СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповые формы работы, их роль в социальной адаптации школьников с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные черты европейской культуры в IX – XII веках. Особенности культуры Руси. Письменность и грамотность. Литература. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Жизнь земледельцев. Жизнь горожан. Жизнь князей и бояр. 

Просмотр содержимого документа
«Групповые формы работы, их роль в социальной адаптации школьников с ОВЗ.»

Культурное пространство Европы и культура Руси. Повседневная жизнь населения.

Культурное пространство Европы и культура Руси. Повседневная жизнь населения.

Основные черты европейской культуры в IX – XII веках. Развитие образования в Византии (школа в Магнаврском дворце – 855 год). Расцвет в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе (Византия). Резкий упадок культуры в Западной Европе в конце V – конце VIII в. (После падения Западной Римской империи). Оживление культурной жизни при Карле Великом – «Каролингское Возрождение» (создание Академии при дворе императора). Развитие образования Западной Европе с XI века: строительство городских школ, открытие первых университетов в Болонье, Оксфорде и т.д.

Основные черты европейской культуры в IX – XII веках.

  • Развитие образования в Византии (школа в Магнаврском дворце – 855 год).
  • Расцвет в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе (Византия).
  • Резкий упадок культуры в Западной Европе в конце V – конце VIII в. (После падения Западной Римской империи).
  • Оживление культурной жизни при Карле Великом – «Каролингское Возрождение» (создание Академии при дворе императора).
  • Развитие образования Западной Европе с XI века: строительство городских школ, открытие первых университетов в Болонье, Оксфорде и т.д.
Особенности культуры Руси Основа древнерусской культуры – наследие восточных славян (мифы, сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство древних кузнецов). Активное развитие устного народного творчества (сказки, песни, былины). Влияние Византии на культуру Руси : от копирования византийских культурных ценностей к созданию собственных уникальных шедевров. Главный мотив древнерусского искусства – призыв к патриотизму.

Особенности культуры Руси

  • Основа древнерусской культуры – наследие восточных славян (мифы, сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство древних кузнецов).
  • Активное развитие устного народного творчества (сказки, песни, былины).
  • Влияние Византии на культуру Руси : от копирования византийских культурных ценностей к созданию собственных уникальных шедевров.
  • Главный мотив древнерусского искусства – призыв к патриотизму.
Письменность и грамотность Возникновение письменности у славян произошло еще до принятия христианства. Открытие школ при церквах и монастырях: обучение письму, чтению, счету, основам христианского вероучения. Перевод книг с греческого языка на русский ( жития святых, исторические сочинения). Пергамент – материал, из которого изготавливались книги на Руси. Книги украшали миниатюрами . Остромирово Евангелие – одна из самых древних книг на Руси. Широкое использование берестяных грамот свидетельствовало о высоком уровне грамотности на Руси.

Письменность и грамотность

  • Возникновение письменности у славян произошло еще до принятия христианства.
  • Открытие школ при церквах и монастырях: обучение письму, чтению, счету, основам христианского вероучения.
  • Перевод книг с греческого языка на русский ( жития святых, исторические сочинения).
  • Пергамент – материал, из которого изготавливались книги на Руси. Книги украшали миниатюрами .
  • Остромирово Евангелие – одна из самых древних книг на Руси.
  • Широкое использование берестяных грамот свидетельствовало о высоком уровне грамотности на Руси.
Литература Литература на Руси была связана, в первую очередь, с летописанием . «Повесть временных лет» (XII век, Нестор). Новгородские летописи. Житие́ – описание жизни людей, причисленных Церковью к лику святых («Житие Бориса и Глеба», XII век, Нестор). Слово – торжественное и поучающее обращение («Слово о Законе и Благодати», XI век, Иларион). «Поучение» Владимира Мономаха: размышления о воспитании детей, о том, какие нравственные ценности они должны усвоить.

Литература

  • Литература на Руси была связана, в первую очередь, с летописанием .
  • «Повесть временных лет» (XII век, Нестор).
  • Новгородские летописи.
  • Житие́ – описание жизни людей, причисленных Церковью к лику святых («Житие Бориса и Глеба», XII век, Нестор).
  • Слово – торжественное и поучающее обращение («Слово о Законе и Благодати», XI век, Иларион).
  • «Поучение» Владимира Мономаха: размышления о воспитании детей, о том, какие нравственные ценности они должны усвоить.
Устное народное творчество Былины – поэтические сказания о прошлом. Илья Муромец. Добрыня Никитич. Алеша Попович. Микула Селянинович.

Устное народное творчество

  • Былины – поэтические сказания о прошлом.
  • Илья Муромец.
  • Добрыня Никитич.
  • Алеша Попович.
  • Микула Селянинович.
Зодчество и изобразительное искусство Деревянное зодчество: многоярусные здания, башенки, терема. Украшение резьбой по дереву. Начало каменного строительства храмов после принятия христианства (989 г. – Десятинная церковь, 1017 – 1037 гг. – Софийский собор в Киеве). Крестово-купольные храмы. Иконы, фрески, мозаики – главные украшения храма.

