Учитель года Нефтекамска - 2019
Тема:
«Культуроведческая компетенция как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития школьников»
учитель русского языка и литературы
Галимова Венера Камоловна
Конкурсное задание «Методический семинар»
Д.С.Лихачев
Что сегодня главное?
Создать
научную картину мира
Научить школьника жить
Сформировать компетенции
Противоречия, проблемы:
Потребность в человеке с высоким уровнем коммуникативной компетенции, самостоятельностью, независимостью суждений, сочетающейся с уважением к мнению других людей
Несформированность ценностно-смыслового, духовно-нравственного стержня личности
Потеря морально-нравственных устоев
Утрата традиций
Цель работы - реализация культуроведческой компетенции на уроках русского языка и литерат уры
Задачи
Опыт разработан на основе
- Содействовать целостному мироощущению школьников, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в слове и произведениях искусства;
- Создавать среду общения на уроках и во внеклассной работе для освоения народного искусства;
- Способствовать формированию культурной памяти, связывающей настоящее с культурным прошлым народа, языком и литературой;
- Формировать этноязыковую компетентность школьника.
Гуманистическая педагогика - направление в педагогике, ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей.
Гуманистическое мировоззрение
Гуманистическое сознание
Эмоции, чувства
Сознание
Мир интересов
Память
Ценностные ориентиры
Связь компетенций
Предметные компетенции
Коммуникативная компетенция - это овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи
Языковая и лингвистическая компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры
Культурологическая компетенция- это такое качество личности, которое позволяет:
быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства
ощущать себя объектом культурно-исторического процесса
ЛОГО
быть частью современного мира, оперируя реалиями, обычаями, образами и своего народа, и других народов Земли
Культуроведческий подход
Проектная деятельность
- осознание языка как формы выражения национальной культуры
Внеурочная деятельность
- взаимосвязь языка и истории народа
Применение ИКТ технологий
- овладение национально – маркированными единицами языка
Технология
освоения концептов русской культуры
- использование различных видов искусств на уроках.
Место культуроведческой компетенции в требованиях ФГОС к «портрету выпускника школы»
Какой он – современный выпускник?
уважение к ценностям семьи
Любовь к родному краю
уважение к истории
чувство гордости за свою страну
уважение к другим народам России
уважение к личности
Личностная культура, семейная и социальная культура
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Личностно-ориентированное обучение
Диалог с текстом
Концентрированный текст
- Текстовые упражнения – условие создания ситуации общения
- Формируется языковая личность
- Духовно-нравственное развитие учащихся
ТАСК-анализ
(тезис-анализ-синтез-ключ)
- Что вы знаете об авторе этого текста?
- Кому посвящен этот текст?
- Как бы вы сформулировали эту тему текста?
- 1 тема этнокультурная – русская изба,
- 2 тема - лингвистическая «Второстепенные члены предложения».
КАК изучать культуроведческий материал на уроках на уроках русского языка?
Работа по речевому этикету
Работа по лексике и фразеологии (работа со словарями)
Работа с эпиграфами
Использование материалов по этимологии (работа с этимологическим словарем)
Работа со словарями
Новые учебники
Цель литературного образования
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры
Формы работы по формированию культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы
- Работа с культуроведческими и искусствоведческими тестами.
- Сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением.
- Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию.
- Сопоставление произведений разных видов искусств.
- Проведение специальных уроков «Погружение в эпоху».
- Виртуальные экскурсии.
- Интегрированные задания и проекты.
Методические приемы
Знаю-не знаю
Опрос-кроссворд
Согласен-не согласен
Деловые игры
Эссе
Синквейн
Модель интегрированного урока литературы :
Уроки интеграции
литературы и мировой художественной культуры (живописи)
технология проблемного обучения
Зачем?
позволяет активизировать мышление обучающихся
в ходе работы над проблемным заданием по картине
Задачи на уроке:
- сопоставление картин и литературных первоисточников (соответствие замысла художника и автора в раскрытии замысла, тематики, образов и др.);
- углубление знаний учащихся в области теории и истории мировой художественной литературы;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- повышение уровня культуры чтения, развитие образного мышления учащихся.
- А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
- иллюстрации В.М.Васнецова к «Песни о вещем Олеге».
Внеурочная деятельность по формированию культуроведческой компетенции
Результаты обученности: предметные
Повышение познавательной активности :
Участие в НПК
Результаты обученности:
личностные
метапредметные
Гуманистические ценности
Справедливость - 1
Счастье - 2
Свобода - 3
Добро - 4
Честь, достоинство и совесть - 5
Дружба -6
Миролюбие -
Патриотизм -7
Милосердие -9
Вера и идеалы - 11
Истина -10
Коллективизм -12
Чему жизненно важному учит Вас школа?
Самостоятельности и уверенности в себе - 1
Умению общаться-2
Уважению к людям, человеколюбию - 3
Дружбе - 4
Самопознанию - 5
Доброте - 6
Творческому отношению к жизни - 7
Организаторским умениям - 8
Жизнелюбию - 9
Преданности – 10
Ничему не учит - 9
Затрудняюсь ответить – 11
Готовность к сотрудничеству и коллективной деятельности
Умение работать с информацией
Умение представить результат своей работы в форме сообщений, эссе, рефератов, презентаций
Опыт проектно-исследовательской деятельности
Транслируемость опыта
Участие в городской НПК преподавателей «Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка при изучении лексики с национально-культурным компонентом значения».
Мастер-класс на тему «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» (в рамках педсовета).
Выступление на педсовете по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы», «Как развить интерес к чтению».
Размещение описания опыта на личном сайте
Прогностический аспект педагогического опыта
Ожидаемые результаты педагогической деятельности
Культуроведческая компетенция
коммуникативная компетенция
информационная компетентность
осознание процесса познания
интерес к предмету
гибкость мышления
эмоционально развитый
креативный
самостоятельный
толерантный
отзывчивый
ответственный
постижение и обогащение учащимися нравственных и духовных ценностей
Использованная литература
1. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2003.
2. Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка: Журнал «Русская словесность» № 5, 2008.
3. Комарова Ю.В Приемы формирования культуроведческой компетенции школьников на основе текстов художественной литературы. http:// old.iro.yar.ru/pnpo/uch08/36.doc
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение. 2010.
5. Ерёмина Ж. «Актуальность преподавания культурологии”- «Учитель» №2 2007г.
6. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы// Русский язык в школе.- 1989, №6, с.30-33.
7. Хаустова Д.А. От живописи – к словесности. Русская словесность. – 2010, №1, с.2-4