-Как часто вы болеете в течение одного года?

-Всегда ли у вас хорошее настроение и самочувствие?

-В какой группе по физкультуре вы состоите?

Итак, мы с вами выяснили что абсолютно здоровых людей не бывает. От чего же зависит наше здоровье?

-Что же может повлиять на состояние нашего здоровья?

Экологическая ситуация, качество воды, еды, спорт, режим дня, сна.

-Сегодня я бы хотела затронуть важный, на мой взгляд, аспект здорового образа жизни - культуру питания.

Культура питания является важнейшей составляющей частью человеческой жизни. Но в настоящее время, наше питание абсолютно не гармоничное и неправильное: мы много едим, неправильно и за компанию. Можно питаться по режиму, но необходимо употреблять те продукты, которые растут в нашей местности, потому что мы привыкаем с рождения к определённым вибрациям. Каждое растение, каждый продукт несут свои вибрации, и если человек употребляет продукты из другого региона, то к ним нужно привыкнуть. Сейчас привозят продукты со всего мира, и они несут другие вибрации, именно поэтому сейчас так много аллергии. 

-Есть среди вас те, кто страдает аллергией?

-Как вы думаете, можем ли мы изменить свои привычки питания? Если да, то как?

-А как вы питаетесь?

Давайте попробуем разобраться при помощи небольшого опроса.

Внимательно прочитайте каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. 


1.

Сколько раз в день Вы едите?

1.  3-5 раз

2.  1-2 раза

3.  7-8 раз, сколько захочу.


2.

Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?

1.  да, каждый день

2.  иногда не успеваю

3. не завтракаю.




3.

Едите ли Вы на ночь?

1.  стакан кефира или молока,

2.  молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),

3.  мясо (колбасу) с гарниром.


4.

Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?

1.  всегда, постоянно,

2.  редко, во вкусных салатах,

3.  не употребляю.


5.

Как часто на вашем столе бывают фрукты?

1.  каждый день,

2.  2 – 3 раза в неделю,

3.  редко.



6.

Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

1.  всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,

2.  ем иногда, когда заставляют,

3.  лук и чеснок не ем никогда.


7.

Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?

1.  ежедневно,

2.  1- 2 раза в неделю,

3.  не употребляю.


8.

Какой хлеб предпочитаете?

1.   хлеб ржаной или с отрубями,

2.   серый хлеб,

3.   хлебобулочные изделия из муки в/с.


9.

Рыбные блюда в рацион входят:

1.   2 и более раз в неделю,

2.   1-2 раза в месяц,

3.   не употребляю.


10.

Какие напитки вы предпочитаете?

1.   сок, компот, кисель;

2.   чай, кофе;

3.   газированные.



11.

В вашем рационе гарниры бывают:

1.    из разных круп,

2.    в основном картофельное пюре,

3.    макаронные изделия.



12.

Любите ли сладости?

1.   все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,

2.   пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3.   могу сразу съесть 0,5 кг конфет.


13.

Отдаёте чаще предпочтение:

1.   постной, варёной или паровой пище,

2.   жареной и жирной пище,

3.   маринованной, копчёной.


14.

Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?

1.   да,

2.  нет.


-Проанализировать своё питание вы можете следующим образом: сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями. 

Если Вы набрали от 15 до 21 баллов- Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности.

И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы! 

Если Вы набрали от 22 до 28 баллов- полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами. 

29 – 44 балла-Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!


По результатам тестирования в начальных классах 65 % учащихся сознательно относятся к своему здоровью и стараются питаться разнообразно, 22 % учащимся следует пополнить свой рацион полезными и нужными для организма веществами и 13 % опрошенным следует задуматься о своем питании и режиме.

Думаю вам необходимо проинформировать ваших родителей и поговорить с ними о культуре питания. Думаю никому не будет лишним знать об этом. Вы согласны?

Делая вывод, хочется сказать что быть здоровым не так уж и сложно. Всего лишь необходимо питаться правильно, заниматься спортом и стараться всегда быть в хорошем настроении. Сегодня мы затронули только один аспект из многих – культуру правильного питания. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать с себя. Ведь когда человек здоров, он чувствует себя бодрым, счастливым, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.

Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.

(А. Гришин )

-Всего вам доброго и будьте здоровы!