Зодчество и изобразительное искусство

  • Деревянное зодчество: многоярусные здания, башенки, терема. Украшение резьбой по дереву.
  • Начало каменного строительства храмов после принятия христианства (989 г. – Десятинная церковь, 1017 – 1037 гг. – Софийский собор в Киеве).
  • Крестово-купольные храмы.
  • Иконы, фрески, мозаики – главные украшения храма.
Художественное ремесло Изготовление оружия и доспехов: копья, мечи, щиты, кольчуги. Высокий уровень древнерусских ювелиров: изготовление серёжек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий и т.д. Ювелиры использовали сложную технику изготовления украшений: Зернь. Скань.

Художественное ремесло

  • Изготовление оружия и доспехов: копья, мечи, щиты, кольчуги.
  • Высокий уровень древнерусских ювелиров: изготовление серёжек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий и т.д.
  • Ювелиры использовали сложную технику изготовления украшений:
  • Зернь.
  • Скань.
Жизнь земледельцев Распашка новых земель, развод скота, ловля рыбы, охота, оборона от разбойников и кочевников. Были распространены большие семьи . Дети с малолетнего возраста являлись главными помощниками взрослых. Зимними вечерами женщины пряли, шили одежду, мужчины – чинили домашнюю утварь. Сохранение языческих имен и праздников. Жилища: на юге – полуземлянки , на севере – избы . Дома топились по-чёрному. Основные элементы одежды: мужчины – рубаха, порты́, зипун, шуба, о́нучи, лапти. Женщины – длинная холщовая рубашка, домотканая шерстяная юбка, обруч из кожи или бересты, у замужних – чепец, украшения из меди и недорогих камней.

Жизнь земледельцев

  • Распашка новых земель, развод скота, ловля рыбы, охота, оборона от разбойников и кочевников.
  • Были распространены большие семьи . Дети с малолетнего возраста являлись главными помощниками взрослых.
  • Зимними вечерами женщины пряли, шили одежду, мужчины – чинили домашнюю утварь.
  • Сохранение языческих имен и праздников.
  • Жилища: на юге – полуземлянки , на севере – избы . Дома топились по-чёрному.
  • Основные элементы одежды: мужчины – рубаха, порты́, зипун, шуба, о́нучи, лапти. Женщины – длинная холщовая рубашка, домотканая шерстяная юбка, обруч из кожи или бересты, у замужних – чепец, украшения из меди и недорогих камней.
Жизнь горожан В городах жили князья, дружинники, бояре, купцы, обычные горожане, ремесленники пр. В каждом городе собиралось вече, шумели торги, собирались ярмарки. Города – центры культуры. Жизнь и быт простых горожан практически ничем не отличался от крестьянского.

Жизнь горожан

  • В городах жили князья, дружинники, бояре, купцы, обычные горожане, ремесленники пр.
  • В каждом городе собиралось вече, шумели торги, собирались ярмарки.
  • Города – центры культуры.
  • Жизнь и быт простых горожан практически ничем не отличался от крестьянского.
Жизнь князей и бояр Воспитание княжеских детей. Жилище князей и бояр – хоромы: несколько строений, соединенных переходами; в центре – терем. Рядом – летние помещения. Большая парадная горница, в которой хозяин пировал со своей дружиной. Жилища господских управителей: поварня, конюшня, кузница, кладовая и т.д. Главное развлечение знати – охота и пиры. Одежда знатных людей. Мужчины: рубаха и порты́ из дорогих тканей, епанча, кожаные сапоги. Женщины: шелковая рубаха, бархатный плащ, сарафан (любили красный цвет), поясная лента, кокошник. Украшения: золотые и серебряные цепочки, ожерелья, серьги, браслеты и пр.

Жизнь князей и бояр

  • Воспитание княжеских детей.
  • Жилище князей и бояр – хоромы: несколько строений, соединенных переходами; в центре – терем. Рядом – летние помещения. Большая парадная горница, в которой хозяин пировал со своей дружиной.
  • Жилища господских управителей: поварня, конюшня, кузница, кладовая и т.д.
  • Главное развлечение знати – охота и пиры.
  • Одежда знатных людей. Мужчины: рубаха и порты́ из дорогих тканей, епанча, кожаные сапоги. Женщины: шелковая рубаха, бархатный плащ, сарафан (любили красный цвет), поясная лента, кокошник. Украшения: золотые и серебряные цепочки, ожерелья, серьги, браслеты и пр.
Домашнее задание Опережающее задание – §12 прочитать.

Домашнее задание

  • Опережающее задание – §12 прочитать.