 












Викторина

«Здоровое питание»


Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы по теме:

«Правильное питание – залог здоровья».

Цель: формировать у школьников привычку к здоровому образу жизни.

Задачи:

- систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу полезных продуктов;

- учить выбирать самые полезные продукты для здорового и рационального питания;

- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;

- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.


Оборудование:

Карточки с изображением продуктов;

Разрезанные карточки с пословицами;

Карточки: БЕЛКИ, ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ, ВИТАМИНЫ;

Листки бумаги и ручки;

Жетоны.



Ход викторины:

Организационный момент.

Беседа по теме «Правильное питание – залог здоровья».

Учитель:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну «Здорового питания», познакомиться с продуктами полезными и опасными для здоровья, узнать много интересного и полезного. А самое главное – научиться выполнять правило: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу есть я». Ведь здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь».

Тема нашего занятия « Правильное питание – залог здоровья» и нацелено оно на то, чтобы создать условия для формирования потребности ведения здорового образа жизни. Сегодня мы с вами поговорим о том, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.


Учитель:

«Все продукты можно разделить на четыре группы, это БЕЛКИ… а дальше мне помогайте вы. Какие ещё группы вы можете назвать? (ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ, ВИТАМИНЫ).

- А сейчас мы разделимся на команды. (Дети берут карточки с изображением продуктов питания и садятся в группы по цвету).

БЕЛКИ – красный цвет (мясо, молоко, рыба, яйца, бобовые).

ЖИРЫ – жёлтый цвет( масло, сыр, сметана, орехи).

УГЛЕВОДЫ – синий цвет (хлеб, мука, крупы, плоды).

ВИТАМИНЫ – белый цвет ( морковь, лимон, зелень, фрукты).


Работа с пословицами.

Учитель:

- Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, когда его у нас уже нет». Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.

– А вот теперь первое задание! У вас на столах лежат конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Ваша задача правильно собрать эти пословицы и объяснить их значение. Победит та команда, которая быстрее справиться с этим заданием (она и получает жетончик).


1 группа:

- Здоров будешь – всё добудешь.

2 группа:

- Здоровье не купишь – его разум дарит.

3 группа:

- Здоровьем слаб, так и духом не герой.

4 группа:

- Дал бы бог здоровья, а счастье найдём


Молодцы! Вы прекрасно справились с первым заданием!


Учитель:

- А теперь давайте поговорим о ваших группах и продуктах, которые к ним относятся.

Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, думать – ЖИРЫ и УГЛЕВОДЫ (дети называют эти продукты), другие помогают строить организм и делают его более сильным и устойчивым к различным заболеваниям – БЕЛКИ (дети называют продукты из этой группы), третьи – содержат много ВИТАМИНОВ, которые помогают организму расти и развиваться.

- А какие витамины встречаются в природе? На этот вопрос я предлагаю вам ответить при помощи загадок. Задача каждой команды отгадать как можно больше загадок и постараться рассказать, чем полезен названный продукт (за правильную отгадку и рассказ, команда получает жетончики).


Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)


Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки,

И крупной соли полмешка. (Капуста)


Щёки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)


На грядке длинный и зелёный.

А кадке - тёмный и солёный. (Огурец)


Как на нашей грядке

Выросли загадки-

Вот какие крупные

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)


Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Много - много накопали ! (Картошка)


Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

И к пище приправа,

И на болезни управа. (Чеснок)


На болоте, на лугу

Витамин зарыт в снегу. (Клюква)


Вот это здорово! Какие вы все молодцы! Разгадали все загадки!



Работа с правилами здорового питания.

Каждая группа должна придумать несколько правил здорового питания. (Каждой группе даётся на обсуждение 5 минут, жетончик получает та группа, чьи правила будут ближе к правилам здорового питания)


Пример:

  1. Есть поменьше сладостей и булочек, т.к. в этой пище много углеводов, которые превращаются в жир, что может привести к полноте.

  2. Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

  3. Пища не должна быть горячей, обжигающей.

  4. Необходимо соблюдать режим, т.к. организм привыкает к нему и пища лучше усваивается.

  5. Утром необходимо завтракать. У школьников (если не завтракали) может болеть голова, внимание будет рассеянным, уменьшится работоспособность.

  6. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна, т.к. наедаться на ночь вредно.

Итак, вы справились и с этим заданием на отлично! А у группы…… получилось это чуть лучше, поэтому она и получает жетончик!


Игра

Ну а теперь дорогие ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Вредно – Полезно». 

На столе лежат карточки с изображёнными на них продуктами питания. Ваша задача - распределить эти продукты на полезные и вредные и прокомментировать свой выбор. У кого получится правильнее, тот и получает жетончик.

Учитель:

А теперь давайте послушаем, употребление каких продуктов приносит пользу, а каких вредит нашему организму. (Проверка выполнений заданий групп)

Капитаны перечисляют продукты, которые приносят пользу, а затем продукты, которые приносят вред нашему организму.

Итак, полезные продукты у нас это: рыба, мясо, крупы, овощи, фрукты, молочные продукты.

Но, ребята, Вы должны знать и запомнить продукты, которые наносят больше вреда нашему организму, нежели пользы это: чипсы, сухарики, кириешки, лимонад, пепси, кока – кола и др.


Анкетирование.

А сейчас мы посмотрим, как вы поняли, что такое здоровая и полезная пища. Проведём анкетирование. Группы сначала обсуждают, а затем пишут у себя на листочках ответы (у каждой группы на столах лежат анкеты с вопросами). Затем идёт проверка правильности выполнения задания. Побеждает и получает жетончик та группа, которая ответит на все вопросы анкеты быстрее и правильно.


1) У тебя есть деньги. Что ты купишь покушать в магазине на завтрак?

а) сок, творожный сырок, банан;

б) Лимонад, чупа – чупс, чипсы;


2) Ты пришёл после прогулки голодный. Что ты выберешь?

а) пирожные, чай, шоколадные конфеты, мороженое;

б) картофель отварной, котлеты, хлеб, молоко с печеньем;

в) печенье, бутерброды, лимонад;


3) У тебя есть деньги. Ты пришёл в столовую. Выбери обед:

а) макароны с сыром (или без сыра), пирожное, чай, шоколад;

б) Жареный картофель, гамбургер, мороженое, газированный напиток;

в) салат овощной, хлеб, суп, каша, гуляш с гарниром, компот;


Составление меню.

Учитель:

Пришло время поговорить о МЕНЮ. Ваша задача объяснить значение слова МЕНЮ, и затем в своих группах составить МЕНЮ ученика 4 класса на день, соблюдая все правила здорового питания. Жетончик получает та группа, которая лучше всех с этим справилась.


Подведение итогов.

Подсчёт жетончиков

Учитель:

Побеждает группа….. И ей присваивается звание главных консультантов по здоровому питанию.

Каждый должен уметь беречь своё здоровье. Я думаю, вы все сегодня достойны навсегда поселиться в стране «Здорового питания». Посмотрите друг на друга, какие вы все весёлые и радостные. Надо стремиться в жизни к тому, чтоб каждый день был днём ЗДОРОВЬЯ!


Ученик 1:

Вот горит зелёный свет,

Получаем на обед помидоры и капусту,

Лук и перец самый вкусный

Рыбу свежую и мясо.

И подсолнечное масло

Фрукты, ягоды, салат -

Всё полезно для ребят.




Ученик 2:

Жёлтый свет – это продукты,

Но не овощи и фрукты.

Сыр, сметана и творог,

Глазированный сырок,

Привезли издалека,

Три бидона молока –

Это всё полезно очень,

Ешьте через день по очереди.


Ученик 3:

Тот, кто хочет толстым стать,

Должен целый день жевать:

Плюшки, торт, конфеты, сахар,

Мясо, жареное в масле,

Есть печенье, шоколад,

Фанту пить и лимонад.

Красный цвет подметит метко –

Ешь такое крайне редко.


Учитель:

Я же хочу пожелать вам крепкого здоровья и научиться всегда выполнять правила здорового питания, о которых мы сегодня говорили. Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что – то хорошее. Спасибо за внимание и активную работу!



























Мониторинг удовлетворенности школьным питанием обучающихся.

Анкета «Питание глазами учащихся»

Целью проводимого исследования является изучение общественного мнения об организации школьного питания. Просим Вас, ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Благодарим за участие!




Вопросы анкеты

Ответы

да

скорее «да», чем «нет»

скорее нет», чем «да»

нет

1

Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?





2

Устраивает ли тебя ежедневное меню?





3

Удовлетворён ли ты качеством приготовления пищи?





4

Удовлетворён ли ты работой обслуживающего персонала?





5

Удовлетворён ли ты графиком питания?





6

Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?





7

Считаешь ли ты рациональным организацию горячего питания?





8

Удовлетворён ли ты санитарным состоянием столовой?





1.      Отметьте ответ на вопрос: Работа школьной столовой Вас полностью устраивает? (ДА,НЕТ)

2.      Отметьте галочкой, что в работе школьной столовой Вас не устраивает:

1

меню/ассортимент продукции школьной столовой 

2

вкус/качество продукции, реализуемой в школьной столовой 

 

3

оформление и состояние обеденного зала 

4

чистота обеденного зала и оборудования для раздачи пищи 

5

запах в столовой 

 

6

большие очереди у раздачи/буфета 

7

отведенное для приема пищи время (короткая перемена) 

8

отношение персонала 

 

9

часы работы столовой 

10

посуда в школьной столовой (чистота) 

Мониторинг осуществлялся с целью определения  степени удовлетворенности школьным питанием обучающихся, учета предложений и замечаний  учащихся по организации  питания в школьной столовой.

Правильное питание - одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний. Организация правильного питания младшего школьника должна отвечать 5 основным принципам - оно должно быть разнообразным (чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми питательными веществами), регулярным, адекватным (соответствовать энерготратам ребенка в течение дня), безопасным, вызывать приятные ощущения и положительные эмоции.

Мониторинг осуществлялся учителем начальных классов Киреевой Я.А. в виде анкетирования учащихся 2,4 классов (8 человек) с 01.09.2020.

По итогам мониторинга отмечается, что существенных проблем с обеспечением школьников младших классов горячим питанием нет. График питания школьников сформирован с учетом наполняемости классов и безопасной рассадки детей в столовой. В школьной столовой перед входом размещены антисептики, предусмотрена дополнительная дезинфекция столов и посуды. Меню в столовой разнообразно и содержит рекомендуемый рацион правильного питания. Дети получают порцию горячих первых блюд, вторых блюд, напитки и фрукты.

В целом, учащиеся и их родители удовлетворены организацией правильного питания в школьной столовой.

Результаты мониторинга  
« Удовлетворенность школьным питанием»

 

п/п

Вопросы и варианты ответов

Ответы обучающихся

1

 

Как ты питаешься в школе?

1.1.

Обедаю

80%

1.2

Завтракаю и обедаю

20%

1.3.

завтракаю

0

2.

 

Что тебе нравиться кушать больше всего?

2.1.

Первые блюда, суп

10%

2.2.

Каши, макароны, картофель

20%

2.3.

Выпечка, пирожки, булочка

82%

2.4.

Мясное, рыбное блюдо

70%

2.5.

Конфеты, печенье

100%

2.6

Салаты, овощи

0

2.7.

Другое

 

 

0

3.

 

Оцени, пожалуйста, качество питания в школе (в столовой)

4.1.

Отлично

40%

4.2.

Хорошо

40%

4.3.

Удовлетворительно

20%

4.4.

Неудовлетворительно

 

4.5.

Затрудняюсь ответить

0%

4

 

Что тебе  нравится в организации школьного питания?

5.1.

Вкусно готовят

70%

5.2.

Разнообразные блюда

30%

5.3.

Другое

 0

6.

 

Что тебе не нравится в организации школьного питания?

6.1.

Слишком дорого для нашей семьи

 

6.2.

Невкусно, не устраивает качество блюд

 

6.3.

Неуютное помещение столовой

 

 

6.4

Блюда однообразные, скучные, повторяющиеся изо дня в день


6.5

Мало времени, не успеваю поесть

 20%

6.7.

Другое

 

 

7.

 

Считаешь ли ты питание в школе здоровым и полноценным?

7.1.

Да

80%

7.2.

Нет

 

7.3.

Затрудняюсь ответить

20%

8.

Ваши пожелания по поводу организации школьного питания.

Пожелания
добавить в меню фрукты  и натуральные соки(ежедневно);